Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Преподобный Симеон Новый Богослов - творения


Симеон Новый Богослов. Главы богословские и созерцательные

Память: 12 / 25 марта, 12 / 25 октября

Преподобный Симеон Новый Богослов (949 – 1022) - монах, богослов, сочинитель "Гимнов" (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма. Наряду с двумя великими богословами Церкви - Иоанном Богословом и Григорием Богословом, Симеон был удостоен имени Новый Богослов.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

***

1

Ни богомыслящему годится покаяние,

Ни кающемуся - богомыслие.

Ибо насколько отстоит восток от запада,

Настолько выше богомыслие покаяния.

Ибо как человек в болезнях и немощях пребывающий,

Или из в рубище одетых убогий и вопиющий о милостыне -

Так в покаянии сущий,

И покаяния дела поистине творящий, нарекается.

Богомыслящий же подобен есть в царском дворе воспитывающемуся,

В светлости наицарственнейшего одеяния,

И со своим сущим царем разговаривающему же самим всегда,

И от него ежечасно слышащему ясно,

Его повеления и воления.

2

Приложение внимания Богу,

Невнимания к иному всему причиной и ходатаем бывает -

Кроме самого Бога,

И множество осияния Его - совершенное ослепление,

И, выше чувства, сверхсовершенное чувство -

Всего, вне Его сущего, - бесчувствие.

Ибо чем и каким образом, и где, и что, и как, -

В чем оно есть - неведающее,

И распознать или уразуметь вовсе это не возмогающее -

Как чувство будет существовать,

И разве не более сверх чувства то?

Ум же в чувстве своей немощи,

Бесчувственным к тому, что выше чувства,

Не будет ли обретен?

Ибо "их же око не виде, и ухо не слыша,

И на сердце человеку не взыдоша",

Как чувству будут подвержены?

3

То, что выше чувства нам дарующий Господь,

Дает нам и выше чувства чувство другое,

Посредством Духа Своего,

Да те, что выше чувства, Его дары и дарования,

Сверхестественно, посредством всех чувств,

Ясно и чисто мы чувствуем.

4

Всякий, бесчувственный к Единому,

Ко всему бесчувственен есть.

Как и чувство имеющий к Единому - в чувстве всего,

И чувства всего вне есть.

В чувстве всего есть, и чувством этого не охватывается.

5

Глухой к Слову - глух ко всякому гласу,

И слышащий Слово - всех слышит.

Он, будучи глухим ко всякому гласу, всех слышит и никого,

Если только не в Слове единственных словеса творящих.

И не их, но Слово единственное в гласе безгласно вещающее.

6

Слышащий так, и видящий, и чувствующий, -

Знает глаголемого силу.

Неведущий же явлен есть,

Что отнюдь чувства души проясненные и здравые носит.

Так держа, еще не внял тому,

Что видящим выше был сотворен видимого творения,

И таинником зримого умом.

Но в чести будучи,

Сравнился и уподобился несмысленному и вьючному скоту.

И, уподобившись, пребывает таковым, -

Еще не возвратясь, не воззвавшись, -

Или в прежнее достоинство отведясь,

Сообразно дару домостроительства,

Владыки и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.

7

Внизу будучи, не пытай высших.

Прежде чем стать тебе высшим,

Да не восхлопочешь ты о нижних,

Да, подскользнувшись, от обоих не отпадешь.

Точнее же - не будешь погублен с нижними.

8

Подобно тому, как от нищеты последней царем,

В богатство возведенный и знаменитое достоинство,

Одеянием же от него светлым облеченный,

И пред лицом его стоять назначенный,

Сам - царя с желанием видит,

И, как благодетеля, превозлюбляет,

Одеяние же, в которое облекся, ясно уразумевает,

И достоинство познает,

И данное ему богатство постигает, -

Так и монах, истинно от мира и в нем вещей удалившийся,

И пришедший ко Христу,

Воззванный же ясноощутимо,

И к высоте духовного понимания,

Через заповедей делание возведенный, -

Самого Бога неложно зрит,

И бывающую в нем перемену ясно уразумевает,

Ибо видит всегда благодать Духа, осиявающую его,

Которая одеянием и называется, и царской багряницей,

Более, поэтому, он сам есть Христос,

Ибо в Него, в Него верующие, облекаются.

9

Небесным богатством обогатившийся, -

Пришествием, говорю, и виталищем сказанного,

"Я и Отец придем, и обитель у него сотворим", -

Во внимании души постигает преподобной,

Вкусил благодати,

И настолько, и как бы,

Разносит богатство по палатам сердца своего,

Словно друг с другом разговаривая с Богом,

Дерзав, -

Предстоит пред лицом в неприступном обитающего свете.

10

Блажен верующий этому,

Триблажен - тщащийся через деяние и подвиги святые,

Объять внимание сказанному.

Ангел - да не что более реку -

Достигший через понимание и внимание,

Высоты этого стояния,

И ближним Богу, словно Сын Божий, явившийся.

11

Тем же образом, что у берега моря стоящий,

Видит вод бескрайнюю пучину,

Край, однако, их объять не может,

Но часть, на которую зрит,

Так и в бескрайнюю пучину Божией славы,

Через понимание воззреть удостоенный и увидеть ее умно, -

Не насколько она есть,

Но, насколько доступно умным очам его души, видит.

12

Как у моря стоящий не только видит его,

Но и в воды его входит, насколько хочет,

Так и в свете Божием:

Хотящие из духовных - в участии,

Вместе и понимании,

Насколько через стремление понудились во внимании,

- Бывают.

13

Подобно тому, как в море у берега стоящий,

Пока вне вод, все зрит, и пучину вод уразумевает,

Когда же начнет входить в воды и в них погружаться,

Насколько сходит, настолько понимания внешних лишает себя,

Так и в Божьего света участии бывающие,

Насколько во внимании преуспевают божественном,

В невнимание более, соответственно, впадают.

14

Как в воды моря по колени или чресла входящий,

Все ясно, вне сущее вод, видит,

Когда же в бездну сойдет,

И весь под водой будет -

Уже из внешних видеть ничего не сможет,

Если не одно только то знать,

Что весь в глубине моря есть,

Так происходит и в преуспеянии духовном растущих,

И в совершенство внимания и понимания восходящих.

15

Всякий раз, когда в духовном преуспевающие совершении,

Отчасти просвещаются,

Как освещают ум,

Так славу Господа умно отражают,

И разума внимание, и откровения таин,

Вышней благодатью таинственно выказывают,

От сущих понимания,

На то, что выше сущих, возводя внимание.

16

К совершенству приближающиеся,

И уже видящие как бы отчасти,

Бескрайность и необъятность, его же видели бы,

- Уразумевая -

Изумляются.

Ибо насколько светом внимания проникают, -

Познание своего невнимания принимают.

Как только же неясно как-то являющееся им,

И как в зеркале показываемое,

И отчасти освещенное,

Умом зримое им дано будет увидеть, -

Более оно благоволило бы стать соединенным в участии с

освещающимся,

Все само охватывающее в себе самом;

И весь тот в глубине Духа,

Словно посреди бездны световидных вод бескрайних погублен бы

был,

Поскольку во всесовершенное невнимание,

Как бы выше всякого внимания бывая,

Несказанно восходит.

 

17

Прост будучи ум,

Точнее - от всякого понятия наг,

В простой погрузившись весь божественный свет,

Им накрываясь,

Не имеет иного,

Кроме того, в чем пребывает, обрести,

Да к его постижению был бы подвигнут.

Но остается в глубине Божьего света,

Вовне вовсе воззреть не допускаясь.

И это - "Бог свет есть", и свет предельнейший,

И присутствующим - всякого понимания успокоение.

18

Неподвижным, в то время, приснодвижимый ум,

И, по всему, беспонятийным становится,

Как только весь Божественным облаком и светом будет покрыт, -

Подлинно в понимании пребывает,

И почувствует, и вкусит, в нем же есть, благо.

Ибо не как глубина морских вод,

Так и глубина Святого Духа,

Но водой пребывает, живя, вечной жизни.

Все здешнее неуразумеваемое,

Неизъяснимое и необъятное,

В нем же ум, все видимое и мыслимое переступив, бывает,

И в одном этом недвижимо движится и обращается,

Живя в жизни выше жизни.

Свет сый в свете, и не свет в себе самом,

Ибо не себя тогда, но выше себя зрит,

И из тамошней славы понятию всему своему, изменяясь, не внимает.

19

Мертв и не мертв,

Меры достигший совершенства существует.

Живя, в Нем же пребывает, Богу,

Как не живя себе самому.

Слеп, как не естеством смотря,

Всякого естественного зрения выше став,

Как новые глаза, и лучшие,

Сверх тех, что естества, несравненно, приняв,

И выше естества видя.

Бездейственный и неподвижный,

Как все свое исполнив действие.

Беспонятийный, как в том, что сверх понятия, соединении,

Явившись и почив, -

Где не есть ума действие,

Или же к рассуждению или помышлению,

Или понятию отнюдь движение.

Ибо неуразумеваемое и невозможное,

Уразумевать или распознавать он не может,

И как бы в таковых успокаивается покоем тем,

Недвижимостью блаженного бесчувствия,

В чувстве утвержденном неизреченных,

Именно не бесполезно, наслаждаясь, благ.

20

Таковой меры совершенства достичь не удостоенный,

И в таковых владении быть благ,

Пусть себя одного винит,

И не говорит, оправдываясь,

Что то невозможная есть вещь,

Или, что бывает совершенство, но невнятно.

Но да знает, извещаясь Божественными Писаниями,

Что то вещь возможная и истинная,

Делом бывающая и внятно действующая.

Опущением же и бездействием в заповедях,

Сам себя каждый таковых, соответственно, лишает благ.

21

Многие читают Божественные Писания,

И читающееся слушают.

Малые же и читаемого силу и понятие,

Право познать могущие.

Те же когда невозможным быть,

Божественными Писаниями глаголемое объявляют,

Когда и неверным вовсе признают,

Или и переиначивают его зло,

И для настоящего времени говоримое,

К грядущему вывести судят.

О грядущем же реченное,

За как уже пришедшее и постоянно присутствующеевыдают.

И так нет ни суда правого у них,

Ни различения истинного в божественных и человеческих вещах.

22

Бог от начала два мира сотворил, видимый и незримый, -

Едино же царство зримых двух миров в Нем самом,

Образы носящее сообразно видимому же и умом зримому.

Таковым, соответственно, и два светят солнца,

Чувственное одно, и умное другое.

И то, чем является в видимом и чувственном солнце,

То в незримом и умном - Бог,

Ибо Солнце Правды и есть, и глаголется.

Так, стало быть, два потому солнца,

Одно чувственное, другое умное,

Как и два мира, как и глаголется.

И один из двух, беря чувственный мир и в нем всяческая,

Чувством этим и видимым солнцем просвещается,

Другой же, умный и то, что в нем,

Умным Солнцем Правды освещается и просветляется.

Чувственное - чувством, умное - Умным Солнцем,

Отдельно друг от друга просвещаются,

Никакого не имея друг с другом соединения или внимания,

Или сообщения воедино,

Ни умного к чувственному, ни чувственного к умному.

23

Единый из видимых и умом зримых всех,

Человек двояким создан Богом,

Тело имея из четырех составленное стихий,

Чувство и дыхание,

Через них же в этих стихиях оно участвует и живет в них.

Душу же - умную и нематериальную, и бесплотную,

Неизреченно с таковыми и непостижимо соединенную,

И срастворенную несмешанно и неслитно.

То есть человек один - живой, смертный и бессмертный,

Видимый и незримый, чувственный и мыслящий,

Смотрящий выше видимого творения, внимающий умом зримому.

Как, стало быть, в двух мирах два по действию разделяются солнца,

Так и для одного человека,

Одно тело, другое душу его освещает,

И от своего света участия каждое, им освещаемому,

По способности принять силе его,

Или богато, или скудно подает.

24

Чувственное солнце понимается, но не понимает.

Умное - и понимается достойными,

И всех видит, и более - видящих Его.

Чувственное ни говорит, ни речь кому дает.

Умное - и говорит со своими друзьями, и речь всем дарует.

Чувственное в чувстве сад осветив,

Теплотой лучей только влагу высушивает земли,

Но нисколько не и удобряет насаждения и семена.

Умное же оба в душе явным соделывает:

Сырость высушивает страстей,

И срамоту, что от них, вычищает,

И тучность в умную внедряет землю души,

Из нее же, насыщаясь,

Питаются помалу добродетелей насаждения.

25

Чувственное солнце восходит и просвещает мир чувственный,

И все, что в нем есть: людей, зверей, скотов и прочее,

Ради которых равный и свет равно дает.

Заходит же потом оно,

И темным оставляет место, его же освещало.

Умное - светит всегда и светило,

Все во всем для всех невместимо заключаясь.

От Им же созданных удалилось,

И Все от них, не отступая, отступает,

Во всем Все будучи для всех, и нигде,

Во всех Все видимых творениях, и Все их вне.

Все в видимых и Все в незримых,

И везде Все окружает,

И Все никак нигде.

Симеон Новый Богослов, преподобный

Святоотеческое наследие

***

Труды преподобного Симеона Нового Богослова:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru