Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
Р320505518138
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7601 1265
4359

Святые Православия / Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя


Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя

Память: 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), одиннадцатая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Московских святых), 7 / 20 сентября, 22 сентября / 5 октября (Собор Тульских святых)

Александр был брянским боярином, Андрей был боярином любутским (г. Любутск на Оке). 18 авг. 1380 г. св. блгв. кн. московский Димитрий испросил у прп. Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов - братьев Пересвета и Ослябю, принявших постриг в обители с именами Александр и Андрей (слово "братья" могло иметь разные значения: родные братья, побратимы, братья по иночеству; какое значение имелось в виду - определенно сказать нельзя).

Преподобные Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя). Икона

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Икона

Александр и Андрей были опытными ратниками, однако их призвание в ряды войска имело не столько военное, сколько духовное значение. Прп. Сергий дал им "вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя". Передав воинов-схимников в распоряжение князя, прп. Сергий сказал им: "Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство".

Перед началом Куликовской битвы (в день праздника Рождества Богородицы) Александр принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. "Ничейный" исход поединка явил духовную силу благословения прп. Сергия и воодушевил рус. войска. Древнейший рассказ о битве - "О побоище, иже на Дону" (в Рогожском летописце - ПСРЛ. М., 1965. Т. 15. Стб. 139-141, Симеоновской летописи - ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 129-131), а также летописная Повесть о Куликовской битве (в Новгородской IV (ПСРЛ. Пг., 1915. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 311-320; Л., 1925. Вып. 2. С. 321-325) и Софийской I (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 90-98) летописях) сообщает о гибели на Куликовом поле только Александра.

Преподобные Андрей Ослябя, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и Александр Пересвет (слева на право). Икона

Преподобные Андрей Ослябя, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и Александр Пересвет (слева на право). Икона

Наиболее полный рассказ об Александе и Андрее, начиная с посещения св. кн. Димитрием Донским Троице-Сергиева мон-ря, изложен в "Сказании о Мамаевом побоище" (основной редакции), однако и здесь не упоминается смерть Андрея в бою. О смерти обоих иноков в битве говорится в "Задонщине", изображающей иноков-воинов как былинных богатырей, и в "Повести о Мамаевом побоище". "Задонщина", кроме того, сообщает о гибели в битве сына Осляби Иакова.

Преподобный Сергий благословляет святого Димитрия Донского на Куликовскую битву. Роспись, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Преподобный Сергий благословляет святого Димитрия Донского на Куликовскую битву. Роспись, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

В документах, относящихся к 1390-1393 гг., встречаются упоминания "чернеца Андрея Ослябя" в числе бояр митр. всея Руси Киприана, "чернец Родион Ослябя" назван в числе послов от вел. князя в Царьград в 1398 г., а его сын Акинф - в числе бояр у свт. Фотия, митр. Киевского, в 1425 г. (Арсений, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 30). Кроме того, в летописных списках убиенных на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя лишь одного Александра. Но все это лишь косвенно может свидетельствовать о том, что Андрей остался жив после Куликовской битвы и служил у Московских митрополитов. Др. объяснение упоминаний Осляби в документах после 1380 г. может заключаться в том, что его род, вероятно, традиционно нес службу у Московских митрополитов и потому имена представителей рода - Андрей (Адриан?), Родион, Иакинф (Иаков?) - встречаются на протяжении неск. десятилетий.

Александр и Андрей вместе погребены в приделе Цекрви в честь Рождества Богородицы "на старом Симонове". Первоначально они были похоронены у церкви, затем над их останками были устроены надгробия, оказавшиеся в "палатке каменной под колокольней". После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 г. вновь сооружены и в XIX в. обустроены приделом ц. Рождества Богородицы. В 1928 г. церковь была закрыта и оказалась на территории завода "Динамо", надгробия были уничтожены. После открытия храма в 1989 г. надгробия восстановлены.

Надгробие преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Фото Александра Исиченко, 1989 год

Надгробие преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби. Фото Александра Исиченко, 1989 год

В наст. время в исторической экспозиции РГИАМЗ находится посох, по преданию принадлежавший Александру. Он сделан из цельного яблоневого дерева (в XIX в. посох был урезан; совр. размеры: высота - 138 см, окружность - 16 см). До передачи в музей посох хранился в алтаре соборной ц. Димитриевского мон-ря близ г. Скопина (Рязанской обл.). Мон-рь находился в 45 верстах от Куликова поля и был посвящен вмч. Димитрию Солунскому - небесному покровителю св. блгв. кн. Димитрия Донского (точная дата основания мон-ря неизвестна). Согласно монастырскому преданию, Александр по дороге на битву остановился в келье отшельника, жившего на месте буд. мон-ря. Облачившись в воинские доспехи, Александр отдал отшельнику свой дорожный посох.

Преподобный Сергий благословляет преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Миниатюра Лицевого Летописного свода, XVI в

Преподобный Сергий благословляет преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Миниатюра Лицевого Летописного свода, XVI в

Изображения Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии прп. Сергия (XVI в.; РГБ), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.; РНБ), на житийной иконе прп. Сергия 1680 г. (ЯХМ. № И-394), а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона Александра и Андрея (совместно с прп. Сергием и блгв. кн. Димитрием) была написана в 1980 г. Время местной канонизации преподобных неизвестно. В XVII в. их имена были внесены в святцы, в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. сказано: "Преподобнии старцы Александр и Родион (так! - и. А.), нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша" (РГБ. МДА. № 201. Л. 333, день памяти не указан). В кон. XVII в. имена Александр и Андрей как преподобномучеников Московских были включены в "Описание о российских святых" (Барсуков. Источники агиографии. С. IV); в 1896 г. их имена были помещены также в "Троицком патерике" (в числе "учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных"), в 1981 г.- в Соборе Радонежских святых, установленном по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова).

Игумен Андроник (Трубачев)

Православная энциклопедия

***

Молитва преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе:

  • Молитва преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе. Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя - легендарные монахи, воевавшие в Куликовом сражении. Оба в прошлом опытные воины. Александр Пересвет сразился в поединке с вражеским богатырем, оба погибли, при этом на преподобном были только монашеские одежды. Его подвиг оказал сильное воодушевляющее действие на русские войска. Их участие в этом эпохальном сражении, как и молитвенное соучастие преподобного Сергия Радонежского, стало на веки символом Божьего благословения в битве. Преподобные - небесные покровители воинов.

Акафист преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе:

Житийная и научно-историческая литература о преподобных Александре Пересвете и Андрее Ослябе:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru