Последствия воздействия тоталитарных религиозных
организаций на психическое здоровье личности является
актуальной проблемой
По просьбе редакции газеты "Православная
Пермь" я ознакомилась с материалами служения
религиозной организации Церковь Христиан веры евангельской
(пятидесятников) "Новый завет", осуществляющей свою
деятельность в ДК им. Ленина г. Перми под руководством г-на
Эдуарда Грабовенко.
В материалах молодежной конференции,
молодежного концерта в честь 15-летия секты просматривается
высокий уровень знания психологии "духовными наставниками"
секты. Приемы для обработки жертв применяются весьма
распространенные. Основной контингент секты - дети
дошкольного, младшего школьного возраста, подростки периода
заострения наиболее слабых черт личности. Повышенная
внушаемость обеспечивается на фоне физического и
психического истощения, проводятся ночные службы
продолжительностью до 7 часов. Обычно применяются трансовые,
суггестивные техники, психотехники "бомбардировки любовью".
Каждый человек предрасположен к покорному
восприятию родительских фигур (матери и отца). В работе
Пермской неопятидесятнической секты в подсознание активно
внедряется идея секты, как семьи с ярким позиционированием
родительских фигур в "духовных лидерах". Человек незаметно
подвергается принудительному переориентированию, если
вводится в состояние психотической пластичности, характерной
для раннего детского возраста.
Тем самым он не только лишается освоенных им
за годы жизни социализирующих навыков, но и оказывается
открытым для восприятия качественно отличных от присущих
большинству граждан идей и принципов. На занятиях секты
практикуются бурные деструктивные музыка и танцы. Медициной
хорошо изучена взаимосвязь между внешним, телесным
поведением и нейрофизической динамикой, позволяющая через
динамику движений танца и ритм музыки безошибочно, незримо и
безопасным для сектосоздателей способом, внедрять в психику
обращаемых необходимые идеи. Подобные технологии
зомбирования захватывают подсознание человека настолько
глубоко, что помощь такой жертве зачастую не в силах оказать
опытный психиатр. Отмечается высокая сплоченность группы,
члены которой уже обрели особый нейропсихический портрет -
иначе говорят, иначе двигаются. Секта использует
национальную русскую (украинскую) атрибутику - в концерте к
15-летию секты были задействованы крайне низкого качества
выступления "артистов" в русских и украинских национальных костюмах.
По данным многолетних исследований
Государственного научного центра социальной и судебной
психиатрии им. В.П.Сербского (Москва), попавший в ловушку
подобной группы человек за короткое время подвергается
такому воздействию, которое во многих случаях превращает его
в безвольный инструмент удовлетворения паранойяльно -
маниакальных амбиций лидера и его ближайшего окружения.
Постоянно подавляется прежняя личностная интентичность,
разрушаются прежние социальные связи, возникает
"реформированное мышление". Даже если подобное влияние
проводится в группах по избавлению от алкоголя и наркотиков,
одна форма зависимости заменяется другой.
Низкий уровень психической культуры,
нежелание размышлять, вникать в тонкости содержательных
противоречий религий, отсутствие понятия об ответственности
за свой духовный выбор, острые проблемы психологического
климата в семьях, особенно неполных, неудовлетворенная тяга
к поиску смысла жизни приводит человека к ощущению, что все
духовные практики хороши.
Несмотря на то что православное христианство
в своем учении объясняет суть разнообразных "духовных
практик", являющихся духовным заблуждением, приводящим к
психическим нарушениям, а, в конечном счете - к гибели души,
нет критического отношения к тому, что в качестве учения
предлагается секта, а ее лидерам люди вверяют свои судьбы. В
плане глобальных социальных проблем трудно сказать, что для
человечества опаснее - наркомафия или сектомафия. Однако
пока ясно, что наркомания встречает отпор на государственном
уровне, а не менее вредоносная сектомания пока не получает
должного отпора.
Татьяна Лысковцева, врач-психотерапевт
медсанчасти ГУВД Пермского края
Пермская епархия - 20.05.2008.
|