Христос Евангелия или идол "хороших людей"?
Православное, евангельское послание
Церкви никогда не нравилось всем и дальше будет не
нравиться многим - и число таких многих будет
умножаться. И не раз мы вновь поймем правоту слов
Христа: "Не думайте, что я пришел принести мир на землю;
не мир пришел я принести, но меч" (Мф.10:34). Не будем
бояться этого меча, отделяющего истину от неправды, Бога
от приятных идолов, созданных "хорошими людьми" века
сего...
В разгоревшихся недавно дискуссиях с
неверующими многие православные, как уже давно повелось
в Европе, оправдываются. Не такие уж мы, дескать,
ужасные. И ад понимаем не буквально, и в рай готовы всех
впустить, и в апокатастасис не то чтобы верим, но уж во
всяком случае отрицать его не решаемся. Образ Христа,
навязанный начиная с 1960-х массовой культурой,
практически принимаем. Не спорим с тем, что Он - якобы
заурядный бродячий проповедник, нерезкий и
нетребовательный, никого не обижающий и ничего не
осуждающий. Не то первый хиппи, не то стихийный
социалист, не то борец с религиозным истеблишментом.
Слова Евангелия, открывающие нам совсем
другого Христа, мы помним, но стараемся лишний раз не
напоминать другим. Иначе и до 282-й статьи недалеко. "До
ада низвергнешься" (Мф.11:23), "порождения ехиднины"
(Мф.12:34) - все это Он говорил, но надо ли повторять
такие неполиткорректности! Не лучше ли промолчать при
тех, кто считает: Евангелие подправили дикие церковники,
но Христос, Христос... Ну не мог Он (он) так сказать. Он
хороший, добрый - и геев пожалеет, и атеистов не осудит
навечно, и абортмахеров как-нибудь в рай введет. Покроет
все за гробом Своей любовью, а уж как именно - не нам
судить.
Однако Новый Завет, если все-таки ему
верить, говорит о Христе иначе. Да, Он милует грешницу и
не дает бросить в нее камень, призывая (и успешно) ее к
покаянию. Но Он обещает вечные муки (Мф.25:46) тем, кто
не исполнил Его заповеди. Он предлагает людям свободу,
но о ставших рабами греха говорит: "Пошлет Сын
Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все
соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь
огненную; там будет плач и скрежет зубов" (Мф.13:41-42).
Господь любит и наказывает. Наказывает
Сам - и в этой жизни, и тем более за гробом, причем
последнее наказание бывает гораздо горше первого, ибо
длится вечно. Так мыслит о Боге практически вся
православная традиция, если не просеивать ее через сито
мышления ХХ-XXI веков. И исключения только подтверждают
правило. Мы можем сколько угодно говорить о том, что
ветхозаветные Божии кары остались в далеком прошлом.
Новый Завет тоже говорит о наказаниях, простирая их, в
отличие от Ветхого, в вечность. Да и неужели Бог Ветхого
Завета - это некий "другой Бог"? А Бог ХХ века -
"третий"? Не "воспитался" ли последний по мере появления
политкорректности, гуманизма и человеческого стремления
не будить лишний раз собственную совесть?
Попытка переделать Бога под себя, под
свою расслабленную душу - дело в истории не новое. Да и
мало ли рядом с нами людей, которые лелеют "бога в
душе", все одобряющего и со всем соглашающегося? Или
тех, кто создал постхристианские "конфессии" - места
непринужденной, ни к чему не обязывающей релаксации? Но
вот что в нынешнем дискурсе новое - это попытка
некоторых православных говорить тем же языком и с тех же
позиций. То ли из внутреннего согласия с "Христом"
Булгакова и Эндрю Ллойда Уэббера, то ли из нежелания
обидеть секулярных и квазисекулярных гуманистов.
Есть и еще один мотив. "Что стало с моим
дядей, который умер неверующим? Неужели и он, такой
хороший, в царство Божие не вошел"? Наконец, а как же
Лев Толстой? Гений ведь, и лучше бы Церкви числить его
не в противниках, а в союзниках! И Сахаров - разве не
христианин без Христа? Да, мы не знаем, произнесли ли
эти люди последние покаяние и не пребывают ли сейчас в
Отчих объятиях. Но и причислять их уверенно к царству
Божию не можем. В некоторых же случаях, увы, многое
ясно. Я имею немало оснований утверждать, что многие мои
ближайшие родственники в царстве Божием не присутствуют.
И не только потому, что некоторые из них совершили
напоказ, в отместку другим членам семьи, самоубийство.
Дело еще и в том, что они жили только для земных дел. И
были уверены в правоте такого житейского материализма, а
в "гипотезе Бога" до последних дней не нуждались. В
юности я спросил одного священника, как Церковь
относится к Пушкину, и получил ответ: "Как к
христианину, который находится в аду". Сказано, может
быть, чересчур решительно, но разве мы не можем такого
даже предположить?
Любовь Христа направлена прежде всего на
то, чтобы люди могли достичь вечной радости. И иногда
путь к ней Бог пролагает через вразумление и страдание,
которое по-человечески видится невинным и уж никак не
вяжется с нынешним пониманием гуманизма. Исцеленный
Господом слепорожденный страдал совершенно безвинно. И
когда ученики спросили Иисуса, кто согрешил - этот
человек или родители его, - Христос, заметим, не сказал
им, что наказания за грех не бывает, но ответил: "Не
согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы
на нем явились дела Божии" (Ин.9:3). Многие сегодня
удивятся: какая негуманность! Невинное страдание - ради
"миссионерских целей"! Но именно эта цель - пробуждение
людей для спасения - делает страдание оправданным и
благим. Как она же направляет к пользе наши скорби и
болезни, если они служат покаянию и исправлению жизни.
Христос - добрый Пастырь. И Он же -
грозный, справедливый Судия. Он странствовал по миру,
часто не имея "где подклонить голову" (Мф.8:20). Но Он
не отверг царских почестей, входя в Иерусалим, хотя
знал, что люди ждали от Него совсем не истинного, не
вечного царства. Когда-то каждый из нас увидит Его во
славе, "облеченного в подир и по персям опоясанного
золотым поясом" (Откр.1:13).
Церковь - это Христос. Она - именно Его
тело. И она являет миру все Его образы - и образ
гонимого странника, и образ Царя царствующих, и образ
милостивого Отца, и образ нелицеприятного Судии и
Мздовоздаятеля. Показывая лишь один из этих образов и
забыв другие, она потеряет силу света и соли, изменит
Своему главе.
Православное, евангельское послание
Церкви никогда не нравилось всем и дальше будет не
нравиться многим - и число таких многих будет
умножаться. И не раз мы вновь поймем правоту слов
Христа: "Не думайте, что я пришел принести мир на землю;
не мир пришел я принести, но меч" (Мф.10:34). Не будем
бояться этого меча, отделяющего истину от неправды, Бога
от приятных идолов, созданных "хорошими людьми" века
сего. А тем христианам, кто желает угодить двум
господам, стоит задуматься: а правильно ли они выбрали
исповедание? Если нет - что ж, останется пожалеть.
Царство Божие от этого неполным не станет.
Всеволод Чаплин, протоиерей
Фома - 31.05.2011.
|