Шри Шри Рави Шанкар и патология культов
Нью-Эйджа
Перевод статьи профессора политологии из
Индии, об опасности проникновения лидеров культов в
сферу публичного обсуждения экономических и политических
вопросов, которые стоят на повестке дня в Индии. Фактов
мало, но сама постановка вопроса, что средний класс
является целью культов и опасность ухода Индии от
демократии в ультранационализм интересен. Перевожу
близко по смыслу и духу.
Jyotirmaya Sharma -
преподает политику в университете Хайдарабаде
(Индия), ведет лекции в вузах Австрии, Швеции и Германии, и является автором
книг "A Restatement of Religion: Swami Vivekananda and the Making of Hindu Nationalism"
и "Cosmic Love and Human Apathy: Swami Vivekananda and the Restatement of
Religion".
Сейчас необходимо ослабить влияние
гуру Нью-эйджа более, чем когда-либо. В противном
случае, засилье религиозных культов в правительствах
станет реальностью.
В марте 2001 года я написал короткую
заметку в национальной ежедневной газете, где я
утверждал, что нет никакой существенной разницы между
уничтожением талибами в Бамианских (Bamiyan Buddha)
статуй Будды и разрушением мечети Масджид Бабри (Babri
masjid) в Индии. На каждого муллу Мухаммеда Омара в
Афганистане, есть соответствующий Гирирадж Кишор
(Giriraj Kishore) в Индии.
Вскоре после того, как заметка была
опубликована, я получил приглашение от Шри Шри Рави
Шанкара (Sri Sri Ravi Shankar), через его ученика, на
беседу по теме этой заметки. Мне сказали, что популярный
нью-эйдж гуру был расстроен и озадачен моим сравнением
уничтожения статуй Бамиан Будды и мечети Масджид Бабри.
Я познакомился с ним в Дели, и мы
проговорили почти час (в течении которого Шри Шри не
прекращал есть из большой миски сухофрукты, не предлагая
мне присоединиться). У нас были асимметричные взгляды на
перспективы и мы не смогли согласиться с друг другом. Я
не смог убедить его, что рабство в исторической памяти
может привести к спирали взаимных обвинений и
подпитывать желание свести счеты бесконечно. Оба этих
акта, современные, но они рождаются из циничной политики
и стремления разделить людей, править ими на основе
такого разделения.
"Богочеловек" [Шри Шри] опирался на
факт, что мечеть в Айодхье была построена после
разрушения индуисткого храма и это относит его к другой
категории, чем с Бамианскими статуями Будды. Для меня же
импульс уничтожения статуй Будды в Бамиане и мечети
Бабри проросли из того же семени нетерпимости и страха
перед разнообразным и сложным миром, лишь с
незначительной разницей.
Правительство Индии выделило грант на 2
млрд. рупий фонду Шри Шри Рави Шанкара "Искусство жизни"
для проведения "Мирового культурного форума" на берегу
реки Ямуна (недалеко от Дели).
Маскировка сектантских признаков
Конечно распространение новых возрастных
индуистских гуру в последние годы, позволило им
прикрываться малопонятным тегом "Новый век" (New Age)
для скрытия своих очевидных сектантских признаков. Им
удается спрятаться за расплывчатое понятие "мировые
религии", которое освобождает их от немедленной
идентификации с какой-либо узкой сектантской идеологией.
Их акцент на пение, танцы и "ощущать себя счастливым", и
доктринальный фаст-фуд в виде демонстрации "улыбок" и
"любви" подкупает к их расцветающей идеологии "Я, я,
сам" ("I, me, myself") средний класс в Индии, особенно в
среде молодежи.
Избегание любого серьезного обсуждения
их доктрины, помогает оправдать и легитимный гедонизм, и
бессмысленное потребительство. Они помогают понять мир,
где чья-то вина это последствие плохой кармы, а хорошей
кармой является стремление к безудержному наслаждению, в
том числе неуместной жажде "духовности".
Эти новые гуру "в возрасте" предлагают
индусам упрощенную, без рисков и предварительно
разжеванную доктрину, которая основана на своеобразной
интерпретации философской системы Адвайта-веданты
(advaita Vedanta), которая стала популярной в Индии с
девятнадцатого века. Это как переспелый банан, который
выглядит снаружи нормальным, но внутри он липкий и
мягкий. Гуру начинает бесконечно болтать о единстве
Вселенной и универсальности Брахмана (Бога-Абсолюта).
Добавьте к этому йогу, медитацию и аюрведу, и картина
будет завершена. Последние составляющие преподносятся
как часть великого вечного и непреходящего наследия
сектантской версии великой индусской цивилизации,
дополнительно их популярность в других местах помогает
интеграции с западной современностью и концепцией
прогресса (современностью).
Что еще более важно, почти все из этих
новых культов и гуру "в возрасте" являются вербовочными
центрами для Раштрия Сваямсевак Сангха (the Rashtriya
Swayamsevak Sangh) и паривар Сангха (the Sangh
parivar). Иначе говоря, RSS передал вербовку в свои ряды
на аутсорсинг этим новым культам. RSS и Паривар Сангх
понимают, что никакое количество изменений не поможет
исправить уже сложившийся негативный имидж.
Новые культы управляют для них, чтобы
сохранить в рядах культа националистическую часть
индийского среднего класса, прикрываясь заботой о них.
Таким образом, эти культы также имеют возможность
аккуратно говорить:
- о военной славе Индии, где истинное
смирение лежит в силе,
- о мечте об Индии как супердержаве,
которая не может прийти к экономическому росту из-за
коммунистов, секуляристов, мусульман, миссионерах других
религий, альтернативного образа жизни (вне каст),
неортодоксальных идей, творческой литературы, поэзии и
современного искусства, которые все работают на
очернение Индии (которая является центром Индуизма и
духовного мира) и ее величия в глазах всего мира.
***
***
Губительная банальность
Основатель "Искусства Жизни" (Art of
Living Foundation) Шри Шри Рави Шанкара обращается к
предпринимателям на "Happening Haryana Global Investors
Summit 2016" в Гургаоне
Не менее опасными являются банальности
от культа, которые они предлагают изо дня в день.
Наиболее популярные среди них: "тот же бог во всех нас"
и "та же сущность пронизывает нас всех". С помощью них,
они преуменьшают значимость других религий и их
последователей до ничтожности и уничтожая их какую-либо
культурную самобытность (самоидентификацию) не смотря на
их значимость для людей, прикрываясь снисходительностью
к этим конфессиям. Новые гуру "в возрсате" так управляют
своими движениями, чтобы внушить своим последователям,
что эта культовая доктрина является сутью индуизма,
который очень толерантен, как и эта доктрина.
Противостоять этим пагубным учениям
может политика ориентированная на демократию, либерализм
с плюрализмом по своей сути и духу. Подлинная демократия
является величайшим врагом этих регрессивных движений.
Политики в последние годы искажают общественную сферу,
давая публично выступать по общеполитическим вопросам
различным "богочеловекам", которые напрямую относятся к
работе политиков.
Причины подобных действий необходимо
обсуждать в публичных дискуссиях, для понимания является
ли это частной инициативой или политической, для
избегания повторения подобных действий. Ни Шанкарачарья
(Shankaracharya), ни новые гуру "в возрасте" не имеют
никакого права вмешиваться в политические вопросы. Они
не имеют легитимности, ни полномочий. Они не являются
частью официального политического дискурса и должны быть
отстранены от общественной жизни. Конечно, "боголюди"
тоже являются гражданами этой страны, но они больше не
являются единственными представителями своих
вероисповеданий. Это как просить индуисткого
националиста гуру Канчи Ачарью (Kanchi Acharya) вести
переговоры об урегулировании спора о мечете Бабри-Рам,
что явно несправедливо по отношению к тем индуистам,
которые не смотрят на него, как на своего духовного
лидера.
Новые гуру "в возрасте" представляют еще
меньшее (но активное) количество людей, которые
устроились в своих красивых анклавах, которые имеют мало
общего с остальной частью Индии. Необходимо
непосредственно сейчас, чем когда-либо, уменьшить
культовое влияние. В противном случае, будет повторение
конфликта как в Гуджарате в другом месте и "Засилье
религиозных культов в правительстве" станет нынешней
реальностью.
Существует много проблем в Индии, где
"боголюди" реально могут помочь. Большинство из них
делают это, но ограничивают эту помощь индоктринпцией
будущих поколений молодых мужчин и женщин, чтобы сделать
их менее гражданами Индии и больше индуистами,
мусульманами или христианами. У них нет никакого
"искусства жизни", но есть ошеломляющее множество
возможностей, которые мы могли бы реализовать. Самый
обычный индус инстинктивно понимает это до тех пор, пока
он не становится жертвой распри идеологий или
ограничительных идеологий культов. Одним из этих многих
способов реализации и хорошей жизни заключается в том,
чтобы наслаждаться шумом и хаосом демократии, что
является для некоторых из нас более духовным и
священным, чем священный текст, вера в "богочеловека",
или идея паломничества.
Статья была опубликована в газете Mail
Today в июне 2008 года.
Взято в марте 2016 из
публикации на ресурсе Wire "Sri Sri
Ravi Shankar and the Pathology of New Age Cults".
Jyotirmaya Sharma
Социальная психология в действии - 11.03.2016.
|