Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Осторожно: искушение псевдоправославием


Об одном современном соблазне, или Новомученики Российские об отношении к новшествам в нашей жизни

Последние два столетия сопровождались значительными изменениями и новшествами в жизни, изменившими привычный быт человека. Свойственно это и для нашего времени, и есть среди православных христиан люди, которые поддаются соблазну смотреть на любые крупные новшества, появляющиеся в жизни, как на нечто греховное само по себе. Существует даже целая псевдоправославная идеология, убеждающая, что будто бы всё новое и незнакомое - компьютеры, штрих-коды, новые паспорта, новые способы цифровой идентификации налогоплательщиков, электронные карточки и т.п. - всё это дьявольские порождения, и всякий, кто как-либо принимает их, совершает тем самым тяжкий грех, становится отступником от веры, принимает печать антихриста и по смерти непременно отправляется в ад.

Но так ли смотрели на появления технических и бытовых новшеств святые?

Более ста лет назад святитель Феофан Затворник писал:

"Для христианина истинное обновление уже завершено. Все другие поновительные приемы не должны касаться той его стороны, по которой он есть христианин...

Быстро идут науки вперед - и пусть. Но если они допускают выводы, противные откровенным истинам, то ведайте, что они уклонились на распутье лжи, и не идите вслед их.

Размножаются повсюду удобства жизни - и пусть. Но это никак не может изменить той истины, что узкие врата и тесный путь вводят в живот вечный, и кто стал бы проповедовать противное сему, тот проповедовал бы ложь...

Изобретается все к упрочению благоденствия на земле - и пусть. Но то несомненно, что это никогда не дойдет до того, дабы уже не нужно было, по обетованию Божию, ожидать нового неба и новой земли (2 Пет. 3, 13)...

Так и во всем. Следует утвердить в себе сознание духа веры и жизни христианской и, храня его непоколебимым, все несогласное с ним отвергать. Такое сознание будет для нас то же, что утес среди волн морских" [1].

В этих строках выражено подлинно христианское отношение к изменениям в общественной жизни - воспринимать их самих по себе спокойно, отвергая любые попытки кого бы то ни было представить эти изменения как повод для отвержения христианской истины.

К сожалению, подобное трезвомыслие свойственно не для всех православных христиан.

От таких людей можно услышать, что "идентификационный номер лишает человека имени", "принятие его есть грех отречения от христианского имени", также и "принятие нового паспорта - грех", "в штрих-кодах - число зверя", "ИНН - малая печать антихриста", "антихрист вот-вот придёт к власти" и т.д.

О нехристианской сущности такой идеологии в последние годы уже написано многое, очевидна и её душевредность - как злоумышленник в древности мог положить магнит под корабельный компас, чтобы незаметно от капитана сбить корабль с курса, так и указанная идеология стремится незаметно переориентировать внимание православных с вопросов духовной жизни по заповедям Христовым - на вопрос о том, как максимально скрыть свою жизнь от электронных систем учета, и борьбу со страстями подменяет борьбой за право жить по старому паспорту советского образца.

Хотелось бы сказать, что этот соблазн не есть нечто, свойственное только нашему времени - он вставал и перед многими русскими христианами прошлых поколений. Поэтому очень важно для нас посмотреть на то, как к нему относились наши святые, а именно, новомученики и исповедники Российские.

Советская власть вводила множество новшеств, и, разумеется, были те, кто придавал этому вопросу религиозное значение и начинал убеждать, что принимать участие в таких нововведениях есть дело греховное и погибельное для души. Так, например, при введении колхозов в народе было широко распространено мнение, что это дело греховное, и что вступающий в колхоз тем самым отпадает от Церкви и навечно губит свою душу. Точно так же рассуждали и о профсоюзах, которые учредила советская власть. В народе говорили, что профсоюзников еще больше будут мучить на Страшном Суде, чем колхозников.

И святители тех лет исполняли свой учительский долг, разоблачая эти заблуждения, не имеющие к вере никакого отношения.

Например, священномученик Уар (Шмарин), епископ Липецкий (†1938), рассказывал: "У меня недавно был старик крестьянин из села Куймани, который имеет записавшегося в колхоз сына, и спросил меня, можно ли иметь общение с сыном-колхозником, так как колхозникам нельзя ходить в церковь. Я ему на это ответил, что с сыном связи порывать не надо, и что никто не запрещает ходить колхозникам в церковь, и что работать верующему человеку вместе с неверующим не грех" [2].

Другой пример известен из жизни священномученика Неофита (Коробова), епископа Ветлужского († 1937). Одна благочестивая христианка, Анастасия Смирнова работала в больнице и вступила в профсоюз. А затем, под влиянием назойливых внутрицерковных слухов про "греховность" и "душепагубность" профсоюзов, уволилась из больницы. Вскоре после этого случилось следующее. Она пришла в храм, где служил святой Неофит. До этого она к нему никогда не подходила и лично не была знакома. Впереди стоит народ; Анастасия позади. И вдруг после всенощной прозорливый владыка через всю толпу говорит:

- Настя, Настя, зачем из больницы-то ушла, как жить-то будешь?

После этого она вернулась на работу в больницу [3].

В то время многие думали, что приблизились, или даже наступили уже, времена антихристовы, о которых предсказано в книге Апокалипсис как о предшествующих кончине мира. Вот как отзывался об этих представлениях преподобноисповедник Владимир (Терентьев) († 1933): "Мне приходилось говорить с верующими об антихристе, но эти разговоры могли быть только шуточными, так как срок появления антихриста никому неизвестен и никакого знамения на этот счёт ещё не было. Появление советской власти я таким знамением не считаю, так как эта власть попущена Богом для наказания русского народа и для вразумления... Как долго будут продолжаться гонения - не знаю, всё это зависит от воли Божией" [4].

Подробнее обо всех таких настроениях высказывается преподобномученик Макарий (Моржов) († 1931): "Некоторые считают, что пятиугольная советская звезда есть печать антихриста. Однако я не берусь утверждать, что это именно так, ибо ещё ничего не доказано. Некоторые считают также, что грех принимать кооперативные книжки и вступать в колхозы, видя в этом дело богопротивное, но я считаю, что всё это торговые условия... Спрашивали меня на исповедях, можно ли вступать, на что я отвечал, что это дело не религиозное, а хозяйственное, а когда спрашивали об антихристе, я отвечал, что нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по-христиански" [5].

Святой Макарий об этом соблазне сказал то же самое, что в наше время повторил в отношении новых вариаций соблазна архимандрит Иоанн (Крестьянкин): "Запомни и уясни для себя волю Божию: "Сыне, даждь Ми твое сердце", - не паспорт, не пенсионное удостоверение, не налоговую карточку, но сердце. Вот зачем следить-то надо неусыпно и со всем тщанием - кому мы в жизни служим, чем живем... Наше сопротивление грядущему страху одно единственное - наша вера в Бога, наша жизнь по вере. А все те смущения, смятения и неразбериха для того так властно и входят в жизнь и потому входят, что нет живой веры, нет доверия Богу... Живи же спокойно, молись Богу и доверяй Ему. Господь ли не знает, как сохранить своих чад от годины лютой, лишь бы сердца наши были верны Ему" [6].

К сожалению, не все желают услышать голос святых, и понять, например, насколько абсурдно выглядит сегодняшняя "борьба" тех, кто считают "антихристианскими" российские паспорта нового образца, и утверждают, что надо жить по "нормальным" паспортам советского образца, - если учесть, что всего несколько десятилетий назад то же самое подобные "ревнители" говорили во время выдачи колхозникам этих "нормальных" паспортов при Хрущёве, а ещё раньше - при замене царских паспортов на советские.

Наконец, прослеживая ещё глубже во времени, мы видим тот же дьявольский соблазн и в дореволюционной России.

Из жития епархиального миссионера священномученика Михаила (Макарова) (+1918), можно узнать, что в 1915 году в вверенных его попечению Тюменском и Ялуторовском уездах, помимо прочих сектантов, "имелось небольшое количество членов секты странников-бегунов, утверждавших, что антихрист уже царствует на земле, надо бежать в пустыню и не принимать паспортов, как документов антихристовых" [7].

Как видно, диавол действительно не придумывает ничего нового, а просто заново расставляет старые капканы для каждого поколения. Да и, собственно, зачем придумывать что-то новое, если в любом поколении найдутся те, кто обязательно попадется на старое?

Использованная литература

1. Святитель Феофан Затворник. Созерцание и Размышление. М., 2000.

2. Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 6. Тверь, 2002. -С. 179.

3. Игумен Дамаскин Орловский. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Нижегородские. Октябрь. Тверь, 1992.

4. Игумен Дамаскин Орловский. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль. Тверь, 2005. -С. 326.

5. Игумен Дамаскин Орловский. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май. Тверь, 2007. -C. 248-249.

6. Мнение архимандрита Иоанна (Крестьянкина) об ИНН // www.pravoslavie.ru/shengen/ioann.htm

7. Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь. Тверь, 2008. -С. 343.

Юрий Максимов, доцент

 Московской духовной академии
Православие и современность – 17.10.2009.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Осторожно - искушение псевдоправославием"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru