Заявление Высшего Церковного Совета Русской
Православной Церкви в связи с судебным приговором по делу
лиц, осквернивших священное пространство Храма Христа
Спасителя
В связи с решением Хамовнического суда по
делу о бесчинстве в Храме Христа Спасителя с официальным
заявлением выступил
Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви.
Высший Церковный Совет считает важным еще
раз прояснить позицию Церкви относительно кощунственного
акта в Храме Христа Спасителя, в том числе в связи с
вынесенным судебным решением.
Признавая необходимость соответствующей
реакции со стороны государства, мы обращаем внимание на то,
что юридическая оценка находится вне сферы компетенции
церковного Священноначалия. Определять меру пресечения и
меру наказания - исключительная прерогатива светского суда.
Церковь не имеет властных рычагов воздействия на
осуществление правосудия и не стремится их иметь. Мы также
не рассматриваем происшедшее с политической или эстетической
точки зрения. Пастырский долг Церкви - давать духовную,
нравственную оценку имевшим место событиям.
То, что произошло, есть богохульство и
кощунство, сознательное и намеренное оскорбление святыни,
проявление грубой враждебности к миллионам людей и их
чувствам. Поэтому никак нельзя согласиться с попытками
представить происшедшее в храме как молитву, совершенную в
нетрадиционной форме. К сожалению, эти попытки
дезориентировали многих людей, в том числе отдельных членов
Церкви, пребывающих в неведении относительного того, какие
кощунственные и мерзкие слова были произнесены на амвоне
Храма Христа Спасителя. Бесчинство в храме стало
продолжением глубоко безнравственных публичных акций, ранее
совершенных теми же лицами и их соратниками и оставшихся
безнаказанными.
Богохульство - тяжкий грех. Православный
христианин не может ни участвовать в богохульстве, ни
одобрять его, ни прямо или косвенно его поддерживать.
Существует различие между грехами против
человека и грехами против Бога. Если христианин как личность
является пострадавшей стороной, он призван простить
согрешившего против него. Но прощение греха против Бога
невозможно без искреннего раскаяния согрешившего перед Ним.
В Евангелии мы читаем, как Христос, прощая тех, кто посягал
на Него как на человека, в то же время предостерегал об
опасности греха против Святого Духа: "но кто будет хулить
Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он
вечному осуждению" (Мк. 3:29). Богохульство - главная
примета врага Божия, описанного в Откровении: "И отверз он
уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище
Его, и живущих на небе" (Откр. 13:6).
Возвещать прощение от лица Божия тому, кто
не кается перед Богом в богохульном деянии, означало бы
усвоение Церковью той власти, которая Ей не дана. "Если
согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу;
если же человек согрешит против Господа, то кто будет
ходатаем о нем?" (1 Цар. 2:25). Нераскаявшиеся грешники
предаются суду Божиему: "Мне отмщение, Я воздам, говорит
Господь" (Втор. 32:35; Рим. 12:19).
Бесчинства в храмах, осквернение народных
святынь, проявления ненависти к Церкви хорошо известны в
истории. Подобные действия всегда являлись характерной
приметой сил, не принесших народам ни мира, ни добра, ни
свободы. В ХХ веке антирелигиозная ненависть - как и
ненависть этническая - унесли жизни миллионов людей. Наш
народ прошел через испытание воинствующим безбожием и
фашистской агрессией. Это дало нам трагический урок, который
сформировал особую чувствительность к оскорблению
религиозных и национальных чувств. А потому в нашем обществе
возбуждение вражды и ненависти на религиозной и национальной
почве всегда несет угрозу разрушительных потрясений.
Сохранение устоев общества немыслимо без
уважения к памяти павших за Отечество. Кощунственные
действия, совершенные в храме, воздвигнутом в память русских
воинов 1812 года, являются особенно вызывающими в период
празднования двухсотлетия их подвига. Недопущение
оскорбления чувств верующих, актов кощунства над
религиозными святынями и глумления над культурными
памятниками - задача государства, уважающего своих граждан.
Созданный судебный прецедент должен предотвратить повторение
подобных действий в будущем.
Не подвергая сомнению правомерность
судебного решения, обращаемся к государственной власти с
просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным, в
надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных
действий.
Церковь благодарит всех, кто поддержал Ее,
осудил богохульство, выразил мирный протест против него. Мы
также считаем естественным выражение жалости к задержанным,
которое исходило как от чад Церкви, так и от людей внешних.
Необходимо отделять грех от грешника, осуждая первый и
надеясь на покаяние последнего. Бог всегда ищет спасения
грешников и призывает их к покаянию. Так и Церковь стремится
к примирению и исцелению тех ран, которые были нанесены
проявлениями кощунства и вражды.
Обращаясь к людям, религиозные и
национальные чувства которых были глубоко оскорблены как
самим актом кощунства, так и последовавшей за ним
пропагандистской кампанией, Церковь призывает воздержаться
от любых попыток мести, от любых незаконных, тем более
насильственных деяний, в то же время благословляя мирные
гражданские действия, направленные на ограждение
православного народа и его святынь от вражды и кощунства.
Всех верных чад Русской Православной Церкви
просим хранить мирный дух и молитвенное предстояние перед Богом.
Патриархия.Ru - 17.08.2012.
|