Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Секты / "Новоапостольская церковь" - псевдохристианская секта


История секты "Новоапостольская церковь"

"и многие лжепророки восстанут,

и прельстят многих..."

Мф.24:11

 

Новоапостольскую церковь (НАЦ) исследовали достаточно редко, и не все аспекты ее учения и деятельности подвергались анализу. Из существующих исследований большая часть была проведена в немецкоязычных регионах Европы. Хотя церковь действует во многих странах и, в частности, после Перестройки широко распространилась в русскоязычных регионах бывшего СССР, мировому сообществу о ней мало что известно. Возможно, это объясняется тем, что НАЦ не занимается агрессивным прозелитизмом, и ее вероучение не слишком резко контрастирует с общепринятыми христианскими взглядами.

Данная работа представляет собой первую попытку подробно описать Новоапостольскую церковь на русском языке. Это не полемический трактат, клеймящий Новоапостольскую церковь как секту, - предлагаемая вашему вниманию работа имеет своей целью проследить историческое развитие НАЦ и проанализировать ее богословские убеждения, чтобы затем оценить их с библейской точки зрения. Соответственно, исследование будет состоять из двух частей: исторической и богословской.

Здание секты "Новоапостольская церковь"  в Мурманске (на фасаде характерный символ секты)

Здание секты "Новоапостольская церковь"  в Мурманске (на фасаде характерный символ секты)

Историческое развитие Новоапостольской церкви

Историю Новоапостольской церкви можно верно понять лишь в том случае, если проследить ее не с момента создания собственно НАЦ, а заглянуть еще дальше в прошлое, вспомнив историю "Католической Апостольской общины" (КАО). Католическая Апостольская община была тем движением, из которого, в результате борьбы за власть и раскола, выделилась Новоапостольская церковь. Некоторые основные догматы своих предшественников Новоапостольская церковь сохранила, включив в свое вероучение, другие же истолковала по-своему, ужесточила или расширила. Таким образом, нам придется рассмотреть историю КАО не очень подробно, а только в той мере, в какой это нужно для понимания сути Новоапостольской церкви.

Истоки Католической Апостольской общины

Католическая Апостольская община возникла в первой половине XIX столетия на волне духовного возрождения в Англии и Шотландии. В годы французской революции религиозная жизнь Англии находилась на подъеме. Пробуждались апокалиптические настроения, люди все больше читали Откровение и другие пророческие книги, которые истолковывали применительно к своей эпохе.

В 1926 году в Англии, в деревне Олбери-Парк, собрались более 30 (по другим источникам, более 50) вождей религиозного возрождения, чтобы в молитве и изучении Слова прийти к общему мнению и пониманию происходящего. Обсуждаемые темы были весьма неоднозначны и рассматривались с разных точек зрения. Говорили о Втором Пришествии Христа и о том, как к этому событию должна относиться Церковь, какова ее роль и ответственность, можно ли точно установить последовательность событий, предваряющих Пришествие. Эти же вопросы сегодня волнуют христиан начала третьего тысячелетия. Участники исторической встречи в Олбери-Парк под руководством Генри Драммонда (1786-1860) и местного пастора Хью Мак-Нила пытались найти ответы. Впоследствии стала выходить ежемесячная газета Morning Watch, призванная способствовать продолжению начатой дискуссии. Спустя какое-то время некоторые стали связывать с олберийской группой надежды на второе излияние Духа Святого и связанное с ним начало новой эпохи, предвосхищающей скорое пришествие Христа. Между тем, олберийская группа, хотя и в несколько ином составе, пришла к соглашению по некоторым фундаментальным моментам. Ростойшер обобщает достигнутые соглашения так:

1. Современная христианская эпоха не перейдет, в конце концов, незаметно в Божье Царство посредством все большего роста силы Евангелия и его распространения, но закончится после страшных судов, нацеленных на разрушение современного государственного и церковного строя, как некогда закончилась и еврейская эпоха.

2. По окончании всех судов, обрушившихся на христианство, иудеи вернутся на свою землю и будут восстановлены как народ.

3. Суды же начнутся с той части церкви, которая прежде испытывала наибольшее благоприятствование, а потому понесет и самую большую ответственность.

4. За судами последует период всеобщего блаженства для человеческого рода, а также для всей твари на земле, который кратко называется Тысячелетним Царством.

5. Пришествие Христа произойдет либо до начала Тысячелетнего Царства, либо как раз при его наступлении.

6. Великая пророческая эпоха длиной в 1 260 лет, начавшаяся во время правления Юстиниана, ко времени французской революции закончилась; после нее начнутся события, непосредственно связанные с будущей эпохой Христа и, очевидно, уже очень близкие. Поэтому на каждом, кто разделяет эти убеждения, лежит ответственность настоятельно напоминать миру об истине этих основополагающих учений (Rosteuscher 1928, 106).

Помимо Генри Драммонда и Хью Мак-Нила к олберийской группе принадлежали и другие известные проповедники того времени. Одним из самых популярных был лондонский проповедник шотландской пресвитерианской церкви Эдвард Ирвинг (1792-1834). Его отношения с олберийцами не совсем однозначны (Eggenberger 1953, 15), однако этот человек, которого любили слушать, но так и не назначили апостолом, везде распространял процитированную выше информацию и ввел в своих богослужениях использование духовных даров. За это шотландский Генеральный Синод снял Ирвинга с поста.

Параллельно развивались события в рядах шотландского движения возрождения, где часто просили Бога о новом излиянии Духа и усердно молились о возрождении духовных даров. Всплеск пробуждения с исцелением больных, говорением на языках и пророчествами произошел в Глазго. "Сутью пророчеств было провозглашение скорого пришествия Христа. Звучал и призыв к восстановлению служения апостолов" (Obst 1996, 13). С этим движением связывают имя пастора Кэмпбелла, который также был снят с должности Синодом.

Ожидание скорого пришествия Христа все усиливалось. Люди чувствовали себя исполненными Духом Святым и ожидали Его дальнейшего излияния. Чудесное исцеление сестры Кэмпбелла, которая до исцеления говорила о предстоящем излиянии Духа, было воспринято как знамение начала нового времени. Молитвы о ниспослании Духа и апостолов, которые бы подготовили Невесту для грядущего Господа, начали исполняться. Эту весть из Шотландии привез в Англию юрист Джон Бэйт Кардэйл (1802-1877). В Англии также начались излияния Духа и проявления даров исцеления и пророчества. Олберийская группа, прежде причислявшая себя к англиканской церкви, отделилась от нее и образовала свои собственные общины. Вскоре в Лондоне уже было 7 общин. Центральной церковью руководил Ирвинг. Призывы к восстановлению первоапостольской церкви становились все громче. Общины считали себя "Невестой-Церковью Христа последнего времени" и ожидали восстановления изначальных, подлинных служений, перечисленных в Еф. 4:11 - апостолов, пророков, евангелистов и пасторов или учителей (13).

Исполнение надежд не заставило себя долго ждать. 31 октября 1832 года, по пророчеству, полученному в горячей молитве, Кардэйл был призван на служение апостолом. Это произошло так:

Помимо Кардэйла на собрании присутствовали Драммонд из Олбери и многие другие, а также посторонние. Как обычно, молились, читали, толковали. Прорицатели говорили в наставление, обличение и утешение. Кардэйл тоже страстно молился за церковь, чтобы она была облечена силой свыше. Когда он еще стоял на коленях, увлеченный Духом, Драммонд поднялся и обратился к нему с неописуемой силой и достоинством: "Разве ты не апостол? Почему ты не даруешь Святого Духа?" После этого он еще много говорил о полноте благодати, которую Господь возложил на должность апостола, и о послушном следовании и верности, которую он за нее требует! Хвалебные гимны в духе завершили знаменательное собрание (Rosteuscher 1928, 346).

Затем через пророческое слово на апостольство были призваны другие люди, и в 1835 году была составлена полная группа из 12 апостолов. Была создана и структура руководства в виде иерархии, во главе которой стояли апостолы. Ниже в этой иерархии стояли пророки, евангелисты и пасторы, а за ними по вертикали - ангелы или епископы, священники и диаконы. В результате дальнейшего размышления и пересмотра целей и богословия нового движения христианский мир был разделен на 12 регионов, каждый из которых был закреплен за апостолом. Таким образом, движение вышло далеко за пределы Англии и было довольно хорошо принято во многих местах. Протестанты и католики, простые прихожане и богословы присоединялись к движению, несмотря на сопротивление Церкви. "Свидетельство духовным и светским главам христианства" - как называлась весть о последнем времени, времени апостолов, - расходилось широкими кругами (Obst 1996, 14).

С течением времени Католическая Апостольская община все больше утрачивала свои харизматические наклонности. Церковь создавалась, перенимая и по-своему истолковывая обряды и обычаи Римско-католической церкви. Богослужение было очень близко к староцерковной и католической литургии, символика исторических церквей также перенималась или видоизменялась. В 1847 году, в дополнение к крещению, было введено новое таинство: апостольское возложение рук, дар Святого Духа - впоследствии это таинство стали называть запечатлением. Крещение и запечатление могли принять только взрослые члены общины (старше 20 лет). Количество последователей движения быстро росло вплоть до второй половины XIX столетия. Новые общины возникали повсюду. В 1861 году в Германии, где впоследствии зародилась Новоапостольская церковь, находилось уже около 30 общин и примерно 3000 членов (15).

Кризис в КАО начался со смертью первых апостолов. Ведь они были назначены на том основании, что пришествие Господа ожидалось во время их служения. Вскоре возник вопрос: назначать ли новых апостолов на оказавшиеся вакантными должности? Но оставшиеся "апостолы" считали, что библейского основания для выбора новых апостолов нет. 3 февраля 1901 г. умер последний апостол, Фрэнсис Валентайн Вудхаус. Возможность призвания новых апостолов была безвозвратно утрачена, поскольку лишь апостол мог рукополагать на служение. А в 1970 году умер и последний рукоположенный апостолом священник. После этого многие члены КАО вернулись в англиканскую церковь или приняли двойное церковное членство: принимали участие в молитвенных собраниях и библейских занятиях, проводимых младшими диаконами и прихожанами КАО, и одновременно принадлежали к лютеранской или англиканской церкви, где принимали таинства (16).

Подводя итог, можно выделить следующие основные моменты учения и жизни Католической Апостольской общины:

1. Основополагающим вопросом является апостольское служение. 12 апостолов были призваны Богом; Католическая Апостольская община видела в этом знак особого Божьего расположения. Как и в случае с первыми апостолами Иисуса, замена умерших апостолов невозможна. Апостол дарует Духа через таинство запечатления, и без него таинство невозможно. "апостолы" - законные заместители Бога на земле. Таким образом, Святой Дух проявляется в действиях апостолов.

2. Основным мотивом восстановления апостольского служения было ожидание скорого пришествия Христа. "апостолы" должны были подготовить Невесту грядущему Христу. Сначала называли много конкретных дат возможного пришествия Христа, но затем такие предсказания объявили ошибочными. Взамен стали говорить о том, что пришествие, судя по всем признакам, очень близко, но верующему не обязательно знать час пришествия, он должен быть готов всегда. Воскресение мертвых будет первым знамением пришествия.

3. Характерной особенностью Католической Апостольской общины была ее экклесиология (учение о Церкви). Большое значение придавалось роли апостолов и иерархии служений, выстроенной в соответствии с Еф. 4:11, а также дополнительных служений ангелов или епископов, пресвитеров или старейшин, которых также называли священниками, и диаконов. "апостолы", назначенные самим Богом, рукополагают людей на другие служения. Католическая Апостольская община признает, с некоторыми оговорками, семь таинств Римско-католической церкви. Однако в это число включается и запечатление, которое после смерти апостолов больше не совершается.

4. Богослужение Католической Апостольской общины использует части как католической, так и протестантской литургии. Но в центре богослужения стоит не проповедь, как у протестантов, а поклонение Богу. Вся литургия подчинена этой цели. Кульминацией богослужения являются евхаристия (причастие), которая проводится с особой торжественностью, и неизмененный Апостольский Символ Веры.

5. Примечательно отношение Католической Апостольской общины к другим конфессиям. "апостолы" с самого начала не желали создавать новой деноминации и надеялись, что новое понимание, которого они достигли, проникнет во все уже существующие конфессии. Экуменический дух открытости не исчез и после отделения КАО в самостоятельную общину. Членам церкви советовали посещать богослужения других конфессий и таким образом объединять христианство.

Смерть апостолов положила конец истории Католической Апостольской общины. Однако она получила дальнейшее развитие в Новоапостольской церкви, которая считает КАО своей предшественницей, а себя - продолжательницей того, что происходило в XIX столетии в Англии. Новоапостольская церковь отделилась от КАО и получила распространение в немецкоязычном регионе Европы. КАО не считает Новоапостольскую церковь продолжением своего дела. Об этом говорили уже последние из апостолов КАО. Католическая Апостольская община критикует НАЦ примерно за то же, за что ее осуждают и протестантские церкви.

Теперь, поговорив об истоках Новоапостольской церкви, давайте перейдем к ее собственной истории.

***

Читайте также по теме:

***

Краткая история Новоапостольской церкви

История КАО началась с призвания апостолов. В этом плане Ново-апостольская церковь не изобрела ничего нового. Важную роль здесь сыграл призванный и рукоположенный еще в КАО "пророк" Хайнрих Гайер. Его действия привели к расколу в рядах Общины, а затем и к основанию новой церкви. Давайте познакомимся с этим человеком поближе.

Хайнрих Гайер родился в 1818 году неподалеку от города Геттинген (Германия) в семье сапожника. Сначала он был судебным писцом, затем стал учителем средней школы. Попав под влияние Иоганна Хинриха Вихернса, который считается инициатором диаконических служений среди евангельских христиан Германии, Гайер основал приют "Вифезда" для беспризорных детей. Но вскоре он познакомился с КАО и увидел в этом Божье провидение. Когда Гайер присоединился к новому движению, его отстранили от преподавания и прочих обязанностей, и он полностью посвятил себя работе в структурах КАО. Поначалу это служение не принесло его семье материального благополучия. Имея трех собственных и двух приемных детей, супруги Гайер жили в двух маленьких убогих комнатках. Но Гайер пользовался расположением руководителей движения и в течение нескольких месяцев стал диаконом, потом священником, потом пророком-священником и, наконец, ангелом (епископом). К тому же, он постоянно сопровождал апостола Северной Германии Томаса Карлайла в поездках. Помимо дара пророчества Гайер, как считалось, имел дары говорения на иных языках и исцеления больных (Obst 1996, 18-19).

После смерти апостола Карлайла, которая вызвала кризис в церквях Северной Германии, Гайера переподчинили апостолу Южной Германии, Фрэнсису Валентайну Вудхаусу. Вудхаус вообще с осторожностью относился к пророкам и всякое пророчество подвергал тщательной проверке. Но проблема была не только в этом - взаимоотношениям Вудхауса и Гайера с самого начала не хватало сердечности.

Как-то Гайеру удалось попасть в Олбери на ежегодную конференцию пророков. Здесь читали и изучали 2 и 3 главы Откровения и произносили пророчества. Здесь Гайер и получил призыв избрать двух новых апостолов. Он передавал это такими словами:

Oжидай апостолов вместо тех, что оставили cвои стулья... Господь даст тебе двух апостолов на пустые стулья в виде залога, что Он и другие заполнит, чтобы плечи ваши не сломились: Чарльза Бема и Уильяма Кэрда, найденных верными сотрудниками, Он даст в "апостолы" (Geyer 1893, цит. по Obst 1996, 20).

В этой же речи он жестко критиковал лондонские общины за отказ от того метода, которым было основано движение, - раньше пророки рукополагали апостолов, теперь же служение апостолов приобрело больший вес, и их критическое отношение к пророкам и стремление подвергать пророчества проверке унижало служение пророков. Больше всего споров вызывало решение не избирать новых апостолов. "апостолы" быстро пресекли самодеятельный энтузиазм пророков, и конференция была распущена. Но разговор был продолжен за чаем в доме лондонского пророка Таплина. Гайер описывает эту встречу так:

Но вечером того же дня мы, 12 пророков, как всегда собрались за чаем у мистера Таплина, по его приглашению. При этом мы беседовали о наших должностных обязанностях и, в особенности, о толковании Библии и наших переживаниях. Выступил и престарелый пророк Кэптен Тэйлор, который подчеркнул знаменательность сегодняшнего события и выразил свою радость по поводу избрания двух апостолов, с чем все остальные сразу же согласились.

"Да, - сказал пророк из центральной церкви на Гордон-сквер, - я могу добавить, что во время рукоположения мне было видение: небо отверзлось, и я видел четырех херувимов, они с удовлетворением смотрели вниз на это действо". Мы, конечно, были очень тронуты этим сообщением.

Потом кто-то из нас, уже не помню кто, спросил мистера Таплина, умрет ли еще кто-либо из ныне живущих апостолов.

Он ответил: "Да, ни одного не останется, все снизойдут в прах". Но он добавил: "Все должности: 12 апостолов, 12 пророков и все, что еще к ним относится, будут сохранены в полном количестве, когда Господь явится, чтобы завершить свою церковь" (7.8, цит. по Obst 1996, 21-22).

Это свидетельство Гайера нам придется пока оставить без комментариев. Противная сторона, т. е. Католическая Апостольская Община, не признает эти события и не согласна с таким описанием произошедшего на конференции пророков. Вудхаус утверждал, что подобные пророчества вообще не высказывались, и "что после призвания апостолов в 1835 году не было предпринято ни одной попытки рукоположить нового апостола" (Woodhouse, 19.02.1863, цит. по Obst 1996, 23). Но давайте посмотрим, что Гайер рассказывал о дальнейших событиях.

На следующий день меня вызвали к апостолу Вудхаусу. Он коротко спросил меня: "Вы считаете, что эти два апостола теперь стали настоящими апостолами?" Я ответил: ""апостолы" распорядились, чтобы пророки не имели никакого собственного мнения о результате их пророчеств; только "апостолы" принимают такое решение. Я знаю лишь, что это было слово от Святого Духа, за которое я отвечаю; все остальное я оставляю апостолам". На это мистер Вудхаус ответил мне: ""апостолы" отрицают призвание этих и всех последующих апостолов, так как существующих сейчас апостолов достаточно до при- шествия Христа".

На это я больше ничего не мог ответить и промолчал. С этими переживаниями и чувствами я вернулся ранним летом 1860 года в Берлин. Очевидно, что мое духовное состояние от этого не улучшилось (Geyer 1893, цит. по Obst 1996, 22).

В свете столь противоречивых свидетельств определить, что произошло на самом деле, невозможно. Очевидно лишь то, что КАО не рукополагала никаких новых апостолов, что Гайер, как показывают дальнейшие события, сыграл в их рукоположении ключевую роль, и что подтолкнули его к такому решению какие-то события в Англии - какими бы они ни были. Ситуация успокоилась почти на два года. В 1861 году апостол Вудхаус и пророк Гайер отправились в Кенигсберг (Калининград). Там, не уведомив апостола, Гайер призвал на апостольство некоего Росохаски, у которого проживал в Кенигсберге. Он чувствовал полное право так поступить в свете 13-й главы Деяний, где Дух, без участия апостолов, призвал Варнаву и Павла на апостольство (Rosteuscher 1928, 167). Росохаски принял служение, его поддержали гамбургская община и ангел Шварц. Впоследствии, однако, он оставил эту должность, считая, что его ввели в заблуждение. В ноябре 1862 года в Берлинской общине возник спор по поводу событий последних времен, в результате чего Гайера исключили из КАО. Тема спора, при этом, возможно, сыграла не главную роль - причина, в первую очередь, была в том, что Гайер поставил под сомнение авторитет апостолов, а значит и все основополагающие принципы церкви (Eggenberger 1953, 24.25).

В Гамбурге отлученный Гайер начал вместе с Шварцем создавать новую общину, которую назвал "Общей христианской апостольской миссией". Все попытки КАО вернуть гамбургских верующих в лоно материнской церкви не принесли успеха. Более того, произошло событие, которого Гайер добивался уже давно, - рукоположение новых апостолов. Первым он призвал на апостольство священника Пройса, а затем, немного позже, - Шварца (25). Вскоре были рукоположены и другие "апостолы". Возникали новые общины, и движение росло на глазах. Первоначальная цель миссии заключалась лишь в том, чтобы "завоевать души для Христа и побудить их к истинному послушанию. Поэтому членам группы не препятствовали и далее посещать богослужения церквей, к которым они прежде принадлежали, но, наоборот, советовали более усердно участвовать в них и любить своих душепопечителей" (Hutten 1982, 471).

Даже став апостолом, Пройс всегда был вторым человеком после Гайера - в иерархической лестнице нового движения пророки стояли если и не выше апостолов, то, во всяком случае, наравне с ними. Гайер продолжал назначать апостолов и других служителей, и это все больше увеличивало напряженность ситуации. Когда Пройс умер от инфаркта, руководство миссией осталось в руках Гайера. Прибавились и новые проблемы, которые в 1878 году привели к открытой ссоре во время обсуждения неких разногласий, возникших в ходе богослужения. Гайер, вместе со своими последователями и назначенными служителями, покинул богослужение и уже в следующее воскресенье организовал новую церковь с тем же названием. До самой смерти 4 октября 1896 г. Гайер оставался верным своей миссии.

Одним из первых рукоположенных Гайером служителей был Шварц из Амстердама (с 1863 года - апостол Голландии и Бельгии). Он пытался сплотить вокруг себя общины и апостолов, и вскоре в его регионе было 5 апостолов с церквями. Залус пишет:

Единство между Шварцем, Менькофом, Кребсом, Руфом и Обстом было вовсе не таким, каким его преподносят сегодня. Пожалуй, в Голландии и Германии с 1878 по 1895 год Шварц обладал высшим и окончательным авторитетом. И все же будет неверно извлекать из этого факта современные выводы. На практике ни Пройс, ни Шварц не создавали первоапостольства, которое объединило бы всех апостолов под эгидой одного. Однако их мышлению это понятие было не чуждо (цит. по Eggenberger 1953, 29).

Влияние Шварца на Новоапостольскую церковь, как и в свое время в КАО, привело к появлению более формализованных черт и уменьшению харизматических особенностей. Здесь власть апостолов также со временем увеличилась. По мере усиления апостольского служения, служение пророков теряло свое значение и, в конце концов, было поглощено апостольским. Таким образом, напряженность и трения между двумя служениями - быть может, неосознанно и ненамеренно - были уничтожены. От введения первоапостольства церковь отделяли лишь несколько шагов. Хуттен справедливо описывает этот период: "Из полномочий проистекло полновластие" (Hutten 1982, 470-473). О том, как это произошло, мы поговорим ниже.

Новоапостольская церковь при "Первоапостолах"

В период формирования Новоапостольской церкви все "апостолы" - как и ранее в КАО - были равны. Конечно, некоторые "апостолы" пользовались большим уважением и авторитетом по сравнению с другими, но отношения между апостолами строились по коллегиальному принципу. Как и Джон Кардэйл, ведущий "апостол" КАО, Фридрих Вильгельм Шварц был лишь одним из апостолов в развивающейся Новоапостольской церкви. Но после смерти Шварца все изменилось. Начался период формирования должности первоапостола. Сегодня первоапостольское служение теснейшим образом переплетено с сущностью Новоапостольской церкви, и она так же немыслима без первоапостола, как Римско-католическая церковь - без Папы (Obst 1996, 36-37).

Фридрих Кребс (1832-1905) появился на сцене в период формирования Новоапостольской церкви в том ее виде, как мы ее сегодня знаем. Если бы не Кребс, это полное противоречий и раздоров движение никогда бы не вышло за провинциальные рамки. Он добился того, что движение под руководством "первоапостола" стало единой церковью. Таким образом, НАЦ приобрела новый потенциал для внешнего и внутреннего роста. Кребс в Новоапостольской церкви считается апостолом единения (Neue Apostelgeschichte 1985, 203).

Призванный на служение священника "апостолом" Пройсом, Кребс впоследствии был назначен епископом. В мае 1881 года пророк Хуго призвал его на апостольское служение. Это новое поколение НАЦ уже не имело никаких связей с первоисточником, КАО. Однажды они попытались решить старые проблемы и наладить отношения с КАО, написав письмо "апостолу" Вудхаусу, который в свое время отлучил Гайера, однако ни ответа, ни доброго слова или даже благословения не последовало. Все они были для Вудхауса лжеапостолами.

Добившись успеха на поприще основания новых церквей, "апостол" Кребс играл все большую роль в руководстве церкви, однако его реформы - полное ограничение действий пророков или подчинение коллегии "апостолов" одному руководителю, главному апостолу - не были приняты без протестов. Но успехи Кребса свели количество оппонентов и раскольников к минимуму. Интересно отметить, что в это время в Германии Бисмарк занимался объединением земель. Чего-то подобного ожидали и члены нового апостольского движения, помогая Кребсу выдвинуться на первое место (Obst 1996, 39). Последним шагом на пути к объединению стало введение должности "первоапостола" на одном из богослужений в Берлине. "Апостол" Кребс вел служение, во время которого апостол Нихаус, говоривший о первой заповеди Моисея, подвел слушателей к новому откровению (хотя в прошлом получение откровений считалось служением пророков). Он провозгласил:

"Бог хочет, чтобы все сердца и глаза были направлены на него, Истинного, Который не терпит других богов... Только так народ Израильский, к которому впервые были обращены эти слова, стал единым, одной плотью. Единственным видимым главой был Моисей, народ Израильский был духовным телом... Когда Израиль был этим телом, этим "единством", тогда это единство достигало апогея в едином Боге... Если тело было видимым, то и глава тела должен был быть видимым; он был высшим проявлением единства Израиля. Единство Израиля проявлялось в Моисее, главе народа, он был, так сказать, представителем единого Бога, к чему и был призван Пославшим его" (Scheibler 1992, 59-60).

На основании этой проповеди, а также предшествовавших и последующих событий, Шайблер приходит к такому выводу:

"Во время этого богослужения, как и предыдущих собраний, все отчетливее проявлялось то, что "апостолы", полностью сознавая потребность дела Божьего в вожде, добровольно подчинились "апостолу" Кребсу, которого называли также "отцом единения". Таким образом, это праздничное богослужение в Пятидесятницу в Берлине можно с полным основанием назвать официальным рождением должности "первоапостола", потому что здесь стало ясно, что все "апостолы" видели в Кребсе лидера, признав его высшим авторитетом в деле Божьем на земле" (60).

Таким образом, Новоапостольская церковь, изначально задуманная как харизматическое движение, через несколько десятилетий превратилась в подобие папской церкви. "Первоапостол" принял на себя многочисленные функции, в том числе и присущие ранее пророкам - например, призвание апостолов. Обст пишет: "Как это часто бывало в истории церкви, должность здесь вновь восторжествовала над духом. Служение пророков было объединено с должностью апостолов, - таким образом, оно не имело более самостоятельной сути, а значит, было, наконец, отменено" (Obst 1996, 41). В конце концов, эти изменения сделали Новоапостольскую церковь тем, чем она является сегодня. Начался бурный количественный рост: церковь привлекала к себе не только бедные слои населения, но и мелкую буржуазию, т. е. средний класс, и стала церковью народа и рядовых прихожан. "Первоапостол" отдавал руководству церковью все силы и принимал жесткие меры против оппозиции. Его неожиданная смерть была для Новоапостольской церкви огромной потерей. Преемником Кребса стал Герман Нихаус, который повел церковь тем же накатанным путем (41.42).

Важно проследить, каким образом "первоапостол" сделался чуть ли не сверхчеловеком, через которого передается спасение. Это можно увидеть из слов Нихауса о покойном "отце единения" Кребсе:

"Прекрасное богослужение в воскресенье, когда дорогой отец стоял перед нами как преображенный Духом, исполненный полноты, божества и света, навсегда останется у меня в памяти, как и у всех других участников. Говорящий перед нами был уже не человек, это мог быть только Христос, как отец Кребс и сказал во время причастия: "Это тело мое, ибо я победил мир, хотя я еще живу в этом мире". - Итак, я говорю сегодня, все могу в укрепляющем меня, в Покойном; смерть - я буду тебе ядом; ад - я буду тебе чумой, твои рабы будут дрожать и трепетать, и не останется камня на камне" (цит. по Eggenberger 1953, 30-31).

Герман Нихаус (1848-1932) родился в Штайнхагене, близ Билефельда, в семье квакеров. К Новоапостольской церкви он примкнул вместе с семьей. Уже в 1869 году апостол Шварц рукоположил Нихауса на служение евангелиста, а в 1872 году в Амстердаме - на служение епископа. В 1894 г. апостол Кребс еще раз подтвердил это призвание. Вскоре Нихаус стал доверенным человеком "апостола" Кребса, который в 1896 г. посвятил его в "апостолы" округа Билефельд. В 1905 году Нихаус принял на себя должность "первоапостола". Именно он в Пятидесятницу 1897 года предложил ввести эту должность. Теперь же он получил бразды правления и с большим энтузиазмом продолжил работу своего предшественника (32). "Он всегда действовал в соответствии со словами, сказанными на могиле Кребса: "Чтобы о его толстокожесть и железный лоб все разбивалось, и не оставалось камня на камне"" (Hutten 1982, 476).

Под руководством Нихауса Новоапостольская церковь претерпела ряд изменений. В 1907 году было введено новое название движения - "Новоапостольская община", а затем, в 1930 году, - еще одно, "Новоапостольская церковь". Это название было взято из заглавия, данного 2-й главе 4-й Книги Ездры в традиционном переводе Лютера, где сказано следующее: "…Как новоапостольская церковь должна держаться и совершать Богу угодные служения" (Biblia, Nьrnberg 1710, 889). Нихаус активно развивал издательскую деятельность Новоапостольской церкви и еще более стабилизировал церковь. Его промонархические взгляды и верность линии "апостола" Кребса привели к полному расцвету церкви. Он пытался вновь расширить влияние Новоапостольской церкви за пределы немецкоязычных стран Европы и Голландии и предпринимал поездки в США (Obst 1996, 44-45).

Усердные попытки Нихауса влиться в ряды немецкой буржуазии отразились на его поведении во время Первой мировой войны, когда он призывал к "верности Богу и кайзеру" и пророчески предсказывал поражение Англии (Neuapostolisches Sonntagsblatt, 1908, № 29). Таким образом, Новоапостольская церковь молитвой и конкретной помощью поддерживала войска кайзера на фронте и в лазаретах. После призыва многих членов Новоапостольской церкви в армию, служителей стало не хватать, в это же время причастие стали рассылать по полевой почте: военным и служащим на фронт высылалась "хостия, пропитанная тремя каплями вина и получившая благословение" (Der Grezte 1928, 120). В Страстную пятницу 1917 г. эта практика была распространена на всех членов Новоапостольской церкви.

После окончания Первой мировой войны и краха монархии избирательное покровительство первоапостола, оказанное немецким войскам, подверглось суровой критике со стороны апостолов других стран, что привело к новым расколам, в том числе и в немецкоязычном регионе. В октябре 1919 года апостол Карл Август Брюкнер вместе с большой группой последователей членов Новоапостольской церкви заявил:

У всякого заблуждения есть начало. Это начало кроется в предположении, что мужи последнего времени, названные апостолами, во всех обстоятельствах являются авторитетом и суверенно стоят над Библией и ее учением. Таким образом, мы имеем папское лжеучение: "То, что говорят "апостолы", непогрешимо. Их толкование Библии и их свидетельство авторитетно во всем. Права проверять нет. Есть лишь право принять и верить" (Aufklarungsschrift № 1, 10).

Эта и другие оппозиционные группы попортили Нихаусу много крови. Он подавил их жесткой рукой. Многие покинули Новоапостолькую церковь и перешли в пятидесятнические и другие церкви. Однако Новоапостольская церковь вскоре оправилась от удара и вновь начала расти с удивительной скоростью. "Внешний успех сопутствовал Герману Нихаусу и его общине и в двадцатых годах. В 1925 году в Германии было 138 000 новоапостольских христиан. Три года спустя церковь имела 1 528 общин в Европе и 200 общин за рубежом, т. е. в Северной Америке, Южной Африке, Австралии, на Яве и в Южной Америке" (Eggenberger 1953, 33). "Новоапостольская церковь и будущие поколения славили его по праву: незначительным и жалким было начало церкви под  руководством апостолов К.В. Пройса и Ф.В. Шварца; но крепким стало древо Божьего дела, когда был отозван на вечный покой первоапостол Кребс; под водительством же "первоапостола" Нихауса оно обрело невиданное великолепие и расцвет" (Geschichte 1987, 103).

Еще при жизни Нихауса его труд продолжил назначенный им самим апостол Бишоф. После того, как в 1930 году, за день до 25-летнего юбилея своего вступления в должность "первоапостола", Нихаус упал на cтупеньках собственного дома, получил очень серьезную травму и вследствие кровоизлияния в мозг помрачился в разуме, апостол Бишоф принял служение "первоапостола". В августе 1932 года Нихауса похоронили. В церемонии участвовало более 3 000 человек, в числе которых было много "апостолов" и других духовных лидеров Новоапостольской церкви (Obst 1996, 49).

Иоганн Готфрид Бишоф (1871-1960) родился в бедной семье ремесленника-католика. Сам он работал сапожником, затем пошел в армию и дослужился до сержанта, но оставил службу по болезни и открыл маленькую табачную лавку. В 1897 году он был запечатлен, и с этого началась его карьера в Новоапостольской церкви. В том же году он был рукоположен в священники, затем, в 1903 году, стал епископом, в 1905 году - помощником "апостола", а в 1906 - "апостолом". В это время он переменил свое отношение к "первоапостолу" и начал его поддерживать. В 1920 году он был призван в помощники "первоапостола", а в 1924 году стал преемником Нихауса. Уже в 1930 году Бишофу пришлось взять на себя его обязанности. Для того, чтобы обеспечить назначение Бишофа, другой возможный кандидат в "первоапостолы", Карл Август Брюкнер, был заранее, в 1921 году, выведен из игры (Eggenberger 1953, 34).

Особая роль Бишофа в истории Новоапостольской церкви проявилась, в первую очередь, в двух моментах: (1) особое отношение к Третьему Рейху и надежда на окончательную победу Гитлера; и (2) пророчество о том, что пришествие Христа состоится еще во время земной жизни Бишофа. Примечательно, что эти два обстоятельства Новоапостольской церкви ничуть не повредили, - наоборот, под руководством Бишофа церковь заметно выросла.

Михаель Кениг и Юрген Маршалл весьма подробно, с привлечением многочисленных архивных документов, исследовали отношение Бишофа к национал-социалистской партии (НСДАП) и Гитлеру в своей работе "Новоапостольская церковь во времена национал-социализма и последствия для современности" (Kenig, Marschall, 1994). Все приведенные ниже источники основываются на этих изысканиях. Поняв, что захват власти Гитлером создает новую политическую ситуацию, Бишоф начинает вести прогитлеровскую политику. Похоже, что со стороны Бишофа это был не просто тактический маневр, - отчасти, в этом выражались и его убеждения. Он сам стал членом национал-социалистской партии в 1933 году; не менее тринадцати других апостолов также состояли в этой партии. Обст пишет: "В гитлеровском принципе вождя они увидели светский аналог апостольского принципа вождя. "Первоапостол" Бишоф и руководство церкви делали многое, чтобы и внешне проявить свои симпатии движению национал-социализма" (Obst 1996, 51).

Бишоф и Новоапостольская церковь неоднократно пытались доказать, что взаимоотношения между Новоапостольской церковью и национал-социалистской партией существовали еще раньше, начиная с 20-х годов, и что симпатия с тех пор только возросла. "Немецкое приветствие" ("Хайль Гитлер!") было быстро введено в Новоапостольской церкви; свадьбы и другие церемонии были открыты для всех; даже к участию в таинствах приглашали всякого, кто приходил в национал-социалистской форме.

Каждый служитель и каждый член Новоапостольской общины вследствие планового воздействия со стороны руководства воспитан в национал-социалистском духе, так что большинство членов Новоапостольской общины состоят в членах национал-социалистской немецкой рабочей партии или симпатизируют ей. "Хайль Гитлер!" Подпись: И. Г. Бишоф (Kenig, Marschall 1994, 17).

Поддержку режиму НАЦ оказывала и в еврейском вопросе. Если прежде журнал Новоапостольской церкви назывался "Сторожевые голоса Сиона" (Wachterstimmen aus Zion), то с начала 1934 года предосудительное еврейское слово "Сион" было вычеркнуто из названия. Но религиозные общины одна за другой подвергались запрету, и казалось, что эта волна не остановится и перед Новоапостольской церковью. НАЦ испытывала определенное давление, однако так и не была запрещена, в отличие от большинства негосударственных общин и церквей. Это объясняется положительным отношением церкви и "первоапостола" к Гитлеру и его режиму. Так, рейхсфюрер СС говорил о Новоапостольской церкви:

"В пункте 10 своего вероисповедания Новоапостольская община строго подчеркивает лояльность к светской власти. После прихода к власти Гитлера она буквально во весь голос заявляет о своих национал-социалистских убеждениях. Прежние взгляды "первоапостола" Бишофа, который отвечает за общее политическое настроение церкви, неизвестны, так как он никогда не участвовал в политике. Сегодня, однако, он ставит свои симпатии к национал-социализму на первый план и в многочисленных посланиях требует от своих последователей столь же положительного отношения к государству - хотя, зачастую, довольно неуклюже" (6) [1] .

Более подробную информацию можно найти в работе Кенига и Маршалла. Этот период истории был трудным для всех церквей в Германии, и многие общины были увлечены фашистскими идеями - что отчасти происходит и сегодня в контексте возрождения национального самосознания. К сожалению, Новоапостольская церковь не просто совершила ошибку, но и до сих пор отказывается ее признать. В то время как другие немецкие церкви и общины раскаялись в своем неадекватном поведении в годы Третьего Рейха, НАЦ, наоборот, пытается замалчивать, утаивать или искажать исторические факты. Поведение Бишофa объясняется следующим образом:

Часто от "первоапостола" Бишофа требовалась большая мудрость, чтобы надежно и безопасно вести ладью Церкви Христа через опасные рифы, и большинство чад Божьих едва ли это заметило. Никогда ранее не существовало такой опасности, что вследствие единственного недостаточно продуманного действия дальнейшее существование церкви оказалось бы под вопросом (Geschichte 1987, 125f.).

Результатом прогитлеровской политики НАЦ во времена национал-социализма стал ее быстрый рост. Вот как об этом говорит учебник истории:

Благодаря принятым до начала войны в 1939 году решениям все было так хорошо отлажено, что тяжелое время испытаний, обрушившееся в тот момент на церковь, не могло чересчур сильно повредить делу Божьему. Несмотря на трудности и препятствия церковь росла и внутренне, и внешне дотоле невиданными темпами. Во многих местах были созданы новые общины, количество членов все росло, и почти во всех значимых городах общины имели свои собственные помещения, купленные или вновь построенные. Если такой прогресс был заметен даже во внешнем облике церкви, то в еще большей степени это относилось к внутреннему состоянию общин. Познание Божьей воли углублялось, душепопечительство приносило плоды, и единство учения оберегалось и укреплялось. Таким образом оснащенный Божий народ мог со спокойной надеждой и уверенностью, что ничего не произойдет без Божьего попустительства, противостоять приближающимся бурям (Geschichte 1987, 124f.).

"Первоапостол" Бишоф дал руководству общин распоряжение в случае сомнений в лояльности соискателей членства в НАЦ к Гитлеру проверять их по каналам НСДАП, и прежде чем стать членами Новоапостольской церкви эти люди - и тому есть доказательства - должны были получить от партии подтверждение своей благонадежности. С учетом того, сколько кандидатов отсеивалось на этом этапе, количественный рост церкви впечатляет (Kenig, Marschall 1994, 29). Фактически, только за годы Третьего Рейха Новоапостольская церковь выросла не менее чем на 100 тысяч членов. После падения Третьего Рейха на руководство Новоапостольской церкви обрушилась волна критики - в первую очередь, со стороны зарубежных общин, часть которых вслед за этим вышла из НАЦ. Но и в послевоенные годы Новоапостольская церковь переживала заметный рост (Obst 1996, 54-56).

Второй особенностью правления "первоапостола" Бишофа было его пророчество о том, что пришествие Христа состоится еще при его земной жизни. Кулен, по настоянию коллегии апостолов назначенный преемником престарелого первоапостола, приводит слова Бишофа: "Я недавно уже сказал швейцарским апостолам и повторяю вам сегодня: "Я не умру!"". Это высказывание датируется ноябрем 1950 года (Erinnerungen 1983,19). Уверенность первоапостола в своей правоте все возрастала:

Я лично убежден, что подготовка царственного священства произойдет еще при моей жизни, и что дело Царства Божия в Господнем винограднике будет закончено именно мною.

В другом случае он выражается еще конкретнее:

"Когда пришло время, и отец Нихаус не смог больше служить, мне пришлось взять руководство на себя, но не для того, чтобы еще многие десятилетия трудиться в подготовке царственного священства или готовить продолжение этой работы для следующих столетий, - это исключено. Я последний. Господь придет еще при моей жизни" (Unsere Familie 1952, 101-102).

Поскольку эти слова произнес 80-летний старик, пришествие должно было состояться в течение нескольких лет. Бишофу поверили, большинство апостолов поддерживало и распространяло это пророчество, и в каком-то смысле оно стало даже частью исповедания НАЦ. Новоапостольский журнал "Сторожевые голоса" за апрель 1955 года так рассказывал, каким образом Бишоф получил свое пророчество:

"...не посредством сновидения получил [первоапостол Бишоф эту весть], но при встрече с самим Сыном Божиим. Сын Божий стоял перед "первоапостолом", как Он стоял когда-то и перед Савлом, с одной только разницей, что первоапостол, величайший и вернейший слуга Божий нашего времени, не только слышал Его голос, но и видел Его".

Весть разлетелась по всей Новоапостольской церкви и за ее пределами. "Первоапостол" ничего не подстраивал и не пытался никого обмануть - он сам был абсолютно уверен, что так все и будет. Даже за несколько дней до приближающейся смерти Бишоф непреклонно верил в скорое пришествие Христа и свидетельствовал о нем. Тем большим оказалось разочарование после. После смерти Бишофа коллегия апостолов выбрала его преемником Вальтера Шмидта, хотя сам Бишоф - вопреки давней традиции - не назначил себе преемника. 10 июля 1960 года членам церкви сообщили о смерти прежнего первоапостола и избрании нового:

Мы все глубоко верили и надеялись, что Господь, согласно данному первоапостолу пророчеству, заберет своих к Себе еще при его жизни. В это непоколебимо верил и сам первоапостол и до последнего часа своей жизни свидетельствовал об этом окружавшим его. И он сам, и мы, и все глубоко привязанные к нему братья и сестры никогда не сомневались в том, что Господь исполнит данное ему обещание в назначенное Им самим время. Итак, мы стоим перед неисследимыми путями нашего Бога и спрашиваем себя, почему Он изменил Свою волю. Первоапостол, доведший спасительное дело Господа до высшей степени совершенства и, таким образом, привлекший детей Божьих в нерушимой вере в Его Слово, не мог ошибиться, потому что Слово Божие для него всегда было мерилом всех поступков. Следовательно, он никогда не говорил нам ничего, кроме того, что было вложено ему в дух самим Господом (Reimer 1993, 9f.).

Несмотря на эти два проблемных и неоднозначных аспекта первоапостольского служения Бишофа, ставшие причиной многих расколов и разногласий, Новоапостольская церковь росла с небывалой скоростью. Церковь, руководимая Бишофом, принадлежала к числу самых быстрорастущих церквей немецкоязычного региона. После Второй мировой войны НАЦ под руководством последующих первоапостолов вышла за пределы и этих территорий. Бишоф придавал большое значение церковным должностям и четко выстроил их порядок. Иерархическая лестница НАЦ выглядит следующим образом (Eggenberger 1953, 36):

Область ответственности   Должность [2]
Новоапостольская церковь    Первоапостол
Собственный апостольский или епископский округ   Окружной апостол
Апостольский округ   Апостол
Епископский округ

Последние два охватывают каждый по несколько (4-7) окружных пресвитеров. 

Епископ
Пресвитерский округ
Охватывает несколько общин
Предстоятель округа Окружной пресвитер
кружной евангелист
Община Предстоятель общины Пастор
Евангелист

Священник

 

Вальтер Шмидт (1891-1981) родился в семье новоапостольских верующих, был запечатлен "первоапостолом" Нихаусом, женился на дочери священника, Луизе Пипеншток, и начал свою карьеру в Новоапостольской церкви после Второй мировой войны. В 1923 году он стал младшим диаконом, в 1944 г. - окружным пресвитером, а в 1948 - окружным апостолом. Он был предан первоапостолу Бишофу и всецело поддерживал его в ожидании скорого пришествия Христа. Он стал "первоапостолом" без благословения своего предшественника, его избрали демократическим путем - большинством голосов. На следующий день после нового назначения Шмидту пришлось вести во Франкфурте траурную церемонию в честь Бишофа, первоапостола, который не собирался умирать. Отрицая, что "первоапостол" сделал такую разительную ошибку, и что это - трагедия для церкви, Шмидт пытался помочь Новоапостольской церкви пережить кризис. И ему это вполне удалось. Ожидаемый распад церкви не произошел. Без проблем, конечно, не обошлось, но церковь покинули лишь немногие. Впоследствии НАЦ так и не признала пророчество Бишофа ошибкой.

Шмидт пытался вновь укрепить и стабилизировать церковь. Но ему удалось сделать намного больше. Фактически, под его руководством церковь стала международной, всемирной. "Когда он вступил в должность, Новоапостольская церковь была представлена в 60 странах, когда он оставил должность, таких стран было уже 120" (Obst 1996, 71). Усилия Шмидта, направленные на развитие различных церковных служений - например, работы с детьми - и расширение территориальных границ церкви привели к резкому количественному росту. "За время его руководства количество членов выросло вдвое, примерно с 500 тысяч до 1 миллиона" (71).

Из-за значительного ухудшения здоровья Шмидт оставил свое служение и назначил, в соответствии с давней традицией, нового первоапостола, дав ему свое благословение. Но судьба сыграла с ним печальную шутку - он пережил своего преемника и умер лишь в мае 1979 года, в возрасте 90 лет.

Назначение Эрнста Штрекайзена (1905-1978) "первоапостолом" Новоапостольской церкви продолжило международную ориентацию церкви. Об этом говорит уже тот факт, что после стольких лет преобладания немцев на руководящих постах, "первоапостолом" стал гражданин Швейцарии. Руководство все еще остается немецкоязычным, но переезд штаб-квартиры в нейтральную Швейцарию во время "холодной войны" стал для растущей во многих странах Новоапостольской церкви очень положительным знаком. В прочих отношениях карьера Штрекайзена мало чем отличается от карьеры любого другого важного деятеля церкви. Он родился в бедной семье, и его рано овдовевшая мать нашла прибежище в Новоапостольской церкви. Штрекайзен приобщился к вере и в 1910 году был запечатлен. Затем он женился на дочери евангелиста Новоапостольской церкви и вскоре зашагал вверх по ступеням иерархической лестницы (младший диакон в 1927 году, диакон и священник в 1930, окружной евангелист в 1933, окружной пресвитер в 1941, епископ в 1951 г.), достигнув должности апостола (1952 г.), а затем и окружного "апостола" (1953 г.). Штрекайзен был верным последователем "первоапостола" Бишофа. "История Новоапостольской церкви" сообщает:

"Для нас, апостолов, курс предельно ясен: мы идем в кильватере первоапостола, ибо так надежнее всего. Его вера - наша вера, его надежда - наша надежда, ничто не должно ослабить нашу теснейшую связь. И таким образом мы движемся навстречу тому дню, когда Сын Божий заберет Своих" (Geschichte 1987, 141).

Став "первоапостолом", Штрекайзен продолжает курс на стабилизацию и интернационализацию церкви, начатый его предшественником. Он первым из первоапостолов отправляется в поездку по бывшей ГДР, летит в Южную Америку, а потом - в Южную Африку, где тяжело заболевает и умирает в кейптаунской больнице. За год до своей кончины он провел в Канаде собрание апостолов, на которое съехались "все 57 апостолов планеты". Были обсуждены и утверждены положения церковного устава, которому предстояло определить задачи НАЦ:

Союз апостолов ставит своей задачей объединить всех апостолов Новоапостольской церкви во всех странах мира под началом единого первоапостола (президента союза апостолов), сохранять их духовное единство между собой и "первоапостолом", а также оберегать и укреплять единство всей церкви (Statuten 1977, § 2.1.).

В результате неожиданной смерти Штрекайзена у Новоапостольской церкви опять не оказалось преемника, назначенного и благословенного "первоапостолом". Коллегии апостолов снова пришлось выбирать первоапостола из своей среды, и выбор пал на Ханса Урвилера. Подводя итог периоду первоапостольства Штрекайзена, можно сказать, что он ничего не добавил к формированию НАЦ, но во многом способствовал росту церкви.

Ханс Урвилер (1925-1994) происходил из семьи новоапостольских верующих, в которой еще дед занимал должность епископа. Как и его предшественники, Урвилер прошел все ступени новоапостольской иерархии, и в 1976 году первоапостол Штрекайзен назначил его окружным апостолом. Через два года, после внезапной смерти "первоапостола" Штрекайзена, его избрали "первоапостолом" во втором туре голосования, так как в первом он не набрал достаточно голосов. Можно было ожидать, что изберут "апостола" Рокенфельдера, который сопровождал Штрекайзена в Южную Америку, или что возрасту и опыту кандидатов уделят чуть больше внимания, но, как бы то ни было, Урвилер был избран, рукоположен и в ноябре 1978 года приступил к работе. Ставка и в этот раз была сделана на швейцарский нейтралитет и на международное развитие Новоапостольской церкви (Siegel 1995, 125).

Выбор оказался для НАЦ неожиданно удачным. Урвилер неустанно продолжал служение своих предшественников, "совершил 28 поездок за океан, учредил воскресную школу для дошкольников и установил единые правила участия в Святом причастии" (Unsere Familie, 1995, № 1, с. 7). Однако напряженный труд "первоапостола' не прошел даром, и он, как и его предшественник, во время путешествия в Африку в июле 1987 года заболел, вернулся в Швейцарию и там перенес тяжелый апоплексический удар, от которого так и не оправился. Урвилер ушел на покой и назначил вместо себя Рихарда Фера, который является "первоапостолом" НАЦ и по сей день. Ханс Урвилер скончался после нового удара в ноябре 1994 года. "В период его руководства количество членов церкви возросло с 2,5 до 4 миллионов" (Obst 1996, 74.75).

Рихард Фер (род. 1939) также родился в семье новоапостольских верующих и сделал обычную карьеру. В 1980 г. он был назначен "апостолом", а в 1981 г. - окружным апостолом Швейцарии. Он продолжил швейцарскую линию и 3 мая 1988 года был назначен "первоапостолом". Он также пытается расширить НАЦ за счет ее интернационализации и очень эффективно использует падение "железного занавеса" для евангелизации Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Приток новых членов с Востока вновь обеспечивает Новоапостольской церкви значительный рост. Но другие регионы тоже развиваются.

Фер принадлежит к числу тех, кто пытается "осовременить" Новоапостольскую церковь и создать ей новый имидж. Использование новых, прогрессивных технологий, более свободная и открытая структура богослужения, менее строгие правила (например, в плане одежды), - вот лишь некоторые из инициированных Фером перемен. Но традиционные догмы церкви являются основополагающими и для него - их просто преподносят в более современной форме. Членов церкви по-прежнему призывают быть благоразумными и помнить о скором пришествии Христа. "Самой трудной проблемой для современного первоапостола, возможно, станет быстрый рост и всемирное распространение Новоапостольской церкви", которые будут держать его, как и его предшественников, в постоянном движении (Obst 1996, 77-78).

Комментарии

1. Хуттен пишет по этому поводу: "Когда в 1933 году Гитлер пришел к власти, Бишоф позаботился о том, чтобы его церковь беспрепятственно адаптировалась к новой ситуации. 10 пункт вероисповедания, о послушании светской власти, который был опущен в катехизисе 1924 года, т. е. во время Веймарской республики, в 1933 году опять был включен в символ веры. В катехизисе, изданном в 1938 году, на вопрос 172 следовал ответ, что "заявление о членстве не может быть принято, если кандидат находится в оппозиции к [фашистскому] правительству, которое разрешает новоапостольской церкви заниматься ее пасторской деятельностью" (в 1952 году этот пункт был опять опущен). Таким образом, Новоапостольская церковь пережила времена коричневой диктатуры без особых конфликтов. Правительство ГДР ее также не особо притесняло, поскольку НАЦ доказала свою преданность и этому режиму, получив за свою лояльность похвалу политических ведомств" (Hutten 1982, 477-478).

2. "Другие должности являются вспомогательными служениями" (Eggenberger 1953, 36).

Использованная литература

1. Aufkldrungsschrift № 1 ueber die reformatorische Bewegung in den Neuapostolischen Gemeinden. No date, no year.

2. Biblia. Nernberg, 1710.

3. Der Grezte unter ihnen. Kurze Lebensbeschreibung von Hermann Niehaus. Frankfurt a.M., 1928.

4. Eggenberger, Oswald. Die Neuapostolische Gemeinde: Ihre Geschichte und Lehre. Muenchen: Chr. Kaiser Verlag, 1953.

Петр Пеннер

Центр апологетических исследований, г. Санкт-Петербург

 

 
Читайте другие публикации раздела "Секта "Новоапостольская церковь""
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru