Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4817 7601 1265
4359

Святые Православия / Преподобномученик Афанасий Брестский


Преподобномученик Афанасий Брестский

Память: третья неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Белорусских святых), 20 июля / 2 августа (Обретение мощей), 5 / 18 сентября, 10 / 23 октября (Собор Волынских святых)

Сведения об Афанасии содержатся в "Диариуше" ("Дневнике") преподобномученика, представляющем собой свод записей автобиографического характера, полемических сочинений, грамот и писем Афанасия. Кроме того, "Диариуш" включает в себя рассказ братии брестского монастыря о последних днях жизни и мученической кончине Афанасия и надгробные стихи, посвященные Афанасию. Известны 2 списка "Диариуша": в конце Толковой Псалтири, принадлежавшей свт. Димитрию (Туптало), митр. Ростовскому (ГИМ. Син. № 856, 1649-1652 гг.), и более поздний, менее полный, список - РНБ. Q. XVII. № 220. Житие Афанасия было составлено, возможно, ок. 1666 г. на польск. языке, в 1805 г. переведено на рус. язык в КДА.

Преподобномученик Афанасий Брестский. Икона

Афанасий был выходцем из правосл. семьи, возможно принадлежавшей к ремесленному сословию. Учился в братской школе при Виленском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов монастыре, по окончании к-рой стал учителем. Ок. 1620 г. литов. канцлер Л. Сапега назначил Афанасия гувернером ("инспектором") Яна Фаустина Лубы, вывезенного из России в Польшу польск. шляхтичем Белинским, к-рый представил его польск. правительству как сына Лжедмитрия I и Марины Мнишек (в действительности это был сын шляхтича Дмитрия Лубы). В 1627 г. игум. Свято-Духова монастыря Иосиф (Бобрикович) совершил постриг Афанасия в монашество. Святой подвизался в Кутеинском оршанском и Межигорском монастырях. В 1632 г. в Вильно Афанасий был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником игумена Добойского монастыря под Пинском. Передача в 1636 г. монастыря иезуитам произвела сильное впечатление на Афанасия, имевшего видение 7 адских огней, в одном из к-рых за преследование Православия мучились папский нунций, кор. Сигизмунд III и гетман Сапега. Поселившись в Купятицком монастыре, святой написал "жалобный лист" к Пресв. Богородице, где рассказал о притеснениях, чинимых Православию со стороны католиков и униатов, и молил Пречистую Деву о заступничестве. После того как письмо было подписано многими людьми, Афанасий положил его у чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери. В 1637 г. святой отправился собирать милостыню на обновление монастырской церкви. Не имея выданного королевской канцелярией паспорта, Афанасий с огромными трудностями сумел добраться до Москвы и передал царю Михаилу Феодоровичу отчет о своем путешествии, в к-ром были кратко изложены обстоятельства, приведшие Афанасия в Москву, и описаны чудеса, случившиеся с ним во время странствования по молитвам к Пресв. Богородице через Ее Купятицкую икону. Святой отослал царю список с иконы с пожеланием водрузить его "на хорогви военные в помножене православной веры". Получив богатую милостыню от царя, Афанасий 16 июля 1638 г. вернулся в Купятицкий монастырь.

Диариуш преподобномученика Афанасия Брестского (Филипповича). Титульный лист (ГИМ. Син. № 856 )

Диариуш преподобномученика Афанасия Брестского (Филипповича). Титульный лист (ГИМ. Син. № 856)

В 1640 г. Афанасий стал игуменом брестского во имя прп. Симеона Столпника монастыря и начал активную деятельность по восстановлению прав брестского правосл. братства и возвращению захваченных униатами храмов, провозглашая всюду, что уния с Римом (см. Брестская уния) проклята "вечне". На сейме в Варшаве в сент. 1641 г. ему удалось добиться от кор. Владислава IV подтверждения прав братства, но канцлер и подканцлер отказались заверить королевский привилей печатями, без чего он не имел законной силы, поэтому Афанасий в 1643 г. снова приехал в Варшаву на сейм. Большое впечатление на Афанасия произвели встречи с недовольными унией горожанами, приехавшими в город из разных мест Речи Посполитой. Голос от иконы Пресв. Богородицы повелел Афанасию при помощи Купятицкого образа жаловаться королю на притеснения, чинимые православным, и пригрозить Божиим гневом за насаждение унии. На сейме Афанасий выступил с жалобой на бесправное положение православных в Польше и раздал знатным членам сейма списки с Купятицкой иконы, снабдив их текстом, содержавшим требование искоренить унию и "успокоить" правосл. веру. Афанасий говорил, что во времена, когда православные до крайности угнетены, Купятицкий образ (написанный в центре креста) является "трубой и знаком", предвещающими Божий Суд.

Преподобномученик Афанасий Брестский. Икона

Преподобномученик Афанасий Брестский. Икона

Присутствовавшие на сейме правосл. иерархи и настоятели больших монастырей, к-рые в тяжелые для Церкви времена были заняты исключительно личными делами (в этой связи Афанасий упоминает архим. Леонтия (Шитика), Мстиславского еп. Сильвестра (Косова), Перемышльского еп. Сильвестра (Гулевича) и др.), опасаясь непредсказуемых действий святого, посадили его под стражу. Афанасий, юродствуя, вырвался из тюрьмы на улицу почти нагим, имея на себе клобук и параманд, избивал себя посохом и выкрикивал проклятия унии. Правосл. епископы судили Афанасия и лишили сана. Суд митрополичьей консистории в Киеве, в долгом ожидании к-рого Афанасий написал объяснительную записку на "русском" и латыни, включив в нее текст, розданный им на сейме 1643 г., оправдал Афанасия. Киевский митр. свт. Петр (Могила) восстановил его в сане игумена и вернул в Брест. (Лат. запись текста, к-рый Афанасий раздавал на сейме, была обнаружена Я. Д. Исаевичем на полях изд. "Аполлея Аполлогии" (1628) в составе конволюта из 4 укр. изданий кон. XVI - нач. XVII в. из Варшавской Национальной б-ки (BN. XVI. Qu. 956аdl). Запись содержит также краткое описание судьбы Афанасия после сейма до возвращения в Брест. Текст глоссы переписан с рукописи Киево-Печерского монастыря, принадлежавшей иером. Мелетию Сиригу, к-рый, вероятно, имел одну из копий текста, а также записи о суде над Афанасием в Киеве.)

После того как Афанасий услышал голос от Купятицкой иконы Божией Матери, повелевавший ему еще раз просить короля об уничтожении унии, святой готовился вновь защищать Православие на сейме в 1645 г., но был арестован в качестве заложника за отправленного в Москву Яна Лубу. (Будучи по делам брестского братства в Кракове в 1644 г., Афанасий передал рус. послу письмо Лубы, нек-рые выражения к-рого заставили рус. правительство возбудить дело о самозванце и потребовать его выдачи.) В тюрьме св. мученик написал ряд статей: "Новины", "Фундамент непорядку костела Рымского", "Суплику третью", "Приготоване на суд", "Пораду побожную" королю, "О фундаменте церковном", часть из них Афанасий соединил в "Памятную записку" ("Memorial"), поданную кор. Владиславу от имени Афанасия 29 июня 1645 г. (утрачена в XIX в.). В статьях святой изложил свой взгляд на историю Брестской унии и указал на ее разрушительные последствия для Православия в Речи Посполитой и самого этого гос-ва в целом (среди них Афанасий назвал, в частности, казацкие восстания), обосновал несостоятельность претензий папы на главенство в Церкви, высказал свое мнение о пути ликвидации унии (Афанасий надеялся, что польск. король лично отменит унию и "успокоит" Православие).

Освобожденный по повелению короля, Афанасий был помещен в Киево-Печерский монастырь, где составил "Диариуш". После смерти митр. Петра (Могилы; + 1647) Афанасий вернулся в Брест. Несмотря на то что там Афанасий не предпринимал активных действий против униатов, после начала казацкого восстания в 1648 г., в обстановке нового гонения на православных со смертью кор. Владислава, святой был ложно обвинен в связях с казаками. Хотя обвинение не подтвердилось, за критику унии Афанасий был брошен в темницу и 5 сент. (по др. версии, 20 июля) 1648 г. после отказа отречься от правосл. веры подвергнут жестокой казни. В мае 1649 г. монахи Симеоновского монастыря отыскали останки святого со следами мучений, к-рые дали повод предположить, что Афанасий был похоронен заживо, и сначала перенесли их в Рождественский монастырь, затем похоронили в храме во имя прп. Симеона Столпника.

Почитание Афанасия началось сразу после его гибели. 5 янв. 1658 г. архим. Киево-Печерского монастыря Иннокентий (Гизель) и архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) писали царю Алексею Михайловичу о том, что нетленные останки Афанасия почивают в Бресте. 20 июля 1666 г. там были открыты мощи мученика, по-видимому, в связи с этим событием было составлено его житие. О почитании святого сообщал Сильвестр (Медведев). По приказу Петра I глава от мощей Афанасия была перенесена в С.-Петербург. В "Историческом известии о возникшей в Польше унии" Н. Н. Бантыша-Каменского (1795; изд. в 1805) приводятся слова Могилёвского архиеп. св. Георгия (Конисского), что к числу киевских нетленно почивающих святых "можно и должно присоединить" Афанасия. На основе жития в 1819 г. (по др. данным, в 1825) архим. Маркиан написал стихотворный "Памятник о новом преподобномученике Афанасии Филиповиче".

В нач. XIX в. в монастыре сгорел храм Симеона Столпника и пропал ряд бумаг, относящихся к Афанасию. Медная рака с мощами мученика расплавилась, но свящ. С. Литовский с прихожанами отыскал частицы мощей, и они были помещены на оловянном блюде в алтаре трапезной церкви. В 1823 г. мощи были переложены в деревянный ковчег и поставлены в церкви, в 1857 г.- помещены в серебряный позолоченный ковчег, пожертвованный Н. А. Поливановым в благодарность за чудесное исцеление своего сына по молитве к Афанасию. (В 1935 ковчег (52,4*26*3*27 см) был передан в ГИМ из Антирелигиозного музея искусств в Донском монастыре.) В 1894 г. над ковчегом была изготовлена сень с изображением преподобномученика. В 1893 г. в гродненском Коложанском монастыре построили храм во имя Афанасия. Осенью 1894 г. частица его мощей была пожертвована в Леснинский жен. монастырь.

Тропарь и кондак Афанасия написаны архим. Маркианом 30 авг. 1819 г. Канонизация Афанасия подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рого установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 3 апр. 1984 г. В Минее (МП) под 5 сент. помещена бденная служба (см. Знаки праздников месяцеслова) Афанасию, под 20 июля - тропарь и кондак святому. В тексте службы Собору Белорусских святых Афанасий упомянут во 2-м тропаре 3-й песни канона утрени.

И. Г. Мороз

Православная энциклопедия

***

Молитва преподобномученику Афанасию Брестскому:

  • Молитва преподобномученику Афанасию Брестскому. Преподобномученик Афанасий Брестский - мужественный духом и терпеливый монах-исповедник Православия и обличитель католицизма в Польше во времена гонения там на Православную Церковь. Покровитель миссионеров, апологетов, сотрудников благотворительных организаций. Его просят в молитве помощи в испытаниях и невзгодах, нужде, преследованиях и заключении.

Акафист преподобномученику Афанасию Брестскому:

Канон преподобномученику Афанасию Брестскому:

Житийная и научно-историческая литература о преподобномученике Афанасии Брестском:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2019

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru