Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Самоубийство (суицид) - тягчайший грех!


Может ли Церковь молиться за самоубийц?

"По какому-то недоразумению и совершенно ошибочно, вопрос этот некоторыми считается у нас как бы до сих пор не имеющим определенного решения в нашей Православной Церкви или признается таким вопросом, который должен подлежать обсуждению и пересмотру со стороны церковной власти" (Свят. Феофан. Советы правосл. христ.).

Церковная иерархия, как и вся полнота нашей Церкви, руководствуется канонами или Правилами св. Апостолов, Вселенских и Поместных соборов. Соблюдением их соблюдается и чистота Православия и сохраняется в Православии истина. Потому Св. Церковь и есть "столп и утверждение истины", как говорит Апостол Павел (I Тим. III, 15). Этими Правилами направляется к благочестию жизнь и каждого христианина, и всего общества православных христиан.

Св. Церковь погрешать не может. А она считает самоубийц отлученными от общения и, значит, лишенными надежды на спасение. Почему же Церковь так строго относится к людям, по вере православным христианам, когда они насильственно лишают себя жизни?

Крещенный христианин, налагающий на себя убийственную руку, вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Такое боговраждебное действие - плод неверия и противление Божественной воле. Господь дал жизнь, а самоубийца кощунственно отвергает этот дар. Самоубийца, по выражению святоотеческому, духовный потомок Иуды предателя.

Бог Милосердный по Своей благости создал человека и вдунул в него Дух Свой, предназначив создание Свое для вечной жизни. Во время грехопадения прародителей в раю, Бог не отнял у человека Духа Своего, духа вечности; дал ему временное испытание на земле и, наказав временною смертью, обещал по неизреченной любви к творению Своему послать Спасителя - Единородного Сына Своего. Обещал, что после достойного жительства здесь на земле и чрез веру в Спасителя, человек будет наследником вечной жизни блаженного пребывания со своим Творцом. Вот он - замысел Божий о человеке, вот она - цель жизни земной для христианина - вечная, блаженная жизнь за гробом. Земная жизнь его есть место подвигов по указанию веры, а за гробом - место праведного воздаяния.

Одна из главных причин самоубийства - ослабление веры или даже неверие в загробную жизнь человека. Жизнь человека, потерявшего или даже на время забывшего эту веру, воистину несчастна и подвержена всяким бедам и опасностям. "Без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо", - справедливо говорит Достоевский (Дневн. писателя). Итак, прежде всего неверие приводит к самоубийству, затем - поведение в жизни. Распущенность нравов увеличивает число самоубийц. Пороки, грехи тяжкие обыкновенно рождают уныние, скорбь и тяготу с подавленностью духа. Бывают и такие легкомысленные люди, что лишают себя жизни по самым пустым причинам: по самолюбию, по страсти к славе, по нежеланию подвергнуться стыду, по обманутым надеждам и другим причинам весьма невысокого достоинства.

Какие бы ни существовали причины самоубийства, только одно признается оправдывающим - лишение жизни в сумасшествии.

Во всех других случаях оно считается тяжким грехом без надежды на прощение и на страшном суде Христовом.

Вот определения Святой Церкви о самоубийцах: "О таковом не подобает быти приношение", т.е. не должно быть бескровной жертвы, ни поминовения, говорится в правилах церковных (Тимофея Александрийского Правило 14). Если его родственники и будут уверять священника, что он поднял руки в сумасшествии, священник "должен со всяким тщанием испытывати" - справедливо ли это уверение. Иначе священник сам "подпадает осуждению" (то же Правило).

Номоканон, Пр. 178: "Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним (значит: не совершают чин погребения), ниже поминают его". Да и одно то обстоятельство, что он перешел в загробную жизнь без примирения с Церковью, что умер не исповедавшись и не причастившись Св. Таин Христовых, уже составляет достаточное основание для того, чтобы отказать ему в отпевании и поминовении; потому что по 13 правилу I Вселенского собора каждый пред смертью своею должен быть напутствуем исповедью и Св. Причащением. Самоубийца же остается без напутствования этими Таинствами не по каким-либо посторонним причинам, а по своему произволению. Да! Церковь отказывает намеренному самоубийце в отпевании и поминовении по справедливости! С этой целью - убедить недоумевающих в их неправильном взгляде на нашу Православную Церковь - будто бы она непременно обязана руководиться во всех отношениях к людям только одним чувством любви, пишет угодник Божий Святитель Феофан: "Любовь всем законам и добродетелям, не только евангельским, но и человеческим, гражданским, есть основа; следовательно, всякое действие, согласное с законом, согласно и с любовью, и всякая оценка действия, сообразная с законом, или правосудная, сообразна и с любовью. Но любовь выше и шире закона. Есть действия любви, не определяемые законом положительным, и они нимало не противозаконны; но действия, определяемые законом и не исполняемые лицом подзаконным, СУТЬ БЕЗЗАКОННЫ И ЛЮБВИ ПРОТИВНЫ, хотя бы они клонились ко благу кого-либо... Если судья оправдает виновного против закона или наградит недостойного награды, то хотя и доброе, по-видимому, окажет дело виновному и недостойному, но больше сделает зла, чем добра, НАРУШИВ ЛЮБОВЬ К ОБЩЕМУ БЛАГУ, власти и правилам. (Недаром говорится: "И на милость разум нужен"). Хвалится, скажете, милость на суде... Милость должна сретаться с истиною. Не лучше ли всего решает этот спорный вопрос Крест Христов? Какая бесконечно великая там любовь, а вместе - какое бесконечно великое правосудие!".

Св. Церковь и между скоропостижно умершими отыскивает таких, которым могла бы помочь, как и помогает своею молитвою. Например: опившиеся от вина, конечно, самоубийцы, если они долго и много пили. Но так как эти люди все же не желали себе смерти и не употребляли орудий к самоубийству, то Церковь во имя любви христианской и в надежде на милосердие Божие дозволяет их родственникам поминать их (Указ Свят. Синода 26.1.1848 г.).

Что же касается самоубийцы намеренного, он совершенно отрекся от Бога, Премилосердного и Всемогущего и вместе с тем отверг высшую силу, которая могла бы спасти его, но без которой и ни один из самых праведников не спасается, которой название: благодать Божия. Самоубийца сам себя лишил времени или срока для покаяния, произвольно прекратив свою жизнь. А кто отходит отсюда злым и нераскаянным, не может получить прощение.

Мы веруем и исповедуем, что "несть греха превосходящего милосердие Божие". Есть один только грез непростительный - это нераскаянность, грех, в котором не было принесено покаяние. Самоубийца, лишая себя жизни, не имеет возможности принести покаяние в этом тяжком грехе, нераскаянным и непрощенным переходит он в загробную жизнь, с грехом хулы на Духа Святаго. Дух Святой - Жизнодавец, все животворящий, всему дающий жизнь. Самоубийца по своей воле прекращает жизнь свою, показывая противление воле Божией, замыслу Божию о нем - являет непослушание, гордость, неверие и малодушие.

Епископ Феофан, Святитель богомудрый, по этому поводу пишет: "Спрашиваете, можно ли молиться за самоубийц? ЦЕРКОВЬ НЕ ВЕЛИТ, как же сыны и дщери будут молиться?.. Тут проглядывает покушение показать, что мы милосерднее Церкви и Самого Бога... Церковь есть живой союз всех верующих, кои все, сочетаваясь во едино под единою Главою Христом Господом, составляют единое тело. Составляют ее верующие - живые и умершие. Отшедшие отсюда нераскаянными остаются вне ея и вне Господа Спасителя, Главы ея... О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе, не разрешенном, не очищенном покаянием".

Святитель Петр (Могила), Патриарх Адриан (в Указных ст. Правило 24, 698 г.) и многие святитель всех времен, обращая свой голос к священникам, которых прежде всего просят родственники совершить отпевание и молитвы о самоубийцах, взывают:

"О иерей! О самоубийцах сказал Христос в Евангелии, когда говорит: "Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению..." (Мк. 3:28).

Церковь заповедала и утвердила не совершать молитв о самоубийцах.

Помни, иерей: всю силу зла направляет сатана на тех, кто совершает поминовение самоубийц. Им пользы никакой, а тебе великий вред. Ты ли милосерднее Бога? Что же на деле свидетельствуешь это, молишь Господа и самой молитвой говоришь: вот я милосерднее Тебя. Ложное милосердие. И за это Бог попускает диаволу возобладать и душой твоей и телом".

Поэтому каждый священник должен знать, что "согласно церковным правилам чин погребения над самоубийцей может быть совершен только в случае невменяемости погибшего - лишение жизни в сумасшествии, о чем должно свидетельствовать медицинское заключение". И потому священнослужители не должны посылать мирян (родственников самоубийц) к правящему архиерею за получением разрешения на отпевание самоубийц. Ведь соборно Апостольская Церковь дала определение по этому вопросу, и епископ в единственном лице не может решить вопрос об отпевании и поминании самоубийцы, потому что это решение будет против соборного голоса Св. Церкви, против правил церковных. Сами же иереи обстоятельно и доходчиво должны объяснять причину - почему не может быть совершено ни погребение самоубийц, ни церковное поминовение о них.

Самоубийства слишком участились за последнее время. Они приняли характер какой-то эпидемии. Чтобы бороться со злом, надо усвоить себе правильный взгляд на его характер. Этому весьма поможет голос пастырей церкви.

Георгий Северин, протоиерей
Симферопольская и Крымская епархия УПЦ МП

 

Выбери жизнь со Христом!

 "Ибо так возлюбил Бог мир,

что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16)


"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…" (Втор. 30:19-20)

 

 
Читайте другие публикации раздела "Православие о самоубийстве (суициде)"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru