Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Святые Православия / Пророк и первосвященник Аарон


Пророк и первосвященник Аарон

Память: предпоследняя неделя перед Рождеством (Неделя Святых праотец); 20 июля / 2 августа

Аарон - первый ветхозаветный первосвященник. Этимология имени неясна, хотя окончание "-он" указывает на принадлежность к западносемитским именам. Аарон происходил из колена Левина (Левий-Кааф-Амрам-Мариам, Аарон, Моисей; Исх 6. 16-23) и был на 3 года старше своего брата Моисея (Исх 7.7; Числ 26. 59). Библейские сведения об Аароне до его призвания Господом очень скудны: от своей жены Елисаветы, дочери Аминадава, Аарон имел 4 сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6:23).

Пророк и первосвященник Аарон. Икона

Пророк и первосвященник Аарон. Икона

Господь призвал Аарона на служение в возрасте 83 лет (Исх. 7:7). Первоначально деятельность Аарона была связана с миссией Моисея, к-рый, ссылаясь на свое косноязычие, хотел отказаться от поручения вывести из Египта народ израильский (Исх. 4:10; 6:30). Тогда Господь указал на Аарона как на помощника, способного говорить: "Ты (Моисей) будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать. И будет он говорить вместо тебя к народу" (Исх. 4:15-16; 6:30-7. 2). С горы Божией Моисей и Аарон сошли в Египет, где Аарон убеждал сынов Израилевых, пересказывая им слова, сказанные Господом Моисею (Исх 4. 29-30). Вместе с Моисеем Аарон участвовал в споре с фараоном, устрашая его знамениями. Он превратил свой жезл в змея, а после того как то же самое сделали егип. маги, жезл Аарона поглотил жезлы егип. магов (Исх 7:10-12).

Аарон устрашал фараона 10 знамениями, причем первые 3 - превращение воды в кровь (Исх. 7:20), изведение жаб (Исх 8:5-6), явление мошек (Исх. 8:16-17) - совершались рукою Аарона (см. Казни египетские). Аарон и Моисей получили от Господа устав Пасхи (Исх. 12:1-20; 12:43-49). Вдвоем с Ором Аарон поддерживал ослабевшие руки Моисея до окончательной победы над амаликитянами (Исх. 17:12). Вместе с сыновьями Надавом и Авиудом и 70 старейшинами Израилевыми Аарон сопровождал Моисея на г. Синай, где Моисей один приблизился к Господу, а сопровождавшие издали поклонились Ему "и видели [место стояния] Бога Израилева" (Исх. 24:1-2, 9-11). Во время сорокадневного пребывания Моисея на Синае Аарон, принуждаемый народом, изготовил золотого тельца (Исх 32:4). Грех поклонения идолу едва не привел к гибели как необузданного народа, так и самого Аарона, спасенного лишь заступничеством Моисея (Исх. 32:7-14; Втор. 9:19-20).

В период странствия по пустыне Аарон всегда рядом с Моисеем: они вели учет годных для войны израильтян (Числ 1:3); сносили ропот и угрозы народа (Числ. 14:2-10); молились о прощении "всего общества" (Числ. 16:22) и, наконец, разделили общую судьбу: за неверие у вод Меривы Аарон и Моисей были признаны Господом недостойными войти в Землю обетованную (Числ 20:8-13). Лишь однажды Аарон вместе с Мариам упрекал Моисея за то, что тот взял себе в жены эфиоплянку. Однако в отличие от Мариам Аарон не был наказан проказой (Числ. 12).

Как первосвященник Аарон был призван на служение Господом и посвящен прор. Моисеем (Исх. 29:4-21; 40:12-15; Лев. 8:1-30; Евр 5:4), к-рый облачил его и помазал елеем перед входом в скинию собрания, т. о. установив право ветхозаветных священников совершать богослужебные действия (Исх. 27:21-22, 28; 29:4-21; Лев. 8:1-30). В лице Аарона и его сыновей Др. Израиль получил институциональное священство (см. Священство ветхозаветное). Деятельность Аарона как первосвященника включала не только культовое, но и судебное, а также учительное служение (Сир 45:20-21). В обязанности Аарона входили ежедневные богослужебные действия в скинии собрания: курение благовоний (Исх 30:7-8), приготовление и возжигание лампад (Исх 27:20-21; 30:8). В субботу Аарон полагал 12 свежих хлебов с ладаном и солью на чистом столе перед Господом (Лев 16:33). Священник наделялся правами последней судебной инстанции (Втор. 17:12; 19:17; 21:5; 33:10). Аарон и его сыновья должны были "научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея" (Лев 10:11). За нарушение культовых постановлений 2 старших сына Аарона были сожжены "огнем от Господа", причем Аарон молча перенес их смерть (Лев. 10:1-7).

Когда Корей и др. знатные мужи домогались равного с Аароном священства (Числ 16:1-3), Господь подтвердил избрание Аарона и его сыновей: Корей, Дафан и Авирон были поглощены землей, а в народе начался мор. По приказу Моисея Аарон "стал... между мертвыми и живыми" и совершил умилостивительное каждение, чем прекратил поражение, совершенное Господом в народе (Числ 16:24-40). Подтверждением избрания Аарона было также чудо с жезлом Аарона, к-рый был положен в скинию собрания вместе с жезлами 12 старейшин и найден чудесно расцветшим (Числ 17) (см. Ааронов жезл). Заступничество Аарона, отведшего гнев Божий, воспевается более поздними библейскими авторами (Прем. 18: 20-25; Пс 76:21; 105:16). Аарон умер в возрасте 123 лет на вершине г. Ор (согласно Втор 10. 6, это произошло в местности Мозер; см. Аарона могила). Моисей снял с Аарона священнические одежды и облек в них его сына и преемника Елеазара (Числ. 20:27-28; 33:39). Народ Израиля оплакивал Аарона 30 дней.

В НЗ говорится, что к Аарону восходит род прав. Елисаветы, матери Иоанна Крестителя (Лк. 1:5). В послании ап. Павла к Евреям подчеркивается преходящее значение священства Аарона, "ибо с ним сопряжен закон" (Евр. 7:11). Его сменяет "Христос, Первосвященник будущих благ" (Евр. 9:11), Который восстанет по чину Мелхиседека (Евр. 7:11-17).

Владимир Кильчевский, иерей

Гимнография

Хотя в Месяцесловах, принятых в поместных правосл. Церквах, Аарон не имеет отдельной памяти, его имя упоминается вместе с именами др. ветхозаветных праведников в службах Недель праотец и отец перед Рождеством Христовым (см. Праотец святых неделя, Отец святых неделя), а также вместе с именем прор. Моисея в аллилуиарии на литургии и в седальне канона святых пророков на малом повечерии в первую неделю Великого поста (см. Православия неделя). Нек-рые древние Месяцесловы указывают праздновать память Аарону 20 июля вместе с памятями пророков Моисея, Елисея, Самуила и Илии (пам. прор. Илии 20 июля указана в большинстве Месяцесловов, в т. ч. и в совр.- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 219). В службе 20 авг. прор. и свящ. Самуил неоднократно сравнивается с Аароном (напр., тропарь 8-й песни канона утрени - Минея (СТ). Август. Л. 169). В зап. Иеронимовом мартирологе память Аарону указана под 1 июля, в копт. месяцеслове - под 28 марта. В правосл. гимнографических и евхологических текстах воспевается первосвященническое достоинство Аарона (см., напр., "молитву приношения" литургии свт. Василия Великого); особо упоминается жезл Аарона, часто как один из прообразов Божией Матери. Великий канон Андрея Критского противопоставляет Аарона нечестивым священникам Офни и Финеесу (тропарь 5-й песни: Триодь Постная. Ч. 1. Л. 303). По греч. рукописи XIV в. (Sin. Gr. 672) известны 2 не вошедших в печатные Минеи канона Аарона, помещенные под 8 авг.

М. С. Желтов

Иконография

Изображения Аарона известны по памятникам христ. искусства в основном в сценах Исхода. Одно из древнейших сохранилось в росписях синагоги в Дура-Европос (Сирия), 245-250 гг.: Аарон представлен старцем в одеждах первосвященника (облачен в ефод, наперсник, подир, на голове кидар) внутри храма, где был поставлен Ковчег завета.

В большинстве ранневизант. памятников Аарон предстает в облике юноши в античном одеянии (мозаики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.). Устойчивая иконография Аарона складывается в эпоху Македонской династии (IX - XI вв.) - он изображается седовласым, длиннобородым старцем, в священническом облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках.

Пророк и первосвященник Аарон. Книжная миниатюра

Пророк и первосвященник Аарон. Книжная миниатюра

Эта иконография известна по книжным миниатюрам (напр., Хлудовская Псалтирь, IX в., л. 98об.) и иллюстрациям Октатевхов XI-XIII вв., где Аарон представлен в ряде сюжетов: жезл Аарона превращается перед фараоном в змея и поглощает жезлы егип. чародеев (Исх. 7:10-12) (одно из ранних изображений - на вратах ц. св. Сабины в Риме, ок. 430 г.); Аарон и Ор поддерживают руки Моисея в битве с амаликитянами (Исх. 17:12) и др. (см. Ааронов жезл).

Аарон. Мозаика собора Св. Софии в Киеве, середина XI века

Аарон. Мозаика собора Святой Софии в Киеве, середина XI века

В XI в. образ Аарона появляется в монументальной живописи, изображение его помещалось в росписи объема алтаря (Св. София Киевская, сер. XI в., Антониев Римлянина монастырь, 1117-1119 гг.). Эта традиция в рус. памятниках удерживается вплоть до XVI в. (собор Ферапонтова монастыря, 1502 г.). Образ Аарона входил в пророческий ряд высокого иконостаса, где изображался обычно с развернутым свитком или с процветшим жезлом в руке; среди наиболее ранних - изображения Аарона в иконостасах 50-70-х гг. XVI в. собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, ц. Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде.

В. Д. Сарабьянов

Аарон в иудейской традиции

В период Второго храма фигура Аарона нередко приобретала символический смысл. Это видно, в частности, из кумран. документов (III в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.). В них Аарон - условное обозначение ветхозаветного священства. Кумраниты верили, что Помазанников Божиих будет двое - первосвященник и царь. В "Уставе общины" предвещается приход "Мессий Аарона и Израиля" (1QS 9:11). В кумран. текстах Аарон - образ Мессии-Первосвященника. "Дамасский документ", возможно, говорит лишь об одном Мессии: "Восстанет Мессия Аарона и Израиля" (CD 12:23-13. 1); "Мессия Аарона и Израиля очистит их грех" (CD 14:19) и др. В "Дополнениях к Уставу общины" сообщается о некоем мессианском пире, на к-ром "сыны Аарона" имеют привилегированное положение: они садятся прежде Мессии Израиля (царя, в данном случае, видимо, отличного от "Мессии Аарона" - 1QSa 2:12-14).

Раввинистическую лит-ру отличает особая любовь к личности Аарона. Раввины описывают Аарона как великого миротворца, к-рый "не уйдет, покуда не увидит, что не осталось более ни капли злобы в душе... человека" (Авот р. Натана 12). Высказывалось мнение, что и поведение Аарона в истории с золотым тельцом (Исх. 32) объясняется его кротостью: он мог покарать смертью идолопоклонников, но пожалел их. В I в. до Р. Х. знаменитый фарисей Гиллель говорил: "Будь учеником Аарона - люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Закону Божиему" (Пирке Авот 1:12). Согласно одному из комментариев, именно за эти качества Бог сделал Аарона первосвященником (Шемот Рабба 37:2). Было и др. объяснение поведения Аарона в Исх. 32: Аарон боялся, что его постигнет та же судьба, что и Ора, которого убили при попытке противостать грешникам (Шемот Рабба 41:9; Санхедрин 7a).

Сообщалось о мужестве Аарона при известии о смерти его сыновей Надава и Авиуда (Лев 10): он видел, как искупались в своей крови 2 его "птенца", но молчал (Вайикра Рабба 20:4); "несчастье было с благородством перенесено им, с одной стороны, потому, что он обладал большой твердостью духа, а с другой - оттого, что видел в этом горе проявление воли Божией" (Иосиф Флавий. Иуд. древн. III 8. 7). Подобно Аврааму, безропотно согласившемуся принести в жертву Исаака (Быт 22), Аарон не спорил с Богом (Сифра 46a).

Традиция называет Аарона в числе немногих избранников Божиих, котоые умерли не вследствие собственной греховности, но "из-за козней змея", т. е. греха Адама (Сифре Втор 338-339). Предание утверждало, что после смерти Аарона израильтяне горевали больше, чем после смерти Моисея (Сифра 45д). Смерть Аарона описывается в мидраше Петират Ахарон.

Г. Г. Ястребов

Аарон в мусульманской традиции

Аарон известен как Харун ибн Имран, старший брат Мусы (Моисея). В Коране отражена библейская традиция, согласно к-рой Аарон был назначен помощником косноязычного Моисея. Однако, по Корану (20:90/87-88), инициатива сооружения золотого тельца принадлежала не Аарону, а некоему самаритянину. Аарон не смог воспрепятствовать израильтянам, когда те стали поклоняться тельцу (7:148/146-151/150; 20:29/30-33/34. 90/92-94/95; 28:34-35). Гора у Петры в Юж. Иордании, где, по преданию, погребен Аарон, до сих пор почитается у мусульман (см. Аарона могила).

Православная энциклопедия

***

Молитва пророку и первосвященнику Аарону:

  • Молитва пророку и первосвященнику Аарону. Аарон - старший брат пророка Моисея, первый ветхозаветный первосвященник. Был голосом  косноязычного Моисея, являясь перед фараоном как представитель пророка. Аарон участвовал в сорокалетнем странствовании евреев по пустыне, где и был по велению Божию поставлен первосвященником. Ему молятся для вразумления и покровительства в священническом служении, о даре красноречия, просят помощи понять волю Божию о себе, умиротворить враждующих.

Акафист пророку и первосвященнику Аарону:

Житийная и научно-историческая литература о пророке и первосвященнике Аароне:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru