Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о помощи нашему проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Воспитание и христианская нравственность


Состояние культурно-идеологической сферы в современной России

Анализ состояния культурно-идеологической сферы современной России...

Состояние культурно-идеологической сферы в современной России

Я верую в отдельных людей,

я вижу спасение в отдельных личностях,

разбросанных по всей России там и сям –

интеллигенты они или мужики, — в них сила,

хотя их и мало.

А.П. Чехов

 

За последнее десятилетие в России, как и во всем мире, произошли серьезные изменения. Распад СССР и становление новой России повлекли за собой огромные последствия, происходит разлом установившихся связей в российском обществе и государстве, в различных сферах жизни (политико-правовой, социально-экономической, культурно-идеологической и др.) идут необратимые процессы и изменения.

Эти процессы и тенденции породили целый комплекс проблем различного характера, не имеющих аналогов, как не имеет аналога распад сверхдержавы в современной истории. Дальнейшее их нерешение приведет к опасным для государства и общества последствиям, поставит под вопрос существование русской культуры, русской нации и российской государственности. Выявить причины, процессы и проблемы - это уже половина их решения.

Определяющим направлением сейчас является - культурно-идеологическая сфера. Она влияет на все остальные стороны жизни в России. Современный кризис культуры имеет решающее значение: он влияет на сегодняшнюю ситуацию в государстве и определяет развитие страны минимум на 7-10 лет.

Трудность написания работы заключается в сложности объективно оценивать современное положение. Существует много точек зрения о современном состоянии культурно-идеологической сферы в России, процессов в ней происходящих. В работе использованы официальные документы Госкомстата РФ и материалы периодической печати, статистика социологических и политологических исследований.

Целью данной работы является анализ состояния культурно-идеологической сферы современной России.

Есть в стране такой документ - Концепция национальной безопасности, утвержденный  В.В. Путиным 10 января 2000 года [1]. Обычно, обсуждая эту Концепцию, обращают внимание на ее военную часть. А, между прочим, угроза национальной безопасности России есть и на других фронтах. В данном случае, в культурной сфере и связанной с ней идеологической политикой государства в сопутствующих направлениях - политика по отношению к различным группам населения, к раз­личным проблемам в культурной и социальной сферах.

Посмотрим же, каково состояние культурно-идеологической сферы в современной России и есть ли угроза ее национальной безопасное.

Значительные процессы, идущие сейчас в культурной сфере, это: коммерциализация (финансирование в основном прибыльных проектов, которые принесут деньги или рейтинг (для СМИ интернационализация (глобализация - размывание идентичности отдельных культур, создание смешанной, мировой культуры), вестернизация (заимствование западных чёрт и явлений), примитивизация (упрощение до уровня отдельного обывателя), и массовизация (акцент в производстве делается на массового потребителя, а не на его индивидуальные предпочтения, одновременно культура примитивизируется).

При этом три последних процесса идут без разрыва друг от друга. Яркий пример такого слияния - ситуация в кино и на ТВ: притом, что понем­ногу "поднимается" российское кино и ТВ, но финансируются наиболее прибыльные темы, проекты. Почти исчезло производство детского кино и мультфильмов, программ для детей, их заменили западные мультсериалы "Телепузики", "Трансформеры", "Покемоны" и др., негативно влияющие на психику и зомбирующие сознание детей. В день на цен­тральных телеканалах проходит ок. 25-30 американских художественных фильмов. Во многих из них царят разврат, насилие, индивидуализм, ок. 10 "мыльных опер" - сериалов (символ раздувания и сериальное жизни). Современные игры "За стеклом", "Слабое звено", "Алчность", "Русская рулетка" и др. вос­питывают чувства наживы, алчности, меркантильности, недоверия к близ­ким и т.д. Происходит изменение морали и психики, закладывание западных черт, и ценностей (деньги, удовольствия, особый индивидуализм, переходящий в эгоизм. Как символ этого - ролик компании "Пепси" "Бери от жизни все" и т.д.), вместо традиционных российских ценностей (чувство общно­сти, соборность др.).

Компьютер при всем своем положительном значении негативно влияет через компьютерные игры на детей и подростков: ухудшение психического и физического здоровья, - изменения в поведении ребенка. Он становится раздражительным, у него развивается ощущение нереальности жизни или повторяемости любого жизненного события (т.к. в компьютерных играх можно повторить процесс прохождения сложного участка). Менее 2 % российских школ подключено сегодня к сети Internet [2].

Коммерциализация. Яркий пример с музыкой. Классическая музыка теперь непопулярна. Идет "раскрутка" различных поп-групп, в их творчестве важны внешние атрибуты (костюмы солистов, их жесты, - развитие культа их почитания, феномена фанатства) и то, подходит ли эта музыка для "ночных" клубов и дискотек.

Государство показывает ненужность "высокого" искусства, простым зарабатыванием денег на искусстве. То, что раньше считалось сакральным, сегодня подвергается сомнению. Например, одним из наиболее сильно воздействующих на общественное сознание был образ Матери-Родины, Сейчас же внушается мысль: "Всё продается, всё покупается".

Вестернизация - заимствование всего западного. Один из говорящих примеров - реклама. Реклама противна, надоедает, знают больше ее слоганы, а не русские стихи и сказки - прямое вытеснение русской национальной культуры уже с детства. Вырастает новое поколение, :очень непохожее на тип русского человека (с его менталитетом, образом, мыс­лить и заложенными традициями и ценностями) - прямая подмена, ни к чему хорошему не ведущая - оторваны от русских идей и ценностей. Многие и западные психологи и аналитики говорят о кризисе западного воспитания молодежи, т.к. еженедельно происходят вспышки насилия, агрессии и жестокости - в школах, ВУЗах, просто в подростковой среде.

В музыке сейчас популярна деструктивная музыка (рок, рэп и т.д.), - тяжелые, агрессивные и воспевающие насилие группы и певцы - Мэрлин Мэнсон, "Слейер", "Кисс" и др. (2 первых исполнителя - с сатанинской символикой и текстами), воспитывающие чувство дурного вкуса, отбивают чувство прекрасного.

Западу в целом выгодна такая ситуация в культурно-идеологической сфере России, информационного воздействие все усиливается, (его негативное воздействие и механизмы показаны в работе И.Я. Медведевой и Т.П. Шишовой "Демографическая война против России" "Евразийский Вестник", 2001 г., № 4)

Массовизация (шоу-бизнес, реклама, сериалы, музыка, мультфильмы и т.д.). Предпосылки массовой культуры - прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха) и урбанизация. Воздействует, прежде всего, на психологию и менталитет населения. "Погоня за рублем" стала центральной идеей существования взрослого населения, не говоря уже о молодежи, снизилась ценность человеческой жизни упала значимость культуры, про­фессионализма, семьи.

Примитивизация некоторых сфер культуры - повседневного обще­ния, ТВ, сети Интернет, кино, музыки и моды. СМИ, а также популярная литература стали подстраиваться под деградирующую массовую культуру, - упрощение повседневного языка, массовый выброс в него жаргона и мата. Молодежь потеряла связь с нормальным языком, с обычным способом выражать свои мысли. Теперь в среде 12-17-летних не услышишь правильной речи, преобладают жаргон и мат. Например, в музыке все большая популярность шансона, "блатной" музыки - почти восторг над матом, над темами "зоны", воровства, незаконного образа жизни - пропаганда преступного образа жизни.

Налицо серьезный кризис культуры, имеющий очень негативные последствия1. Современная культура России находится в состоянии крайнего упадка. Низкая духовная культура чиновников оборачивается коррупцией и произволом... Низкая экономическая культура деловых людей не позволяет создать эффективную экономику... Низкая политическая - у общества приводит к аполитичности российского общества, неразвитым правовому сознанию и правовой культуре населения. Все больше мы видим падение моральных устоев и духовности в обществе, рост преступности, насилия, жестокости.

Каждая национальная культура имеет 3 элемента (уровня):

1. Элитная культура - наиболее подвержена инновациям и перестройкам в обществе.

Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию.

2. Массовая культура (феномен общества XX века) - защитный слой, предохраняющий менталитет нации, Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориен­тирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не тре­бует специальной подготовки. Возникновение массовой культуры не случайно.

3. Народная (традиционная) культура - фундамент любой культуры, а особенно народного менталитета. Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни.

Как видим, сейчас идут изменения даже в самой медленно меняющейся, являющейся стержнем российской культуры - в народной культуре. Чем не угроза российскому менталитету и государственности?

Культурно-идеологическая и духовная ситуация в современной России характеризуется рядом других особенностей и обстоятельств:

- Сохранение советской психологии у большинства взрослого населения ко многим явлениям. Видимо, поэтому затрудняется приспособление к меняющимся условиям жизни.

- Проблема отсутствия государственной - национальной идеи.

- Патернализм - вера в вождя. Отсюда, - проблема самоорганизации населения.

- Криминализация и теневизация российского общества. Негативное отношение к политике государства и правительства, к законам и ре­формам.

- Отсутствие института авторских прав (характерно для изобретений, для творчества певцов, видеопродукции и т.п.). Появление Интернета в России - еще один шаг к несоблюдению прав авторства. Беспрепятственное поступление на рынок России зарубежной и российской "пиратской" аудио-, видео-, фотопродукции.

- Псевдодемократия при многопартийности, при провозглашении демократических свобод, равенства.

- Религиозный фактор — многоконфессиональность, духовное шатание в обществе - возникновение различных сект. Значительно возросла деятельность представителей различных сект по идеологической "обработке" некоторых категорий населения и особенно молодежи. Сего­дня религиозных направлений около шестидесяти, сект - ок. 6 тыс., в том числе деструктивных - 2 тыс., в них задействовано ок. 4 млн. человек [3].

К культурным универсалиям относятся: наука, образование, языку искусство, спорт, религиозные воззрения и ритуалы, повседневная куль­тура (ментально-идеологические характеристики общества и государства, менталитет, характер и психология народа, правила поведения, этикет, нормы, табу). Проследим важнейшие процессы в отдельных из них...

Образование и наука. Высшее образование является механизмом воспроизводства всей системы образования и науки. Проблема недофинансирования высшей школы и науки постепенно разрушает уже существующую систему. Возникла весьма серьезная угроза сужения образовательной базы страны. Провалы в образовательной политике отбросили Россию с 3-го места по коэффициенту интеллектуализации молодежи в классификации ЮНЕСКО на 42-е место, а по рейтингу индекса развития человеческого потенциала, разработанного ООН, Россия находится лишь на 57-м [3].

Научный и образовательный потенциал собран в западной части страны. Например, отечественная индустрия телекоммуникационных технологий демонстрирует 25-процёнтныё темпы ежегодного прироста, но почти исключительно за счет столицы и приближенных к ней регионов. Проблема комплектования учебной литературой в отдаленных ре­гионах, - приводит к разрушению материальной базы школ, ПТУ, техни­кумов, вузов, теряются квалифицированные кадры.

"Утечка мозгов" за рубеж. Ежегодно все 1990-е годы от 200 до 300 тыс. представителей интеллектуальной элиты покидает Россию для работы, на более выгодных условиях [4]. Проблема внутренней "утечки умов", продолжавшейся все 1990-е годы и уменьшившейся в последнее время, еще пока далека от окончательного решения. Лишь ок. 30% вы­пускников аспирантуры через 2-3 года остаются работать в учреждениях РАН, остальные ~ уходят из-за плохой зарплаты. Резко сократилась подготовка кадров через аспирантуру и докторантуру. В. результате, средний возраст сотрудников РАН неуклонно повышается [5].

Для науки и научно-технической сферы характерна чрезмерная ми­литаризация: в России на исследования в области, обороны тратится около 70% всех ассигнований на НИОКР, 80 % всех НИИ и около 70 % научно-технических кадров обслуживают интересы военно-промышленного комплекса [6, с. 31].

Отсутствие финансирования, сокращения спроса на науку, падение престижа ученого повлияли на закрытие многих научно-исследовательских учреждений, - часть из них. перепрофилирована, отдельные уникальные НИИ используются не по назначению в коммер­ческих целях. Общее число занятых в научной сфере сократилось к 1999г. в 2 раза - до 1,7 млн. человек до уровня 1964 г. [6, с. 32]. При сохранении сегодняшнего отношения государства к культуре, образованию и науке перечисленные проблемы и негативные процессы могут привести нашу страну к интеллектуальному краху: превращение в общество потребителей и исполнителей чужих желаний, в сырьевого поставщика.

Спорт и физкультура. Недостаточное финансирование спорта в последние годы. Бюджет, выделяемый в России на развитие спорта, на 1 порядок уступает суммам ведущих спортивных держав. Для сравнения, у России он - 10 млн. долларов, а Олимпийские комитеты США, Канады или Италии распоряжаются средствами более 1 млрд. долл. каждый,

***

Читайте также по теме:

***

Даже у Греции ежегодно - ок. 700 млн. долларов" [7]. В мире спорта престиж России теряется. Мы сильны по-прежнему "старыми" кадрами (тренеры, спортсмены) в "советских" видах спорта, но в новых видах спорта и там, где используются новейшие технологии - проигрываем. Нет нормальных спортсооружений. Молодежь больше пьет пиво, чём развивается физически, притом, что первое пропагандируется намного лучше. Государство и здесь показывает ненужность спорта и здорового образа жизни.

Искусство. Работники театров-, музеев, библиотек уходят из куль­турной сферы из-за небольшой зарплаты и такого отношения государства в сферы, где им платят больше. Показательна популярность скандальных постановок в театре, эротики на сцене.

Литература. Население стало намного меньше читать. Возросли лишь тиражи эротической продукций, любовных романов, детективов и фэнтези.

Как видим, уровень идеологии-государства очень низок при таком состоянии в культурной сфере государство ничего не предпринимает, пустило все на самотек (напоминает поведение страуса). Видимо, прямая связь между сильной идеологией государства и проникновением чуждой, западной культуры, в большинстве своем ненужной России и ее населению.

Цена победы демократии оказывается для нас очень высокой. Шоковый метод ведения рыночных отношений привел к столь Негативным последствиям: все 1990-е годы сознание людей адаптируется к новым реалиям. Утрачены ценностные ориентации и идеалы; Можно сказать, что российское общество переживает "футурошок" - "беспокойство по поводу адаптации, страх перед будущим" [8, с. 5-6]. У людей, подверженных слишком большому числу: перемен за слишком короткий срок возникают: постоянное чувство усталости, граничащее с депрессией, раздражение по пустякам, развиваются психические болезни, они испытывают стрессы и дезориентацию. У граждан России сейчас преобла­дают: тоска, уныние, равнодушие к своей судьбе, бездеятельность [9]. Все это приводит к нарастанию общей психологической стрессовости населения, как следствие, увеличение числа суицидов. Россия делит Прибалтикой "лидерство" по числу суицидов - ок. 40-45 на 100 тыс. населения [10, с. 1]. Неясность норм и правил жизни, размытость границ плохого и хорошего (например, сексуальная распущенность и её пропа­ганда) приводит к росту преступности, наркомании; До недавнего времени к числу запретных относились такие темы, как проституция, сексу­альные меньшинства и пр. Темы добра и зла, справедливости, духовно­сти практически отодвинуты на дальний план в ряде влиятельных по своим масштабам СМИ. Все это также влияет самым отрицательным образом на духовное самочувствие людей [9].

Особенно нужно отметить слабость в идеологической политике в области детей и молодежи. Атмосфера вседозволенности, безнравственности, попрания традиций, расхристанности тлетворна для формирующегося сознания подростков, и особенно детей. Негативные, дурные примеры для них очень заразительны.

Отношение к детям, показатель социального и нравственного здоровья общества. Не случайно и Президент в своем Послании к Федеральному Собранию "Россия на рубеже эпох" "отношение к вопросам детства обозначил как лакмусовую бумажку всей социальной политики го­сударства. К сожалению, говорить о здоровом российском обществе рано. Государство в период. реформирования оказалось не готовым гарантировать реализацию основных, жизненных прав и интересов более, чем 38 миллионам детей России". [11]

На конец мая 2001 г. в России - 678 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей и это число все растет [12], На этот рост влияют алкоголизация общества, безнадзорность детей и насилие над ними в семьях, рост числа детей с отклонениями в развитии, повышение конфликтности, в обществе.

Дети оставлены самим себе. Многим взрослым до них нет дела, - своих проблем много. Молодежь и дети поклоняются идолам, становятся фанатами:- они сами уже не мыслят, Поэтому ими занимается улица со своими звериными, криминальными законами, банды, ими управляют в своих корыстных целях, телевизор (компьютер). Вместе же они созда­ют ПОКОЛЕНИЕ NEXT — поколение будущего, - по отдельности, же, - жестокого, "денежного", нероссийского типа и мышления человека. Чем вся эта обстановка не похожа на угрозу национальной безопасности России?

Как видим, очень многое напрямую касается детей и молодежи. Поэтому, Правительству нужно сделать все возможное, чтобы снизить, оградить от негативного влияния на детей и молодежь (со всех сторон). Проблема государственной (национальной) идеи, идеологическая расшатанность россиян, описанная выше, при отсутствии стержня, единого для всех должна как можно быстрее быть решена. Взамен сильной и стабильной идеологии государство должно разработать четкий курс развития России, предложить единую программу развития страны.

Нам представляется, что наиболее полно отвечают духу российского общества, его менталитету те ценности, которые действительно и могут объединить, сплотить общество и "подвигнуть" его на великие дела. И это, прежде всего, дети - наше будущее [13], семья, как ячейка общества, гражданственность - гражданин своей, патриотизм - как к Родине, гордость за нее, ее просторы, ее историю. Конечно, есть и другие цен­ностные, ориентиры: образование, работа, здоровье, экология. Но обращение к ним лишь будет подкреплять и усиливать значение первых. В конечном же счете выиграет и все общество, и каждый человек в отдельности.

Все вышесказанное показывает недостаточное применение полити­ко-правовых методов для успешного регулирования жизни государства и общества. Решение культурно-идеологических проблем во, многом облегчит решение проблем в других областях: экономике, политике.

Если проблемы и трудности в экономической сфере РФ печальны и значительны, но их сразу видно и их легче устранить, их пытаются решить сразу, то проблемы и трудности в культуре и идеологии сразу не видны столь отчетливо, но их последствия более необратимы, печальны и уничтожающи, могут привести к потере национальной идентично­сти и культуры, деградация этики, морали и духовности. История суще­ствования человечества учит: чем меньше средств и усилий правящая элита вкладывает в культуру, тем больше она должна будет вложить в милицию и юстицию завтра.

В целом в культуре идет подмена традиционных российских ценностей и традиции несвойственными нам западными материальными благами. Расшатыванию подвергаются универсальные для большинства мировых культур ценности (ценность человеческой жизни, уважение к личности, ее правам и свободам, уважение к старшим, забота о детях, женщинах, патриотизм и др.).

Если в культуре не нужно брать западных "образцов", т.к. у нас со­всем другое исторически сложившиеся мировоззрение, культурные тра­диции и ценности, то для успешного решения политических, экономиче­ских и правовых проблем, а затем и для дальнейшего благополучного управления государством можно взять на вооружение образцы развития других стран. Особенно подходит успешный опыт развития Японии. Японская модель развития стала образцом для "азиатских тигров", Таиланда, Малайзии и других. Эту модель характеризует стремление развиваться по капиталистическому пути, не отказываясь, прежде всего от своих исторических особенностей и фундаментальных традиций. Чем не "третий путь" развития между Западом и Востоком, который ищет Россия?

Евгений Кушнер

Томский государственный педагогический университет

Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 21.06.2015.

Использованная литература

1. Когда родится последняя Дарья //Московский комсомолец, 1-8 июня  2000 г. С. 3.

2. Шмыглева Е. Убить почтальона // Буфф-сад, 25 окт. 2001 г. С. 6.

3. Nasledie.ru (Современная Россия. Информационно-аналитический портал).

4. Интеллектуальная миграция: куда "утекают" мозги из России // Томский вестник, 10 июля 1999г. С. 2.

5. Умов "утекать" стало меньше // Российская газета, № 222 (2834). 13 нояб. 2001 г. С. 1.

6. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. 1999 г. 296 с.

7. Тягачев вызвал огонь на себя // Российская газета, №37 (2905). 28 февр. 2002г. С. 2.

8. Тоффлер А. Футурошок. С-Пб., 1997т. 464 с.

9. Славохотов А.А. Сохранить народ // Евразийский вестник, № 10, 2001г.

10. Боброва М. Тени исчезают... // Томский вестник, № 188 (2506), 10. окт. 2001 г. С. 1-3.

11. Семья, дети: факты и проблемы //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1999. №11 (99). С. 11-16.

12. www.gks.ru (Сайт Госкомстата РФ).

13: Широкова Е, Наша национальная идея - дети // Российская газета, № 37 (2905). 28 февр. 2002 г. С. 7.

14. Бахрошин Н. Маньяки наступают // Версия, № 47 (171). 11-17 дек. 2001 г. С. 17.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Нравственность, грех добрачных отношений и прелюбодеяния"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru