Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Секты / Сектоведение - общие вопросы


Шабаш сектозащитников, или толерантность по-уральски

Оговорюсь сразу, что сама являюсь человеком достаточно толерантным. То есть уважаю религиозные взгляды других людей, являющиеся их свободным и осознанным выбором. Однако вариант толерантности, представленный на международной конференции "Свобода совести в современной России: опыт, проблемы и перспективы развития" даже мне кажется, мягко говоря, странным. Но расскажем обо всём по порядку.

Конференция эта проходила 3-4 октября 2007 года в  Екатеринбурге и, к слову сказать, была организована на достаточно высоком уровне. Среди её организаторов значились Уральская школа прав человека, Уральский филиал Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС), Совет по толерантности Свердловской области и Уполномоченный по правам человека Свердловской области, а среди участников были влиятельные чиновники из правительства РФ и аппарата федерального Уполномоченного. Казалось бы, на мероприятии подобного уровня должны быть представлены все традиционные религиозные организации. Однако именно традиционных-то религиозных организаций по странному стечению обстоятельств практически не было представлено – ни православных, ни мусульман. Правда, само слово "традиционных" на конференции было под запретом, и звучало только из уст присутствовавших на ней многочисленных представителей пятидесятничества и неопятидесятничества. Таким образом, даже состав участников с понятием толерантности вязался достаточно слабо.

Правда, о самой толерантности говорили достаточно много, и не только в правовом поле. Особенно много о ней вещал начальник отдела по защите свободы совести в Аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ М.И. Одинцов, известный своими симпатиями к самым одиозным и деструктивным религиозным организациям (слово "секта" на конференции приравнивалось к нецензурным, и некоторые участники вынуждены были заменять его синонимами хотя бы из чувства самосохранения и страха нарваться на безудержный гнев самой "толерантной" части собравшихся). Не найдя ссылок на законодательство, запрещающих правоохранительным органам осуществлять законную проверку деятельности религиозных объединений (а со знанием законов у "борцов за толерантность" дело всегда обстояло напряжённо), господин Одинцов начал рассуждать о морали.

- Свобода выбора мировоззрения – внутреннее дело человека, - вещал правозащитник, с трудом скрывая скупую мужскую слезу. – Как может государство влиять на сферу, связанную с такими тонкими вопросами души и сердца?!

С этими утверждениями трудно было не согласиться, и тем более странной в этом ракурсе выглядела позиция самого Одинцова, признающего за сектами право скрывать информацию о себе, лгать, прибегать к методикам контролирования сознания, и тем самым прямо влиять на сферу "души и сердца". По поводу же того, что деятельность некоторых организаций законно ограничивается, на конференции развернулась настоящая драма.

- Это уже вопрос этики, - с горечью сетовал Одинцов. – Способности человека отозваться на чужую беду.

В этой связи мне почему-то вспомнилось, как Комитет по спасению молодёжи г. Москвы обратился несколько лет назад к г-ну Одинцову с жалобой на секту иеговистов, против воли родителей привлекавших в организацию малолетних детей, и защитник прав человека остался тогда удивительно глух к чужой беде. Когда на конференции специалист из института МВД РФ указал на сотрудничество некоторых сект с организованной преступностью, Михаил Иванович заговорил почему-то о бабушках, которым не дают читать Библию, совершенно проигнорировав фразу про детей, покончивших жизнь самоубийством в результате учения какой-либо секты. В ответ на ссылки на незаконную медицинскую деятельность сайентологов "правозащитник" ответил только, что ничего плохого в процедуре одитинга не видит, поскольку проходил его сам. Впрочем, политика двойных стандартов была основной этической установкой и других участников конференции.

После слёзного выступления Одинцова инициативу перехватил секретарь Комиссии по работе с религиозными организациями при правительстве РФ А.Е. Себенцов. Рассуждал он не в пример предшественнику без всяких эмоций, и спокойно сообщил, что миссионерская деятельность священнослужителей в пенитенциарных учреждениях и воинских частях незаконна. Однако и она, по его мнению, меркнет по сравнению с незаконностью деятельности "так называемых сектоведов". Разгон собрания запрещённой в Москве общины "Свидетелей Иеговы" (имевший место в этой самой Москве) чиновник воспринял, как личную трагедию. С поистине "толерантной" нетерпимостью набросился он на критиков сектантства, утверждая, что они сеют религиозную рознь, и призывая предоставлять больше возможностей для иностранных миссионеров на территории РФ, в том числе среди лиц, исповедующих другую религию. О том, что деятельность миссионеров в этом случае нарушит конституционное право на свободу вероисповедания этих лиц, господин Себенцов почему-то не вспомнил. Как уживается идея распространения иностранной миссионерской деятельности на фоне "незаконности" миссионерской деятельности священнослужителей, тоже осталось одной из многочисленных неразрешимых загадок данной конференции. Вообще выступление Себенцова сводилось к критике разных инициатив по изменению существующего законодательства о свободе совести. Получилось, что законодательство у нас идеально, и менять его ни в коем случае не нужно. Вопрос, как при таком идеальном законодательстве возникло столько самим же Себенцовым обозначенных проблем, так же остался риторическим.

Выступление следующей участницы Е.А. Степановой называлось "Кризис либерализма и принцип свободы совести", но было посвящено почему-то только критике звучавшей накануне речи Патриарха. В качестве основных недостатков речи было часто употребление в ней слова "нравственность" (21 раз, как подсчитала дотошная докладчица) и тезис о христианской основе нравственности, абсолютно отвергавшийся госпожой Степановой. По её мнению, какие-либо моральные оценки прав человека вообще недопустимы. Возникает вопрос, допустимы ли вообще какие-то моральные оценки как таковые, если человеку отказывается в праве даже просто заявить о них не в официальном документе, а в обычном интервью. Уже тот факт, что церкви запрещают говорить о нравственности на конференции по толерантности, выглядит достаточно странным.

Зато подлинный пример единодушия участников явился при обсуждении вопроса о введении предмета "Основы православной культуры". Культурологическое наполнение данного курса было отвергнуто на корню простым тезисом Станиславского "не верю", и итогом всему стало единодушное решение о недопустимости введения данного предмета в школе ни в каком качестве, кроме исключительно факультативного, и то лучше за пределами муниципальных школ.

В общем и целом можно сказать, что в данном случае мы имеем дело с явно тенденциозным собранием, выступающим под видом борьбы за права человека, но на деле ставящим интересы деструктивных религиозных организаций выше интересов отдельных личностей и общества в целом. Прискорбно, что подобного рода "тоталитарный либерализм", насаждающийся отнюдь не либеральными методами, пропагандируется столь высокопоставленными чиновниками.

Независимый наблюдатель
Центр свщмч. Иринея Лионского - 09.10.2007.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Сектоведение - общие вопросы"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru