"Говорение языками" и исцеления
Что побудило меня написать эту статью
Недавно ко мне в храм пришла женщина и
спросила, может ли она принести покаяние. На мой вопрос "Что
произошло?" она рассказала, что хотя и была сама крещена в
Православной Церкви, с некоторого времени стала посещать
харизматическую церковь "Победа". "Но как-то раз проповедник
сказал, что имеющие дома иконы и кресты, обязательно должны
собрать их и сжечь, и тогда я начала понимать, что здесь что-то не то... "
Пришедшая женщина не успела еще принять
"крещения" в секте, поэтому исповедовала грех посещения сектантских сборищ...
Когда она ушла, я погрузился в
тягостные размышления. "Сколько людей, - думал я, - придя
домой после такой "проповеди", бросились с радостью и
усердием исполнять повеления своего "лидера"? Сколько таких
"христиан" по имени, с ненавистью стали швырять в огонь
знамения воплощения Христова и уничтожать то, видимо,
последнее, что связывает их с Православием... " После
рассказанного этой женщиной, богословский диспут с
какими-нибудь баптистами о почитании икон стал казаться мне милой беседой.
Здесь сектанты бросили наглый вызов не
только Православной Церкви, но и всей нашей культуре. И это
несмотря на уверения Генри Мадавы (лидера секты), что
Православие не является их идеологическим противником, конкурентом...
В этой статье мне хотелось бы
поговорить с читателем о тех основных двух приманках,
которые привлекают людей в харизматические секты. Первая -
глоссолалия, т.е. "говорение на языках", составляющая
отличительную особенность харизматических движений. Вторая -
случаи "исцелений", о которых сектанты так любят "трубить" и
в своих газетах, и в телевизионных передачах. И в конце я
скажу несколько слов относительно элементарной честности и порядочности сектантов.
Глоссолалия - дар Святого Духа?
Феномен "говорения на языках" не только
относится к сущности харизматизма, но также служит для сект
мощным рекламным средством. Ведь все так просто: в Евангелии
Господь ясно говорит о даре иных языков, а "Деяния
апостолов" и послания ап. Павла дают вполне конкретные
примеры того, что такой дар действительно имел место в
ранней Церкви, а значит, должен иметь и сейчас.
Но для чего Господь сообщил первым
христианам этот дар? Многие из апостолов были малограмотны,
знали лишь два языка - арамейский и греческий, а труд
предстоял колоссальный - проповедовать Евангелие "всем
народам". Для них возможность говорить на новом языке
(разумеется, понятном для слушателей) имела прежде всего
практическое значение - помогала в деле проповеди.
Современные же харизматики выставляют беспорядочные и
бессмысленные бормотания и выкрики как признак своего
превосходства над другими конфессиями (и, считая поэтому
себя элитой христианского мира, относятся к
нехаризматическим церквам как к бездуховным, мертвым).
На самом деле феномен глоссолалии как
бессмысленных псевдо-речевых актов (в отличие от
благодатного дара) стал известен задолго до христианства.
Известно, что в орфических мистериях адепты "обменивались"
душами с богами и в исступлении бегали по полям и лесам,
выкрикивая целые тирады "слов", которых не знали раньше.
Исследуя историю подобных явлений, сектовед А. Дворкин
отмечает: "Феномен "глоссолалии", т.е. полусознательного
истеричного бормотания нечленораздельных звуков... известен
с древности и является непременной принадлежностью многих
экстатических языческих культов. Вспомним шаманистические
пляски с выкриками, трансцендентные трясения шиваитских
монахов, бормотание впадших в экстаз дервишей или
нечленораздельные "пророчества" древнегреческих сивилл и
пифий. Собственно, редко какой языческий культ обходится без
глоссолалии. Новообращенные из язычества принесли
глоссолалию в раннехристианские общины, где ей противостоял
св. ап. Павел, с педагогической мудростью указывавший на
необходимость сохранения во время богослужения чинности и
порядка (1 Кор. 14 гл.) К концу I в. по мере воцерковления
бывших язычников феномен глоссолалии полностью изжил себя в христианских общинах".
Действительно, по мере распространения
среди других народов устной проповеди и письменных переводов
Евангелия, практическая необходимость в таком даре отпала. И
объяснять тот факт, что во II-м веке его уже не
существовало, излюбленным протестантами общим местом об
"огосударствлении" Церкви (в самый-то разгар гонений!)
совершенно невозможно.
Исследуя современные явления
глоссолалии, мы неизбежно будем совмещать два угла зрения:
научный, опираясь на данные психологии и психотерапии, и
богословский. Начнем с первого. Ученые однозначно определяют
состояние харизматиков на их "службах" как транс. По словам
психотерапевта С. А. Белорусова, многие исследователи
находят "смысл глоссолалии в том, что происходит
отреагирование бессознательных побуждений и желаний в
речевом акте, без обнаружения его содержания. Диагностически
данное состояние можно квалифицировать как регрессию, то
есть возврат к ранним, может быть детским паттернам
поведения или особым проявлением функции Я. Это дает
основание обозначить глоссолалию как вокализацию бессознательного".
Но что полезное может извлечь человек
из темных глубин своей падшей психики? И что общего может
быть между Божиим даром и облеканием в звуковую форму
нераспознанных инстинктов? Исследования в основном
свидетельствуют как раз о вполне естественном характере
явлений. Налицо и массовый гипноз (как отметил С. А.
Белорусов, "ученый Килдал в книге "Психология говорения на
языках" подчеркивает родство гипнотизма и глоссолалии,
аргументируя сходство в поведении пастора проводящего службу
и гипнотизера. Духовный лидер в большом количестве
наблюдений автора представлял собой авторитарную фигуру, а
прихожане выявляли черты личностной незрелости и
зависимости"), и использование эффекта "психической
инфекции" при этом, проще говоря, "эффекта толпы".
С богословской же стороны, даже просто
ввиду высказанных выше мнений ученых, состояние харизматиков
решительно определяется как противоположное трезвению и
равнозначное прелести (самообольщению), которая по
определению преп. Симеона Нового Богослова есть "повреждение
естества человеческого ложью,.. состояние всех человеков без
исключения". По святоотеческому учению для такого состояния
и является весьма характерным принятие естественных
феноменов нашего падшего естества за действие благодати
Божией. Кроме того, находясь в нем, человек не может не
столкнуться с "помощью" темных сил, надевших, конечно, в
этом спектакле "игры в благодать" светлые маски.
Неудивительно поэтому, что как отечественные, так и западные
исследователи-богословы склонны рассматривать глоссолалию у
харизматиков как демоническую обсессию (буквально - осада,
блокада), т.е. обдержимость злыми духами (в отличие от
поссессии, полной бесоодержимоси).
Как "исцеляют" сектанты?
Периодика и телевизионные передачи
харизматиков внешне мало чем отличаются от рекламы
"мгновенного похудения". Принцип одинаков: ужасное "до" и
блестящее "после". Обычно рассказчики - бывшие наркоманы или
алкоголики, с момента "принятия Иисуса" находящиеся "на
завязке". Впечатляет не менее чем сопоставление фотографий
"внезапно похудевших". Но спросим: благодатно ли такое
освобождение от наркозависимости?
Западные психотерапевты, отмечая, что
процент бывших наркоманов среди харизматиков намного
превосходит этот показатель других конфессий, находят, что
"состояния, испытываемые во время харизматического служения
и наркотически индуцированные состояния имеют нечто общее в
своей основе". Так же полагает и А. Дворкин: "Молитвенные
собрания вводят сектантов в иррациональный экстаз, при
котором они входят в иное состояние ума. Они переходят в
другой мир, наполненный демонами, беспокойством, стрессом и
отчаянием. Вместе с тем они делаются своеобразными
наркоманами переживаемых на собраниях состояний и уже более
не могут жить без эйфории от "языкоговорения", "молитвы мук
рождения" или пиджака Бенни Хинна (цитируемый автор имеет
ввиду случай курьезный и кощунственный одновременно, - когда
указанный "проповедник" "низводил Святого Духа", размахивая
полами своего пиджака. В практике харизматиков можно
встретить и еще более шокирующие христианское сознание
"приемы" - Ред.) Только они спасают сектантов от черной
бездны отчаяния. Таким образом происходит контролирование
сознания членов секты ее руководством".
Даже простой обыватель может заметить
очевидный факт: "исцеления" у харизматиков внешне мало
отличаются от аналогичных массовых сеансов, проводимых
экстрасенсами или "народными целителями". И поэтому такие
"исцеления", навязчиво предлагаемые сектантами в качестве
"критерия истинности", в действительности свидетельствуют
только о своей однородности с другими подобными явлениями,
не имеющими с христианством ничего общего. Ссылка же на
призывание харизматиками при этом Имени Христова, казалось
бы, достаточно убедительная, на самом деле в корне
противоречит Евангелию: "Многие скажут Мне в тот день:
"Господи, Господи!.. не Твоим ли именем (мы) многие чудеса
творили?" И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас;
отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7:22-23).
Здесь мне хотелось бы задать вопрос
ответственным чиновникам нашего государства. Обращаете ли вы
внимание на серьезную обеспокоенность многих западных стран
психическим здоровьем тех своих граждан, которые были
вовлечены в харизматические секты? Имеют ли право и наши
граждане располагать полной информацией об этих опасных явлениях?
Истинна ли религия лжи?
И, наконец, необходимо поговорить о
наименее приятном: о сектантской нечестности и лжи. Наш
украинский сектовед и преподаватель духовной семинарии В.
Чернышев в книге "Меч обоюдоострый" описал одну поучительную историю.
"В г. Бровары приехал какой-то, как
утверждали, сильный пророк, который толковал иные языки и
комментировал даже, какой это язык. Так вот, не буду
рассказывать, каким образом мы встретились в общине и,
далеко не первый, я тоже попросил сказать, о чем я молюсь...
Я начал молитву, вернее: "Василев Ураниэ, Параклитэ, то
Пнэвма тис алифиас... ". Он же начал параллельно моим
изречениям комментировать красивый харизматический
увещательно-благодушный вздор, типа того, что Господь любит
тебя, что скоро прославит имя твое и т.д. Но тут уже я и
брякнул при всем собрании по простоте душевной, что читал
по-гречески молитву "Царю Небесный" и больше ничего от себя
не добавлял. После до неприличия долго нависшей паузы, я был
не очень красиво удален с собрания. Не знаю, что потом
"пророчил" пророк, но подобного шарлатанства в их среде хватает. "
Отмечу и другой пример. Так как "язык"
впавшего в транс харизматика непонятен, его собратья
прибегают к любым объяснениям вроде того, что язык
молящегося является "ангельским". Но могут ли ангелы иметь
такой же звуковой язык как мы? Духовные существа?! Ап. Павел
в 1Кор. 13:1 имеет ввиду духовное ангельское хваление.
Вифлеемские пастухи слышали ангельское славословие на
понятном им языке. Очевидно, что в своих попытках объяснения
сектанты впадают в грубейший антропоморфизм. Замечу, что
подобного рода "натяжек" у харизматиков немало. При более
пристальном рассмотрении можно увидеть, что на них и строится вся эта религия.
Закончить статью мне хотелось бы
призывом к христианам, когда либо по незнанию
соприкасавшимся с харизматизмом. Не покупайтесь на ложные
чудеса, которые не имеют со Христом ничего общего! Не путайте "Божий дар с яичницей".
Автор благодарит диакона Андрея
Глущенко за помощь, оказанную при подготовке этой работы
Дионисий Дунаев, иерей
Мир без сект
|