Почему мы их не любим. Православные священники – мишень информационной войны
Интервью с психологом Михаилом
Хасьминским
– В последнее время все чаще разгораются
дискуссии с негативными высказываниями в адрес
священнослужителей. Удивляет то, что после нелестного
высказывания о священниках какого-либо одного блогера, к
нему тут же подключается множество других – таких же
негативно настроенных людей. И хотя понятно, что эти
люди ни разу в жизни со священниками дела не имели
(иначе в этих отзывах были бы какие-то факты, примеры из
жизни), в их ответах встречается много злобы. Как это
можно объяснить? Ведь мы обычно не злимся на людей,
которые не причиняли нам никакого вреда. А священники
определенно ничего плохого не сделали всем этим людям,
пишущим о них с такой ненавистью. Хотелось бы узнать
психологическое объяснение этой ненависти.
– Тут присутствует такой интересный
момент: почти вся блогосфера, как многим известно,
является эффективным оружием пропаганды разных структур
общества: социальных, экономических, политических и
прочих. Для этих целей различными заинтересованными
группами специально выделяются деньги и нанимаются
работники. Разработаны специальные программы,
позволяющие одному блогеру писать одновременно под
разными именами, с разных IP. В блогах во время
интернет-обсуждений зачастую идет скрытое навязывание
определенных, выгодных заказчику фактов и позиций по
различным вопросам. Об этом знают практически все
блогеры, называя таких заинтересованных участников
троллями. Но поделать с этим ничего не могут, поскольку
невозможно выявить всех троллей, и даже слова выявленных
невозможно стереть из памяти.
Результатом таких долгосрочных
манипуляций может стать искажение фактов, разжигание
розни между народами, и даже подрыв политической системы
и экономики государства. Известно, что госдепартамент
США выделяет на информационную войну в блогосфере
огромные деньги. Известны и некоторые результаты этой
войны. К примеру, признано, что народные волнения и
революции, которые разгорелись недавно в ряде стран
Африки и Ближнего Востока начались с подготовки в
социальных сетях.
Но в мире существуют и другие революции
– революции сознания, направленные на то, чтобы
подготовить общественное мнение к определенным
изменениям. Именно это и наблюдается сейчас в нагнетании
атмосферы негатива по отношению к православию и
служителям Церкви. Ведь что такое религия? Религия для
народа – это то, что его цементирует и делает его
единым, то, что делает его более крепким и стабильным.
Этот факт подтверждается словами бывшего советника
президента США по национальной безопасности США Збигнева
Бжезинского, который еще в 1991 году после развала СССР
открыто заявил: "После разрушения коммунизма
единственным врагом Америки осталось русское
православие".
– Но у нас в стране живут люди различных
верований, не разъединяют ли разные религии народы
России?
– Несколько религий в стране было
всегда, но они никогда не разделяли народ по этому
признаку, а всегда мирно существовали рядом и созидали
духовную основу народа российского. Например, в Казани
уже несколько веков прекрасно жили рядом и русские, и
мусульмане. И никто там никогда не слышал о каких-то
глобальных выступлениях против иноверцев. Были
дагестанцы в составе Российской Империи, были
среднеазиатские народы. Но не было тех вражеских сил,
которые настраивали их друг против друга. А теперь они
чрезвычайно активизировались, и их подрывная работа
ведется во всех средствах массовой информации, в том
числе и в интернете.
То, что происходит сейчас, – вся эта
навязанная нам национальная и религиозная вражда –
настоящая катастрофа для страны. Ведь мы вместе прошли
через страшную войну, вместе победили нацизм. Никто
тогда не разделял народ на мусульман, христиан и так
далее – не было этой вражды, а была настоящая дружба. И
в Российской Империи ее тоже не было. А теперь мусульман
пытаются натравить на православных священников, и мы,
кстати говоря, стали свидетелями уже многих таких не
только выступлений, но и преступлений. Вспомните убитых
в Чечне, в Дагестане, да и в самой России священников
Православной Церкви. То же противостояние религий
происходит и в других мусульманских регионах. В
Татарстане, в Башкирии, в других республиках – почти
нигде не осталось спокойных мест, где бы ни натравливали
местное население на православных священников.
Соответственно в более спокойных в этом отношении,
скажем так – "русских регионах" – натравливают народ на
мусульман. Организуются выступления против строительства
мечетей.
Думаю, что на это есть политический
заказ, и многие над ним уже работают. Ведь обходится
такое влияние на умы людей достаточно дешево: зашел в
интернет один человек и за день написал триста постов,
за которые получил, допустим, 10 долларов. И потом
написал и ответы на свои же посты. А по закону
социального подтверждения подобное притягивает подобное:
все, кому более-менее созвучно то, что он написал,
начинают вставлять свои идиотские комментарии.
Так называемым "троллям" деньги платят
за выполнение разных задач. В том числе и для того,
чтобы дискредитировать Церковь, ослабить доверие
населения к своим пастырям. Кроме таких "троллей",
комментарии, направленные на очернение священного сана,
могут писать и участники множества атеистических форумов
и организаций. Возможно, что кто-то из них "кидает
призыв", и все активисты форума устремляются в
определенный блог развивать начатую им тему, все по
одному посту... В результате, у читателей этого "топика"
складывается впечатление, что весь народ абсолютно и
категорически настроен против священства, хотя на самом
деле такого быть не может. Хотя бы потому, что если у
кого-то из тех же людей умирает родственник, то даже
многие самые атеистически настроенные люди идут в храм
на отпевание, заказывают службы, обращаются к
священникам за советом и так далее. Число же
по-настоящему верующих достаточно велико. Считающих себя
верующими – еще больше. Более пятидесяти процентов...
Это результат многих опросов и исследований.
Так спрашивается, откуда же тогда
столько ненависти, столько лжи выплескивается в этих
блогах, кто это все пишет? И где же тогда эти пятьдесят
процентов верующих? Да где же, хотя бы, те пять
процентов людей, которые являются настоящими членами
Церкви? Ответ прост: это дело техники. Это – назовем
вещи своими именами – информационная война против
Церкви, которая ведется некими силами, и ведется весьма
эффективно.
Информационное оружие в наше время –
главное средство ведения войн. Одна из из целей таких
войн – подорвать доверие не только к формальным лидерам,
но и к носителям национального духа и нравственности.
Так было и раньше. На кого, в первую
очередь, всегда была направлена вражеская активность? На
старший офицерский состав и на генералов. Безусловно,
священник, он же пастырь, он же "пастух" – это офицер.
Тем более архиереи (епископы, митрополиты, патриарх) –
их уже можно сравнить с генералами, которые ведут людей,
структурируют общество. Убийством или дискредитацией
руководства достигаются задачи информационной войны.
Поэтому не удивительно, что пропаганда сейчас направлена
именно против этих людей.
– Задача – дискредитировать, а что после
этого?
– Цель у любой войны одна.
Дискредитировав командование, достигается
неуправляемость самой структуры. Дальше уже можно легко
рушить всю эту структуру. Потому что там, где нет
доверия к руководству, в том числе и к духовному, – там
сама структура становится неуправляемой. Это уже не
войско и не единение. Такая структура не может решать
никаких задач. Это толпа, которую можно повести и
завести куда угодно: хоть в плен, хоть на минное поле,
хоть в западную "демократию" или в антирелигиозное
мракобесие. Вот в чем цель.
– Понятно, что нравственное влияние
Церкви на людские души благоприятно и для страны в
целом. Ведь народ нравственный труднее обмануть,
поработить и завоевать, чем безнравственный?
– Естественно, и этому есть множество
исторических подтверждений. Как только народ склоняется
к какому-то греху, например, к гомосексуализму, как
только разрушаются вследствие этого его нравственные
категории, которые определяются религией, сразу
начинается деградация общества и разрушение государства.
Вспомним Римскую Империю, древних греков.... В России
перед революцией 1917-го года, куда было направлено
острие революционной пропаганды? На дворянство,
офицерство и духовенство. Хотя духовенство в то время
тоже ничего плохого революционерам не сделало.
Так внешние враги пытаются сейчас
подорвать доверие людей к служителям церкви, чтобы
препятствовать ее задаче нравственного, духовного
воспитания. Чтобы ими потом было проще управлять
процессом нравственной, интеллектуальной и физической
деградации народа, который сейчас успешно
осуществляется.
Такой способ манипуляции сознанием можно
рассмотреть на простом примере. Чтобы вовлечь подростка
в бандитскую среду, первое, что стремятся сделать
бандиты – принизить доверие этого подростка к своим
родителям и учителям, разрушить их авторитет. Им нужно
каким-то образом его вывести из-под влияния тех, кто его
воспитывает и учит. Только после этого есть шанс, что он
будет участвовать вместе с ними во всех их грязных
делишках. Вот такой "увод из-под влияния" и является
целью заказчиков этого очернительства Церкви, которые
сейчас организовали информационную войну против
Православия.
– Мне кажется, что все-таки такое
внешнее информационное влияние находит еще и какую-то
внутреннюю опору в тех людях, которые ему подвержены.
Это не только обычное невежество в вопросах реальной
жизни священников и церковной жизни вообще, но и
какие-то внутренние причины, по которым эти люди так
охотно принимают ложь за истину.
– Ну конечно, такие причины есть. Такие
"слабые места" в человеке – это его внутреннее
несовершенство, его грехи. Душевная нечистота противится
всему нравственному точно так же, как грязнуля
противится мытью рук, а ленивый ученик противится
учению. Тот же блудник или гомосексуалист не могут
принять Церковь в том виде, в каком она есть, потому что
она задает слишком для них высокие нравственные планки.
Им остается ее только осуждать и поливать грязью.
Когда какому-нибудь моральному уроду
становится тяжело и неуютно находиться среди
нравственно-чистых людей, он обязательно начнет говорить
про них какие-нибудь гадости, чтобы создать для себя
иллюзию "одинаковости". "Да кто в России не ворует?" –
это выражение стало для нас уже привычным. Значит, можно
спокойно воровать. "А гомосексуализмом даже животные
занимаются, и вообще – это нормально!" – тоже из серии
самооправданий и попытки сделать из черного белое.
Сейчас, когда в стране царит культ стяжательства, многие
начали с умным видом заявлять что-нибудь наподобие:
"Человек, по самой своей сути, – существо низменное".
Значит, иметь низменные побуждения тоже нормально? Тогда
можно творить что угодно!
То есть Церковь задает определенную
планку отношений в человеческом обществе. И те, кто
живет вне этих рамок, чувствуют себя неуютно. Они
думают, что если уничтожить Церковь, то и духовные
законы действовать перестанут. Но это не так.
– Скажите, как с точки зрения
человеческой психологии можно объяснить убийства
священников? Ведь что-то этими убийцами движет? Или
ничего, кроме злобной непримиримости к Православию, как
к чужой вере?
– Почему убивают хороших, чистых душой
людей? Да потому, что этими убийцами-подонками движет не
просто ненависть, а ненависть, вызванная черной
завистью. Зависть рождает ненависть, и прикрывается
презрением.
Возьмем такую метафору: попал по
недоразумению на олимпиаду по какой-нибудь науке полный
неуч, к тому же злобный. И как он будет себя чувствовать
в этой среде? Конечно, он подумает или даже скажет: "Все
вы здесь чокнутые "ботаники", все придурки, один я
нормальный".
Больше всего ненавидят тех, кто умнее
или добрее, – тех, кто тебя в чем-то превзошел. Потому
что ненавидеть того, кто ниже тебя и меньше умеет,
смысла никакого нет – нечему завидовать. Сознательно или
подсознательно, но эти ненавистники понимают, что
священники их выше и чище, и что правда на их стороне, а
от этого чувствуют себя приниженными и начинают их
ненавидеть.
– Некоторые люди упрекают священников в
невнимательности, в том, что они не уделяют внимания или
резко отвечают на заданный вопрос, обличают.
– Конечно, священники не идеальны, ведь
они тоже люди. Бывает, что некоторые из них ведут себя
неподобающим священнику образом: бывают невнимательные
священники, бывают священники, страдающие осуждением – у
каждого свои личностные особенности и недостатки. Так
что кое-кого из них, возможно, упрекают вполне
заслуженно. Но давайте посмотрим на вопрос шире: если вы
приходите на прием к врачу и видите, что у него масса
недостатков: он нетерпелив, малограмотен, не отвечает на
ваши вопросы, не дает советов... Что вы предпримете?
Скорее всего, пойдете к другому. Плохо лечит один –
найдете того, кто лечит хорошо. Но из-за того,
невнимательного и грубого, вы ведь не перестанете
лечиться совсем? Не разуверитесь в медицине, как
таковой? Так почему из-за одного недостаточно вежливого
священника некоторые начинают делать необоснованные
обобщения, и обвинять абсолютно всех служителей Церкви?
Кстати говоря, я замечал такой феномен:
против священников, как и против, например, инородцев,
выступают массово и агрессивно, но почему нет таких
выступлений против олигархов? Бывает, ругнется один,
другой – и все. Тишина! Никакой истерии, как против
священников. Хотя эти люди у каждого из нас украли
деньги. Почему бы это?
– Может быть, таких выступлений против
олигархов в блогах нет, потому что для этого нет
заказчиков?
– Я думаю, так оно и есть. Сам против
себя информационную войну финансировать не будешь,
поэтому и возмущений по этому поводу нет.
Сейчас уже очень много написано об
информационной войне: как она организуется и проводится,
для чего существуют эти манипуляции людским сознанием,
как они происходят, на что опираются и так далее. По
политтехнологии написано огромное количество книг и
найти такую литературу достаточно легко. Если кому-то
читать лень – все это информационное безобразие можно
увидеть по телевизору, и давно можно было уже понять,
для чего это все придумано. Но и тут подумать лень.
Процветает нежелание и пассивность разбираться в
ситуации с рассуждениями типа: "А зачем мне это надо?"
Так же проще жить – не напрягать свой интеллект, а
ждать, когда тебе кто-то даст готовое решение. 80
процентов людей, к сожалению, устроены в крайней степени
примитивно. В их представлении – они нормальные, умные
люди, которые из себя что-то значат, но в сущности
интересует их только то, что они могут ощутить и
потрогать.
– Ощутить и потрогать? Значит, их
интересуют только материальные ценности и удовольствия?
– Да – то, что основано в большей
степени на чувствах и эмоциях. Не какие-то глобальные
вещи, не интересы народа и государства, не понимание
мироустройства, ни даже интересы твоей собственной души,
а только то, что служит самым примитивным из твоих
потребностей. Им хочется просто пожить легко и бездумно,
получить от жизни все тебе нужное сегодня, а завтра –
будь что будет.
Показательным является недавний случай.
Один известный атеистический сайт объявил акцию помощи
онкобольным детям с лозунгом: "Бога нет, кто же кроме
нас поможет детям?" Давайте деньги собирать – жертвуйте
для лечения детей! За полмесяца собрали всего 20 тысяч
рублей, а примерно сколько собирают известные
православные сайты всего за 2 часа, хотя посетителей там
не больше. Атеистический сайт собрал по сравнению с ними
всего лишь крохи. Вот они сами себе и показали, кем они
по большому счету являются. Потому что неверующие в Бога
в основном эгоисты.
Эгоизм – главный фактор, который не дает
принимать ничто духовное. Когда "я" – центр Вселенной,
то какие там попы, какой еще Бог, зачем мне эти
конкуренты! Я самодостаточный, ни в чьих указаниях не
нуждаюсь, и вообще все должны мне кланяться...
– Значит священники стали основной
мишенью антинародных сил?
– Да, но они являются мишенью не только
антироссийских сил, но в первую очередь еще и мишенью
темных сил.
У таких людей всегда много искушений –
больше, чем у обычного человека. И потому как их жизнь
проходит на глазах у всех, иногда их недостатки
гиперболизируются обществом. Например, если обычный
человек на машине проехал на красный свет, то никого
этим не удивишь и никто этого факта даже не запомнит. А
если вдруг увидят, что на красный свет проехал дядька в
рясе и с крестом на груди, то это моментально станет
поводом для эмоциональных разговоров. Сколько у нас,
извините, пьяниц спивается на тех же поминках, сколько
просто дегенеративно ведут себя на свадьбах? И кто,
когда друг другу пересказывает эти выходки? Но если
увидел кто-то попа нетрезвого – все, будьте любезны –
тут разговоров и сплетен хватит всем и надолго.
Более того – все такие рассказы ради
красного словца обрастают со временем кучей домыслов и
вымыслов и превращаются в конечном итоге во что-то
совершенно невообразимое. И немного выпивший священник
уже будет в них изображен в абсолютно непотребном
виде...
Хочу привести подходящую к месту цитату
из документального рассказа священника Япрослава Шипова,
который долго служил на сельском приходе. Этот отрывок –
от отношении деревенского народа к священнику: "Они
неутомимо придумывали всякие слухи: то батюшка нехорош,
потому что богатый, а когда оказалось, что бедный, и это
плохо – настоящий поп не может быть нищим; то – в каждом
селе жена, а коли не так, то – больно строг с женщинами,
мог бы и внимание оказать: мало ли что священник –
мужчина все же..."
– Есть более образованная часть
аудитории – люди, которые знают, какую огромную
позитивную роль играла Церковь в истории всей страны,
особенно в годы испытаний. Некоторые из них даже читали
духовную литературу. Бывает, что они говорят: "Вот
раньше Церковь была – да! А той Церкви, которая теперь
стала, я принять не могу". Как вы прокомментируете такие
высказывания?
– Вкратце такие претензии можно выразить
вопросом: современные священники – не святые, так зачем
же их слушать и на них равняться? Эту тему можно так
шутливо обыграть: достигни святости сам, и Церковь будет
равняться на тебя. Раз ты не можешь принять эту Церковь,
а образцы знаешь – живи по этому образцу. Покажи своим
примером святую жизнь. А как только начнешь трудиться
духовно, сразу убедишься, что грехов у тебя
предостаточно, и быть ни в чем непогрешимым и
безупречным не каждому по силам.
– А он скажет: "Нет, я не хочу быть
святым, я хочу, чтобы они были святыми, потому что это
их дело – быть святыми"...
– Святой должна быть Церковь и ее
заповеди, потому что она стремится к любви и ведет за
собой народ. Но каждый из ее членов святым быть не
может. Как не может быть гением каждый ученый. Церковь
нужно воспринимать, как целостную структуру, и не судить
о ней по отдельным людям. Следуйте церковным заповедям,
и не поддавайтесь на провокации.
Нравственно здоровым может быть, при
желании, каждый. А это в человеке – основное, потому что
именно в его душевных качествах заключается личность. И
если, например, кто-то из ваших друзей имеет больную
печень, то он от этого не перестает быть вашим другом,
потому что вы его воспринимаете не по частям, а как
личность. Точно так же при несовершенстве отдельных
"органов" Церковь в целом не становится недееспособной.
Все эти обвинения священников и самой
Церкви, если это не открытая вражда, чаще всего от
неумения понять главное: Церковь живет не для себя, а
для народа и его спасения. И свои функции она всегда
выполняла и выполняет.
Михаил Хасьминский
Отцы.Ru - 15.07.2011.
|