Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Секты / Секта Владимира Мегре "Анастасия"


Движение Анастасии. Часть 1.

Введение

Владимир МегреСамая крупная отечественная сектантская общность, возникшая после распада Советского Союза, представлена последователями Анастасии, мифической женщины, о которой российским предпринимателем Владимиром Николаевичем Мегре была написана серия книг "Звенящие кедры России". Строго говоря, последователей Анастасии следует именовать не сектой, но сектантским движением, состоящим из различных сект и культов, объединенных творчеством Мегре. Это принципиально важное отличие, т.к. секты и сектантские движения значительно разнятся по степени и характеру своего воздействия на окружающее их общество, особенностям своей организации, внутренним и внешним факторам, влияющим на их развитие. Секты появляются намного чаще, чем сектантские движения. Возникновение, развитие и распад большинства сект остается не замеченным широкой общественностью и известен лишь специалистам. Деятельность сектантских движений всегда имеет большой резонанс в обществе. Так, движение Рерихов, движение Порфирия Иванова и теософское движение широко известны и оказали значительно большее влияние на формирование нетрадиционной религиозности нашего общества, чем такие гиганты отечественного сектантства, как Великое Белое Братство, Церковь Последнего Завета и Богородичный Центр. Движение Анастасии, как это будет показано ниже, не представляет собой принципиально нового типа организации нетрадиционной религиозности. Оно достаточно заурядно и предсказуемо. Тем не менее, некоторые элементы новизны и оригинальности в нем все же присутствуют, и именно они представляют наибольший интерес для сектоведения.

***

Читайте также по теме:

***

Книги серии "Звенящие кедры России": общая характеристика

В 1996 году в Москве выходит в свет первая книга Владимира Мегре "Анастасия". В отличие от всей массы иной литературы, издающейся в границах оккультной среды общества [1], эта работа произвела неизгладимое впечатление на ее читателей и достаточно быстро распространилась на территории стран СНГ. Практически сразу же начинают печататься дополнительные тиражи первого тома, в том числе и в Беларуси [2]. В 1997 году Мегре издает вторую книгу об Анастасии "Звенящие кедры России" и берет ее наименование для всей серии книг. Впоследствии он пишет и издает еще семь книг: "Пространство любви" (1998), "Сотворение" (1999), "Кто же мы?" (2001), "Родовая книга" (2002), "Энергия жизни" (2003), "Новая цивилизация. Часть 1" (2005), "Новая цивилизация. Часть 2" (2006), которые ложатся в основании религиозного учения, разделяемого группами движения Анастасии.

Текстовый анализ этих книг показывает, что практически все их религиозные элементы были заимствованы из различных концепций и смысловых конструкций, распространенных в оккультной среде общества и у некоторых действующих на территории России сект. Отрывки оккультных и сектантских учений вырывались из контекста, смешивались воедино и полагались в основание нового учения. Так, при написании книг использовались: учение Рерихов, псевдонаучные концепции Акимова, Казначеева, Бэкстера, концепции движения нового мышления, апокрифическая литература, учение Порфирия Иванова, ноосферное учение, теософия, герметизм, каббала, концепции экстрасенсорного воздействия, целительства, сглаза и порчи, психотропного оружия, атлантиды, детей индиго, духов хранителей, шамбалы, осознанных сновидений, всемирного заговора, реинкарнации, телегонии, ясновидения, учение церкви последнего завета, международной академии информатизации, интегральной йоги, корпус оккультных интерпретаций древнего мира вообще и древнего Египта в частности, различные теории из парапсихологии, уфологии, язычества, спиритизма и др. Интересно, что на протяжении книг у Мегре меняется отношение к одним и тем же источникам оккультной среды общества. Так, если в ранних книгах он категорически отрицает астрологию как веру темных сил, уводящую от истины, то в последней работе присутствуют рассуждения о составлении гороскопов и влиянии планет на человека. Не известно, занимался ли Мегре осознанно компиляцией, либо он совершенно искренне передал читателю то, во что верил сам и что на поверку оказалось лишь новой комбинацией давно известных сектантских учений. Как бы то ни было, создавая книги об Анастасии, Мегре стал очередным заложником работающего уже многие тысячелетия механизма по сохранению и воспроизводству оккультной среды общества. Именно из оккультной среды чаще всего возникают секты и, распадаясь, в ней же растворяются. Движение Анастасии является классическим примером того, как отдельные разрозненные сектантские и оккультные идеи, витающие в сердцах и умах людей, а также регулярно воспроизводящиеся на страницах книг, СМИ, телевидения, системы интернет, могут найти свое успешное социальное выражение, воплотившись в конкретном сектантском движении. Фактически, такой характер возникновения движения Анастасии еще раз свидетельствует о необходимости более глубокого изучения сектоведами аморфной, не институализированной нетрадиционной религиозной среды любого общества.

В ранних книгах Мегре, еще сомневаясь в ценности своих писаний, называет Рерихов, Акимова, Казначеева и прочих своих вдохновителей по именам. Однако успех книг вселил в него достаточно уверенности в своих силах для того, чтобы в последующих томах работать лишь с самими идеями оккультной среды общества, лишенными "авторства". Отсылки на авторитеты отпадают теперь за ненадобностью, т.к. окружение Мегре стало на него самого смотреть как на серьезный авторитет в этих вопросах. Кроме того, низкий образовательный уровень Мегре в вопросах истории религии и религиозных учений позволяет нам предположить, что он мог и не знать авторство некоторых идей и концепций, представляемых им в качестве его собственных. Так, вряд ли Мегре знал, что играющие важнейшую роль в книгах об Анастасии рассуждения о силе и скорости мысли, науке образности и всеобщей осознанности являются всего лишь очередной вариацией идей герметизма и одного из самых крупных сектантских движений США середины XIX века - движения нового мышления, основанного Финеасом Паркхурстом Квимби (1802-1866).

Источники и теории оккультной среды, к которым апеллировал Мегре, в своих ранних книгах характеризуются своим обобщенным характером и широкой распространенностью в окружающем обществе. В то же время источники, привлекаемые в каждой следующей книге, имеют все более специфический характер. Это свидетельствует о том, что после издания первых книг Мегре решил углубить свои знания в области современной нетрадиционной религиозности и начал более внимательного знакомиться с материалами оккультной среды общества. Однако даже такое самообразование не спасает его от типичных для подавляющего большинства авторов оккультной и псевдорелигиозной литературы проблем: а) полного хаоса в области понятийного аппарата; б) нарушения во внутренней логике развития религиозных концепций, приводящего к противоречивости разрабатываемой системы взглядов. Мегре играет с серьезными богословскими терминами, не стремясь к достижению понятийной ясности, четкости мысли, единству и логичности выстраиваемого им религиозного учения. Очевидную неточность и незаконченность мысли Мегре растворяет в сентиментализме, максимально упрощенном для неискушенного читателя. Однако если повышенная эмоциональность и образность его работ являются элементами, сознательно встраиваемыми им в общую ткань повествования, то хаотичность в изложении им своих богословских, космологических, антропологических и иных взглядов является результатом его неграмотности в данных вопросах. Однако именно эта комбинация - неспособность к систематическому изложению черпаемых из оккультной среды общества мыслей вместе с умением играть на эмоциях публики и давать ей то, что она хочет, - и является залогом успеха этих книг.

В процессе создания своего учения Мегре постоянно жалуется на то, что его концепции нельзя понять и обосновать, прибегая к каким-либо теоретическим системам, разработанным за всю историю человечества. Только опыт, только практика, только реальные случаи из жизни Анастасии и самого Мегре являются последним свидетельством в подтверждение истинности его слов и системы. Таким образом, регулярные отсылки на конкретные примеры "из жизни" отвлекают внимание читателей от того, что все эти "примеры" существуют лишь на бумаге и представляют ничто иное, как очередную теоретическую конструкцию, совершено оторванную от реальности. Обрушиваясь с критикой на теоретиков науки и религии, Мегре создает у неподготовленного читателя иллюзию некоторой опытной подтвержденности, логичной связанности его собственных положений. Вероучение движения Анастасии не излагается систематически, но рассредоточено по тексту всех книг серии и гармонично вплетено в общую ткань повествования. Для составления полного представления любого богословского понятия необходимо прочтение всех книг сразу. Важнейшим следствием из этого является характерный для многих сект принцип представления своих богословских идей: отсутствие единства и законченности учения, допускающие возможность периодических дополнений и изменений принципиально важных компонентов. Одновременно допускается множественность интерпретаций текста и его принципиальная совместимость с текстами иных сект и сектантских движений. Возникает вопрос: является ли серия книг "Звенящие кедры России" своеобразным священным писанием движения Анастасии? Книги постоянно цитируются в литературе и материалах движения и считаются, безусловно, более значимыми, чем все иные писания человечества. Сам Мегре в качестве самой важной и значимой книги движения назвал четвертый том серии - "Сотворение" [3].

В ранних книгах главным и безусловным источником мудрости выступает сама Анастасия. В последующих важные размышления богословского характера исходят также от ее дедушки, прадедушки и самого Мегре. В последних работах к указанной команде мыслителей прибавляется сын Мегре от Анастасии. Однако с каждой последующей книгой Мегре все меньше предпринимает попытки придумать новый сюжет, включающий встречу с Анастасией. Все больше появляется воспоминаний Мегре о сказанном Анастасией и ее родственниками при прежних встречах с ними в Сибири. Все чаще приводятся тексты, сообщающие важную информацию от лица уже самого Мегре. От книги к книге растет уровень претензий Мегре и движения Анастасии. Если в начале они стремились преобразить Россию и превратить ее в передовую процветающую страну мира, то уже начиная с шестой книги, когда Мегре стало очевидным успешное и быстрое распространение движения в других странах мира, когда появились переводы книги на иностранные языки, миссия движения Анастасии расширяется до предотвращения мировой катастрофы и войны во всем мире между мусульманами и христианами. Кроме того, ставится цель по установлению мира не только во всем мире, но и на всех планетах и во всей вселенной. При этом все чаще появляются категорические нотки, говорящие, что все люди земли должны делать так, как говорит Мегре, и те из них, кто так делать не захочет, обречены жить в глупой и неправильной общественной системе. В восьмом томе Мегре уже говорит о будущем расцвете Америки.

Книги об Анастасии, по учению Мегре, были задуманы с целью изменить мир к лучшему. Этому призвана способствовать даже сама книга, обладающая необычайными свойствами, о которых можно прочитать на внутренней обложке: "По утверждению Анастасии, в тексте заложены сочетания букв и комбинации слов, благотворно влияющие на человека…". Эти слова обращены к магическому сознанию читателя и, безусловно, повышают покупательский спрос на нее. Впрочем, еще до Мегре этим приемом пользовались различные представители оккультной среды общества, также помечавшие титульные листы своих книг аналогичным текстом [4].

Компилятивный характер работ Мегре значительно осложняет жизнь любым последовательным оппонентам движения, т.к. сделать подробный критический анализ книг об Анастасии предполагает необходимость изучения всех тех оккультных и сектантских учений, которые Мегре использовал при ее написании.

Учение о Боге, Анастасии и человеке

Учение о Боге. Мегре постоянно подчеркивает, что его книги и последователи не имеют никакого отношения к религии. Существенным компонентом любой религии является учение о Боге, мире видимом и невидимом, человеке и способе достижения им его предназначения по отношению к миру, другим людям и Богу. Кроме того, религия предлагает определенную систему религиозно обоснованных морально-этических норм и рекомендаций относительно жизни человека. Все это и многое другое, характеризующее религию, присутствует в движении Анастасии и книгах Мегре. Так, на протяжении всех книг формируется учение о Боге. С одной стороны, образ "Бога" у Мегре обладает характеристиками, позволяющими судить о Его всемогуществе или, по крайней мере, не вступающими с ним в противоречие.

Так, Бог есть любовь, личность, всемогущий творец вселенной, межпланетный разум, интеллект, непознаваемый человеческим умом и находящийся вне времени [5]. С другой стороны полагаются также качества "Бога", свидетельствующие о некоторой Его ограниченности. Так, Бог может общаться с людьми "только через Свою частичку, которая находится в каждом человеке, а эта частичка уже передает информацию с помощью ритма вибраций всему остальному в человеке" [6], т.е. Он ограничен в выборе средств общения с человеком. Бог невидим, потому что "Его мысли с большой скоростью и плотностью работают" [7], а скорость мысли вообще, как это будет показано ниже, есть один из важнейших параметров, характеризующих все живое на Земле. Чем ниже скорость мысли - тем ниже находится существо на лестнице творения и наоборот. Кроме того, дух Бога отличается от духа человека лишь силой и мощью энергии. Необходимое логическое следствие отсюда, вероятно не предвиденное самим Мегре, заключается в том, что важнейшие "характеристики Бога" скорость мышления и сила энергии Его Духа  "роднят" Его с Его же творением и делают Его таким же ограниченным, как и творение [8]. Кроме того, согласно Мегре, Бог имеет все те же чувства, которые присущи человеку. Он может радоваться, переживать, грустить, "нежностью пылать", надеяться, верить, ждать, и т.д. [9]. В первой и второй книгах Мегре заявляет о том, что Бог "находится не в единой массе. Половина его во внематериальном мире Вселенной. Это комплекс всех энергий. Вторая половина частичками рассредоточена на Земле, в каждом человеке" [10], и "Бог тоже во плоти, но только - наполовину. И плоть его - это все люди Земли" [11]. Тем самым Богу снова приписываются качества, ограничивающие и принижающие Его до уровня творения. В четвертой книге говорится, что Бог существует "не во плоти", но при этом никаких далеко идущих выводов из этого заявления не делается, и все прежние положения о Боге остаются в силе [12]. Однако наиболее показательным является учение об ипостасях Бога. Очевидно, что Мегре не имеет ни малейшего представления о том, какое значение и смысл имеет заимствованное им из христианского богословия понятие "ипостаси". В книгах Мегре оно редуцируется до значения "проявление Бога". Так, у Бога может быть множество ипостасей, различающихся по степени значимости, и общение с ними равнозначно общению с Богом. При этом Анастасия регулярно контактировала с величайшей из всех ипостасей Бога ─ с "огненным шаром", представляющим собой ограниченный в пространстве разумный шаровидный сгусток, неведомой и невиданной мощи, обладающий, кроме всего прочего, чувствами [13]. Иисус Христос, по учению Мегре, был не Богом, а обыкновенным человеком, "старшим братом Анастасии" [14]. В книгах не поднимается, проблема совместимости друг с другом предложенных ключевых характеристик и свойств Бога. Мегре не беспокоит то, что учение об ипостасях Бога и возможности общения с ними, развиваемое им в седьмой книге, противоречит учению второй книги о том, что с Богом можно общаться только через Его частичку в человеке. Образ Бога в книгах серии максимально прост, доступен и понятен читателю, и для Мегре это намного важнее, чем его внутренняя противоречивость.

Учение об Анастасии. Молодая, здоровая, необыкновенно красивая, умная женщина, родившаяся в лесу и живущая там одна, без жилища, одежды, запасов продуктов питания, при этом прекрасно разбирающаяся в жизни современного общества. Анастасии служит вся сибирская природа: звери, птицы, растения. Она обладает рядом необычайных свойств: видит прошлое и будущее; может исцелять людей; обладает колоссальной памятью и концентрирует в себе жизненный опыт многих людей прошлого и настоящего; знает больше, чем написано во всех дошедших до нас трактатах человечества; говорит на всех языках мира; может общаться с помощью телепатии и самостоятельно телепортироваться; является величайшим философом, мысли которого судьбоносны для всего человечества; открывает старые духовные законы, создает новые; и все, о чем Анастасия мечтает, всегда сбывается [15]. При этом на протяжении всех книг Мегре подчеркивает, что Анастасия является простым человеком, и все остальные люди также могут делать все, что делает Анастасия. Для этого им нужно просто выбрать путь самосовершенствования и делать все то, что рекомендует Мегре, например, создавать родовое поместье. Существует ли Анастасия на самом деле? Нет, это выдуманный художественный образ. Об этом Мегре заявил в Санкт-Петербурге на суде с Ольгой Стуковой, писавшей свои книги об Анастасии и критиковавшей Мегре за искажение образа Анастасии.

Однако все размышления об Анастасии первых шести книг меркнут на фоне провозглашения Анастасии спасительницей мира в седьмом томе. Но понять суть "спасительного подвига" Анастасии можно только разобравшись в учении Мегре о силе мысли и о науке образности. Согласно Мегре, мысль первична, материальна, существует в пространстве, и однажды помысленное имеет огромный потенциал к реализации в настоящем или будущем. Весь мир был сотворен энергией мысли [16]. Животные, растения, человек и, как уже говорилось, даже Бог мыслят с определенной скоростью. Чем чище и духовнее человек, тем выше скорость его мышления. Увеличение скорости мысли есть путь к познанию Бога. Основной путь к увеличению скорости мышления заключается в создании своего собственного родового поместья [17]. Из всех людей на земле самую высокую скорость мысли имеет Анастасия. Самой древней наукой, с помощью которой человек может ускорять свою мысль, является "наука образности". Все науки мира происходят от науки образности, которая обучает, в числе всего прочего, "мыслить образами, создавать живые образы-субстанции и с их помощью управлять большим сообществом людей". Сила образа, его способность влиять на окружающий мир зависит от количества людей, его разделяющих и поддерживающих. С помощью таких образов были созданы все религии и управляются до сих пор все государства [18]. Учение Мегре о науке образности оказало решающее влияние на формирование самого стиля книг, в которых он активно рисует эмоционально перегруженные образы светлого будущего движения Анастасии в родовых поместьях, полагая, что именно эти образы являются залогом успеха движения. Таким образом, Мегре не просто учит людей через книги, но сам пытается активно использовать свое же собственное учение, оказав максимальное влияние на читателя.

Суть подвига Анастасии состоит в том, что она впервые за всю историю человечества помыслила, создала образ возможности спасения человека без помощи Бога и сказала это Самому Богу, отказавшись от Его участия в решении возникших у нее сложностей [19]. Оказывается, проблема человечества состояла до сих пор в том, что оно все время надеялось на Бога, просило помощи у Него, поклонялось Богу, и потому совершенно не верило в свои собственные силы, не занималось самосовершенствованием, было подавлено образом своей беспомощности пред всемогущим Богом. Анастасия же не только впервые открыто заявляет Богу, что ни в какой Его помощи не нуждается, что может сама достичь совершенства, но и старается с помощью книг Мегре научить этой мысли все человечество. Все люди мира должны теперь осознать, что они по природе своей совершенны, и мир совершенен. Соответственно, путь к абсолютному совершенству в их собственной жизни можно преодолеть самостоятельно. Все проблемы мира, вызванные деятельностью человека, могут быть решены силами самого человека. Анастасия вытаскивает человечество из глубокой ямы неверия самому себе и открывает ему светлый путь духовного самосовершенствования. Как и было сказано, основной способ совершенствования состоит в увеличении скорости мысли и в постройке родовых поместий. Так, если скорость мысли человека будет соответствовать скорости мысли Бога или даже превышать ее, то человек сможет сам творить новые миры на различных планетах во вселенной [20]. Это, вероятно, и является конечной целью: самостоятельное творение человеком новых миров, - но не Бог. При этом Мегре подчеркивает, что никто и никогда в истории религиозно-философской мысли до Анастасии не додумывался до столь революционного заключения о том, что человек и мир совершенны. Это событие сопоставляется с "переворотом сознания всего человечества", "изменением баланса вселенских энергий". Из самой сути "спасительного подвига" Анастасии следует то, о чем Мегре открыто заявляет на страницах своих книг: никогда за всю историю человечества Бог никак не вмешивался в жизнь людей, а все религии, действующие якобы от имени Бога, являются не более чем надувательством.

Неизвестно, понимает ли сам Мегре всю чудовищность данной концепции с позиций учения всех традиционных религий мира и даже всех сект. Если другие секты допускали примеры вмешательства Бога в историю человечества, то Мегре по уровню своих претензий превзошел всех: он разом отринул все ранее существовавшие религии и религиозные организации, поставив на пьедестал почета… самого себя. Почему самого себя, а не Анастасию? Все эти годы Мегре прекрасно понимал, что Анастасии не существует, и что влияние на людей оказывают создаваемые, в конечном счете, им самим образы и идеи. Он сам и никто иной в реальности является последним авторитетом, к которому люди обращаются за толкованием сказанного Анастасией. Он, возвысив Анастасию в седьмой книге до уровня Спасителя всего человечества, тут же, через несколько десятков страниц заявляет: "Анастасия. Теперь уже не важно, кто она. Важно другое…" [21] и напоминает читателю о великом значении идеи создания родовых поместий и той новой идеологии, которую подарила миру "Анастасия". Наконец в этой же книге, несколько страниц спустя, он скромно напоминает читателю о самом себе, изрекая устами дедушки Анастасии пророчество в свой адрес: Мегре: "Так значит, и я буду одним из значимых писателей?" Дедушка: "Ты не будешь одним из… Ты будешь самым значимым, Владимир. Внучка для любимого вторых ролей и не помыслит даже" [22]. Действительно, Анастасия будет всегда оставаться первой в движении Мегре, но "находиться" при этом в Сибири. Самому Мегре придется стать вторым после Анастасии, но первым во всем мире. Две части восьмого тома не рассказывают читателю ничего нового об Анастасии, но в них Мегре уже активно рассуждает на серьезные темы от своего собственного имени.

Учение о человеке. Человек, по учению движения, создан по образу и подобию Бога, свободен, вечен, бесконечен. От самого рождения он чист, непорочен и в нем заложена вся необходимая для него информация о мире и Боге [23]. Жить, творить, постигать созданный Богом мир и наслаждаться жизнью - вот основное предназначение совершенного человека. После смерти человека ждет вечный круг перевоплощений на Земле или даже на других планетах. При этом он сам может выбирать время и место своего будущего воплощения, проживая все свои последующие жизни вместе с теми, кто ему близок и дорог. Но если в индуизме и буддизме вся духовная практика сосредоточена на том, чтобы освободиться от круга перерождений, то Мегре представляет реинкарнацию чем-то позитивным и желанным, своеобразной наградой за хорошее поведение в жизни. Так, перевоплощаться снова смогут только те, кто при жизни создал родовое поместье или хотя бы хотел его создать. Все остальные и, в первую очередь, противники идей Мегре умрут и никогда более не воплотятся на Земле [24]. Примечательно, что соединение с Богом, жизнь в Царстве Небесном не являются конечной целью совершенства и духовного развития человека. Мегре, как и тысячи его предшественников из мира сект, учит об устроении рая на Земле, а учение о внеземном рае представляет в качестве одной из самых пагубных доктрин всех религий мира [25].

Отношение к Русской Православной Церкви

В третьем томе серии говорится, что некоторые люди рассматривают движение Анастасии в качестве секты, но пока предлагается отнестись снисходительно к "обидчикам" и простить их. С четвертого тома ситуация резко меняется. Начинает формироваться отношение к религиям вообще и РПЦ в частности. Причем с каждым следующим томом критика Церкви возрастает. Так, все религии преподносятся как специально придуманные темными и корыстными жрецами идеологические конструкты для манипуляций людьми. Христианство вообще и Православная Церковь в частности представляются как наркотик, иностранная идеология, формирующая рабский тип человека - биоробота, не способного к логическому мышлению, подчиняющегося определенной заданной программе и исполняющего набор оккультных ритуалов [26]. Распятие и крест полагаются в качестве ярко негативного, оккультного символа, направленного на подчинение людей и уничтожение их душ [27]. Рисуется картина православных монахов, изрубающих детей в процессе обращения язычников в христианство во время крещения Руси [28]. Мученики Православной Церкви представляются террористами, религиозными фанатиками, самоубийцами, зазомбированными биороботами, исполняющими приказы тайных жрецов. При этом утверждается, что в основании терроризма лежит учение о внеземном рае, которое Мегре предлагает всем религиозным лидерам мира отменить и принять его собственную концепцию [29]. Правда, буквально в следующей главе уже восхваляется подвиг далеких предков россиян - язычников, убитых из-за того, что не пожелали принять христианство [30]. Из контекста не понятно, свидетельствует ли это об элементарной непоследовательности автора или об использовании им двойных стандартов, допускающих, что умирать можно только за язычество и концепции, предлагаемые Мегре, а мученическая смерть за любую другую веру считается уже терроризмом. В итоге намекается на то, что народ и государство могут снова устроить погромы, разрушения церквей, кровавую расправу над священнослужителями, как это уже было при Советской власти [31]. При этом великодушно отмечается, что для Церкви еще не все потеряно, и у нее остался последний шанс стать "высокодуховным институтом". Для этого РПЦ должна принять благую весть Анастасии и начать вместе со своими прихожанами дружно строить родовые поместья.

Как уже было сказано, вероучение движения во многом формировалось под влиянием изменений во внешней среде. Одним из важнейших факторов этих изменений стала повседневная негативная реакция на движение Анастасии священства и мирян Православной Церкви, распознававших в нем секту, а также сектоведов, периодически печатавших аналитические материалы на эту тему. Церковь не могла не дать соответствующей оценки появившемуся сектантскому движению, вероучение которого по всем пунктам противоречит ее учению. Всякий, кто последовательно разделяет религиозное учение движения, не является членом Церкви. Однако эта оценка и материалы вызвали ответную, защитную реакцию со стороны Мегре, которая выразилась в тотальной критике Церкви в более поздних работах. Сам процесс негативной реакции на секту и агрессивного ответа с ее стороны не нов и тысячи раз проигрывался за всю историю Церкви. Как ни странно, но это связано с изначально позитивным отношением большинства сект к Церкви, что в свою очередь укоренено в их стремлении как-то использовать ее ресурс для продвижения своих интересов и идей. Очень многие основатели сект не стремились создавать отдельные организации, но хотели лишь видоизменить существующие Церкви. Последние, видя порой чудовищную несовместимость предлагаемых идей с учением Церкви, выступали с естественной их критикой и, тем самым, своими же руками меняли позитивное отношение к себе на агрессию. Однако иной альтернативы у Церкви никогда не было и не будет, т.к. принятие идей секты или простое игнорирование их распространения внутри ее неизменно привело бы к серьезному разложению церковной организации изнутри. Эта ранняя критика Церковью секты может повлиять на ее распад или значительно ограничить масштабы ее работы. Она же не редко благоприятно влияет на формирование самой секты. Этот, значительно осложняющий всю ситуацию аспект проблемы, никогда не осознается сектой и редко понимается сектоведами. Критика ускоряет процесс всесторонней саморефлексии секты, включающей в числе наиболее важных компонентов осмысление и окончательную постановку целей и задач организации, стратегии поведения по отношению к миру и иным религиозным организациям, построение независимой структуры, выработку механизмов мобилизации членства и т.д. Секта занимает самостоятельную, независимую и продуманную позицию, позволяющую ей в дальнейшем наиболее успешно и эффективно защищать свои интересы. Чем сильнее возникающая организация, тем больше вероятность того, что она сможет устоять перед критикой и использовать ее себе на пользу. Возникает безвыходная ситуация, когда как действие, так и бездействие Церкви и сектоведов в отношении новой секты будет иметь однозначно негативный эффект. При этом на данном этапе исследований в этой области не видно никаких вариантов выхода, позволяющих взять эту ситуацию под контроль.

Как бы то ни было, реагируют секты на подобную критику со стороны Церкви по-разному. Одни просто структурно дистанцируются от своих критиков. Другие, как, например, движение Анастасии, отвечают тотальной критикой Церкви, не понимая, что в долгосрочной перспективе это будет использовано против самой же секты. В книгах Мегре активно критикует Церковь. Однако более интересной представляется эта критика, если взглянуть на нее с позиций учения движения Анастасии о силе мысли и о науке образности. Так, в тексте создаются негативные образы Церкви, которые должны работать на ее разложение и уничтожение. В книгах идет не просто обсуждение разногласий с Церковью, но реально вбрасывается в мир набор негативных образов, которые должны также быстро привести к ее развалу, как книги Мегре привели к возникновению движения Анастасии. В это, по крайней мере, верит сам Мегре.

Большинство сект создают себе образ врага. При этом одни секты останавливаются только на словесной критике своих врагов. Другие допускают возможность их физического уничтожения. Не известно, на каком конкретно варианте решит остановиться движение Анастасии. Пока что, оставаясь в рамках стандартной схемы большинства сект, движение, с одной стороны, сильно завышает значимость своих противников и, с другой стороны, стремиться показать их ничтожность и слабость перед светлыми силами и идеями Анастасии. В первом случае Анастасии противостоят могущественные международные, транснациональные корпорации, иностранные спецслужбы, тайные жрецы, управляющие всем миром и прочие неведомые силы, устроившие масштабный заговор против распространения ее идей [32]. Во втором случае, врагами выступают сектоведы - небольшая, но старая иностранная секта биороботов, угрожающая и преследующая Мегре лично, вымогающая у него "помимо разовой выплаты, еще и сто тысяч рублей ежемесячно" [33]. Оба образа помогают Мегре объяснить причину своих собственных ошибок, неудач и заблуждений. Чем больше естественных проблем будет встречать движение Анастасии на своем пути, тем более активно будут критиковаться и обвиняться во всем сектоведы и прочие "темные силы" мира сего. При этом как-то забывается, что единственным "оружием" сектоведов является печатное слово. В числе всего прочего Мегре обвиняет сектоведов, а заодно и Православную Церковь, в работе на иностранные спецслужбы, что весьма веселит самих сектоведов, которые лишь украдкой уделяют внимание движению Анастасии [34].

Поливая Церковь грязью, Мегре оскорбляет чувства православных верующих, и от коллективного иска со стороны православных его пока спасало лишь только то, что православные редко читают сектантскую литературу, особенно после того, как много лет назад Церковь впервые дистанцировалась от движения Анастасии. Продолжение следует…

***

Оккультная среда общества - не институализированные нетрадиционные религиозные идеи, смысловые конструкции и ритуальные практики современного общества, передаваемые и поддерживаемые как конкретными людьми их разделяющими, так и с помощью литературы, аудио-видеоматериалов, периодических изданий, TV передач, и др. носителей информации соответствующего содержания.

Использованная литература

1. Мегре В. Анастасия. Книга первая. – Минск.: РИБ "Лембович", 1997. –156с.

2.  Мегре В. Энергия жизни. Книга седьмая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2003. –С.174-175.

3. См. например книгу Юрия Лонго со следующим текстом на внутренней обложке: "Эта книга заряжена моей энергией. Она принесет Вам удачу, благополучие, и главное - здоровье. Юрий Лонго". Лонго Ю. Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить! Практическая магия. Том 3. - Москва.: "Грамма", 1995. –304с.

4. Мегре В. Анастасия. Книга первая. –Минск.: РИБ "Лембович", 1997. – 156 с.; С. 7; 11-14; 42; 64. Мегре В. Сотворение. Книга четвертая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 1999. – С.49; 111.

5. Мегре В. Звенящие кедры России. Книга вторая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2006. 5. С.52. Мегре В. Звенящие кедры России. Книга вторая. –Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2006. –С. 51.

6. Мегре В. Звенящие кедры России. Книга вторая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2006. –С.173.

7. Мегре В. Энергия жизни. Книга седьмая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2003. –256с.; С.37-38.; Мегре В. Пространство любви. Книга третья. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2005. –С.47. 

8. Мегре В. Сотворение. Книга четвертая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 1999. –С.64.

9. Мегре В. Анастасия. Книга первая. – Минск.: РИБ "Лембович", 1997. –С.49. 

10. Мегре В. Звенящие кедры России. Книга вторая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2006. –С.52; 177.

11. Мегре В. Сотворение. Книга четвертая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 1999. -С.64.

12. Мегре В. Звенящие кедры России. Книга вторая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2006. – 223 с; С. 34-36; Мегре В. Энергия жизни. Книга седьмая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2003. –С.163; 167.

13. Мегре В. Кто же мы? Книга пятая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2001. –С.222. 

14. Мегре В. Анастасия. Книга первая. – Минск.: РИБ "Лембович", 1997. – С.48; 100;   Мегре В. Звенящие кедры России. Книга вторая. –Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2006. – С.144-145; 152; 178; Мегре В. Пространство любви. Книга третья. –Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2005. – С. 49; Мегре В. Сотворение. Книга четвертая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 1999. –С. 110-111; Мегре В. Кто же мы? Книга пятая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2001. – С. 146-149; Мегре В. Родовая книга. Книга шестая. –Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2006. –С. 198-199.

15. Мегре В. Энергия жизни. Книга седьмая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2003. –С.15-17.

16. Мегре В. Родовая книга. Книга шестая. –Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2006. – С.224; Мегре В. Энергия жизни. Книга седьмая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2003. –С. 27; 76.

17. Мегре В. Сотворение. Книга четвертая. –Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 1999. – С.95; 98; Мегре В. Кто же мы? Книга пятая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2001. – С. 149; Мегре В. Родовая книга. Книга шестая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2006. –С.147.

18. Мегре В. Энергия жизни. Книга седьмая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2003. –С.38-45.

19. Мегре В. Энергия жизни. Книга седьмая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2003. –С.47.

20.  Мегре В. Энергия жизни. Книга седьмая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2003. –С.122.

21.  Мегре В. Энергия жизни. Книга седьмая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2003. –С.176.

22. Мегре В. Анастасия. Книга первая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2006. – С.91; Мегре В. Звенящие кедры России. Книга вторая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2006. – С. 50; 138; Мегре В. Сотворение. Книга четвертая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 1999. – С. 16; 38.

23. Мегре В. Кто же мы? Книга пятая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2001. – С.7-8; 230-231; Мегре В. Родовая книга. Книга шестая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2006. – С. 80; 83; Мегре В. Новая цивилизация. Книга восьмая. Часть 1. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2005. –С. 207; 218-219.

24. Мегре В. Энергия жизни. Книга седьмая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2003. –С.131.

25. Мегре В. Сотворение. Книга четвертая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 1999. – С.56; 95; 98; Мегре В. Энергия жизни. Книга седьмая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2003. –С. 110-111; 124; 136.

26. Мегре В. Энергия жизни. Книга седьмая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2003. –С.124-126.

27. Мегре В. Новая цивилизация. Книга восьмая. Часть 2. Обряды любви. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2006. –С.171.

29. Мегре В. Энергия жизни. Книга седьмая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2003. –С.129-131.

30. Мегре В. Энергия жизни. Книга седьмая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2003. –С.136; или например: Мегре В. Новая цивилизация. Книга восьмая. Часть 2. Обряды любви. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2006. –С. 177.

31. Мегре В. Родовая книга. Книга шестая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2006. –С.226-229

32. Мегре В.Н. Наказ Президенту. – СПб.: Издательство "ДИЛЯ", 2004. –С.15-16.

33. Мегре В. Энергия жизни. Книга седьмая. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2003. – С.96; Мегре В.Н. Сектобред позорит Россию. // Владимирский Фонд культуры и поддержки творчества "Анастасия" 2006.10.30. http://www.anastasia.ru/news/new_662.html

34. Мегре В. Новая цивилизация. Книга восьмая. Часть 1. – Москва – Санкт-Петербург: "Диля", 2005. – С.144; 147-148; 155; Мегре В.Н. Наказ Президенту. – СПб.: Издательство "ДИЛЯ", 2004. –С. 10-11.

Владимир Мартинович

Минские Епархиальные Ведомости 2008. №1(84). –С.75-81.

 

Продолжение. Часть II.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Анастасия - секта Владимира Мегре"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru