Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Осторожно: искушение псевдоправославием


Я и Цапки. К пропущенной годовщине Кущевки...

Разумеется, этот текст надо было написать к 4 ноября. Но я забыл дату. Помнил, что когда-то осенью. А когда именно, забыл. Посмотрел в интернете и понял, что пропустил. Но все равно решил написать, потому что думал об этом весь год.

В первых публикациях про Кущевку звучал упрек. Упрек местному приходскому священнику. Мол, как же так? Стоит в Кущевке новый, странной архитектуры храм, служит там поп. И что? Где влияние на массы? Где воспитание? Где церковная проповедь? Где результат проповеди в станице на тридцать тысяч населения – и вся станица один сплошной бандитский притон, поделенный на "братков" и "терпил"? Поди, он и деньги брал от легализовавшихся в предпринимателей Цапков?

Об этом ниже. А пока о себе.

Я долго работал в компании, и уже священником стал – считал для них всякие бизнес-планы – партнером там был такой большой, толстый и коротко стриженный дядька. Мы с ним дружбу водили, да и сейчас тоже. Он резкий, уверенный, убедительный. Бравировал, бывало, статусом, и связями, и деньгами. Ну, эдакий типичный персонаж (прости, дружище). И однажды как-то разговорились, обсуждали детали одной сделки, и он, совершенно неожиданно для меня, говорит, отвергнув одно мероприятие: "Нет, так не пойдет. Долю продавать нельзя. Войдут в долю братки, потом всё попросят продать за копейки. И что я буду делать?"

Из этой фразы пришлось сделать не менее неожиданный вывод: он не из этих. А весь его стиль, и апломб, и легкий матерок, и блатной лексикон – мимикрия, адаптация к криминализированной бизнес-среде. Во имя безопасности и выживания.

А совсем давно, пацаненком еще, я работал в магазине, одним из управляющих. Меня туда поставили смотрящим (спустя много времени я узнал и само это слово, и его смысл) от группы учредителей. Они-то как раз были настоящие, самые что ни на есть. Работа была как работа – поставки, контроль, отчетность. Но поскольку по должности был допущен к финансам – значит и "смотрел" за директором и другими акционерами, чтобы не воровали.

Где я, мальчик после института, из интеллигентной семьи, с ними умудрился пересечься? А в храме. У нас был общий духовник. Ребята чудные: богатыри – как на подбор – из спортзала, машины, что надо, перед каждой стрелкой заказывают молебен – и приезжают молиться всей бригадой. Старший подолгу мучил духовника, когда происходили конфликты: как по справедливости, как по Христу будет поступить?

Шло время, бригада решила отказаться от оружия. Слово – да, кулак – да, ствол – нет. Утопили волыны (Word не знает этого слова – предлагает заменить на "воланы"… "воланы" знает…) в подмосковном пруду. Старший сказал: "На волю Божию".

Проверка не заставила себя долго ждать. Вернулся с зоны прежний лидер, стал претендовать на старшинство, начал предъявлять: маме плохо помогали, с общаком некорректно обращались – банальный блатной базар… Стрелки, разборки, тёрки. Прежний старший спьяну сболтнул: "Пристрелю". Год мой товарищ ходил под пулей. Раздал долги, обезопасил семью. Молился, постился и – да – слушал радио "Радонеж".

История завершилась чудом: прежнего старшего самого завалили – избил какого-то лоха в кабаке, тот пошел домой, вернулся к ресторану на своей шестерке, дождался, пока бандит выйдет – и задавил его, насмерть…

Со временем ребята стали выходить из системы. Постепенно, по одному. Это же почти невозможно, кто знает, тот понимает: у человека забирают всё, и после этого он всё равно остается должен… Саше "повезло": за рулем потерял сознание, проверился – опухоль, несовместимая с жизнью. Отвез снимки старшему, который "в законе". Ему устроили настоящие проводы, попрощались навсегда, по сути – похоронили.

Через год диагноз сняли. Сейчас иконописец – голливудский громила и детская улыбка на лице… Чтобы не совсем было похоже на лубок, добавлю, что через некоторое время опухоль появилась снова, но доброкачественная, а травматичную операцию пришлось все-таки сделать.

С Коляном вышло сложнее. Перестал участвовать в общих "мероприятиях" – и это было замечено и поставлено на вид: или ты с нами, или ты платишь, как все. А у него – трое маленьких детей, вечно беременная жена и небольшой бизнес. Но бизнес – с федеральной структурой. Объяснил начальнику службы безопасности, тот встретился с тем, кто "в законе" – и вопрос был решен. Звонил на днях, просил разъяснить в Евангелии трудное место.

…Я тоже, было, поддался, и на общей волне стал кисло думать о кущевском священнике: действительно, где Церковь? Где проповедь? Где ее результаты?

А потом подумал: а что бы ты мог сделать на его месте? Да ничего. Что ты делаешь на его месте? Да ничего, ничего я не делаю.

Подмосковная деревня, недостроенный храм, крошечный приход – ну пусть пятьдесят человек, большая часть из которых пенсионеры развалившегося, десять раз перепроданного колхоза. Рядом с храмом – клуб, в котором еженедельно – дикая, разнузданная дискотека. Про которую говорят, что это самое наркоманское место в районе. Когда местная администрация захотела отнять у прихода землю, на меня жаловались по церковной линии: он не работает с молодежью. "Закройте дискотеку, – говорю. – Или поставьте для начала пост милиции…" В ответ тишина.

Не то чтобы я боюсь. Просто не верю и не знаю, что делать. Нас много таких – маленьких провинциальных священников с маленькими приходами без внятных связей во власти и в силовых структурах… Что – я – могу сделать в обществе, где невозможно провести границу между законом и беззаконием? Где бандит оказывается коммерсантом, а коммерсант рядится под бандита? И где милиционер оказывается и тем, и другим одновременно?..

Если на этой самой дискотеке в бухом угаре кто-то кого-то прибьет, зарежет, завалит – на меня тоже будут укоризненно показывать пальцем? И вопрошать: а где вы были, святой отец, с девяти до одиннадцати с вашей работой с молодежью и проповедью о вреде курения?

…Мне – бывает – приносят деньги. "На храм". Кто на самом деле эти люди? Что это за деньги? Каким путем они в действительности заработаны? Честно? Не честно? Законно?

Где границы, критерии, отправные точки, чтобы оценить – и не осудить? Есть ли в нашей экономике деньги, которые в принципе не получены незаконным путем? Есть ли у нас бизнес, который на самом деле платит налоги? Как оценить законность доходов в обществе, где необходимой добродетелью признаны "налоговая оптимизация", фирмы-помойки, оффшоры? И как осуждать тех, кто не платит налоги, в ситуации господства "распилов", "откатов" и "интереса"?..

Кто в России сегодня – не вор?

Человек, живущий на зарплату?.. А эта зарплата – случайно, не производная из "отката"?.. Пенсионер?.. Пожалуй, только пенсионер.

Вот и считает казначей после службы бабушкины копейки. Вот и принимает священник – привычно, обреченно и благодарно одновременно – конверты от "добродетелей" и "благотворителей".

И не может не брать. Потому что деньги давно стали критерием и церковной жизни (воспринимайте обобщение как полемический прием). Качество священника оценивается "по деньгам": построил – не построил, восстановил – не восстановил… По готовности увеличивать сумму ежеквартальных взносов "наверх"… Для внешних – та же история: встречают-то по одежке. Купол, крест, иконостас, хор? Благодать…

Запутались в деньгах и во власти… Как распутать?

У меня только один ответ: я понимаю, Господи, что эти деньги, возможно, грязные. Но не дай мне, Господи, чтобы они были испачканы в крови.

Дмитрий Свердлов, иерей

Православие и мир - 22.10.2011.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Осторожно - искушение псевдоправославием"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru