Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Основы православной культуры


Нравственно-эсхатологическая и социальная суть православной культуры

Почему Кураев не прав, говоря, что преподавать православную культуру может невоцерковленный учитель?

Доклад на Конференции "Духовно-нравственное развитие и воспитание в контексте ФГОС (Томск, 18 апреля 2013 года)

Для чего вводился курс "Основы религиозных культур"? Для религиозной историко-культурологической грамотности? Прежде всего, для нравственного воспитания детей в рамках той или иной религиозной культуры. В нашем случае  - в рамках православной культуры.

И для того, чтобы учитель через модуль основы православной культуры эффективно воспитывал школьников, он должен понимать, в чем нравственная  и социальная суть православной культуры. Понимать же это можно только находясь в этой культуре.

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание в контексте ФГОС – видеоматериалы секции

 

Несколько лет назад, выступая перед томскими учителями, протодиакон Андрей Кураев нарочито подчеркивал: чтобы преподавать православную культуру не обязательно быть воцерковленным христианином. Как показал опыт, он был не прав. Разве может житель села Петухово Томского района мыслить, действовать и жить как человек японской культуры? Откуда она в нем возьмется в Петухово? Как учитель может рассказывать о православной культуре, если он в ней органически не живет? Такой учитель будет преподавать не аутентичную православную культуру, а вымышленную им самим. Он будет преподавать свое личное понимание православной культуры.

Приведу один пример из методических разработок, принимавших участие в конкурсе "За нравственный подвиг учителя" в Томске, т.е. они изначально представлялись как лучшие разработки.

"Скиния - первый христианский храм", "Особенность первых христианских храмов в том, что часть богослужения проходила в открытом дворе, там происходило жертвоприношение". Что в реальности? Скиния - это первый ветхозаветный храм, и в христианских храмах никогда не происходило жертвоприношение животных.

Д.С. Лихачев. Русская культура

Неукорененность в православной культуре учителя порождает серьезные, во-первых, научно-культурологические ошибки преподавания, во-вторых, чуждые культурологические инвазии. Слышал в  стенах ТОИПКРО, что рассказывая о православной культуре, учитель приводила… буддийские поговорки, детям показывали вместе с православными иконами сектантские картинки "гламурного христа". Но хуже всего -  такие учителя не преподают истинную христианскую нравственность или не преподают ее во всей совокупности. Вот главная моя боль. Если бы знали и понимали уникальную и драгоценнейшую суть нашей нравственности – не было бы в Томске только 22 % выбравших ОПК.

И поскольку многие, кто преподают православную культуру в школе, в ней не находятся по-настоящему, о ее сути мне и хочется поговорить.

Неоднократно слышал, что у всех религий нравственность идентична. Это не так! Потому что у всех религий, включенных в ОРКиСЭ разные эсхатологические учения. Поясню – эсхатология - учение о конечных судьбах людей и этого материального мира. Каков итог посмертного бытия человека в случае его праведной жизни, к чему верующие разных религий стремятся? Именно это определяет и нравственное поведение людей.

У христиан истинный и полный человек -  это человек с душою и телом, это человек с уникальной личностью, связанной с неуничтожимой  и неразрушаемой нематериальной душой. При этом личность человека раз и вечно определяется строением его тела – полом. Мужчина навсегда останется мужчиной, женщина – женщиной. Получить посмертное воздание - награду за праведность или возмездие за грех может только истинный человек с душою и телом, потому одним из главных догматов Православия является учение о воскрешении мертвых. Православие отрицает, скажу более – оно вообще не совместимо с учением о реинкарнации: "человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр.9:27) – писал апостол Павел.

Сошествие Христа во ад. Фреска монастыря Хора, XIV век. Константинополь

 

Сошествие Христа во ад. Фреска монастыря Хора, XIV век. Константинополь

В Царствие Небесном произойдет таинственное (необъяснимое словами) обОживание человека - соединение человека с Богом, приобщение человека Нетварной Божественной жизни через действие Божественной благодати.

ОбОжение человека становиться возможным благодаря Боговоплощению. Бог стал человеком, чтобы человек через него стал богом, Боговоплощение Сына Божия Иисуса Христа делает человека богом в такой мере, в какой Сам Бог сделался человеком. Конечно, человек никогда не станет равным Богу, но мы будет к этому вечно устремиться. ОбОжение недостижимо человеческими усилиями. Оно совершается во Христе благодатью Святого Духа. Вочеловечившийся Господь в Таинствах и Своих дарах соединяется и совоплощается с верными Ему душами. Именно от соединения с Богом, сопричастности Богу, от прямого Богообщения христианин будет получать радость и блаженство. Царствие Божие будет находиться вне этого падшего мира, который будет уничтожен и преображен.

В иудейской эсхатологии праведник будет воскрешен, станет вечно живущим в праведности человеком в этом мире, где будет царство Бога, и Царство Израиля, не будет греха, болезни, иных религий, кроме иудаизма, где будут идеальные условия существования. Но человек останется человеком, никак не связанным с Богом. Радость и блаженство праведника будет от безболезненной жизни в комфортных условиях на улучшенной планете Земля.

Мусульманин после воскрешения превращается в сверхчеловека, чье воздаяние за праведность будет выражаться в бессмертии, отсутствии болезней и получении сверхудольствия через сверхпотребление райской пищи и пития, и через нескончаемый, да… сверхсекс с гуриями и женами. Праведник, как и в иудаизме, останется отчужденным от Бога, мусульманин никогда не увидит в раю Бога, и Бог никогда с ним не соединится. Т.е. мусульманин будет счастлив не от Богообщения, а от плотских сверхудовольствий.

 

Мусульманин после воскрешения превращается в сверхчеловека, чье воздаяние за праведность будет выражаться в бессмертии, отсутствии болезней и получении сверхудольствия через сверхпотребление райской пищи и пития, и через нескончаемый, да… сверхсекс с гуриями и женами. Праведник, как и в иудаизме, останется отчужденным от Бога, мусульманин никогда не увидит в раю Бога, и Бог никогда с ним не соединится. Т.е. мусульманин будет счастлив не от Богообщения, а от плотских сверхудовольствий. Более подобно от этом - Образ Рая в христианстве и исламе - Юрий Максимов.

В буддизме вообще нет веры в Бога как Личности, и в Бога как творца мира. Буддисты отрицают существование у человека души, как вечной, целокупной, неделимой субстанции и носительницы личности. Конечная цель буддиста – прекращение страдания, которое имеет место в материальном мире  - страдают все и люди, и полубоги, и боги, кстати, боги тоже умирают. Прекращение страдания наступает после достижения своими усилиями (!) с помощью  неких практик и образа жизни неописуемого состоянии нирваны, при этом у буддиста навечно разрушается тело и личность. Т.е. человек становится никем. Но что еще более печально для нашей оккультной интеллигенции, тяготеющей к буддизму, и при этом его совершенно незнающей – достичь состояния нирваны возможно только будучи буддийским монахом… миряне не достигают нирваны  и не спасаются от страданий. Буддизм - это монашеская религия. Более подобно об этом - Главнейшее отличие буддизма от Православия - доцент Московской духовной академии Юрий Максимов.

Итак. Конечная цель христианина – обОжение, которое, повторюсь,  стало возможным после Боговоплощения. Именно поэтому Сын Божий дает новое Откровение и Новый Завет. Суть новой нравственности дается в Нагорной проповеди Христа, главная суть которой – "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:48) – т.е. к обОжению нужно готовиться уже в земной жизни.

Рассмотрим ветхозаветные заповеди, данные во время исхода евреев из египетского плена (Исх. 20:2-17), их суть характерна для нравственности древнего, или как говорили отцы, ветхого человека: ты будешь праведным, если не будешь делать плохого. Не убивай.  Не прелюбодействуй. Не кради. Не лги. Не завидуй… Только одна заповедь призывает делать нечто добродетельное: "Почитай отца твоего и мать твою",

Вдумайтесь, что говорил пророк Иоанн Креститель пришедшим: "И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк. 3:7-14). Какие минимальные требования нравственности! Но на большее люди до Христа были не способны.

Что делать, если против тебя сделано худое? "Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб" (Лев. 24:17-20).

По ветхозаветному закону нравственности до сих пор живут иудеи и мусульмане. Недавно было сообщение в СМИ, один молодой мусульманин нанес травму другому, что перебил ему позвоночник, и того парализовало. Шариатский суд постановил обидчику также перебить позвоночник. XXI век на улице…

Какова же новая, христианская нравственность?

Для спасения важно не только не делать плохого, но и стать совершеннее, причем в 30, 60 или даже 100 крат!

В заповедях блаженствах указаны новые пути к Царствию Небесному:

Евангелие от Матфея, глава 5:

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" – путь подчинение своей воли воле Бога.

"Блаженны плачущие, ибо они утешатся" – путь покаяния о своих грехах.

"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" – путь смирения и безгневия.

"Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" – путь богоискательства, изучения богооткровения (в т.ч. и писаний Святых Отцов) и богословской науки.

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" – путь милосердия и помощи другим.

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" – путь правды и отрицания лжи, путь сохранения девства и путь монашества.

"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" – путь миссионера и апологета (по блаженному Феофилакту Болгарскому – "Миротворцы суть и те, которые учением обращают к истине врагов Божиих".

"Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное" – путь исполнения добродетелей (по блаженному Феофилакту Болгарскому "Не одни мученики преследуются, но и многие другие за оказание помощи обидимым и вообще за всякую добродетель, ибо всякая добродетель есть правда").

"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня" - путь мученичества и исповедничества.

Обратите внимание - путь монашества включает в себя путь всех десяти блаженств, именно поэтому это самый трудный путь.

Было объявлено, как будет происходить Суд Божий над человеками: Итак, первое правило Божьего суда: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6:14-15).

Второе правило суда – делание добрых дел:

Мф.25-31-40: Описывает суд Божий: "Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне". Далее говориться о том, что будет осуждены люди, неделающие доброе.

По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского: "Вострепещи, человек, представляя, что вот посылаются эти люди в муку не за то, что они блудники или убийцы, или хищники, не за то, что совершили другое какое-либо злодеяние, - а за то, что не сделали никакого добра".

Вы понимаете, каков милосердный суд Бога? Мы, тяжкие грешники и преступники, если не будем осуждать грехи ближних, прощать грехи обидчикам, и делать добрые дела, мы будем помилованы! Такого учения нет ни в одной религии мира!

Именно после такого впервые было объявлено, что Бог – есть любовь (1Ин.4:8). Кто-то может возразить, что Бог, Который так будет судить преступников и грешников, не есть Бог любви?

Принцип симметричной мести "око за око" отменен Христом: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5:43-44). Такого нет ни в одной иной религии!

Христом внешнее благочестие перенаправлено внутрь человека: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк.17:21). Например, молитва, постничество, милостыня должны быть тайными. Нужно не только не убивать людей, но и не гневаться на них и не сквернословить, нужно не только видимо не прелюбодействовать, но и распаляться похотью в мыслях.

Отличительным учением от всех религий  в христианстве является учение о повреждении человеческой природы грехом и склонностью человека ко греху даже в идеальных условиях. Мы можем стать добродетельными только при помощи Бога, через Его благодать. Это нет ни в иудаизме, ни в исламе, ни тем более в буддизме, и индуизме.

Именно поэтому для иудея и мусульманина спасение и праведность достигается своими усилиями исполнением законов, правил и заповедей. Для иудея и мусульманина является более важным не как верить, а как жить. Зайдите на иудейские и исламские сайты, и Вы обнаружите, что они посвящены тому как одеваться, какой длинны должна быть борода, как ходить в туалет и баню, как правильно есть, как вести себя в субботу, что делать, если на тебя капнула слюна собаки и т.п. В Православии главным является качество веры и погруженность усилий вовнутрь себя. Главным становиться борьба со страстями, а не исполнение внешних предписаний.

Если конечная цель  христианина  - обОжение, ставится новое условие для спасения. Мало верить во Христа как Спасителя и Сына Божия, мало исполнять заповеди, мало делать добрые дела, для спасения нужно уже здесь, при жизни соединиться со Христом: "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин.6:53-56)

Именно поэтому апостол Павел без всякого намека на аллергию писал: "потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (Еф. 5:30-32).

Какое сравнение! В браке по слову Божьему совершено разные, чужие люди  - мужчина и женщина, таинственно врастают душами друг в друга. Так и мы  через Таинства Крещения и Причастия – Бог и человек становится едиными в Церкви Христовой – которая есть Богочеловеческий организм: "Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Еф. 5-23)

Иудеи, мусульмане даже в раю не увидят Бога, христиане уже здесь, в падшем мире могут  и становятся частью Бога через Таинство Причастия.

Устанавливается примат духовного над материальным: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф.6:33), "и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Мф.19:24).

В иудаизме, исламе, протестантизме, если ты беден, если у тебя нет детей – ты наказан Богом за некие грехи, богатство становиться показателем праведности, бедность – в целом постыдна и не желательна.

В Православии объявляется, что все доброе, наши таланты, что мы имеем, получено от Бога: "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов" (Иак.1:17). И поэтому недопустимо похваляться своими талантами. Гордость объявляется одним их главных пороков человека: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак.4:6).

И так далее, и так далее… Еще многие важные столпы христианской нравственности мною опущены из-за ограниченности времени.

Таким образом, если мы хотим дать ребенку настоящее высочайшее нравственное воспитание, альтернативы православной культуры нет в рамках ОРКиСЭ.

Но почему школы в России в своей массе отторгают православную культуру?! И идеалы высочайшие и учебник самый лучший. Почему?!

А почему вор, отторгает заповедь "не укради"? Почему блудник не хочет следовать заповеди "не прелюбодействуй"? Дерзкий сын игнорирует заповедь "почитай отца и мать"?

"Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны" (Ин. 3:19-21).

Во-первых, школа отвергает православную культуру потому, что в ней нет православных учителей, живущих в православной культуре. Как неверующий или маловерующий учитель будет преподавать то, что его обличает? Ни математика, ни русский язык, ни физкультура, ни химия не обличает учителя, живущего безнравственно, без веры, без правды Божией. А вот основы православной культуры обличает. И мне не раз доводилось видеть, как учителя, взявшиеся с энтузиазмом преподавать православную культуры в начале эксперимента, как-то странно отошли от этого. Думаю, глубинная первопричина причина в прежде всего вышеуказанном – человек тяготиться того, что указывает на его грехи.

Во-вторых, школа отвергает православную культуру, потому что нравственная, точнее, псевдонравственная культура современной школы глубоко враждебна Православию, скажу более - русской культуре!

Школа отвергает православную культуру, потому что нравственная, точнее, псевдонравственная культура современной школы глубоко враждебна Православию, скажу более - русской культуре!

 

Многие здесь себя называют себя русскими. А кто такой русский? Человек славянской внешности  и говорящий по-русски? Это человек, живущий по нормам русской культуры. А русская культура зиждется на основе христианской нравственности. Для русского человека характерна общинность, приоритет общественного интересов, над личными интересами. Сам пропадай – друга выручай. Для настоящего русского человека окружающие люди - собратья и соработники, но не как не конкуренты. Для русского человека духовное превалирует над материальным, бедность для русского не порок.

И беда в том, что современная школа – это антирусская и антиправославная школа. Сейчас школа воспитывает людей не в русской культуре.

Гордыня и тщеславие – вот главные добродетели российского школьника – это говорю о системе школьного портфолио – бесконечная череда накопления сертификатов, грамот, баллов. "Я лидер XXI века" - вот какие чудовищные горделивые установки учителя навязывают детям. Замечу, лидеров не может быть много, максимум один из десяти, а что делать молодым людям, которые не лидеры по природе? Будь лидером, будь лидером, а иначе... ты неудачник и лох. Быть довольным собой, будучи простым тружеником - этому школа и масс-медиа практически не учат. Окружающие – конкуренты, которых нужно постоянно опережать! Списывать не давать, на уроках не помогать! Школа делает из детей индивидуалистов и эгоистов.

Погоня за материальным благом, за карьерой, славой – вот главные цели для молодых людей. Учителям запрещается предлагать детям какой-то определенный нравственный выбор, никакого психологического "давления" на учеников, запрещается наказывать, из наставников учителейнизводят до партнеров ученикам. Кто такой партнер? Равночестный, равноавторитетный сотоварищ. 10-летний мальчик равночестен 50-летнему учителю? Не с ума ли сходят методисты, так уча вас, и вы, следуя этому безумию? Это глубоко противоречит христианской нравственности и социальному устройству в нашей культуре. Можно и дальше перечислять патологию современной школы, но думаю, Вы поняли, о чем я говорю.

Вот почему школа не хочет выбирать православную культуру – она ей глубоко чужда и ненавистна, как и русская культура.

И не о каком комплексном духовно-нравственном православном воспитании, даже идентичном русском культурном воспитании в современной школе нет. Сейчас учителя воспитывают кого угодно, но не русских людей в русской культуре. Правильнее сказать: все направлено на воспитание космополитов и общечеловеков без культуры и веры, привязанности к земле, национальности, готовых перемещаться по миру и обслуживать интересы транснациональной олигархии.

Русская же культура без православной нравственности перестает быть настоящей русской культурой. И сейчас русской культуры в Томских школах не более 20 %. – именно столько выбрали основы православной культуры в Томске.

Максим Степаненко, руководитель

Миссионерского отдела Томской епархии

Русской Православной Церкви

Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 14.05.2013.

***

Читайте также по теме:

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru