Искушение и сеть
На Украине продолжает развиваться скандал
вокруг Сандея Аделаджи, выходца из Нигерии, пастора общины
"Посольство Божие", неопятидесятнической организации,
недавно поражавшей всех своим быстрым ростом и серьезным
политическим влиянием. В конгрегацию входили тысячи людей
(по утверждениям самого Сандея, которые, правда, некому
проверить, "Крещение" в этой общине приняло 800 тысяч
человек). Сандей Аделажда был влиятельным человеком в
украинской политике; хотя его заявления, что он "сделал
оранжевую революцию" он сам впоследствии признал
преувеличением, он водил близкое знакомство с влиятельными
фигурами украинской политики. Киевский мэр Леонид
Черновецкий был его прихожанином, и, поздравляя духовного
наставника с днем рождения, говорил: "Наш пастор - хороший представитель Бога на
земле... Я пришел за голосами, а приобрел веру. Пастор, моя
любовь и мое уважение всегда с Вами. Я Вас люблю" Сайт
"посольства" аттестует пастора Сандея в самых восторженных
тонах: "Сандей Аделаджа признан одним из самых одаренных
учителей Божьего слова нашего времени, обладающим необычными
дарами Святого Духа, особенно словом знания".
Однако сейчас многие бывшие члены его общины
отзываются о нем совсем иначе: "Я возмущен до глубины
души чудовищными размерами лжи пастора Сандея Аделаджа и
наглостью, с которой он ее распространяет, а так же, тем как
много у него сообщников". Что же произошло? Насколько можно
понять из различных источников, Сандей Аделаджа горячо
призывал свою паству вкладывать деньги в компанию "Кингз
Кэпитал", фактическим основателем которой он и был. Людям
обещались золотые горы, 60% годовых, их призывали брать
кредиты под залог своих квартир или даже продавать их, чтобы
принести деньги пастору Сандею. Тех, кто не делал этого, он публично высмеивал с кафедры: "Что вы сидите и держитесь
за свои квартиры, это же деньги. Нужно что бы ваши квартиры
работали на вас… Нужно заложить квартиру и часть денег
положить в Кингз Кэпитал, а часть инвестировать в объекты
недвижимости". Полагая его избранным Богом духовным лидером,
люди нередко вкладывали в "Кингз Капитал" последнее.
Как и следовало ожидать, они не увидели не
только обещанных сверхдоходов, но и вложенных денег; 80%
процентов вкладчиков оставляли прихожане Сандея, многие из
них не только лишились сбережений, но и оказались в огромных
долгах, над многими из нависла угроза остаться без крыши над
головой. Как пишет тот же бывший член "посольства", "Я
понимаю, что сейчас это выглядит смешно – поверить в такой
"лохотрон"! Но именно так было: я сделал глупость, просто
поверив Сандею Аделаджа на слово". Почему так случилось?
Почему явно мошеннические предложения, над которыми люди бы
просто посмеялись, выскажи их то-то другой, были восприняты
с таким энтузиазмом?
Случившееся поднимает две связанные между
собой проблемы - проблему духовного самозванства и проблему
ложного богословия. "Посольство Божье" приписывало своему
лидеру сверхъестественный авторитет, причем делало это в
выражениях, на православный взгляд просто кощунственных.
Аделаджу именовали "Апостолом", "Помазанником Божиим"; его
собственные заявления звучали еще более дико: " Хотите видеть Бога –
посмотрите на меня!... Я настолько вместил Бога и Его
качества, что с уверенностью могу так говорить". В бурных
интернет-обсуждениях происходящего оставшиеся верными своему
лидеру "овцы посольства Божия" с негодованием восклицают:
"как можно критиковать помазанника Божьего!". Другие
возражают им: "Моя знакомая, инвалид 2 группы, истинная
верующая с очень чистым сердцем, всегда верная, служитель в
церкви, привыкшая с упоением слушать учения пастора Сандея и
желая исполнить "волю Божью" заложила свою квартиру и
вложила деньги в Кингз Кэпитал. Сделала все так, как
советовал пастырь Сандей. И что же теперь делать этой бедной
женщине???"
У православного человека все это вызывает
недоуменный вопрос - а почему вы вообще решили, что Сандей
Аделаджа "помазанник Божий"? Почему вы приписали ему
какие-то особые отношения с Богом, право руководить
верующими, иммунитет от критики? И - давайте зададим этот
болезненный для многих, но необходимый вопрос - стоило ли
отвергать учительский авторитет Православной Церкви только
затем, чтобы поставить себе учителем человека, который вас
жестоко обманет? Не об этом ли пророчествовал Апостол:
"будет время, когда здравого учения принимать не будут, но
по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые
льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к
басням" (2Тим.4:3-4)? Давайте обратимся к Священному
Писанию и увидим, каков законный путь обретения пастырских и
учительских полномочий: "Рукоположив же им пресвитеров к
каждой церкви, они [Апостолы] помолились с постом и предали
их Господу, в Которого уверовали" (Деян.14:23). Люди
становились пастырями Церкви Христовой через Апостольское
рукоположение, как и святой Апостол Павел пишет своему
ученику Тимофею: "По сей причине напоминаю тебе возгревать
дар Божий, который в тебе через мое рукоположение"
(2Тим.1:6). В Православной Церкви существует непрерывная
цепочка рукоположений, которая связывает любого
православного епископа или священника с Апостолами; никто не
поставляет себя пастырем сам, но принимает это служение от
Церкви, той самой, о которой сам Господь сказал "Я создам
Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф.16:18). Люди,
которые предпочли Апостольской Церкви самозваного
"помазанника" уже пострадали финансово; но горше этого тот
духовный ущерб, который люди себе причиняют, избирая
учителей, которые "льстили бы слуху".
И тут мы переходим к другому вопросу, тесно
связанному с вопросом о духовном самозванстве - вопросу о
"льстивом учении", о ложном богословии, которое
проповедовало "посольство Божие". Одна из книг Сандея
Аделаджи называется "Финансовая победа" и анонсируется
словами: "Бог желает, чтобы верующие в Него люди всегда жили
в достатке и изобилии. Как пребывать в Божьем обеспечении и
всегда быть успешным, Вы и узнаете из этой книги".
"Посольство" придерживалось так называемой "Теологии
процветания" - учения о том, что благословение Божие,
пребывающее на верном христианине, должно проявиться в
материальном достатке. Как говорилось в газете "Слово веры",
издаваемой Сандеем Аделаджей, "То, что Бог сделал для нас,
Он сделает для вас!". Далее шли рассказы людей, сделавшихся
богатыми и здоровыми благодаря учению нигерийского пастора.
Конечно, все хотят быть богатыми и здоровыми, и никто не
хочет быть бедным и больным; а процветающий вид
харизматических пасторов - прекрасно одетых и отлично
обеспеченных - служил действенной рекламой. Люди, правда, не
хотели замечать, что процветание этих людей происходит не от
особого Божьего благоволения, а от источников гораздо более
материальных - от тех, кто нес им свои вклады и
пожертвования в надежде на то, что они вернутся им в виде
"обильных благословений". Желание избавиться от нужды и
болезней было настолько сильным, что люди не хотели замечать
того, что это учение не только находится в вопиющем
противоречии с Новым Заветом, но и прямо им отвергается. Вот
что говорит святой Апостол Павел: "Пустые споры между людьми
поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто
благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Великое
приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего
не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из
него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А
желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во
многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают
людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть
сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от
веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1Тим.6:5-10).
Слово Божие не обещает нам безбедной жизни
здесь, на земле; напротив, нам сказано, что "многими
скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22).
Богатство само по себе не греховно - и Церковь знает многих
благочестивых купцов, которые употребляли свои средства на
возведение храмов, больниц, на помощь бедным; если Бог дал
человеку талант в организации производства или торговли, ему
следует употребить его во славу Божию, для совершения добрых
дел, а не зарывать в землю. Однако Бог не обещал богатства
каждому верующему; промысел Божий поставляет каждого в те
материальные условия, которые наиболее потребны ему для
вечного спасения. Усердный труд, честный и воздержанный
образ жизни могут помочь человеку обрести достаток; но
ничего похожего на золотые горы "теологии процветания" слово Божие не обещает. Слово Божие обещает верным невыразимую
радость вечного спасения; но путь к этой радости вполне
может пролегать через "многие скорби".
Здравое учение Православной Церкви не
обещает нам роскошных домов и автомобилей; оно обещает нам
вечное спасение. Пусть же те, кто пострадал от самозванцев,
обратятся к Церкви Христовой, и от обмана - к истине
Апостольского учения.
Алексей Харитонов
Радонеж - 21.12.2008.
***
Читайте также:
|