Как часовня в память о разрушенном
символе Томска могла стать причиной раздоров?
Должен признаться, что история началась
немного раньше. Когда три года назад в Томске собирали
подписи за восстановление собора, и за строительство
часовни (не в храмах, а на университетских кафедрах), я
не подписал. Мне предлагали взять подписные листы и от
этого я отказался.
Я не следил за историей, пока не увидел
пост, в котором сторонники строительства были выброшены
из числа горожан. Теперь я с каждым днем все больше
поражаюсь несправедливости, лукавству, заблуждениям,
которыми манипулируют противники строительства часовни.
Во вторник были съемки передачи "Естественный отбор" у
Марка Минина. Бывал много раз в этой студии за последние
пять лет, но то, что увидел на этот раз, впечатлило,
заставило много думать о ситуации.
***
Даниил Крапчунов - консультант по фольклору и этнографии арт-проекта "Васильев вечер", кандидат философских наук (теория и история культуры), член Совета по противодействию распространению экстремистских идей при губернаторе Томской области, программный директор "Томского Этнофорума", эксперт молодежного регионального форума
"Томский коллайдер", куратор научно-культурного форума "Русские сезоны", директор этнокультурного образовательного форума "Дни Сибири", директор профильной семейной смены "Балтийский алатырь"
***
Как я и предполагал, противники
строительства часовни лишь для прикрытия говорят о
народе, о законности процедур. Как только им указывают
на законность имеющихся сегодня решений, как только
говорят о том, что томичей - сторонников строительства
часовни большинство, как только говорят, что инициатива
строительства исходит от рядовых томичей, а не от
митрополита Ростислава, они начинают дезавуировать все
свои предыдущие слова, переходить на личности, лукавить
и, вероятно, все же, лгать!
Состоялась публичная открытая площадка -
съемки ток-шоу "Естественный отбор" на губернском
телеканале "Томское время". То есть, на государственной
площадке собрались председатель Думы, городские и
областные депутаты, чиновники, общественные деятели и
много много молодежи разных взглядов. Эту молодежь
рекрутировали противники строительства часовни, бросил
клич через социальные сети. Выяснилось много
интересного: например, что значительная часть
противников строительства часовни попросту обманута,
введена в заблуждение.
После передачи, противники часовни
подняли вселенский стон: их обманули, их подставили,
выставили в не лучшем свете, спровоцировали. Но именно
они собирали детей в студию, тех детей, из-за которых им
стало стыдно, из-за которых некоторые из них покинули
студию. Это были те дети, что делали Майдан, это были те
дети, которыми так восхищались пару недель назад после
антиправительственных митингов. И вот сегодня
сторонников часовни ее противники обвиняют в хамстве, в
том, что их лишили возможности высказываться. Это при
том, что во время записи передачи 2/3 времени микрофон
находился у стороны противников строительства часовни.
Именно сторона противников шумела (гоготала, ржала?),
перебивала и устраивала демарши (три человека во время
записи передачи встали и ушли, один из них при этом
показывал присутствующим в студии средний палец). "Они же дети!"
Что касается меня! Я никого не назвал
фашистом, в том числе и Сергей Мальцева! Это неправда! Я
говорил о наличии фашистской идеологии, когда люди,
носители определенного мировоззрения, в нашем случае,
православной веры, объявлены людьми второго сорта,
мракобесами, недостойными быть услышанными,
незаслуживающими права на свою точку зрения, на свои
взгляды. Да, именно это заставило меня впервые
включиться в дискуссии о часовне. После того, как я
прочитал пост Дмитрий Беляев, где сказано, что
чиновники, депутаты, Газпром - понятно, но почему
томский архиерей с ними, а не с горожанами, я впервые
понял, что в ход пошла фашистская идеология, когда
верующие томичи, просто сторонники строительства часовни
или возрождения собора, по правилам логики, оказались не
томичами! Запахло Украиной!
Естественно, в преддверии выборов на эту
тему вскочили последователи Алексей Навальный. Дети! Их
было в студии сложно не заметить. Именно эта молодежь
позволяла себе оскорблять организаторов площадки,
продюсера, ведущего, выкрикивать вслух, нарушать правила
площадки. Этих детей вырвали прямо из игры. Они -
ролевики, музыканты. Так и рассказывали после передачи,
что одежды двух присутствующих священников их настолько
впечатлили, что они погрузились в воспоминания о своих
играх в средневековых монахов.
Макет часовни в честь Святой Живоначальной Троицы на площади Новособорная. Автор проекта - архитектор Максим Артамонов
Томск. Площадь Новособорная (в центре
фото). Фотограф - В.Леонтьев, пилоты: Е.П.Антипов, М.В. Счастный
Против строительства часовни пришли
обманутые творческие люди: танцоры, музыканты, ролевики.
Почему? - потому что их дважды обманули. Им сказали, что
больше не будет никакой сцены в городе, где бы они могли
выступать, играть, танцевать. Что на Новособорной
площади, расположена единственная в городе площадка для
выступления - та, что находится в глубине сквера, ближе
к улице Советской.
Во-первых, концертная площадка
Управления культуры города Томска (она закреплена за
этим подразделением мэрии) по проекту переносится на
несколько сот метров вправо. Говорить, что для нее нет
места на Новособорной площади - откровенное вранье, и
это очевидно, так как во время праздников на площади
появляется еще не менее трех сцен в разных местах.
Я сам неоднократно выступал на этой
сцене, но надо признать о ее существовании мало кто в
Томске знает. Она находится весьма глубоко, на задней
линии сквера. Впервые она была замечена во время
последнего ЧестФеста.
Не будем говорить, что в Томске есть и
другие площадки. Но заполнить их в летнее время
выступающими сложновато, так как значительная часть
томичей в наше короткое лето покидает город, а в девять
месяцев зимы эта площадка теряет смысл.
Вторая ложь, связанная с этой сценой,
это то, что если будет часовня на площади, то нельзя
будет выступать, церковь всем запретит. Да, да,
буквально так мне говорили те, кого привел вчера Дима на
передачу. Это бред, так как церковь неоднократно
становилась сама организатором различных творческих
мероприятий, в том числе рок концертов.
***
Читайте также по теме:
Свобода не предполагает тоталитаризма. Почему вместо собора решили строить часовню и почему все опасения по поводу ее строительства беспочвенны - митрополит Ростислав Девятов
Последним аргументом был закон об
оскорблении чувств верующих... Думаю, наличие/отсутствие
часовни или храма на площади никак не повлияет на
применение этого закона. И как неоднократно вчера
говорили, Томский митрополит весьма сдержан даже в
применении закона о реституции и уж на такое, вряд ли
способен.
Разговоры о том, что часовня займет всю
площадь, весь сквер, лишит томичей главной площади
города, главного и единственного (да, именно так и
прозвучало) места отдыха томичей, не выдерживают никакой
критики. Новособорная площадь - далеко не единственное
место отдыха томичей. Есть куда более посещаемые места
(если не считать отдыхающими Новособорной людей на
остановке "площадь Новособорная"). Есть, например,
Лагерный сад, Буфф сад, Городской сад. Есть
Университетская роща, Буревестник, Набережная Томи,
десятки скверов по всему городу: Губернаторский квартал,
Воскресенская гора, Почтамтский, Деревянного зодчества,
Кулагинский, Крылова, Учительский, А.С. Пушкина...
вплоть до Михайловской Рощи и Мавлюкеевского озера.
Таким образом, Новособорная площадь - не единственное
место для прогулок и отдыха томичей.
Нужно отметить, что сегодня Новособорная
площадь всего три-четыре раза в год заполняется томичами
(Новый год, День победы, День томича и ЧестФест). Лишь
первая линия этого сквера (фонтан, клумбы, ледяные
фигуры, елка) привлекают томичей и гостей города. Чуть
за фонтан или правее - никого. Те лавочки, что есть
сейчас - пустуют.
Месторасположение часовни на Новособорной площади
(на переднем плане фонтан)
Неправда, что Новособорная площадь -
главная площадь города - главной, все же, является
площадь Ленина. От нее ходят шествия, на ней находится
губернаторский квартал, администрация области, главные
концертные площадки...) Поэтому разговоры, что культовое
здание на главной площади это ужас-преужас - лукавство.
На площади Ленина, кроме самого Ленина, стоит и Иверская
часовня, и Богоявленский собор.
Далее, как часовня влияет на отдых
томичей! Именно в связи с планами установки часовни в
2003 году началась реконструкция площади Новособорной.
Аллеи, дорожки, насаждения и лавочки - это часть
благоустройства площади в связи с возведением часовни по
проекту. И самое страшное! Размер часовни! ее площадь
займет 0,5% площади всего сквера Новособорной площади!
Не один процент (одну сотую) а полпроцента всего
сквера!!! Представляете масштабы? Как это помешает
отдыху?
Вот тут-то и появляется истинное лицо
противников часовни, их истинные мотивы? Они именно
против строительства православной часовни! Прикрываются
мультикультурностью Томска, инновационностью,
молодежностью (sic!!!) - не гнушаются ничем, лишь бы не
крест! То есть они противники креста, а не сторонники
отдыха, сцены, визуальной стороны вопроса!
Итак. Если площадь часовни 0,5% сквера,
а площадь возможного собора 5% от площади сквера, то о
чем речь? Заговорили о высоте в 26 метров! Это страшно,
когда над городом, над площадью будет возвышаться крест
на такой высоте. Для кого и почему страшно? Можете себе
представить, в 21 веке в Университетском городе звучали
большевистские лозунги 20-30 годов 20 столетия!
Недопустимо, чтобы поблизости с университетом (ТУСУР)
было культовое заведение (бедный МГУ, СПбГУ, ОмГУ,
Герценовка и другие с их храмами).
Да говорили, что религия - пережиток
прошлого и несовместима с наукой, вузовским комплексом и
инновациями. И говорил об этом профессор Владимир
Блинов, доктор биологических наук. Может быть, в этом
беда? В том, что из естественных наук он подался в
гуманитарные, в социальное пространство. Потому что,
стал говорить от имени и с точки зрения (с его слов)
биологии о причинах наличия папахи у генералов
российской армии. Да, сказал, что это продолжение
естественного отбора, чтобы выше казаться... Кто выше -
тот и молодец... :( Это откровенное биологизаторство
социальных и гуманитарных процессов. Зачем биологу
знать, а тем более изучать историю моды, военную
историю, русскую этнографию? Представляю, что бы сказал
исследователь народной одежды Андрей Боровский по этому
поводу. А главное, про гуманитарные инновации, на
которые ориентирован весь мир профессор тоже, вероятно,
не слышал. Его соратница по борьбе с часовнями,
представлявшаяся маркетологом, кричала, что негоже
средневековью возвращаться, на дворе XXI век, а кто сжег
Галилея. Когда ей объяснили, что Галилей умер своей
смертью, несмотря на распространение эзотерических
учений, памфлетов на Папу Римского, многократных
предупреждений и судов, доживая на вилле Медичи и во
дворце своего друга. Тогда она напомнила, про салемских
ведьм. Ну, не стоит удивляться, что последователи
Емельяна Ярославского до сих пор находятся в
Университетском Томске. Это не повод для смеха, а повод
задуматься о дегуманизации общества, о просчетах в
образовании, об упадке гуманитарного знания в
университетском городе.
Над сторонниками строительства часовни
можно было смеяться, конечно! Это же мракобесы и
невежи... Ну и что, что на трибуне напротив и среди
сторонников строительства часовни в целом - профессора,
доктора наук, доценты, заведующие кафедрами и
лабораториями, успешные предприниматели, политики,
чиновники, депутаты, студенты, молодежь, врачи,
журналисты, дэнс-команда ЮДИ полным составом, политики,
управленцы, успешные бизнесмены, спортсмены, певцы,
театральные деятели, просто томичи... Мало ли кто они
такие - их превращает в неуважаемых и незначимых именно
их религиозная или гражданская позиция...
Звучал невежественный аргумент,
насаждаемый фондом "Династия" и прочими западными
организациями все девяностые и воспроизводимый до сих
пор многими чиновниками в городе, что Томск
многоконфессиональный, мультикультурный... И если будет
православная часовня, то надо и мечеть и синагогу и
кирху...Тут, снова манипуляция. Две мечети, синагога,
костел и даже кирха (тут особая история лютеранской
общины, причины, сроки и места "восстановления" кирхи
св. Марии) в Томске восстановлены. А 26 разрушенных
православных храмов не восстановлены.
Или может быть, площадь получила
название Новособорная потому что на ней стояли мечеть,
костел? Нет, именно потому этот пустырь на окраине
города среди лесной поляны стал центральной площадью для
всех томичей в начале 20 века, что на ней построили
собор. Троицкий собор. Он разрушен. Именно поэтому мы
хотим хотя бы часовню на месте разрушенной святыни.
Святыни всех томичей.
Дело в том, что в начале XIX века Томск
стал губернским городом, стал столицей Томской епархии и
томской губернии. Но началась Первая Отечественная
война. Томичи славно сражались, освобождали столицы
Европы. В память о них в первой половине 19 века стали
строить новый собор. Прежний собор для 8000 томичей стал
маловат. Но важно понять, что посвящение его Святой
Троице не случайно. Именно с именем Троицы связано
основание Томска и новый собор, это как бы обновление
города, обновление идентичности томичей.
И что это был за собор? - Предмет
гордости. Он вводил Томск в один ряд с Москвой и
Петербургом, где стояли здания по проектам архитектора
К.А. Тона. Это выдающийся человек эпохи. Его проекты
украшали Флоренцию, Рим, он восстанавливал древние
дворцы, он проектировал Большой кремлевский дворец,
Оружейную палату Кремля, Московский и Ленинградский
вокзалы. И его проект лег в основу Троицкого томского
кафедрального собора. Это был новый стиль -
русско-византийский, стиль выросший из понимания глубины
и символизма, традиций Византии и Руси.
Кстати, Томск вовсе не
мультиконфессиональный по международным меркам, по
правилам ООН, например. В Томске более 91% населения
русские, более 70% православные. Да, есть огромное
количество конфессий и деноминаций, этносов и диаспор,
этнографических групп. Но кто строил этот город, кто
определял его облик, в рамках какой культуры
складывалось его лицо? И всем жилось хорошо, были две
синагоги, кирха, две мечети (для поволжских татар и
местного исламского населения), а католический костел
был построен на горе, на самой высокой точке одного из
выступов Воскресенской горы, на том месте, где был
первый православных Троицкий храм. Именно Троицкий, так
как с иконой Троицы было связано основание града
Томского.
И удивительно, именно эти люди,
сторонники отделения церкви от государства, вмешиваются
в конфессиональную жизнь церкви. Они говорят, где надо
строить, а где не надо, говорят, где и как стоит
служить, диктуют как нам, верующим, нужно относиться к
своим разрушенным святыням. Святыням, которые строили
поколения томичей, в память о томичах, в память об
истории основания города. Да, для нас место, где стоял
храм - святыня, место, где совершалась Литургия - свято.
Именно на этом месте мы хотим восстановить храм, а пока
- лишь часовню памятник.
Да, нам не хватает храмов. Они
переполнены на праздники, в храм не попасть с ребенком к
Причастию. Но это вопросы нашей приходской жизни,
которые почему-то они хотят обсуждать. А сейчас мы
говорим не о приходском храме, а о кафедральном, о
главном храме Томска, который был его лицом, был
символом Томска для томичей.
Они смеялись в голос, когда их спросила
Ирина Байгулова о том, скольких священников расстреляли
одновременно с разрушением собора.
Именно эти люди говорят нам, чтоб мы
скидывались на строительство и не смели брать деньги у
Газпрома, одного из жертвователя проекта. При этом они
же диктуют Газпрому, на что потратить деньги. Говорят,
что в Томске полно памятников, которые надо сохранять,
но почему-то не скидываются на их сохранение, не
устраивают петиций в защиту деревянного Томска... Они
играют на логической ошибке. Никто не предлагает выбора
между строительством больницы и храма. Есть выбор -
строить или не строить храм, часовню. А церковь, которая
нуждается в храме, в часовне как раз и окормляет
больницы, заботится о больных и безнадежных своими
силами, по мере возможностей, силами верующих.
Про законность и соблюдение процедуры?
Разве это не публично, если решение о строительстве
принято в 1991 году. Разве не публично несколько тысяч
томичей с тех пор ежегодно ходят к месту разрушенного
собора? Разве не публично была совершена закладка
капсулы в основании часовни и ее фундамента в 2003 году,
когда было принято решение о строительстве повторно?
Разве не публично собраны несколько тысяч живых подписей
живых томичей, которые были поданы в Мэрию и запустили
процедуру?
Почему никого не смутило изменение
статуса площади после решений 1991, 2003 года? Решение о
переводе всей площади и этого участка в новый статус
нарушало решения 1991 и 2002 годов. Разве те, кто
говорят, что их не спросили, интересовались до этого
решениями Думы, касающимися льгот, выделения земли,
иными? Да хотя бы принятием бюджета города?
Интересовались? Вас спрашивали? - Нет!
Это ваша многолетняя позиция, это
устоявшаяся традиция безразличия, безответственности. А
значит, снова обман и лукавство! Именно теперь
отработанную манипулятивную технологию используют, чтобы
в очередной раз настроить людей против государственной
машины в лице муниципальной власти и против Церкви.