Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Преподобный Симеон Новый Богослов - творения


Симеон Новый Богослов. Диалог схоластика с Симеоном

Память: 12 / 25 марта

Преподобный Симеон Новый Богослов (949 – 1022) - монах, богослов, сочинитель "Гимнов" (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма. Наряду с двумя великими богословами Церкви - Иоанном Богословом и Григорием Богословом, Симеон был удостоен имени Новый Богослов.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

***

Вопрос: Что было в мире прежде, чем миру быть?

Ответ: Бог, мир сотворивший.

Вопрос: Когда еще не было мира, как был Он в мире?

Ответ: И прежде становления, в Боге всецело как бы будучи, был мир, и еще не приведенные люди в мир - словно уже рожденные Богом. Уже составил, ибо, Он в Себе все, и еще не созданное, хотя и не постигается оно нами.

Вопрос: Итак, если, как ты говоришь, в мире был Бог прежде, чем миру быть от Него, чем стал Бог, когда мир этот привел? Неужели отделился Он от мира? Или и снова в мире Он есть?

Ответ: Местом не отделился от Своих творений их сотворивший Бог. Куда, ибо, везде сый и вся Своя исполняяй Божество переместится? Природой же и сущностью, и ипостасью, и прочими свойствами, Всего Зиждитель лежит выше природы, и неизмеримо, и непостижимо Он отделился.

Вопрос: Как, местом не отдельно, но везде, как ты говоришь, присутствуя, отступив от всего, Он есть?

Ответ: Труднопонимаемое же вопрошение, но не трудносказуемое. Богу же невозможно ничто. Посему силен есть Он и относительно этого удостоверить тебя. Но, послушай в разумении. Подобно тому, как ум наш, людей, ни одержится стенами, ни местом ограничивается, но тело "в доме" заключается и "путами" стягивается, сам же он вне есть их и свободно везде присутствует, ни из тела не удаляясь, ни от дома далече бывая, но как бы и соприсутствует им, удалясь, и удалился, соединившись с ними. Так и Бог везде и во всем есть, и вне всего, и нигде - природой и сущностью, и славой. Неописуем, ибо.

Вопрос: Итак, неописуемый - как все исполняет? Все исполняющий же, как неописуемый и нигде есть?

Ответ: Итак, Он есть, исповедуемо, везде Бог и все исполняет, не смешавшись же вовсе с видимым, но разделившись тем образом, как и сказали мы. Нигде же Он есть для нас. Никто, ибо, не знает, ни даже ангелы, где есть Бог. Ибо, если слышишь ты "предстать", то это престолу славы. И на исходящее сияние смотреть не возмогая, страхом свои покрывают они лица и, изумляясь, божественную песнь немолчно всегда возносят. Ибо нестерпимостью славы поражаясь, в рассуждении быть или думать они не могут, где Владыка или какой Он есть. Ибо, если воссияющему сиянию прямо смотреть в лицо не возмогают они, как, посему, более вотще делать захотеть они смогут? Итак, что есть Бог и везде Он есть, и все исполняет, и ангелы, и очистившие себя святые, освещенные и просвещенные Святым Духом, знают. Где же или как и какой Он есть никто из всех не знает, если только не Отец Сына и Сын Отца, и Дух Святой Отца и Сына, как соприсносущный Им и единосущный. Ибо это - Троица, как одно сущая, и знают Они Друг Друга и познаются Друг Другом. Как Сам сказал естеством Бог и Сын Божий, "никто не знает то, что человека, а только дух человека, живущий в нем". Так и Божьего никто не знает, а только Дух Божий. И, вновь: "никто не знает Отца, а только Сын, и никто не знает Сына, а только Отец, и тот, кому если восхочет Сын открыть" (Мф. 11:27).

Вопрос: И как говорит Христос "да не презрите единого от малых сих... Ибо... Ангелы их всегда видят лице Отца Моего... на небесах" (Мф. 18:10) и, вновь: "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8). Ты же говоришь, что и ангелы не ведают каков и где есть Бог?

Ответ: Как, когда солнце в полдень светит, испускающийся из него свет ясно мы видим, самого же его увидеть как-то и изучить мы не можем, но только что смотреть на него, поистине, мы говорим, так и ангелы, и святые, на воссияющую славу взирая Духа, в ней и Сына, и Отца видят, - подлинно же безгрешные и не нечистые. Те, ибо, слепым и бесчувственным уподобляются. Как, ибо, слепые свет чувственного солнца светлый не видят, так, именно, и они божественный свет, присно явленный, не узревают, ни, действительно, чувствуют тепло его.

Вопрос: Итак, что видят очистившие ум и сердце?

Ответ: Потому, что Бог свет есть, и свет предельнейший, другого ничего не видят его видящие, а только свет. И ясно это от увидевших воссиявший лик Христа как солнце, одеяние же Его было как свет. И от Павла, апостола, свет увидевшего - Бога, и к Его познанию обратившегося, и от тысяч других святых.

Вопрос: Итак, как всеми зрится, как вечный и всегда сияющий свет, - Бог?

Ответ: Поскольку, подлинно распорядился от начала Бог, чтобы никакого не имелось общения ни тьмы со светом, ни подсудного, ни скверного со святым и чистым, потому и словно великая пропасть и стена отделяют нас от Бога грехи наши. Более же лукавые похотения и суетные наши мысли, которые, именно, как стена высокая становятся и отделяют нас от света подлинной жизни. Ибо Бог свет есть и жизнь есть. Поэтому которые, лишаются его - мертвы душой, и вечного огня, и тьмы сонаследники же сопричастники.

Вопрос: И нельзя спасение получить тех (святых) не достигшему меры?

Ответ: Когда говорил Господь: "многие обители у Отца Моего есть" (Ин.14:2), вполне известил Он, что и многие спасения пути. Все же они в едином покаяния пути совершаются через от зла отложение и милостыню просящим, и странничество, и всех других благих деяний исполнение, лучшего достижение.

Симеон Новый Богослов, преподобный

Цитировано по:

Преподобный Симеон Новый Богослов.

Перевод И.М. Носова

(по греческой ФИЛОКАЛИИ, т.т. 9:19а, 20:

изд. "Григорий Палама", Фессалоники.)

Азбука веры

Примечания

*А также труды "Главизны"

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru