Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Основы православной культуры


Осторожно: религиоведческая афера

От редакции: Насколько нам известно, сегодня в Москве, в Российской академии госслужбы при Президенте Российской Федерации проходит симпозиум по изучению опыта преподавания нового учебника "Основы религиозных культур и светской этики". На симпозиум, судя по всему, приглашены только адепты нового курса, голос критиков они стараются не слышать и не замечать. Надеемся, что предлагаемая публикация поможет неангажированным специалистам и чиновникам увидеть опасности внедрения нового курса в школьные программы.

Основы религиозных культур и светкой этикиПроблема преподавания "Основ православной культуры" неоднократно привлекала внимание православных публицистов. В последнее время она обострилась в связи с принятием курса "Основы религиозных культур и светской этики". Этот комплексный учебный курс изначально был создан по инициативе Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и поддержан Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и лидерами других традиционных российских конфессий. Второго августа прошлого года Президентом было дано поручение Министерству образования и науки России провести этот курс в жизнь.

Кажется - вот наконец-то... Благие намерения власть имущих. Но известно, куда временами ими вымощена дорога.

Вспоминается фельетон Аркадия Аверченко: "Король и поэт". Поэт на один день заменил короля и первым делом издал указ о помощи слепым со стороны полицейских. Следствием его явилось заключение в каталажку всех городских слепцов. Дело в том, что на каждой из ступенек бюрократической лестницы его указ искажался: вначале препровождение слепцов до места назначения, затем "куда следует", затем "тащи в каталажку". Во многом сходное извращение произошло и с внедрением данного курса.

С апреля этого года началась апробация, или "эксперимент" курса в 19 российских регионах. И кому же поручили его проведение? В очередной раз лис приставили пасти кур. Одним из организаторов эксперимента явился некто А.Я.Данилюк. В новейшую историю российского образования он вошел своей двадцатистраничной брошюрой "Концепция образовательной программы "Духовно-нравственная культура" (1-11 класс общеобразовательной школы). - М., 2007.

Вот какие содержатся в ней "перлы": "Политическая элита стоит перед дилеммой: допустить Церковь в сферу государственно-общественного воспитания, что приведет к снижению в общественном сознании ценностей образования, науки, к национально-религиозной дестабилизации страны и навсегда закроет перед Россией перспективу вернуть статус великой державы..." (с. 6). Прямо как в фильме "Сказка о потерянном времени: "Доносики строчим-с". Но уровень этого доносика пещерно низок: здесь и миф о том, что Церковь якобы враждебна образованию и науке (хотя русских в ней 80%, а считающих себя православными - 61%) и сказка о том, что Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна и, наконец, страшилка о том, что Россия погибнет как великая держава, если Церковь хоть чуть-чуть приобщится к сфере государственно-общественного воспитания. В общем, Емельян Ярославский и Лео Токсиль, как говорится, "отдыхают".

Вот еще шедевры: "Воспитание новых поколений россиян в православном духе преуменьшит в их сознании ценности образования и науки" (с. 5); "Преподавание... таких предметов, как "Основы православной культуры",... формирует разные религиозно-культурные идентичности, вступающие к тому же в конфликт с научным мировоззрением школьников, учителей и родителей" (с. 9).

То, что именно в недрах Церкви формировалось научное мировоззрение, что многие великие деятели науки и культуры (Кеплер, Мендель, Д.И.Менделеев, И.П.Павлов, В.О.Ключевский, - назвать можно десятки) были верующими людьми и что путь многих великих ученых до революции начинался в церковной школе, Данилюка абсолютно не интересует.

А вот уже на грани цинизма: "Исторический опыт свидетельствует, что обучение православию в школе само по себе не обеспечивает духовно-нравственное воспитание граждан. В начале прошлого века развязали гражданскую войну, а потом взрывали храмы, убивали невинных те, кто прилежно изучал Закон Божий в дореволюционной школе".

Начнем с того, что очень многие из тех, кто развязывал Гражданскую войну, к русскому народу и православному вероисповеданию не принадлежали. Во избежание раздувания национальных конфликтов, не будем упоминать народ, к которому они относились. Фамилии членов ленинского ЦК в 1918 говорят сами за себя [1].

А те, кто формально были православными, давно сорвали свой крестик, как Ульянов-Ленин и затем истерически требовали от своих соратников по партии "прекратить всякие заигрывания с боженькой".

А вот каков в реальности был уровень простых исполнителей. Религиозный писатель Марцинковский вспоминает о том, как он ехал в одном вагоне вместе с красноармейцами и они хвастались своими убийствами и грабежами. Он не выдержал: "Да как вам не стыдно? Разве этому учит Евангелие?" И стал им говорить о Христе. Те слушали-слушали а затем сказали: "А ты думаешь, нас этому учили? Нас лишь к крышке Евангелия водили прикладываться". Вывод ясен: революция и гражданская война произошли у нас не от избытка и недостатка православного образования.

Коммунисты со школьной наглядностью продемонстрировали, какие преступления может совершить человек, отрекшийся от Бога, либо забывший его. И после этого сваливать все на православное воспитание? Каким циником надо быть!

Без преувеличения, подобные высказывания тянут на 282 статью УК. Данилюк, без преувеличения, занимается преступлением перед Россией и Русским народом, как и иными ее народами, пропагандируя концепцию религиозной креолизации, т.е. уничтожения чистых религиозных типов и смешения - католиков с православными, христиан с иудаистами, создавая по сути дела нового человека - религиозного космополита или "номада", которому "дороги все речи и всем богам он посвящает стих".

Именно в креолизаторском ключе и построено "Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации" [2]. Авторы Пособия в основу курса закладывают установку о том, что только с существенной религиозно-мировоззренческой примесью иудаизма (в первую очередь) и еще ряда других религий можно позволить детям изучать основы православной культуры, но главное - что учителя, допускаемые к преподаванию предмета "Основы православной культуры", в добровольно-принудительном порядке должны пройти изучение иудаизма и приобщиться к нему.

Возникает, однако, вопрос: а насколько современный иудаизм соответствует вере Израиля эпохи Христа? И насколько он соответствует рецепции Ветхого Завета в Православной Церкви?

Ответ будет скорее отрицательным.

Даже с чисто исторической точки зрения мы не можем поставить знак равенства между интертестаментарным (межзаветным) и современным иудаизмом.

Современное синагогальное богослужение формируется, начиная с III в., если не позднее. Пасхальный чин (седер ха песах) опять-таки, складывается в позднеримское время, если не позднее.

Даже канон Священного Писания определяется в 90 годы I в. после того, как христиан официально и торжественно отлучили от синагоги.

А что касается стороны идейной, догматической. Основой христианской веры является исповедание Иисуса Христом, Сыном Божиим. "Если будешь веровать, что Иисус есть Христос, то спасешься".

А что говорит Талмуд? Щадя нервы читателей, опустим все гнусности, которые Талмуд изрекает в адрес Господа Нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Достаточно лишь сказать, что он называет Спасителя "сыном Пантеры", считает Его вором, укравшим дар чудотворений из Иерусалимского храма, и самозванцем, за которого в течение 40 дней суда не заступился никто [3].

Религиозное отчуждение между Церковью и иудаизмом было закреплено в каноне Трулльского собора (12 правило). С другой стороны, в высказываниях Талмуда мы можем найти не просто уничижительные, но временами и расистские формулировки в адрес не-евреев, в особенности христиан. Опускаю их, с целью не раздувать межрелигиозные и межнациональные противоречия.

Вывод таков: либо преподавателям придется рисовать розовую идиллическую картину и тем самым дезинформировать своих учеников, либо говорить им правду, но тем самым провоцировать "возбуждение вражды и ненависти" по религиозному признаку" и тем самым заниматься самой настоящей уголовщиной. Иными словами, авторы пособия устраивают самую настоящую ПРОВОКАЦИЮ.

Далее. В пособии сказано: "Ребенок должен иметь возможность "примерить" на себя как можно большее количество коммуникативных ролей" (с. 7), дети должны будут "играть" в "симулирование" (с. 56), "вживаться" в заданные роли (с. 56), "проживать" связанные с религиозным опытом ситуации (с. 56).

C православной точки зрения подобная "игровая постановка" является "мерзостью пред Господом". Значит, крещеный православный ребеночек должен вместе с иудейской толпой кричать перед судилищем Пилата: "Возьми, возьми, распни Его"? Или с теми же иудеями провозглашать "херем" (т.е. проклятие") минним, то есть еретикам, в т.ч. христианам? Или медитировать вместе с буддистами? Или вкушать "прасад в честь Кришны"? Тогда он перестает быть православным, ибо в одном случае вместе с иудеями участвует в распятии Христа, в другом - либо занимается мечтаниями, либо напрямую общается с демонами. В третьем - вкушает идоложертвенное, вопреки заповеди св. апостола Павла: "Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую" (1 Кор. 10:12).

Рассмотрим другой замечательный пассаж "Пособия": ребенок должен "симулировать" роли представителей иных конфессий, стремиться к "проживанию их эмоциональных состояний, "реконструированию" с помощью воображения их чувств".

Известно, что Православная Церковь запрещает молиться даже с инославными христианами именно из опасения "проживания их эмоциональных состояний", то есть приобщения к ложному мистическому опыту, к тому, что называется "прелестью" или духовным самообманом. Достаточно вспомнить эротические элементы в молитве Терезы Авильской, слащаво-горделивые мотивы в молениях Франциска Ассизского, чтобы понять мотивы подобных запретов. А теперь то, что запрещает Церковь, будет в обязательном порядке навязываться ее малолетним чадам, неспособным самостоятельно сопротивляться этому натиску и обману!

Без возмущения невозможно читать ряд пассажей пособия издательства "Просвещение" "Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: Справочные материалы для общеобразовательных учреждений" [4]. Кажется, что ее писали во времена хрущевских гонений на Церковь, или в "Союзе воинствующих безбожников".

"Книга для учителя" внушает воинствующе атеистические установки о противостоянии "церковных обскурантов" и "свободомыслия" (с. 17), о выступлениях церковных иерархов против "наследия... реформационных, антиклерикальных движений" (с. 22), о "конфликтах между церковью и писателями, поэтами, композиторами, протестовавшими против духовной цензуры" (с. 22), о том, что "все евразийские и восточные деспотии имели во многом религиозную основу" (с. 24-25), об "освобождении науки от диктата церкви" (с. 17).

То, как методисты Министерства просвещения в начале 2000-х годов навязывали для аккредитации в светских религиоведческих вузах (например, в ВРФШ СПб) такие спецкурсы, как "Свободомыслие и атеизм", автору известно не понаслышке. Но все же студенты - взрослые люди, способные сами разобраться в проблеме. А здесь этот яд вливается в уши детей.

На самом деле, Церковь настоящей науке практически не препятствовала, а временами хватала за руку оккультистов, вульгарных антинаучных материалистов и спиритов (как однажды это сделал великий русский химик, горячо верующий православный человек и монархист Дмитрий Иванович Менделеев). Ну а насчет цензуры... Неужели скабрезные антирелигиозные стишки типа "Гаврилиады", от которой отказался позднее сам Пушкин, были достойны появления в свет?! И не погибает ли сейчас наше информационное общество от практического отсутствия отбора и цензуры, когда откровенные помои выдаются за последнее слово науки и искусства? Но авторам - все равно. Отставные атеисты не хотят пропасть с голоду и тряхнуть стариной, соединяя приятное с полезным, ностальгически вспоминая старые времена и адресуя учителей к широкому кругу "атеистической литературы, включающей сочинения отечественных авторов" (с. 16).

В "Книге для учителя" содержится ряд откровенно оскорбительных, хамских высказываний в адрес Православной Церкви и иных традиционных конфессий. Вероучение Русской Православной Церкви оскорбительно названо "проявлением идолопоклонства" (с. 22), правда, стыдливо прикрыто ссылкой на некоего убежденного христианина. Русской Православной Церкви ложно приписан некий "православно-языческий синкретизм" (с. 14-15). Комментировать этот бред не считаю нужным.

Раздражает авторов и красота Православного богослужения, некогда приобщившая к спасению послов князя Владимира, а чрез них и весь Русский народ. Ничтоже сумняшеся авторы заявляют, что "современная церковь стремится придать своим обрядам большую помпезность" (с. 23). Интересно, а как? Сколько лет литургикой занимаюсь, литургически-помпезных реформ не заметил. Органы вроде в храмы не вкатывают.

Богослужебное пение в Римо-католической церкви оценено как характеризующееся "приторно-слащавым стилем итальянской школы" (с. 23). Авторы явно не в теме и в костеле не были ни разу.

Авторы заявляют, что протестантская этика "оказалась ненужной" (с. 16) и тем самым подло бьют в спину российским протестантам, которые, несмотря на чудовищный натиск с запада все же стараются сохранять традиционные нравственные нормы и в этом ориентируются на Православную церковь, а не на взгляды и практику своих европейских единоверцев. Достается и мусульманам. Пособие навязывает читателю мнение о том, что религиозность среди мусульман смыкается с фанатизмом, экстремизмом и терроризмом (с. 15, 24 и др.). Тем самым они действуют на руку радикальным мусульманским фундаменталистам и террористам, отталкивая от Российской государственности и культуры традиционных мусульман-сунннитов, а также последователей суфизма (в частности на Северном Кавказе), которые все же стараются мыслить свою религию в категориях мира, а не джихада (само слово "ислам" означает "мир", "покорность") и открыты к диалогу с властью и Русской Православной Церковью.

Подобные формулировки лишь провоцируют антироссийские настроения среди мусульман и накаляют обстановку. Зато в пособии всячески пропагандируются иудейские фундаменталисты-хасиды в ущерб иным направлениям иудаизма. Понятно, на кого работают авторы...

И, наконец, авторы пособия откровенно "крышуют" секты. Так, на с. 53 они с сожалением сообщают, что "в последние годы население страны стало более негативно относиться к нетрадиционным для России религиозным направлениям", в частности - к кришнаитам, свидетелям Иеговы, мунитам, мормонам. То, что за этими сектами стоят тысячи разбитых семей, погубленных судеб, десоциализированных людей, авторов не интересует. А вершиной религиозности авторы считают... теософию: как "религиозно-философское учение о "скрытых" способностях человека и об их развитии, открывающем путь достижения абсолютных знаний, вплоть до бессмертия,... синтез новейших научных достижений (главным образом в сфере психологии и космоса) и сакрального мистического опыта всех религий и философских систем".

Кажется, все ясно. Вместо воспитательного курса "Основы православной культуры" мы получили креолизированный курс, направленный на вливание в младенческие мозги продуктов всех религий и создание религиозного космополита, религиозного бомжа, "орудия всемирного смешения".

Процесс внедрения "Основ религиозных культур и светской этики" захватили в свои руки грантоеды - атеисты и теософы, симпатизирующие хасидам и теософии, но стремящиеся унизить Православную Церковь, стравить традиционные конфессии с Церковью и властью. И если мы не мобилизуемся и не воспротивимся этим пагубным процессам, мы потеряем наших детей. И теперь не только неверующих, как прежде, но уже и верующих. Ибо их стремятся ЛИШИТЬ НЕВИННОСТИ.

Владимир Василик, диакон

Русская народная линия - 25.09.2010.

Примечания

1. Желающих разобраться в этом вопросе адресую к работам Мельгунова, Р.Гуля и др.

2. Йоффе А.Н., Мишина Е.А., Обернихина Г.А. Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Рук. проекта А.И.Рытов; Науч. рук. проекта Э.М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2010. – 60 с.

3. См. Иисус Христос в документах истории. СПб. 2007. С. 269-291.

4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / Б.X. Бгажноков, О.В. Воскресенский, М.Ф. Муртазин, Н.Л. Мусхелишвили, В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010. – 239 с.

 

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы православной культуры - в помощь учителям и родителям"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru