Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Секты / "Новоапостольская церковь" - псевдохристианская секта


Новоапостольская церковь в свете Писания

Христианская вера и дела Церкви должны строиться на фундаменте Писания (2 Тим. 3:16-17). Именно на такую роль претендует Библия, и все прочие вопросы должны решаться с этих позиций. Писание как Слово Триединого Бога, Которому принадлежит и служит Церковь, - руководство для ее земной жизни. Церковь выполняет поручение Бога, и Он является ее Господом. Библия есть основа и человеческого руководства Церковью, поскольку через нее говорит Сам Бог. К сожалению, Церковь слишком часто удаляется от Писания, тем самым отказываясь от света, который Бог дал ей в дорогу. Именно так обстоит дело с Новоапостольской церковью (НАЦ), и свой путь она выбрала сознательно.

Здание секты "Новоапостолькая церковь" в Краснотурьинске (Свердловская область) с характерным символом секты над воротами

Здание секты "Новоапостолькая церковь" в Краснотурьинске (Свердловская область) с характерным символом секты над воротами

Анализируя воззрения НАЦ, мы будем исходить из предпосылки, что Писание является Словом Божиим и наивысшим руководством для Церкви. Мы не можем опираться на мнение самой НАЦ относительно достоверности Писания и его значения для жизни Церкви, поскольку такой подход не имеет смысла, - сравнение же с абсолютными стандартами Писания, возможно, поможет нам правильно оценить ситуацию и увидеть, что именно нуждается в исправлении. Таким образом, свое исследование мы начнем с разговора об отношении НАЦ к Библии и о той особой роли, которая в этой церкви отводится апостолам. В заключительной части статьи мы немного поговорим о том, как НАЦ представляет события последнего времени и пришествие Христа. Как видите, мы обсудим лишь небольшой круг вопросов - не потому, что в других аспектах богословие НАЦ полностью согласуется с учением исторического христианства и Писания, но потому, что упомянутые вопросы имеют решающее значение. Другие исследователи, возможно, дадут более глубокую и всестороннюю оценку НАЦ - задачей настоящей работы является лишь наметить темы, требующие изучения, и предложить некоторые выводы.

Библия и учение НАЦ

Отношение НАЦ к Святому Писанию чем-то напоминает позицию Свидетелей Иеговы и мормонов. С одной стороны, "Библия является основанием для учения и жизни в Новоапостольской церкви", с другой стороны, "чтение Библии не может заменить деятельность апостолов Иисуса, которые провозглашают учение и предоставляют таинства" (Вопросы и ответы, 1992, Вопрос 4, с. 10). Учение НАЦ о Библии не соответствует протестантскому принципу Sola Scriptura (только Писание) - Писание считается лишь одним из оснований Церкви, а на практике слово Первоапостола имеет большее значение. Считается, что Библия не может сама себя объяснить, а потому ее следует читать только с помощью толкований апостолов (там же, с. 11). Хельмут Обст (с. 112) справедливо отмечает:

Ключом к пониманию Библии, вопреки мнению большинства крупных церквей, не может быть сама Библия - в том смысле, что Библия не может толковать сама себя; ключом может быть только Святой Дух, действующий через апостолов. И совершенно естественно, что в жизни новоапостольского христианина Библия имеет только "особое значение", но никак не единственно важную роль.

Нередко можно наблюдать здравое отношение к Библии со стороны НАЦ, однако Писание все же считается "затхлой водой" в отличие от "родника", бьющего из слов ныне живущих апостолов. И все же, по сравнению со взглядами, которых НАЦ придерживалась в прошлом, ее мнение о Писании заметно изменилось к лучшему.

На практике Новоапостольская церковь использует Библию следующим образом. Отдельные стихи и отрывки Писания вырываются из контекста и истолковываются благоприятным для НАЦ образом. К Ветхому Завету НАЦ относится с некоторым недоверием и осторожностью, ссылаясь на слова Христа о том, что в Ветхом Завете невозможно найти вечную жизнь, и что Ветхий Завет свидетельствует о Христе лишь в ограниченном смысле (Вопросы и ответы, 1992, с. 10). В обоснование своих богословских взглядов НАЦ привлекает тексты, понятия и принципы из апокрифических книг - даже слово "новоапостольская" взято из 4-й книги Ездры. В церковном катехизисе "Вопросы и ответы", а также в своих проповедях и публикациях НАЦ достаточно часто и обильно ссылается на Писание, чтобы придать написанному или сказанному определенный авторитет, однако ссылки приводятся без учета конкретного библейского и исторического контекста.

Апостолы, богословское образование и учение НАЦ

НАЦ отрицательно относится к богословскому образованию. Причины этого можно найти в истории ее возникновения. Католическая Апостольская Церковь, в среде которой зародилось новоапостольское движение, высоко ценила богословское образование и образование вообще, и многие ее члены были хорошо образованы. Однако движение НАЦ нашло отклик, прежде всего, в простом народе и ремесленниках и на первом этапе своего развития даже не пыталось обосновать Писанием ни факт своего возникновения, ни свои убеждения - в формальном изучении Библии не видели нужды. В те годы движение сотрясали споры и расколы, и на обучение и богословские изыскания не оставалось ни времени, ни желания.

Обучение членов церкви проводилось при помощи периодической литературы, издаваемой НАЦ под руководством одного из апостолов, который впоследствии стал именоваться Первоапостолом. Эти публикации и по сей день являются основным каналом распространения проповедей Первоапостола. Кроме того, важная роль в процессе обучения отведена музыкальному служению - богословские воззрения церкви формулируются и распространяются в текстах гимнов. В настоящем исследовании мы используем именно эти материалы - НАЦ обычно экономит на печатном материале, и в прошлом человеку, не принадлежащему к этой группе, было очень трудно получить информацию о ней; печатных материалов и сегодня существует немного, а "непосвященным" доступно и того меньше.

Помимо песенников, частично менявшихся на протяжении лет, и журналов сегодня существуют и другие материалы, в которых можно найти основную информацию о происхождении и учении НАЦ. Конечно, изложенная в них информация необъективна, однако их оформление и стиль становятся все лучше год от года. К этому числу относятся "Вопросы и ответы о новоапостольской вере" (первое издание - 1916 год; в 1992 году переиздана с изменениями); "История новоапостольской церкви" (1987) и "История Царства Божьего" (1991). В виде краткого изложения учения НАЦ используется слегка модифицированный и значительно дополненный Апостольский Символ Веры (см. Приложение 1).

Добавленные к Апостольскому Символу Веры положения формулируют основные догматы НАЦ: учение об апостолах, о крещении, о причастии, о запечатлении, о последнем времени и об отношении к правительству. Вопрос об отношении НАЦ к изменчивой политической ситуации мы уже рассмотрели в статье, посвященной истории церкви (См. статью ЦАИ С-090(1)), а о таинствах нам еще предстоит поговорить. Но сначала необходимо определить, на чем НАЦ строит свое учение.

В этой связи важно отметить, каким образом НАЦ формулирует свое отношение к богословскому образованию священнослужителей (клириков). При том, что НАЦ явно копирует иерархическую лестницу Римско-католической Церкви, она, в отличие от католиков, не учит своих священников богословию. Возможно, приведенная ниже цитата уже устарела, однако в ней ясно прослеживаются корни современной позиции церкви. Нихаус (Niehaus, с. 10) пишет:

Низшему классу желаннее неприметная, но заполненная питательной едой тарелка, нежели красивая, разрисованная цветами и золотыми буквами тарелка, на которой нет ничего съедобного. Тысячи смеются, услышав проповедь, умное слово ученого богослова - и это доказывает, что низший класс не любит ученые проповеди, в то время как даже самые неотесанные люди часто плачут во время простой проповеди, хотя проповедник не особо следит за грамматикой и орфографией.

Действительно, критика в адрес заумной богословствующей проповеди нередко справедлива; подобную критику можно услышать и в нашей стране, в которой несколько поколений христиан выросло без богословского образования. Некоторые проповеди молодых и неопытных проповедников, только что вернувшихся из библейских школ со своими "учебными" проповедями, могут показаться таким людям "умным словом без соответствующего действия". С другой стороны, невежество создает благоприятную почву для заблуждений и ересей, которые, пользуясь библейской неграмотностью людей, вырывают отрывки Писания из контекста и строят именно на них свои основополагающие учения, - об этом свидетельствует опыт многих церквей. В коммунистическом прошлом России неграмотность христиан была следствием невозможности богословского обучения, но для НАЦ отрицание образования - сознательно избранный путь.

Нетрудно убедиться, что НАЦ намеренно не прибегает к формальному богословскому образованию для подготовки служителей всех уровней, в том числе и апостолов. Считается, что служители получают достаточную подготовку путем посвящения себя Богу и служения в церкви. Эту точку зрения сегодня разделяют практически все апостолы, и в предыдущей статье мы убедились, что так было всегда, с самого основания НАЦ. Библейские возражения против этой позиции найти трудно - зачастую такой подход был реакцией на практику, распространенную в старых западных конфессиях, когда богословское образование автоматически дает человеку доступ к служению и церковной власти. Опыт христиан Востока свидетельствует, что богословское образование никогда не заменит Божьего призвания к служению, духовного дара и опыта. Но нельзя утверждать и обратное: призвание, дар и опыт не могут исключить необходимости серьезного образования; многие самоучки сетуют на пробелы в своем знании Писания и богословия. Таким образом, эта проблема не допускает решения "или-или", рост служителя церкви должен сочетать в себе оба аспекта: и призвание свыше, и дальнейшую серьезную учебу. Похоже, и НАЦ начинает это понимать - она предпринимает шаги к повышению образования своих служителей, хотя они воплощаются в виде семинаров и богословских курсов, но никак не в виде высших учебных заведений.

***

Читайте также по теме:

***

Библейское представление об апостолах и пророках

Нередко богословие церкви лучше всего прослеживается в ее сборнике гимнов. В одном из гимнов НАЦ поется: "Слово из уст моего апостола, прекрасное слово жизни" (Гимн 201). Таким образом, словам апостолов НАЦ придается спасительный характер. Апостолы же Иисуса Христа могли только сказать: "Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни!" (Ин. 6:68). На вопрос: "Итак, Библия не является единственным фундаментом истинной веры?" - катехизис НАЦ отвечает: "Нет, но она является существенным дополнением к ней" (Вопрос 455). Таким образом, откровение Бога в Писаниях остается важным и может даже сравняться в значимости с высказываниями апостолов, но именно слова апостолов струятся свежей родниковой водой, в то время как Библия становится застоявшейся водой из далекого прошлого. Говоря словами НАЦ: "Слово апостола - слово Господа! Ты широко открываешь небесные врата. Освежи, оживи, всегда руководи мысли и сердце. О святое слово!" (Молодежь Христа, 1949, № 13, с. 97).

Роль апостолов и пророков в Церкви с точки зрения Библии

Интересной особенностью Писания является то, что оно всегда отсылает нас к первоначалу, к тому, с чего все началось. Заслуга Католической Апостольской Общины в том, что они изучали Писание и в нем искали указания относительно руководства и устройства церкви. Ключевую роль в формирования церковной иерархии сыграл 11-й стих 4-й главы Послания к ефесянам. Рассмотреть этот текст целиком и истолковать его в контексте было бы интересно и полезно, но за недостатком места мы ограничимся лишь несколькими тезисами, взятыми из этого отрывка.

Из текста упомянутого стиха явствует, что Христос, будучи главой Церкви, по своей воле назначает руководителей-людей и дает каждому из них особую сферу ответственности. Списки конкретных служений можно найти в Пасторских посланиях, Деяниях, Откровении и других новозаветных книгах. Начальствующие служения даны Церкви затем, чтобы с их помощью все Тело Христово возрастало и обустраивалось. Отсюда следует, что эти служения необходимы. Если в какой-либо общине они отсутствуют, это обернется для такой церкви тяжелыми последствиями, поскольку ее некому обустраивать.

В Католической Апостольской церкви и в НАЦ - во всяком случае, в прошлом - особое значение придавалось двум начальствующим служениям: апостолам и пророкам. Впоследствии пророческое служение утратило свое значение и, фактически, слилось со служением Первоапостола. Нам предстоит выяснить, что именно включает в себя служение Первоапостола, и каким образом совершается пророческое служение. Мы обсудим актуальность обоих служений, а также поговорим о том, каким образом Христос сегодня назначает эти служения в Церкви. Лишь после этого мы оценим точку зрения НАЦ в свете найденной информации.

Несколько кратких замечаний по поводу Еф. 4:11. Апостолы, пророки, евангелисты и пасторы - все это служения, данные Церкви для ее возрастания. Люди, несущие эти служения, должны служить Телу Христову и доказать на деле, что они способны выполнить данное им поручение. Это служения руководства - иногда их еще называют должностями - и они не принадлежат каким-то конкретным личностям. Это служения, данные Церкви. Поэтому одно служение могут одновременно совершать несколько человек. В одном приходе может быть несколько пасторов - столько, сколько поставил Господь. С другой стороны, один человек может нести несколько служений. Человек одновременно может быть и апостолом, и евангелистом, и пророком, и учителем.

Апостол

Кто такой апостол? Герберт Янцен дает следующее определение этого служения:

"Апостол - это человек, изъятый некой высшей инстанцией, некой властью, которой он подчиняется, из обычного хода жизни и общества (дословно, отложен в сторону). Он изъят с той целью, чтобы во имя этой власти или высшей инстанции выполнять определенное особое поручение, и становится, таким образом, посланником. Это поручение может быть как очень важным, так и очень простым".

Центральную роль здесь, естественно, играет авторитет того, кто дает апостолу поручения. Например, новозаветные апостолы говорили во имя и с властью пославшего их Христа.

Важно отметить и то, что Писание говорит о разных видах апостолов. Давайте убедимся в этом на новозаветных примерах:

1. Иисус Христос назван высшим апостолом (Посланником - Синод. перевод), то есть Первоапостолом (Евр. 3:1). Именно Он - Посланник Божий, имевший особое поручение в этом мире. О Святом Духе тоже можно говорить как об Апостольском Духе, посланном таким же образом, как были посланы апостолы (1 Пет. 1:12).

2. Затем можно говорить об апостолах-основоположниках. К этой группе относятся 13 апостолов, известных нам из Нового Завета: 11 апостолов Иисуса, Матфий и апостол Павел, апостол язычников. Термин "апостолы-основоположники" я взял из Еф. 2:20 в том смысле, что через этих апостолов церковь получила Новый Завет. Они получили свое послание непосредственно от Иисуса Христа, так же, как ветхозаветные пророки получали свою весть от Самого Бога. Слово "пророк" в этом отрывке следует понимать в новозаветном смысле, иначе последовательность была бы иной: пророки и апостолы - а здесь говорится об "апостолах и пророках". Возможно, соединительный союз "и" (греч., kai) используется здесь в еврейском смысле, т. е. отождествляет апостолов и пророков: апостолы, которые есть пророки. Эта группа апостолов исчезает со смертью последнего апостола-очевидца. НАЦ, как и Римско-католическая церковь, приписывает апостолу Петра главенство среди других апостолов - отсюда и вытекает учение об особой власти Папы Римского. Этому вопросу будет посвящен краткий экскурс в конце данного раздела.

3. Еще одну группу апостолов, упомянутых в Новом Завете, сегодня мы, скорее всего, назвали бы миссионерами. К этой группе относятся Варнава (Деян. 14:14), Андроник и Юния (Рим. 16:7), Иаков, брат Господа (Гал. 1:18-19, ср. Деян. 9:26-27), Силуан и Тимофей (Деян. 17:1,4 и 1 Фес. 1:1, ср. 2:6,7) и Тит (Титу 1:5 и 3:12). Можно поспорить с тем, что последние трое в этом списке были апостолами, но именно их мы видим за исполнением апостольского поручения; иначе мы должны доказать, что Силуана и Тимофея не было в Фессалониках в то время, когда Павел там благовествовал.

4. Апостолами также называют посланников поместных церквей. В этом случае слово "апостол" используется в своем прямом смысле. Примеры можно найти во 2 Коринфянам 8:23 и в Филиппийцам 2:25, где церковь или церкви направляют человека с определенным поручением.

5. В 12-й главе 1-го Послания коринфянам, в списке духовных даров, есть и дар апостольства. Возможно, речь идет о миссионерском аспекте этого дара, даже если его обладатель не несет миссионерского апостольского служения.

6. В определенном смысле, все христиане должны нести апостольское служение (Рим. 1:5).

7. Есть и еще одна группа людей, которых Библия называет апостолами, но с обязательным прибавлением слова "ложные". Многие называют себя апостолами, но по существу ими не являются. Существуют лжебратья, лжехристы, ложная вера, ложные церемонии и обряды, и лжеапостолы (2 Кор. 11:13; Отк. 2:2).

В Новом Завете термин "апостол" чаще всего используется для обозначения апостолов-основоположников и апостолов-миссионеров. Поэтому дальнейшие размышления об апостольском служении будут относиться именно к этим двум группам, деятельность которых в Новом Завете на практике особенно не различается. Различие, в первую очередь, состоит в том, что апостолы, не принадлежащие к 13 апостолам Христа, не могут говорить о Нем с позиции очевидцев или людей, призванных на служение лично Христом. Поэтому мы говорим, что в Еф. 2:20 и Еф. 4:11 речь идет о разных апостолах. В Еф. 2:20 говорится только об апостолах-очевидцах, которые напрямую получили свое послание от Христа. Многие их слова вошли в состав новозаветных Писаний. Все остальные апостолы также действуют по поручению Иисуса Христа, Главы Церкви, но их послание является продолжением той вести, которую они услышали и приняли от апостолов-основоположников. Это не исключает возможности дополнительного откровения или пророческого понимания, но все дополнительное должно проверяться Писанием и представляет собой лишь частичное знание (1 Кор. 13:9). Следовательно, второе поколение апостолов не может привносить совершенно новые фундаментальные откровения - тем более, если они противоречат Слову Божьему.

Каковы же особенности поручения или служения апостола? Новозаветный апостол - это первопроходец, который распространяет Евангелие в новых регионах. В результате его служения возникают новые церкви, и он руководит молодой церковью, пока она сама не способна справиться со своими обязанностями. В Деяниях, равно как и в Посланиях, мы видим, что апостолы одновременно являются и пресвитерами, т. е. пасторами молодых церквей. Такое служение совершали и апостолы-основоположники, и апостолы-миссионеры, поскольку в этой области они работали рука об руку. Апостолы назначали пасторов, пресвитеров (Деян. 14:23), а потому апостолами являются и Тимофей с Титом. С другой стороны, нигде не сказано, что пресвитеры или пасторы рукополагаться исключительно апостолами. Важно, чтобы их назначение было призванием Христовым. А удостовериться в том, что они получили призвание, можно по-разному.

Итак, апостолы закладывают основы поместной церкви посредством благовестия и создания начальных структур прихода. Далее они организуют церковь и рукополагают ее руководство. Они также примеривают созданное ими к основанию (которым является Христос - 1 Кор. 3) и в случае необходимости вносят исправления. Трем перечисленным сторонам служения апостола соответствуют три аспекта апостольского дара:

1. Апостол является первопроходцем. Особенно этот аспект выражен в служении апостола Петра, который осваивал новые области, как географические, так и духовные - например, он открыл возможность благовестия язычникам (Деян. 10-11). Естественно, Петр занимался не только этим, но большое место в его служения занимал именно поиск нового.

2. Второй аспект апостольского служения - созидательный труд. Хорошим примером апостола-созидателя был Павел. Хотя он тоже был первопроходцем (Рим. 15:20), в первую очередь он достраивал начатое, организовывал поместные церкви.

3. Наконец, в служении апостола присутствует и богословский аспект. Эта функция наблюдается лишь в более поздней истории апостольского служения. Очень ясно она выражена у апостола Павла, который соединял в себе все три аспекта апостольства. Апостол Иоанн также очень хорошо соответствует именно этой категории. Хотя он и был апостолом с самого начала и участвовал во всех видах апостольской деятельности, с точки зрения истории христианства его наиболее весомым вкладом было именно осмысление богословских истин и наставление молодой Церкви в вопросах учения.

В целом, апостольское служение можно охарактеризовать следующим образом: апостол имеет дары евангелиста, пастора и учителя, миссионерски настроен, умеет строить стратегические планы и добиваться выполнения своих целей. Апостольское служение не ограничено рамками одной или нескольких поместных общин, апостол служит всем церквям. В первую очередь это проистекает из миссионерского поручения в Мф. 28:18-20. Из посланий апостолов также очевидно, что области их служения не ограничены: Павел, Петр и Иоанн обращаются к одним и тем же церквям. Все апостолы имеют право служить повсюду и одновременно всем церквям. Например, Павел и Варнава, вернувшись в основанную ими антиохийскую церковь из так называемого первого миссионерского путешествия, наставляют тамошнюю общину. Они не отчитываются перед церковью, пославшей в это путешествие, потому что на служение они были призваны Святым Духом. Они приходят с апостольской властью и собирают церковь. То же самое они могли бы сделать (и делали) в любом другом месте. Таким образом, апостол не связан географическими рамками, он служит всем христианам.

Примечание МС. Предлагаем Вашему внимание православное понимание апостольского служения по иерей Олег Давыденков "Догматическое богословие. Курс лекций. Часть III. – М.: ПСТБИ, 1997:

"Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:19-20). При поставлении учеников на служение Спаситель "...дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20:22-23).

Согласно этим словам Господа, апостольское служение предполагает: учительство ("научите"), священнодействие ("крестя") и служение управления ("уча их соблюдать"). Слова "примите Духа Святаго" свидетельствуют, что служение связано с особыми дарами Святого Духа.

Христианское учительство и проповедь - это дары Духа Святого, потому что христианское учительство не есть простое научение, это не система доказательств; в христианском учительстве истина "не доказуется, а показуется" (о. П. Флоренский), является силою Святого Духа, содействующего проповеди. Именно так понимали дело учительства сами апостолы: "И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией" (1 Кор. 2:4-5).

Кроме даров учительства и проповеди, апостолами были по­лучены власть и сила совершать установленные Господом священнодействия с целью низведения на верующих даров благодати, например, крещение (Мф. 28:19), покаяние (Ин. 20:21-23) причащение. Совершив Тайную Вечерю с учениками, Господь произнес слова: "...сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22:19).

Также апостолы получили дары, связанные с управлением Церковью, необходимые для того, чтобы научить верующих соблюдать все то, чему учил Господь учеников. Когда ап. Петр был восстановлен Господом в своем апостольском достоинстве, Господь обращается к нему со словами: "...паси агнцев Моих, ...паси овец Моих" (Ин. 21:15-17). Слово "паси" означает служение управления, апостол должен управлять верующими, подобно тому как пастырь управляет стадом. Св. Писание не оставляет сомнения в том, что Господь сообщил ученикам власть вязать и решить, т. е. принимать решения, обязательные к исполнению всеми членами Церкви, к которым эти решения относятся. Например: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18:18). Ап. Павел говорит об апостолах, что они обладают властью, "которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему". Эта власть вязать и решить была бы неполной, если бы она не подразумевала власть суда с правом наказания виновных. Обратимся к ап. Павлу: "Для того я и пишу сие в отсутствие, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом..." (2 Кор. 13:10) или "...пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу" (2 Кор.13:2).

Несомненно, у апостолов было сознание, что они носители такой власти. Так, на Апостольском Иерусалимском Соборе, формулируя обязательные для исполнения христианами заповеди, они сознавали, что действуют не от себя, не по своей собственной воле, но властью, дарованной Духом Святым. Поэтому с тех пор решения Церковных Соборов предваряются формулой "ибо угодно Святому Духу и нам..." (Деян. 15:28).

Это тройственное служение (учительства, священнодействия и управления) с древнейших времен называется общим словом "пастырство". Первоначально служение пастырства было уде­лом только 12-ти, а также апостола Павла, апостольское дос­тоинство которого приравнивалось к достоинству 12-ти. Сам ап. Павел говорил: "...у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов" (2 Кор. 11:5).

Повеление Спасителя, данное ученикам, заканчивается словами: "Я с вами во все дни до скончания века". Следовательно, повеление дано не только самим апостолам, но и их преемникам на все времена, и само это служение сохранится в Церкви "до скончания века". Это значит, что апостолы также обладали властью и силой передавать это служение и необходимые для его исполнения дары другим лицам. Об этом свидетельствует, например, эпизод с Симоном волхвом (Деян. 8:20). Если бы этот дар невозможно было передать другим, то Симон не предлагал бы за него деньги. Кроме того, об этом говорится в 1 и 2 Посланиях ап. Павла к Тимофею".

Пророк

В новозаветную эпоху, в период становления молодой христианской Церкви, важную роль играло служение пророков. В истории НАЦ это служение также имело место. Само существование НАЦ немыслимо без пророка Гайера, поскольку он был основателем нового движения и лидером разрыва с Католической Апостольской общиной. Давайте рассмотрим и это служение с точки зрения Нового Завета и попытаемся дать ему более точное определение. Как и в случае с апостолами, нам придется провести границу между разными видами пророков. Их отличие друг от друга очевидно, поскольку уже Новый Завет видит разницу между пророческим служением и даром пророчества. Представляется уместной следующая схема:

1. В первую очередь следует вспомнить об Иисусе Христе -давно обещанном Пророке, служение которого будет подобно Моисееву (Втор. 18:15,18). Кроме того, отдельные служения в Церкви всегда являются отражением служения Христа.

2. Как и в случае с апостолами, можно говорить о группе пророков-основоположников (на основании Еф. 2:20 и 3:5). Первые апостолы имели пророческий дар, так как Дух Святой использовал их, чтобы ясно сформулировать Евангелия и воплотить их на бумаге. Но среди авторов Нового Завета были и такие, кто не принадлежал к числу апостолов. Тот, кто не является апостолом-основоположником, но дает нам Писание, письменное свидетельство Евангелия, по сути, является пророком (2 Тим. 3:16). Стоит вспомнить и 2-е Послание Петра 1:20, 21, где апостол Петр говорит, что ветхозаветные пророки писали под прямым водительством Бога. Следовательно, речь идет о тех пророках, которые, как и их ветхозаветные предшественники, получали откровения по фундаментальным вопросам, и слова которых стали Писанием.

3. Кроме того, есть еще пророки-предсказатели, такие как Агав и дочери Филиппа, которые заслуживают титула пророков, поскольку предсказывают будущее. Такого рода пророки упомянуты в Еф. 4:11.

4. Далее, существует дар пророчества. Это дар, который, по-видимому, не делает автоматически человека пророком (1 Кор. 12 и 14; Рим. 12). В Библии мы видим различные уровни использования этого дара.

5. Все христиане имеют дух, который является духом пророчества (1 Кор. 14:31 и Еф. 1:17). Посредством этого духа откровения и познания каждый христианин имеет определенное сверхъестественное понимание вещей Божьих, ибо в нем обитает тот же дух, что и в ветхозаветных пророках (2 Кор. 4:13).

6. Наконец, существуют ложные пророки. Они упоминаются и в Новом, и в Ветхом Завете и, конечно же, существуют в наше время.

Особая роль Петра, Папа Римский и Первоапостольство в НАЦ

На всем протяжении истории Церкви утверждения об особой роли апостола Петра в сравнении с другими апостолами вызывали горячие споры. Чаще всего причиной этих споров были претензии римской церкви на особое положение и власть. Это началось еще в ранней истории Церкви, когда после разрушения Иерусалима другие раннехристианские центры: Антиохия, Ефес, Константинополь и, конечно же, Рим - требовали для себя первенства. В последовавших спорах Западная Церковь все же признала за римским престолом особую роль. Но даже после этого решения предстояло пройти долгий путь до создания папской власти. Протестантские церкви до сих пор оспаривают власть Папы Римского на основании Нового Завета, и споры продолжаются. При этом ряд вопросов остается открытым:

1. Действительно ли апостол Петр занимал особое положение среди апостолов, и в чем заключалась эта особенность?

2. Если Петр действительно занимал особое положение, можно ли, исходя из Писания, говорить о некой особой должности, которая передается от человека к человеку, или особое положение Петра было связано исключительно с уникальными качествами его личности?

3. Где в Писании учреждается так называемая "должность Петра", впоследствии оформившаяся в папскую власть?

4. Есть ли у нас сегодня достаточные основания утверждать, что апостол Петр бывал в Риме, и, тем более, что он занимал должность первого Римского Папы и умер в Риме?

Что бы ни говорили о роли Петра среди апостолов, католики так и не смогли дать библейски и исторически обоснованного ответа на остальные два вопроса. Если мы согласимся ограничиться лютеровским принципом Sola Scriptura и будем основываться только на Библии, можно с уверенностью сказать, что никакой "должности Петра", передающейся от человека к человеку, в Новом Завете не существует. О том, что отличало Петра и прочих 11 апостолов, написано в Деян. 1:15-26. Все апостолы принадлежали к числу "тех, которые находились с нами [т. е. апостолами] во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его" (Деян. 1:21, 22). По этой самой причине даже апостол Павел не был принят в число двенадцати, хотя его призвал на апостольство Сам Иисус Христос, и он видел Христа после Его воскресения. Таким образом, сегодня никто не может претендовать "должность Петра", даже если бы Петр действительно ее занимал и на правах апостола руководил из Рима всеми христианскими церквями в Римской империи.

Поскольку даже католическая церковь не может на основании исторических документов представить полную и непрерывную линию преемственности папской власти, попытки НАЦ скопировать католическую иерархию и на этом основании ввести должность Первоапостола выглядят просто безнадежными. История НАЦ со всеми ее расколами и сомнительными учениями заставляет усомниться в том, что ее апостолы, не говоря уже о Первоапостоле, призваны свыше. Это чисто человеческая организация. А потому череда заблуждений, которым следовали многие Первоапостолы, в особенности Бишоф, объясняется чисто человеческой природой их служения.

Если бы так называемая "должность Петра" действительно существовала, нам пришлось бы сравнить власть, которую имел Петр в Новом Завете, с той властью, которую приписывает апостолам, и в особенности Первоапостолу, Новоапостольская церковь. Ключевым для такого анализа представляется текст Мф. 16:18. Здесь Господь нарекает Симона именем "Петр" (греч. petros, т. е. "камень"). Далее Иисус говорит о скале, на которой будет построена Церковь, и использует родственное греческое слово petra ("скала"). Сторонники особого положения Петра отождествляют слова petros (камень) и petra (скала). Но из 1-го Послания Петра очевидно, что истинной скалой, краеугольным камнем, к которому тянутся все другие живые камни - в том числе и апостол Петр - является Христос. Как один из верующих Петр также устрояется в дом духовный, в Церковь, главой которой является Христос (1 Петра 2:5).

Конечно, наш краткий анализ не является чем-то новым в истории толкования данного отрывка из Евангелия от Матфея. Но даже если мы посмотрим на этот текст с точки зрения сторонника особой власти Папы Римского, нам придется признать, что Петр, будучи апостолом, не обладал неограниченной властью и не был избавлен от ошибок, - Церковь критиковала его и требовала от него отчета в содеянном (Деян. 10 и 11), а апостол Павел сурово обличал его за недостойное поведение и непонимание Божьего замысла (Гал 2:11-16). По отношению же к Первоапостолу НАЦ такие действия немыслимы - даже если он ошибается, как это случалось с апостолами Бишофом и Куленом. Даже после смерти Бишофа ни прихожане, ни апостолы НАЦ не смели назвать его очевидные промахи ошибками. Апостола Кулена "незаметно" отстранили от дел, и он закончил свое служение уже вне стен НАЦ. Это были чисто человеческие махинации, порожденные требованиями неограниченной власти и непогрешимости. То же самое можно сказать и о поведении Бишофа во времена нацистского режима в Германии. Петр и другие апостолы делали ошибки, но они же и признавали их.

Служение апостола и пророка в наше время

Неправильное употребление слова "апостол" и власти, соответствующей этому служению, привело к тому, что сегодня с этим понятием связывают негативные ассоциации и прибегают к нему достаточно редко. Исторически это понятие вышло из употребления в Церкви где-то в конце первого или, самое позднее, в начале второго столетия. Причины такой перемены неясны. Возможно, это объяснялось особым благоговением Церкви перед титулом апостола или стремлением уберечься от лжеапостолов. К пророкам отношение было более благоприятным, но и к этому служению уже во втором столетии Церковь относилась критически, как показывает, например, апокрифическая книга Дидахе. В новейшей же истории апостолы и пророки появляются все чаще, и это вызывает оживленные дискуссии.

В современных дебатах чаще всего ссылаются на стих Еф. 2:20, утверждая, что служение апостолов самым тесным образом связано с основанием Церкви, и после того, как очевидцы земной жизни, смерти и воскресения Иисуса Хриcта выполнили свою задачу, и Новый Завет стал Священным Писанием, полномочия этого служения закончилось. Это совершенно справедливо в отношении апостолов-основоположников, поскольку на земле уже не осталось ни одного очевидца времен первого столетия. В дискуссии с НАЦ этот момент очень важен. Но следует помнить и о том, что в Библии упоминаются разные апостолы. Таким образом, если апостольское служение существует, и мы не находим в Писании указаний на то, что это служение было упразднено, можно предположить, что апостолы-миссионеры, исполняющие те же задачи, что и апостолы-основоположник, существуют и сегодня. От первого поколения апостолов их отличает то, что они не получают новые откровения. Они могут толковать Писание и использовать его в своем служении, и их проповедь должна соответствовать Слову Божьему. Их слова и действия следует проверять Писанием, поскольку их авторитет не равен авторитету апостолов-основоположников и пророков, которые создавали Новый Завет. Действия и высказывания руководителей и апостолов НАЦ подлежат такой же проверке, чтобы определить, проповедует ли НАЦ неповрежденное Евангелие Христа и Его апостолов, и являются ли апостолы НАЦ апостолами Христа. Это подводит нас к следующему разделу, в котором мы попытаемся применить найденные библейские истины к НАЦ.

Апостольская иерархия НАЦ

Служение апостолов НАЦ унаследовала от Католической Апостольской Церкви, которая, однако, ограничилась всего 12-ю апостолами и после их смерти не стала рукополагать новых. Восстановление апостольского служения в этих церквях нельзя назвать "капризом истории" - это "сотериологический шаг, жизненно необходимый для спасения. Обе церкви убеждены, что Христос возвратится лишь тогда, когда Церковь вернется к прежнему состоянию, в котором апостолы играли центральную роль. Служение апостолов считается неизменно важным вплоть до момента второго пришествия Исполнителя и Избавителя" (Eggenberger, с. 44).

Кроме того, НАЦ утверждает, что апостольское служение возникло отнюдь не во времена Иисуса, и речь заходит даже о "ветхозаветном апостольстве или, по меньшей мере, его образах" в лице Моисея и других ветхозаветных праведников (там же, с. 173). Таким образом, историю Церкви в промежутке между первыми апостолами и восстановлением апостольского служения НАЦ называет "темными" временами, которые уступили место свету светом лишь с основанием Новоапостольского движения. Таким образом, НАЦ считает себя церковью последнего времени, в которой апостолы являются посредниками спасения, - об этом свидетельствует текст одного из их гимнов:

"Сегодня Господь строит Свой дом,
Потому послал апостолов Своих!
Которые стоят в Его духе,
О чем свидетельствуют их дела!
Без отдыха и покоя,
Они устрояют камни, ...
Прекрасен будет Божий дом,
Который Он устрояет через апостолов"

(Сборник песнопений, 1921, гимн 272)

Излияние Духа Святого через апостолов

Роль посредников в спасении достаточно явно следует из списка полномочий апостолов, к числу которых - помимо описанных в Новом Завете - добавляется и власть наделять Святым Духом. Исключительное право наделять (НАЦ использует слово "запечатлевать") Духом предоставлено Первоапостолу. Прочие служения могут исполнять и другие служители церкви, но это служение сохраняется только за апостолами. Возрождение, или крещение Святым Духом, невозможно без участия апостола (Свидетельство Апостолов, 1932, с. 32)! Таким образом, апостолы НАЦ наделены большей властью, чем любой ветхозаветный пророк или новозаветный апостол, - ведь с библейской точки зрения Святой Дух неподвластен людям, даже апостолам, но, наоборот, люди, и даже первые апостолы Христа, добровольно подчиняясь руководству Святого Духа, находятся в Его власти!

Согласно учению НАЦ, Святой Дух подвластен апостолам - ведь не зря же они, со ссылкой на 2 Кор. 3:6-8, называют служение апостола "служением Духа" (Вопросы и ответы, № 165; Учебник, Вопрос 256). Стоит более внимательно изучить этот отрывок и определить, о ком Павел говорит "мы". Ни сам стих, ни контекст 3-й главы никоим образом не относят это местоимение к одним только апостолам. Наоборот, очень похоже, что Павел имел в виду всех верующих. Однако Новоапостольская церковь приписывает это служение исключительно апостолам и называет их "органом для сообщения Святого Духа" (Свидетельство апостолов, 1932, с. 32), предоставляя им единоличную власть распоряжаться Святым Духом. Лишь через апостольское запечатление можно получить Святого Духа и Его дары. Идея запечатления основывается на словах из Еф. 1:13. Но здесь Павел использует слово "запечатление" вовсе не для описания получения Духа, как некоего события, следующего за покаянием, а пытается при помощи слов и понятий, знакомых верующим того времени, описать момент покаяния и возрождения. Данный отрывок описывает момент покаяния, получения Святого Духа и запечатления - все это является одним и тем же событием и происходит одновременно.

Иногда и сама НАЦ соглашается с этим:

Святое запечатление есть дарование Святого Духа и, тем самым, часть Рождения свыше (Деяния Апостолов 8:14-17 и Ефес. 1:13-14; 4:30). Благодаря ему человек становится чадом Божиим, обретает основу для полного обновления внутреннего человека и рождается заново - по словам Христа - "от воды и Духа". (16.06.2000, )

Итак, запечатление Святым Духом происходит одновременно с возрождением и, по определению Бога, основывается на спасении, совершенном Христом. Нет никакой необходимости в посредничестве людей, все это - действия Бога!

Несмотря на процитированные выше собственные высказывания, которые вполне согласуются с Библией, Новоапостольская церковь тут же противоречит Писанию, называя определенные действия исключительной прерогативой апостолов. Однако ни в Ефесянам 1:13, ни в контексте всей главы или книги, ни в каком-либо ином отрывке из Библии, где идет речь о получении Святого Духа или покаянии, нет ни единого слова о необходимости присутствия апостола или о том, что Святой Дух подчиняется апостолам и дается ими. Наоборот, согласно Писанию, апостолы находятся в Его власти, и Он использует их как свидетелей - не как руководителей или начальников, а как служителей и рабов Своей воли. Евангелие проповедуют свидетели, будь то апостолы или миряне. Но ни один человек, будь он даже апостол, не способен сотворить веру, вера - дар Божий. Присутствие апостолов при покаянии и получении Святого Духа (например, в Деян. 8:14-17) является, скорее, исключением, нежели правилом. В 9-й главе Деяний Савл, будущий апостол Павел, уверовал и получил Духа Святого без содействия апостола, и сам был призван на апостольское служение "не человеками, и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем" (Гал. 1:1). В 11-й главе Деяний мы читаем о покаянии жителей Антиохии, в то время как все апостолы находились в Иерусалиме. Таким образом, если НАЦ утверждает, что, по учению Нового Завета, Святой Дух передается исключительно через возложение рук апостолов, бремя доказательства лежит на ней. Ей также придется доказать, что апостолы НАЦ являются апостолами-основоположниками и имеют такую же власть, как новозаветные апостолы. Тем не менее, "претензии на исключительность спасения в НАЦ тесно связаны с учением о запечатлении. Запечатление и вера в новых апостолов, в то, что они посланы Христом в это последнее время, взаимозависимы" (Обст, стр. 131).

Апостолы наших дней

Мы можем согласиться с НАЦ в том, что апостольское служение не прекратилось в первом столетии, но продолжалось и после того, как умерли очевидцы жизни, смерти и воскресения Христа, которых мы согласились называть апостолами-основоположниками. Но мы настаиваем на различии между апостолами, призванными лично Иисусом и видевшими Его, и другими апостолами, о которых говорит Писание. Мы также утверждаем, что титул "апостола" сам по себе не играет решающей роли, поскольку некоторые люди несут апостольское служение, но не называются апостолами. Таким образом, можно сказать, что апостольское служение совершалось на всем протяжении истории Церкви апостолами, призванными в соответствие с Еф. 4:11, которые просто не называли себя этим титулом. Оно совершалось, несмотря на все проблемы в Церкви, несмотря на все раздоры и расколы, которыми изобилует история Церкви, и которых было немало даже в течение 100-летней истории НАЦ. Таким образом, историю НАЦ тоже можно назвать "темным" временем, которое было столь же богато на проблемы, как и вся двухтысячелетняя история Церкви.

Мы также можем согласиться с НАЦ в том, что Христос призвал не только 12 апостолов - в одном только Новом Завете их больше двенадцати. Но никто, за исключением апостолов-очевидцев Христа, не может претендовать на основополагающую роль; основание Церкви заложено, канон Писания закрыт, и последующие апостолы опираются на записанное Слово, не добавляя к нему собственных откровений.

Апостолы как заместители Христа на земле

Отношение НАЦ к своему Первоапостолу, с моей точки зрения, является преувеличенным подобием католического почитания Римского Папы как земного наместника Христа. Возьмем, к примеру, некоторые выдержки из гимнов НАЦ:

"Итак, воспряньте братья и сестры! Возьмите руку Иисуса, протянутую нам в служении апостола" (Сборник песнопений, 1942, гимн 322).

"Посылая апостолов В силе и действии Духа, Перед нами в это время, Стоит Божий Сын преображенный" (там же, гимн 65).

" Иисус, следуя за апостолом, я следую за Тобой, Иисус, в апостоле Ты остаешься моим лозунгом" (там же, гимн 392).

"Ибо Бог послал Сына Своего в благодатном служении апостола" (там же, гимн 464).

"Иисус в апостоле был моей путеводной звездой в прошлом году! Иисус в апостоле, Господь Господ, будь ею всегда" (там же, гимн 57).

"Я следую за рукой Иисуса, которая приближается мне в апостоле" (там же, гимн 196).

В этих гимнах апостолу НАЦ приписывается положение наместника Христа, о котором даже не помышлял апостол Петр, и которого не имел никто из сидевших на престоле Петра в Риме! Апостол НАЦ является прямым заместителем Иисуса Христа или даже Его воплощением. Это явствует из следующей цитаты:

Мы живем и прославляем Иисуса, Который был в нем [апостоле] и действовал через него, потому что в нем мы видели, восприняли и почувствовали это: "я живу, но это уже не я, а живущий во мне Христос", или "все могу в укрепляющем меня Христе" (Залус, с. 320).

Далее мы читаем:

Так узнавайте Духа Божия: Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. То, что Христос пришел во плоти, признают и исповедуют все духи, даже сатана (Мф. 8:28-34, Лк. 4:4) в это верует и это исповедал; но то, что Иисус пришел во плоти и сегодня по-прежнему живет и действует во плоти через Своих апостолов и в апостолах желает открыть Себя, в это верить не хотят (Залус, с. 321).

Таким образом, речь уже идет не только о положении земных наместников Христа - апостолы НАЦ становятся чуть ли не божественными личностями, поскольку в них Христос продолжает свое земное существование наравне с Телом Христовым (Церковью). Необходимо еще раз подчеркнуть, что новозаветные апостолы не имели такого положения. Апостолы были людьми, которые совершали ошибки - подчас даже в духовных вопросах - и считали себя рабами Христа, а не Его заместителями или, тем более, Его воплощением; под водительством Духа Святого они провозглашали Церкви Христовой Его волю.

Призвание апостолов

Согласно Ефесянам 4:11 апостолов призывает на служение Иисус Христос, Глава Церкви. Апостолов-основоположников избрал Сам Иисус. И если какая-либо преемственность в апостольском служении существовала, она прервалась уже со смертью первых апостолов. Таким образом, законность призвания апостолов Первоапостолом (о котором вообще не упоминается в Новом Завете) весьма сомнительна. В линии преемственности, начавшейся с призвания Кардэйла, на которую ссылается НАЦ, равно как и в линии преемственности, идущей от апостолов Католической Апостольской Церкви (от которой НАЦ откололась, даже не получив благословения живших тогда апостолов), полно пробелов, а традиция, когда уходящий апостол благословляет своего наследника, зачастую не соблюдается, как это было, например, с апостолом Бишофом. Так на чем же вообще НАЦ основывает свое право рукополагать апостолов? И какие тексты Нового Завета уполномачивают Первоапостола делать это? На вопрос о законности избрания новых апостолов НАЦ отвечает так:

О том, что должна существовать апостольская церковь последнего времени, фундаментом которой может быть только апостольское служение, Иисус говорит в Откровении Иоанна: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец". Подобно тому, как свет земли, солнце, восходит на востоке и заходит на западе, свет мира, как Иисус назвал Своих апостолов, появился на Ближнем Востоке, а в конце времен приходит в Европу (Молодежь Христа, 1949, № 14, с. 109).

Обратите внимание, что ответ на столь важный вопрос основан на отрывке, не имеющем никакого отношения к предмету, т. е. к апостольскому служению, и что с текстом Библии обращаются абсолютно безответственно. Если апостольское служение в НАЦ опирается лишь на такие аргументы, вести сколько-нибудь серьезный разговор просто бессмысленно!

Апостол как посредник спасения

В понимании НАЦ, сегодня Иисус говорит через апостолов так же, как ранее говорил через Моисея, Павла и других героев Библии, и предлагает спасение посредством апостолов. В то время как Библия утверждает, что мы имеем прямой доступ к нашему единственному посреднику, Иисусу Христу, НАЦ исключает возможность такого прямого доступа: "Никто не смеет напрямую приближаться к Богу или Спасителю. Его святость уничтожила бы такого человека" (Doskocil, с. 190). Человек не может напрямую обращаться к Богу, а потому Бог и не ищет прямого общения с человеком - для этого Он избрал апостолов. Особенно ярко видно на примере новоапостольского учения о спасении. Вот некоторые цитаты из публикаций НАЦ: "Сказать: Прощаются тебе грехи твои - это единоличная прерогатива апостола Иисуса" (Хлеб жизни, 1949, № 16, с. 127). "Мое имя стоит в книге жизни. Кто его туда вписал? Мы, апостолы!" (Молодежь Христа, 1949, стр. 148). Таким образом, НАЦ и ее апостолы закрывают своим последователям прямой путь к Богу, который Иисус открыл Своей смертью на кресте. Кроме того, апостолы НАЦ присваивают себе полномочия, которые Писание закрепляет исключительно за Христом как нашим Первосвященником, - они берут на себя "власть омыть нас от грехов" (Сборник песнопений, гимн 545) и называют себя единственным путем к спасению, "единственным мостом к Богу" (там же, гимн 273).

Первоапостол

Как мы уже отметили в предыдущей статье, Первоапостолы появились в НАЦ лишь во времена Шварца. Эту роль уже частично выполнял Кребс, но его все еще называли просто апостолом, тогда как Шварцу присвоили титул Первоапостола. Ранее мы говорили о событиях того времени и о том, как Новоапостольская церковь пыталась обосновать необходимость служения Первоапостола исходя из ситуации, в которой она тогда находилась. Теперь же давайте поговорим о том, каким образом сегодня НАЦ пытается обосновать служение Первоапостола словами Писания.

При помощи широкого обзора библейской истории НАЦ приходит к выводу, что такое служение существовало практически со времен Адама, и что Адам был самым первым Первоапостолом. Далее преемственность прослеживается через патриархов, Моисея и прочих, пока не упирается в современного Первоапостола. Ключевым моментом в этих рассуждениях является идея о том, что во главе правительства и других организаций всегда стоит одна личность, потому и Церковью должен руководить один человек, своего рода апостол апостолов, глава апостолов и Церкви. Без такого руководителя невозможно было бы иметь отношения с Богом (Должность Первоапостола, с. 12). Как следует из приведенной ниже цитаты, его положение сравнивается с положением апостола Петра среди других апостолов Христа:

С 1988 Новоапостольской церковью руководит первоапостол Рихард Фер. Главная резиденция церкви находится в Цюрихе. Рихард Фер - гражданин Швейцарии и седьмой первоапостол со времени основания церкви. Его положение среди других апостолов сравнимо с положением, которое занимал апостол Петр 2000 лет назад. (16.06.2000.).

Действительно, и до и после Пятидесятницы Петр нередко выступал в роли лидера. И все же Новый Завет нигде не говорит об особом положении апостола Петра. До конца своей жизни он остается таким же апостолом, как и все остальные, хотя и со своим особым характером. Воспроизведение должности Петра и, более того, любое превознесение его над другими апостолами чуждо Писанию.

Целью учреждения Первоапостольского служения было укрепление единства в НАЦ и среди ее апостолов. Единство представлялось возможным только в такой вертикали власти. Но после учреждения должности Первоапостола остальные апостолы в некоторой степени утратили свою власть, которая сосредоточилась в руках Первоапостола. В публикациях церкви это положение закрепляется и обосновывается: "…Господь открывается видимому Главе Своей церкви, Первоапостолу, в более полном виде. Поэтому от связи всех членов Тела Христова с Первоапостолом, правящим на сей день, зависит их жизнь или смерть" (Я посылаю вас, 1949, № 22, с. 91). Этот тезис подкрепляется прозрачной аллюзией на слова Христа: "Ведь многим из нас приходилось под влиянием слов Первоапостола говорить: К кому нам идти? Глаголы жизни и истины из уст твоих произвели в нас жизнь, мир, познание, радость и блаженство" (Хлеб жизни, 1949, № 17, с. 131). Таким образом, человек берет на себя роль Спасителя, что само по себе отвратительно любому христианину.

Заключение

Все критические замечания в этом разделе основаны на Слове Божием, которому не должно противоречить никакое "слово от Бога", произнесенное апостолом НАЦ. Апостолы НАЦ затеяли опасное дело, дерзко присвоив себе право судить о жизни или смерти, спасении или проклятии, в то время как это право принадлежит одному лишь Господу, и никому другому Он эту задачу не поручал. В 23-й главе Матфея записаны суровые слова Иисуса, обращенные к фарисеям, которые взяли на себя подобную ответственность и закрывали перед собой и другими вход в Царство Божие; однако амбиции фарисеев выглядят умеренными по сравнению с претензиями так называемых апостолов НАЦ. В той же 23-й главе Иисус запрещает Своим апостолам носить титулы, означающие обладание властью или славой, поскольку эти титулы принадлежат одному только триединому Богу (ст. 8-10). Люди всегда склонны злоупотреблять громкими титулами, потому что это свойственно их грешной природе. Таким образом, на основании Писания мы можем с полной уверенностью отвергнуть основание НАЦ, составленное из апостолов-самозванцев. Основание Церкви Христа не складывается из группы могущественных апостолов или Первоапостола. Церковь Христа основана на Том Единственном, Кто мог принести Самого Себя, непорочного Агнца, в совершенную жертву Богу. Ни в ком другом нет спасения, нет и другого имени под небом, посредством которого можно было бы спастись. Человек Иисус Христос - Посредник между Богом и человечеством, Он - Первосвященник, искупивший нас Своей собственной кровью, и только Он может простить наши грехи!

Несмотря на справедливость негативных выводов, к которым мы пришли в результате исследования апостольского служения в НАЦ, необходимо отметить и некоторые положительные изменения, происходящие в НАЦ с середины ХХ столетия, - наблюдаются даже некоторые перемены в отношении к полномочиям апостолов и Первоапостола. Но это не отменяет того факта, что в апостольском служении НАЦ есть слишком много небиблейских, а потому и нехристианских аспектов. И хотя Писание не исключает существования апостолов (апостолов-миссионеров) и в наши дни, нам не следует закрывать глаза на то, что полномочия апостолов НАЦ и их роль в спасении далеко выходят за рамки задач, поставленных перед апостолами Писанием, даже если мы говорим об апостолах-основоположниках, призванных Самим Христом. Апостолы НАЦ должны покаяться в своей гордыне и надменности и подчиниться воле Божией, записанной в Божьем Слове.

Новоапостольская Церковь и учение о последних временах

Эсхатологические ожидания НАЦ

НАЦ возникла на волне эсхатологических ожиданий XIX века, которые повлияли на многие конфессии. Например, предшественница НАЦ, Католическая Апостольская община, с момента своего создания задумывалась как завершение истории человечества, т. е. церковь с двенадцатью апостолами, восстановленная в конце времен, чтобы подвести верующих ко Христу, как Невесту к ее грядущему Господу. Таким образом, помимо учения об апостолах и о запечатлении, события последнего времени также всегда были и остаются важной частью учения и жизни НАЦ.

Важность последнего времени проявляется как в жизни всей НАЦ в целом, так и в жизни ее отдельных членов. Церковь становится центром заключительных Божиих деяний, и каждый ее член участвует в них. Это значит, что каждый член НАЦ должен активно участвовать в жизни церкви, его повседневная жизнь должна быть свидетельством для окружающих, и он должен активно распространять учение НАЦ. Он живет, сознательно ожидая и приближая конец света, пришествие Христа и конец истории. В истории НАЦ достаточно часто происходили всплески ожидания пришествия Христа. Если в начале столетия многие еще жили оптимистическими идеалами, и о конце света вспоминали лишь в том ключе, что в последние времена Иисус действует на земле посредством апостолов, то после катастроф и разрушений первой мировой войны предчувствия конца света резко усилились. Были предсказаны точное время и обстоятельства пришествия Христа, а видения Первоапостола Нихауса еще больше подогрели страсти. Главный центр НАЦ ранее находился в Германии, и развал Третьего Рейха вызвал новую волну эсхатологических настроений, заявлений о непременном и скором пришествии Христа, проповедей о необходимости подготовки к этому событию. К моменту кончины Первоапостола Бишофа ожидания конца света достигли своего апогея. И видение Бишофа о том, что он будет последним Первоапостолом, поскольку пришествие Христа произойдет во время его земной жизни, оказались очень своевременными. А поскольку последователи принимали слова Первоапостола без всяких сомнений, его преждевременная смерть потрясла и отрезвила их. Впрочем, к концу ХХ столетия эсхатологические чаяния НАЦ вновь обрели прежнюю силу (Обст, с. 137-139).

Подводя итоги, можно сказать, что в этом аспекте истории Новоапостольской церкви нет ничего особенного - она отражает образ мышления и поведения, свойственный всему обществу. Второму пришествию Христа НАЦ уделяет большое внимание, но это вполне соответствует Библии. НАЦ претендует на роль единственной истинной Невесты Христа, однако подобные претензии исходят и от других склонных к сектантству групп. Каких-то особых учений по поводу первого и второго воскресения, Тысячелетнего царства и последовательности последних событий, которые значительно отличали бы НАЦ от других религиозных течений, у нее нет.

Нынешний Первоапостол НАЦ проявляет повышенный интерес к вопросам эсхатологии и сознательно пытается нащупать середину между ожиданием скорого пришествия Христа и эйфорией по этому поводу. Церковь по-прежнему должна уделять большое внимание теме последнего времени, но, с другой стороны, фанатики с апокалиптическими настроениями не должны задавать тон в этом вопросе.

Рихард Фер говорит:

Мы сейчас вступили во время последней, утренней стражи. Евангелие проповедуется во всем мире, на самых отдаленных островах, в пустыне и в джунглях2. В завершающий момент мы не должны заснуть (Обст, с. 146).

Участие Церкви в событиях последних времен НАЦ описывает таким образом, что срок второго пришествия Христа оказывается в зависимости как от людей (напр., апостолов), так и от Бога. С одной стороны, Церковь к пришествию Христа быть более святой, чем когда-либо, с другой стороны, миссионерская деятельность НАЦ должна охватить весь мир, и прирост ее новых членов должен быть максимальным. Создается впечатление, что время пришествия Христа - в руках нашего поколения, от него зависит, когда Господь придет. И все же, надо отдать Новоапостольской церкви должное - ее отношение к вопросам последнего времени (возможно, вследствие прошлых ошибок) остается весьма сдержанным. В своих публикациях по этому поводу НАЦ приводит как можно больше библейских цитат, но старается, по возможности, не слишком выходить за рамки написанного. Но со следующей темой все обстоит иначе.

Жизнь, смерть и Царство мертвых

Многие аспекты учения НАЦ о жизни после смерти не расходятся с историческим христианским учением. Например, как и ряд других христианских церквей, НАЦ утверждает, что после смерти человек попадает в некое "посмертное состояние", в котором и пребывает вплоть до воскресения из мертвых. При этом, праведники и грешники находятся в разных местах, как это описывается в притче о богаче и Лазаре (Вопросы и ответы, 1992, Вопрос 247).

Особенностью НАЦ является учение о том, что умершие и в посмертном состоянии способны уверовать и получить спасение. В этом им могут помочь ныне живущие члены церкви. Эта помощь заключается в том, чтобы молиться за запечатленных и за незапечатленных. Протестантские церкви считают это учение небиблейским. Новоапостольская церковь ссылается на некоторые отрывки из Писания (2 Макк. 12:39-46; Откр. 6:9-12), в которых, якобы, сказано, что состояние умерших может изменяться. Молитва за умерших считается очень важным делом, посредством которого живые могут повлиять на состояние покойников. В некоторых отношениях это учение очень напоминает то, что Ветхий Завет называет "вопрошанием мертвых" или "призыванием духов" (Втор. 18:11-12). Молитва не только дает возможность ходатайствовать за умерших, но и устанавливает с ними определенные отношения. Решающая роль в этом вопросе принадлежит апостолу. Потрясенные увиденным, Данненвольф, Герберт и Штер (Dannenwolf, Gerbert und Stohr, 1995, с. 21) пишут в своей книге "Бегство от чар":

До 1991 года Первоапостол, и только он один, имел право открывать Царства.....

Петр Пеннер
Центр апологетический исследований, г. Санкт-Петербург

 

 
Читайте другие публикации раздела "Секта "Новоапостольская церковь""
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru