Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Блаженный Августин Аврелий - творения


Аврелий Августин. Рассуждение в четвертый день празднеств

Память: 15 июня / 28 июня

Августин Аврелий - христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Иппонийский (Гиппонский), почитается как один из наиболее выдающихся церковных учителей вселенского масштаба.

Святой Августин. Фрагмент полиптиха. Художник  Антонелло да Мессина, 1473 год, Палермо, Италия

Святой Августин. Фрагмент полиптиха. Художник Антонелло да Мессина, 1473 год, Палермо, Италия

***

Рассуждение в четвертый день празднеств

1. Мы завершили чтение из Евангелия от Луки о воскресении Господа; здесь говорилось, как мы слышали, о том, что Господь явился посреди учеников своих, когда они рассуждали о воскресении Его и не веровали. Столь неожиданным и невероятным было это для них, что даже видя они не видели. Ибо они видели живым тело, которое оплакивали как мертвое, видели стоящим посреди себя Того, о Ком горевали висевшем на кресте, - видели они Его, и так как не верили глазам своим, что видят воистину, то думали, что ошибаются. Ибо они думали, как вы слышали, что "видят духа" (Лк 24:37). Во что потом верили о Христе худшие еретики, прежде в то верили колеблющиеся апостолы. Ибо и сегодня есть такие, которые не верят, что Христос имел плоть, оттого что отвергают они и появление на свет от Девы, и не хотят верить, что Он родился от женщины. "Слово стало плотью" (Ин 1:14) - эти слова напрочь отчуждают они от своей веры, или, скорее, от своего неверия. Все устроение нашего спасения, то есть что вочеловечился ради восприятия человека Бог, Который создал человека, и что Христос во оставление грехов наших пролил истинную и неложную кровь и истинной Своей кровью смыл рукописание наших грехов - все это богомерзкие еретики пытаются вменить ни во что, во все это, как манихеи, они не верят: что явилось глазам человеческим, это якобы был дух, и не было плотью.

2. Вот говорит Евангелие. Стоял Господь посреди Своих учеников, еще не веровавших, что Он воскрес. Они видели Его и думали, что видят духа. Если нет ничего дурного в том, чтобы верить, что Христос дух, а не плоть, если нет в том ничего дурного, пусть ученики остаются при этом мнении. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, что я хочу сказать, и да даст мне Бог сказать так, как вам будет полезно услышать. Так вот, я повторю. Иногда отвратительные еретики, гнушающиеся плотью и живущие по плоти, иногда они вот что говорят и вот как соблазняют "Кто лучше верит о Христе: те, кто говорят, что Он имел плоть, или мы, которые говорим: Он был Бог, Он был дух, глазам человеческим явилось не тело, но Бог?" Что можем мы ответить, кроме того, что дух лучше плоти? Тогда тот скажет: "Раз ты признаешь, что дух лучше плоти, значит о Христе лучше думаю я, который говорю, что Он был дух, а не плоть." О злополучное заблуждение! Как это я говорю, что Христос был плоть?! Ты говоришь, что Он дух, я говорю, что Он дух и плоть; не лучше ты говоришь, а меньше говоришь ты. Выслушай же все, что говорю я, то есть что говорит вселенская вера, что говорит основательнейшая и чистейшая истина. Ты, который говоришь, что Христос был только дух, говоришь, что Он был нашим духом, то есть нашей душой. Слушай, что ты говоришь. Я сейчас говорю то, что ты говоришь. Он был дух той же природы и сущности, что и наш дух. Посмотри, насколько меньше ты говоришь о Нем, ведь и Слово было там, и плоть была там. Ты говоришь: "Только человеческий дух." А я говорю: Слово, дух, тело - Бог и человек. Если хочу сказать о том и другом, об обеих этих вещах, прибегаю к такому краткому выражению: Бог и человек. Ничего ложного в Его человечестве, ничего ложного в Его божестве - Бог и человек. А если ты спросишь меня о самом этом человеке, назову опять же две вещи: душа человеческая и плоть человеческая. Ты человек, потому что ты душа и плоть; Он Христос, потому что Он Бог и человек. Вот что я говорю.

3. Но ты полагаешь, что говоришь о Нем лучше из-за того, что говоришь: "Он был дух, дух являлся, дух был видим, дух обитал среди людей." Так говоришь ты. Как я уже сказал, так думали и ученики. Если ты не говоришь ничего дурного, если хорошо то, что ты говоришь, то хорошо было и то, что думали ученики. Если Господь оставил их при их мнении, то и тебя надобно оставить. Во что веришь ты, в то верили и они. Хорошо то, во что ты веришь - хорошо и то, во что они верили. Но не хорошо это было. Господь говорит им: Что вы смутились? Их смущение поверило в то, во что веришь и ты. Во что именно? Что они видят духа. На это Господь говорит: Что вы смутились и зачем помышления восходят в сердца ваши? Эти помышления земные. Если бы они были небесные, они бы нисходили в сердца ваши а не восходили. Ибо зачем к нам обращаются слова "Гори сердце", как не затем, чтобы не обнаруживало пред собой земных помышлений наше сердце, которое мы должны поместить гори. Поэтому: Что вы смутились и зачем помышления восходят в сердца ваши? Смотрите на руки Мои и на ноги Мои, осяжите и увидьте (Лк 24:38-39). Мало вам видеть - протяните руки, мало вам смотреть и недостаточно касаться - осяжите и ощупайте. Пусть руки ваши подтвердят, если глаза вши лгут. Осяжите и увидьте, пусть глаза у вас будут на руках. Почему осяжите и увидьте? Почему? Потому что дух плоти и костей не имеет, как Меня вы видите имеющего. Ты заблуждался вместе с учениками - исправляйся с учениками. Я допускаю, это по-человечески. Ты думал, что Христос дух - так и Петр, так и прочие думали, что видят духа; но они не остались в этом заблуждении. Чтобы ты твердо знал, что помышления их сердец были ложными, Врач не отставил их так. Он пришел, применил лекарство; Он видел, что в сердцах раны, и чтобы исцелить эти раны сердечные, Он Сам носил раны на Своем теле.

4. Так и давайте верить. Я знаю, что вы верите так. Но чтобы на ниве Господней не выросло случайно дурной травы, я обращаюсь даже к тем, кого не вижу. Пусть никто не верит во Христа иначе, чем хотел Христос; и сколь полезно нам веровать в то, во что хотел, чтобы о Нем веровали Тот, Кто нас искупил, Кто взыскал нашего спасения, Кто за нас пролил кровь, Кто за нас претерпел, что Ему не причиталось, и нам доставил то, что не причиталось нам. Так мы и должны верить. Христос - что Он? Сын Божий, Слово Божие. Что такое Слово Божие? Чего не может выразить слово человеческое - вот что такое Слово Божие. Ты спрашиваешь у меня, что такое Слово Божие? Если бы я захотел тебе сказать, что такое человеческое слово - не могу объяснить, выбиваюсь из сил, колеблюсь, изнемогаю. Не могу я объяснить силу человеческого слова - но тем паче Божьего Слова. Вот, прежде чем я вам скажу то, что хочу сказать, слово уже есть у меня в сердце; оно еще не сказано мною - и оно у меня; я произношу его - и оно приходит к тебе, но не уходит от меня. Вы напрягаете внимание, чтобы услышать от меня слово, я питаю ваши умы. Если б я принес пищу для ваших утроб, вы разделили бы ее между собою, но она не целиком вся досталась бы каждому, и чем больше бы вас было, тем на большее количество ломтей вам пришлось бы делить, и настолько меньше получил бы каждый, насколько большим бы было множество получающих. Но вот я только что предложил пищу вашим умам; говорю вам: возьмите, примите, съешьте. Вы приняли, съели, и при этом не делите ее между собой. Все что я говорю, и для всех целое, и для каждого целое. Вот и получается, что невозможно вполне объяснить силу слова человеческого; а вы говорите мне: "Что такое Слово Божие?" Слово Божие питает столькие тысячи ангелов! Ибо их ум питается и насыщается Им. Слово наполняет ангелов, наполняет мир, наполняет девическое чрево - и ни там Ему не просторно, ни здесь не тесно. Что такое Слово Божие? Пусть Он Сам скажет, Сам Единородный, сам единственный Сын - пусть сам Он скажет, что такое Слово Божие. Он говорит о Себе кратко, но велико то, что говорит Он о Себе: "Я и Отец - одно" (Ин 10:30). Не считай здесь слов. Всех слов, какие только могут найтись у людей, не хватит для объяснения, чтобы объяснить Единое Слово. И вот это Слово, которое невозможно объяснить, стало плотью и обитало среди нас, восприняло всего человека, так сказать, в его полноте: душу человека и тело человека. А если хочешь услышать нечто более точное (ведь душу и тело имеют и скоты) - то когда я говорю о душе человеческой и плоти человеческой, разумею, что Он воспринял всю человеческую душу. Были такие, что и об этом составили ересь и говорили, что душа Христа не имела ума, не имела разумения, не имела рассудка. Не хочу, чтобы ты верил так. Всё искупил Тот, Кто сотворил всё; всё восприняло, все освободило Слово. Здесь и ум человека, и разумение, здесь и душа, оживотворяющая плоть, здесь и плоть истинная и совершенная - только греха здесь нет.

Августин Аврелий, блаженный

Азбука веры

Примечание

1. Эта Пасхальная проповедь Августина была произнесена в среду Пасхальной седмицы.

***

Молитва блаженному Августину Иппонийскому:

  • Молитва блаженному Августину Иппонийскому. Августин Аврелий - христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Иппонийский (Гиппонский), почитается как один из наиболее выдающихся церковных учителей вселенского масштаба. Покровитель ученых и апологетов. К нему обращаются за помощью для обращения иноверцев, сектантов и маловеров, для обретения мудрости и веры, преодоления блудной похоти

Акафист блаженному Августину Иппонийскому:

  • Акафист блаженному Августину Иппонийскому

Канон блаженному Августину Иппонийскому:

Житийная и научно-историческая литература о блаженном Августине Иппонийском:

Труды блаженного Августина Иппонийского:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru