Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о помощи нашему проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Основы Православия. Христианское благочестие. Жизнь во Христе


Игумен Петр Мещеринов: об иерархии христианских ценностей

Христианин должен в меру своих сил изучать и в итоге обязательно знать то, что содержит наша вера, что содержит Церковь. Наше время крайне благоприятно для этого. Когда мы говорим, что христианин призван знать свою веру, то это значит, что он призван понимать, почему то или иное в жизни Церкви существует, как оно появилось и изменялось и какое отношение к современности и к его личной жизни имеет.

Игумен Петр Мещеринов: об иерархии христианских ценностей

К сожалению, сейчас распространено иное мнение, можно сказать, лжеправославное мнение, будто человеку ничего не нужно знать, а надо молиться, поститься, беспрекословно слушать духовника, голову же свою не забивать, а то можно легко впасть в своемудрие, высокоумие и грех. Такой взгляд явно не от Бога, потому что Господь человеку дал разум именно для того, чтобы изучать и понимать что-либо. При этом важно помнить, что наша вера не проста, а достаточно сложна и не охватывается каким-то одним приёмом, и не знать веры - значит вместо пути спасения идти по пути заблуждения.

Правильное теоретическое знание нашего учения, учения нашей веры, чрезвычайно важно для христианина. Оно не сводимо к сумме взглядов, оно не есть философия в собственном смысле слова. Наше вероучение есть вещь прикладная, оно нам необходимо для правильной духовной жизни. Если человек говорит: "Я - верующий", это значит, что он должен и жизнь свою строить по своей вере.

Обращаясь к современной жизни, к сожалению, приходится констатировать, что для очень многих людей, называющих себя православными и христианами, Христос есть в знании, а в жизни его нет. Есть, допустим, молебны, есть записки, песочек с могилы какого-либо святого, акафисты, службы, иногда исповедь и причащение, но если копнуть глубже, то всё это делается не ради Христа, не для того, чтобы приблизиться ко Христу, а по каким-то другим причинам, часто вполне по-человечески понятным. И всё же можно сказать, что в такой ситуации церковная жизнь перевернута с ног на голову.

Важно понимать, что всё в Церкви должно быть на своём месте. Главное, чтобы Христос и наше по мере сил приближение к Нему - были средостением, основой нашей христианской жизни. И тогда всё выстраивается в стройное здание именно такой церковной, правильной духовной жизни.

Известный священник протоиерей Глеб Каледа, один из основателей Свято-Тихоновского Богословского Института, ещё в 1991 году на заре церковного возрождения писал, что жизнь христиан должна быть христоцентрична и наша проповедь должна быть радостной вестью о Христе. К сожалению, его слова не вполне были услышаны. И сейчас для многих людей Бог - только средство обеспечить себе комфортную жизнь, как здешнюю, так и будущую. И именно такие вещи искажают весь строй духовной, церковной и православной жизни. Бог выступает здесь гарантом комфортной жизни. Христианство вырождается в бытовую религиозность. Закон "я Тебе, а Ты мне" привносится и в Церковь...

Православие - это правильное, истинное отношение человека и живого личного Бога. И это отношение охватывает всю жизнь человека: духовную, душевную и телесную, внешнюю и внутреннюю. Стремление познать веру рождается от доверия Богу, от доверия людям, которые живут с Богом и по Божьим заповедям. Если это так, то мы познаём веру не для того, чтобы узнать что-то новое и интересное, а для того, чтобы жить по вере. Собственно говоря, вера в формальном своем виде - это свод истин, которые надо в основе своей усвоить раз и навсегда и трудиться над дальнейшим познанием...

Вера неотделима от благочестия. Апостол Иаков говорит: "Вера без дел мертва". И, конечно, главным путём, которым мы убеждаемся в правильности веры, является жизнь по вере, жизнь по заповедям Божиим. Иного пути нет...

Мы можем сколько угодно читать Евангелие, творения святых отцов, но если мы сами не будем воплощать в жизнь узнанные Евангельские истины, если сами не будем нравственно трудиться, то такое познание нашей веры ни к чему не приведёт, а будет просто мёртвым грузом лежать в наших умах. А жизнь наша в это время будет проходить по другим стихиям...

В наши дни часто упускается из внимания, что наше христианское учение иерархично - есть вещи главные, а есть второстепенные. Второстепенные не значит не нужные. Апостол Павел пишет, что всё в Церкви должно быть благопристойно и по чину. И в Церкви, в христианстве всему есть своё место, есть должный порядок и чин, и когда этот чин соблюдается, тогда всё - от большого до малого - стоит на своём месте. Непонимание этого принципа приводит к большим ошибкам... Примет человек неправильную мысль о том, что духовная жизнь - это не напряжённая борьба со страстями, исполненная трезвости и осторожности, а чудеса, видения, знамения конца света, "ощущения благодати", поездки по святым местам, окунания в источники, старцы и старицы - и христианство исчезает, а взамен появляется кликушество и язычество православного обряда. Утвердится человек во мнении, что те или иные формы общественно-политического устройства мира или национальная принадлежность кого-либо имеют религиозное значение, и пойдёт искать масонов и восстанавливать монархию, считая именно это делом благочестия и религиозной жизни. И так далее, и тому подобное...

Если вернуться к иерархии христианских ценностей, то становится понятно, что на первом месте для христианина должны стоять таинства Святой Церкви... Можно сказать, что передача из поколения в поколение опыта богообщения происходит через преемство прежде всего церковных таинств и основ духовной жизни. При этом необходимо знать, что этот опыт должен согласовываться и проверяться Священным Писанием.

Таким образом, Таинства Церкви и Священное Писание являют нам двуединую основу церковной жизни. На этой основе зиждется то, что называется Священным Преданием. Священное Предание в широком смысле слова являет собой образ жизни, или точнее, передачу образа христианской жизни, передачу опыта жизни с Богом и в Боге... Священное Предание, по существу своему, есть церковный опыт истинной веры и подлинной духовной жизни, иначе говоря, "живая жизнь", настоящая жизнь...

Поскольку необходимо правильно понимать и знать свою веру, то существует знание, очерчивающее границы веры. Это знание оформлено в чёткие церковные определения - догматы. Догматы говорят о Боге в отношении к человеку и о человеке в отношении к Богу.

Поскольку жизнь Церкви многогранна и церковное устройство сложно, то необходима область знания, регламентирующая жизнь Церкви и жизнь христиан как в дисциплинарно правовой, так и в нравственной областях. Эта регламентация отражена в канонах Церкви...

Для адекватного восприятия Священного Писания необходимо,
во-первых, знать исторический и мотивационный контекст данной части Писания.

Во-вторых, необходимо воспринимать его целостно и в полноте.

В-третьих, необходимо знать церковную традицию понимания и толкования Священного Писания.

***

Читайте также по теме:

***

Последнее условие связано с тем, что Священное Писание - это книга Церкви, написанная и собранная в Церкви и для церковных нужд.

Для правильного понимания Священного Предания необходимо,

Во-первых, знать степень соответствия его Священному Писанию. Мы уже говорили, что формальное Предание укоренено в Священном Писании - Слове Божьем, и очевидно, что никакая часть формального предания не может противоречить Священному Писанию.

Во-вторых, необходимо знать ценностный статус этой части формального Предания. Часть Предания утверждена вселенским авторитетом Церкви, то есть представители всех Поместных церквей утвердили важность и необходимость чего-либо. Часть Предания утверждена на поместных соборах и, следовательно, важна для данной Поместной церкви. Часть Предания утверждена нравственным авторитетом тех людей, кого Церковь признала святыми. При этом соблюдается принцип "согласие отцов", то есть наиболее авторитетны те части Предания, которые имеют схожее отражение в святоотеческих писаниях.

В-третьих, необходимо знать исторический и мотивационный контекст появления той или иной части Предания. В данном случае важно обратить внимание на степень церковности, то есть на степень соответствия той или иной части Предания истинной цели существования Церкви - спасению во Христе. Кроме этого, важно то, кому адресована та или иная часть Предания... Важно не упустить из рассмотрения вопрос о степени взаимоотношений Церкви с государством на период появления той или иной части Предания. Это важно, поскольку были периоды, когда Церковь усваивала государственные функции, а государство брало на себя часть церковных функций. Каждому человеку важно для себя понять, как связать ту или иную часть Предания с современной жизнью, то есть насколько актуален сейчас тот или иной аспект, насколько он в принципе выполним...

Касательно догматических сочинений нужно отметить, что для того, чтобы они были усвоены Церковью именно как достояние Священного Предания, необходимо, чтобы они, как мы уже указывали, были согласны с Писанием, не противоречили ему и были приняты всею Церковью, то есть когда все святые отцы единогласно высказываются по тому или иному предмету веры. Примеров много: сочинения таких церковных писателей, прославившихся святостью жизни, как Василий Великий, Григорий Богослов, Максим Исповедник.

А если полнотою Церкви то или иное мнение не принимается, тогда оно является частным богословским мнением святого, при условии, конечно, не противоречивости Священному Писанию. Как пример можно указать некоторые творения святителя Григория Нисского, брата Василия Великого...

Аскетические творения святых отцов являются для нас указанием пути к спасению, богатейшей и яркой сокровищницей христианского понимания души человека и духовной жизни. Из этих творений мы учимся повседневному христианству. Правильно воспринимаемые нами творения святых отцов являются для нас таким светильником, который озаряет узкий и тесный путь спасения христианина...

По словам апостола Павла, духовные плоды - это мир, радость, кротость, долготерпение, воздержание, милосердие, вера и любовь. Очевидно, что вся аскетика должна быть средством к их стяжанию. Если же кто-то путает цель и средства и духовные упражнения - пост, молитва, послушание и тому подобное - выставляет целью, то искажается сам принцип нашей духовной жизни, и мы остаемся без плода.

Ещё раз подчеркнём, что мы должны иметь трезвый взгляд на себя, на свою жизнь, на свои немощи. Иначе чтение принесёт нам вред, поскольку мы будем питать не духовную жизнь, а мечтательность, и при столкновении с реальными духовными искушениями вся наша духовность потерпит фиаско.

Святоотеческие писания являются для нас необходимыми. Читая их с рассуждением, мы напитываемся их духом, духом правильного христианства, что и помогает нам стяжать христианское устроение. Пусть некоторые вещи к нашей жизни неприменимы, всё равно мы должны иметь уважение к святоотеческим творениям и знать, что чаще всего в них содержится истина.

Но в наше время существует такое явление, когда под именем св. отцов ходят в мире всякие мнения, басни, которые к св. отцам не имеют никакого отношения. Например, один известный священник в своих выступлениях и публикациях середины 90-х годов говорил, что святые отцы установили три признака кончины мира: когда засохнет мамврийский дуб; когда перестанет сходить благодатный огонь; когда Иверская икона Божьей Матери "уйдёт" с Афона. Если серьёзно посмотреть на этот вопрос, то мы поймем, что ни у одного св. отца не было даже намеков на это, т.к. внешние вещи никогда их не интересовали. Пример из этого же ряда - известная книга "Россия перед вторым пришествием", которая по сути является сводом лжеотеческой письменности.

Итак, мы видим, как важно правильно расставить акценты. Нужно отметить, что все ошибки в этой области, всякое нарушение иерархии христианских ценностей происходят, как правило, ни от чего иного, как от распространённого, чуть ли не культивируемого невежества и можно, кстати, сказать, что сегодня основные болезни нашего церковного организма и есть невежество, язычество и фарисейство. Мы, как члены Церкви, призваны по мере сил выстраивать в строгом соответствии с учением Церкви правильную иерархию христианских ценностей и иметь здравый образ мыслей.

игумен Петр Мещеринов, игумен

Чистый интеренет - 18.03.2011.

 

 
Читайте другие публикации раздела Христианское благочестие. Жизнь во Христе
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru