"Башкирия - богатый регион. А где есть деньги - там и секты"
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Секта может скрываться под любой вывеской
Религиовед Александр Дворкин
рассказал, как вербуют в опасные религиозные движения и
почему новый закон об оскорблении чувств верующих нельзя
принимать.
- Как бы вы охарактеризовали ситуацию с
религиозным экстремизмом у нас в республике?
- Башкирия - один из
финансово-независимых и богатых регионов. А где есть
деньги, туда идут секты. Им интересны другие регионы, но
там, где есть деньги, - есть возможность их получить.
Поэтому, увы, должен признать, что ваш регион один из
неблагополучных с точки зрения сектантства.
- И какие секты наиболее опасные?
- Если так говорить - это та
секта, в
которую попали близкие вам люди. Если ко мне приходит
женщина и жалуется, что ее сын попал в секту, а я ей
отвечаю, что секта эта очень маленькая и вероятность
того, что в нее попадут другие люди, весьма низка, - это
очень странное утешение, согласитесь? А вот если
говорить о самых распространенных, помимо радикальных
исламских сект, то это неопятидесятнические секты:
"Слово жизни", "Живая вера", "Церковь "Ковчег", "Новое
поколение" и другие. Все они присутствуют в Башкирии.
Причем действуют и в сельской местности тоже. Наряду с
ними "Свидетели Иеговы", которые также распространяются
за пределы городов. Также в Башкирии активно действуют
различные саентологические структуры, что внушает
большое опасение.
- То есть все, что не традиционное
христианство, ислам или буддизм, может нести опасность. Так?
- Опасность определяем исходя не из
направления, а по их деяниям, наличию пострадавших и
установок, которые существуют в организации по отношению
к семье, личности, обществу, государству. Нужно
смотреть, какого рода эта секта: классическая, или
тоталитарная. Классические секты, например, не несут
социальной опасности. Это, скажем, баптисты. Они
ответственные члены общества, у нас с ними идет
богословская дискуссия, которая может быть достаточно
жесткой, но при этом не думаю, что в нее должны
вмешиваться правоохранительные органы, потому что это
наше с ними внутреннее дело.
Как маскируются секты
- Часто саентологи маскируются под
различные организации. Как понять, что, к примеру,
общество любителей одуванчиков на самом деле - секта?
- У
саентологов есть целый набор
организаций, каждая из которых зарегистрирована
отдельно. "Саентологическая церковь", "Центр Дианетики",
"Центр прикладной философии", "Гражданская комиссия по
правам человека", реабилитационные центры "Нарконон" и
"Криминон", "Центр авторских технологий", "Прикладное
образование" и другие. Но есть один признак, по которому
их можно распознать: на всех листовках и материалах
внизу мелкими-мелкими буквами будет значок копирайта и
написано латинскими буквами L. Ron Hubbard Library, то
есть "библиотека Рона Хаббарда". По этому признаку
саентологию можно распознать, ведь все эти якобы
независимые организации - на самом деле части единой
структуры, которые подчиняются единому центру в Лос-Анжелесе.
- Почему секты до сих пор существуют
- их ведь можно запретить?
- Издать указ "все секты запрещены" не
получится - некого у нас запрещать, потому что нет в
законодательстве такого юридического термина "секта".
Это нужно в каждом конкретном случае отдельно смотреть,
доказать, что та или иная религиозная организация не
соответствует своему уставу или есть пострадавшие от ее
деятельности. Что касается
"Свидетелей Иеговы", я думаю,
тут должна быть политическая воля. Судебный опыт
показывает, что эту секту ликвидировать можно. В Москве,
Ростовской области и республике Горный Алтай секта
"Свидетели Иеговы" была в судебном порядке
ликвидирована. Более 70 наименований их литературы
признаны экстремистскими. Эта информация на сайте
Министерства юстиции РФ есть.
И обязательно должны быть пострадавшие.
Чтобы подавать в суд, прокуратура должна опираться на
жалобы пострадавших.
- Ну да, а их-то чаще всего и нет… Мы
все говорим больше про традиционные секты, а как же
модные увлечение восточными религиями, ведь среди них
тоже есть секты?
- Да, много, и они представлены в
Башкирии. "Общество сознания Кришны", например, псевдоиндуистская секта, так же, как "Центр
трансцендентальной медитации". Псевдобуддийские секты
"Карма Кагью" и "Фалуньгун", они тоже есть и действуют очень активно.
- И как их отличить от "правильного",
традиционного буддизма, кришнаитства?
- Ну, традиционный индуизм в нашей
стране никак не представлен, разве что гостями из Индии.
Никаких традиционных индуистских структур у нас нет и
быть не может. Индусом нельзя стать, им можно только
родиться - согласно их вере. Поэтому все, кто ссылаются
на индуизм, - это псевдоиндуисты.
Что касается
буддистов - есть
традиционная "Сангха России", и они очень настороженно
относятся и к "Карма Кагью", и к другим псевдобуддийским
системам.
Прошло ли время тоталитарных сект?
- Как-то в интервью ваш коллега Роман
Силантьев сказал мне, что "Время тоталитарных сект,
которые сразу заставляли людей переписывать на них
квартиры, прошло, люди стали гораздо умнее, но ими
по-прежнему можно манипулировать". Вы согласны с этим
утверждением?
- Я был бы рад, если бы это время
прошло, но таких сект еще более чем достаточно. И дело
не только в квартире или ином имущество, эти люди
переписывают на них свою жизнь. Это намного страшнее.
По сравнению с девяностыми годами, вербовщиков на улице
стало гораздо меньше, и многие думают, что их вообще
нет. Но они есть. Только теперь они большей частью
работают через интернет и социальные сети.
- Какая у них технология вербовки, если
знаешь методы - им проще сопротивляться.
- Для того, чтобы человек попал в секту,
нужно, чтобы совпали два условия: чтобы сектантские
предложения совпадали с интересами самого человека.
Никто ведь не говорит "Айда, пойдем к нам в секту".
Людей приглашают на бесплатные курсы английского языка,
молодежную тусовку, к доктору - поправить свое
здоровье, курсы изучения Библии и Корана, чтобы узнать
их истинное толкование, занятия йогой или ведической
кулинарией, на какие-нибудь курсы личностного роста или
на интересную и высокооплачиваемую работу. Да много что
придумать можно. За всем этим может скрываться секта.
Помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке!
Второе условие - чтобы человек был в
нужном состоянии. Когда человек переживает стресс, он
гораздо более внушаем, защитные механизмы отключены, и
на него гораздо легче воздействовать.
- В Москве, да и европейской части
России, очень сильна исламофобия - ислам ассоциируется
именно с ваххабизмом, экстремизмом. С чем, по-вашему,
это связано? Это эхо мусульманских терактов, из-за
недостатка религиозных знаний или чего-то еще?
- Да, вы правильно перечислили причины.
Но это также столкновение разных типов поведения, потому
что в центральной части России достаточно много
мигрантов из мусульманских регионов, которые не всегда
ведут себя должным образом. Поведение, которое нормально
для их региона, они пытаются перенести в другой, и это
вызывает противодействие и непонимание. Поэтому тут есть
вина двух сторон.
- Почему их боятся? У нас в Башкирии не боятся мусульман.
- Потому что чем больше знаешь кого-то,
тем меньше его боишься. В Москве почти не знают
мусульман. Нужно больше друг друга узнавать.
"Новый закон - это катастрофа"
- Не могу не спросить про новый закон об
оскорблении религиозных чувств. Не приведет ли он к
валу исков от представителей нетрадиционных,
малочисленных религий? Ну условно: почитатели старых
пеньков оскорбятся за то, что деревья вырубают.
- Это катастрофа. Надеюсь, этот закон
никогда не будет принят, потому что там фундаментально
неправильный подход. Я за то, чтобы был закон об
оскорблении почитаемых мест. Туда должны входить не
только религиозные места поклонения, но и кладбища,
памятники, мемориальные сооружения.
Человек, осквернивший памятник Пушкина,
или помочившийся в Вечный Огонь, а такие случаи были,
должен также нести уголовную ответственность, потому что
это оскорбляет каждого. Как неподобающее поведение в
церкви, мечети или синагоге.
Но что касается чувств - это настолько
неопределимая вещь… Мало ли что оскорбляет мои чувства?
В конечном итоге так может оказаться под запретом вся
религиозная полемика. Для мусульманина, например, может
быть оскорбительным словосочетание "сын Божий", а то,
что христиане говорят о язычниках, может язычников
оскорбить. Религиозная критика - это нормальная часть
религиозной жизни. Я уже вижу, как прокуратуру завалят
заявлениями члены различных сект и парализуют ее
работу.
Справка "КП"
Александр Леонидович Дворкин -
исследователь современного религиозного сектантства,
деятель антисектантского движения в России, светский и
церковный историк-медиевист (специализируется на средних
веках, - Ред.), православный богослов, общественный
деятель, писатель, автор 15 книг и более 700 публикаций,
которые перевели на 17 языков.
Кстати
Всего в республике зарегистрировано
более 1500 различных религиозных организации 22
различных верований. Абсолютное большинство - это
христиане и мусульмане.
Комсомольская правда - 26.04.2013.
|