Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
Р320505518138
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7601 1265
4359

Святые Православия / Апостол Иаков Зеведеев


Апостол Иаков Зеведеев

Память: 30 апреля / 13 мая, 30 июня / 13 июля (Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов)

Иаков и его родной брат Иоанн были сыновьями Зеведея, рыбака с Геннисаретского оз. (Мф. 4:21; Мк. 1:20; Лк. 5:10; Ин. 21:2). Их мать упоминается без имени в Мф. 20:20 и 27:56 - в параллельном последнему месте в Мк. 15:40 она названа Саломией. Как и его отец и брат, Иаков Зеведеев был рыбаком. Иисус Христос призвал его к апостольскому служению сразу после Петра и Андрея, вместе с его братом Иоанном, во время рыбной ловли на берегу Геннисаретского оз.- оставив своего отца Зеведея в лодке, они последовали за Иисусом Христом (Мф. 4:21-22; Мк. 1:19-20). Иакову и Иоанну Христос нарек имя Воанергес - "сыны громовы" (Мк. 3:17).

Апостол Иаков Зеведеев. Икона. 2-я пол. XIII в. Монастырь ап. Иоанна Богослова на о. Патмос

Апостол Иаков Зеведеев. Икона. 2-я пол. XIII в. Монастырь ап. Иоанна Богослова на о. Патмос

Иаков Зеведеев вместе со своим братом Иоанном и с Петром входил в число ближайших учеников Спасителя, участвовавших в чудесной ловле рыбы (Лк. 5:10), в исцелении дочери Иаира (Мк. 5:37; Лк. 8:51), бывших свидетелями Его Преображения (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28) и Гефсиманского моления (Мк. 14:33). Они же вместе с Андреем присутствовали при исцелении тещи ап. Петра в его доме (Мк. 1:29-31) и при беседе о разрушении храма (Мк. 13. 3). Впрочем, в этих событиях И. З. не играет заметной роли. Братья Зеведеевы просили Христа о том, чтобы восседать справа и слева от Него во славе (Мк. 10:35-40), что вызвало негодование др. 10 учеников. В Лк. 9. 54 они предлагают Христу низвести огонь на самаритянское селение. В списках апостолов в НЗ Иаков Зеведеев занимает одно из первых мест: 3-е (Мф. 10:2; Лк. 6:14) или 2-е (Мк. 3:17; Деян. 1:13).

В Деян. 1:13-14 сообщается об участии Иакова Зеведеева вместе с др. апостолами в единодушной "молитве и молении" в Иерусалиме после Вознесения Господня. Последнее, что известно об Иакове Зеведееве из НЗ,- это усечение его мечом (перед арестом ап. Петра) по повелению Агриппы I Ирода (41-44) как одного из членов христ. общины Иерусалима, с к-рой боролся правитель Иудеи (Деян. 12:2-3). Относительно казни И. З. высказывались различные мнения: Й. Блинцлер считает, что к усечению мечом, в согласии со Втор 13. 12-15, Иакова Зеведеева приговорил просаддукейски настроенный синедрион за совращение народа; О. Кульманн, напротив, предполагает, что Иаков Зеведеев был усечен мечом по рим. законам по подозрению в покушении на власть императора.

Это сообщение кн. Деяния св. апостолов Климент Александрийский в "Очерках", согласно Евсевию Кесарийскому, дополнял взятым из предания известием о том, что введший Иакова Зеведеева в суд, увидев его свидетельство, обратился и исповедал себя христианином, "так что и вывели их вместе, и по пути он попросил у Иакова прощения, а тот, недолго подумав, сказал: "Мир тебе" - и поцеловал его, и так они вместе были обезглавлены". Эта история получает развитие в апокрифическом лат. "Мученичестве Иакова", которое сохранилось в составе сборника Псевдо-Абдия, формирование которого на основании цитат, переведенных с греческого, из Vetus latina и из Вульгаты относится ко времени между кон. II и кон. IV в. Здесь анонимный служитель превращается в "фарисейского писца" Иосию, к-рый накинул веревку на шею Иакова Зеведеева и привел его в преторий, и вводится диалог с ним, а также описание совместной казни: поцелуй мира включается в эпизод предсмертного крещения Иосии.

Кроме того, данному рассказу предшествует история обращения Иаковом Зеведеевом мага Ермогена и беседы с иудеями. Иаков Зеведеев проповедует по синагогам в Иудее и Самарии. Завидующий дару Иакова Зеведеева исцелять слепых и прокаженных и воскрешать мертвых маг Ермоген подсылает к нему своего ученика Филита (имена взяты из 2 Тим. 1:15 и 2:17, где так зовут отступников от веры), к-рого Иаков Зеведеев обращает ко Христу. Тогда Ермоген насылает на Иакова Зеведеева бесов, но они по приказу апостола связывают мага и приносят к нему; тогда маг, наконец, обращается ко Христу и сжигает свои магические книги и идолов. Видя это, иудеи подкупают иерусалимских центурионов Лисия и Феокрита, к-рые взяли его под стражу, однако против этого возмущается народ, и Иаков Зеведеев проповедует перед ним. Его проповедь состоит из ветхозаветных цитат, к-рые он тоЛк.ует применительно ко Христу. Из-за того что Иаков Зеведеев обращает и крестит множество народа, иудеи устраивают мятеж, хватают его и приводят к Ироду. Тот приговаривает апостола к отсечению головы, после чего следуют история с Иосией и описание казни. Источники начальной части текста не выявлены. Сохранился также ирл. перевод данного "Мученичества...".

В средние века на Западе эта легенда получает дальнейшее развитие: Гонорий Августодунский (1-я пол. XII в.) добавляет, что ученики Иакова Зеведеева, взяв его тело, сели в не управляемую никем лодку, чтобы предать земле тело в к.-н. далеком месте. За ночь лодку принесло к берегам Испании. Там ученики обратились за помощью к знатной женщине по имени Лупа, к-рая направила их к местному языческому царю, чтобы погубить. Царь приказал пришедших к нему схватить и бросить в темницу, но ангел вывел их из заключения. После всех чудесных событий царь и Лупа обратились в христианство, а тело И. З. предали земле в замке Лупы. Впосл. могила Иакова Зеведеева пришла в запустение и была заново обретена ок. 825 г. Псевдо-Турпин Реймсский (ок. 1165) связывает обретение гробницы апостола. с видением, бывшим Карлу Великому.

Др. традицию представляют апокрифические "Проповедь" и "Мученичество" Иакова Зеведеева, сохранившиеся по-коптски, по-арабски и по-эфиопски. В этой версии Иаков Зеведеев выпадает по жребию проповедовать в Индии, куда с ним отправляется ап. Петр. Однако в эфиоп. тексте вместо Индии упоминается Лидия, которую Липсиус предложил отождествлять с Лиддой (Диосполем) в Палестине. В пользу такого предположения говорят дальнейшее описание места проповеди Иакова Зеведеева как города, а не как страны, отсутствие в тексте инд. тематики и, возможно, факт проповеди Петра ее жителям на известном ему языке. По пути к месту проповеди апостолы встречают Христа, Который показывает им славу и сияние праведников и облекает тем же и их самих. Апостолы исцеляют слепого и вступают в противоборство с властями города. Их пытаются связать и протащить по улицам, но руки стражников немеют; затем апостолы их исцеляют. Эти мотивы заимствованы из "Деяний Андрея и Матфия". Далее следует рассказ об исцелении сына магистрата Феофила и обращении ко Христу его домочадцев и всех жителей города. Апостолы поставляют им священников, приобщают Св. Таин, и остаются в городе на долгое время. Согласно "Мученичеству", Иаков Зеведеев возвращается проповедовать 12 коленам Израилевым в рассеянии, находящимся при этом под властью Ирода и служащим идолам, и строит для них храмы. Иаков Зеведеев владеет всеми языками, в т. ч. и языками зверей. За свою проповедь Иаков Зеведеев принимает смерть от рук Ирода, но теперь уже при Нероне. Кончина апостола помещается в разных версиях под 2, 12 или 24 апр. Согласно эфиоп. версии, Иаков Зеведеев был погребен в Коте, согласно арабской - в Никте (Равине). Версия проповедания Иакова Зеведеева в Индии и его погребения в Мармарике может происходить от смешения его с Иаковом Алфеевым, к-рый, согласно древней (не позднее IV в.) традиции апостольских списков, скончался в Мармарике.

Греч. "Деяния Иакова Зеведеева" относятся к более позднему времени и составлены на основе НЗ, текстов Иосифа Флавия, Климента Александрийского и Ипполита Фивского. Их влияние заметно в "Мученичестве" из т. н. Императорского Минология, анонимном Похвальном слове и, вероятно, энкомии Никиты Давида Пафлагона. Текст об апостоле Иакове в Синаксаре К-польской ц. под 30 апр. полностью основан на НЗ, а под 15 нояб. - на текстах проповеди Иаков Зеведеев в Иерусалиме и описании его смерти в Кесарии Палестинской; изолированной является память Иакова Зеведеева под 30 марта в Минее. Неизданным остается энкомий Льва Кентурипина. Неясно, к какому из Иаковов относится "Мученичество" в Sinait. syr. nov. 1013.

Иаков Зеведеев встречается во всех апостольских списках, где занимает обычно места с 3-го по 5-е, равно как и в др. апокрифических произведениях, где дается перечисление апостолов. В основном их сведения об апостоле совпадают с вышеописанным библейским и апокрифическим материалом: он происходит из Вифсаиды, из колена Завулонова, проповедует в Палестине, по приказу Агриппы Ирода ему в Иерусалиме отсекают голову, его хоронят в Мармарике. К этому, однако, добавляется ряд сведений: иногда говорится о его девстве; сир. список сообщает о строительстве им храма в Вифсаиде; часто упоминается проповедь Иакова Зеведеева в Испании, что обусловлено его ранним почитанием в Сантьяго-де-Компостела. Последний список дает краткое жизнеописание апостола: взяв частицу Креста у Фаддея, он отправился проповедовать в Испанию, затем был усечен мечом Агриппой Иродом в Иоппии (Яффе), тело его было брошено в море и вынесено волнами в Испании, проповедь в которой была затем завершена ап. Павлом. Уникально указание Псевдо-Ефрема Сирина в комментарии на Диатессарон о проповеди Иакова Зеведеева в Галлии. Визант. списки Псевдо-Епифания и Псевдо-Дорофея вслед за "Мученичеством"  сообщают о проповеди апостола 12 коленам Израилевым в рассеянии; у Псевдо-Дорофея рассказано о смерти Иакова Зеведеева в Кесарии Палестинской  и о его погребении там же. Смешанный Дорофеево-Ипполитов список соединяет сведения о смерти и погребении Иакова Зеведеева в Кесарии и Мармарике. В греч. списке Иакову Зеведееву приписывается основание Церкви в Смирне. В псевдоэтимологических списках имя Иаков переводится как "ученик жизни", а в одном латинском - как "утешитель скорби".

А. Ю. Виноградов

Почитание мощей Иакова Зеведеева

Предание о проповеди Иакова Зеведеева в Испании впервые фиксируется в Breviarium apostolorum. Об этом предании знают Юлиан Толедский, Альдхельм из Малмсбери, а позже автор трактата, распространявшегося под именем Исидора, еп. Гиспальского. Окончательная рецепция этой версии просвещения Испании происходит только в IX в., после того как при кор. Астурии Альфонсе II в г. Ирия Флавия (ныне Падрон, Испания) местным еп. Теодемиром ок. 813 г. были обретены мощи апостола (рассказ об этом появляется в Мартирологе Узуарда, составленном во 2-й пол. IX в.), несмотря на то что еще в Breviarium apostolorum сообщалось о погребении тела Иакова Зеведеева в Мармарике (что в свою очередь было вызвано путаницей в источниках: Иакова Зеведеева в данном случае перепутали с Иаковом Алфеевым (Младшим)). По мнению нек-рых исследователей, в саркофаге рим. времени, найденном епископом, покоились не мощи Иакова Зеведеева, а тело Присциллиана, признанного еретиком и обезглавленного (так же, как Иакова Зеведеев, что и могло послужить основанием для их отождествления) в 385 г.; согласно Сульпицию Северу, тело Присциллиана было погребено в Галлеции (ныне Галисия), где было много его последователей; археологические раскопки Ирии показали, что уже в кон. VI в. здесь существовало некое культовое погребение. Однако, возможно, началу почитания святого в Испании послужило то, что в Галисию были принесены частицы мощей Иакова Зеведеева с Востока.

Ок. 860 г. кафедра Ирии Флавии в связи с набегами пиратов была перенесена в Компостелу (ныне Сантьяго-де-Компостела). Затем туда же были перенесены и мощи апостола. К X в. в Сантьяго-де-Компостела гробница Иакова Зеведеева почиталась так же, как могила св. Мартина в Туре, легенда же об апостольском происхождении христианства в Испании и, след., об основании апостолом той или иной кафедры стала серьезным аргументом в споре о первенстве кафедр внутри Испании, а с XI в.- в противостоянии Риму (напр., в 1049 папа Лев IX отлучил Крескония, еп. Леона, за то, что тот называл свою кафедру апостольской.

Согласно др. традиции, часть мощей Иакова Зеведеева хранилась в ц. св. Сатурнина в Тулузе (Франция). С XI в. наличие частиц мощей Иакова Зеведеева. отмечается в разных церквах Франции, связанных с паломничеством в Сантьяго-де-Компостела.

Кроме того, частицы мощей Иакова Зеведеева хранятся в кафедральном соборе мон-ря св. апостолов Иаковов Армянского Иерусалимского Патриархата, в базилике ап. Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), на Остийской дороге в Риме.

В наст. время единственным в России храмом, освященным во имя этого святого, является церковь Иакова Зеведеева в Казённой слободе (Яковоапостольский пер.) в Москве. Деревянный храм на этом месте известен с 1620 г. В 1676 г. было построено здание, к-рое существует и в наст. время. В храме имеется частица мощей Иакова Зеведеева, переданная из Испании.

Память Иакову Зеведееву

Под 15 нояб. в ряде визант. календарей отмечалось "заколение", или "убиение ап. Иакова, брата Иоанна Богослова". Древнейший иерусалимский Лекционарий, сохранившийся в арм. и груз. версиях, отмечал 29 дек. память Иакова Зеведеева вместе с ап. Иоанном Богословом. Совр. Армянская Церковь празднует день памяти Иакова Зеведеева 28 дек.

В сир. Мартирологе 411 г. память Иакову Зеведееву вместе с ап. Иоанном помещена под 27-м днем месяца кануна 1-го (27 дек.). В дальнейшем день памяти 2 апостолов сместился на 7 или 8 мая. Впервые это наблюдается в сиро-яковитском Минологии (X в.), в котором память Иакову Зеведееву отмечается 7 мая (Lond. Brit. Add. Lib. 14504). Данный Минологий происходит из сир. мон-ря в Нитрийской пустыне. Учитывая близость этого Минология к Минологию VII в. из мон-ря Кеннешре, в качестве возможного составителя к-рого иногда называется Иаков, еп. Эдесский, прототип Минология X в. может восходить к VII в. Эта память сохраняется и в ряде поздних сиро-яковитских минологиев XII-XIV вв. (напр., в Мартирологе Раббана Слибы, кон. XIII - нач. XIV в.), однако с XII в. намечается тенденция разделять дни празднования 2 апостолов: под 8 мая остается память Иоанна, а память Иакову Зеведееву сдвигается на неделю ранее - на 30 апр. В некоторых средневек. копто-араб. минологиях встречается память Иакову Зеведееву 30 апр., возникшая, видимо, под сирийским влиянием. Однако в основном память этого апостола праздновалась коптами 16 или 17 пармуте (бармуда), т. е. 11 или 12 апр., в конечном счете закрепилась 2-я из этих дат - 12 апр. Календарь Маронитской церкви из рукописи XVII в. указывает память ап. Иакова 8 окт., однако не уточняет, идет ли речь об Иакова Зеведеева или Иакове Алфееве.

В литургических мосарабских текстах (X-XII вв.) память Иакову Зеведееву отмечается 30 дек. Мартиролог блж. Иеронима (1-я пол. V в.) и за ним Римский мартиролог (XVI в.) указывают память Иакову Зеведееву 25 июля и 15 марта. Впосл. в зап. календарях закрепилось только 25 июля. До литургической реформы, проведенной II Ватиканским Собором, существовало также особое празднование в честь явления Иакова Зеведеева в битве на равнине Клавихо (834) - 23 мая. В католич. традиции к Иакову Зеведееву обращаются за молитвенной помощью как к защитнику стад и покровителю во время жатвы.

А. А. Ткаченко, Д. В. Зайцев

Гимнография

Память Иакову Зеведееву отмечается 29 дек. в памятниках древнего иерусалимского богослужения V-IX вв. вместе с памятью ап. Иоанна Богослова. В иерусалимском Лекционарии V-VII вв., сохранившемся в груз. переводе, под 29 дек. помещены тропарь 1-го гласа "Те, кто заповеди Спасителя", прокимен из Пс. 95, чтения Деян. 12:1-17, 1Ин. 1:1-10, аллилуиарий со стихом из Пс. 84, Евангелие - Ин. 21:20-25, тропарь на умовение рук 2-го гласа "Возвеличил спасение в мире". В древнейшем иерусалимском Тропологии (гимнографическом приложении к Лекционарию) содержатся песнопения в честь апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова, включающие стихиры на "Господи, воззвах" 4-го гласа, тропарь на умовение рук 4-го гласа "Апостоли и мученицы, свидетели страстей Христа", молитву Св. Даров "Лики ангельские Тебе славу возносят"; служба на литургии состоит из прокимна из Пс. 18 и аллилуиария со стихом из Пс. 46.

Преображение. Миниатюра из Евангелия. XI в.
Преображение. Миниатюра из Евангелия. XI в.

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. Иаков Зеведеев упоминается 15 нояб. без богослужебного последования, а также 30 июня, в день памяти 12 апостолов.

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., служба на память Иакову Зеведееву 30 апр. имеет ряд праздничных особенностей: на "Господи, воззвах" поются 6 стихир Иакову Зеведееву, на стиховне - самогласен Иакову Зеведееву, указан отпустительный тропарь Иакову Зеведееву, утреня совершается с "Бог Господь", после 9-й песни канона - светилен "Небо звездами", исполняемый по Студийскому уставу в малые праздники. На литургии назначается прокимен из Пс. 18, Апостол - Деян. 12:1-11, аллилуиарий со стихом из Пс. 88, Евангелие - Лк. 5:1-11, причастен - Пс. 18:5а. Согласно др. редакциям Студийского устава - Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., Мессинскому Типикону 1131 г., служба в целом имеет те же особенности, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону, хотя в Мессинском на литургии указано др. Евангелие - Мк. 10:32b-45. В Георгия Мтацминдели Типиконе XI в., отражающем афонскую редакцию Студийского устава, 30 апр. отмечается память И. З. и ап. Иакова, брата Господня, поется последование Иакову Зеведееву, указан отпустительный тропарь ему же 1-го гласа "Велий в апостолах, учителю вселенней", на литургии служба та же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе.

В разных редакциях Иерусалимского устава, начиная с ранних и вплоть до греч. и слав., относящихся к более позднему времени (дониконовских) печатных изданий Типикона, устав службы 30 апр. на память Иакову Зеведееву не претерпевает значительных изменений. Хотя в рукописях и печатных изданиях этот день не отмечен характерным знаком, в честь Иакова Зеведеева совершается шестеричная служба: стихиры на "Господи, воззвах" и канон Иакову Зеведееву поются на 6; последование Иакову Зеведееву также включает отпустительный тропарь, кондак, стихиры-самогласны, светилен. В Минеях на память Иакову Зеведееву 30 апр. приводится 1 или 2 цикла стихир-подобнов (по 3 стихиры в каждом). Нередко для описания устава службы апостолу дается ссылка на 25 апр., память ап. Марка. На литургии назначается та же служба, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, но евангельские чтения разные: в рукописных Типиконах и Евангелиях встречаются чтения Мф. 4:18-23; 10:1-8; 17:1-9 (чтение Преображения), Мк.10:32b-45, Лк. 5:1-11; 9:1-6; 10:16-21 (общее чтение апостолов). Наиболее распространенным чтением в рус. и греч. богослужебных книгах было Лк. 9:1-6, в рус. Типиконах - Лк. 5:1-11. В XVII в. указания рус. богослужебного Евангелия были приведены в соответствие с Типиконом, а греч. богослужебные Евангелия по-прежнему содержали Лк. 9:1-6. Греч. Минея указывает чтение Мф. 4:18-23.

В исправленном московском Типиконе 1682 г. праздничный статус памяти Иакову Зеведееву 30 апр. (вместе с памятями др. апостолов от 12 и евангелистов) был повышен до "святого с великим славословием" - в Типиконах 30 апр. отмечено знаком , 2-й цикл стихир на "Господи, воззвах" переносится и поется на стиховне вечерни и на хвалитех, из Общей Минеи заимствуются недостающие седальны, в конце утрени назначается пение великого славословия - утреня заканчивается по праздничному чину. В 20-х гг. XVIII в. происходит еще одно увеличение праздничного статуса апостолов, включая Иакова Зеведеева,- до полиелейных святых - в Типиконах 30 апр. обозначается знаком , к последованию Иакову Зеведееву на вечерне добавляются паремии Иак. 1:1-12; 1:13-27; 2:1-13, на утрене - седален по полиелее, прокимен из Пс. 18, Евангелие - Ин. 21:15-25, стихира по Пс. 50. Данный устав службы 30 апр. сохраняется и в совр. рус. богослужебных книгах. В греч. Минеях после XVII в. праздничный статус памяти Иакову Зеведееву также был повышен - в конце утрени назначается пение великого славословия, 2-й цикл стихир-подобнов поется на хвалитех.

А. А. Лукашевич

Иконография

С нач. VI в. изображения Иакова Зеведеева отмечены устойчивыми портретными чертами: это человек с черной бородой и усами. Основные иконографические типы изображения апостола, выработанные до VI в. включительно, связаны с событиями его жизни, описанными в Евангелиях (Мф. 4:21; 27:56; Лк. 9:54; Мк. 3: 17; 10:35-41).

В ранних памятниках Иаков Зеведеев показан как один из 12 избранных учеников в присутствии Иисуса Христа (в соответствии с указанием большинства апостольских списков, он чаще всего занимает место, близкое к Спасителю) или как свидетель событий Его жизни, напр. воскрешения дочери Иаира, Преображения, моления о чаше (в мозаиках "Умножение хлебов", "Моление о чаше", "Поцелуй Иуды" центрального нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна (ок. 526); в композиции "Преображение" в конхе центральной апсиды кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565); в сцене "Вознесение" в апсидах часовен XVII, XLII в мон-ре Бауит (VI - нач. VII вв.) и на оборотной стороне ампулы № 10 из Монцы), а также как участник событий, описанных в Деян.иях св. апостолов (в сцене "Избрание ап. Матфея" (Деян. 1. 15-26), на миниатюре Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I.56. Fol. 1r, 586 г.).

В памятниках 1-й группы встречаются изображения Иакова Зеведеева, представленного погрудно в медальоне (imago clipeata): напр., на сводах апсиды в Архиепископской капелле в Равенне (494-519); в ц. Сан-Витале в Равенне (546-547); на тканой иконе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на оборотной стороне ампулы № 3 из Монцы (VI в.); а также в полный рост среди 12 учеников в присутствии Иисуса Христа (Collegium Apostolorum): фриз над триумфальной аркой в кафедральной ц. во имя св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553).

Вместе с братом, ап. Иоанном Богословом, Иаков Зеведеев изображался в иллюминированных Псалтирях как молодой человек в белых одеждах, напр. на маргинальных миниатюрах Хлудовской Псалтири, где стихи Пс. 76 проиллюстрированы изображением Крещения Господня, персонификациями 2 рек и образами 2 молодых апостолов, видимо как воплощение избранных сынов Иаковлевых и Иосифовых, а также, возможно, в связи с прозванием братьев-апостолов "детьми грома". Единоличные изображения Иакова Зеведеева встречаются в монументальной живописи: в мозаиках и фресках кафоликона Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), где он дважды изображен в медальоне - на арке нартекса и на своде крипты. Ростовой образ Иакова Зеведеева включался в декорации поствизант. храмов (росписи в наосе кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне, 1547). В иконописи единоличные изображения Иакова Зеведеева чрезвычайно редки. К таким уникальным примерам относится икона из мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (XIII в.), на к-рой представлена полуфигура Иакова Зеведеева - человека с темными короткими волосами и недлинной раздваивающейся бородой; он облачен в синий хитон и гиматий ярко-розового цвета с искусно прорисованными складками. Ладонью правой руки он касается свернутого свитка, который держит покровенной левой рукой. Взгляд Иакова Зеведеева устремлен на молящегося. В левом верхнем углу в небесном сегменте помещена полуфигура Христа, благословляющего апостола. Благородство и строгость образа Иакова Зеведеева подчеркивается обращением к классическому репертуару, где апостол изображается подобно статуе античного философа. Эти черты сближают икону с лучшими произведениями визант. искусства (росписи ц. Св. Троицы в Сопочани, ок. 1265). Появление иконы связано, вероятно, не только с интересом к апостольской теме, но и с почитанием Иакова Зеведеева как брата святого, к-рому посвящен мон-рь.

Образ апостола входит в иконографию большинства евангельских событий, ставших неотъемлемой частью декора правосл. храмов как в монументальном убранстве, так и в иконописи: "Преображение", "Вознесение", "Благословение на проповедь", сюжеты Страстного цикла ("Омовение ног", "Тайная вечеря", "Моление о чаше", "Предательство Иуды", "Уверение Фомы"), сцены апостольского служения.

Образ Иакова Зеведеева присутствует в сцене "Евхаристия" в мозаиках собора в Св. Софии (40-е гг. XI в.; идентификация затруднена) и Михайлова Златоверхого мон-ря в Киеве (1008-1118; в левой части композиции рядом с ап. Варфоломеем). В этой композиции, традиционно для древнерус. иконописи размещаемой в навершии царских врат, устойчивого расположения фигур апостолов нет.

Иногда образ Иакова Зеведеева встречается в изображениях "Воскресение - Сошествие во ад", как, напр., на фреске парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321). В сцене "Преображение" в визант. традиции X-XII вв., как в монументальной живописи, так и в иконописи и книжной миниатюре, И. З. изображается припадающим на одно колено, чаще справа от ап. Иоанна (на миниатюре Хлудовской Псалтири, сер. IX в.; на миниатюре Евангелия из Иверского мон-ря, XI в.; на эпистилии 2-й пол. XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае - Иаков Зеведеев слева). В ранних памятниках апостол не прикрывает лицо руками: фреска каппадокийской Токалы-килисе в Гёреме, X в.; композиция "Преображение" на иконе "Деисус и праздники" (2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона из мон-ря Ксенофонт на Афоне (кон. XII в.); фреска в ц. свт. Николая Каснициса в Кастории, посл. треть XII в. В эмоциональных, экспрессивных произведениях палеологовского времени, когда апостолы в этой композиции словно "разлетаются" в страхе в разные стороны, лик И. З. часто слегка прикрыт рукой. Такой жест И. З. встречается и в рус. искусстве (напр., икона "Преображение" из Благовещенского собора Московского Кремля нач. XV в., ГММК.). В нек-рых рус. памятниках XIV-XVI вв. И. З. изображен плотно закрывающим лицо ладонями, как на новгородской иконе из ц. Успения на Волотовом поле (3-я четв. XV в., НГОМЗ) и на владимирской иконе 2-й пол. XVI в. (ГВСМЗ). На рубеже XVI и XVII вв. апостола снова изображали с открытым ликом, причем около его фигуры появилось надписание "апостол Иаков", как, напр., на иконе Назария Истомина Савина из Чудова мон-ря (1626-1628, ГММК.). Еще в искусстве средневизант. времени "Преображение" иногда иллюстрировалось неск. сценами. Так, в пергаменном Евангелии XII в. из афонского мон-ря вмч. Пантелеимона (Ath. Pantel. 2) на 2 миниатюрах представлены Иисус Христос, ведущий апостолов Петра, Иоанна и Иакова Зеведеева. на гору Фавор (Fol. 252), и явление Христа на горе (Fol. 252v). Фигуры апостолов имеют в каждой сцене разный масштаб, отличаются также цветом одежд, напр. Иаков Зеведеев облачен в светло-голубой хитон и разбеленно-розовый гиматий, в сцене теофании его хитон голубой, а гиматий - лиловый. С XIV в. получила распространение иконография "Преображение" с фигурами Христа и апостолов, восходящих на гору Фавор и сходящих с нее, как, напр., в росписях ц. Богородицы Перивлепты в Мистре (3-я четв. XIV в.), на храмовой иконе из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского (нач. XV в., ГТГ), на иконе 2-й четв. XV в. из собрания М. Е. Елизаветина и др. В поздней рус. иконописи помимо восхождения на Фавор встречаются изображения апостолов до момента Преображения (икона сер. XVII в. из собрания К. В. Воронина, см.: Смирнова Э. С. Новооткрытая новгородская икона 2-й четв. XV в. в частном собрании и вопрос о ветхозаветных мотивах в иконографии Преображения // ИХМ. Вып. 10. С. 290-306).

Апостолы Лука и Иаков Зеведеев. Миниатюра из Праксапостола. 1280-1303 гг.

Апостолы Лука и Иаков Зеведеев. Миниатюра из Праксапостола. 1280-1303 гг.

Иконография "Вознесение", сложившаяся в раннехрист. период (Евангелие Раввулы - Laurent. Plut. I.56. Fol. 1r, 586 г.), была востребована в декорации алтарного свода, как в каппадокийских храмах (Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в., "Большая голубятня" в Чавушине, между 963 и 969), а также в куполах некоторых купольных базилик и крестово-купольных храмов. Один из ранних сохранившихся памятников - мозаики купола Св. Софии в Фессалонике (ок. 885), где изображение Иакова Зеведеева следует за образами апостолов Филиппа и Симона. Подобная последовательность характерна также для рус. памятников XII в.: фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове (30-40-е гг. XII в.), Георгиевской ц. в Ст. Ладоге (60-70-е гг. XII в.), Спасо-Преображенского собора Евфросиниева мон-ря в Полоцке (60-е гг. XII в.). Мозаичная фигура Иакова Зеведеева находилась в простенке барабана Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в., на месте утраченной мозаики в наст. время поздняя масляная живопись).

Как и на большинстве др. праздничных икон, в иконографии "Успение Пресв. Богородицы" апостолы изображались без нимбов и без надписания имен. Иаков Зеведеев, как правило, находится в левой группе апостолов, вместе с ап. Петром, исключение составляют композиции т. н. облачного Успения, где летящие на облаках апостолы изображаются с нимбами и надписываются ("Успение Пресв. Богородицы" из Десятинного мон-ря в Новгороде, нач. XIII в., ГТГ). С кон. XVI в. подписи имен апостолов встречаются стабильно: 2 иконы из собрания К. В. Воронина, одна - кон. XVI в., где Иаков Зеведеев изображен справа от ложа Богоматери, и др.- посл. трети XVIII в., где И. З. вместе с ап. Петром изображены на переднем плане (см.: Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Выст. из част. собр. к 60-летию ЦМиАР. М., 2007. Кат. 13, 18).

Иногда Иаков Зеведеев в числе 12 апостолов присутствует на иконах "Покров Пресв. Богородицы", как, напр., на иконе из ц. Рождества св. Иоанна Предтечи Дионисиева Глушицкого Сосновецкого мон-ря (1-я четв. XVI в., ВГИАХМЗ).

Иаков Зеведеев изображается в композиции "Сошествие Св. Духа на апостолов", иконография к-рой, по мнению А. Грабара, сложилась в постиконоборческий период в IX в. Наиболее ранние из сохранившихся - миниатюры Кодекса Григория Назианзина 867/86 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 301v), Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 62, сер. IX в.). Сюжет часто встречается в рукописях, напр. в Гомилиях (Словах) Григория Богослова, 3-я четв. XI в. (ГИМ. Син. Греч. 161. Л. 29 об.), а также в визант. иконописи и в составе монументальной декорации храмов. По мнению прот. Н. Озолина, мозаическое изображение Пятидесятницы IX-X вв. располагалось в вост. куполе юж. галереи собора Св. Софии в К-поле (Озолин Н., прот. Правосл. иконография Пятидесятницы: Об истоках и эволюции визант. извода. М., 2001. С. 155). Купольные композиции "Сошествие Св. Духа на апостолов" сохранились в мозаиках кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), собора Сан-Марко в Венеции (XII - нач. ХIII в.). Сюжет присутствует во фресковой росписи трансепта Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). С XIV в. изображение Пятидесятницы распространилось в иконописи в составе праздничных рядов и в качестве храмовых образов: иконы из праздничного ряда собора Св. Софии в Новгороде (ок. 1341, НГОМЗ) и Благовещенского собора Московского Кремля (ок. 1405, ГММК.); храмовая икона из Свято-Духова мон-ря в Новгороде (2-я треть XV в., НГОМЗ), на к-рой сохранились остатки инициалов около нимбов - И. З. изображен в середине правой группы апостолов.

В сценах апостольского служения образ Иакова Зеведеева представлен: на фреске "Проповедь ап. Иакова" из цикла Деян.ий апостолов в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря в Пскове, 30-40-е гг. XII в.; в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318 - мученичество.

Образ Иакова Зеведеева присутствует в иконографии "Собор 12 апостолов", не получившей широкого распространения, напр. на визант. иконах: из собрания А. Н. Муравьёва, приобретенная в мон-ре Пантократор на Афоне (нач. XIV в., ГМИИ); ок. 1330 г.; кон. XV в. Изображения апостолов на иконе нач. XIV в. (ГМИИ) идентифицируются по-разному. В надписи упоминаются оба апостола - И. З. и Иаков Алфеев. Буквы "IA" на нимбе изображенного на переднем плане слева апостола, чей лик частично утрачен, являются указанием на старшего Иакова, как и почетное место рядом с первоверховными апостолами. В рус. искусстве самый ранний образ этой иконографии происходит из ц. Двенадцати апостолов на Пропастех в Новгороде (ок. 1432, НГОМЗ), где Иаков Зеведеев изображен слева в верхнем ряду, между апостолами Фомой и Андреем. На храмовой иконе из новгородского Свято-Духова мон-ря (1-я четв. XV в., НГОМЗ) Иаков Зеведеев сидит справа, после апостолов Павла, Иоанна и Матфея.

В кон. XV в. в рус. искусстве получил распространение вариант извода "Собор 12 апостолов" - "Союзом любви связуемы апостолы", литературной основой к-рого послужили тексты службы святым апостолам. В верхней части этой композиции - 3-фигурный Деисус в цветущих ветвях, ниже от древа родословия Спасителя отходят ветви, образующие пространство для полуфигур апостолов. По мнению исследователей, истоки этой иконографии восходят к иконографии "Древо Иессеево". Самый ранний сохранившийся памятник - софийская таблетка "Рождество св. Иоанна Предтечи. Собор апостолов" (кон. XV в., ГТГ), где напротив ап. Андрея изображен Иаков Зеведеев с небольшой бородой, со свитком в руках. Аналогичная композиция известна: на шитой пелене из Воскресенского собора в Волоколамске (1510, ГРМ); в составе годовой Минеи (сер.- 3-я четв. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен); на таблетке (XVI в., ГТГ); в росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551).

В шитье этот сюжет использован для украшения саккоса патриарха Никона 1655 г., на к-ром вышиты в круглых клеймах поколенные фигуры апостолов, число апостолов увеличено; Иаков Зеведеев изображен в молении.

Традиция изображения на епитрахилях апостолов (среди к-рых присутствует Иаков Зеведеев) связана с темой апостольского служения и, вероятно, иконографически восходит - как в греч., так и в рус. практике - к композиции "Собор 12 апостолов": на епитрахили архиеп. Галактиона кон. XVI в. из Иверского мон-ря, на которой апостолы представлены в рост в обрамлении арок; епитрахиль патриарха Никона 1652-1658 гг., апостолы также изображены в рост (ГММК.).

В шитье образы апостолов располагались на каймах плащаниц и пелен. На пелене "Успение Пресв. Богородицы" из Кириллова Белозерского мон-ря (XV в., ГРМ) И. З. помимо средника изображен в медальоне на кайме; на плащанице "Положение во гроб", дар царя Алексея Михайловича Новоспасскому мон-рю (1645-1647, ГММК.), полуфигура Иакова Зеведеева изображена за ап. Андреем на нижней кайме, на верхней кайме плащаницы "Положение во гроб" из Чудова мон-ря (1678, ГММК.) и на нижней кайме плащаницы "Положение во гроб", вложенной иером. Матфеем в Соловецкий монастырь (1704, ГММК.). В ризнице Иверского мон-ря хранятся поручи 1681 г. с изображением Евхаристии и Тайной вечери, на к-рой присутствуют 6 апостолов, среди них - Иаков Зеведеев.

Фигура Иакова Зеведеева. входит в состав распространившихся на Руси с XVII в. т. н. апостольских чинов, когда в деисусном ряду после 7 традиц. образов помещали иконы 12 апостолов. Образ И. З. мог быть как в левой, так и в правой части ряда; одежды апостола различаются по цвету. Среди известных примеров: деисусный ряд Успенского собора Московского Кремля (1653), икона Тихона Филатьева 1691 г. из деисуса московской ц. Рождества Пресв. Богородицы в Голутвине (ГТГ), икона 1-й четв. XVIII в. из деисусного (апостольского) ряда в Спасо-Преображенской ц. в Кижах; икона кон. XVIII в. из иконостаса церкви дер. Селезениха Новоторжского у. Тверской губ. (см.: Красилин. 1996. С. 90. Ил. 12). В Новое время образы апостолов в иконостасах иногда группировались по неск. фигур, как, напр., на иконах кон. XVII в. "Апостолы Петр, Андрей, Иоанн, Иаков, Варфоломей и Фома" из ц. Покрова в Филях (ЦМиАР) и "Шесть апостолов: Матфей, Иаков, Иоанн Богослов, Фома, Марк, Петр" (кон. XVIII в., Гос. музей Палехского искусства). Встречаются ростовые изображения апостола в молении, возможно входившие в состав деисусных чинов, как на старообрядческой иконе "Апостолы Симон Зилот и Иаков Зеведеев" из собр. А. А. Кирикова (2-я пол. XIX в., см.: Сызранская икона. Самара, 2007. Кат. 57). Аналогичные апостольские чины были известны также в визант. искусстве, напр. апостольский чин с поясными изображениями из ц. свт. Власия в Веррии (1360, Музей визант. искусства, Веррия), и в греч. традиции Нового времени, напр. поясное изображение Иакова Зеведеева на иконе ок. 1700 г. (Музей икон, Рекклингхаузен). В баЛк.анском искусстве XVIII-XIX вв. отдельные иконы Иакова Зеведеева не в составе апостольского чина также входят в иконостас, как, напр., икона в иконостасе парекклисиона вмч. Димитрия 1813-1814 гг. в мон-ре Дечаны.

Апостол Иаков Зеведеев. Икона

Апостол Иаков Зеведеев. Икона

В XVII в. разрабатывалась иконография апостольских проповедей и страстей, основанная на текстах канонических и апокрифических Деян.ий: иконы "Апостольская проповедь" из ц. прор. Илии в Ярославле (1660-1662, ЯИАМЗ), "Спас Вседержитель, с апостольскими страстями" (1652, ц. Воскресения на Дебре, Кострома; см.: Костромская икона. 2004. Кат. № 77), "Апостольские проповеди и страсти" из Прокопиевского собора в Вел. Устюге (1668, ВУИАХМЗ), псковская икона "Апостольские проповеди и страсти" кон. XVII в. из собрания К. В. Воронина, "Распятие с апостольскими страстями", написанная Фёдором Рожновым по заказу патриарха Адриана для Успенского собора Московского Кремля (1700, ГММК.). На этих иконах изображены проповедь Евангелия и усекновение главы Иакова Зеведеева. В связи с разработкой апостольской темы в искусстве XVII в. сюжеты апостольских страстей и образы апостолов часто включаются в программы росписей храмов, напр. ц. ап. Иоанна Богослова в Ростове (1683), где Иаков Зеведеев изображен в рост в откосе окна, сюжет "Усекновение главы ап. Иакова" помещен на галерее храма. Композиция "Призвание апостолов Иоанна и Иакова" представлена на юж. стене ц. прор. Илии в Ярославле, а образ Иакова Зеведеева - на сводах этого храма (1680).

В иконописи были распространены изображения 12 апостолов, среди к-рых был Иаков Зеведеев, на полях икон с разными сюжетами в среднике: "Спас Вседержитель, с апостолами" (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ) - на левом поле полуфигура Иакова Зеведеева со свитком в руке; "Распятие, с апостолами" (XIV в., ГРМ), балканская икона "Деисус с эТим.асией и святыми на полях" (кон. XIV-XV в., ГТГ) - Иаков Зеведеев в медальоне; "Христос на троне, с апостолами" мастера Лонгина (1590, ризница монастыря Дечаны) - в рост, на поле иконы "Свт. Николай Чудотворец" мастера Алексы Петрова (1294, НГОМЗ). Особо следует отметить икону "Деисус и праздники", являющуюся своеобразным прообразом рус. "апостольских" Деисусов (2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - после 7-фигурного Деисуса следуют попарно 12 апостолов.

Изображение Иакова Зеведеева. представлено среди образов апостолов и мучеников на полях иконы "Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская)" (Успенский собор, ГММК., XVIII в.) и ее списках, напр. из собора Рождества Христова в Измайлове (Москва) (Толстая Т. В. Икона "Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская) из Успенского собора Московского Кремля и ее легенда // Визант. мир: Искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 647-662; Комашко Н. И. Иконы "Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская) письма Кирилла Уланова // Там же. С. 663-668).

Иаков Зеведеев представлен среди избранных святых, как, напр., на 3-створчатом складне с изображениями "Богоматерь Неопалимая Купина" и "Погребение вмц. Екатерины" в среднике и святых на створках (XVI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - Иаков Зеведеевс посохом в руке внизу на левой створке.

В композициях "Страшный Суд" в иконописи и в монументальной живописи Иаков Зеведеев изображается восседающим вместе с др. апостолами по сторонам Христа-Судии. Имена апостолов или начальные буквы имен пишутся на листах раскрытых книг, как на синайской иконе (2-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Часто И. З. бывает представлен рядом с ап. Андреем (фреска Дмитриевского собора во Владимире, кон. XII в.). Жестикуляция Иакова Зеведеева может быть различна: поднятая рука в пророческом, указующем или благословляющем жесте.

В минеях изображения Иакова Зеведеева помещены под 30 апр.: в греко-груз. рукописи (XV в.), на минейных иконах (сер.- 3-я четв. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен; кон. XVI в., КГОИАМЗ) и др.

Чтимаяая икона Иакова Зеведеева (нач. XX в.?), на к-рой апостол изображен в рост с Евангелием в руках, находится в ц. Казанской иконы Пресв. Богородицы в Казенной слободе в Москве, где освящен придел во имя Иакова Зеведеева.

Е. М. Саенкова

Православная энциклопедия

***

Молитва апостолу Иакову Зеведееву:

  • Молитва апостолу Иакову Зеведееву. Апостол Иаков Заведеев - старший брат апостола Иоанна Богослова, один из фаворитов, кому Господь преимущественно открывал Божественные тайны. Проповедовал в Испании, потом вернулся в Иерусалим, где был по приказу царя Ирода Агриппы. Испанцы почитают его небесным покровителе и защитником своей страны. Средневековые хроники свидетельствуют о многочисленных чудесах и явлениях апостола испанским воинам при Реконкисте. Самый древний паломнический путь Западной Европы - это путь апостола Иакова. Он также покровитель миссионеров, богословов и паломников.

Акафист апостолу Иакову Зеведееву:

Канон апостолу Иакову Зеведееву:

Житийная и научно-историческая литература об апостоле Иакове Зеведееве:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru