Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Воспитание и христианская нравственность


Блуд и прелюбодеяние [142]

Из книги протоиерея Глеба Каледы "Домашняя церковь"...

С величайшей скорбью приходится приступать к следующим страницам: в очерках, рассчитанных на крещеных, на верующих, на членов Церкви этих страниц по существу не должно было быть. Апостол Павел пишет: "А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас" (Еф.5:3, см. также 1Кор.6:9–10). Однако разврат окружающего мира сего настолько притупил нравственное чувство ("худые сообщества развращают добрые нравы", – 1Кор.15:33), что даже у воспитанных в православной вере (даже у них!) появились добрачные связи и разводы. Тот, кто не вступил в брак, кто тверд в своем брачном союзе, кого не смущают помыслы внебрачного прелюбодеяния и кто не несет крест пастырского служения, – тем лучше этот очерк не читать.

Священник Александр Ельчанинов в своих записках отмечает (и это наблюдение подтверждают другие пастыри), что мужчины часто не каются в грехе случайного похотливого прелюбодеяния, считая его малосущественным; они признаются в нем лишь при прямом вопросе исповедующего. Он вспоминает даже одну жену, говорившую уезжавшему в командировку мужу: "Если тебе будет очень нужно, то ты можешь там кем-нибудь воспользоваться, – я не возражаю и ревновать не буду. Мне важно, чтобы твоя жизнь в целом принадлежала мне". И это говорила женщина, в какой-то степени верующая, своему в какой-то мере верующему мужу. Полное непонимание Евангельских заповедей, святоотеческих наставлений, духа церковного и даже заповедей Моисеевых!

Что можно сказать против такого греха? Приведем лишь высказывания святых Отцов и слова Священного Писания.

"Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй [143]. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф.5:27–28).

"Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления" (Еф.5:3–6).

"Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых" (Втор.23:17).

"Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела" (1Кор.6:18). "Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть"(1Кор.6:15–16).

"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою"(1Кор.6:19-20). Как оскверню храм сей блудодеянием?

"Пекись о теле своем, как о храме Божием, – пекись, как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу; бойся Бога как имеющий дать отчет Ему во всем, что наделал; когда тело твое получает рану, заботишься ты уврачевать его, так пекись, чтобы оно явилось чистым и в воскресение" (Авва Исаий, 370 г.) [144].

"Если предающийся блуду прежде брака осуждается и наказывается, то тем более – после брака. Ибо здесь бывает двойное и тройное преступление, это тяжелее всякого греха" [145].

Раскроем смысл слов великого учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста. Здесь – грех против собственного тела и нарушение седьмой заповеди "не прелюбодействуй". Здесь – нарушение и восьмой заповеди, гласящей: "не кради", ибо "тело твое, – как говорит Златоуст, – есть ее (жены) собственность и собственность драгоценнейшая всякого имущества. Не обижай же ее в важнейшем предмете и не наноси ей смертельной раны. Но, если презираешь ее, то побойся Бога, мстителя за такие дела, Который угрожает невыносимыми страданиями за такие грехи" [146]. Здесь нарушение девятой заповеди – "не лжесвидетельствуй", ибо прелюбодей обычно лжесвидетельствует о себе своему супругу или супруге – большинство разводов начинается со лжи в отношениях между супругами. Здесь часто нарушение и десятой заповеди, гласящей: "не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни всего, что есть у ближнего твоего" [147].

Свт. Иоанн Златоуст восклицает: "нет подлинно ничего постыднее человека, который блудодействует после брака" [148].

"Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый" (Притч.5:3–4).

Внебрачные связи разлагают супружескую любовь, разрушают семьи, лишают детей одного из родителей, растлевают тела и души.

"Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но писал я вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, с таким даже и не есть вместе" (1Кор.5:9–11).

"Подумай же, что жена терпит, когда слышит от кого-нибудь или только подозревает, что ты предался блудной женщине. Представляя это, не только избегай прелюбодействий, но не подавай повода и к подозрению; а если жена будет подозревать несправедливо, то успокой ее и разуверь. Не по вражде и гордости она делает это, но по заботливости" [149].

"От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. И так считай всех женщин как бы каменными, зная, что если ты после брака посмотришь похотливыми глазами на другую женщину, делаешься виновником в грехе прелюбодеяния; и если увидишь, что в тебе возбуждается похоть к другой женщине и затем жена твоя от этого кажется тебе неприятною, то войди во внутреннюю комнату и, раскрыв эту книгу, взяв в посредники Павла и непрестанно повторяя эти слова, погаси пламень. Таким образом и жена будет для тебя вожделенною; потому что такое пожелание не станет истреблять твоего благорасположения к ней" [150].

"Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1Кор.7:2–5).

"Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог" (Евр. 13:4).

"Тщательно соблюдая эти слова (то есть слова1Кор. 7:2–4. – Авт.) и на площади и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде будем и сами стараться, и жен научать и нам говорить так, чтобы целомудренно прожить настоящую жизнь, сподобиться нам и царствия небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава во веки веков. Аминь" [151].

***

Ни за кого так не тяжело молиться, как за впавших в блуд и прелюбодеяние.

Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам.

Только смирение и глубочайшее покаяние могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу, подобно отрекшемуся от Христа ап. Петру, который "выйдя вон, плакал горько" (Мф.26:75).

Отречение может быть импульсивным, как у ап. Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным, требует времени, некоторой рассчетливости, приготовления. Он не может быть грехом невольным, подобно вспышке гнева или сорвавшемуся резкому слову – он всегда грех вольный. Даже убийство может быть невольным, а у блудников всегда есть время опомниться и спросить себя: "А что я собираюсь делать?" и отойти от греха в теле, совершив его только в сердце своем. Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления.

Блудник хуже блудницы, подобно тому как алкоголичка хуже алкоголика – она практически почти неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность. "Наше дело не рожать, – насладиться и бежать", – так в оцензуренном виде звучала одна из солдатских заповедей. Женщина, а тем более девушка всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.

Мы знаем покаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую. Священникам и старейшинам иудейского народа Иисус Христос сказал: "говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие", но Он не сказал блудники.

Среди мужчин неизвестны извалявшиеся в блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.

Однако на протяжении веков нравы общества потворствовали мужчинам ("быль молодцу не в укор") и осуждали женщин ("гулящая баба") [152]. Против таких взглядов выступали Отцы Церкви свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие. Первый писал: "Господне изречение, яко не позволительно разрешитеся от брака разве словесе любодейного равно приличествует мужчинам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречений" [153].

"Не говори мне теперь, – восклицал свт. Иоанн Златоуст, – о внешних законах, которые жен прелюбодействующих влекут в судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют жен и развратничают со служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе закон Божий, который равно укоряет и жену и мужа и называет это дело прелюбодеянием" [154].

Есть, впрочем, и страшные женщины, которые "на пари" или из мести, или зависти соблазняют чистых юношей и женатых мужчин. Они встречаются во всех слоях общества и имеют иногда вид респектабельных дам, увенчанных почетными званиями и степенями.

Тяжело и противно обо всем этом писать, но надо кричать со страхом и болью в сердце: "Смотрите, како опасно ходите"! Грех сидит в нас, грех мира окружает нас, предлагая нам свои соблазнительные образы. Ад нередко одевается в одежды не только чувства, но и эстетической прелести.

Примерами могут служить любимая песня многих вечеринок "Из-за острова на стрежень", где вначале мотив захватывает шириной волжских просторов, а текст заканчивается восхвалением Степана Разина, который всю ночь провозился с княжной, а наутро в угоду товарищам утопил девицу, как ненужный предмет. Еще более обманчиво и вкрадчиво звучит изумительно музыкальный романс "Мой костер в тумане светит". Вдумайтесь только в страшное значение слов, одетых в изящную музыкальную оболочку: "Вспоминай, коли другая, Друга милого любя, Будет песни петь, играя, На коленях у тебя...".

***

Читайте также по теме:

***

Можно привести множество других песен, мотивов, кинофильмов, новелл, картин и т.д., возбуждающих чувственность, растлевающих душу и тело... "Сам сатана, – по словам ап. Павла, – принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды"(2Кор.11:14–15), – и, добавим мы, – эстетической утонченности. Вполне закономерно, что под покровом ночи в любительско-товарищеских группах и "творческих" объединениях при выездах на лоно природы под аккомпанемент страстной музыки с ее эстетически-чувственными выкриками и полушепотом молодежь развращается и разваливаются ранее заключенные браки.

В подобных "товариществах" участие христиан, членов Церкви, должно быть исключено. Помните слова ап. Павла: "Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?" (2Кор. 6:15). Это не значит, что мы против всякого товарищества верующих с неверующими. Вопрос лишь в том, когда и в чем мы можем и должны быть с ними, а когда и в чем обязаны выйти из их среды и отделиться (см. 2Кор. 6:17), памятуя, что "дружба с миром есть вражда против Бога" (Иак.4:4).

Кажется, никогда в истории мира после потопа чувство греха не было так глубоко утрачено народами, как в настоящее время. Много потрудились князья мира сего, чтобы исторгнуть его из человеческого сознания. Особенно возмущала их всегда седьмая заповедь. Не случайно во всем мире, в разных странах с различным социально-экономическим и политическим строем растет преступность. В некоторых странах даже мужеложество не считается предосудительным поступком и такие связи охраняются законом.

Живя в условиях развращенного мира, христианин тем не менее призван к чистоте ("блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят", – Мф.5:8); необходимо постоянно поддерживать в себе сознание и чувство того, где начинается грех, воспитывая в себе страх перед грехом, ибо грех, особенно плотский, удаляет нас от Бога.

Живя в миру, надо постоянно помнить, что христианин призван к "невидимой брани" со грехом, сидящим в нем, со грехом, обступающим его совне, к борьбе за чистоту и любовь, за добро, за стяжание Духа Святого, за Царствие Божие, которое, по слову Спасителя (Лк.17:21), должно быть внутри нас. Каждый христианин должен осознавать себя воином Христа Бога нашего с грехом, – воином, стяжающим радость Духа Святого уже здесь, на земле.

Борьбу с плотским грехом американец Джон Мотт, основатель христианского студенческого движения, назвал "труднейшей борьбой в жизни студента".

Через эту борьбу прошли все или почти все монашествующие. Ее не избегают и многие вступающие в брак. Грех, особенно плотский, начинается с помысла, "ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека" (Мк.7:21–23). Поэтому необходим постоянный контроль за своими помыслами, особенно за такими коварными, как похоть, прелюбодеяние и тщеславие.

Христос в Нагорнойпроповеди учил: "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну"(Мф.5:27–29).

Всемирно известный психолог В. Джемс указывал, что будет вполне закономерно, если человек, днями и неделями предающийся блудным помыслам, пойдет, наконец, в публичный дом [155], а святой Марк Подвижник писал: "Согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо, если бы не текла мысль, не последовало бы за нею и тело" [156].

Первое азбучное правило борьбы с помыслами – никакого участия в сальных разговорах и анекдотах. Если вам невозможно их прервать, то ни улыбкой, ничем не одобряйте их – читайте в это время Иисусову молитву. Мы знали солдат, которые при каждом нецензурном ругательстве произносили эту молитву и за все время войны ни разу нецензурно не ругались. Вести себя необходимо так, чтобы рассказывать вам подобные анекдоты и сомнительные истории было бы психологически невозможно, а рассказывать при вас было бы неудобно. Для этого не надо объявлять себя христианином или что-то говорить, а нужно лишь иметь в себе внутреннее целомудрие и молитвенную память. Иисусова молитва в подобных ситуациях не только предохранит вас от нечистоты, но и саму психическую атмосферу коллектива вокруг вас сделает чище. Она – оружие в невидимой брани, война Христова за свою чистоту и за чистоту других. Второе азбучное правило – не ходите даже в старости на сладострастные фильмы, не участвуйте в товарищеско-любительских песенных кружках с сомнительным репертуаром, будьте целомудренны в выборе книг для чтения и т.д. [157].

Обобщая опыт святых Отцов, изложенный в "Добротолюбии", надо подчеркнуть, что человеческое сознание не может быть не занятым: оно либо предается пустым помыслам, в том числе и блудным, либо занято молитвой и трудом, размышлением о горнем.

Для рассматриваемого греха более, чем для какого-либо другого, справедлива народная пословица: "Лень – мать всякого греха".

Труд, молитва и взаимная любовь да будут спутниками вашей жизни и да охранят чистоту и прочность вашего брака.

Глеб Каледа, протоиерей

Цитировано по:

Глеб Каледа, протоиерей. Домашняя Церковь

Азбука веры

Использованная литература и ссылки

142. Свт. Григорий Нисский (VI в., брат свт. Василия Великого), в своем Каноническом послании к Литонию, епископу Мелетинскому, различает блуд и прелюбодеяние: блудом он называет "исполнение похоти, сделанное без обиды другому", а прелюбодеянием – "навет и обиду чужому союзу". Сей Святитель рекомендует "некое различие образа покаяния во грехах сладострастия". Это находит свое отражение и в правилах свт. Василия Великого (ср. Правило 58 и 59).

143. Седьмая заповедь Моисея (Исх.20:14; Втор.5:18).

144. Добротолюбие. Т. 1. М., 1900. - С. 344.

145. Св. Иоанн Златоуст. Беседа на слова: "Но блудодеяния ради койждо свою жену да имать" (1Кор.7:2) // Беседы на разные места Священного Писания. Т. II, с. 479.

146. Там же, с. 474.

147. Втор.5:21, см. Исх.20:17.

148. Св. Иоанн Златоуст. Указ. Соч. -С. 475.

149. Св. Иоанн Златоуст. Указ соч. -С. 475–476.

150. Там же. –С. 474–475.

151. Там же. -С. 479.

152. Приходится признать, что за два года, прошедшие со дня кончины о. Глеба, общественное мнение в области морали все больше смещается к полной аморальности, прикрываемой модными "широким взглядом на вещи" и "терпимостью". Все чаще и чаще приходится видеть, что среди молодежи, включая и подростков, целомудрие и чистота осуждаются как что-то позорное. Однако необходимо помнить, что такие умонастроения создаются и поддерживаются теми, кто в этом заинтересован, а не формируются в людях как бы сами по себе. В связи с этим можно вспомнить, что о. Глеб – в полном соответствии с установлениями древней Церкви – благословлял девиц из числа своих духовных дочерей быть в храме без платка. На их аккуратные головки, светящиеся лица радостно было смотреть. Эти девушки совершенно правильно понимали благословение батюшки как почет, воздаваемый целомудрию. – Изд.

153. Св. Василия Великого 1 каноническое послание. Правило 9-е // Книга Правил Святых апостолов, святых соборов Вселенских и поместных и святых отцев. -М., 1911. -С. 320.

154. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на разные места Св. Писания. Т. II. -С. 471.

155. Джемс В. Психология. / под ред. Л. А. Покровской. -М., 1991.

156. Добротолюбие. Т. I.- М., 1900. -С. 531.

157. Некоторые считают, что на их чувственность ничто внешнее не влияет. Возможно, – но тогда, спрашивается, зачем тратить время на пустые, легкомысленные вещи, а не использовать его для более полезных занятий. Вспомните слова ап. Павла: "Все мне позволительно, но не все полезно" (1Кор.6:12).

 

 
Читайте другие публикации раздела "Нравственность, грех добрачных отношений и прелюбодеяния"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru