Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Основы православной культуры


Выбрать надежный ориентир

Уже второй год в школах Томской области начнется преподавание курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ).  Профессор, доктор педагогических наук, Татьяна Анатольевна Костюкова разъясняет почему современным детям крайне важно иметь представление о религиозной культуре своей Родины.

- Татьяна Анатольевна, не секрет, что у многих родителей, новый экспериментальный курс вызывает настороженность и даже неприятие. Как Вы думаете, в чем причина?

- Настороженность вызвана, на мой взгляд, прежде всего, незнанием его содержания, опасением того, что это реанимация "Закона Божия", преподававшегося в дореволюционной школе. В немалой степени этому способствует не совсем корректное название курса, как бы противопоставляющее светское и религиозное. На самом деле, все его модули являются светскими, несущими культурологическое  знание подрастающим поколениям. Более того, модуль ОПК представляет несомненный интерес и для представителей всех традиционных культур, в нем исключена какая-то бы ни была конфронтационность, критика других конфессий, к которым демонстрируется самое уважительное отношение.

- Сейчас много говорится о том, что курс ОРКСЭ и, в частности, ОПК, носит культурологический, а не религиозный характер. Объясните, пожалуйста, в чем принципиальная разница?

- Культурология, как известно, это наука о теории и истории культуры, первоначально понимаемой как возделывание почвы, ее культивирование. Одной их фундаментальных характеристик культуры является традиция, т.е. исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Курс ОПК нацелен на то, чтобы  познакомить ребенка с основным фондом представлений, которые были свойственны людям, усвоившим православную культурную традицию. В этом курсе школьники получат информацию о том, во что верят православные христиане, что говорит о человеке, добре и зле, долге и ответственности, милосердии и сострадании православная культура, каков ее символический язык (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), почему семья считается главной ценностью... Никаких духовных практик (молитвы, исповедь, причастие и пр.) в их отношении применено быть не может. Поэтому, на мой взгляд, напрасны все волнения по поводу того, что ребенок, выбравший, например, курс ОПК будет его слушать с тем же погружением, как если бы ему преподавали курс "Закона Божия", в основе которого напрямую стоит вопрос веры. Таким образом, конституционный принцип светскости образования, ни в коем случае не нарушается, здесь совершенно не о чем волноваться. На самом деле прикосновение к религиозным ценностям несет созидание, а не разрушение.

- Как эта информация будет работать? Как ребенок будет использовать эти знания? Как они ему помогут в жизни?

- Получив эту информацию, дети позже смогут подойти к стадии самоопределения – принимать им эту традицию или не принимать. Как ребенок может употребить эти знания? Религиозные знания находятся в ядре любой культуры, какую бы мы не взяли. Российскую историю, литературу, искусство трудно понять, а, следовательно, принять, не зная их религиозно-культурологических основ. И ознакомившись с ядром культуры, ребенок будет глубже понимать культурное наследие своего народа, преемником которого он является. Он с большим основанием сможет стать, по выражению Николая Бердяева, "зрячим патриотом своего Отечества", сформировать мировоззренческую и ценностную основу своей "Я-концепции", включая в неё нравственные идеалы, воплощённые в образах соотечественников, явивших своей жизнью примеры духовного подвижничества. К предполагаемым личностным результатам следует отнести и развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и подлинной свободе в православии.

- То есть религиозные ценности актуальны? В чем их актуальность?

- Если мы задумаемся о целях образования, то на первый план выходит личностное развитие ребенка, включающее формирование ценностно-смысловых ориентаций, прежде всего, принятие и уважение ценностей семьи, иных культур, конфессий, готовность к саморазвитию. В этом смысле новый курс предлагает комплексный ориентир, вбирающий в себя базовые национальные ценности народов, населяющих Россию, необходимый для формирования гражданской идентичности и модели поведения. "Прорыв", который привносит новый курс, на мой взгляд, состоит в преодолении существенного недостатка современного образования, состоящего в том, что оно сегодня не обладает достаточными возможностями для консолидации российского общества на основе национальной традиции. Оно ориентировано только на нерелигиозную духовную традицию, что разделяет атеистов и других граждан, принимающих идеалы той или иной традиционной религии. В содержании общего образования размыты духовные идеалы, нравственные ценности, моральные нормы, которые предельно конкретизирует вводимый курс.

Наталья Шитикова

"День добрый"

(Приложение "Томский вестник") -  18.02.2010.

 

***

Татьяна Анатольевна Костюкова, профессор, доктор педагогических наук. Закончила исторический факультет ТГУ, работала учителем истории и правоведения,  организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы, затем прошла путь преподавателя высшей школы от должности ассистента до профессора. Защитила докторскую диссертацию по проблеме самоопределения личности в традиционных духовных российских ценностях. В разные годы работала научным консультантом МОУ "Поросинская СОШ Томского района" и Гимназии №56 г. Томска по введению программы духовно-нравственного воспитания и "Основ Православной Культуры".

 

 
Читать другие статьи спецвыпуска газеты "Томские епархиальные ведомости" - "Основы православной культуры" - шанс детей стать и счастливыми и духовно богатыми
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2018

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru