Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Святые Православия / Святитель Афанасий Ковровский


Святитель Афанасий Ковровский. Житие

Память: неделя о мытаре и фарисее (воскресенье) (Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской), 15 / 28 октября

Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Фотография, 1962 г

Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Фотография, 1962 г

Сахаров Сергей Григорьевич. Родился 2.07.1887, с. Паревка Кирсановского у. Тамбовской губ. Умер в 28.10.1962, Владимир, священноисп, еп. Ковровский. Род. в семье надворного советника, делопроизводителя гимназии. Лишившись отца в раннем детстве, воспитывался матерью, желавшей, чтобы сын посвятил себя служению Церкви в монашеском чине. С отроческих лет полюбил богослужения, молитву, научился вышивать церковные облачения (в архиве Владимирской епархии сохранилась вышитая Афанасием в детстве Плащаница Спасителя). В 1896-1902 гг. обучался в Шуйском ДУ, где написал свое первое литургическое произведение - тропарь Божией Матери ради Ее чтимой Смоленской Шуйской иконы, в 1902-1908 гг. учился во Владимирской ДС. В 1908 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1912 г. со степенью канд. богословия за соч. "Настроение верующей души по Триоди Постной". 12 окт. 1912 г. ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) пострижен в монашество с именем в честь свт. Афанасия III Пателлария, Патриарха К-польского. 14 окт. рукоположен во иеродиакона, 17 окт.- во иеромонаха. В нояб. 1912 г. назначен преподавателем Полтавской ДС по кафедре гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. В 1913-1918 гг. преподавал во Владимирской ДС по кафедре гомилетики, в 1913-1915 гг. состоял зав. религиозно-нравственными чтениями и народными собеседованиями при кафедральном владимирском Успенском соборе, с 1914 г. был членом совета правосл. братства св. кн. Александра Невского. На епархиальном съезде духовенства и мирян в 1917 г. избран членом Владимирского епархиального временного исполнительного комитета и делегатом на Всероссийский съезд духовенства и мирян. В том же году на 2-м Всероссийском монашеском съезде, проходившем в ТСЛ (см. Съезды монашествующих в России), избран первым в списке заместителей членов Поместного Собора Российской Православной Церкви от монашествующих. В янв. 1918 г. вошел в состав членов Собора вместо настоятеля Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца мон-рясщмч. Варлаама (Коноплёва), к-рый 20 дек. 1917 г. заявил о сложении с себя полномочий члена Собора.

На Соборе святитель работал в Отделе о богослужении, проповедничестве и храме, в Отделе о мон-рях и монашествующих и в Отделе о церковной дисциплине. Прочитал доклад "О внесении в церковный месяцеслов всех русских памятей", посвященный проблеме сбора и уточнения сведений о рус. святых, составлению месяцеслова святых, чтимых всей Русской Церковью и местно. Собор создал комиссию для издания правосл. месяцеслова, служб всем рус. святым и лицевых святцев, в к-рую вошли архим. Неофит (Осипов) (председатель), Афанасий, Б. А. Тураев, И. А. Карабинов, С. С. Глаголев. На пленарном заседании Собора 15 авг. 1918 г. обсуждался представленный Афанасием и проф. Тураевым доклад "Общие положения о порядке прославления святых Русской Православной Церкви к местному почитанию". Вопрос этот был поставлен свт. Тихоном, Патриархом Московским и всея России, в связи с причислением к лику святых Иркутского еп. Софрония (Кристалевского). В докладе Афанасия и Тураева впервые на христ. Востоке были предложены нормы канонизации, в частности было высказано пожелание, "чтобы... те угодники Божии, которые уже причтены к лику святых для местного почитания, были известны за святых и всей Православной Русской Церкви" (Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Обзор деяний. Третья сессия. М., 2000. С. 163). На этом же заседании был прочитан доклад Тураева "О восстановлении празднования в первое воскресенье Петровского поста всех святых новых чудотворцев Российских". Собор принял решение восстановить существовавшее в Русской Церкви празднование памяти рус. святых. Участие Афанасия в заседаниях Собора 1917-1918 гг., работа в Отделе о богослужении, проповедничестве и храме определили основные направления его научной и церковно-творческой деятельности.

В 1918-1920 гг. Афанасий являлся членом Владимирского епархиального совета. В февр. 1919 г. присутствовал на демонстрации в Успенском соборе Владимира кощунственно вскрытых большевистской комиссией мощей св. блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского, св. блгв. кн. Глеба, св. вел. кн. Георгия Всеволодовича (см. Вскрытие мощей). Во многом благодаря Афанасию во время демонстрации мощей служились молебны владимирским угодникам и предполагаемое поругание святыни обратилось в торжественное богослужение. В 1920 г. Афанасий был назначен наместником владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря с возведением 2 февр. 1920 г. в сан архимандрита. Был непосредственным свидетелем того, как в авг. 1920 г. помещения обители были заняты ГубЧК. В сент. 1920 г. был закрыт Владимирский епархиальный совет, 1 июля следующего года Афанасий был назначен настоятелем Боголюбского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря.

10 июля 1921 г. состоялась хиротония Афанасия во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии, к-рую по благословению Патриарха Тихона совершали митр. Владимирский Сергий (Страгородский), архиеп. Нижегородский Евдоким (Мещерский) и еп. Печерский, викарий Нижегородской епархии Варнава (Беляев). 30 марта 1922 г. Афанасий был арестован, в срочном порядке препровожден в Реввоентрибунал, но 31 марта освобожден. Причиной ареста послужила проповедь святителя, произнесенная 23 марта в Казанском соборе г. Вязники; его обвинили в том, что он призывал верующих сопротивляться изъятию церковных ценностей. Весной 1922 г. во Владимире началось следствие, связанное с пропажей предметов из ризницы Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мон-ря. Все архиереи, имевшие к.-л. отношение к Спасо-Евфимиевой обители, были арестованы. Афанасия обвинили "в агитации и будировании масс против сдачи церковных ценностей и по делу хищения драгоценностей из ризницы Спасо-Евфимиевского монастыря в г. Суздале". Афанасий и митр. Сергий (Страгородский) были приговорены к заключению сроком на год. 9 июня 1922 г. во Владимире состоялся показательный суд по данному делу. 10 июня Афанасий был освобожден по амнистии, однако лишь в апр. 1924 г. дело было прекращено по кассации.

16 июня 1922 г. митр. Сергий (Страгородский), архиеп. Евдоким (Мещерский) и архиеп. Серафим (Мещеряков) подписали "Меморандум трех", содержавший признание обновленческого ВЦУ. В рапорте на имя митр. Сергия (Молитва всех вас спасет. С. 166-167) Афанасий писал о том, что он не считает ВЦУ законным органом высшей церковной власти. Святитель запретил в священнослужении уполномоченного обновленческого ВЦУ прот. М. Тихонравова, в проповедях объяснял пастве пагубность обновленчества. Вокруг Афанасия сложилась группа духовенства, верного канонической Церкви, в эту группу входили благочинный церквей Владимира прот. Алексей Владычин, настоятель Троицкой ц., куда были переведены священнослужители и монахи из архиерейского дома, иером. Герман (Зацепин), игум. владимирского Княгинина мон-ря Олимпиада (Медведева).

23 сент. 1922 г. Афанасий был арестован по обвинению "в возмущении народных масс на религиозной почве" и приговорен к 2 годам ссылки в Зырянский край. В нач. мая 1923 г. этапирован в Вятку, затем в Зырянскую обл. В Усть-Сысольске (совр. Сыктывкар) встретился с Казанским митр. сщмч. Кириллом (Смирновым) и до кончины митр. Кирилла пребывал с ним в единомыслии и духовной близости. Во время зырянской ссылки Афанасий жил в Усть-Сысольске, селах Усть-Вымь, Усть-Кулом, Керчомъя. Сохранились его письма из ссылки к председателю Об-ва помощи политическим заключенным Е. П. Пешковой, в к-рых святитель описывал притеснения со стороны властей: запрет совершать богослужения, конфискацию богослужебных принадлежностей и др.

Освободившись 2 февр. 1925 г., Афанасий вернулся во Владимир, в мае 1925 г. Владимирское ОГПУ взяло с него подписку о том, что он не будет управлять епархией. В сент. 1925 г. Афанасий присутствовал на епархиальном съезде, созванном обновленцами для подготовки к 3-му "Поместному собору", с единственной целью обличить отступников и призвать их к покаянию. 15 янв. следующего года Афанасий был арестован по обвинению в антисоветской агитации и присвоении себе адм. прав. Непосредственным поводом для ареста были борьба Афанасия против обновленцев и проповедь, произнесенная святителем в день праздника вмч. Георгия Победоносца в с. Лыково Владимирской губ., в к-рой он призывал не бояться преследований за веру. 15 марта 1926 г. дело было прекращено и Афанасия освободили. В нояб. 1926 г. святитель был назначен управляющим Ивановской епархией. По свидетельству Афанасия, ему было предложено "добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами", но он отказался оставить вверенную паству.

Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Фотография, 1962 г
Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Фотография, 1962 г

15 янв. 1927 г. Афанасия арестовали как "участника группы епископов, использовавших Церковь в антисоветских целях", и спецконвоем перевезли в Москву. Причиной ареста было участие Афанасия в избрании митр. Кирилла на Патриарший Престол путем письменного опроса архиереев, проводившегося осенью 1926 г. Во внутренней тюрьме на Лубянке Афанасий находился в камере с митр. Сергием. Святителя приговорили к 3 годам заключения в СЛОН. В мае 1927 г. он прибыл на Попов о-в, работал сторожем в командировке Разноволока, в июне-июле 1928 г.- в командировке Чупа-Пристань, сначала сторожем, затем счетоводом хозчасти, в авг.-сент. 1928 г. перемещен в г. Кемь. С окт. 1928 г. вновь находился на Поповом о-ве. 5 янв. 1930 г. без предъявления обвинения Афанасий был арестован и менее чем на неделю отправлен с Попова о-ва на Соловецкие о-ва, затем под стражей возвращен на Попов о-в, где заболел сыпным тифом и был помещен в бараки для инфекционных больных.

8 марта 1930 г. святитель был этапирован в Туруханский край, жил в Красноярске, Енисейске, Туруханске, в станках Мельничном, Селиванихе, Пупкове. После получения известия о кончине горячо любимой матери в 1930 г. начал писать труд "О поминовении усопших по Уставу православной Церкви", высоко оцененный митр. Кириллом (Смирновым), с к-рым с февр. по июнь 1932 г. Афанасий жил в станке Селиваниха. Архипастыри неоднократно обсуждали ситуацию, сложившуюся в Церкви после издания митр. Сергием (Страгородским) в 1927 г. "Декларации". Афанасий прекратил церковное общение с митр. Сергием после публикации в ЖМП статьи последнего "О полномочиях Заместителя Патриаршего Местоблюстителя" (1931. № 1), посчитав, что митр. Сергий выступил "захватчиком прав Первоиерарха" и превысил данные ему Местоблюстителем сщмч. митр. Петром (Полянским) полномочия. Причины своего отделения от митр. Сергия А. в 50-х гг. XX в. подробно изложил в письмах к мон. Варваре (Адамсон), прот. Павлу Дашкееву (Молитва всех вас спасет. С. 414-419, 384-385).

19 авг. 1933 г., более чем через полгода после окончания срока ссылки, Афанасий был освобожден. В 1933-1936 гг. Афанасий жил во Владимирской обл., иногда нелегально приезжал в Москву. В дек. 1933 г. святитель направил митр. Сергию письмо (Молитва всех вас спасет. С. 417), в к-ром изложил свою позицию; отказавшись от к.-л. участия в церковной работе под руководством митр. Сергия, Афанасий не считал грехом посещение храмов, в к-рых поминали митр. Сергия. Установилась связь между Афанасием и московскими общинами "непоминающих", в первую очередь прихожанами храма свт. Николая в Клённиках, а также духовными чадами архим. Серафима (Батюкова), протоиереев Владимира Богданова, Александра Гомановского, иереев Владимира Криволуцкого, Михаила Шика и др. Московские общины "непоминающих" считали Афанасия своим епископом. Афанасий тайно рукоположил во священников Сергия Никитина (впосл. еп. Стефан), Феодора Семененко и др. В 1933 г. по указаниям Афанасия прот. Владимир Пылаев (расстрелянный в 1937) написал первый вариант иконы "Собор русских святых", к-рую прот. Владимир показал Афанасию и затем послал митр. Сергию. Немного позднее была освящена икона "Все святые, в земле Российской просиявшие", созданная прихожанкой храма свт. Николая М. Н. Соколовой (в постриге мон. Иулиания).

В 1936 г. Афанасий был арестован в составе группы церковнослужителей и мирян Владимира по обвинению в создании контрреволюционной орг-ции "истинно-православной церкви", отправлен в Белбалтлаг на 5 лет. По прибытии в лагерь святителя назначили инкассатором, к концу первого месяца работы у него оказалась недостача. Хотя недостающая сумма была возмещена друзьями Афанасия, тем не менее к его сроку наказания добавили еще год и перевели на общие работы на лесопункт. После начала Великой Отечественной войны владыка был отправлен пешим этапом за 400 км в Онежские лагеря Архангельской обл., 13 июля 1942 г. направлен в бессрочную ссылку в Омскую обл., где в совхозе "Голышманово" 4 месяца работал ночным сторожем, затем ок. года жил в г. Ишиме. Святитель совершал богослужения у себя дома, на службы приходили жители города, к-рые стали хлопотать об открытии церкви.

В нояб. 1943 г. Афанасий был арестован по обвинению "в проведении профашистской агитации, распространении провокационных слухов и участии в антисоветской агитации", проходил по одному делу, называвшемуся "Антисоветское церковное подполье", с Кинешемским еп. сщмч. Василием (Преображенским), иером. Иераксом (Бочаровым), прот. Петром Шипковым, К. И. Гришановой, Н. В. Трапани. Владыку признали виновным в совершении тайных богослужений, рукоположений, монашеских постригов и приговорили к 8 годам ИТЛ. Афанасий отбывал срок сначала в Сибирских, затем в Темниковских лагерях, с июля 1947 г.- в Дубравлаге, с мая 1954 г.- в Зубово-Полянском доме инвалидов для заключенных. В заключении Афанасий узнал об избрании на Поместном Соборе 1945 г. Патриархом Алексия (Симанского). Сразу после получения этого известия он и близкие ему священнослужители стали возносить в молитвах имя Патриарха Алексия, "как имя законного первоиерарха Русской Православной Церкви" (Письмо свт. Афанасия Патриарху Алексию от 2 апр. 1955 г. // Молитва всех вас спасет. С. 400).

Святитель Афанасий (Сахаров) Копровский и протоиерей Иосиф Потапов. Фотография, 1950-е гг, г. Петушки

Святитель Афанасий (Сахаров) Копровский и протоиерей Иосиф Потапов. Фотография, 1950-е гг, г. Петушки

7 марта 1955 г. Афанасий был освобожден из инвалидного дома и поселился в г. Тутаеве у своего давнего знакомого исп. Георгия Седова, к-рый способствовал освобождению Афанасия, заявив себя опекуном владыки. К этому времени относятся 2 письма святителя к духовным чадам с призывом к воссоединению с Московской Патриархией. Письма имели широкое распространение среди "непоминающих" и способствовали возвращению многих под омофор Московского Патриарха (Молитва всех вас спасет. С. 414-419). 24 окт. 1955 г. Афанасий переселился в пос. Ст. Петушки Владимирской обл. В 1956 г. возглавлял действовавшую при Патриархе Календарно-богослужебную комиссию (существовала год), помимо Афанасия в работе комиссии участвовали протопресв. Н. Ф. Колчицкий, проф. Н. Д. Успенский, доцент А. И. Георгиевский, свящ. П. Соколовский, свящ. С. Орлов, инспектор Ставропольской ДС проф. Д. П. Огицкий, А. В. Ведерников. В последние годы Афанасий вел обширную переписку (более чем с 400 чел.). Похоронен на Старом кладбище Владимира.

Канонизирован определением Архиерейского Собора РПЦ 2000 г. А. был причтен к лику святых в чине священноисповедника. 15 окт. 2000 г. состоялось обретение мощей святого, к-рые 29 окт. крестным ходом были перенесены в Рождество-Богородицкий мон-рь Владимира.

О. В. Косик

Афанасий - гимнограф и книжный справщик

Создание новых служб

После того как определением Поместного Собора от 26 авг. 1918 г. было восстановлено празднование дня памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, Афанасий совместно с проф. Тураевым подготовил текст службы на этот день, основываясь на службе, созданной в кон. XV - 1-й пол. XVI в. иноком суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Григорием. Афанасий и Тураев существенно переработали службу инока Григория и дополнили ее новыми текстами. Новая служба была напечатана гражданской графикой в 1918 г., в 1930 г. переиздана слав. графикой в Париже, в 1946 г. только что созданное Издательство Московской Патриархии выпустило 3-е издание службы. Из него по цензурным соображениям были исключены песнопения, к-рые могли бы напомнить о гонениях на Церковь в XX в.

10 нояб. 1922 г., в день памяти свт. Димитрия (Туптало), митр. Ростовского, Афанасий вместе с нек-рыми из священнослужителей, находившихся во владимирской тюрьме (архиеп. Астраханским сщмч. Фаддеем (Успенским), архиеп. Крутицким Никандром (Феноменовым), епископами Вязниковским Корнилием (Соболевым), Суздальским Василием (Зуммером), игум. московского Чудова мон-ря Филаретом (Волчаном), протоиереями Сергием Глаголевским, Николаем Счастневым, свящ. Сергием Дурылиным и др.) совершил службу Всем рус. святым. "И вот тогда-то,- писал впосл. Афанасий,- после неоднократных бесед об этом празднике, о службе, об иконе, о храме во имя сего праздника, было положено начало нового пересмотра, исправления и дополнения службы, напечатанной в 1918 году. Между прочим была высказана мысль о желательности дополнить службу так, чтобы ее можно было совершать не только во 2-ю неделю по Пятидесятнице, но по желанию и в другое время и не обязательно в воскресный день" (Служба всем святым. С. 10). Начиная с 20-х гг. Афанасий работал над исправлением и дополнением службы Всем рус. святым, в результате чего возникла самостоятельная редакция этого последования, приспособленная к служению не в соединении с воскресной службой, а как самостоятельное трехдневное праздничное богослужение (15-17 июля). Долгое время эта служба распространялась в списках, в 1995 г. была издана в полном объеме.

Афанасий является автором и др. богослужебных последований, в частности, "Празднования Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя "Максимовская"".

Сбор и исправление служб отдельным русским святым

Ирмологий с правкой святителя Афанасия (Сахарова) Ковровского

Поместным Собором была подготовлена программа работ по внесению в месяцеслов памятей всех рус. святых. Подготовка полного месяцеслова "с точным указанием всех празднеств в честь икон Божией Матери и всех памятей святых, как вселенских, так и русских, общецерковно и местно чтимых" была поручена комиссии под председательством архим. Неофита (Осипова), членом к-рой стал Афанасий. Комиссия не успела приступить к работе, но в 50-60-х гг. XX в. Афанасий, единственный оставшийся в живых член этой комиссии, начал работу по сбору и систематизации служб рус. святым. Ему удалось найти и исправить более 200 служб, в большинстве своем неопубликованных. Результатом этой работы стали материалы к дополнительным рус. Минеям, причем сентябрьский том был подготовлен целиком. В кон. 70-х гг. XX в., когда Изд-во Московской Патриархии приступило к изданию служебных Миней, дополнительные Минеи Афанасия, а главное, сама идея расширения состава служебных Миней были использованы.

Исправление языка и текста богослужебных книг

Афанасий был сторонником осторожного исправления церковнослав. языка в духе Комиссии по исправлению богослужебных книг архиеп. Сергия (Страгородского). Афанасий себя считал продолжателем деятельности этой комиссии, готовящим основу для буд. систематического исправления церковнослав. книг.

Афанасий стремился сделать церковнослав. текст понятным для носителя рус. языка. Для этого он заменял синонимами те церковнослав. слова, к-рые в рус. языке отсутствуют или же имеют др. значение. Изменял порядок слов в соответствии с рус. языком, исправлял предложно-падежные формы при глагольном управлении, устранял местоимение иже в функции артикля. Не меняя глагольной парадигмы, Афанасий последовательно правил именные формы по модели рус. языка. По аналогии с рус. языком в дат., твор., предл. падежах мн. ч. существительные приобретают в окончании гласные -а- (-я-).

В отличие от Сергиевской комиссии, осуществлявшей в первую очередь лексические и синтаксические замены и оставлявшей в неизменности грамматическую структуру церковнослав. языка, Афанасий распространил принцип русификации на морфологию. Язык исправленных Афанасием текстов близок языку чинопоследований и молитв, составленных независимо от А. в 40-80-х гг. XX в. (частично изданы в 90-х гг.).

Календарно-богослужебная комиссия

Руководимая Афанасием, должна была заниматься вопросами богослужебного устава, составлением календарей и богослужебных указаний. В докладе, прочитанном на первом заседании комиссии 3 янв. 1957 г., Афанасий подчеркнул преемственность деятельности комиссии по отношению к Собору 1917-1918 гг., а также связь с предреволюционным опытом исправления богослужебных книг. Идею создания комиссии Афанасий возводил к подготовленному для обсуждения на Соборе 1917-1918 гг. докладу "Об упорядочении богослужения", к-рый предлагал учредить постоянно действующий орган для решения вопросов богослужебной практики. На заседаниях комиссии Афанасий прочитал доклады о соединении служб рус. святым со службами святым вселенским (вместе со свящ. П. Соколовским), о формулах поминовения властей и др. Продолжая работу по составлению точного месяцеслова, начатую на Поместном Соборе, Афанасий внес исправления в правосл. месяцеслов, а также представил на рассмотрение комиссии обширный доклад о включении в Православный календарь имени вел. кн. Ростислава. В связи с просьбой Болгарского Патриарха Кирилла (Маркова) прислать службы нек-рым рус. святым Афанасий подготовил новую редакцию службы свт. Димитрию Ростовскому (комиссией не была принята). В результате деятельности Календарно-богослужебной комиссии были изданы том богослужебных указаний на 1957-1958 гг., календарь и неск. статей в ЖМП.

О. В. Косик, А. А. Плетнёва

Иконография

Святитель Афанасий Ковровский. Икона

Святитель Афанасий Ковровский. Икона

В 1999-2000 гг., к прославлению Афанасия, на основе его фотографий было создано неск. икон с поясным изображением святителя в саккосе и митре, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке (с текстом из стихиры рус. святым): иконописцем Н. Е. Алдошиной - для Владимирской епархии, инокиней Ермионией (Карзевич) - для Боголюбова мон-ря близ Владимира, а также в иконописной мастерской ц. свт. Николая в Клённиках. К перенесению мощей святого Н. В. Масюковой (иконописная школа МДА) была написана икона, на к-рой Афанасий представлен с непокрытой головой, в левой руке - Евангелие. На иконе Собора новомучеников и исповедников Российских, выполненной в иконописной мастерской ПСТБи (в наст. время находится в храме Христа Спасителя, одна из копий, 2001 г.,- в храме Казанской иконы Божией Матери в Реутове), образ Афанасия  помещен 3-м слева от престола, за иконой сщмч. митр. Кирилла (Смирнова).

Я. Э. Зеленина

Православная энциклопедия

***

Молитва святителю Афанасию Ковровскому:

  • Молитва святителю Афанасию Ковровскому. Исповедник святитель Афанасий Ковровский - мужественный и терпеливый исповедник веры, борец с обновленчеством, молитвенник и гимнограф, составивший целый ряд молитв. К нему обращаются за молитвенной помощью в гонениях и заключении, в нужде и болезни.

Акафист святителю Афанасию Ковровскому:

Канон святителю Афанасию Ковровскому:

Житийная и научно-историческая литература о святителе Афанасии Ковровском:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru