Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Патриотизм, любовь к Отчизне, воинское служение


Христианство и религиозный пацифизм

Религиозный пацифизм – это отрицание по религиозным мотивам насилия, в том числе и войн как способа разрешения социальных и политических противоречий. Религиозный пацифизм имеет длительную историю. В христианской традиции еще в I-III вв. такие отцы Церкви, как Климент Александрийский, Ориген, в определенной мере и Тертулиан, полагали, что война несовместима с учением Иисуса Христа. В систематизированном виде идеи религиозного пацифизма были изложены представителями гуманизма и левого крыла Реформации, и прежде всего Эразмом Роттердамским и Себастьяном Франком.

Четыре святых православных воина (слева направо): Димитрий, Георгий, Артемий и Прокопий. Икона, 1618 год. Монастырь Хиландар (Афон)

Четыре святых православных воина (слева направо): Димитрий, Георгий, Артемий и Прокопий. Икона, 1618 год. Монастырь Хиландар (Афон)

В качестве бескомпромиссного вероучительного положения религиозный пацифизм был принят рядом протестантских организаций в XV-XVI вв. К числу таких организаций относились швейцарские братья, чешские братья, гутерское братство, меннониты, квакеры и др.

Религиозный пацифизм отвергает даже справедливые войны. Его позиции значительно укрепились с появлением оружия массового поражения. С этого времени он, получив "практическое" обоснование, стал элементом социальной мысли, что способствовало значительному увеличению числа сторонников пацифизма среди верующих людей.

На сегодняшний день в мире действует несколько международных религиозных пацифистских организаций. Наиболее известная из них – "Международное братство примирения", создана в 1919г. на основе объединения "Британского братства примирения" и христианских союзов Дании, Нидерландов и Швеции. Штаб-квартира организации находится в г. Алкмаре (Нидерланды). Региональные центры расположены в Версале, Нью-Йорке и Монтевидео. Всего в организацию входят объединения и группы из 23 стран. Высшим органом организации является Совет, формируемый из представителей национальных объединений. Совет координирует работу трех постоянных комитетов: европейского, американского и южноамериканского. При "Международном братстве примирения" создан Комитет действий против торговли оружием. Организация имеет консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН.

Официальные цели "Международного братства примирения" – это пропаганда принципа "непротивления злу насилием", поддержка людей, отказывающихся служить в армии по религиозным и иным убеждениям. Для пропаганды своих целей все национальные секции организации имеют периодические издания.

Известной религиозной пацифистской организацией является "Международная христианская служба" мира. Она была создана в 1957г. представителями меннонитов и бретренов. Секретариат организации находится в г. Нейведе (Германия). Организация ставит своей целью борьбу за мир, поддерживает уклоняющихся по соображениям веры от военной службы. В нее входят также некоторые христианские общества из 8 стран. В Нидерландах, Германии, Швейцарии, США, Канаде имеются национальные объединения. Руководящими органами организации являются: генеральная ассамблея (избирает генерального секретаря), совет (руководит текущей работой), административный комитет (назначает исполнительного секретаря) и консультативный совет. Организация издает журнал на немецком и французском языках.

Свою историю религиозный пацифизм имеет и в России. Наиболее последовательным и известным религиозным пацифистом царской России был Лев Николаевич Толстой. В отношении насилия Толстой говорил, что оно может быть преодолено только "непротивлением", нравственным самосовершенствованием каждого человека, свободным содружеством людей. Эти идеи пронизывали многие его работы, но, пожалуй, наиболее сильно и четко они выражены в следующих статьях: "Патриотизм или мир?", "Приближение конца", "Письмо к фельдфебелю", "По поводу конгресса о мире", "Не убий", "Солдатская памятка", "Офицерская памятка", "Доклад, приготовленный для конгресса мира в Стокгольме".

Приведем в качестве примера высказывания Л.Н.Толстого.

"Отказы от военной службы, – писал он в статье "Приближение конца", – в христианских государствах начались с тех пор, как в христианских государствах появилась военная служба, или, скорее, с тех пор, как государства, власть которых основана на насилии, приняли христианство, не отказавшись от насилия. В сущности, оно и не может быть иначе: христианин, учение которого предписывает ему смирение, непротивление злу, любовь ко всем, даже врагам, не может быть военным, т.е. принадлежать к сословию людей, предназначенных только для убийства себе подобных. И потому истинные христиане всегда отказывались и теперь отказываются от военной службы. Но истинных христиан всегда было мало; огромное большинство людей христианских государств только числились христианами, исповедуя церковную веру, не имеющую ничего общего, кроме имени, с истинным христианством. То, что изредка появляется, на десятки тысяч поступающих в военную службу один, отказавшийся от нее, нисколько не смущало те сотни тысяч, миллионы людей, которые каждый год поступали в военную службу. "Не может же быть, чтобы заблуждалось все огромное большинство христиан, поступающих в военную службу, а были правы только исключения, часто малообразованные люди, отказывающиеся от военной службы, тогда как архиепископы и ученые люди признают ее совместной с христианством", – говорили себе люди большинства и спокойно, считая себя христианами, поступали в ряды убийц…".

Интересны приведенные в докладе для конгресса мира в Стокгольме рассуждения Толстого о неизбежности победы идей религиозного пацифизма. "Борьба при таких неравных силах должна представляться безумием. Но если вдуматься в значение тех средств борьбы, которые в руках тех, с кем мы хотим бороться, и тех, которые в наших руках, то удивительным покажется не то, что мы решаемся бороться, но то, что существует еще то, с чем мы хотим бороться. В их руках – миллиарды денег, миллионы покорных войск, в наших руках только одно, но зато могущественнейшее средство в мире – истина. И потому, как ни ничтожны могут показаться наши силы в сравнении с силами наших противников, победа наша так же несомненна, как несомненна победа света восходящего солнца над темнотою ночи. Победа наша несомненна, но только при одном условии, при том, что, высказывая истину, мы будем высказывать ее всю, без всяких сделок, уступок и смягчений. Истина же эта так проста, так ясна, так очевидна, так обязательна не только для христианства, но для всякого разумного человека, что стоит только высказать ее всю во всем ее значении, чтобы люди уже не могли поступать противно ей. Истина эта во всем ее значении в том, что за тысячи лет до нас сказано в законе, признаваемом нами Божьим, в двух словах: не убий; истина в том, что человек не может и не должен никогда, ни при каких условиях, ни под каким предлогом убивать другого".

В сегодняшней России идеи религиозного пацифизма разделяют несколько религиозных организаций. Назовем их.

Религиозная ассоциация "Духовное единство" (Церковь Льва Толстого). Зарегистрирована Министерством юстиции РФ 21 ноября 1991г. В ее истоках – возникшее в 80-х гг. прошлого века религиозно-общественное движение на базе религиозно-этического учения Льва Толстого.

Критически настроенное по отношению к православной церкви, движение толстовцев, однако, не принимало каких-либо особых конфессиональных форм, оставаясь в русле христианской традиции. Сам Л.Н.Толстой решительно выступал против использования его учения в качестве новой сектантской доктрины. Им была написана в 1906г. брошюра "Против толстовства".

Ассоциация "Духовное единство" и входящие в неё общины, продолжая традиции толстовского движения, строго придерживаются всех принципов религиозного учения Л.Н.Толстого, в том числе и принципа "непротивления злу насилием". Общины Церкви Льва Толстого имеются в ряде городов России. Ассоциация издает газету "Духовное единство", журналы "Слово на день" и "На каждый день".

Религиозное объединение Духоборцев России. Свою историю объединение ведет с середины XVII века. Название "духоборцы" происходит от "Борцы за Дух и Истину", за "одухотворение омертвевшей в православии веры". Духоборцы полностью порвали с православием. Основы их вероучения изложены в "Животной книге" (Книге Жизни), состоящей из псалмов. В них подробно трактуется главное для духоборцев понятие "Бог-Дух". "Бог есть Дух. Бог есть Слово. Бог есть Человек … Тело ваше – храм. Дух Божий живет в вас, оживотворяет вас" – говорится в первом псалме. Отсюда полное отрицание насилия над человеком, тем более убийства, а значит, и отказ от службы в армии. Из вероучения духоборцев вытекает отрицание как светских, так и духовных властей. Последователи данного учения резко выступали против государства и официальной церкви, считая их гонителями свободного духа и истинной веры. По этой причине со второй половины XVIIIв. общины духоборцев неоднократно высылались, направлялись на тяжелые принудительные работы, ссылались на каторгу.

По указу Александра I всех духоборцев переселили в Мелитопольский уезд. Так была создана первая духоборческая колония. При Николае I вышел указ: "... кто не желает принять лоно Православия и отныне не будет служить в армии, немедля будет сослан в специально отведенное место". Таким местом для духоборцев на этот раз стал Ахалкалацкий уезд Грузии. И сегодня там на высоте более 2 тысяч метров над уровнем моря есть села с русскими названиями : Спасовка, Ефремовка, Орловка, Гореловка. В 1898-1899 гг. несколько тысяч духоборцев эмигрировало за границу. Прямое участие в их судьбе принял Л.Н.Толстой. На гонорар за роман "Воскресение" он зафрахтовал два парохода, на которых духоборцы отплыли в Канаду.

На сегодняшний день на территории России духоборцы небольшими группами проживают в Ростовской, Тамбовской, Оренбургской областях, на Дальнем Востоке. В июне 1991 г. в г. Целина Ростовской области состоялся съезд духоборцев. На нем была создана организация "Религиозное объединение Духовных Борцов Христа – Духоборцев СССР". После распада СССР организация стала именоваться "Религиозное объединение Духоборцев России".

"Союз общин духовных христиан – молокан". Молокане ведут свое происхождение от духоборцев. Течение оформилось в 60-70-е годы XVIII века. В отличие от духоборцев, молокане признают Библию. Она ассоциируется у них с образом "духовного молока", которым окормляется человеческая душа. Отсюда и название общины, которое сами молокане объясняют словами из Послания апостола Петра: "Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение".

Социально-политический аспект учения молокан более умеренный, чем у духоборцев, но службу в армии они также не признают. Общины молокан на территории России есть в Тамбовской и Оренбургской областях, в Ставропольском крае. В июне 1991г. в Москве состоялся съезд молокан. На нем провозглашено возрождение "Союза общин духовных христиан-молокан". Избран совет, принят устав. Совет располагается в Москве. Данный союз имеет свой легальный орган – журнал "Духовные христиане". В 1994г. молокане Ставропольского края образовали свой "Союз общин духовных христиан-молокан России".

***

Читайте также по теме:

***

"Спасовский толк беспоповского направления Русской старообрядческой православной церкви".  Согласно вероучению этого толка спасение можно получить, только уповая на Спаса (Христа). Отсюда их название. Спасовцы пришли к этому выводу на основании твердой убежденности в том, что после реформ патриарха Никона (1654) больше "нет в мире ни православного священства, ни таинств, ни благодати". Отсюда другое название последователей этого толка – "нетовцы". В настоящее время немногочисленными группами они проживают в Верхнем и Среднем Поволжье, во Владимирской области.

Помимо указанных четырех небольших религиозных организаций, родившихся непосредственно в России, идеи религиозного пацифизма свойственны и ряду протестантских миссионерских организаций, действующих сегодня на территории нашей страны. Рассмотрим их.

Меннониты. Это одно из ранних протестантских течений. Возникло в Нидерландах в 30-х годах XVIIв. Его основателем был голландский католический священник Менно Симмонс. Порвав с католицизмом, он выступил с проповедью непротивления, отказа от насилия в борьбе со злом, существующим в мире. Его сочинение "Фундамент истинной христианской веры" наряду со священным писанием считается одним из источников вероучения менонитов. Общины своих последователей, получивших название по его имени, он рассматривал как "общины святых", "возрожденных богоизбранников".

Отказ от воинской службы на основе принципа ненасилия, от присяги является для менонитов источником конфликтов с органами государственной власти. Именно преследования государством в Нидерландах вынудили значительную часть менонитов в 40-х годах XVI века переселиться в Польшу. В 1898 г. в США была образована Генеральная конференция менонитов.

Менониты в России появились в конце XVIII века. Их переселение из Польши в Екатеринославскую, Таврическую, а затем и в некоторые другие губернии России началось в 1789г. в соответствии с указом Екатерины II, предоставлявшим переселенцам земли и ряд существенных социально-экономических привилегий, льгот, в частности они освобождались от воинской службы. В 80-90-х гг. нашего века значительная часть менонитов выехали на постоянное жительство в Германию. В настоящее время небольшие группы и общины менонитов есть в Алтайском крае, Омской, Томской, Новосибирской областях. (В эти области менониты были депортированы с началом Великой Отечественной войны).

В Москве функционирует представительство (бюро) Менонитского центрального комитета. Сам комитет находится в США (Пенсильвания).

Московское религиозное общество друзей (квакеров). Движение друзей (квакеров) зародилось в XVII веке в Англии. Его основателем был Джордж Фокс. В возрасте 24 лет он, как сам утверждал, пережил религиозное откровение и уверовал в то, что Святой Дух живет в душе каждого человека, вне зависимости от его пола, возраста, образования, происхождения, расы или верования. Из этого положения вытекает, что убийство любого человека равно "богоубийству". Оно не может быть оправдано абсолютно никакими причинами. Отсюда отказ служить в вооруженных силах и тем более участвовать в войнах.

Центр организации – "Всемирный комитет друзей" – находится в Англии. В настоящее время квакерские общины существуют во многих странах Европы, Азии, Америки, Африки. Первые квакеры появились в Советском Союзе только в семидесятые годы. В августе 1995г. Управление юстиции Москвы зарегистрировало "Московское религиозное объединение квакеров". Квакерские группы имеются сегодня также в Санкт-Петербурге и Электростали.

Идеи религиозного пацифизма поддерживаются некоторыми членами таких протестантских организаций, действующих в России, как евангельские христиане – баптисты, христиане веры евангельской – пятидесятники, церковь христиан–адвентистов седьмого дня. Тем не менее руководство этих организаций считает, что вопрос об отношении к воинской службе каждый человек вправе решать самостоятельно, т.е. абсолютный религиозный пацифизм в данных организациях не проповедуется. Их руководство признает возможность участия своих братьев по вере в справедливых, оборонительных войнах.

Самый общий обзор религиозных организаций, проповедующих идеи религиозного пацифизма, позволяет отметить существование, по крайней мере, трех обоснований этих идей.

1. Необходимость строгого следования Священному писанию. Исполнять заповедь "не убивай" – это значит не убивать ни при каких обстоятельствах.

2. В каждом человеке живет Святой дух, и поэтому убийство человека является по своей сути покушением на богоубийство.

3. Верующим нет абсолютно никакого дела до чисто земных грешных дел, какими являются политика и война.

В заключение рассмотрения содержания и форм, которые имеет религиозный пацифизм, отметим, что если некоторые религиозные организации полностью отрицают возможность выполнения своими членами обязанностей воинской службы, а ряд других рассматривает участие своих верующих в оборонительных, справедливых войнах только как возможность, как результат их собственного решения, то подавляющее большинство христианских религиозных организаций мира считает, что участие верующих в обеспечении военной безопасности отечества является их священным (от слова "святой") долгом.

***

Проблема соединения христианской заповеди "Не убий" и воинского долга являлась предметом исследования для многих авторов разных времен и разных народов. На эту тему писали как священники всех христианских конфессий, так и светские публицисты, как военные полководцы, так и военные теоретики. Среди теоретиков особо отметим исследователя истории русской армии, глубокого военного аналитика Антона Антоновича Керсновского – русского человека, волей судьбы в юношеском возрасте оказавшегося во Франции, сражавшегося в рядах французской армии с фашистами и умершего в Париже в 1944г.

В одной из своих работ Керсновский так убедительно показал несостоятельность апелляции религиозных пацифистов к Священному Писанию и так аргументированно, опираясь на то же Священное Писание, доказал, что христианину можно в известных обстоятельствах применять оружие, что есть смысл просто изложить текст исследования.

Философия войны. Часть I. Глава "Война и христианская мораль"

 

"Шестая заповедь гласит: "Не убий". На этой заповеди и на превратном толковании Евангелия основывают свое учение "непротивления злу" толстовцы, пацифисты "во что бы то ни стало" и некоторые секты, напр. духоборы, менониты, молокане. Последователи всех этих учений своей разлагающей пропагандой причиняют огромный вред государству, а своим отказом отбывать воинскую повинность создают большой соблазн.

Официальные представители нашей богословской науки осознали всю опасность подобного рода учений, частью являющихся софизмами, частью не заслуживающих даже названия софизмов, но, несмотря на свою духовную малоценность, сильно действующих. В катехизисах, сокращенных и более пространных,- в частности сокращенном "по митрополиту Филарету", на котором воспитывались целые поколения, – было поэтому сделано две оговорки при истолковании Шестой заповеди, а именно – дозволяется казнить преступника и убивать неприятеля на войне.

Оговорки эти даются, однако, в виде аксиом – без доказательств из Священного Писания (в частности, в катехизисе "по Филарету", наиболее как раз распространенном). А это дает повод "непротивленцам" утверждать, что выставлены они лишь из угождения к "властям предержащим". Сказано – "не убий", значит, не убивай. Всякого рода "казенные" оговорки бессильны смягчить категоричность этого отрицания.

В подобной официальной трактовке, слишком руководящейся "мирскими" соображениями (безопасность общества, государственная необходимость и тому под.), и заключается уязвимое место. А между тем все эти сектантские и иные кривотолки сами собою отпадут, если в борьбе с ними наши богословские авторитеты останутся на чисто духовной почве.

Для этого стоит лишь предложить толкователям Шестой заповеди "вне времени и пространства" рассмотреть акт Синайского Законодательства в свете исторических событий Ветхого Завета.

Законодательство это преподано было Иеговою своему избранному народу – народу еврейскому, отнюдь не всему человечеству. Первые четыре заповеди определяют отношение еврея к Богу своих отцов – последние шесть определяют отношение еврея к еврею. Шестая заповедь запрещает еврею убивать еврея, как Восьмая запрещает еврею красть у еврея, а Девятая запрещает еврею лжесвидетельствовать на еврея. Шестая заповедь и приобретает в этих условиях свой подлинный смысл.

В то время избранный народ шел походом на землю Ханаанскую. Весь он являл собою как бы армию – и Десять заповедей явились первым в истории дисциплинарным уставом. Сильные этими заповедями, сыны Израиля завоевали Обетованную Землю и утвердились в ней, беспощадно истребив иноплеменников, на которых действие Шестой заповеди не распространялось.

Судия Гедеон поразил Мадианитян. Самсон вразумлял Филистимлян не словами, а совершенно другим аргументом. Псалмопевец поразил Голиафа, братья Маккавеи восстали на сирийских угнетателей... Если Шестая заповедь распространялась и на иноплеменников, то все эти праведники, преступив ее, тем самым, очевидно, сделались бы грешниками. Но они остались праведниками – Божья благодать почила на всех них.

Христос, уча о любви к ближнему и всепрощении, дал понять Своим ученикам, что много крови будет еще пролито до осуществления Царства Божия.

"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю – не мир пришел Я принести, а меч..." (Мф. 10:34). "Когда же услышите о войнах и смятениях – не ужасайтесь, ибо всему надлежит быть прежде" (Мф. 24:6; Мк. 13:7; Лк. 21:9).

В Евангелии мы находим два примера, относящиеся к проблеме военной службы. Когда к Иоанну Крестителю пришли воины и спросили, что им надлежит делать – он заповедал им "никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованием" (Лк. 3:14). Христос отнюдь не призывал воинов "перековать мечи на орала" и бросить военную службу, как занятие, Богу неугодное. А на вопрос фарисеев, следует ли платить подати – ответил: "Кесарево – кесарю (Мф. 12:21; Лк. 20:25). И разве отбытие воинской повинности – самого тяжелого из всех налогов – не является воздаянием кесарева Кесарю – царского Царю?

Ошибка "непротивленцев злу" состоит в том, что частным поучениям Христа они стремятся придать характер общественный.

Христос учил: "Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку" (Мф.5:39-40;Лк. 6:29). Этим Он определил отношение человека к человеку. Сын Человеческий снес издевательства книжников и озверелой толпы. Ему стоило лишь захотеть, лишь подумать – огонь небесный испепелил бы и судий и палачей. Он этого не сделал, явив миру неизреченный подвиг кротости и милосердия.

Но Христос снес багряницу и терновый венец – как относившийся к нему лично. Мы же знаем, что, узрев торгашей, оскверняющих святыню – Дом Отца Его, – Он свил бич из веревок – и выгнал их вон.

Изгнание торгующих из храма достаточно ясно указывает всю ересь ссылки "толстовцев" и иных на Христа, якобы проповедующего непротивление злу насилием. Мы не должны противиться злобствованиям ближнего, если эти злобствования относятся лично к нам. Но если этот ближний посягает на высшие ценности – наш долг воспротивиться ему.

В конце Тайной Вечери Христос дает предупреждение Своим ученикам: "И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы, и без обуви, имели ли вы в сем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, а также и суму. А у кого нет, продай одежду свою и купи меч... Они сказали: Господи! вот здесь два меча. Он сказал им: довольно"(Лк. 22:35-37).

Один из этих двух мечей был в ту же ночь обнажен Петром. Христос велел ему вложить этот меч в ножны – "все взявшие меч мечом и погибнут" (Мф. 26:52).

"Противоречие", усматриваемое некоторыми софистами из сопоставления этих двух текстов, исчезнет, если мы будем иметь в виду, что Петр ведь обнажил тогда меч не в защиту Учения, а в защиту Учителя. Христос не пожелал принять этой жертвы. Не Малх напал на Петра, а Петр первый мечом ударил Малха.

Христос отнюдь не сказал, что взявшие меч погибнут от проказы, или землетрясения, или от огня небесного. Нет, взявшие меч погибнут именно от меча. Но для того, чтобы они погибли от меча – надо сразить мечом – прибегнуть к справедливой войне. Текст этот, который "непротивленцы" стремятся использовать в качестве одного из главных аргументов своей теории, при внимательном его рассмотрении, обращается таким образом против ереси.

Св. Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на брань с Мамаем. И два с половиной столетия спустя сергиевские иноки по примеру Осляби и Пересвета опоясали рясы мечами, а патриарх Гермоген призвал всю Русскую Землю восстать на угнетателей.

Руководясь примером Христа и деяниями отцов Церкви, мы должны отвергнуть лжеучение "непротивления злу насилием", как богопротивное, антицерковное и в конечном своем итоге – бесчеловечное".

Отметив общее позитивное отношение христианства к воинской службе, заметим, что в православии это позитивное отношение запечатлено также и в его культовой стороне. Прежде всего напомним, что немало воинов и полководцев есть среди святых Русской Православной Церкви. Наиболее известны Георгий Победоносец, Иоанн Воин, благоверные князья Андрей Боголюбский, Александр Невский, Дмитрий Донской.

В Русской Православной Церкви особо чтится память воинов, "на поле брани убиенных". Кроме общих дней поминовения усопших, Русская Православная Церковь назначила два дня "исключительно для поминовения православных воинов и всех за веру и Отечество на брани положивших свою жизнь". Первый день – это 11 сентября (по новому стилю), когда Церковь отмечает день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Поминовение было учреждено в 1769г. при императрице Екатерине II во время войны с турками и полякам. Второй день отмечается в последнюю субботу октября. Он установлен великим князем Дмитрием Иоанновичем Донским в день своего ангела в 1380 г. Совершив в этот день поминовение по убитым на Куликовом поле воинам, он предложил совершать такое поминовение каждый год. Позже в эту субботу православные стали поминать вместе с погибшими воинами и всех православных христиан, "скончавшихся в вере". В настоящее время этот день в православном календаре называется "Димитриевская родительская суббота".

В честь погибших за Отечество воинов и для их поминовения Русская Православная Церковь построила множество храмов. Так, герои Куликовской битвы, среди которых были и два монаха-ратника – Александр Пересвет и Андрей Ослябя, особо поминались в храме Рождества Богородицы Старо-Симонова монастыря, где ныне восстановлено их надгробие; воины, погибшие на поле Куликовом, поминались и поминаются в воздвигнутом в память этого события храме Всех Святых на Кулишах, что на нынешней Славянской площади в Москве; герои войны с польско-литовскими интервентами – в Казанском соборе на Красной площади в Москве (ныне восстановленном); герои Отечественной войны 1812г. поминались и теперь снова будут поминаться в Храме Христа Спасителя в Москве; моряки, павшие в Цусимском сражении, – в петербургском храме Спаса на водах. Уже в наше время в честь и для поминовения защитников нашей Родины, павших во время Великой Отечественной войны, построены храм Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве, храм святых апостолов Петра и Павла на Прохоровском поле.

Много памятных дат, связанных с подвигами воинов во славу Отечества, включено в календарь Русской Православной Церкви. Среди них дни памяти святых воинов и воинских полководцев, дни побед русского оружия в разных битвах. Всего месяцеслов православного воина содержит 130 памятных дат.

Ярким свидетельством того, что службу в вооруженных силах и участие в справедливых войнах признают необходимой католическая и протестантская церковь является то, что во всех странах мира, где действуют эти церкви в армиях созданы и функционируют службы военных капелланов

В разных странах эта служба организована по-разному. Однако при всех различиях в организационных формах службы военных священников имеют много общего в содержании их деятельности. К числу основных направлений этой деятельности относятся:

  • богослужебная деятельность;
  • религиозное и нравственное воспитание военнослужащих и членов их семей;
  • консультирование командиров по религиозным и этическим вопросам, а также в случаях возникновения частных и социальных конфликтов, касающихся военнослужащих.
  • Христианство не за войну. Оно призывает к миру. Но если кто-либо замахивается оружием на Веру и Отечество, оно готово поднять щит, а если потребуется и меч для того, чтобы защитить их.

Антон Керсновский

Baznica

 

 
Читайте другие публикации раздела "Патриотизм, любовь к Отчизне, воинское служение"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru