Сахаджа-йога: культ "богини" Шри
Матаджи Нирмала Деви
Религиозный рынок современной России
наводнен огромным количеством как традиционных, так и
"нетрадиционных религиозных организаций". Деятельность
многих из так называемых "нетрадиционных религиозных
движений" вызывает вопросы и к своей теории, и к своей
практике. И сегодня мы попытаемся рассмотреть одно из
таких движений "нетрадиционной духовности", а именно
сахаджа-йогу, учитывая, что его основательница Шри
Матаджи Нирмала Деви (Нирмала Шривастава) сама призывает
не принимать ее учение вслепую: "Мы должны быть
свободными людьми, людьми с открытым умом, как ученые,
чтобы увидеть самим, что есть истина. Если кто-то
проповедует что-то, говорит что-то, это не должно
приниматься вслепую" [1].
***
"…тогда рассудительность будет оберегать
тебя,
разум будет охранять тебя, дабы
спасти тебя
от пути злого, от человека, говорящего
ложь…"
Прит.2:11-12.
Будет справедливо, если мы
попытаемся, насколько это возможно, беспристрастно
ответить на ряд вопросов: имеет ли сахаджа-йога
какое-либо отношение к науке? Можно ли совместить сахаджа-йогу с христианством? Что же собой
представляет сахаджа-йога? Это тем более актуально, что,
как учит Нирмала Деви, "Наша система ценностей должна
измениться, и если она автоматически не меняется, то мы
должны специально поработать над этим" [2]. Вот и
подумаем, предлагает ли Нирмала Шривастава систему
ценностей, достойную применения. Очень часто
представители "нетрадиционных религиозных движений"
отвергают критику в свой адрес, прикрываясь неправильным
пониманием критиками того, что хотел сказать создатель
той или иной организации. Чтобы сократить возможности
такой антикритики, в данной работе автор будет активно
цитировать первоисточники, что позволит читателям
самостоятельно разобраться, насколько обоснованы выводы
статьи. В любом случае, автор будет придерживаться
принципа "тексты говорят сами за себя", сведя свои
комментарии к минимуму. Также хочется отметить, что вся
информация, приведенная в статье о сахаджа-йоге,
позаимствована из первоисточников, т.е. книг и журналов,
изданных самими сахаджистами. Никакие иные источники
информации о сахаджа-йоге в статье использованы не были.
Ну а теперь, после небольшого введения, перейдем к
основной теме нашей статьи.
Госпожа Шривастава пишет: "Слово
"Сахаджа" означает "врожденный", а "Йога" – "союз"
нашего истинного "Я" (Духа) со Всепроникающей
Божественной Энергией – энергией любви и сострадания,
пронизывающей каждый атом Вселенной. Эта энергия,
которая делает всю живую работу во Вселенной, известна в
индуизме как Парамчайтанья, в исламе – Рух, а в
христианстве – Святой Дух" [3]. Насколько обосновано
отождествление Святого Духа с "Всепроникающей
Божественной Энергией" мы еще ниже поговорим. А пока
остановимся на вопросе претензий сахаджа-йоги. Как пишет
Нирмала Шривастава, "Сахаджа Йога является конечной
целью каждой религии, любой формы. Она не ограничивается
одной религией, а соединяет в себе лучшее всех религий"
[4]; "Задача Сахаджа-йоги – освобождение всего
человечества, на любом уровне"[5]; "Сахаджа-йога – не
индивидуальное, а коллективное достижение, и действует
она при условии коллективности… . Сахаджа-йога
проявляется только в коллективе" [6]; "В Сахаджа-йоге
нет иерархии. Нет священников. Все одинаково равны" [7].
К словам Нирмалы о равенства всех в сахаджа-йоге не
следует относиться с большим доверием, по крайней мере,
статус самой Нирмалы Шриваставу явно отличается от
статуса рядовых членов ее организации. Об этом мы еще
поговорим ниже. В любом случае, как видно из всего
вышесказанного, претензии госпожи Шриваставу очень
серьезны, фактически сахаджа-йога претендует на ведущую
религиозную роль в мире. Кем же является основательница
сахаджа-йоги?
Саму себя основательница сахаджа-йоги
называет Шри Матаджи Нирмала Деви. Родилась Нирмала Деви
21 марта 1923 года в Индии в протестантской семье [8].
Ее родители были высокообразованными людьми. Отец
перевел Коран на хинди, мать имела ученую степень по
математике. В детстве Нирмала Деви часто бывала в ашраме
Махатмы Ганди [9]. Училась в медицинском колледже. В
1947 году вышла замуж за господина Шриваставу, который
16 лет проработал генеральным секретарем Международной
Морской Организации при ООН. У Нирмалы Шриваставу есть
две уже замужние дочери и четверо внуков [10]. Но это
то, что можно сказать об обычной стороне ее жизни.
Теперь перейдем к ее сакральному статусу в сахаджа-йоге.
Итак, кем же является Нирмала Шриваставу в глазах
сахаджистов? Как учит госпожа Шриваставу, "Я объявляю,
что Я – Та, кто должна спасти человечество. Я объявляю,
Я – Та, Кто является Ади Шакти [11] (Святым Духом), Кто
является Матерью всех матерей, Кто есть изначальная
Мать, Шакти, Желание Бога, Которая воплотилась на этой
Земле, чтобы дать значение Ей Самой, этому созданию,
людям. И я уверена, через Мою любовь, терпение и Мои
силы Я достигну этого. Я была Той, Которая рождалась
вновь и вновь. Но сейчас в Моей абсолютной форме и с
Моими абсолютными силами Я пришла на эту Землю не только
ради спасения людей, не только ради их освобождения, но
ради дарования им Царства Небесного, радости,
блаженства, которые ваш Отец хочет даровать вам" [12].
Нужно заметить, что в системе сахаджа-йоги главное место
занимает не йога, а ее основательница: "Вы должны
полностью посвятить себя Мне, не Сахаджа Йоге, а Мне.
Сахаджа Йога – это только одно из моих выражений.
Оставьте все, вы должны стать преданными. Полная
самопожертвенность – иначе вы не сможете дальше
восходить. Не спорьте и не спрашивайте" [13]. Фактически
Нирмала Шриваставу претендует на роль Иисуса Христа,
который является для христиан единственным Спасителем
(Лк.2:11).
Основательница сахаджа-йоги очень много
говорит о науке и научности созданной ею системы,
вероятно, сказывается влияние ее родителей, на уровень
которых, судя по выдвигаемым ею идеям, Нирмала
Шриваставу явно не поднялась, по крайней мере, в
отношении образования. Например, о сахаджа-йоге читаем:
"Сахаджа Йога является метанаукой, наукой о духовности,
подтверждаемой практикой и научными исследованиями и
объединяющей истинные знания всех религий мира" [14].
Судя по всему, госпожа Шриваставу не догадывается, что
метанаука, паранаука и прочие псевдонауки к
академической науке отношения не имеют. Наука вообще не
ставит своей целью объединять "знания всех религий"
[15], на это претендуют теософия, бахаизм, агни-йога и
т.д., т.е. учения мистического [16] толка, но никак не
наука [17]. Наука существует только одна, она опирается
на логику, рациональное мышление и научную методологию
[18]. Все, что отвергает научный подход, к науке не
относится, в том числе и мистицизм. Это может не
нравиться представителям метанаук, но это так. И,
кстати, настоящий ученый не делает голословных
заявлений. Если госпожа Шриваставу уверяет своих
учеников в том, что научность сахаджа-йоги доказана,
хотелось бы познакомиться со ссылками на исследования, с
применявшейся в исследованиях методикой, узнать о
результатах и т.д. Но в действительности громкие слова
о научности сахаджа-йоги никогда не подкрепляются
реальными доказательствами в виде ссылок на научные
исследования, с которыми можно было бы познакомиться
любому желающему. Представители мира науки так не
поступают. То, что сахаджа-йога никакого отношения к
науке не имеет, видно из слов самой же Нирмалы
Шриваставу: "…наука не может объяснить, каким образом
происходит процесс. Принцип действия данной энергии
можно понять, только когда ее почувствуешь, получив
реализацию" [19]. Если наука не может объяснить принцип
действия той энергии, которую призывает госпожа
Шриваставу, то какое же отношение наука имеет к
сахаджа-йоге? Далее, Нирмала Шриваставу уверяет своих
последователей, что наука не может ответить на те
вопросы, на которые отвечает сахаджа-йога: "Откуда у
многих из нас чувство разочарования, безысходности и
неуверенности? Почему даже в развитых, передовых странах
мира люди погибают от психических и физических
расстройств? Наука не дает ответа на этот вопрос.
Обратимся тогда к духовности" [20]. Так что же такое
сахаджа-йога для самой госпожи Шриваставу – наука или
духовность? Или, может быть, госпожа гуруиня уже и сама
запуталась в том, кто она и что собой представляет ее
система? Интересно отметить, что заявления Нирмалы
Шриваставу о научности её системы и в то же время о
неспособности науки ответить на те вопросы, на которые
отвечает сахаджа-йога, на взгляд автора, явно нарушают
один из главных законов логики, а именно принцип
непротиворечия [21]. Эти утверждения явно несовместимы
друг с другом. Но если сахаджа-йога отвергает фундамент
науки - логику, то о какой научности сахаджа-йоги
вообще может идти речь? Как выше уже было сказано, наука
основана на рациональном мышлении. В отличие от нее
Нирмала Шриваставу отвергает рациональное мышление: "Это
не ментальное, не рациональное понимание; это свет Духа
дает энергию и спонтанным образом рассеивает тьму" [22];
"Просвещенных людей называли гностиками. Это название
происходит от санскритского слова гна, что означает
"знание". Но те знания, которые приобретаются не через
головной мозг, потому что мозг, или разум, приводит к
рациональности, не имеющей за собою мудрости.
Рациональность может завести куда угодно, может
оправдать что угодно, потому что она не абсолютна.
Поэтому надо пойти дальше рациональности, развить более
высокое восприятие божественности, с помощью которого
можно понять реальные проблемы и найти их правильное
решение" [23]. Вообще-то, слово "гностик" происходит от
греческого слова gnostos – доступный к познанию,
познаваемый, понятный, от gignosko – узнавать, познавать
[24]. Но не будем придираться к такой "учёной", как
Нирмала Шриваставу по пустякам. Учитывая, что она
"абсолютная форма божества" на земле, ей, вероятно,
лучше знать. В науке приветствуется критика, без критики
науки как таковой просто не существует. В сахаджа-йоге
критика отвергается: "Теперь все знания приходят к нам
от Божественности, и эти знания абсолютно чистые. В них
нельзя усомниться, их нельзя изменить" [25]; "Одна из
больших бед интеллектуалов заключается в том, что они
никогда не хотят ничего принимать как абсолютное, а
всегда стремятся для всего найти альтернативы. Для
духовного роста нет альтернативы. …Но некоторые из тех,
кто пришел в Сахаджа-йогу, также уклонились в сторону и
говорят, что должны быть какие-то другие методы и
возможности для духовного роста. Это просто реакция
эскаписта (уклониста)… . Другого пути трансформации
человека, как сказано очень во многих древних книгах, не
может быть" [26]. Возможно, стремление интеллектуалов
критически относиться к тому, с чем они сталкиваются,
это и беда, но именно на таком подходе основана
академическая наука, а иной науки, как выше уже
говорилось, нет. Этот факт может подтвердить любой
человек, который удостоился изучить предмет
основательнее, чем сделала это госпожа Шриваставу.
Например, человек некритичный заявление Нирмалы
Шриваставу о "древних книгах" примет на веру, а
критичный задаст вопрос: что это за "древние книги", на
которые ссылается автор и где с ними можно ознакомиться?
Впрочем, опять автор придирается к "абсолютной форме
божества" по пустякам. Интересно отношение Нирмалы
Шриваставу к уму: "Этот ум – просто свалка всего мусора,
можно сказать, от которого мы должны так или иначе
отказаться и сказать самому себе, что "я должен выйти за
пределы своего ума. Этот мой так называемый ум не сделал
ничего хорошего для меня" [27]; "…первым шагом является
безмысленное осознание, где вы выходите за рамки вашего
ума, вы становитесь выше вашего ума, ум не может
воздействовать на вас" [28]. Да, если бы такое заявление
сделал ученый, вероятно, его коллеги посоветовали бы
ему сменить сферу своей деятельности, например, податься
в мистики. В любом случае, на взгляд автора, заявления
Нирмалы Шриваставу о научности сахаджа-йоги не имеют
никаких серьезных, действительно научных подтверждений.
Познакомимся с учением сахаджа-йоги.
Автору, как профессиональному теологу, некоторые вещи
комментировать сложно. Причина не в недостатке знаний, а
скорее в том, что некоторые утверждения, с которыми
читатель ниже столкнется, достойны не столько анализа,
сколько помещения в юмористическую рубрику. Например,
госпожа Шриваставу большое внимание уделяет Ганеше
[29]. В традиционном индуизме Ганеша, или Ганапати,
приходится старшим сыном Шивы и супруги Шивы Парвати[30].
Ганеша изображается в образе человека с толстым животом
и головой слона. Индийские легенды гласят, что Парвати
вылепила из грязи человека и поставила его перед входом
в свои покои. Когда пришел Шива, он очень рассердился,
увидев у дверей покоев супруги чужого человека, и снес
ему голову. Парвати была в отчаянии, и Шива обещал
заменить срубленную голову головой первого попавшегося
ему под руку существа. Таким существом оказался слон. В
индуизме Ганеша считается божеством, которое создает и
удаляет препятствия, появляющиеся перед человеком. Он
покровитель любых начинаний, а также воплощение
мудрости и образованности, является покровителем
искусств и литературы. Первые его изображения относятся
к V веку от Р.Х. Но сразу же нужно отметить, что
сахаджа-йога Нирмалы Шриваставу к традиционному индуизму
не имеет никакого отношения, и не только потому, что в
традиционном индуизме нет прозелитизма (индуистом можно
родиться, им нельзя стать [31]), но и потому, что учение
сахаджа-йоги – фэнтази на тему индуизма и христианства,
но не более того. Вот что о Ганеше пишет Нирмала
Шриваставу: "Шри Ганеша создан (Матерью) из элемента
Земли и может очень легко раствориться в Ней. Погружение
Шри Ганеши в море растворяет Его тело, сделанное из
глины, и вибрации Его сущности вибрируют воду, которая
является Матерью Матери (Бабушкой), так же вибрируется,
когда глина Его тела оседает на дне моря" [32]; "…Шри
Ганеша испускает электромагнитные вибрации, … Шри Ганеша
размешается в тазовом сплетении, которое управляет
сексом" [33]; "Шри Ганеша как корректор направляет
субъекта, посылая символы во снах" [34]; "…Шри Ганеша
всегда един со всепроникающей Божественной Энергией,
потому что у Него голова слона" [35]. Для христиан будет
особенно интересно узнать, что "Шри Ганеша – старший
брат всех сахаджа-йогов… . Он находится в человеческой
форме как Иисус Христос" [36]. Более того, "…у нас есть
Шри Ганеша и Иисус Христос, расположенные сзади и
спереди головы. Сзади находится Махаганеша, спереди –
Иисус Христос. Оба они помогают исправить наше видение,
понимание и дают вам мудрость" [37]. Интересным
откровением о Христе может послужить следующая
информация: "Христос пребывает на Солнце"[38].
Вышеприведенные высказывания Нирмалы Шриваставу о Христе
автор оставляет без комментариев. Любому более или
менее здравомыслящему человеку они многое говорят сами
по себе.
Часто госпожа Шриваставу говорит о
"Всепроникающей Божественной Энергии". Что же это за
энергия? Как уже было указано выше[39], "Божественная
Энергия", согласно учению Нирмалы Шриваставу, есть
энергия любви и сострадания, которая пронизывает собой
всю Вселенную. Нирмала Шриваставу отождествляет эту
энергию со Святым Духом христианства. Нирмала Шриваставу
пишет: "Во всех писаниях говорится, что есть
всепроникающая энергия Любви Божьей. Это тонкая энергия,
которая выполняет всю живую работу и которую нельзя
почувствовать на уровне человеческого осознания.
Сахаджа-йога означает, что искатель истины имеет от
рождения право получить самореализацию спонтанно.
Самореализация, или осознание своей сущности, это цель
эволюции человека, а также всех религий" [40]. Аналог
этой энергии можно найти, в частности, в агни-йоге, там
она называется психической энергией [41]. Нирмалу
Шриваставу нельзя назвать богословом или даже грамотным
философом ни по образованию, ни по содержанию
выдвигаемый ею идей. Поэтому ее учение напоминает
ассорти разных идей, смешанных друг с другом без особой
логической связи. Сахаджа-йоги считают, что Нирмала
Шриваставу способствует духовной реализации своих
учеников, якобы пробуждая энергию кундалини. Здесь нужно
пояснить, что кундалини в традиционном индуизме
(тантра), – это своего рода созидательная латентная
энергия, которая находится в основании позвоночника, как
уверяют йоги, в виде свернутой в три с половиной кольца
змеи [42]. На заре своих духовных поисков автор сам
увлекался восточной духовностью и какое-то время общался
с группой последователей Ауробиндо, причем
представители данного движения "подняли" его кундалини
всего за пару минут, что говорит о том, что на этом
рынке у госпожи Шриваставу есть серьезные конкуренты.
Но вернемся к нашему повествованию. Сахаджисты считают,
что Нирмала Шриваставу может пробуждать эту энергию
своим благословением, благодаря которому пробужденная
энергия поднимается по позвоночнику до вершины головы и
ученики госпожи Шриваставу становятся духовно
совершенными людьми. Как сахаджисты убеждаются в
достижении духовной реализации? Оказывается, по
ощущениям. Например, Нирмала Шриваставу пишет: "…ощущать
Всепроникающую Энергию как прохладный ветерок (вибрации)
в верхней части головы, на ладонях рук, теле. Все
созданное этой энергией обладает вибрациями, которые на
тонком уровне дают знания обо всем, что окружает нас.
То, что имеет прохладные вибрации, – благоприятно" [43];
"Прохладный ветерок Святого Духа – это и есть та
Энергия, которую мы чувствуем в Сахаджа Йоге" [44];
"Когда наши каналы [45] и чакры чисты, тонкая система
находится в балансе, то на ладонях обеих рук ощущаются
прохладные вибрации одинаковой интенсивности" [46]. Если
"прохладные вибрации", т.е. ощущения, полезны, то есть и
неполезные ощущения: "Если кто-то начинает делать что-то
неправильное, то его прохладные вибрации сразу же
указывают на это, иногда они могут даже исчезнуть. Так
что лучше всегда полагаться на свои вибрации. Но для
того, чтобы правильно чувствовать вибрации, вы должны
быть в состоянии медитации. Вас может вводить в
заблуждение также ваш ум. Поэтому самое оптимальное это
быть в медитативной форме и полагаться на свое
вибрационное осознание" [47]. Как мы можем видеть,
критерий духовного роста в сахаджа-йоге прост – ощущение
"вибраций" в теле. Критикам столь субъективной системы
духовной самооценки госпожа Шриваставу отвечает:
"Отрицать легко, но настоящему искателю Истины отрицать
существование Всепроникающей энергии на том лишь
основании, что он пока не чувствует Ее, неблагоразумно.
Надо иметь открытый ум ученого" [48]. Что ж, о степени
научности сахаджа-йоги выше уже было сказано. Интересно
отметить, что научность в своей системе Нирмала
Шриваставу видит в следующем: "Эта вера не слепая, это
экспериментально проверенная вера. Было установлено, что
она проявляется на кончиках ваших пальцев" [49]. Судя по
всему, Нирмала Шриваставу слышала об экспериментальной
проверяемости, применяемой наукой. Только в чем ее
суть она так и не поняла. Придется сказать об этом
несколько слов, потому что, судя по всему, ее
последователи в этом вопросе тоже не сильны. Наука не
занимается теми вопросами, на решение которых направляет
свои силы сахаджа-йога, и не применяет ее методы. Это
принципиальный момент, который сахаджа-йоги не понимают.
Эксперимент активно применяется в естественных науках,
например в физике, механике и т.д. И этот эксперимент
должен соответствовать определенным критериям, которые
разбираются научной методологией, к сожалению, для
последователей госпожи Шпиваставу, сахаджа-йога этим
критериям никак не соответствует. Если же искать
параллели с наукой, то применяемый сахаджа-йогой прием
ближе всего к тому, что в психологии называют
интроспекцией. Интроспекция – внутреннее самонаблюдение
за своими ощущениями. Данный подход к изучению
внутреннего мира человека в психологии был популярен в
XIX – начале XX века, сейчас он мало используется в
современной психологии [50], прежде всего из-за большой
субъективности получаемых результатов. К тому же,
причиной неких ощущений во всем теле и в кончиках
пальцев совершенно необязательно считать схождение
Святого Духа. Подобные ощущения испытывают все
экстрасенсы, причем без всякого вмешательства Нирмалы
Шриваставу [51]. Автору статьи, опять же на заре
собственного духовного поиска, самому доводилось их
испытывать, при этом последователем сахаджа-йоги он
никогда не был, более того, даже не слышал о
сахаджа-йоге и ее основательнице. Таким образом,
говорить о научной проверяемости сахаджа-йоги в форме,
предлагаемой Нирмалой Шриваставу, не приходится.
Сахаджа-йога основана не на науке, а на некритичной вере
в божественность одного человека, а именно госпожи
Шриваставу. Ссылки же на экспериментальную проверяемость
сахаджа-йоги безосновательны. Какова же практика
сахаджа-йоги?
В основу практики сахаджа-йоги положена
медитация. Матаджи пишет: "Медитация – основа практики
Сахаджа Йоги. Обычно этот термин подразумевает
созерцание, размышление, но в Сахаджа Йоге он имеет
несравненно большее значение. Это состояние сознания, в
котором мы оказываемся спонтанно, когда Кундалини
достигает Сахасрары чакры [52]. Во время медитации мы
находимся в союзе со Всепроникающей энергией, происходит
наш духовный рост, решаются физические, эмоциональные и
ментальные проблемы. Это тонкий живой процесс, в ходе
которого достигается состояние безмысленного осознания –
успокаивается ум, уходят мысли, но при этом мы полностью
осознаем себя и окружающий мир" [53]. Медитация (лат.
meditation – размышление, от meditari – обдумывать,
размышлять) [54] – термин, похищенный сторонниками
"нетрадиционной духовности" у римокатоликов, у которых
медитация означает размышление над Священным Писанием,
не подразумевающее достижения безмысленного состояния.
Сама идея ставить в соответствие "безмысленному
состоянию" термин, означающий "размышление",
демонстрирует степень логичности и честности тех, кто
пользуется такими "объяснениями".
Кто является главным объектом медитаций
в сахаджа-йоге? Как нетрудно догадаться, госпожа
Шриваставу: "Поставьте портрет Шри Матаджи, зажгите
перед ним свечу. Фотография Шри Матаджи является
источником вибраций, а пламя свечи имеет силу
нейтрализовать негативные энергии" [55]; "Хорошо в
течение некоторого времени смотреть на портрет Шри
Матаджи, можно прочесть молитву "Отче Наш"…" [56]. О
портрете Нирмалы Шриваставу сахаджистов учат: "Нельзя
сидеть или лежать, … а также долго находиться спиной к
нему" [57]. В сахаджа-йоге разрешаются и визуализации,
строжайше запрещенные в Православии как прямой путь,
ведущий к состоянию прелести [58]. Сахаджистов учат:
"…при отсутствии портрета можно мысленно представить его
себе и направить руку к этому мысленному образу" [59]. В
практике сахаджа-йоги используются мантры, причем
христианские молитвы госпожа Шриваставу отождествляет с
мантрами индуизма, что в корне неверно. Молитва – это
живой диалог с Богом, мантры же магичны, между ними нет
ничего общего [60]: "…существуют некоторые мантры
(хвалебные строфы), производящие сильные вибрации на
любом языке, например, данная лично Инкарнацией –
Господом Иисусом Христом – Господняя молитва ("Отче
наш"), которая является очень эффективной мантрой,…
является мантрой любое слово, сказанное (или написанное)
Самой Шри Матаджи" [61]. Но ни один христианин не читает
"Отче наш", чтобы произвести "сильные вибрации". Как в
сахаджа-йоге относятся к другим религиям, например к
христианству?
Нужно сразу же заметить, что с
христианством Нирмала Шриваставу знакома плохо и, судя
по всему, очень не любит эту религию. Например, о
Христианской Церкви Нирмала Шриваставу пишет: "…в них не
осталось никакой нравственности. Нет уважения к закону,
нет уважения к Богу, нет уважения также и к целомудрию,
которое составляло главную суть Христа" [62].
Оказывается, христиане никогда не были озабочены
проблемами духовного роста: "Когда пришел Христос, Он
говорил о тех проблемах, которые увидел. Но главное, о
чем Он говорил, это воскресение, восхождение, и об этом
восхождении Он говорил. Он говорил о Духе и своим
воскресением показал, что Он возвысился. Но люди не
понимали этого момента, они никогда не задумывались о
том, что в христианстве необходимо совершать
восхождение, никого не беспокоила мысль, что им
необходимо расти. Они брали где-то какую-то мелочь и
строили на ней свои теории. Там также позднее появился
человек, которого звали святым Павлом, который и в глаза
не видел Христа и который основал христианскую религию,
которая была абсурдной, которая была направлена против
Христа" [63]. Вероятно, такие светочи Православия, как
прп. Серафим Саровский, Сергий Радонежский вообще не
существовали до явления человечеству Нирмалы Шриваставу.
Откуда им было взяться, если, по словам госпожи
Шриваставу, христиане не были озабочены вопросом своего
духовного роста, а само христианство было направлено
против Христа? А что касается спекуляций Нирмалы
Шриваставу на тему апостола Павла, то они не
оригинальны, что на взгляд автора, является одним из
подтверждений истинного источника духовного вдохновения
госпожи Шриваставу. Аналогичные идеи можно найти в
оккультной книге Даниила Андреева "Роза Мира" [64].
Нирмала Шриваставу пересказывает Даниила Андреева и его
упреки в адрес апостола Павла чуть ли ни слово в слово
[65]. Как и автор "Розы Мира", госпожа Шриваставу
демонстрирует читателям очень плохое знание Библии (ниже
мы еще поговорим об этом подробнее), например в
Священном Писании сказано: "…Дух Святый сказал: отделите
Мне Варнаву и Савла на дело, которому Я призвал их.
Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них
руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым,
пришли в Селевкию…" (Деян.13:2-4), напомним: "…через
возложение рук Апостольских подается Дух Святый"
(Деян.8:18). Госпожа Шриваставу заявляет, что она
является проявлением Святого Духа [66]. Учитывая, что
Библия прямо свидетельствует о том, что апостол Павел
был водим Святым Духом, мы можем сделать один вывод из
двух: или лжет Нирмала Шриваставу, и дух, которым она
водима, к Святому Духу не имеет никакого отношения, или
лжет Библия, но тогда вряд ли Нирмале Шриваставу стоит
на нее ссылаться. Учитывая же, что без Библии нет
христианства, нужно констатировать принципиальную
несовместимость христианства и сахаджа-йоги. И если
сахаджа-йог называет себя христианином, он или неуч, не
знающий собственного учения, или лжец. Нельзя быть
христианином и при этом отвергать Библию. Говоря о
христианах, Нирмала Шриваставу пишет: "Христос особо
указал на это, когда предупредил: "Сказано – "не
прелюбодействуйте". Я же говорю: "Теперь чтобы у вас не
было прелюбодействующих глаз". Он говорил о глазах,
потому что Он управлял глазами. На Западе очень трудно
найти мужчин и женщин, у которых не было бы
прелюбодействующих глаз. У последователей Христа такие
ужасные, безумные глаза, что вы не знаете, чем они
занимаются. Они не могут удержать свои глаза в состоянии
покоя. Они у них постоянно вращаются по сторонам" [67].
Где в Библии сказано, что Иисус управлял глазами?
Христос говорил о прелюбодеянии: "Вы слышали, что
сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что
всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже
прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф.5:27-28).
Слова Иисуса есть нравственное предписание, а не попытка
управлять чьими-либо глазами. И, кстати, если госпожа
Шриваставу прибегает к Библии, почему она это делает
выборочно? Апостол Павел, по ее мнению, Святым Духом не
водим, хотя Библия учит иначе, а в вопросе прелюбодеяния
она почему-то ссылается на Священное Писание? Странная
избирательность. Похоже, что в Библии Нирмала
Шриваставу видит только то, что хочет. Высказываясь об
иных религиях, госпожа Шриваставу пишет: "Внешним можно
исповедовать любую религию, но при этом человек способен
совершить любой грех, даже убийство, сделать что-то
опасное для общества или навредить самому себе.
Некоторые могут быть праведными из-за страха перед
традициями. Среди исповедующих эти религии есть,
конечно, много искренних, преданных и невинных людей, но
они сами не знают, что все религии были созданы для
подъема в более высокие сферы духовности. Тогда как
сахаджа йог сразу после пробуждения его внутренней
религии становится человеком, у которого
уравновешенность и мудрость являются неотъемлемой частью
его сущности, так что он не может никогда и подумать о
совершении греха или о том, чтобы проявить своеволие,
сделать кого-то несчастным или убить кого-то" [68].
Христине следуют за Христом не из-за страха перед
традицией, как лжет Нирмала Шриваставу. Страх, по
крайней мере в христианстве, еще никого никогда не
сделал праведником, об этом в Библии сказано прямо: "В
любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх,
потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в
любви" (1Ин.4:18); "по тому узнают все, что вы Мои
ученики, если будете иметь любовь между собою"
(Ин.13:35). Огульное обвинение всех христиан в том, что
они могут совершить убийство или любой грех, оставим на
совести госпожи Шриваставу. Ссылка же на то, что
христиане воевали с другими странами и даже друг с
другом, также малосостоятельна. Воевали ли христиане по
той причине, что они христиане, или потому, что власть
держащими извращались принципы христианства, а религия
служила прикрытием совершенно нерелигиозных целей? По
сути, все эти обвинения против христианства и иных
религий голословны и не основаны ни на чем, кроме
демагогии Нирмалы Шриваставу. Что же касается того, что
существуют христиане, являющиеся таковыми только по
названию, то это давно известно и самим христианам.
Может быть, Нирмала Шриваставу недолюбливает только
христианство? Отнюдь нет: "Религии сейчас располагают
лишь частичными знаниями, которые необходимо дополнить и
доказать их подлинность с помощью Сахаджа-йоги" [69].
Старая песня: организации, заявляющие, что им удалось
объединить в себе все религии (а на это претендуют очень
многие: и бахаисты, и теософы, и агни-йоги, и муниты),
начинают красивыми словами о "братстве и равенстве"
религий, а заканчивают руганью всех, кто их не признает,
и провозглашением себя единственными и неповторимыми
[70]. То же делает и Нирмала Шриваставу: "…данная
религия (сахаджа-йога. – В.П.) является квинтэссенцией
всех религий. Это единственная религия, дающая
возможность испытать реальные ощущения внутри себя,
дающая эту чувствительность к духовности…" [71]. Может,
сахаджа-йоги отличаются особой любовью к ближним? Но
нет, Нирмала Шриваставу учит: "…те, кто не является
сахаджа-йогом, не должны быть выбраны и поддержаны вами.
Вы должны стоять только за сахаджа-йогов и поддерживать
только их. Может быть, иногда сахаджа-йоги будут даже
совершать ошибки, Я ничего не говорю, возможно, но тем,
кто не является сахаджа-йогом, вы не должны помогать, вы
не должны поддерживать их" [72]; "…те, кто не придет в
сахаджа-йогу и не поднимется до нужной отметки, будут
выброшены. Это – факт, но вы … не должны иметь
привязанности к таким людям" [73]. Нужно заметить, что
Христос учил не тому, чему учит госпожа Шриваставу. Для
того, чтобы понять это, достаточно познакомится с
притчей о добром самаритянине (Лк.10:30-38). Идеал
христианства заключается в помощи ближнему вне
зависимости от его религиозных взглядов. В приведенной
притче это видно очень наглядно: собрат по вере прошел
мимо, а самаритянин, который для ортодоксальных иудеев
был изгоем, человеком второго сорта, помог, причем
совершенно бескорыстно. Если бы сахаджисты изучали
христианство не в пересказе Нирмалы Шриваставу, а
непосредственно, то они могли бы узнать, что Христос
призывал любить врагов: "А Я говорю вам: любите врагов
ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите
ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих
вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он
повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и
посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы
будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же
ли делают и мытари? И если вы приветствуете только
братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли
поступают и язычники?" (Мф.5:44-47). Ясно, что Нирмале
Шриваставу очень далеко до нравственных высот, к
которым призывал Христос.
В сахаджа-йоге поддерживается популярный
ныне миф о единстве источника всех религий. Кстати, и в
этом вопросе Нирмала Шриваставу не оригинальна. Как уже
отмечалось, то же утверждают и теософы, и бахаисты, и
агни-йоги, и муниты, и Сатья Саи Баба, и многие другие,
на этом построено все движение New Age [74]. Интереснее
всего при этом то, что все они утверждают свою особую
избранность и истинность по сравнению с остальными.
Таким образом, оказывается, что все религии, конечно,
равны, но их организация всех "равнее" и "истиннее".
Такую же позицию занимает и госпожа Шриваставу:
"Сахаджа-йога является конечной целью каждой религий,
любой формы" [75]; "Ади Гуру Даттатрея – исконный гуру.
То есть он является прототипом или первичным образом, из
которого выходят все гуру. Он – принцип Гуру. Как Ади
гуру он воплощался много раз, чтобы направить
человечество на правильный путь. Он приходил в образах
десяти великих первозданных учителей [76]… В своих
образах Конфуция, Заратустры, Лао-Цзы, Нанаки, Моисея,
Авраама и Мохаммеда Даттарея был фундаментом великих
религий…" [77]. Вопрос совместимости вышеуказанных
религий разбирать смысла нет, так как это уже
неоднократно было сделано [78]. Нирмала Шриваставу
пишет: "…Нанака, Мохаммед и Моисей – одно лицо? Между
ними нет разницы. Мы можем доказать в Сахаджа Йоге, как
важно знать, что они все были одной и той же личностью и
проповедывали одно и то же, но в разное время" [79].
Знания в области религиоведения не являются сильной
стороной госпожи Шриваставу, укажем только на один факт,
о котором Нирмала Шриваставу, судя по всему, даже не
догадывается. Сикхизм, который основал Нанак, отличается
и от ислама и от христианства, и даже от иудаизма.
Например, ни христиане, ни мусульмане, ни иудеи не
ставят своей целью прервать цепь перевоплощений, как
делают это сикхи. Так же они не ставят своею целью
слияние с Божеством, к чему опять же призывал Нанак
[80]. Но самое смешное заключается в том, что сикхизм
отвергает то, чему учит сахаджа-йога, например в
сикхизме отвергается теория аватар [81], т.е. идея, что
Бог проявляет себя, воплощаясь в череде различных своих
аватар, о чем сахаджа-йога говорит: "Я чувствую, что в
этом мире существуют и действуют две концепции. Одна из
них состоит в том, что люди верят, что есть только один
Бог и не может быть множество Его аспектов. Это
неправильно. Христос сказал: "Те, кто не против Меня, со
Мною". Так что под этой ментальной концепцией в
отношении Бога подразумевается, что он есть нечто такое,
как скала Гибралтар. Посмотрите на этот навес, который
вы подготовили для этой программы, в нем так много
света, и все его источники дают один свет всем нам, они
не дают разный свет, не так ли? Как они могут враждовать
друг с другом? Какое между ними может происходить
сражение? Они вносят свою лепту в один и тот же свет.
Навес один, но для нас в нем так много огней, нам
недостаточно одного. Подобного рода личность рождается
в различные периоды времени. В каждый период времени
должна рождаться личность, которая просветила бы один
аспект человеческого сознания и осознания" [82]. В
приведенной цитате Нирмала Шриваставу снова ссылается на
Библию, но учитывая, что госпожа Шриваставу не приводит
точных цитат, оригинальные фразы приходится искать по
смыслу. Судя по всему, Шриваставу доказывает
приемлемость для христиан теории аватар, ссылаясь на
следующий стих Библии: "При сем Иоанн сказал: Учитель!
мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов,
а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит
за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто,
сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить
Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас" (Мк.9:38-40).
Но, возможно, речь идет о следующем стихе: "Кто не со
Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот
расточает" (Лк.11:23). В любом случае ни одни из них
никак не доказывает теорию аватар. Более того, в Библии
можно найти стихи, которые направлены прямо против этой
теории: "Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть
воры и разбойники; но овцы не послушали их" (Ин.10:8).
Основательница сахаджа-йоги выступает не
только против традиционных религий, и, в первую очередь
христианства, но и против т. н. "нетрадиционных
религиозных движений", что следует расценивать,
вероятно, как своеобразную борьбу с конкурентами.
Например, она выступает против кришнаитов [83], движение
которых представляет собой такую же пародию на
традиционный индуизм, как и сахаджа-йога: "Возьмем, к
примеру, организацию "Харе Рама, Харе Кришна". Это
антихристы, и они открыто это признают, но по-настоящему
они действуют и против Шри Кришны, абсолютно против
Кришны… . У них нет права взывать к имени Кришны, когда
они подобно сумасшедшим, стоят перед людьми, облаченные
совершенно странным образом в эти ужасные одежды, не
зная, как носить дхоти и курты, а женщины – сари.
Мужчины покупают также эти бодхи (хвосты) и надевают
себе на головы, обривая их при этом. Разве Кришна брил
свою голову? Ведь Его волосы в действительности были
частью Его вдохновения, и они всегда описывались, всегда
описывались в поэзии. … Они приходят сюда, произносят
"Харе Рама, Харе Кришна", читают Гиту, говорят несколько
заученных наизусть слов и зарабатывают этим себе на
жизнь, прекрасно устроившись. … Вот так люди занимаются
антибожественной деятельностью и антиКришна
деятельностью" [84].
***
***
В статье мы уже неоднократно говорили о
том, что госпожа Шриваставу и ее последователи не знают
Библию. Приведем еще несколько примеров, подтверждающих
этот факт. Сахаджисты пишут: "Знайте, что Она есть
воплощение пророчества Господа Иисуса Христа, когда Он
сказал: "Я пошлю вам Утешителя, Советника и Спасителя –
святой дух, который научит вас всей истине". Это знание
не должно быть слепой верой, вы в этом можете убедиться
сами" [85]. Претендентов на право быть Утешителем можно
выстраивать в очередь, например, на право называться
Утешителем претендовал основатель бахаизма, Бахаулла
[86]. Присваивая себе титул Утешителя, госпожа
Шриваставу лишний раз демонстрирует свое незнание
Библии, в которой отнюдь не говорится, что Утешитель
воплотится и придет на землю как Христос, Утешитель –
это Дух Святой: "Утешитель же, Дух Святый (выделено
нами. – В.П.), Которого пошлет Отец во имя Мое, научит
вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам"
(Ин.14:26). Об Этом Утешителе Христос говорил: "И Я
умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с
вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять,
потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его,
ибо Он с вами пребывает и в вас будет (выделено нами. –
В.П.)" (Ин.14:16-17).
Если довести идею сахаджистов до
логического конца, то можно сказать, что ниспослание
Утешителя, которое должно было произойти (и произошло,
как верят христиане), по обетованию Христа, в
Иерусалиме вскоре после Его вознесения – "И, собрав их,
Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите
обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня"
(Деян.1:4), – затянулось до 1970 года, когда мадам
Шриваставу ощутила себя божеством. Утешитель, как
говорил Христос, должен свидетельствовать о Нем, т.е. о
Христе: "когда … приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам
от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет
свидетельствовать о Мне" (Ин.15:26). Но разве
сахаджисты свидетельствуют об Иисусе Христе, а не о
Нирмале Шриваставу? Христос учил, что Утешитель напомнит
все, о чем Он учил: "Утешитель же … напомнит вам все,
что Я говорил вам" (Ин.14:26). Но чему Христос учил,
например, говоря о новых мессиях? Обратимся к Священному
Писанию: "… восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут
великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если
возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам.
Итак, если скажут вам: "вот, [Он] в пустыне", – не
выходите; "вот, [Он] в потаенных комнатах", – не верьте;
ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже
до запада, так будет пришествие Сына Человеческого"
(Мф.24:24-27).
Если Нирмала Шриваставу претендует на
место Христа, то ее пришествие нельзя было бы не
заметить, "ибо, как молния исходит от востока и видна
бывает даже до запада, так будет пришествие Сына
Человеческого" (Мф.24:27). А если нет, то единственное
место, где можно найти пророческие слова о ее пришествии
- это процитированные выше стихи, говорящие о лжемессиях
(Мф.24:24-27). Несмотря на все свои претензии, Нирмала
Шриваставу не способна даже пересказать сюжет Нового
Завета без ошибок, например, она пишет: "Христос был
таким благоразумием. Когда Марию Магдалину избивали
камнями, он ничего не имел с проституткой, Я имею в
виду, ничего не имел вообще, никаких отношений, но Он
мог видеть в благоразумии, что эти люди не имели права
избивать камнями ее. Он встал там, в своем собственном
мужестве, и сказал: "Те, кто не совершил никакого греха,
могут бросить камень в Меня". Именно эту силу Его
благоразумия, люди просто почувствовали…" [87].
Если бы
госпожа Шриваставу потрудилась прочитать Новый Завет,
она бы могла заметить, что содержание этого
новозаветного эпизода совершенно иное: "Тут книжники и
фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии,
и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта
женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе
заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к
обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал
перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же
продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им:
кто из вас без греха, первый брось на нее камень
(выделено нами. – В.П.). И опять, наклонившись низко,
писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы
совестью, стали уходить один за другим, начиная от
старших до последних; и остался один Иисус и женщина,
стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого,
кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители?
никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи.
Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не
греши" (Ин.8:3-11).
По всей видимости, госпожа Шриваставу, в отличие от христиан, не считает Библию
весомым авторитетом, коль скоро она допускает грубые
ошибки в ее цитировании и подмену смысла в тех
отрывках, к которым обращается. Нирмала Шриваставу
пишет: "…чтобы понять Иисуса Христа, надо читать "Деви
Бхагавад". Но если вы рекомендуете ее христианам, они не
хотят слушать вас, потому что для них Библия – последнее
слово. Как это может быть? В Библии отражены только
четыре года из жизни Христа, … в Библию искажения пришли
от святого Павла, который никогда не встречался с
Христом, не имел ничего с ним общего. Я не знаю, почему
он в Библии. Он не был реализованной душой, а был просто
"надсознательным" римским солдатом, отвратительным
солдатом, убившим много христиан. И вдруг этого
господина Павла помещают в Библию, и он принимается всем
миром" [88].
Опять же сказывается недостаток
образованности госпожи Шриваставу. Апостол Павел был
римским гражданином, а не римским солдатом, что далеко
не одно и то же. Далее, Библия вообще-то начинается с
повествования о творении мира, а не с описания рождения
Иисуса Христа. В Новом Завете действительно подробно
рассказывается о последних годах Христа, но при этом
повествуется и о Его рождении, и о посещении Им в
двенадцатилетнем возрасте Иерусалимского Храма
(Лк.2:46-48). Послания же апостола Павла действительно
занимают в Новом Завете немало места, но Новый Завет
содержит послания и других авторов, в чем может
убедиться каждый, прочитав оглавление Нового Завета, на
что у госпожи Шриваставу, по-видимому, не хватило ни
сил, ни времени, ни желания. Считать же, что первые
христиане были глупее госпожи Шриваставу и допустили в
свой круг человека, исказившего учение Христа, как
минимум, наивно.
Представьте себе ситуацию: приходит
новый апостол и начинает проповедовать нечто противное
учению Христа, а другие апостолы молча это допускают! И
это при условии, что все апостолы, за исключением
апостола Иоанна, приняли мученическую кончину за свою
преданность Христу, кстати, в том числе и Павел. Что же
касается отношения к иным религиозным книгам, кроме
Библии, то христиане отнюдь их не отрицают. Они просто
следуют принципу, завещанному нам святыми апостолами:
"Но если бы даже мы или Ангел с неба стал
благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам,
да будет анафема" (Гал.1:8). Если книга откровенно
проповедует антихристианские идеи, то зачем ее
принимать? Библия действительно для любого христианина
находится на первом месте, потому что опыт Христианской
Церкви подтверждает ее истинность. А что, помимо
собственного учения, может предложить взамен госпожа Шриваставу?
Может быть, для начала ей стоит хотя бы
поднять уровень своих богословских познаний? На взгляд
автора статьи, глупо следовать за человеком, делающим
грубейшие ошибки при цитировании Библии, не знающим
истории Церкви и при этом пытающимся ее критиковать.
Незнание Нирмалой Шриваставу текстов Священного Писания
можно увидеть и в следующей ее цитате: "Например, в
Библии, где этот процесс назван "древом жизни", сказано:
"Я являюсь вам в виде языков пламени". Когда Кундалини
поднимается, она проходит через различные центры,
которые, освещаясь, становятся похожими на языки
пламени. Прохладный ветерок Святого Духа Пятидесятницы
есть та энергия, которую можно чувствовать в
Сахаджа-йоге.
В Евангелии от Фомы ощущение Сахаджа очень
четко определяется как конечная цель нашей религиозной
жизни" [89]. Хотелось бы узнать точнее, где в Библии
процесс поднятия кундалини назван "древом жизни"? Если
мы откроем Библию, то сможем прочитать там о древе жизни
в т.ч. следующее: "Блажен человек, который снискал
мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому
что приобретение ее лучше приобретения серебра, и
прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже
драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не
сравнится с нею. Долгоденствие – в правой руке ее, а в
левой у нее – богатство и слава; пути ее – пути
приятные, и все стези ее – мирные. Она – древо жизни
(выделено нами. – В.П.)для тех, которые приобретают ее…"
(Прит.3:13-18).
Как автор ни искал, намеков на то, что
"древо жизни" есть поднятие кундалини, ему не
посчастливилось найти, поэтому он будет очень
признателен сахаджистам, если они назовут стих, который
бы указывал на это обстоятельство. В Библии мы читаем:
"И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды
тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит
огнем, но куст не сгорает" (Исх.3:2). Вероятно, именно
этот стих Нирмала Шриваставу каким-то образом соотносит
с поднятием кундалини, когда говорит о "языках пламени",
но мы не видим никакой связи между этим библейским
стихом ни с поднятием кундалини, ни с "древом жизни".
Вероятно, автор недостаточно научно подходит к
материалу. О Пятидесятнице же в Священном Писании
говорится: "И явились им разделяющиеся языки, как бы
огненные, и почили по одному на каждом из них"
(Деян.2:3). Этот стих тоже следует расценивать как
доказательство подъема кундалини по спине?
Что же
касается евангелия от Фомы [90], то, прежде всего нужно
заметить, что оно появилось во втором веке от Р.Х., в то
время как все канонические Евангелия были написаны в
первом веке, поэтому, стремясь сослаться на более
древние книги, следует использовать для этой цели
канонические Евангелия, размещенные в Новом Завете. Но
уж если сахаджисты обращаются к апокрифам, против чего
автор тоже ничего не имеет, интересно было бы узнать
подробнее, где в евангелии от Фомы говорится о поднятии
кундалини?
Выше в статье уже указывалось, что
сахаджа-йога отвергает традиционные религии, в том числе
христианство. Приведем еще несколько интересных
фрагментов из литературы сахаджистов, касающихся этого
вопроса. В унисон с оккультистами сахаджа-йоги
отвергают монастыри: "Появилась еще одна крайность,
которая совсем не исповедовалась Христом – Я не знаю,
как она проникла в христианскую религию. Это создание
монастырей…" [91]. Те же идеи можно найти в оккультном
учении агни-йоги: "Мы решительно против монастырей как
антитезы жизни, лишь рассадники жизни, общежития лучших
выявлений труда найдут себе Нашу помощь" [92].
Вероятно, сказывается духовное родство оккультизма и
сахаджа-йоги. Ненависть к монастырям оккультистов вполне
понятна: ведь именно монастыри способствовали
становлению большинства христианских святых, которые
умели отличать демоническое наваждение от Божией
благодати и всегда активно обличали попытки любых
псевдоучителей совратить христиан демонической
прелестью. Не нравится госпоже Шриваставу и
христианское священство: "Если нереализованный священник
кладет руку на голову ребенка, то у ребенка возникают
проблемы. Мы наблюдали это на многих реализованных
детях, у которых появилось косоглазие, в мозгу произошел
сдвиг, стало странны поведение. Нам пришлось их лечить"
[93]. И это понятно: кому из оккультистов понравятся
люди, которые способны любые оккультные чудеса обратить
в прах!
Мнение госпожи Шриваставу о евреях
привожу без всяких комментариев: "Евреи отказались
согласиться с Христом. Они сказали: "Мы не согласимся с
Христом, мы должны страдать". Они страдали, страдали и
страдали, и в результате получили господина Гитлера, они
теперь сами становятся гитлерами. Можете себе вообразить
– неправильное представление, что необходимо пострадать,
привело к рождению Гитлера, чтобы он удовлетворил их
желание" [94].
Основательница сахаджа-йоги явно
культивирует манию величия в своих последователях.
Несмотря на то, что, как пишет госпожа Шриваставу,
"…иногда сахаджа-йоги будут даже совершать ошибки…"
[95], основной ее посыл своим ученикам иной: "…вы должны
верить, что вы вышли за рамки своей человеческой
личности и сейчас стали сверхчеловеком. Прежде всего эта
вера должна прийти к вам. Вот что мы называем верой. Эта
вера – не ложная вера, это не слепая вера, когда вы
просто верите во что-то. Но это факт" [96]; "…начав
практиковать сахаджа-йогу, человек так высоко
поднимается над другими, и его благоразумие становится
настолько совершенным, что ни средства информации, ни
телевидение, ни предприниматели, ни лжеучителя, ни
вводящие в заблуждение методики – ничто не может сбить
его с правильного пути…
Он становится могущественным,
свободным, святым, ведущим ангельскую жизнь" [97];
"…сахаджа-йог сразу после пробуждения его внутренней
религии становится человеком, у которого
уравновешенность и мудрость являются неотъемлемой частью
его сущности, так что он не может никогда и помыслить о
совершении греха или о том, чтобы проявить своеволие,
сделать кого-то несчастным или убить кого-то" [98]; "все
эти люди (сахаджисты. – В.П.) исповедуют религию,
которая называется Вишва Нирмала Дарма, что означает
"находящаяся внутри нас природная чистая религия". Эти
люди получили истинное просвещение. Они на себе познали
истинное крещение, потому что чувствуют прохладный
ветерок, когда Кундалини пробивается через родничок, и в
результате стали религиозными, святыми, йогами, йогинями
и провидцами. Они не похожи на обычных людей, которые не
вошли в это новое, четвертое измерение осознания и не
самоутвердились" [99]; "По мере совершенствования своего
коллективного сознания сахаджа-йог начинает очень
объективно осознавать слепоту окружающих его людей… Он
связан узами истинно духовной религии и больше не похож
на других людей, которые заявляют, что исповедуют
религию, но при этом могут совершить какой угодно грех
против своей же религии" [100]. Ну что ж, не так давно
существовало целое государство сверхчеловеков (Третий
рейх), но, как известно, свято место пусто не бывает, по
всей видимости, начали рождаться новые сверхчеловеки. В
общем, идеи Ницше живут и процветают.
Основательница сахаджа-йоги, вероятно,
опасаясь обвинений со стороны критиков, упорно твердит,
что не берет деньги за духовную реализацию:
"Сахаджа-йоги никогда не должны беспокоиться о деньгах,
потому что мы не берем денег за нашу духовную работу и
всегда осуждаем людей, которые берут их, прикрываясь
именем Бога. Помните, что мы находимся в Царстве Божьем
и что оно проявляет заботу о всех наших нуждах. Вы сами
убедитесь в этом, когда увидите, что всякий раз, когда
вы будете выполнять какую-то работу для Сахаджа-йоги, к
вам каким-то образом будут приходить деньги. Не каким-то
незаконным путем, не под нажимом, а весьма чудесным
способом" [101].
Однако, если читатели думают, что
рядовым сахаджистам их участие в сахаджа-йоге ничего не
стоит, то они глубоко заблуждаются: "Деньги могут
взиматься за книги, журналы, аудио- и видеокассеты,
кольца, подвески, медали, значки, за семинары и туры.
Деньги нельзя взимать за лечение и самореализацию. Могут
оплачиваться поездки лидеров, если лидеры не работают.
Учителям и заведующим школ должна выплачиваться
санкционированная зарплата"[102].
В сахаджа-йоге можно найти и откровенное
запугивание ее членов: "…если сахаджа-йога не
распространится, третья мировая война неизбежна, и люди
очень пострадают от нее" [103]. Одним из любимых
приемов, используемых сектами, является внушение
членам сект фобий [104]. Например, "Свидетели Иеговы"
запугивали своих последователей, назначая конец света
уже много раз. Правда, он так до сих пор и не наступил,
но руководство секты этим не очень смущается [105]. Как
мы можем видеть, госпожа Шриваставу тоже не брезгует
прибегать к такому психологическому приему и занимается
банальным запугиванием своих последователей. Если это не
так, будет интересно узнать от сахаджистов, как они
реагируют на приведенную выше информацию о третьей
мировой войне? Испытывают восторг или все-таки страх?
Автору статьи, как человеку,
занимающемуся критическим анализом сахаджа-йоги,
особенно было интересно узнать мнение Нирмалы Шриваставу
о критиках. И вот что он узнал: "Все лживые люди,
разумеется, боятся встретиться лицом к лицу с истиной,
потому что Сахаджа-йога против их интересов. Они
отвергают Сахаджа-йогу и яростно противостоят ей" [106];
"Защищайте себя от негативных сил и негативных людей,
так как они чувствуют, что им брошен вызов. Поскольку
они живут все время во лжи, они злятся на вас и пытаются
навредить вам" [107].
Как видим, еще не видя критиков и
не читая их работ, госпожа Шриваставу уже заранее знает,
что они лживы, живут во лжи и боятся встретиться лицом
к лицу с истиной. Не говоря от имени других критиков, а
только от своего собственного, автор данной статьи готов
к публичной полемике с любым сахаджистом: она покажет,
кто "живет во лжи". Говоря о критиках, госпожа
Шриваставу продолжает: "…сахаджа-йог должен относиться
снисходительно ко всякой критике и знать, что они
подобны слепцам, рассказывающим о слоне, и ведут всех в
темноту" [108]. Вероятно, некритическое отношение к
своей системе госпоже Шриваставу больше по сердцу. А как
же ее призыв к научности при знакомстве с сахаджа-йогой?
Или ее слова о неприемлемости слепой веры [109] были
пустой декларацией? Прочитав следующие строки из
сочинения госпожи Шриваставу, автор этих строк
затрепетал: "Если на Вишва Нирмала Дарма (на
сахаджа-йогу. – В.П.) осуществляются нападки, то
сахаджа-йоги всего мира должны противостоять этому"
[110].
Да, тяжело противостоять сахаджистам всего мира.
Может ли человек выйти из сахаджа-йоги и остаться в
глазах сахаджистов нормальным человеком? Конечно, нет.
Как пишет госпожа Шриваставу, "некоторые из тех, кто
уходит, конечно, могут пытаться порочить сахаджа-йогу.
Но их пропаганда не должна никого беспокоить и
расстраивать, потому что мы теперь в Царстве Божьем, и
вся эта ложь и нападки не повлияют ни на наш рост, ни на
рост Сахаджа-йоги в целом" [111]. Если люди отвергают
сахаджа-йогу, то с точки зрения сахаджистов причиной
этого является только духовная слепота людей: "Мы
должны уважать старших по возрасту, уважать своих
родителей, даже если они не понимают Сахаджа-йогу, мы
должны простить их, потому что они слепые" [112].
Как видим, к науке сахаджа-йога не имеет
никакого отношения. Впрочем, равно как и к христианству.
Сахаджа-йога основана на некритичной вере одному
человеку, госпоже Нирмале Шриваставу, которую можно
назвать мистиком, а ее движение отнести в целом к
мистицизму. Хотя даже эта классификация движения госпожи
Шриваставу сделана автором с большими натяжками и только
потому, что он не видит иного способа классификации его
учения и практики. Учение сахаджа-йоги непоследовательно
и в целом, на взгляд автора, религиозным это учение
назвать сложно. Идеи, выдвигаемые госпожой Шриваставу,
представляют собой, скорее, набор общих слов о
духовности, обильно приправленных религиозной
терминологией. При этом смысла многих религиозных
терминов, судя по всему, мадам Шриваставу не знает. Если
учесть тождественность многих идей сахаджа-йоги идеям,
проповедуемым оккультистами (единство религий, учение о
"божественной энергии", ненависть к монастырям,
спекуляция на науке, внушение фобий, мания величия,
мистицизм), то вполне можно говорить о духовном единстве
оккультизма и сахаджа-йоги. В любом случае приходится
констатировать значительную близость этих учений друг
другу.
Грустно осознавать, что существуют люди,
серьезно относящиеся к такие "духовным учителям", как Нирмала Шриваставу. Остается надеяться, что
сахаджа-йоги, которые будут читать данную статью, не
навесят еще до прочтения на ее автора ярлык лжеца, а
хотя бы попытаются немного поразмышлять над смыслом
сказанного.
Виталий Питанов
Сектоведение, лжерелигии и суеверия
Использованная литература и примечания
1. Сахаджа Йога. Советы и рекомендации
искателям истины. ТО "Нирмала". 2000. С.10.
2. Второе рождение. Приложение к журналу
"Новое мировоззрение". №1. 2003.С.2.
3. Сахаджа Йога. Методическое пособие
для начинающих. Центр Сахаджа Йоги. РО "Вишва нирмала
дхарма". СПб., 2002. С.1.
4. Сахаджа йога. Советы и рекомендации
искателям истины. ТО "Нирмала". 2000. С.7.
5. Шри Матаджи Нирмала Деви. Сахаджа –
йога. М., Антал. 1992.С.9.
6. Там же. 1992.С.18.
7. Там же. С.17.
8. См.: Дворкин А.Л. Сектоведение.
Нижний Новгород. Изд. Во имя св. князя Александра
Невского. 2003. С.432.
9. Ашрам – духовная коммуна, где
ученики собираются вокруг учителя и часто живут вместе.
Ученики Нирмалы Деви почему-то умалчивают, что она была
ученицей Раджниша (Ошо). См.: Дворкин А.Л.
Сектоведение. Нижний Новгород. Изд. Во имя св. князя
Александра Невского. 2003. С.432.
10. Биография приводится по кн. Сахаджа
Йога. Методическое пособие для начинающих. Центр Сахаджа
Йоги. РО "Вишва нирмала дхарма". СПб., 2002. С.2.
11. Шакти – женская манифестация
индийского божества Шивы. Шакти как бы его активная
ипостась. Сам Шива является одним из главных божеств
индуизма. Считается разрушителем мира, а также и его
творцом. Его характеру приписывают гневливость,
экспансивность. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм.
Словарь. М., Республика. 1996. С.454, 459.
12. Сахаджа Йога. Советы и рекомендации
искателям истины. ТО "Нирмала". 2000. С.2.
13. Там же. С.60.
14. Сахаджа Йога. Методическое пособие
для начинающих. Центр Сахаджа Йоги. РО "Вишва нирмала
дхарма". СПб., 2002. С.1.
15. См.: Питанов В.Ю.Христианство и
наука – враги или сотрудники?
16. О мистицизме см.: Осипов А.И. Путь
разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря.
2002.
17. См.: Питанов В.Ю. Миф о "братстве
религий", как метод борьбы с традиционными религиями.
18. См.: Питанов В.Ю. Наука и лженаука:
преодоление ложного авторитета.
19. Шри Матаджи Нирмала Деви.
Сахаджа-йога. М., Антал. 1992.С.6.
20. Там же. С.3.
21. Ивлев. Ю.В. Логика. М., Проспект.
2005.С.33.
22. Шри Матаджи Нирмала Деви.
Сахаджа-йога. М., Антал. 1992.С.7.
23. Там же. С.12.
24. См.: Баш Л.М., Боброва А.В.,
Вечеслова Г.Л., Кимягарова Р.С., Сендровиц Е.М.
Современный словарь иностранных слов. М.,
Цитадель-трейд. 2002. С.158.
25. Шри Матаджи Нирмала Деви.
Сахаджа-йога. М., Антал. 1992.С.11.
26. Там же. С.13.
27. Сахаджа йога. Советы и рекомендации
искателям истины. ТО "Нирмала". 2000. С.48.
28. Там же. С.47.
29. О традиционном понимании Ганеши в
индуизме см.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М.,
Республика. 1996. С.138.
30. Парвати (Дочь гор) – супруга Шивы.
Считается образцом идеальной, верной жены, заслужившей
своего супруга через поклонение ему в юности. См.:
Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика.
1996. С.325.
31. См.: Данденакар Р.Н. От вед к
индуизму: эволюционирующая мифология. М., "Восточная
литература" РАН. 2002. С.198.
32. Шри Матаджи о чакрах. М., 2003.С.34.
33. Там же. С.5.
34. Там же. С.8.
35. Там же. С.13.
36. Там же. С.36.
37. Там же. С.178.
38. Там же. С.162.
39. Сахаджа Йога. Методическое пособие
для начинающих. Центр Сахаджа Йоги. РО "Вишва нирмала
дхарма". СПб., 2002. С.1.
40. Шри Матаджи Нирмала Деви.
Сахаджа-йога. М., Антал. 1992.С.3.
41. См.: Питанов В.Ю. Суд совести:
агни-йога против христианства.
42. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм.
Словарь. М., Республика. 1996. С.249.
43. Сахаджа Йога. Методическое пособие
для начинающих. Центр Сахаджа Йоги. РО "Вишва нирмала
дхарма". СПб., 2002. С.3.
44. Сахаджа йога. Советы и рекомендации
искателям истины. ТО "Нирмала". 2000. С.4.
45. Имеются в виду т.н. энергетические
каналы. Чакры – это некие энергетические центры в теле
человека, которые согласно учению сахаджа-йоги,
оказывают влияние на его самосознание: чем выше
находится раскрытая чакра, тем человек духовнее, умнее и
т.д. См.: Шри Матаджи о чакрах. М., 2003.
46. Сахаджа Йога. Методическое пособие
для начинающих. Центр Сахаджа Йоги. РО "Вишва нирмала
дхарма". СПб., 2002. С.8.
47. Шри Матаджи Нирмала Деви.
Сахаджа-йога. М., Антал. 1992.С.18.
48. Сахаджа йога. Советы и рекомендации
искателям истины. ТО "Нирмала". 2000. С.5.
49. Шри Матаджи Нирмала Деви.
Сахаджа-йога. М., Антал. 1992.С.21.
50. См.: Шульц Д.П., Шульц С.Э. История
современной психологии. СПб., Евразия. 1998.
51. См.: Глухих М. Биоэнергетика.
Практическое руководство экстрасенсу. Вятка. Вотчина.
1992.
52. Энергетический центр, который, как
считают йоги, находится на вершине головы.
53. Сахаджа Йога. Методическое пособие
для начинающих. Центр Сахаджа Йоги. РО "Вишва нирмала
дхарма". СПб., 2002. С.5.
54. См.: Баш Л.М., Боброва А.В.,
Вечеслова Г.Л., Кимягарова Р.С., Сендровиц Е.М.
Современный словарь иностранных слов. М.,
Цитадель-трейд. 2002. С.511.
55. Сахаджа Йога. Методическое пособие
для начинающих. Центр Сахаджа Йоги. РО "Вишва нирмала
дхарма". СПб., 2002. С.6.
56. Там же. С.6.
57. Сахаджа йога. Советы и рекомендации
искателям истины. ТО "Нирмала". 2000. С.37.
58. См.: Питанов В.Ю. Мантра-йога,
медитация и православная молитва: вопрос совместимости.
59. Сахаджа йога. Советы и рекомендации
искателям истины. ТО "Нирмала". 2000. С.16.
60. См.: Питанов В.Ю. Мантра-йога,
медитация и православная молитва: вопрос совместимости.
61. Сахаджа йога. Советы и рекомендации
искателям истины. ТО "Нирмала". 2000. С.38.
62. Второе рождение. Приложение к
журналу "Новое мировоззрение". №1. 2002. С.4.
63. Шри Матаджи о чакрах. М.,
2003.С.104.
64. Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной
мир. 1992. С.232.
65. См.: Питанов В.Ю. Тайна "Розы мира".
66. Сахаджа йога. Советы и рекомендации
искателям истины. ТО "Нирмала". 2000. С.60.
67. Шри Матаджи о чакрах. М.,
2003.С.157.
68. Сахаджа йога. Советы и рекомендации
искателям истины. ТО "Нирмала". 2000. С.6.
69. Шри Матаджи Нирмала Деви.
Сахаджа-йога. М., Антал. 1992.С.24.
70. См.: Питанов В.Ю. Миф о "братстве
религий", как метод борьбы с традиционными религиями.
71. Шри Матаджи Нирмала Деви.
Сахаджа-йога. М., Антал. 1992.С.12.
72. Второе рождение. Приложение к
журналу "Новое мировоззрение". №1. 2003.С.4.
73. Второе рождение. Приложение к
журналу "Новое мировоззрение". №1. 2002. С.24.
74. См.: Дворкин А.Л. Сектоведение.
Нижний Новгород. Изд. Во имя св. князя Александра
Невского. 2003.
75. Шри Матаджи Нирмала Деви.
Сахаджа-йога. М., Антал. 1992.С.11.
76. Это следующие учителя: Джанака,
Авраам, Моисей, Заратустра, Лао-Цзы, Конфуций, Сократ,
Мохаммед, Нанака, Сай Натх. См.: Шри Матаджи о чакрах.
М., 2003.С.84.
77. Шри Матаджи о чакрах. М.,
2003.С.76-77.
78. Например, см.: Халверзон Д. Краткий
путеводитель по мировым религиям. СПб., Шандал. 2000.
79. Шри Матаджи о чакрах. М., 2003.С.69.
80. О сикхизме см.: Борунков Ю.Ф.,
Яблоков И.Н., Новиков М.П. Основы религиоведения. М.,
Высшая школа. 1994. С.88-92.
81. Об аватарах см.: Питанов В.Ю. Был ли
Иисус Христос аватарой?
82. Шри Матаджи о чакрах. М.,
2003.С.107.
83. О кришнаитах, см.: Питанов В.Ю.
Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти.
84. Шри Матаджи о чакрах. М.,
2003.С.124-127.
85. Сахаджа йога. Советы и рекомендации
искателям истины. ТО "Нирмала". 2000. С.31.
86. Мартин У. Царство культов. СПб.,
Логос. 1992. С. 274
87. Шри Матаджи о чакрах. М.,
2003.С.138.
88. Там же. С.154-155.
89. Шри Матаджи Нирмала Деви.
Сахаджа-йога. М., Антал. 1992.С.4.
90. См.: Гайслер Норман Л. Энциклопедия
христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004.
С.402.
91. Шри Матаджи о чакрах. М.,
2003.С.158.
92. Живая этика. Озарение.2.4.3.
93. Шри Матаджи о чакрах. М.,
2003.С.160.
94. Там же. С.159.
95. Второе рождение. Приложение к
журналу "Новое мировоззрение". №1. 2003.С.4.
96. Сахаджа йога. Советы и рекомендации
искателям истины. ТО "Нирмала". 2000. С.49.
97. Шри Матаджи Нирмала Деви.
Сахаджа-йога. М., Антал. 1992.С.6-7.
98. Там же. С. 8.
99. Там же. С.10.
100. Там же. С.19.
101. Там же. С.18.
102. Там же. С.15.
103. Второе рождение. Приложение к
журналу "Новое мировоззрение". №1. 2002. С.7.
104. См.: Хассен С. Освобождение от
психологического насилия. СПб., Прайм-Еврознак. 2001.
105. См.: Франц Р. Кризис совести. М.,
Триада. 2000.
106. Шри Матаджи Нирмала Деви.
Сахаджа-йога. М., Антал. 1992.С.9.
107. Там же. С.21.
108. Там же. С.14.
109. Сахаджа йога. Советы и рекомендации
искателям истины. ТО "Нирмала". 2000. С.10.
110. Шри Матаджи Нирмала Деви.
Сахаджа-йога. М., Антал. 1992.С.15.
111. Там же. С.20.
112. Там же. С.16.
|