Святитель Афанасий Третий Константинопольский.
Православная энциклопедия
Память: 2 / 15 мая, вторая неделя (воскресенье) по
Пятидесятнице (Собор Афонских преподобных)
Пателар родился в 1597, Ретимнон, о-в
Крит; умер - 5.04.1654, г. Лубны, Миргородский полк;
свт., Лубенский чудотворец, Патриарх К-польский (25
февр.- нач. апр. 1634; кон. июня - нач. июля 1652).
Происходил из знатного рода, связанного с визант.
династией Палеологов; отец его, Григорий, был ученым,
философом и публицистом, а старший брат Евстафий -
врачом. До 26 лет Афанасий III
Пателларий жил на Крите, к-рый находился под властью
венецианцев; получил образование в мон-ре Аркадиу,
хорошо знал философию, древнегреч., лат., евр., араб. и
итал. языки. Монашество принял в критском подворье
Синайского мон-ря и вскоре прославился в Кании (совр.
Ханья), одном из городов острова, как выдающийся
проповедник и толкователь Свящ. Писания. В 1626 г.
Афанасий III Пателларий был
назначен учителем в Валахию, где по поручению
К-польского Патриарха Кирилла I Лукариса перевел с евр.
языка на новогреч. Псалтирь. Патриарх Кирилл вызвал
своего земляка Афанасия III в
К-поль и назначил проповедником при К-польском
Патриархате. В 1631 г. Афанасий III
Пателларий был рукоположен во митрополита Фессалоники.
Чтобы покрыть огромные долги своей кафедры, он обращался
за помощью к царю Михаилу Феодоровичу. После того как
Патриарх Кирилл II Кондарис, добившийся низложения
Кирилла Лукариса, сам был низложен и сослан (1633), в
февр. 1634 г. Афанасий Пателларий был избран Патриархом
К-польским; интронизация его состоялась 25 марта, но уже
через неск. дней он уступил престол вернувшемуся из
ссылки Кириллу Лукарису и удалился на Афон; на месте его
кельи впосл. возник рус. Андрея апостола скит.
Святитель Афанасий Третий
Константинопольский. Икона
После вторичного низложения Кирилла I
(1635) Афанасий Пателларий уехал в Италию, где жил в
Анконе и Венеции и получил от папы предложение стать
кардиналом в том случае, если подпишет католич. символ
веры. Вскоре Афанасий III
Пателларий был призван своими сторонниками в К-поль, где
в 1637 г. Патриархом вновь стал Кирилл Лукарис. После
его мученической кончины (26 июня 1638) Афанасий
III Пателларий был
претендентом на Патриарший престол; в авг. 1639 г. новый
Патриарх Парфений I (1639-1644) потребовал от него
отречься от Патриаршего титула и вернуться на
Фессалоникийскую кафедру. За долги митрополии Афанасию
пришлось претерпеть заключение; в это время он дважды
обращался за милостыней к рус. царю. В 1643 г. Афанасий
III Пателларий отправился в
Россию, но по дороге заболел и остановился в Молдавии у
господаря Василия Лупу, откуда вновь обратился в Москву
с просьбой о милостыне. В г. Галац он устроил обитель
св. Николая в качестве подворья Синайского мон-ря вмц.
Екатерины. Тогда же он написал "Гимн Пресвятой
Богородице", а также энкомий, посвященный Василию Лупу.
В 1652 г. Афанасий III
Пателларий вернулся в К-поль и вторично занял Патриарший
престол. Пробыв на кафедре также всего неск. дней, в
июле 1652 г. он добровольно отрекся от престола. Во
время своего краткого Патриаршества Афанасий
III Пателларий произнес
проповедь, в к-рой отмежевался от католичества. 8 окт.
1652 г. он навсегда покинул К-поль; побывав в Яссах у
господаря Василия Лупу, затем в Чигирине у гетмана
Богдана Хмельницкого, Афанасий Пателларий отправился в
Москву с грамотами рус. царю от этих правителей. 16 апр.
1653 г. он прибыл в Москву и 22 апр. был принят царем
Алексеем Михайловичем. В Москве он проживал на
Кирилловском подворье, совершал богослужения в
Новоспасском мон-ре, в Спасском соборе
Несколько раз Афанасий
III Пателларий обращался к
царю с челобитными о милостыне, и государь щедро
одаривал святителя. Афанасий оказал влияние на церковные
исправления, к-рые проводил Патриарх Никон. По просьбе
Патриарха он собственноручно написал "Чин архиерейского
совершения литургии на Востоке" (греч. оригинал - ГИМ.
Син. греч. № 245; рус. пер.- ГИМ. Син. № 670, XVII в.).
"Чин" лег в основу рус. новоисправленного печатного
"Чиновника архиерейского служения" (см. об этом в
статьях Архиерейское богослужение, Чиновник
архиерейский). 13 окт. 1653 г. Афанасий
III Пателларий, будучи на
"отпуске" у государя, подал ему тетрадь, надписанную
"Слово понуждаемое к... царю... Алексею Михайловичу..."
(греч. подлинник, по-видимому, не сохранился; известны 3
списка XVII-XVIII вв. рус. перевода), где излагалась
главная цель его приезда в Москву - побудить царя в
союзе с Молдавией и Запорожским войском начать войну с
турками, чтобы освободить порабощенные ими правосл.
народы. После этого рус. царь должен был занять престол
греч. правосл. императоров, а Московский Патриарх -
кафедру Вселенских Патриархов.
В конце дек. 1653 г. Афанасий
III Пателларий выехал из
Москвы обратно в Молдавию, чтобы поселиться в Никольском
мон-ре в Галаце. По дороге он гостил в Чигирине у
Богдана Хмельницкого. В февр. 1654 г. он остановился в
Мгарском Преображенском мон-ре близ г. Лубны (совр.
Полтавская обл.), где в среду на Фоминой седмице
преставился. Он был погребен игуменом мон-ря под амвоном
Преображенского храма по вост. обычаю сидящим на троне.
1 февр. 1662 г. в присутствии посетившего Лубенскую
обитель Газского митр. Паисия Лигарида, к-рому, по его
словам, Афанасий Пателларий явился во сне, состоялось
обретение нетленных мощей святителя. Святые мощи были
облачены в новые ризы и помещены в специально
сооруженную раку. После этого события Афанасий
III Пателларий стал являться
многим во сне, благословляя, наставляя и исцеляя
болящих; многочисленные исцеления происходили и от
гробницы святого.
Рака Афанасия III Константинопольского
В 1672 г. известие об обретении
нетленных мощей Афанасия и о происходивших от них
чудотворениях было получено в Москве. Для проведения
расследования царь Алексей Михайлович немедленно
отправил на Украину подьячего М. Савина. Встретив в
Батурине игум. Лубенского мон-ря Макария (Русановича),
Савин узнал от него о посмертной судьбе А. П. и о 4
случаях чудотворений, все это Савин описал в донесении
царю (АЮЗР. Т. 9. С. 600-606). В XVIII в. в Лубенском
мон-ре хранились рукописные житие святителя и канон, ему
служились молебны. В 1818 г. Полтавский еп. Мефодий (Пишнячевский)
ходатайствовал перед Святейшим Синодом о канонизации
отца Афанасия (внесении его памяти в месяцесловы и
публикации жития и канона). Ходатайство Полтавского
архиерея было отклонено, однако почитание святителя и
запись происходивших по молитвам к нему чудес
продолжались. В 60-х гг. XIX в. А. Н. Муравьёв составил
новое житие патриарха Афанасия с указанием чудес,
совершавшихся при мощах. Окончательно почитание
святителя Афанасия было принято в РПЦ в кон. XIX в.
после работ Е. Е. Голубинского, к-рый доказал, что
почитание святого было впервые установлено между 1672 и
1676 гг. митр. Киевским Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским).
Служба святителю была напечатана в Синодальной
типографии в 1901 г. В 30-х гг. ХХ в., после упразднения
Мгарского Преображенского мон-ря, мощи А. П. были
перевезены в Харьков и с тех пор покоятся в харьковском
Благовещенском кафедральном соборе. С именем святителя
Афанасия связана чудотворная икона Пресвятой Богородицы
"В скорбех и печалех утешение".
В. Шапран
Иконография
Наиболее ранние сохранившиеся
иконы патриарха Афанасия относятся ко 2-й пол. XVIII в.
В иконописном подлиннике кон. XVIII в. под 17 мая о
святителе сказано: "Сед, брада шире Власиевой, в шапке и
в сакосе, в стуле сидя, во Псковском [так!] монастыре на
Манагарской горе…" (БАН. Строг. № 66. Л. 107об.); в
подлиннике сер. XIX в.: "Сед, брада аки Власиева шире,
на главе шапка патриаршая, ризы святительския, саккос и
омофор" (РНБ. Собр. СПбДА. А.II.54. Л. 28).
Святитель Афанасий Третий
Константинопольский. Икона, 1654 год
Известны 2 варианта изображений мощей
святителя - извод краткий и развернутый. О характере
развернутого извода дает представление икона кон. XVIII
- нач. XIX в. (ГИМ), где находилась частица мощей
святителя, также икона кон. XVIII - нач. XIX в. в
серебряном окладе московской работы 1809 г. (собрание
банка Амбровенето. Виченца). Гробница с мощами патриарха
Афанасия помещена в интерьер трехнефного храма, причем
над ракой под балдахином на тонких колонках он стоит, "аки
жив", в богослужебном святительском облачении, с
благословляющей десницей и жезлом в левой руке, с седой
окладистой бородой (по-видимому, изображена икона или
портрет святителя), вверху - неск. ангелов,
поддерживающих балдахин и с рипидами, 2 ангела с
посохами в руках стоят на пюпитрах по сторонам от сени.
На литографии 1876 г., выполненной в мастерской П. А.
Глушкова (РГБ), вокруг раки изображены духовенство и
молящиеся. Краткий извод получил широкое распространение
в небольших паломнических иконах, как, напр., икона нач.
XIX в. из собрания Н. В. Покровского (ГРМ), иконы 1-й
пол. XIX в. (ЦМиАР, ГИМ), где на подножии представлена
рака барочных форм (иногда видны клейма с датой "1819",
"года" и монограммой "АПК" в раме с архиерейскими
атрибутами), в к-рой под сенью с открытыми "окошками"
покоятся в сидячем положении мощи А. П. в архиерейском
облачении, с митрой на голове, видимой остается часть
лика, облачений и руки. Подобные воспроизведения св.
мощей известны, напр., в XVII-XIX вв. в греч. и южнослав.
иконах и гравюрах свт. Спиридона, еп. Тримифунтского;
эта иконография могла повлиять на тип изображения А. П.
На иконе кон. XIX - нач. XX в., принадлежавшей свт.
Афанасию (Сахарову), Афанасий III
Пателларий изображен в рост, в саккосе, омофоре, с
панагией на груди, благословляющей десницей и жезлом в
левой руке, рядом - рака святого под сенью с колоннами.
Возможно, образ выполнен на основе хромолитографии 1887
г. (изд. в Полтаве; РГБ), где также совмещаются
изображения святителя и его мощей.
А. В. Рындина
Православная энциклопедия
***
Молитва святителю Афанасию Третьему
Константинопольскому:
- Молитва святителю
Афанасию Третьему Константинопольскому. Высокообразованный
человек и талантливый проповедник, столп Православия, святитель Афанасий
Константинопольский выдержал немало клеветы и гонений от
турок и католиков за верность Церкви. После смерти
Господь прославил этого патриарха-исповедника
многочисленными исцелениями от его нетленных мощей. Его
просят о крепости вере, помощи в гонениях, нужде и
болезнях.
Акафист святителю Афанасию Третьему
Константинопольскому:
Житийная и научно-историческая литература о
святителе Афанасии Третьем Константинопольском:
|