Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Секты / Сектоведение - общие вопросы


Определения терминов "секта", "культ" и НРД

С экклезиологической (экклесия - греч. "церковь") и гностической (гнозис - греч. "знание") точки зрения сектой является всякая религиозная организация все истинной Церкви Христовой, т.к. обладает только частью, небольшим сектором (sector) истины, и при этом полностью лишена Богоприсутствия - "Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф.5:23). Вся полнота Богоприсутствия и содержания истины о Боге и спасении только в Христовой Церкви - "...Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1Тим.3:15), которой и является Православная Церковь.

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

***

К сожалению, до сих пор не существует единого определения такого понятия, как "секта" (1), правильнее будет сказать, что существуют многие десятки определений. Это связано главным образом с тем, что каждый специалист определяет данное явление, исходя из своей собственной мировоззренческой позиции, так как сектоведение не относится к тем наукам, которые носят экспериментальный характер. Поэтому в сектоведении, как в философии и религиоведении, огромное значение имеет позиция автора определения, его отношение к данной проблеме.

Наиболее популярными подходами к пониманию проблемы сектантства можно назвать следующие: подход внеконфессионального религиоведения (атеистического по своей сути); подход конфессионального богословия (православного, католического, протестантского); психологический и социологический секулярные подходы.

Подход внеконфессионального религиоведения

Так сложилось, что в большинстве вузов нашей страны религиоведение преподают бывшие специалисты в области марксизма-ленинизма, после крушения советской идеологии быстро перепрофилировавшиеся на преподавание нового для них предмета. В их подходе чувствуется влияние коммунистических представлений о "классовой борьбе" между традиционными Церквями и сектами: "Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направления" (2).

Данное определение, на наш взгляд, страдает излишней обобщенностью. Приняв его, можно было бы отнести к числу сект все протестантские конфессии. Практического значения, с точки зрения православного богословия, данное определение не имеет.

Подход конфессионального богословия (теологический подход)

В западном протестантизме используется два термина – "секта" и "культ". Термин "секта" не имеет на Западе негативного значения и ряд ответвлений протестантизма (например, некоторые баптисты) называют себя сектантами открыто, вкладывая в этот термин положительный смысл, в то время как понятие "культ" там имеет сейчас ярко выраженную негативную окраску: "Понятие "секты" обычно относится к группам диссидентов, отделившихся от другой, как правило, традиционной, религии (зачастую они объявляют о своем намерении возродить верования или обычаи, которые, по их мнению, некогда присутствовали в конфессии, но от которых конфессия впоследствии отошла), в то время как "культ" – это маленькая, ревностная группа, связи которой с традиционной религией и культурой менее очевидны, которая зачастую исповедует вероучение, не основанное на христианстве и иудаизме, и которая часто находится под непосредственным руководством единого харизматического лидера" (3).

Большой популярностью среди протестантских апологетов пользуется известный протестантский богослов Уолтер Мартин. В своей книге "Царство культов" он приводит следующее определение понятия "культ", дополняя определение этого термина доктора Чарльза Брэйдена: "Культ – 1) это религиозная группа, которая значительно отличается от религиозных групп, считающихся общепринятыми в нашей культуре, по одному или более аспектов исповедания или обрядов; 2) это сообщество людей, объединившихся вокруг определенного человека или истолкования Библии" (4).

Использование термина "культ" в православном сектоведении представляется нежелательным, так как в его рамках данный термин имеет другое значение и почти не несет негативного смысла.

В католической литературе можно встретить два понятия: "секта" (может быть христианского и нехристианского происхождения) и НДР – "независимое религиозное движение". К сектам (правда, к разным типам сект) относят как баптистов, так и Свидетелей Иеговы, что представляется не совсем корректным. Под "независимыми религиозными движениями "понимаются группы с синкретическим учением.

В современном Православии (5) чаще всего используют понятие "тоталитарная секта", которое ввел профессор церковной истории А.Л.Дворкин: "Тоталитарная секта - это авторитарная организация, главным смыслом существования которой являются власть и деньги, для получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными, псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями. Многочисленные психокульты также относятся к тоталитарным сектам" (6).

Сейчас в Православии предмет сектоведения находится в стадии становления, идет процесс изучения современного сектантства и выработки его богословской оценки.

Вот что, в частности, пишет о сектах современный православный богослов диакон Андрей Кураев в своей книге "Сатанизм для интеллигенции": "Сектантской… является любая религиозная деятельность, осуществляемая вне Церкви и в противостоянии ей.

При этом нужно сделать два уточнения:

Первое: нужно уточнить, что чётких границ Церкви не может провести, пожалуй, ни один богослов или иерарх. Церковь есть жизнь в Боге, жизнь во Христе. …

Второе необходимое уточнение: не являются сектой буддизм или индуизм, возникшие до Евангелия и не в противостоянии ему. Однако являются сектами необуддизм и неоиндуизм, пытающиеся в западном мире возродить неевангельскую религиозность и утверждающие себя уже в очевидной и неизбежной полемике с христианством…

Еще один признак, позволяющий отличить секту от нормальной религиозной традиции (сам по себе достаточный, хотя и не необходимый), это наличие "скрытых" учений или обрядов, которые религиозная группа не считает нужным публично раскрывать" (7).

Можно ли православным богословам вместо термина "секта" использовать термин "ересь"? Термин "ересь" отражает лжехристианское вероучение группы, в то время как понятие "секта" имеет более широкое значение. В него входит и структура организации, и методы психологического воздействия на людей, применяемые в ней, и тип восприятия жизни. Поэтому, на наш взгляд, будет более корректно использовать эти два термина одновременно в тех случаях, когда мы говорим о вероучениях псевдохристианских сект, и не использовать понятие "ересь" вообще, если разбираем языческие направления сектантства.

Психологический подход

Психологический подход характеризуется оценкой влияния секты на психологическое здоровье личности. С ее точки зрения, важны не верования секты, а методы вовлечения, удержания и последствия пребывания в секте для психологического и психического состояния адепта.

Знаменитый исследователь культов, в прошлом последователь секты Муна, психолог Стивен Хассен, предложил следующую трактовку термина "культ": "Деструктивный культ (8) – это любая авторитарная иерархическая организация, которая практикует: 1) обманную вербовку; 2) прибегает к использованию контроля сознания (9), чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине"(10).

Сегодня на Западе пользуется большой популярностью определение, предложенное психологом, адъюнкт-профессором Университета Калифорнии в Беркли Маргарет Тейлер Сингер. В своем определении она исходит из понятия культовых отношений: "Культовые отношения – это отношения между людьми, в процессе которых один человек намеренно склоняет другого к полной или почти полной зависимости от него практически во всех главных жизненных решениях и порождает в этом человеке веру в свой особый талант, дар или способности" (11).

В практике православного сектоведения психологический подход может иметь только ознакомительное и вспомогательное значение, так как имеет слабые стороны. Цель жизни православного христианина – обожение, жизнь в Боге, спасение души. Западная психология, светская по своей сути, не затрагивает этих вопросов. Для православного христианина главный вопрос заключается не в том, что сектант нарушает принятые социальные нормы общества, а в том, что он губит свою душу, исповедуя сектантские лжеучения. Поэтому задача, стоящая перед православным миссионером, заключается не только в том, чтобы вызволить человека из секты, но и в том, чтобы помочь ему прийти к Богу.

Социологический

Определения термина "секта" в рамках социологического подхода основаны, главным образом, на той роли, которую секты играют в социуме. Одним из первых социологов, попытавшихся определить понятия "секта" и "церковь", был Эрнст Трёльш ( 1931 г .). Его определения строились на массе мелких признаков и показателей, поэтому были малопригодны на практике.

В 1966 году Томас О'Ди (12) предложил следующее разграничение между понятиями "церковь" и "секта" (13):

Церковь

Секта

Членство по праву рождения.

Отмежевание от общества в целом и удаление от скверн мира, его ценностей и институтов.

Формализованные средства благодати, церковная иерархия, догмы.

Дух возрождения.

Открытая социальная структура, часто основанная на национальном или этническом принципе.

Закрытая социальная структура.

Стремление обратить всех.

Членство – результат обращения. Добровольное членство.

Стремление приспособиться к обществу, его институтам и ценностям.

Строгая, часто аскетическая этика.

 

Как видно из таблицы, согласно подходу О'Ди, все христианские конфессии автоматически превращаются в секты, а секты становятся "духовной элитой". Такую позицию нетрудно оспорить, исследовав вклад в культуру, науку, искусство традиционных Церквей и сравнив его с результатами деятельности сект. Единственное, что можно здесь добавить: ни один христианин данную систему признать не может.

В качестве примера раскрытия понятия "культ" в рамках социологического подхода можно привести определение, предложенное американским ученым Джанджей Лалих, которое опирается на исследования известных западных социологов – Роберта Джея Лифтона и Бенджамина Заблоки: "Культом можно назвать слабо связанное социальное движение, которое поддерживает единство с помощью общего подчинения харизматическому лидеру. Он (культ. – В.П.) содержит трансцендентную идеологию (часто, но не всегда религиозную по своей природе) и требует высокого уровня преданности культу от его членов в словах и делах" (14).

Как видим, социологическое определение в деле православной миссии среди сектантов не может иметь практического применения и значения, так как ничего не говорит о вероучительных основах групп.

В практической антисектантской деятельности мы зачастую сталкиваемся с необходимостью иметь комплексное определение, включающее в себя как теологические, так и социально-психологические признаки сект. Мы бы определили термин "секта" следующим образом:

Секта – это авторитарная религиозная организация, имеющая руководящую иерархию, которой свойственны следующие признаки:

– исповедание своей "богоизбранности" и "уникальности" в противостоянии традиционным религиям;

– создание собственной интерпретации смысла Библии (или иных веропологающих религиозных источников традиционных религий) вне толкований исторически сложившихся богословских школ;

– активное применение методов манипуляции сознанием своих членов с целью переориентации имеющихся у них основных жизненных ценностей на узкогрупповые ценности, исповедуемые данной организацией;

– создание психологической зависимости человека от организации и ее лидеров;

– сокрытие информации о своих вероучениях и практике, объясняемое их внутренней "сакральностью".

Завершая тему, необходимо сказать несколько слов об использовании понятия "нетрадиционное религиозное движение", к которому прибегают в основном в политических целях для декларации так называемой религиозной толерантности к сектам. Его использование в рамках православного подхода к проблеме нежелательно, так как оно не раскрывает сути предмета, создавая иллюзию смысловой тождественности традиционных Церквей и сект, усматривая отличия между ними лишь в продолжительности их существования. Такой подход в корне неверен: секты неприемлемы для православного человека не потому, что они появились на свет позже, чем Православная Церковь, а потому, что они проповедуют "иного Христа" (Мф.24:23-28) , "иное Евангелие" (Гал.1:6-8) и фактически подводят людей к служению "иным богам" (Иер.25:6) . Церковь же борется отнюдь не с сектантами: "…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф.6:12). Деятельность сект губительна для души. Бог же "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим.2:4) . Поэтому можно говорить о личной терпимости к сектанту, но не к самому движению, несущему ложное учение, исповедание которого ведет к вечной погибели.

Виталий Питанов

Апологет

Использованная литература

1.  Sequi (лат.) – идти вслед за кем-либо; secare (лат.) – срезать, отсекать, разделять. См.: Александр Дворкин. Сектоведение. Нижний Новгород, братство во имя князя Александра Невского. 2000. С .35.

2.  Основы религиоведения . М ., ВШ , 1994. С . 60.

3.  Timoty Miller. Introduction. America 's Alternative Religions, ed. 1995. Albany , NY : State University New York Press, P.1.

4.  Уолтер Мартин . Царство культов. СПб., Логос, 1992. С. 11.

5.  Подробно позиция РПЦ и подходы к решению проблемы сектантства будут рассмотрены в работе далее.

6. http://www.religio.ru/news/6789.html

7. Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. М., Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Отчий Дом, 1997. Т.1. С. 70.

8.  Здесь термин "культ" употребляется как синоним слова "секта".

9.   Далее в работе теория контроля сознания будет разобрана подробно.

10.  Контроль сознания и методы подавления личности. Хрестоматия. Минск- Москва, Харвест АСТ, 2001. С . 444.

11. Singer Margaret Thaler and Lalich Janja. Cults in our mindst. San-Francisco, Jossey-Bass Publishers, 1995. Р . 7.

12.  Rodney Stark and William Sims Bainbridge. The future of religion/ Berkeley Los Angeles. University of California Press , 1985. Р. 21.

13.  Западная социология стоит на просектантских позициях, активно участвуя во всех судебных процессах, в которых затрагиваются интересы сект. В данной работе будет приведена информация о различных подходах к сектантству.

14.  Misunderstanding Cults: Searching for Objectivity in a Controversial Field, edited by Benjamin Zablocki and Thomas Robbins. University of Toronto Press Inc. 2001, Р .124.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Сектоведение - общие вопросы"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru