Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Святые Православия / Священномученик Александр Иерусалимский


Священномученик Александр Иерусалимский

Память: 16 / 29 мая, 12 / 25 декабря

Учился в Александрии у Пантена и Климента Александрийского, посвятившего ему свое соч. "Канон церковный, или Против иудействующих" (не сохранилось). Когда в 202 г. гонение имп. Септимия Севера вынудило Климента покинуть Египет, он направился к Александру, который был в то время епископом одного из городов Каппадокии (Евсевий. Церк. ист. VI 11; авторы более позднего времени помещают его кафедру во Флавиаде, Киликия). Александр претерпел от гонителей мучения, став исповедником Христовым, и провел долгое время в тюрьме.

Священномученик Александр Иерасалимский. Икона

Священномученик Александр Иерасалимский. Икона

Оттуда он направил послание к Антиохийской Церкви по случаю избрания епископом Антиохийским Асклепиада. Письмо доставил Климент, управлявший кафедрой Александра во время его заточения. Через некоторое время (вероятно, с кончиной Септимия Севера) Александр был выпущен из тюрьмы и предпринял паломничество в Иерусалим "для молитвы и ради истории тех мест"; престарелый еп. Иерусалимский Наркисс и жители Св. града были чудесным образом предуведомлены об этом. Наркисс и др. палестинские епископы стали упрашивать Александра принять на себя предстоятельство в Иерусалиме. Александр согласился и остался в городе в качестве помощника и преемника Наркисса.

В одном из писем к жителям г. Антинои Александр писал: "Наркисс, который прежде меня занимал епископскую кафедру в этой Церкви и ныне вместе со мною управляет ею своими молитвами, имея от роду почти 116 лет, приветствует вас и вместе со мною умоляет вас, чтобы вы пребывали в единомыслии".

Взойдя на Иерусалимскую кафедру, Александр много занимался делами просвещения, устроил в Иерусалиме библиотеку, где впоследствии историк Евсевий Кесарийский находил сочинения, отсутствовавшие в богатой церковной библиотека Кесарии Палестинской. Еще в Александрии Александр стал почитателем трудов Оригена; когда в 215 или 216 г., во время егип. похода имп. Каракаллы, ученый был вынужден бежать в Палестину, епископы А. и Феоктист Кесарийский привлекли его к просветительской деятельности и Ориген, не имея священного сана, начал проповедовать в церквах Кесарии и Иерусалима. Это вызвало резкий протест еп. Димитрия Александрийского, отвечая на упреки к-рого Александр писал, что любой христианин, способный принести пользу братьям, м. б. приглашен епископом для проповеди, и ссылался на известные ему прецеденты. Конфликт был улажен, и Ориген, повинуясь своему епископу, вернулся в Александрию. Но когда в 231 г., находясь проездом в Кесарии Палестинской, Ориген был при участии Александра рукоположен во пресвитера, конфликт стал неразрешимым.

В Александрии один за другим были созваны 2 Собора (231, 232), на которых Ориген был отлучен и лишен сана. В Палестине, однако, не придали значения этим постановлениям, и Ориген, окруженный почетом, продолжал свою ученую деятельность в Кесарии. По сообщению Евсевия, "и Александр, еп. Иерусалимский, и Феоктист Кесарийский все время прислушивались к нему и как учителю единственному ему уступали толкование Священного Писания и то, что касалось церковного обучения"; в гонение при имп. Деции А. "за Христа предстал в Кесарии вновь перед судом игемона и, во втором своем славном исповедничестве, испытал темницу, будучи увенчан старостью маститой и честными сединами. Он почил в заключении после своего прекрасного и славного свидетельства перед судом игемона" (Евсевий. Церк. ист. VI 27; 39. 2-3).

Свт. Дионисий Александрийский также с благоговением говорит о кончине А.: конфликт двух Церквей нисколько не повлиял на отношение к личности святителя.

Из произведений Александра известны лишь отрывки, приводимые у Евсевия и у блж. Иеронима (De viris illustribus). Это в основном письма, адресованные христианам Антиохии, Антинои Египетской, Оригену и Димитрию Александрийскому.

Иконография

Священномученик Александр Иерасалимский. Икона, конец XIX - начало XX вв.

Священномученик Александр Иерасалимский. Икона, конец XIX - начало XX вв.

Изображается как святитель, в саккосе и омофоре, с Евангелием в руках, седовласым с недлинной раздвоенной бородой: в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 114) - в рост; в настенном минологии нартекса архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Косово и Метохия), ок. 1565 г.,- поясное изображение.

Священномученик Александр Иерасалимский. Фреска

Мученичество святителя, усечение мечом, представлено в настенных минологиях: в нартексе ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.; в нартексе ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.

Протоиерей Валентин Асмус, Е. А. Луковникова

Православная энциклопедия

***

Молитва священномученику Александру Иерусалимскому:

  • Молитва священномученику Александру Иерусалимскому. Священномученик Александр Иерусалимский - стойкий исповедник веры, переживший дважды длительное тюремное заключение за веру. Просветитель, создавший в Иерусалиме внушительную библиотеку христианской литературы, покровитель Оригена. Его просят о помощи учебе, укрепить веру и терпение в гонениях и заключении. Он – небесный покровитель паломников, учителей и библиотекарей.

Акафист священномученику Александру Иерусалимскому:

Житийная и научно-историческая литература о священномученике Александре Иерусалимском:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru