Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Святые Православия / Святитель Афанасий Третий Константинопольский


Святитель Афанасий Третий Константинопольский

Память: 2 / 15 мая, вторая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Афонских преподобных)

Пателар родился в 1597, Ретимнон, о-в Крит; умер - 5.04.1654, г. Лубны, Миргородский полк; свт., Лубенский чудотворец, Патриарх К-польский (25 февр.- нач. апр. 1634; кон. июня - нач. июля 1652). Происходил из знатного рода, связанного с визант. династией Палеологов; отец его, Григорий, был ученым, философом и публицистом, а старший брат Евстафий - врачом. До 26 лет Афанасий III Пателларий жил на Крите, к-рый находился под властью венецианцев; получил образование в мон-ре Аркадиу, хорошо знал философию, древнегреч., лат., евр., араб. и итал. языки. Монашество принял в критском подворье Синайского мон-ря и вскоре прославился в Кании (совр. Ханья), одном из городов острова, как выдающийся проповедник и толкователь Свящ. Писания. В 1626 г. Афанасий III Пателларий был назначен учителем в Валахию, где по поручению К-польского Патриарха Кирилла I Лукариса перевел с евр. языка на новогреч. Псалтирь. Патриарх Кирилл вызвал своего земляка Афанасия III в К-поль и назначил проповедником при К-польском Патриархате. В 1631 г. Афанасий III Пателларий был рукоположен во митрополита Фессалоники. Чтобы покрыть огромные долги своей кафедры, он обращался за помощью к царю Михаилу Феодоровичу. После того как Патриарх Кирилл II Кондарис, добившийся низложения Кирилла Лукариса, сам был низложен и сослан (1633), в февр. 1634 г. Афанасий Пателларий был избран Патриархом К-польским; интронизация его состоялась 25 марта, но уже через неск. дней он уступил престол вернувшемуся из ссылки Кириллу Лукарису и удалился на Афон; на месте его кельи впосл. возник рус. Андрея апостола скит.

Святитель Афанасий III Константинопольский. Икона

Святитель Афанасий Третий Константинопольский. Икона

После вторичного низложения Кирилла I (1635) Афанасий Пателларий уехал в Италию, где жил в Анконе и Венеции и получил от папы предложение стать кардиналом в том случае, если подпишет католич. символ веры. Вскоре Афанасий III Пателларий был призван своими сторонниками в К-поль, где в 1637 г. Патриархом вновь стал Кирилл Лукарис. После его мученической кончины (26 июня 1638) Афанасий III Пателларий был претендентом на Патриарший престол; в авг. 1639 г. новый Патриарх Парфений I (1639-1644) потребовал от него отречься от Патриаршего титула и вернуться на Фессалоникийскую кафедру. За долги митрополии Афанасию пришлось претерпеть заключение; в это время он дважды обращался за милостыней к рус. царю. В 1643 г. Афанасий III Пателларий отправился в Россию, но по дороге заболел и остановился в Молдавии у господаря Василия Лупу, откуда вновь обратился в Москву с просьбой о милостыне. В г. Галац он устроил обитель св. Николая в качестве подворья Синайского мон-ря вмц. Екатерины. Тогда же он написал "Гимн Пресвятой Богородице", а также энкомий, посвященный Василию Лупу. В 1652 г. Афанасий III Пателларий вернулся в К-поль и вторично занял Патриарший престол. Пробыв на кафедре также всего неск. дней, в июле 1652 г. он добровольно отрекся от престола. Во время своего краткого Патриаршества Афанасий III Пателларий произнес проповедь, в к-рой отмежевался от католичества. 8 окт. 1652 г. он навсегда покинул К-поль; побывав в Яссах у господаря Василия Лупу, затем в Чигирине у гетмана Богдана Хмельницкого, Афанасий Пателларий отправился в Москву с грамотами рус. царю от этих правителей. 16 апр. 1653 г. он прибыл в Москву и 22 апр. был принят царем Алексеем Михайловичем. В Москве он проживал на Кирилловском подворье, совершал богослужения в Новоспасском мон-ре, в Спасском соборе

Несколько раз Афанасий III Пателларий обращался к царю с челобитными о милостыне, и государь щедро одаривал святителя. Афанасий оказал влияние на церковные исправления, к-рые проводил Патриарх Никон. По просьбе Патриарха он собственноручно написал "Чин архиерейского совершения литургии на Востоке" (греч. оригинал - ГИМ. Син. греч. № 245; рус. пер.- ГИМ. Син. № 670, XVII в.). "Чин" лег в основу рус. новоисправленного печатного "Чиновника архиерейского служения" (см. об этом в статьях Архиерейское богослужение, Чиновник архиерейский). 13 окт. 1653 г. Афанасий III Пателларий, будучи на "отпуске" у государя, подал ему тетрадь, надписанную "Слово понуждаемое к... царю... Алексею Михайловичу..." (греч. подлинник, по-видимому, не сохранился; известны 3 списка XVII-XVIII вв. рус. перевода), где излагалась главная цель его приезда в Москву - побудить царя в союзе с Молдавией и Запорожским войском начать войну с турками, чтобы освободить порабощенные ими правосл. народы. После этого рус. царь должен был занять престол греч. правосл. императоров, а Московский Патриарх - кафедру Вселенских Патриархов.

В конце дек. 1653 г. Афанасий III Пателларий выехал из Москвы обратно в Молдавию, чтобы поселиться в Никольском мон-ре в Галаце. По дороге он гостил в Чигирине у Богдана Хмельницкого. В февр. 1654 г. он остановился в Мгарском Преображенском мон-ре близ г. Лубны (совр. Полтавская обл.), где в среду на Фоминой седмице преставился. Он был погребен игуменом мон-ря под амвоном Преображенского храма по вост. обычаю сидящим на троне. 1 февр. 1662 г. в присутствии посетившего Лубенскую обитель Газского митр. Паисия Лигарида, к-рому, по его словам, Афанасий Пателларий явился во сне, состоялось обретение нетленных мощей святителя. Святые мощи были облачены в новые ризы и помещены в специально сооруженную раку. После этого события Афанасий III Пателларий стал являться многим во сне, благословляя, наставляя и исцеляя болящих; многочисленные исцеления происходили и от гробницы святого.

Рака Афанасия III Константинопольского

В 1672 г. известие об обретении нетленных мощей Афанасия и о происходивших от них чудотворениях было получено в Москве. Для проведения расследования царь Алексей Михайлович немедленно отправил на Украину подьячего М. Савина. Встретив в Батурине игум. Лубенского мон-ря Макария (Русановича), Савин узнал от него о посмертной судьбе А. П. и о 4 случаях чудотворений, все это Савин описал в донесении царю (АЮЗР. Т. 9. С. 600-606). В XVIII в. в Лубенском мон-ре хранились рукописные житие святителя и канон, ему служились молебны. В 1818 г. Полтавский еп. Мефодий (Пишнячевский) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о канонизации отца Афанасия (внесении его памяти в месяцесловы и публикации жития и канона). Ходатайство Полтавского архиерея было отклонено, однако почитание святителя и запись происходивших по молитвам к нему чудес продолжались. В 60-х гг. XIX в. А. Н. Муравьёв составил новое житие патриарха Афанасия с указанием чудес, совершавшихся при мощах. Окончательно почитание святителя Афанасия было принято в РПЦ в кон. XIX в. после работ Е. Е. Голубинского, к-рый доказал, что почитание святого было впервые установлено между 1672 и 1676 гг. митр. Киевским Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). Служба святителю была напечатана в Синодальной типографии в 1901 г. В 30-х гг. ХХ в., после упразднения Мгарского Преображенского мон-ря, мощи А. П. были перевезены в Харьков и с тех пор покоятся в харьковском Благовещенском кафедральном соборе. С именем святителя Афанасия связана чудотворная икона Пресвятой Богородицы "В скорбех и печалех утешение".

В. Шапран

Иконография

Наиболее ранние сохранившиеся иконы патриарха Афанасия относятся ко 2-й пол. XVIII в. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. под 17 мая о святителе сказано: "Сед, брада шире Власиевой, в шапке и в сакосе, в стуле сидя, во Псковском [так!] монастыре на Манагарской горе…" (БАН. Строг. № 66. Л. 107об.); в подлиннике сер. XIX в.: "Сед, брада аки Власиева шире, на главе шапка патриаршая, ризы святительския, саккос и омофор" (РНБ. Собр. СПбДА. А.II.54. Л. 28).

Святитель Афанасий III Константинопольский. Икона, 1654 год

Святитель Афанасий Третий Константинопольский. Икона, 1654 год

Известны 2 варианта изображений мощей святителя - извод краткий и развернутый. О характере развернутого извода дает представление икона кон. XVIII - нач. XIX в. (ГИМ), где находилась частица мощей святителя, также икона кон. XVIII - нач. XIX в. в серебряном окладе московской работы 1809 г. (собрание банка Амбровенето. Виченца). Гробница с мощами патриарха Афанасия помещена в интерьер трехнефного храма, причем над ракой под балдахином на тонких колонках он стоит, "аки жив", в богослужебном святительском облачении, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке, с седой окладистой бородой (по-видимому, изображена икона или портрет святителя), вверху - неск. ангелов, поддерживающих балдахин и с рипидами, 2 ангела с посохами в руках стоят на пюпитрах по сторонам от сени. На литографии 1876 г., выполненной в мастерской П. А. Глушкова (РГБ), вокруг раки изображены духовенство и молящиеся. Краткий извод получил широкое распространение в небольших паломнических иконах, как, напр., икона нач. XIX в. из собрания Н. В. Покровского (ГРМ), иконы 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР, ГИМ), где на подножии представлена рака барочных форм (иногда видны клейма с датой "1819", "года" и монограммой "АПК" в раме с архиерейскими атрибутами), в к-рой под сенью с открытыми "окошками" покоятся в сидячем положении мощи А. П. в архиерейском облачении, с митрой на голове, видимой остается часть лика, облачений и руки. Подобные воспроизведения св. мощей известны, напр., в XVII-XIX вв. в греч. и южнослав. иконах и гравюрах свт. Спиридона, еп. Тримифунтского; эта иконография могла повлиять на тип изображения А. П. На иконе кон. XIX - нач. XX в., принадлежавшей свт. Афанасию (Сахарову), Афанасий III Пателларий изображен в рост, в саккосе, омофоре, с панагией на груди, благословляющей десницей и жезлом в левой руке, рядом - рака святого под сенью с колоннами. Возможно, образ выполнен на основе хромолитографии 1887 г. (изд. в Полтаве; РГБ), где также совмещаются изображения святителя и его мощей.

А. В. Рындина

Православная энциклопедия

***

Молитва святителю Афанасию Третьему Константинопольскому:

  • Молитва святителю Афанасию Третьему Константинопольскому. Высокообразованный человек и талантливый проповедник, столп Православия, святитель Афанасий Константинопольский выдержал немало клеветы и гонений от турок и католиков за верность Церкви. После смерти Господь прославил этого патриарха-исповедника многочисленными исцелениями от его нетленных мощей. Его просят о крепости вере, помощи в гонениях, нужде и болезнях.

Акафист святителю Афанасию Третьему Константинопольскому:

Житийная и научно-историческая литература о святителе Афанасии Третьем Константинопольском:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru