Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Язычество и неоязычество


Нравственный идеал в язычестве и в христианстве

В неоязыческой литературе, блогах и группах в социальных сетях, созданных современными многобожниками, среди разнообразных нападок на христианство особенно нелепо смотрятся обвинения в разрушении "высокодуховной языческой морали и нравственности".

Лицо современного русского идолопоклонничества. "Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку...  то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела" (Рим. 1:21-24)

К примеру, некоторые неоязыческие адепты утверждают, что по христианскому учению семейная жизнь является чем-то нечистым и даже противоестественным для христиан, а сами христиане положительно относятся к гомосексуализму [1]. Так, известный неоязыческий писатель В.Авдеев умудрился на страницах своей книги одновременно восхвалить языческие оргии, попеняв на то, что христиане их запретили, и тут же обвинить христиан в том, что сами они были безнравственны и оргии также практиковали [2]. Конечно, для образованных людей, знакомых с историей и религиоведением, подобные заявления абсурдны, однако, уместно будет провести небольшой сравнительный анализ представлений о нравственности в язычестве и христианстве.

Нетрадиционные традиции язычества

Современные неоязычники всеми силами пытаются доказать, что являются продолжателями традиций ушедших языческих культов. Конечно, учитывая то, что каких-либо достоверных сведений о язычестве сохранилось немного, большую роль в деле реставрации язычества подчас играет фантазия самих лидеров неоязычества. Отсюда возникают домыслы о высоконравственном языческом мировоззрении. На самом деле всё обстояло несколько иначе. В античном языческом мире разврат и гомосексуализм были нормой, которая нисколько не осуждалась, более того, гомосексуальные сюжеты вошли в религиозную мифологию [3].

Лицо современного русского идолопоклонничества. "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим. 3:1-5).

Так, например, древними критскими законами было установлено "сожительство мужчин с мужчинами".[4] На Крите существовал следующий обычай, описанный историком Эфором. Влюблённый, предупредив о своих намерениях, встречает юношу на дороге и пытается увести его. Друзья юноши символически удерживают его, если считают влюбленного недостойным, то не отдают ему юношу. В противном случае похититель и его возлюбленный два месяца проводят вместе, охотясь, а затем устраивают угощение.

В Спарте устойчивым был обычай, что у лучших юношей должны были быть любовники, и "даже достойные и благородные женщины любили молодых девушек" [5].

Для греческих философов подобные отношения также являлись нормой. Так Платон в диалоге "Парменид" изображает Зенона в качестве возлюбленного Парменида. Аристотель приводит рассуждение: "влюблённые полезны для государства на том основании, что любовь Гармодия и Аристогитона ниспровергла тирана Гиппарха" [6].

Особенно ярко масштаб гомосексуального разврата позволяет оценить наследие Плутарха. Так как одной из основных идей Плутарха было суждение, о том, что женщины не менее достойны любви, чем юноши, поскольку также бывают отмечены различными добродетелями [7].

Лицо современного русского идолопоклонничества. "... язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами" (1Кор.10:20).

Большинство римских императоров-язычников также широко практиковали гомосексуальные отношения, о чем свидетельствует Светоний в своей известной работе "Жизнь двенадцати цезарей".

Но если весьма лояльное отношение к содомскому греху в античном мире достаточно широко освещено в популярной литературе, то нравы столь любимой неоязычниками Японии не так хорошо известны нашим соотечественникам. Однако уже в самых ранних японских текстах датируемых VII веком н. э. воспевается любовь между мужчинами и юношами. В дальнейшем эта практика, именующаяся термином "сюдо", пользовалась большим уважением и поощрялась, особенно у самураев. Считалось, что сюдо благотворно действует на юношей, уча их достоинству, честности, чувству прекрасного. Сюдо противопоставлялось женской любви, которую обвиняли в "размягчении" мужчины. Регламентированные гомосексуальные отношения в Японии исчезают только в конце XIX века во время эпохи Мэйдзи. Это стало следствием сильного влияния западной культуры и христианской морали на японские традиции.[8]

Среди славян-язычников, по свидетельствам современников, также не редки были случаи гомосексуальных отношений. Арабский писатель Ибн Мискавейх так описывает захват дружиной князя Игоря города Бердаа в 943 году: "…скопилось у Русов в городе Бердаа большое богатство, стоимость и достоинство которых были велики. Овладели они женщинами и юношами, прелюбодействовали с теми и другими и поработили их" [9]. Похожим образом дело обстояло и в скандинавских странах [10].

***

***

Мерзость пред Богом и людьми

Как мы смогли убедиться, языческий мир не просто не боролся с развратом, — разврат был его нормой.

Совсем иная картина открывается нам в Библии. Ветхий Завет повествует о полном уничтожении Богом городов Содома и Гоморры со всеми его жителями, практиковавшими мужеложство и разврат (Быт.19:1-26).

Лицо современного русского идолопоклонничества. "И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда..." (Рим.1:28-29)

В христианском лексиконе грех гомосексуализма так и именуется – "содомский грех". Приведем несколько цитат из Священного Писания на этот счет: "Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость" (Лев.18:22); "Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них" (Лев.20:13). Как мы видим, этот грех карается самым суровым образом. Новый Завет полностью созвучен с Ветхим относительно мерзости и недопустимости содомского греха: "Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение" (Рим.1:26-27); "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,… — Царства Божия не наследуют" (1Кор.6:9).

Каноны Церкви устанавливают епитимью и отлучение от Причастия на срок до 30 лет для раскаявшихся в этом грехе [11]. Также Канонами предписывается извержение из сана клириков-содомитов. Кроме того запятнавшие себя подобным грехом никогда не могут быть приняты в церковный клир.

Лицо современного русского идолопоклонничества. "И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,  в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие" (Еф. 2:1-3)

Христианский писатель и богослов Климент Александрийский живший во II веке писал: "уже сама природа воспротивилась соитию мужчины с мужчиной. Недозволительно человеку соитие, совершаемое без цели зачатия, ни неестественное при этом положение, ни с субъектами связи, несоединимое в себе соединяющими" [12].

Один из наиболее почитаемых Отцов Церкви свт. Иоанн Златоуст утверждает, что "мужеложники хуже убийц" [13].

Обращаясь к содомитам, преподобный Максим Грек взывал: "Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались!.. Постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме, как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостынею и чистою молитвою… Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы" [14].

***

***

А прославленный Церковью в лике святых император Юстиниан I принял закон, согласно которому мужеложники карались казнью.

Таким образом, христианство однозначно запрещает и порицает мужеложство как мерзкий и недопустимый грех в отличие от языческой культуры, где это явление носило массовый характер и совершенно не порицалось, а зачастую вменялось в доблесть. Сегодня мы видим, как в западных странах из-за ослабления христианской веры в обществе вновь поднимается волна пропаганды гомосексуализма. Но даже сейчас отпавшие от Вселенской Церкви французские католики пытаются противостоять правительству республики, узаконившему содомские отношения. Для этого проводятся массовые пикетирования и митинги, однако силы там явно не равны. А в исконно православных странах все попытки содомлян демонстрировать на публике свой грех пресекаются неравнодушными православными достаточно жестко и успешно.

Будьте здесь, на земле, всегда вместе, и – с Господом…

Эти слова о. Андрея Ткачева [15] как нельзя лучше характеризуют суть христианского взгляда на семейные взаимоотношения. Однако, все же разберем второе нелепое утверждение неоязычников о том, что семейная жизнь является противоестественной и неодобрительной с точки зрения христианства.

В этой связи в первую очередь стоит процитировать известного православного психолога и священника Василия Зеньковского: "С самого своего начала христианство осудило всякое гнушение браком и освятило брачные отношения" [16]. Достаточно вспомнить, что первое чудо Спасителя по претворению воды в вино было совершено в Кане Галилейской на свадьбе. Сам Господь говорит о браке: "Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мк.10:7—9). Уже с первых строк Библии Бог дает благословение на совместную жизнь мужчины и женщины: "и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт.1:27-28). "Брак у всех да будет честен и ложе непорочно" (Евр.13:4) — благовествует людям апостол Павел. Он же говорит, что соединение жизни мужчины и женщины в браке происходит по образу Христа и Церкви и тайна сия велика (Еф.5:32).

Лицо современного русского идолопоклонничества. "...предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела" (Рим. 1:24)

Священник Максим Первозванский, исследуя Священное Писание, приходит к следующему выводу: "Пожалуй, единственным исключением [среди положительных высказываний о браке] можно считать достаточно осторожное замечание апостола Павла: "Хорошо человеку не касаться женщины" (1 Кор.7:1). Некоторые ошибочно воспринимают эту фразу как предупреждение: брак якобы может стать помехой на пути к Богу, "забывая" о том, как апостол развивает свою мысль: Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор.7:2-9). Что ж, глубоко верующему человеку, искренне желающему все свои силы и всю свою жизнь без остатка посвятить служению Господу, пожалуй, действительно лучше не связывать себя семейными узами. Но пожелание это обращено отнюдь не ко всем христианам, а лишь к тем из них, кто действительно способен на такое самоограничение, и реализуется этот призыв в монашестве. Как сказал Сам Господь: Кто может вместить, да вместит (Мф.19:12). Для остальных, то есть для подавляющего большинства христиан, Бог уготовил иной путь, который мы называем законным супружеством" [17]. А вот различные отклонения от супружества в виде модного в наши дни блудного сожительства, супружеской измены и т. п. Церковью строго порицаются. Однозначным злом, с точки зрения Церкви, который равносилен убийству, является аборт.

Лицо современного русского идолопоклонничества. "Итак желаю, чтобы... и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим. 2:8-10)

Православный идеал – это крепкая многодетная семья, построенная на любви и взаимном уважении детей и родителей. Такая семья является основой здоровой нации и сильного государства.

Известный греческий старец Паисий Святогорец указывал на особую значимость семьи: "Единственная ценность в мире — это семья. Когда будет разрушена семья, то и мир погибнет. Прояви свою любовь в первую очередь в своей семье. Когда погибнет семья, тогда будет разрушено и духовенство, и монашество"[18].

Лицо современного русского идолопоклонничества. "Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела" (1Кор.6:18).

Поэтому весьма сложно понять тех неоязычников, которые на словах ратуют за русское национальное возрождение, но при этом распространяют небылицы и обвинения против Православной Церкви, которая уже много веков защищает и созидает нравственную чистоту русского народа.

"И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму -- делать непотребства,  так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют (Рим. 1:28-32).

Максим Кузнецов

 Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 16.11.2015.

Использованная литература и примечания

1. Такого рода мнения можно встретить, например, в книге В. Истархова "Удар русских богов", статьях Доброслава (А. А. Добровольского) и публикациях некоторых других лидеров современного неоязычества.

2. В. Б. Авдеев "Преодоление христианства". Москва, "КАПЬ", 1994

3. Подобные сюжеты есть в мифах о Зевсе и Ганимеде, Аполлоне и Гиацинте, Лае и Хрисиппе и многих других.

4. Аристотель. Политика II 7, 5. / Пер. С. А. Жебелева, под ред. А. И. Доватура.

5. Плутарх. Ликург 18. / Пер. С. П. Маркиша.

6. Вообще для греческой античной культуры было характерно, что сексуальные услуги юноши рассматривались как нормальная форма оплаты услуг учителя, обучающего подростка какой-либо профессии. Когда Алкивиад пожелал стать учеником Сократа, "я решил сделать все, чего Сократ ни потребует. Полагая, что он зарится на цветущую мою красоту, я счел ее счастливым даром и великой своей удачей: ведь благодаря ей я мог бы, уступив Сократу, услыхать от него все, что он знает. С такими мыслями я однажды и отпустил провожатого, без которого я до той поры не встречался с Сократом, и остался с ним с глазу на глаз… и я ждал, что вот-вот он заговорит со мной так, как говорят без свидетелей влюбленные, и радовался заранее. Но ничего подобного не случилось. Я решил пойти на него приступом… Я лег под его потертый плащ и, обеими руками обняв этого человека, пролежал так всю ночь. Так вот, несмотря на все мои усилия, он одержал верх, пренебрег цветущей моей красотой… Я был беспомощен и растерян" (Платон. Пир. 217а–219е). Как видим, целомудрие Сократа было предметом удивления. Впрочем, Сократ никогда не осуждал педерастию, никогда не призывал обратиться к женщинам — он лишь призывал любить не только тела мальчиков, но и их души и душевную близость ставить выше телесной (Ксенофонт. Пир, 8) .(Цит. по "Дары и Анафемы" Андрей Кураев.)

7. Плутарх. Об Эроте 4, пер. Я. М. Боровского

8. Сюдо́ — традиционные японские гомосексуальные отношения между взрослым мужчиной и юношей. https://ru.wikipedia. org/wiki/%D1%FE%E4%EE. Похожая ситуация была и в других азиатских странах. По данным исследования Г. Б. Дерягина "Гомосексуализм. Бисексуальность", в Китае как до нашей эры, так еще и в XIX веке н. э., вплоть до коммунистических репрессий ХХ века, мужская гомосексуальность и проституция были вполне обыденным явлением. Этому способствовало отсутствие христианских и мусульманских влияний, хотя в XVIII веке и предпринимались попытки соответствующих запретов и наказаний. Гомосексуальные отношения по взаимному согласию между взрослыми мужчинами, а также с юношами в Китае считались вполне нормальными, периодически становились даже модными. В Индии запреты на гомосексуальные отношения также появились только с периода ее колонизации англичанами.

9. Цит. по Филиппов В. В., Елисеев М., 10 мифов Древней Руси. / М.: Эксмо. 2014.

10. У викингов допустимой нормой был активный гомосексуализм, в то время как пассивный порицался. Уступить другому мужчине (в сексуальном смысле) приравнивалось к трусости – из-за вошедшей в обычай сексуальной агрессии к поверженным врагам. Данная практика отражена, например, в саге Sturlunga. Особенно ясна она видна в части "Guðmundar dýra", где Гудмунд берет в плен мужчину и его жену и собирается в знак унижения изнасиловать обоих. (Ok var þat við orð at leggja Þórunni í rekkju hjá einhverjum gárungi, en gera þat vi Bjôrn prest, at þat þætti eigi minni svívirðing.) (Sørenson 82, 111; Sturlunga saga, I, 201). Знаменитый исландский герой Греттир, о котором саге Grettisfærsla сказано: "и брал он дев, и вдов, и чужих жен, и сыновей крестьянских, и старшин и купцов. И с коровами и козами близок был, да и со всеми созданиями живыми" (Sørenson 18).

11. 7 правило святителя Василия Великого "Мужеложники и скотоложники, и убийцы, и отравители, и прелюбодеи, и идолопоклонники — того же осуждения достойны. Поэтому правило, какое имеешь о прочих, соблюдай и о сих; а о принятии каявшихся тридцать лет в нечистоте, которую соделали в неведении, и сомневаться нам не надлежало".

12. Климент Александрийский "Педагог. Книга вторая". http://azbyka. ru/otechnik/? Kliment_Aleksandrijskij/pedagog=2_10#sel=7:1,9:2

13. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1903. Том 9, Книга 2, Беседы на послание к Римлянам.

14. Прп. Максим Грек "Нравственные поучения. Слово 19" http://azbyka.ru/otechnik/? Maksim_Grek/nravstvennye-pouchenija=19

15. Прот. Андрей Ткачев "Первое чудо. Беседы о браке и семье". Издательство "Послушник", 2012.

16.Протоиерей Василий Зеньковский "На пороге зрелости". http://lib.eparhia-saratov.ru/books/08z/zenkovsky/ripeness/3.html

17. Протоиерей Максим Первозванский "Ты и я. Любовь и влюбленность. Христианский взгляд"/ М.: Никея, 2013.

18. Цит. по книге священника Дионисия Тациса "Архондарик под открытым небом", М.: 1998.

 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru