Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Христианский брак, семейное счастье


Семью нельзя строить на иллюзии

Психолог Андрей ФоминТо, что произошло с этой женщиной, сейчас происходит со многими. Человек приходит в Церковь и начинает жить не в соответствии с теми правилами, которые существуют в Ней уже две тысячи лет, а исходя из своих представлений о том, как у него складываются отношения с Богом.

А ведь церковные правила – это техника духовной и психологической безопасности, и новообращенных нужно знакомить с ней с самого начала. Конечно, разобраться в сложной проблеме семейной жизни на основании одного письма невозможно. Я не буду давать рекомендаций его автору – Татьяне, а буду говорить только о некой героине письма, на которую предлагаю и самой Татьяне посмотреть как бы со стороны. Ведь то, с чем столкнулась героиня письма – это типичный синдром неофита: она стала молиться, ходить в церковь, соблюдать посты, исповедоваться, причащаться. У нее уверовал муж – все складывалось наилучшим образом, и о том, что христианская жизнь – это несение креста и постоянная внутренняя борьба, она, естественно, и не думала. И никто ей об этом, видно, тогда не сказал, или она не очень-то и послушала. Вот она и нафантазировала себе свое личное представление о христианской жизни, о счастливом христианском браке. И как только возникло серьезное испытание – потеря ребенка, вся эта картинка посыпалась.

Вообще-то, как правило, женщина даже после такой душевной травмы сохраняет веру. Но из письма видно, что зачастую сохраняет она ее в качестве психологической защиты. Ее тянет в храм, она хочет жить духовной жизнью, но в ее поведении полностью отсутствует смирение. Поэтому и желания мужа жить "по домострою", она не понимает и не принимает. А ведь он, возможно, просто хотел таким образом подвести ее к осознанию необходимости вместе пережить общую трагедию. Он боялся – и, как показала жизнь, вполне обоснованно – что она окончательно уйдет в "церковь" (в ее собственном, а не церковном понимании) и главным авторитетом для нее будет уже не муж, а священник. И если бы женщина поняла, что брак – это школа смирения, а не равноправное партнерство, возможно, ее жизнь сложилась бы по-другому. Но она делает свой выбор и получает свободу, так ничего и не поняв. И тогда она встречает и влюбляется в человека изломанной судьбы, грешника, который уцепился за нее, как за соломинку. Конечно, ею, скорее всего, двигала великая идея спасения: "Все от него отвернулись, а я сейчас омою его раны". А то, что при этом она совершает смертный грех, как-то и в голову не пришло. Этот брак, как и, возможно, вся церковная жизнь героини, в значительной мере были построены на иллюзиях.

И вот наконец она сама, без помощи священников понимает, что любое сближение с мужчиной в той ситуации, в которую она сама себя загнала – прелюбодеяние. Но в состояние своей внутренней цельности вернуться не может. Ничего не поделаешь – у нее уже было два мужа.

Теперь этот камень на сердце героине письма придется нести всю жизнь. И здесь чувство вины и степень греховности человека совершенно равноценны. Но это вовсе не повод отчаиваться. Только сейчас для этой женщины и началась настоящая духовная жизнь. Только сейчас, когда она посмотрела на себя, убрав призму собственных иллюзий, она стала на первую ступень, которая называется "примирение и покаяние". Она поняла простую истину: если мы "ходим в похотях сердца своего", мы не приближаемся к Богу, а идем в другую сторону. Теперь у нее появился шанс начать тяжелую работу по очищению свой души от всего того, что она натворила. И самое главное для начала – осознать те внутренние причины, которые послужили основанием для иллюзорного восприятия жизни. Ведь вся эта ситуация – результат таких фантазий.

Что в таком случае делает психолог? Он помогает столкнуться с реальностью, с тем, что заставляет человека такие фантазии продуцировать. Ведь были внутренние причины, которые и толкнули героиню письма на эти поступки. И, скорее всего, они никуда не делись. Ведь человек так любит держаться за свои иллюзии – рушатся одни, он немедленно воздвигает новые. И не дай Бог, нашей героине попадется еще один человек с исковерканной судьбой – а она его подсознательно будет искать! Поэтому необходимо помочь этой женщине, а сделать это можно только последовательным разрушением этих конструкций. Это жесткая работа, как для психолога, так и для нее, но сделать это необходимо.

Сейчас произошла очень важная вещь – она поняла, что чувство вины от исповеди не проходит. Надо очень многое в себе пережить, многое перелопатить, вычистить, для того, чтобы эта боль ее отпустила. Но именно эта боль как раз и будет помогать ей в ее духовной жизни. И задача психолога – не избавить ее от этой боли, потому, что это означало бы искусственно отключить главный двигатель, толкающий ее на верный путь, а помочь ей принять эту боль как милость Божью. И, используя эту боль, пройти через саму себя. И тут очень важно, чтобы человека не ввели в заблуждение, не начали успокаивать, вроде бы жалея, а на самом деле губя. Конечно, одному человеку, даже с помощью духовника и психолога, этим путем не пройти. Тут необходима милость Божья, на которую все мы и уповаем.

Андрей Фомин, практикующий психолог-психотерапевт,

преподаватель Высшей школы психологии при ИП РАН
Фома № 12, 2006.

 

журнал Фома

 

Фото - психолог Андрей Фомин

 

 
Читайте другие публикаций раздела "Христианский брак, домостроительство, семейное счастье"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru