Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Святые Православия / Преподобный Авраамий Смоленский


Преподобный Авраамий Смоленский

Память: седьмая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Смоленских святых), 21 августа / 3 сентября

Преподобный Авраамий Смоленский. Икона

Преподобный Авраамий Смоленский. Икона

Первый игум. смоленского Авраамиева монастыря в честь Положения ризы Богородицы во Влахерне, подвизался в посл. четв. XII - 1-й четв. XIII в. Все сведения об Араамии Смоленском содержатся в житии, написанном его учеником Ефремом вскоре после кончины преподобного. Согласно житию, Авраамий Смоленский был из числа приближенных смоленского князя, очевидно Романа Ростиславича (1159-1180, с перерывами). После смерти родителей Авраамий Смоленский принял монашество в Успенском мон-ре на Селище под Смоленском, где по настоянию игумена был рукоположен во иеромонаха при "князе Мстиславе Смоленском и всея Рускыа" (вероятно, Мстиславе Романовиче, занимавшем смоленский стол в 1197-1214 гг.; усматривать здесь указание на киевское княжение Мстислава Романовича в 1214-1223 гг. затруднительно по хронологическим соображениям). Уже здесь Авраамий Смоленский прославился не только иноческими подвигами и неутомимой пастырской деятельностью, но и необыкновенной начитанностью, сочетавшейся с собственноручным переписыванием книг. Проповеди Авраамия Смоленского пользовались большим успехом и, очевидно, отличались суровой аскетической направленностью, чем, по-видимому, объясняется острейший конфликт, в к-ром Авраамий Смоленский оказался практически со всем духовенством Смоленска, включая и еп. Игнатия. Судя по всему, священноначалие было смущено атмосферой нек-рой экзальтации вокруг преподобного, к-рого многие "пророком нарицающе". В этой связи показательны сюжеты икон, собственноручно написанных Авраамием Смоленским: "Страшный Суд Второго пришествия" и "Испытание воздушных мытарств" (не сохранились); вероятна принадлежность перу Авраамию Смоленскому "Слова о небесных силах... и о исходе души". Игумен запретил Авраамию Смоленскому проповедовать ("ты же престани уча"), после чего тот был вынужден сначала удалиться в смоленский Крестовоздвиженский мон-рь, а затем был даже подвергнут публичному суду епископа и, несмотря на оправдание князем, запрещен в служении и возвращен в пригородную обитель на Селище. Характерны выдвинутые против Авраамия Смоленского обвинения в ереси и чтении отреченных писаний ("глубинныя книгы почитаеть"). Несмотря на то что среди смоленского клира у Авраамия Смоленского были свои сторонники (напр., свящ. Лазарь, буд. еп. Смоленский), запрещение было снято и продолжавшиеся 5 лет гонения на Авраамия Смоленского прекращены только после того, как по молитве преподобного в городе прекратилось "бездождье велико". В дальнейшем Ефрем подчеркивает "любовь", установившуюся между Авраамием Смоленским и еп. Игнатием, к-рый поручил преподобному игуменство в собственной ктиторее - Ризоположенском мон-ре, отличавшемся благодаря усилиям Авраамия Смоленского не только богатством убранства, но и строгостью при приеме иноков. В отличие от времени гонений годы игуменства Авраамия Смоленского представлены в житии бегло. Год преставления Авраамия Смоленского неизвестен, сообщается только, что он "подвизася лет 50". По одним сведениям, в кон. XIX в. мощи Авраамия Смоленского находились под спудом в Введенской ц. Авраамиева монастыря (В. В. Зверинский, архиеп. Сергий (Спасский)). По др. сведениям, после захвата Смоленска поляками в 1611 г. мощи Авраамия Смоленского были сокрыты и местонахождение их неизвестно (Н. А. Мурзакевич). Житие Авраамия Смоленского, написанное, вероятно, в первые годы монголо-татар. нашествия, и наличие созданной примерно тогда же службы свидетельствуют о местном почитании преподобного, память праздновалась в день успения святого - 21 авг. Общерус. празднование Авраамия Смоленского установлено Собором 1549 г. Служба преподобному полиелейная; общецерковное празднование, предписываемое совр. Типиконом,- славословие.

Преподобные Авраамий, Игнатий и Ефрем Смоленские. Икона

Преподобные Авраамий, Игнатий и Ефрем Смоленские. Икона, Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь, г. Смоленск

В текстах иконописных подлинников облик Авраамия Смоленского сравнивается со свт. Василием Великим или ап. Андреем Первозванным: "Подобием стар, сед исчерна, главою плешив, брада аки Василия Великаго, покороче мало и не раздвоилась, ризы преподобническия", XVIII в. (Филимонов. С. 425-426); "стар, сед, власы толсты, аки Андрея Первозванного, брада шире Власиевы, а не раздвоилась" (БАН. Строг. собр. № 66. Л. 138. 21 авг., кон. XVIII в.). Авраамий Смоленский изображен, напр., на поле московской иконы св. Иоанна Предтечи с житием (1-й пол. XVII в., ГТГ), Смоленской иконы Божией Матери с избранными святыми на полях (3-я четв. XVII в., ГИМ) из Новодевичьего монастыря в Москве.

А. В. Назаренко

Православная энциклопедия

***

Молитва преподобному Авраамию Смоленскому:

  • Молитва преподобному Авраамию Смоленскому. Преподобный Авраамий - образец просвещенного монаха, который сочетал аскетические подвиги с любовью к Священному Писанию и христианской литературы. Чудотворец, переписчик книг, талантливый проповедник и просветитель. Претерпел клевету и гонения от завистливого духовенства. К нему обращаются в молитве за ободрением и помощью при клевете и гонениях. Авраамий Смоленский - покровитель миссионеров, преподавателей и проповедников.

Акафист преподобному Авраамию Смоленскому:

Канон преподобному Авраамию Смоленскому:

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Авраамии Смоленском:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru