Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Русские сезоны


Интерактивный перформанс "Живая живопись"

"Живая живопись" - это интерактивный перформанс: костюмированные инсталляции, повторяющие полотна художников, лекция-экскурсия об истории создания полотен...

"Живая живопись" на "Русских сезонах" в Томском государственном университете 18 декабря 2015 года -  это уникальная выставка, позволяющая по-новому взглянуть на знаменитые картины. О чем думали герои этих картин? О чем они говорили? Какие переживания испытывали? На эти и многие другие вопросы сами персонажи оживленных полотен ответят томичам и гостям города.

***

"Гитарист-бобыль" Василий Перов (1865)

Гитара! Как часто она появлялась на полотнах русских живописцев. Красивый изящный инструмент, русские художники стремились показать в руках соотвествующих: задумчиво перебирает струны молодой аристократ на картине Тропинина "Гитарист", нежно перебирает струны княгиня С. А. Кропоткина на картине Сурикова "С гитарой". Никогда до картины Василия Перова гитара не была такой грустной и печальной. В руках бобыля – бедного одинокого и бездомного человека, в пустой комнате с говорящими деталями, она берет за душу даже не звучащая, нарисованная. Художник написал картину сразу по возращению из Парижа, впечатленный увиденным в столичных трущобах. Впервые на этом полотне художником был использован особый тип однофигурной композиции.  Мало кто знает, но в  80-е годы 20 века картина была "дорисована". Как не имеющая нравоучительной ценности, она выставлялась в учебном зале училища имени Ильи Ефимовича Репина, где "мастерски" были подрисованы бычки от папирос "Беломорканал".  Кроме того, "горе-художник" даже расписался, рядом с годом написания мирового шедевра.  Также в свое время полотно побывало в руках грабителей. Так, в апреле 1999 года картина вместе с эскизом перовской "Тройки" была похищена неизвестными из Русского музея. В феврале 2000 года картины были обнаружены в камере хранения Варшавского вокзала и благополучно возвращены в стены родного музея, где находятся по сей день.

***

"Охотники на привале" Василий Перов (1871)

Устав от изображения грустных картин народной жизни, заядлый охотник, Василий Перов, в 1871 году решил посвятить свое будущее творение своему давнему хобби – охоте. Воодушевленный успехом первой картины на охотничью тематику "Птицелов", за которую получил звание доктора и место педагога в Столичном училище живописи, ваяния и зодчества, он приступает к работе. Прототипами охотников стали близкие друзья художника. После окончания работы Василию Перову частенько доставалось от критиков за излишнюю наигранность героев картины. Однако, если вглядеться в лица и эмоции охотников можно увидеть воплощение некоего жизненного цикла: молодость, жадно познающая мир, впитывающая его с верой в чудо; зрелость и опыт, когда ничего уже на веру не принимается и подвергается сомнению; старость, живущая воспоминаниями, постоянно впадающую в идеализацию прошлого. Любопытно, что художник позже снова обратился к этому сюжету и создал еще одну картину для Русского музея. Вторая версия сюжета схематичнее, проще, цветовая гамма проще. Оригинал можно увидеть в Третьяковской галерее. Любопытно, что картина настолько пришлась по душе советским почитателям живописи, что ее репродукции разошлись огромным тиражом по всей стране. Она стала одной из самых встречающихся в советских квартирах.

***

"Гадающая Светлана" Карл Брюллов (1836)

Миссионерский отдел Томской епархии предупреждает: святочные гадания не только грех, но и как бы не пришлось пожалеть об образе "увиденного жениха"

Единственное произведение Карла Брюллова, посвященное народной теме, было написано сразу после возвращения художника в Москву из Италии, где накануне он создал свой шедевр "Последний день Помпеи". Под обаянием бесхитростных  портретов  дворовых девушек Василия Тропинина, ставшего другом художника, а также под обаянием популярной в России баллады В. А. Жуковского "Светлана", Брюллов пишет "Гадающую Светлану" - портрет дворовой  девушки, которая в крещенскую ночь гадает у зеркала на своего суженого.  Строки из баллады Жуковского "Светлана" замечательно характеризуют сцену святочного, изображённую Брюлловым. Святки - время от Рождества 7 января (25 декабря) и до Крещения 19 января (7 января) - означают "праздники". Святочные вечера в старые годы сопровождались угощениями, разнообразными забавами, которые назывались девичьим весельем. Самый известный обряд Святок - гадания. Девушки гадали на суженых с душевным волнением и ожидание чего-то неизведанного… Зритель, глядя на картину Брюллова, словно окунается в атмосферу, полную таинства и чуда святочных вечеров, и гадает вместе со Светланой… Сейчас картину можно увидеть в Нижегородском художественном музее.

***

"Царевна-лебедь" Михаил Врубель (1900)

Томская принцесса-лебедь в шикарном с жемчугами и драгоценными каменьями реконструированном русском венце от Юханна Никодимуса

В 1900 году Врубель работает над эскизами театральных декораций и костюмов к опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане",  поставленной по сюжету сказки Пушкина с одноименным названием. 21 декабря 1900 года в Частной опере С. И. Мамонтова  премьера оперы. Партию Царевны-Лебеди исполняет жена Врубеля, Надежда Забела-Врубель. Под впечатлением от увиденного и услышанного художник начинает писать картину, которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Изображенная Царевна-Лебедь имеет мало внешнего сходства с женой художника. Полотно изображает не саму певицу, а скорее загадочный образ Царевны, который был навеян ее лирическим и душевным пением.  Картина была написана на хуторе родственников Врубеля, семейства художника Николая Ге близ станции Плиски в Черниговской губернии летом 1900 года.  Эту работу художника особенно любил Александр Блок. Фотография с нее всегда висела у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком "Врубелю". Картину можно увидеть в Москве, в Третьяковской галерее.

***

"Торг" Николай Неврев (1866)

Прекрасный живописец, мастер исторического жанра, в конце 60-х переживает вдруг творческий и моральный перелом. Наделённый тонкой душой и обострённым чувством справедливости, Неврев принимается за сатирическое облечения современного ему общества. Тип бытового жанра в интерьере лишается в картине Н.В. Неврева своей поэтичности, приобретая остро социальные черты и критическую направленность. Многочисленные детали обстановки, картины на стенах, натюрморт на столе, за которым двое помещиков заключают сделку, уже не являются предметом любования художника, а носят чисто документальный характер. Картину  можно увидеть в Москве в Третьяковской галерее. Любопытно, что полотно знаменитому меценату принесли неизвестные люди, нашедшие ее на чердаке одного московского дома при разборке старья. Бывший владелец картины Н. Карзинкин, отдав дань моде на бытовые картины для украшения интерьера, забросил полотно подальше. Хранилось картина не слишком бережно, настолько, что даже прорвалась — как раз на лице продаваемой крестьянки. Павел Третьяков отреставрировал картину и выставил на всеобщее обозрение. Она получила широкое общественное звучание. И хотя власти все сделали для того, чтобы она не попала на Международную художественную выставку, российская общественность в лице Общества любителей художеств наградила "Торг" Н.В. Неврева первой премией.

***

Сатана может оказаться куда ближе к нам, чем мы думаем... Братское напоминание православным организаторам перфоманса "Живая живопись"  - произношение Бога всуе и тем хуже в глупых лицедейских шутках  - это смертный грех: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" (Исх. 20:7).  "Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;  лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих" (Лк. 17:1-2).

Сатана может оказаться куда ближе к нам, чем мы думаем... Братское напоминание православным организаторам перфоманса "Живая живопись"  - произношение Бога всуе и тем хуже в глупых лицедейских шутках  - это смертный грех: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" (Исх. 20:7).  "Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;  лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих" (Лк. 17:1-2).

***

Смотрите видеозаписи других мероприятий "Русских сезонов" 18 - 19 декабря 2015 года:

Видео и фотоматериалы записал и подготовил к публикации:

Максим Степаненко, сотрудник

Миссионерского отдела

Томской епархии Русской Православной Церкви

Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 22.12.2015.

 

"Русские сезоны" в ТГУ - https://vk.com/russkoe_tomsk

 

 
Читайте другие публикации раздела "Русские сезоны" в Томском университете
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru