Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Вопросы православной миссии и катехизации


Пути миссии в России

Закончил читать новую книгу о. Андрея Кураева "Перестройка в Церковь". Почти на 100% "совпал" с ней. Но осталось у меня ощущение некоторой недосказанности. Попробую досказать так, как я понимаю проблему сегодняшней миссии в России.

Миссия – это вот что: мы зовём людей "внешних" к себе, "вовнутрь" Церкви. Это можно и по-другому сказать: "Церковь выходит (или идёт) к людям", "Церковь ответственна перед теми, кого крестила", или ещё что-нибудь. Дело не в словах, а в сути. А суть та, что миссия приводит людей внутрь Церкви. О формах этого "привода", о его современной фактуре, наконец (главное), о содержании его и пишет о. Андрей и немногие другие труженики на поприще миссионерства.

Проблема тут вот в чём. Миссия, как её описывает о. Андрей, создаёт определённый образ Православия и призывает в него. Это глубокая евангельская и святоотеческая традиция, подлинное христианство, в котором человек обретает жизнь во Христе, радость, свободу, мудрость, бессмертие. Но такое Православие находится в голове и душе о. Андрея, меня (уж дерзну поставить себя в этот ряд) и ещё нескольких сотен, может быть, нескольких тысяч российских православных христиан. К реальной церковной жизни такое Православие отношения почти не имеет, в реальности православие другое: жёсткое храмовое благочестие, авторитарно-мистифицированное духовничество, духовно-нравственная неадекватность, аскетизм по принципу "человек для субботы" и ностальгически-монархическое политиканство (я выношу за скобки коммерцию, случаи грубой безнравственности и проч., как не сущностные в данном контексте). Я безоценочно всё это говорю, как факт. Реально сегодняшнее русское православие именно такое. Можно сколько угодно говорить, что это подмена, мимикрия, "неправославие" – но тем не менее, не номинально, не "частным образом", а как традиционно-общественная реальность наше православие именно такое, и никакое иное.

В связи с этим встаёт вопрос: куда мы зовём людей? Вот люди, поверив нам, пришли: что дальше? А дальше то, что мы в нашей миссии звали людей в южные страны, а они оказались на лютом севере. Ответственны ли мы, что люди не взяли с собой тёплой одежды?

Ответ на этот вопрос вот какой. Есть два пути.

Первый путь. Приводить внутрицерковное в соответствие с миссионерским. Тогда с неизбежностью следует вот что:

Миссия = Реформация

И именно так. И только так. Если мы сейчас серьёзно займёмся миссией и призовём людей отвне вовнутрь, то нам неизбежно придётся всё менять: изменять богослужение, духовнические подходы, отменять или крайне послаблять посты, отказаться от связки "Православие – Империя", созидать общины (о маловероятности чего я уже говорил, и ещё буду писать). Но что значит "отменить"? ведь смысла просто в отмене чего-либо нет, если не дать взамен по меньшей мере нечто равноценное, если не большее. Что же? Здесь terra incognita. Поэтому (я опять безоценочно) в своём контексте совершенно правы "антимиссионеры". Они отчётливо видят и чувствуют то, что успешная миссия неизбежно приведёт к реформам; а миссионеры об этом умалчивают, может быть, боясь признаться в этом самим себе. Книга о. Андрея вся прямо-таки приводит к этому выводу, но сам вывод не делается. Миссионеры говорят: миссия – да, реформы – нет. И сам я так говорю, хоть я и не совсем миссионер, а катехизатор. Тем не менее, от логики никуда не убежишь.

Реформы… хорошо это или плохо? Объективно изменения совершенно необходимы, иначе Православие ждёт закукливание по образцу коптов, армян, яковитов и т.п. Субъективно… не знаю. Нужно над этим думать и работать всею Церковью, а не просто о. Андрею и его сподвижникам болеть за дело миссии и уже прямо-таки кричать об этом. Есть ли ресурс у нашей Церкви для этого? Желание священноначалия очевидно; насчёт реального ресурса – не знаю…

Второй путь. Исходя из сегодняшнего положения вещей: приводить миссионерское (я не про формы – формы как раз могут быть какие угодно: рокеры, байкеры, дискотеки и проч… я именно про суть, содержание миссии) в соответствие с внутрицерковным. И тогда нужно говорить людям правду – не о прекрасном, глубоком, истинном и спасительном Православии, которое находится в книгах и в опыте десятка (не более) наших миссионеров. Такого Православия люди, привлечённые миссией, не найдут в нашей церковной жизни. А нужно говорить о том православии, которое есть. Никакой свободы. Рабство у духовников. "Яко свиния лежу в калу". Субкультура "Религии Еды" и "Религии Лексики". Зомбирование неадекватно представленными "Святыми Отцами". Имперская идеология. Деньги и чинопочитание. Вот, дорогие люди, куда мы вас зовём. Позвали бы в другое, но другого нет. Запаситесь зимнею одеждою.

– Но зачем мы туда пойдём??? спросят (более чем резонно) нас люди.

Идти против течения, набивать шишки, продираться сквозь всё это ко Христу "частным порядком". Это доступно – сразу предупредить!! – немногим. Большинство или уйдут, обманутые, потому что миссия и реальность оказались совершенно не соответствующими друг другу; или "совково"-магически мимикрируют в то православие, какое есть.

– А что, другого пути нет?

У нас в России нет."

P.S. Третий путь.

Предыдущая моя публикация оказалась весьма обсуждаемой. По итогам этого обсуждения хочу сказать несколько слов.

Сначала – некое уведомление. Я вовсе не призываю к реформации. Я вообще никого и никуда никогда не призываю. Я всего лишь рассуждаю частным порядком. Неумолимая логика привела меня к двум вариантам соотношения миссии и внутрицерковной жизни: или внутрицерковная жизнь будет меняться под миссию, или миссия должна в качестве содержания представлять реалии сегодняшней церковной жизни, если последняя меняться не захочет. Всё это я высказал совершенно безоценочно – просто если миссия хочет быть миссией, варианты именно такие.

Но это всё так, мои измышления. А на деле в нашей жизни реализуется на практике третий путь. Суть его прекрасно выразил прот. Александр Шмеман: "увы, в православной "эмпирии" очевидна боязнь взглянуть правде в лицо, боязнь "пророческого" слова. Или, вернее, масса "пророческих" слов – о единстве, о призвании Православия в мире и т.д., но слов, так сказать, заведомо "на воздух". Это, может быть, самое страшное в современном Православии: слова ни к чему не обязывают, они часть ритуала". Третий путь – это значит, что всё будет так, как есть. Миссионеры будут говорить о миссии, кто-то будет учиться "писать то, что думаем так, как думаем – пусть даже всё это далеко от "божественных догматов"(тм), ибо без этого навыка свободной мысли и свободного слова никакие фокусы не помогут говорить с людьми по-человечески"… а церковная жизнь будет идти своим чередом.

Каким же это чередом? А вот каким. Наши ребята из ЦДРМ, те самые молодые миссионеры, коих принято клясть на чём свет стоит (признаком чего является написание слова "миссионэры" через букву "э"), ходят в ЦСО – центры социального обслуживания; это районные организации для старичков. Там они (наши ребята) воочию убеждаются в страшнейшей вещи, совершённой Россией в XX веке: старики лишены Бога. Уже они на пороге смерти – а к переходу в жизнь вечную совершенно не готовы. (Ну-ка, хвалители советского времени! уравновесьте-ка это Гагариным, ядерной бомбой, Великой Победой, Могучей Державой и прочими "достижениями"!) Как могут, наши миссионеры говорят им о Христе, о Таинствах, о Церкви. В результате этого некоторые бабушки располагаются к тому, чтобы исповедаться и причаститься. Среди этих бабушек многие страдают сахарным диабетом. И вот после миссионерских речей о Христе и Церкви, с искренним осознанием своего положения, с верой и желанием приобщиться Христу они идут в ближайший храм. И там этих диабетичек, первый раз за свои семьдесят-восемьдесят лет пришедших в Церковь, облечённый саном ....... в рясе и с крестом (который наверняка усердно "служит Церкви Божией" и имеет за это "очередные награды": парчёвый лоскут на правом бедре, круглую шапочку, ювелирное изделие с разукрашенным изображением Распятого Христа на персях, и проч.) не допускает до причастия – потому что диабетики не могут поститься, а некоторые вынуждены и поесть что-нибудь с утра. Этому батюшке плевать, что старички первый раз пришли. Ему на...ть, что они больны. Ему важен человек для субботы. И дальше старушки плачут, и говорят нашим ребятам, в очередной раз пришедшим к ним: как же так? вы нам рассказывали всё такое хорошее, вот мы пришли, и нас выгнали. И вряд ли эти бабушки ещё пойдут в церковь.

Пусть это единичный случай. Но нам, бахвалящимся Великой Русской, Самой Лучшей и Самой Духовной в мире Православной Культурой, уместно тут вспомнить "слезинку ребёнка" Достоевского. Даже если это единичный случай – это катастрофа Русской Церкви, её трагедия и грех. И в свете хотя бы этого одного случая (а он далеко не один, и все вы это прекрасно знаете) рассуждения о том, что Наша Церковь Свята и Совершенна, а это "мы" немощны и греховны – выглядят омерзительной фарисейской демагогией. Церковь – это что, что-то отдельное от нас? что-то существующее в параллельном пространстве? Нет, Церковь – это мы (я писал об этом в двух постингах о возвещении Церкви и о святости Церкви), это вот такие батюшки, плюющие на Христа в образе этих старушек, и прихожане таких батюшек, которым дела до этого нет.

Вот это и есть Третий Путь. Идём дальше?

Живой журнал - Страница игумена Петра Мещеринова

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы православной миссии и катехизации"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru