Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

Карта Сбербанка:
4817 7601 1265
4359

PayPal:
k-istine@mail.ru

WebMoney:
Р320505518138
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953



Секты / Секта Владимира Мегре "Анастасия"


Психолингвистический анализ картины мира в религиозном движении "Анастасия"

Движение "Анастасия" принадлежит к числу так называемых "экологических" религиозных групп. Идейной основой мировоззрения таких групп является пантеизм, связанный с обожествлением сил природы. Начало движению дала публикация серии книг Владимира Пузанова, пишущего под псевдонимом Мегре, о лесной жительнице по имени Анастасия. Эти произведения быстро распространяются и находят себе многочисленных поклонников, объединяющихся в группы и общества.

Согласно книгам Мегре, Анастасия, в чьем реальном существовании не сомневаются сторонники движения - представительница рода "сверхлюдей", обладающая уникальными способностями. Она может непосредственно общаться с "высшим разумом", предвидит будущее и может его изменять, способна исцелять мыслью, владеет гипнозом, телепатией, телекинезом, знает все существующие языки. Ей доступно все знание человечества, она "является неотъемлемой частью Природы" [1, 36]. Экологическая направленность здесь очевидна - героиня является как бы олицетворением природы. Все поведение Анастасии подчеркивает тесную связь с природой - она живет на поляне в лесу, кормят её белки, она постоянно трогает и "быстро поглаживает" листья и ветки растений.

"Анастасия" - секта Владимира Мегре ("Звенящие кедры России",  Фонд культуры и поддержки творчества "Анастасия", Всероссийское Движение землепользователей "Сотворение", экологические поселения и т.п.)

Миссия Анастасии - объяснить людям "пагубность технократического пути развития" и указать путь к первоистокам [1, 48]. В дальнейшем читатели узнают, что предназначение Анастасии состоит в том, чтобы родить Месс ю (от самого Владимира Мегре), что она и делает. Этот ребенок уподобляется Христу, на его рождение указывает звезда, подобная Вифлеемской.

Обожествляется в группе и сама Анастасия. Она неоднократно сравнивается с богиней: "Анастасия является совершенным человеком, подобным Богу"; "В прессе её называют "Хозяйкой Тайги", "Сибирской ведуньей", "Предсказательницей", "Божественным проявлением" [2]; "Ты, наверно, первая, кого называют богиней, но не поклоняются, а говорят как с близким другом" [2, 202].

Доктринальная концепция движения "Анастасия" очень сумбурна и не выдерживает сколько-нибудь серьезной религиоведческой критики. Это учение, по мнению религиоведов, представляет из себя "хаотический навал высказываний о божественном" [4, 64].

Представление о Боге в книгах Мегре сначала антропоморфно: Бог - личность, упоминаемая с большой буквы. Потом он понижается в ранге до "вселенского разума". В третьей книге предлагается архаический сюжет: Бог творил человека и так этим был увлечен, что не успел подумать о себе самом и не создал свой собственный облик. Кроме него, существуют светлые и темные сущности, силы космоса и т.п. Также признается карма и переселение душ; из теософского пантеона заимствовано представление о Боге как об энергии, разлитой по Вселенной.

Элементом, заимствованным из практик нео-языческого магизма является представление о том, что мечтой - только не абстрактной, а детализированной до мельчайших подробностей - можно сотворить все, что угодно. Хочешь иметь автомобиль - представь его в мельчайших подробностях [1, 58]. Это учение квалифицируется как "визуализация" и является распространенной магической техникой, основанной на вере, что человек сам является творцом собственной реальности [3, 66].

Одной из особенностей текстов серии "Анастасия", общей со многими нью-эйджеровскими произведениями, является частое использование имен мифологических и исторических персонажей. Они перечисляются в один ряд и тем или иным образом связаны с Анастасией. Тем самым Анастасия, культовый персонаж, включается, по замыслу автора, в ряды богов, пророков и деятелей культуры. "И что же, знания лам Востока, Мудрость Будды и Христа, Йоги она знает? – Знает. [1, 359]". Анастасия, окруженная "божественным" ореолом, помещается в центр религиозной картины мира.

Характерно, что автор, В.Мегре, не обладает багажом знаний о персонажах, перечисленных через запятую. Так, в вышеприведенном отрывке автор персонифицирует учение йогов, превращая его в какую-то Йогу; Майтрейю автор причисляет почему-то к "женским" божествам, хотя это - Будда грядущих времен, пол которого вообще не обозначен. Бог завещал человечеству, по словам Мегре, "сиять отныне в нави, яви, прави!". Привлеченный славянским звучанием этих слов, Мегре, кажется, не знает, что "навь" - это воплощение болезни и смерти, а также мертвец, труп [4].

Примером подобного же невежества является такой отрывок: "Шунята древней ведической литературы как раз и есть универсальная вычислительная машина [1, 19]". Шунята - это, наверное, шуньята, понятие буддийской (а не ведической) философии, обозначающее бессущностность, пустотность всех явлений. В ведической же философии оно резко критиковалось [4, 69].

Так же странно перечисление через запятую имен "просветленных", открывавших до Анастасии частицы истины человечеству. Это славянский "скотий бог" Велес, персонажи индийских эпосов Кришна и Рама, Иисус Христос, Аллах, Будда. Подобное нагромождение имен ориентировано на читателя, знакомого с ними понаслышке, из научно-популярных изданий и художественных фильмов, но не знающих достоверных исторических фактов и философских систем, связанных с упоминаемыми лицами. С помощью такого приема создается прецендентность текстов - читателю намеренно преподносятся малознакомые имена, призванные добавить весомости постулируемым тезисам.

***

Читайте также по теме:

***

Для ответа на вопрос, какое психическое состояние моделируется книгами и стихами про Анастасию, обратимся к психолингвистическому анализу текстового материала. Основой нашего анализа послужит подсчет лексических элементов, анализ текста по эмоционально-смысловой доминанте и в целом реконструкция авторского замысла [4].

Текст, особенно художественный, всегда конструирует некую модель или образ мира. Сам текст является языковой моделью мира его автора. И всегда в художественном тексте находит отражение не только смысл, или сюжет - но и отношение к жизненным ценностям. Как пишет известный психолингвист В. П. Белянин: "В тексте есть как минимум две части: информационная и эмоциональная (эпитеты, метафоры, образы). Именно эмоциональная составляющая текста и оказывает основное влияние на читателя" [5, 9-10].

В художественном тексте, по мнению ученого, эмотивность изначально задана при порождении. В рамках разработанной В.Беляниным теории эмоционально-смысловой доминанты различаются тексты "веселые", (эмоция радости), "печальные" (грусть, печаль), "светлые" (умиротворенность), "активные" (радость борьбы), "темные" (страх и злоба), "красивые" (негодование и удивление).

Каждому из этих типов текстов соответствует свой психологический тип личности, своя акцентуация. Более того, "содержание такого рода эмоций диктует структуру текста на всех уровнях его построения - сюжетном, фабульном, событийном. Оно определяет диспозиции персонажей и их функции, синтаксис фраз, и, конечно, метафоричность" [6].

Что же показывает психолингвистический анализ текстов Мегре?

Несмотря на традиционные для нью-эйджеровских групп призывы к любви и единению, лексика "светлого" плана, соответствующая паранойяльной акцентуации личности, не высоко частотна. Такие концепты, как "любовь", "свет", "истина", встречаясь в тексте, отражают неизбежную тематику религиозных текстов и представляют собой, по нашему мнению, скорее условность жанра. Уже на синтаксическом уровне "светлая" доминанта не проявляется. В отличие от "светлых" текстов, которым присущи развернутые сложносочиненные предложения с изобилием параллельных конструкций, текстам Мегре свойственен отрывочный, "телеграфный" размер, в них часто встречаются нарочито короткие предложения: "И он необычно быстро и легко побежал к Анастасии. Она со смехом убегала, петляя по поляне. Дедушка не отставал, но и догнать не мог. Вдруг дедушка охнул и присел, схватившись за ногу. Анастасия быстро повернулась, на лице её было волнение." [2]

В книгах про Анастасию высоко частотна лексика с резко негативной дентоацией. В этом плане обращают на себя внимание не только книги Мегре, но и многочисленные лирические произведения последователей движения "Анастасия": "Я адским зудом исхожу"; "Все наше вязкое уродство, И грязь, и смрад, и вещизм, и злобство…" [7]. В лирических произведениях самого Мегре также наличествует лексика этого плана: "Одурманено и рычаще Время зверя глотает плоть". В прозаических произведениях Мегре "темная" лексика еще более частотна. Часто встречаются лексические единицы, реализующие такие концепты как "тьма", "ад", "злоба", "страх": "Эй, предсказатели веков, тьму человеку предрекавшие, тем самым сотворившие и тьму и ад…Теперь о войнах не мечтайте. За интересы меркантильные свои обманом мракобесия людей в войну не вовлекайте" [2, 211].

Поклонники Анастасии чтят древние языческие сооружения - дольмены. Согласно их учению, люди, жившие у первоистоков человеческой культуры, придавали им особое значение. Но и об этих "святых" местах повествуется с применением "темной" лексики - "могила", "замуровать", "смерть": "(Предки медитировали ) будучи закрытыми каменными пробками в этом погребальном доме, замурованными заживо".

Характерной чертой "темных" текстов, создаваемых на основе эпилептоидной акцентуации [4], является неоднократное использование уменьшительно-ласкательных суффиксов. Героиня романа то и дело использует слова "дедулечка", "прамамочка" [!], её саму поклонники зовут "Анастасиюшка". Ярко выраженным компонентом "темного" текста является слово "грязь", нередко встречающееся на страницах книг про Анастасию. Упоминание грязи и нечистот часто встречается и в лирике последователей движения. У самого Мегре сема "грязь" соседствует с семой "секс". Причем, в отличие от "красивых" текстов, где в лексической реализации этого концепта на передний план выступает эротика, в серии "Анастасия" интимные отношения предстают в виде какой-то тяжелой, безрадостной порнографии. То и дело упоминаются изнасилования, половые контакты и сексуальные фантазии. Даже протагонист серии, Владимир, от лица которого ведется повествование, встретив первый раз в лесу Анастасию, сразу же попытался изнасиловать её [1].

В целом "темная" (эпилептоидная) эмоционально-смысловая доминанта текстов позволяет говорить об агрессивном отторжении окружающего, негативных жизненных установках, склонности искать и находить повсюду врагов. Когнитивная модель "темных" текстов основана на жесткой оппозиции добра, представленного узкой группой единомышленников, и зла, носителями которого выступают злодеи и некие почти демонические сущности - невежи, полулюди, стяжатели - иными словами, инакомыслящие, посягающие на авторитет религиозного лидера, Анастасии, и тем самым готовящие гибель всему человечеству.

Помимо первичной "темной" доминанты, в анализируемых текстах наличествует вторичная эмоционально-смысловая доминанта. В книгах часто встречаются элементы "красивого" (демонстративного) текста. Характерный компонент такого рода текстов (заметим, что к ним принадлежит жанр женских романов) - таинственность. Анастасия, загадочная обитательница тайги, живет в некоем месте, недоступном для непосвященных. Она открывает Мегре и его читателям скрытые истины, причем её вещания покрыты ореолом тайны. Эффект таинственности достигается приемом сознательных недомолвок. Персонажи обмениваются неясными для читателя - и самого протагониста - намеками, что, по замыслу автора, должно придать повествованию загадочность и значимость. К примеру, неожиданно упоминается какой-то "Он", не связанный с предыдущим повествованием, - но кто такой таинственный Он, персонажи так и не проговариваются.

В "красивых" текстах большое внимание уделяется описанию цвета, окраски объектов. Там, как правило, присутствует вся палитра. Анастасия, например, умеет раскрашивать цветы разными красками. В согласии с особенностями "красивых" текстов, в книгах Мегре часто упоминаются животные: белки, медведи, собаки, птицы. Анастасия знает их языки, а звери прислуживают ей и снабжают продовольствием (дивно хороши эпизоды, в которых Анастасия забавляется, подбрасывая в воздух медведей и т.п.). Последователи движения "Анастасия" также отдают должное этой теме, перечисляя в своих стихах разнообразных представителей фауны, от морского ежа до марала [7].

"Красивым" текстам свойственно заострять внимание на том, как герои движутся, какие позы принимают. Движения Анастасии самые хаотичные. Подчеркивая раскрепощенность лесной жительницы, её свободу от условностей, автор заставляет её то и дело совершать прыжки и акробатические трюки. Обилие разных движений доходит до абсурда при описании дедушки Анастасии. Так, в эпизоде, в котором родственники отшельницы узнают, что она ожидает ребенка, будущего Мессию: "Дедушка заволновался, засуетился, подбежал к стоявшим на коленях своему отцу и внучке. Засеменил вокруг них, развел руками, потом вдруг и сам опустился на колени, обнял их.." [2]

Вторичная "красивая" доминанта текста свидетельствует о демонстративной акцентуации его создателя. Тексты этого рода, по словам Л. Толстого, нацелены на "воздействие на внешние чувства, то, что называется поразительностью… читатель заинтересован и этот интерес принимает за художественное впечатление" [8].

Когнитивная модель, заложенная в текстах такого рода, предполагает наигранность переживаний при внешней демонстративной аффектации чувств. Установка этого текста - воздействовать на воображение читателя, поразить его мелодраматическим эффектом.

Сопоставляя когнитивные модели текстов "Анастасии" - "темную" и "красивую", можно прийти к выводу о своеобразной картине мира, которую эти тексты моделируют. Такому миропониманию присуще дуальное деление мира на "своих", вовлеченных в группу, и "чужих", врагов; определенная экзальтация чувств, и даже слащавость, сопряженная с агрессивностью, направленной вовне - черты, характерные для религиозного объединения (секты) авторитарного типа.

Элина Саракаева

Корни

Использованная литература

1 Мегре В. Звенящие кедры России. - 1988.

2. Мегре В. Пространство любви. - 1999.

3. Прозрение, № 1 (6), 2001.

4. Иванов Петр, священник. Культ Анастасии: таежный сериал для советской образованщины, или Гитары, деньги и кедровая каша в голове // Прозрение, № 1 (6), 2001. Иванов Петр, священник, доктор исторических наук, зав. сектором Института востоковедения РАН, помощник управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского по церковно-общественным вопросам. Эта же статья под несколько другим названием опубликована в другом издании: Иванов П. Культ Анастасии: лесной соблазн постсоветской интеллигенци; о секте "анастасийщины" // Материалы международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты - угроза XXI века". Нижний Новгород, 23-25 апреля 2001 года. - Нижний Новгород: Изд-во Братства св. Александра Невского, 2001. С. 144-174.

5. Белянин В. П. Эмотивность и доминанта художественного текста // Когнитивные и культурологические подходы к семантике. - 1999.

6. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики. Модели мира в литературе. - М., 2000.

7. http://www.anastasia.ru

8. Толстой Л. Н. Что такое искусство? - М., 1985.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Анастасия - секта Владимира Мегре"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2020

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru