Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Основы православной культуры


Основы религиозных культур - что это? И зачем это нужно?

Томская область вошла в число тех регионов, в которых с апреля месяца 2010 года вводится в школьную программу предмет "Основы религиозных культур и светской этики".

Эти курсы вводятся в учебный процесс в соответствии с президентской программой духовно-нравственного воспитания молодежи и подрастающего поколения. В рамках данного курса предлагается 6 предметов, из которых каждая семья должна свободно выбрать тот, который будет преподаваться их ребенку. Это "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддистской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики". Для того чтобы сделать осознанный выбор, необходимо понять, а что же конкретно подразумевается под каждым из этих предметов, чему будут обучаться наши дети?

Во-первых, сразу следует оговориться, что речь вовсе не идет о преподавании религии. Принципа светскости образования никто не отменял. Речь идет о предметах культурологических. Культура - слово очень многозначное. В данном случае речь идет о тех фундаментальных духовно-нравственных ценностях, которые составляют основу, базис самоидентификации нашего народа. По выражению академика Д. С. Лихачева знание своей культуры является "нравственной оседлостью" человека, без которой не может развиваться ни личность, ни народ, ни государство. Основной задачей, которую поставил президент перед этим курсом, является именно воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своему народу, к своему отечеству, к тем духовно-нравственным достижениям, которые в течение целого тысячелетия создавал наш народ. То есть, ни о каком преподавания "Закона Божия" речь не идет. Предмет будет преподаваться светскими педагогами. К каким-либо церковным службам и обрядам никто никого принуждать не будет.

Школа, к сожалению, давая определенный объем знаний детям, очень мало уделяет, или даже вовсе не уделяет внимания именно воспитанию детей. Теперь уже по прошествии многих лет мы видим горькие плоды такого "образования". Целое поколение потеряло всякие нравственные ориентиры в жизни, и для многих наших молодых соотечественников жизнь потеряла нравственное наполнение и превратилась в деградацию и разложение. Достаточно посмотреть статистику детской наркомании, пьянства, проституции, ужасные преступления, о которых можно прочитать в средствах массовой информации - это уже громкий и тревожный набат о том, что нужно что-то делать, иначе наша страна и народ попросту прекратит свое существование в скором времени. Ко мне, к священнослужителю, десятками обращаются заплаканные мамы со словами: "Что стало с моим ребенком? Запивается, работать не хочет… А такой хороший мальчик был, умный, учился хорошо…"

Но почему 6 предметов? Хотим мы этого или не хотим, но исторически сложилось так, что культура нашего народа основывается на духовно-нравственных ценностях Православия. Достаточно вспомнить, что самая письменность наша пришла к нам от святых просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия. Разумеется, человек православной культурной традиции, и верующий православный человек – это вовсе не одно и то же. По статистике 80% крещеного населения в России, то есть тех, кто так или иначе себя ассоциирует с Православием, и, наверное, значительно меньше тех, кого действительно можно было бы назвать верующими людьми. Поэтому изучение своей родной культуры – это обязанность всякого образованного человека, независимо от его религиозных убеждений.

Конечно, в большом и многонациональном нашем государстве есть регионы, где преобладающей культурой является не православная. Например, в Татарстане - ислам, или в Бурятии - буддизм. Именно для того, чтобы каждый народ имел возможность изучения своих национальных традиций, предложены основы иных религиозных культур.

Культура, как явление духовно-нравственного плана неразрывно связана с религиозным самосознанием народа. Нерелигиозной культуры просто не может быть. Нет ни одного народа на земном шаре на всем историческом пространстве, который бы создал нерелигиозную культуру. Основными нравственными ценностями в православной культуре являются: почитание старших ("Чти отца и мать твою…"), ценность человеческой жизни ("Не убей"), ценность семьи и брака ("Не прелюбодействуй"), ценность частного и общественного имущества ("Не укради"). Высшими нравственными ценностями являются любовь, милосердие, сострадание, патриотизм, уважение своего языка, народа, тех традиций и ценностей, которыми наш народ жил веками. Именно об этих понятиях будет идти речь на уроках православной культуры. Ознакомиться с учебником по основам православной культуры можно в интернете на сайте www.kuraev.ru в разделе ОПК в школе.

Предмет "Основы мировых религиозных культур" лично мне кажется странным, по той причине, что невозможно научить человека любить и уважать сразу все многоразличные культурные традиции разных народов. Не может человек полюбить чужое, если он не научился любить и уважать свое. Не будет человек любить свое отечество, если он не научился любить свое село, свою улицу, свой домашний очаг. Я очень поверхностно знаком, скажем, с буддистской культурой, и это не мешает мне нормально жить в обществе, но если бы я, скажем, поехал жить в Бурятию, то мне, конечно, не помешало бы знать культурные традиции того народа, независимо от моего вероисповедания. Но поскольку я живу в Каргаске, мне традиции буддизма не очень нужны в жизни. Нужны ли такие знания вашим детям – решать вам.

"Основы светской этики" - это предмет о нравственности и морали атеистической. Без сомнения, есть вполне убежденные атеисты в нашем обществе, и такая позиция имеет право на существование. Но подумаем о том, что такое атеистическая мораль. Этика – это ведь вовсе не этикет, не учение о том, в какой руке держать нож и вилку и как правильно вести себя за столом. Представьте себе человека, который держит нож в правой руке из этических соображений! Это же просто смешно. Этика – наука о нравственности и морали. Атеистическая этика основывается на понятии о совести не как о высшем нравственном законе, данном человеку, а только лишь как о рефлексии (то есть осмыслении) внешнего закона, по которому живет общество. Иными словами, пока есть статья за воровство в уголовном кодексе, то воровать нельзя, а исчезнет такая статья, значит – можно. Или если не видит никто, значит – можно. Хотим мы жить в обществе с такой этикой? Да мы ведь уже жили в нем в недавнем прошлом и имеем понятие об атеистической морали. Достоевский сказал: "где нет Бога, там можно все".

Превосходно сформулировал принцип светской этики английский философ Гоббс (16-17 века, основатель механистического материализма) – "Человек человеку волк". Этим все сказано. Атеистическая этика не имеет незыблемых нравственных принципов, в отличие от религиозной. Ну, скажем, ценность семьи и брака. На западе уже давно идет усиленная пропаганда гомосексуализма, а, следовательно, полная девальвация ценности нормальной семьи. Где гарантия, что подобных законов не будет у нас через 5-10 лет? Вот и будет тогда светская этика… Или ценность человеческой жизни. В Голландии уже давно принят закон об эвтаназии. Стал старый больной человек не нужен никому, ни детям, ни обществу – отвезли в больницу, усыпили и вечная ему память… Как кошку, которая надоела, в ветеринарный участок. Где гарантия, что такого не будет у нас через 15-20 лет, а то и гораздо раньше?

Специалисты в области этики говорят, что предмет этот должен преподаваться в ВУЗах на специальных кафедрах, а не 10-летним ребятишкам. Изученный  мною учебник по светской этики написан тяжелым, академических и нудным языком. Писал его человек, никогда не работавший с малыми детьми. Он однозначно будет скучен для детей.

Но в любом случае, последнее слово за родителями, то есть за вами.

Дорогие родители! Вам предстоит сделать осознанный выбор. Вы имеете полное право на совершенно добровольный выбор, никто, ни я, ни руководство школы, ни завучи с директорами не имеют право оказывать на вас давление. Проявите гражданскую позицию! И пусть главным вашим советником будет ваша любовь к своим детям и ваша совесть.

Если вы желаете, чтобы вашему ребенку преподавался иной предмет из данного блока, нежели тот, который вам предлагает руководство школы, вы имеете законное право написать заявление об этом на имя завуча или директора школы. Если ваше заявление по какой-либо причине не будет принято, прошу обращаться непосредственно ко мне.

Феодор Прокопов, игумен, настоятель

прихода Спаса Нерукотворного с. Каргасок

 

В сокращенном варианте эта статья

 была опубликована в газете

 "Северная правда" № , 2010.

 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru