Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Основы здравой психологии


Привет, Чучело

Что делать, если ваш ребенок – жертва травли или возглавляет ее?

***

Почти половина родителей школьников - не знает о том, что их дети вовлечены в ситуацию травли. Ребенок годами может быть жертвой или агрессором, равнодушным наблюдателем или принимать чью-то сторону, писать об этом в соцсетях или дневнике - родители искренне считают, что все в порядке. И почти неважно, в какой стране и в какой школе учится ребенок, - дело в самом школьном устройстве. В традиционной школе существует модель беспрекословного подчинения старшему (учителю), которая в лучшем случае базируется на его авторитете, но чаще - просто на том, что он сильнее и обладает правом оценивать и наказывать. Модель быстро улавливается детьми и воспроизводится самостоятельно. Поэтому важно помнить, что травля - это не проблема двоих, но проблема всего коллектива с жесткой вертикалью власти.

Если ребенок вовлечен в школьную травлю, у него практически нет возможности остаться в стороне. В этом случае у него есть несколько вариантов поведения: быть равнодушным свидетелем, стать защитником жертвы, открыто перейти на сторону буллера. Но даже позиция равнодушного свидетеля не гарантирует того, что следующей жертвой не станешь ты.

***

***

Почему жертва молчит

1. Они мне ничем не помогут. Ребенок-жертва уверен в том, что родитель не сможет или не захочет ему помочь. Например, он привык к тому, что в трудных ситуациях родитель склонен преуменьшать значение происходящего и предлагать ему "не обращать внимания" или "справляться самому". Или ребенок уверен, что будет любим и принят только в том случае, если со всем справится сам и не доставит родителям много хлопот.

2. Будет только хуже. Ребенок предполагает, что родители выберут самые неудачные способы разобраться - эмоциональный разговор с буллерами и попытку их устыдить или агрессивные выпады в сторону классного руководителя с требованием принять меры.

3. Жалко родителей. Ребенку, который очень привязан к родителям, часто бывает трудно рассказать о своих бедах, потому что ему кажется, что эта информация их очень сильно расстроит. Такие дети чувствуют ответственность за душевное равновесие близких и оберегают их, замалчивая проблемы.

4. Жертва и буллер в одном лице. Часто ребенок, которого травят одноклассники, сам вступает агрессором по отношению к другим детям - слабее или младше. Если ребенка вместо поддержки родителей и попытки разобраться в ситуации ждет двойное наказание - он будет молчать.

Почему родители бездействуют

1. Страшно признать собственную беспомощность. В одной из западных работ родители описывали свои переживания в момент, когда узнавали, что их ребенок - жертва буллинга: это было похоже на попадание в шторм. Вначале облака сгущаются и меняется ветер: появляются "первые звоночки" того, что по отношению к ребенку происходит что-то нехорошее. Родители надеются, что во всем разберется школа или что травля закончится сама по себе. Но шторм все равно приходит, и в его эпицентре - чувство разочарования и беспомощности из-за того, что ты оказался неспособен помочь собственному ребенку. Когда шторм заканчивается, семье остается подсчитывать убытки и разрушения: многие родители жалеют о том, что не включились в ситуацию раньше, другие - что пообещали ребенку, что скоро все будет хорошо, хотя никаких реальных оснований так говорить у них не было.

2. "Я справился, и ты сможешь". Если родители жертвы сами пострадали в детстве от насилия - от домашних скандалов до школьной травли - они могут считать, что это нормальная часть взросления. Те, кто был жертвой, могут теперь избегать похожей ситуации с собственным ребенком, чтобы избежать травмирующих воспоминаний. А те родители, которые в детстве были инициаторами или активными участниками травли, редко способны адекватно оценить происходящее с собственным ребенком, если он оказался жертвой.

3. Мой ребенок не такой. Обычно родители буллера узнают о травле быстрее, чем родители жертвы, - на их ребенка жалуются другие родители и учителя. Но, если в остальное время ребенок не проявляет открытую агрессию, родители не всегда верят жалобам. А если ребенок к тому же хорошо учится, то в школе тоже могут закрывать глаза на то, что он - буллер и манипулятор. Для многих учителей отличники и активисты попадают в категорию любимчиков, что мешает объективной оценке ситуации. И если представить хорошего ученика в роли жертвы учителя еще могут, то его роль организатора травли они отрицают до последнего.

***

Читайте также по теме:

***

Что делать родителям

Если ваш ребенок оказался вовлеченным в травлю как жертва, буллер или свидетель, решить эту проблему за него не получится. Буллинг - это явление, всегда затрагивающее весь коллектив, а борьба со школьным буллингом в разных странах мира активно ведется с восьмидесятых. Максимально успешные программы позволяют уменьшить число возникающих ситуаций травли на 20%. При этом программа, чтобы иметь хоть сколько-нибудь значимый эффект, должна продолжаться не менее одного учебного года, обязательно включать в себя и обучение для учителей, и тренинг для родителей, осуществляться на всей территории школы (а не только в классах) и поддерживаться на всех уровнях внутри школы. Это достаточно масштабное, длительное и дорогостоящее вмешательство, и в российских школах пока что таких программ нет. Поэтому в этой борьбе родители - снова на передовой.

1. Начните с себя. Буллеры очень часто перенимают домашнюю модель отношений, где насилие - это норма. Скандалы, унижение и подчинение, конфликты старших и младших братьев и сестер - пока ребенок считает это единственной моделью поведения, он будет склонен делить людей на сильных и слабых, на обидчиков и угнетенных.

2. Будьте доступны для ребенка. Исследования показали, что ребенок, который решился обсудить проблемы в школе или начавшуюся травлю с родителями, - выбирает только одного из них. Поэтому так важна доступность обоих родителей, даже если они разведены или часто отсутствуют.

3. Разговаривайте откровенно. Рассказывать о том, что тебя беспокоит, - это нормально, жаловаться - можно, быть слабым - не стыдно, и нет таких вещей, которые нельзя обсудить с родителями или взрослыми, которым доверяешь. Если ребенок знает, что в его семье - такие правила, то шансы стать жертвой у него уменьшаются.

4. Развивайте самостоятельность. Дети, которые оказываются в роли жертв, часто очень сильно привязаны к кому-то из родителей. Гиперопека - это способ вырастить не только послушного и удобного ребенка, но и безвольную жертву. Учите ребенка отстаивать границы и защищать себя.

5. Откажитесь от гендерных предрассудков. Девочек чаще ругают за открытые проявления гнева и агрессии, поэтому они реже дерутся, зато чаще используют косвенную социальную агрессию - распускают слухи и манипулируют. Мальчикам же запрещают проявлять слабость и чувствительность, плакать и грустить, поэтому они чаще всего используют физическую агрессию для выражения эмоций.

Но если родители учат ребенка понимать, признавать и уважать собственные эмоции, не обращая внимания на устойчивые гендерные предрассудки, то шанс стать жертвой или агрессором у такого ребенка снижается.

6. Изучите буллинг со всех сторон. Чему не стоит верить:

  • это происходит всегда, со всеми, в любой школе;
  • ничего не сделаешь, не стоит и пытаться;
  • если не обращать внимания на обидчиков, то они сами отстанут;
  • раз травят, значит, сам виноват;
  • на самом деле буллеры к тебе хорошо относятся, только странно это выражают.

Согласно оценкам исследователей из разных стран, с травлей в школе сталкивается примерно 35% школьников. Это большие цифры, но одновременно они означают, что травля происходит далеко не в каждом классе и говорить о ней как о стопроцентной норме не стоит.

Также советы о непротивлении злу насилием хороши только теоретически - от этого травля обычно только усиливается. Обозначить свои границы все равно придется, и лучше сделать это в самом начале, пока буллеров немного.

Самый же расхожий и токсичный миф - о виновности жертвы. Для каждого человека в мире найдется коллектив, в котором именно он будет "не таким" - слишком толстым, слишком высоким, слишком застенчивым, слишком умным, слишком веселым.

Но, ни в коем случае не оправдывая агрессию, родителям стоит понаблюдать - что именно во внешности и поведении ребенка вызывает постоянные насмешки и травлю и, возможно, определить зону ближайшего развития (навыки и способности, которые ребенку пока что недоступны самостоятельно, но могут быть освоены при помощи взрослого).

7. Используйте все уровни поддержки. Разговор с классным руководителем поможет понять, в курсе ли он сложившейся ситуации и как собирается действовать. Проверьте, есть ли какие-то механизмы на уровне школы, которые должны срабатывать при возникновении травли. Готовность родителей и школы сотрудничать, возможно, с привлечением других специалистов, всегда увеличивает шансы на успех. Но всегда имейте в виду план B: если ситуация не улучшится, то сможете ли вы перевести ребенка в другую школу? Найдите единомышленников среди других родителей, чьи дети являются свидетелями травли - таких всегда большинство, и многие, при поддержке родителей, могут перейти из равнодушных свидетелей в категорию защитников жертвы.

Работа с психологом, поддержка и дружеские связи вне школы, советы других взрослых, которым ребенок доверяет, и возможность перейти в другую школу или на домашнее обучение - чем больше уровней поддержки будет у ребенка, тем проще ему справиться с ситуацией.

Мария Новикова

Такие дела - 01.10.2017.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы здравой психологии"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru