Иконография апостолов
Изображения Апостолов известны с III -
IV веков. В ранний период существовало несколько типов
иконографии: юные и безбородые, как и характерный для
этого времени образ юного Христа (катакомбы Домитиллы,
кон. III - сер. IV в.)
Апостолы. Роспись катакомб Домитиллы
Некоторые с ярко выраженными портретными
чертами: ап. Петр - с короткими седыми волосами и
бородой; ап. Павел - с высоким лбом и длинной темной
бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III -
1-я пол. IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; ц.
Сан-Лоренцо в Милане, IV в.).
Христос на троне в окружении апостолов
Петра и Павла. Катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол.
III - 1-я пол. IV века
Мозаика Христос и апостолы. Конха апсиды Церкви
Сан-Лоренцо в Милане, IV век
Апостол Андрей - с седыми взъерошенными волосами и
короткой бородой. Ораторий Архиепископской капеллы в
Равенне, 494-519 годы
Мозаика Церкви Санта-Пуденциана в Риме, около 400
года
С VI в. Апостолы стали изображаться с
нимбами. На ниже представленной мозаике апостолы облачены в белые туники с клавами и
паллиумы, нижние углы которых часто украшены литерами I,
Z, N, H, Г, ноги босые или в сандалиях.
Апостол Андрей (в центре). Мозаика купола Арианского баптистерия в
Равенне, около 520 года
В период средневековья индивидуальные
особенности облика становятся характерными для мн.
Апостолов: апостолы Филипп и Фома представлены юными,
безбородыми. Например, мозаики кафоликона монастыря вмц. Екатерины на
Синае (550-565), ап. Иоанн Богослов в евангельских
сюжетах - юным, в композиции Успения Божией Матери, в
изображениях с учеником сщмч. Прохором на островеве Патмос, в
единоличных иконах - старцем. Как правило, цвета одеяний
А. традиционны, напр. синий хитон и охристый гиматий у
ап. Петра, вишневый гиматий у апостола Павла.
Атрибутами Апостолов являются свитки как
образ христианского учения, у евангелистов - кодексы
(иногда у всех А., как в капелле пр Аполлония в Бауите
(Египет), VI век
Спас на престоле. Богоматерь с
апостолами. Роспись из монастыря Бауит, VI-VII века
Также атрибутами апостолов был крест как
орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты
на длинных древках), а также венок - символ победы.
Например, мозаики
баптистерия Православных в Равенне, середина V века, Арианского баптистерия в Равенне, около 500
года. Возможно и сочетание - крест и венок - рельеф
саркофага "Ринальдо" в Равенне,
V века.
Мозаика баптистерия в Базилике Сант-Аполлинаре-Нуово
Отличительный атрибут апостола Петра,
согласно евангельскому тексту - ключи (Мф 16.:19),
появились с середины IV века. Например, мозаика Церкви Санта-Констанца в
Риме, IV век.
Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского
баптистерия в Равенн
Известны изображения Апостолов с
предметами, которые упоминаются в евангельских чудесах,
напр. с корзиной хлеба и рыбой, саркофаг, IV ве. (Музей
Лапидарий. Арль).
До запрещения символических изображений
82-м правилом Трулльского собора (692) были широко
распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами
или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима: Церковь Санта-Мария Маджоре в
Риме, (432-440 годы), Церковь святых Космы и Дамиана в Риме
(526 -530 годы), Церковь Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне
(549 год),
рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (V
век).
***
***
Наиболее распространенным типом
апостольских композиций является изображение 12 Апостолов,
окружающих Христа, в основе которого лежит евангельская
символика числа 12, связывающая ветхозаветные (12
патриархов, 12 колен Израилевых) и эсхатологические
образы (12 врат Небесного Иерусалима).
Ранняя иконография сцены (катакомбы
Домитиллы, кон. III - сер. IV в., рельеф серебряного
реликвария из Сан-Надзаро в Милане, IV в., рельеф
реликвария, сер. IV в. (Музей в Брешии), - представлено 6
Апостолоами) восходит к античным изображениям философа в
окружении учеников (напр., "Плотин с учениками" - рельеф
саркофага (270 год).
Апостолы. Роспись катакомб Домитиллы
С IV века композиция двенадцати
апостолов известна в росписях алтаря, например, конха апсиды
Церкци Сан-Лоренцо в Милане (IV век),
и также Церковь Санта-Пуденциана в Риме (400 год).
Мозаика Христос и апостолы. Конха апсиды Церкви
Сан-Лоренцо в Милане, IV век
В рельефах саркофагов фигуры 12 А. могут
располагаться по сторонам стоящего или сидящего на
престоле Иисуса Христа: каждая под отдельной аркой.
Саркофаг, IV век (Арль, Франция). И также попарно
- саркофаг Проба из собора ап.
Петра в Риме (395 год), или группами по 3, 4, 5 (саркофаг из
Церкви святого
Иоанна Студийского в К-поле, V в.).
Апостолы. Саркофаг IV века (Арль, Франция)
Апостолы. Саркофаг Проба из собора апостола Петра в
Риме, 395 год
В центре апостольского ряда также может
изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла преполобного Аполлония в Бауите (Египет), где изображено 14 А., VI
в.) и Этимасия (мозаика купола Арианского баптистерия в
Равенне, около 520 года).
Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в
Равенне
С сер. IV в. получает распространение
композиция "Traditio Legis" (Даяние закона),
символизирующая Божественную полноту учения Церкви,
получаемого от Иисуса Христа.
В центре - стоящий на горе с 4 райскими
реками (Быт 2. 10) Спаситель с поднятой правой рукой (жест
триумфа) и развернутым свитком в левой, слева - ап.
Павел, справа - ап. Петр (мозаика ц. Санта-Констанца в
Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной
евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)).
Мозаика Церкви Санта-Констанца в Риме (середина IV
века)
Двенадцать апостолов. Саркофаг (около 400 года) в
Церкови Сант-Амброджо в Милане
Иисус Христос на престоле передает свиток ап. Павлу.
Саркофаг из Церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне,
V век
В конце V - VI веков изображения 12
Апостолов в медальонах помещались в пространстве алтаря.
Например, Архиепископская капелла в Равенне; Церковь Сан-Витале в
Равенне (около 547 года) - на арках алтарного свода;
Кафоликон
монастыря вмц. Екатерины на Синае (565-566 год) - в апсиде;
Церовь
Панагии Канакариас в Литрангоми в Кипре (2-я четв. VI
века) - на триумфальной арке).
Апостол Андрей. Мозаика, VI век.
Базилика Сан-Витале в Равенне
В VI в. появляется иконография "Причащение
апостолов".
Евхаристия. Мозаики собора Святой Софии
В послеиконоборческий период в византийском
искусстве складывается система храмовой декорации, в которой
определенное место занимают изображения Аапостолов.
Фигуры в рост помещались в простенках
барабана, в парусах - евангелисты (например мозаики
собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.).
12 Апостолов изображались на предметах
литургического обихода: фигуры в рост представлены на
рельефах створок дверец Большого Сиона (Иерусалима)
новгородского Софийского собора - серебряной
дарохранительницы в виде модели храма-ротонды (1-я четв.
XII в. НГОМЗ) и Большого сиона Успенского собора
Московского Кремля (XII в., XIII в., 1485 г. ГММК);
изображения украшают т. н. Малый саккос митр. Фотия (сер.
XIV-XVII (?) в. ГММК); эмалевые дробницы с полуфигурами
А. (8 медальонов) на епитрахили (кон. XIV - нач. XV в.
СПГИХМЗ).
Фигуры апостолов. Большой Иерусалим или Большой Сион (1-я четв. XII
века)
Фигуры апостолов. Большой Сион Успенского собора,
1486 год
Малый Саккос Митрополита Фотия (передняя
сторона). Успенский собор Московского Кремля, конец XIV
- начало XV ка
12 Апостолов входили в состав т. н.
апостольского деисуса (икона, XII в. из Монастря вмц.
Екатерины на Синае), а также представлены в композициях
"Собор двенадцати апостолов" (икона, XIV века), "Отослание
апостолов на проповедь" (Токалы-килисе (Каппадокия),
икона 900-950 годов, Церковь в Тимотесубани (Грузия),
XIII век. и клеймо иконы "Похвала Богоматери с
Акафистом", XIV века.
Собор двенадцати апостолов. Византийская
икона, XIV век
Изображения апостолов на клеймах иконы "Похвала
Богоматери, XIV век
Апостолы. Фрески Церкви Св.
Троицы монастыря Сопочани (Сербия), около 1265 года
На Руси в XV-XVII вв. получил
распространение вариант композиции "Собор двенадцати
апостолов" в виде лозы, в верхней части к-рой
представлен поясной деисус, а в завитках - полуфигуры А.
(икона-таблетка, XV в., икона, XVI в.,
фреска Благовещенского собора Московского Кремля, сер.
XVI в., икона, XVII в., из Успенского собора
Троице-Сергиевой лавры). Этот иконографический извод,
имеющий сходство с композициями "Древо Иессеево" и "Лоза
Христова", вошел в рус. иконописные подлинники, напр.
Большаковский, XVIII в.
Собор двенадцати апостолов в виде лозы. Большаковская
икона, XVIII век
12 Апостолов, среди которых
главенствующее положение занимают первоверховные
апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников
Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк,
относящиеся к А. из числа 70, изображаются в сценах
евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в
композициях "Успение Богоматери", "Страшный Суд", "Евхаристия".
Число 12 в этих изображениях сохраняется
неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви.
Состав А. в этих композициях может
варьироваться.
Помимо 12 Апостолов традиционны и
изображения апостолов Петра и Павла, образ которых
также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида Церкви
святых Космы и Дамиана, 526-530, триумфальная арка
Церкви Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV в.), и 4
евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей.
Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I.
56. Fol. 10, 586 г.)).
Апостолы Петр и Павел. Церковь Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме,
IV век
В миниатюрах некоторых рукописей помимо евангелистов имеются соответствующие
изображения А. перед каждым из посланий (Апостол. МГУ.
Греч. 2, 1072 г., Син. 275, XII в.; Муз. 3648,
XIII в.).
Апостол Павел. Миниатюры из "Деяния и Послания
апостолов", 1072 год
Апостол Иоанн Богослов. Миниатюра из Нового Завета с
Псалтирью, XII век
Помимо единоличных изображений и
иллюстраций евангельских эпизодов с VIII-IX вв.
появляются циклы деяний и страданий Апостолов.
Согласно описанию Николая Месарита (Descr.
1-11, 13, 37-42), еще в VI в. в купольной мозаике Церкви
Святых
апостолов в Константиноле эпохи императора Юстиниана существовали
изображения проповеди апостолов Матфея, Луки, Симона,
Варфоломея и Марка.
В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129.
Л. 17, сер. IX в.) представлены 12 А., проповедующие
народам:
Хлудовская Псалтирь. Миниатюра, IX век
Сцены страданий Апостолов имеются в миниатюрах
Слов Григория Богослова (Назианзина) (Paris. gr. 510), в
мозаиках Церви Сан-Марко в Венеции, после 1200 года.
История апостола Павла представлена в
мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, около 1146-1151
гг., деяния апостолов Петра и Павла - в росписи
Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского
монастыря, 40-е гг. XII в., цикл деяний А. находится в
росписи Церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (Югославия,
Косово и Метохия), 1348 год.
В стенописи, миниатюрах рукописей и
иконах известны житийные циклы, в значительной мере
опирающиеся на апокрифическую литературу.
Таковы росписи Церкви Богоматери
монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг.,
рус. житийные иконы кон. XV-XVII в. ("Св. Иоанн Богослов
в житии", кон. XV-XVI в. (ЦМиАР), "Апостолы Петр и Павел
с житием", XVI в. (НГОМЗ), "Ап. Матфей в житии", кон.
XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ)).
Иоанн Богослов с житием. Икона, XVI век
Святые Петр и Павел в житии. Икона, XVI век
В XVII в. под влиянием западноевропейской
традиции создаются образы на тему апостольских страданий,
например, икона "Апостольская проповедь" мастера Феодора
Евтихиева Зубова, написанная в 1660-1662 годы.
Апостольская проповедь. Икона, 1662 года. Иконописец Фёдор
Евтихиев Зубов
В XVI - XVII веках в программу храмовой
росписи помимо 12 Апостолов включались изображения 70
Апостолов, помещавшиеся на склонах арок под сводами
(Спасо-Преображенский собор в Ярославле, 1563,
Архангельский собор Московского Кремля, 1564-1565,
Церковь
Св. Троицы в Вязёмах (Московская обл.), ок. 1600,
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1669) или на
своде паперти (Спасо-Преображенский собор московского
Новоспасского монастыря, 1689).
Почитание Апостолов выразилось в посвящении им
многочисленных храмов, как общих соборных (св. Апостолов
в К-поле, VI в., Фессалонике, 1312-1315), так и тех, где
находились их мощи и святыни, с ними связанные (соборы
ап. Петра в Риме, III в., Сан-Марко в Венеции, XII -
начало ХIII в.)
Нина Квливидзе
По материалам:
Седмица - 17.11.2008.
Живой интернет - 31.08.2015.
|