Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Основы православной культуры


Методы и приемы, направленные на формирование духовности, нравственности и патриотизма в рамках ФГОС

Сегодня в учреждениях образования России вводится новый образовательный стандарт, который обязывает каждую школу иметь программу духовно-нравственного воспитания. При этом школа и родители свободны в выборе духовной культуры и нравственных принципов, на основе которых и строится программа. Правительство пошло по пути реанимации духовности и нравственности также через введение в цикл школьных предметов нового курса "Основы религиозных культур и светской этики"...

***

Ни для кого не секрет, что наше общество больно. И спасти его может только чудо…

Сегодня в учреждениях образования России вводится новый образовательный стандарт, который обязывает каждую школу иметь программу духовно-нравственного воспитания. При этом школа и родители свободны в выборе духовной культуры и нравственных принципов, на основе которых и строится программа.

Ни для кого не секрет, что наше общество больно. И спасти его может только чудо… Фото - Священник Дионисий Землянов - www.pravoslavie.tomsk.ru

 

Фото - Священник Дионисий Землянов - www.pravoslavie.tomsk.ru

Правительство пошло по пути реанимации духовности и нравственности также через введение в цикл школьных предметов нового курса "Основы религиозных культур и светской этики". И даже эта мера вызвала раскол в общественном мнении. Родители, чье сознание сформировано в эпоху духовного бездорожья, увидели угрозу обращения своих детей в религию. Страдая от несоблюдения детьми заповеди "Чти родителей своих", родители не хотят понять, что нашу культуру всегда насыщали Христианские ценности.

С чем связана такая агрессия в общественном мнении? Может, люди просто испугались своей некомпетентности: вот придет ребенок домой и спросит, почему в красном углу нет икон?

Конечно, учитель воздействует на мировоззрение ребенка. Но новый курс ни в коей мере не посягает на мировоззрение, потому что это всего 34 часа. Более того, родители могут выбирать модуль, соответствующий их вероисповеданию. Задача курса – дать элементарные понятия о добре и зле. Мы живем в век информационных технологий, когда в потоке информации надо не только выделять главное, но и научить детей интерпретировать информацию с позиций нравственности и духовности. И если мы этому не научим их, то Раскольниковы, как символ зла, будут всегда.

Проблема еще и в том, что и по сей день есть такие учебные учреждения, которые лишают родителей даже права выбора в рамках нового курса "ОРКиСЭ". Волей администрации вводится только "Светская этика". И складывается такое впечатление, что курса в принципе нет. А учителю, например, литературы, который в рамках ФГОС и прохождения программного материала рассматривает категории духовности и нравственности, грозят пальцем.

***

Читайте также по теме:

***

Еще в январе 2013 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин обратился к россиянам с посланием, где есть фраза, в которой достойно внимания каждое слово:

"Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать. Школа не просто передаёт набор знаний. Думаю, вы со мной согласитесь: качественное обучение без воспитания невозможно. Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательного компонента, и в первую очередь она должна быть современной".

Владимир Путин говорит, прежде всего, о системе образования. Ключевое слово "Образование" не должно быть заменено только на обучение, как часто сегодня это происходит в школах, заинтересованных только в высоких показателях ЕГЭ. Президент в одном предложении выводит формулу настоящего образования: "Обучение плюс воспитание". Я знаю школы, где слово "воспитание" было интерпретировано как увеличение досуговых мероприятий, включая и такие праздники, как Хеллоуин.

Виктория Куренкова. Томские педагогические Макариевские чтения (2013)

Виктория Куренкова. Томские педагогические Макариевские чтения (2013)

Мы, педагоги, формируем, прежде всего, образ современного учащегося. Велика сила воздействия учителя на мировоззрение ребенка, на образ его мыслей, на понимание себя, созданного по образу и подобию Божиему, и осознание своего места в мире. И мы несем ответственность за то, какие личности мы формируем, потому что от этого зависит будущее России. Все педагоги должны понимать, что слово, сказанное от интеллекта, не изменяет души, потому что является плотью.

Как воспитать эмоционально зрелую, духовно и нравственно развитую личность?

Для достижения этой цели необходима система педагогических действий, направленных на формирование личности ребенка.

Реальное состояние современного общества напоминает дохристианскую языческую эпоху. С одной стороны, инновации и нанотехнологии, а с другой – ни для кого не секрет, что мы со спокойной совестью констатируем распадение духовности и нравственности и возрастание прагматизма. Мы говорим уже без сожаления, что молодое поколение – прагматики.

Это классика жанра. Еще Н.В. Гоголь в поэме "Мертвые души", написанной в первой половине XIX" века, размышлял, по какому пути развития пойдет Россия. В двадцатом веке писатели-шестидесятники В.Астафьев, В.Распутин переживали по поводу процесса разрушения русского традиционного национального патриархального уклада жизни. А.И.Солженицын создал идеальную модель русского национального характера, в котором гармонически сочетаются духовность и практичность. И предсказал уже в рассказе "Матренин двор", к чему приводит разрушение духовности и перерождение практичности в прагматизм.

А ведь литература – наш культурный код. Уроки жизни и знания о себе мы получаем именно из художественных текстов. Литература, и прежде всего Духовная (она включена в программу), всегда стремилась показать, как человек побеждает грех. А современная литература, массовая, отражает нашу современную жизнь и показывает, как грех победил человека.

В концепциях о современном человеке, который востребован социумом, отмечаются такие качества, как динамизм, компетентность, ответственность за принятые решения. Вводятся все новые понятия, направленные на развитие в человеке эмпатии, толерантности, которые, якобы, спасут наше общество, помогут быть более терпимыми друг к другу. Это западно-европейская модель человека. Правда, и в ней отмечается необходимость наличия нравственности, потому что безнравственные люди никому не нужны.

Какие понятия истинные, а какие ложные? Куда делись из нашего лексикона такие простые слова, как милосердие, любовь к людям, послушание, смирение? Почему слово страсть в сознании современного человека не ассоциируется с болезнью, с зависимостью? Почему слово свобода мы интерпретируем только как возможность выбора?

Истинные смыслы заложены в Православной культуре. И если литература наш культурный код, то Библия (как книга книг) – Евангелие - наш духовный код.

Сегодня много говорят о возрождении национальной идеи, о её поисках. Определенные исторические события, которые Россия пережила благодаря Октябрьской революции, удивительно быстро (за 70 лет) уничтожили веками сформированные устои нашего общества. И мы стали Иванами, не помнящими родства (Пример из повести Платонова "Котлован").

Недавно Президент Владимир Путин, выступая в Уфе, сказал, что всегда Россия, большинство населения которой составляли православные христиане, показывала пример веротерпимости и мудрости. Каждый народ, каждый этнос сохранил свою самобытность". Да, это происходит с теми, кто живёт и воспитывает своих детей в традиции.

А всё ли так благополучно вокруг нас? Я учу разных детей, разных национальностей и вероисповедания. И вижу, что более нравственны дети-мусульмане. А вот те, кто крещён в православной вере, остаются по своему мировоззрению язычниками, отброшенными в дохристианскую эпоху.

Государство предпринимает попытки по возрождению нашей исторической памяти и идентификации. Например, сегодня и в светском календаре есть такой Праздник, как День семьи, любви и верности – 8 июля – в честь Святых Петра и Февронии Муромских. Но мало, кто знает об этом. А вот 14 февраля – День Святого Валентина празднуют все и знают, как день всех влюбленных. Несомненно, наше государство многонациональное и многоконфессиональное, и происходит взаимопроникновение культур, в основе которых – общие нравственные ценности, любовь к Отечеству, которое одно у всех.

Но почему люди забывают, что нашу культуру и литературу всегда наполняли православные ценности? Почему, когда начинаешь говорить о категориях духовности и нравственности на уроках литературы, постоянно приходится упоминать о культурологическом плане? Почему и сегодня многие учителя проговаривают слово религия как ругательное?

Я приведу только два примера: Урок истории – тема "Христианство" – учитель принимает решение тему не проходить, потому что это религия. Или команда учащихся не побеждает в интеллектуальных играх, и по возвращении в школу педагог говорит: "Что это они одну религию в вопросы вставили?"

Как прием убеждения, конечно, можно использовать в диалоге с педагогами слово "некомпетентный". Этого слова современный человек боится, потому что показаться некомпетентным – плохо. Такая форма, как дебаты, во ФГОСах приветствуется. Но чаще я ощущаю себя, как герой в произведении А.П.Чехова "Студент", который рассказывает накануне Праздника Пасхи историю отречения Апостола Петра. И остаётся только сказать (не вслух, а тихонько, про себя): "Я отряхиваю прах вашего города, но знайте, что приближается Царствие Божие".

Мне всегда было легко говорить о категориях духовности и нравственности потому, что и по сей день литература остаётся чуть ли не единственным предметом гуманитарного цикла, где эти категории являются фундаментом. Но именно сегодня я слышу на родительском собрании: "А почему вы с детьми о боге говорите?" Я вспоминаю, что анализировали стихотворение А.С.Пушкина "Пророк". "Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился" - пустыня как метафора души, в которой пусто и темно. Каждый человек в жизни переживал ситуацию духовного кризиса. Но мама ученицы ждет ответ. Я вспоминаю слова: "И шестикрылый Серафим - это кто?" Дети отвечают: "Посланник Бога". А в конце помните: "И Бога глас ко мне воззвал". Если есть у писателя такие слова – мы интерпретируем их.

Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина "Пророк". Лев Дурасов (1999)

Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина "Пророк". Лев Дурасов (1999)

Помните, в "Евгении Онегине" герой А.С.Пушкина в конце романа "читал духовными глазами"? Как научить этому детей? Ведь и сегодня многие не разбираются глубоко с этими понятиями, пишут через запятую на доске "Духовные, нравственные искания князя Андрея Болконского".

А ведь идеальную модель общественного устройства можно представить, если общество будет состоять из людей, которые живут по законам духовности и нравственности. С термином "нравственность" относительно понятно: на уровне поступков живи по заповедям (не убий, не прелюбодействуй, не укради). Если все будут высоконравственными людьми, то жить в таком обществе будет легко. Не будет брани видимой.

Все сложнее на уровне брани невидимой, которая происходит внутри каждого индивидуума. И к какой бы национальности или вероисповеданию мы ни принадлежали, все мы люди. И мы должны понять, что истинные враги не вне нас, а внутри каждого. Все мы обижаемся, гневаемся, пустословим, впадаем в уныние. Мы ищем свободы, не понимая, что истинная свобода внутри нас. Когда мы перестанем быть зависимыми от страстей, от грехов, которые управляют нами, мы будем истинно свободны. И эти категории имеют прямое отношение к сфере духовности.

Сегодня мы не просто погрязли в грехах. Грех стал нашей нормой жизни. Современные дети рассуждают о том, что зависть бывает "черная" и "белая". Мы не понимаем, что изначально – это страсть, болезнь. Мы научились оправдывать любой свой безнравственный поступок, потому что в природе человека заложено такое качество, как обвинять других в своих бедах и проблемах. Это старо, как мир. Еще Ева, оправдывая себя, обвинила Змея – искусителя, а Адам обвинил Еву.

В своем послании нынешний президент России говорил о национальной идее, что нас, россиян объединяет. И такой идеей могут стать именно духовность и нравственность как традиция, в которой надо воспитывать детей.

К сожалению, в нашем обществе участились нападки на государство и церковь за выстраиваемый конструктивный диалог. Думается, это происходит потому, что с экранов ТВ звучат слова, которые не всем нравятся: "Нравственности надо принуждать". Я, как учитель, долго думала над смыслом этой фразы одного священника. Работая с детьми, я понимаю, что любое принуждение может вызвать отторжение. Помогли ученики, сказав однажды: "Плохим быть легко".

Вот так и происходит процесс взаимообогащения педагога и ученика: через диалог, через со-дружество и со-творчество.

И я поняла, что быть хорошим – это большой труд, это вечная борьба добра и зла лично в тебе. Ты себя принуждаешь быть хорошим, это и есть работа души. А плохим быть легко: не надо волю тренировать, не надо принуждать себя каждый день стараться быть хорошим.

Помню, как на образовательном Форуме молодежи "Томский Коллайдер" Алексей Васильев на вопрос участников: "Вы патриот?" Сказал: "Стараюсь им быть".

Алексей Васильев на Учебно-тренировочных сборы для детей и молодежи "Томская застава" (2013) - www.tomskzastava.ru

 

Алексей Васильев на Учебно-тренировочных сборах для детей и молодежи "Томская застава" (2013) - www.tomskzastava.ru

Большое внимание в речи Президента уделено выявлению "сильных, одарённых учителей. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать".

Мне хочется сказать слова благодарности нашей Митрополии и лично Владыке Ростиславу, за то признание скромных учительских трудов, которые отмечены еще первой поездкой в Иерусалим. Мы приехали оттуда другими. И я искренне воспринимаю всю дальнейшую деятельность не просто как социальное партнерство, а как служение.

Учителю, живущему в обществе, которое часто называют обществом потребителей, надо высоко держать планку истинно духовных и нравственных ценностей. На нас, педагогах, лежит большая ответственность: научить детей задумываться, что это наша страна, надо отдать ей все силы, вернуться к истинным ценностям. Мы все должны научиться не только потреблять, но и плодоносить.

Иллюстрацией к этому тезису является система деятельности при проведении олимпиады по журналистике "Информационная этика", которая уже третий год проводится в рамках Макариевских педагогических чтений. Являясь автором этого проекта, я хочу отметить интересный факт.

В 2011 году мы с детьми разбирались с такими понятиями, как "Страсти и добродетели". Затем пришло осознание, что вера без дел мертва. И в 2012 году детям были предложены номинации "Милосердие и благотворительность". А в этом году удивительным образом событие посвящено 700-летию Преподобного Сергия Радонежского. И мы постарались сформулировать номинации так, чтобы дети прикоснулись к той высокой планке духовности и нравственности, которую всегда задавали святые на Руси. Пусть в детской памяти закрепится фундаментальное понятие "Русь Святая". Может это поможет вернуть нашей истории её высокий духовный смысл? Именно эта тема является ключевой и в нашем журнале "Воскресные чтения" № 2.

Если говорить о приемах работы: их много. Например, исходя из прагматизма современного школьника сдать ЕГЭ по русскому языку, я рекомендую в качестве примера из литературы приводить притчи. Библейские мотивы сквозные в русской литературе.

Методы моей деятельности выстраиваются на технологии "Конвергенция": взаимопроникновение технологий исследовательских, текстотворчеста и журналистики. Выявляю ребенка, у которого есть личный интерес к исследованию притч. На разных этапах подготовки: предзащита, защита – ребенок выступает перед детской аудиторией. Это вызывает большой интерес у детей, они пишут сочинения – размышления по поводу проблем, поднятых в притчах. Тексты публикуются в нашем издательском проекте культурно-просветительском журнале "Воскресные чтения". Проект возник в результате деятельностного подхода, являющегося ведущим во ФГОСах, реализует компетентностный подход в работе с текстами на духовно-нравственные, патриотические темы, стал открытой медиакоммуникативной площадкой, так как является сетевым проектом, где взаимодействуют педагоги и дети всех школ Томской области, является метапредметным проектом социального партнерства.

Дети выступают с Устным журналом перед родителями. Такие методы работы способствуют формированию позитивного отношения общественности к Православной культуре.

Ниже предлагаю вашему вниманию фрагменты из моей методлической работы, ставшей победителем регионального конкурса "За нравственный подвиг учителя" в Томской области в 2013 году

Виктория Куренкова, учитель"

русского языка и литературы"

Северского физико-математического лицея,"

Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 29.10.2013.

***

Фрагменты из работы Виктории Куренковой - победителя регионального этапа конкурса "За нравственный подвиг учителя" в Томской области в 2013 году

1. Соответствие темы и содержания работы целям и содержанию Конкурса.

Указом президента РФ 2012 год был объявлен годом Истории государства Российского, а 2013 год - годом Охраны окружающей среды. Проблема памяти, воспитание патриотизма, духовности и нравственности становятся приоритетными сегодня и в образовании.

Проблема современного общества потребителей заключается в том, что мы привыкли потреблять. Человек возомнил себя царем и Богом, который может повернуть реки вспять. Но законы Бога вечны, и природа мстит человеку катаклизмами, экологическими катастрофами. И спасти страну может только чудо. Таким чудом является обращение наших взоров к духовной составляющей русской истории, культуры, литературы; в осознании того, что настало время не только потреблять, но и плодоносить. В педагогическом проекте - журнале "Воскресные чтения" № 3 тема экологии расширена благодаря рубрикам: "Экология истории", "Экология современности", "Экология души", "Экология культуры", "Экология природы". Очень радует, что в своих статьях дети пишут о том, что надо начинать с себя, с чистоты собственной души. (№ 3, стр. 3, 78, 81)

2. Способы (механизмы) решения задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, представленные в работе.

2.1. Разработана Авторская концепция "Конвергенция в педагогической практике: взаимопроникновение технологий исследовательских, текстотворчеста и журналистики на основе духовности и нравственности".

2.2. Разработана и опробована программа дополнительно образования "Медиаинформационная грамотность".

Данная программа состоит из трех модулей: "Текстология и Текстопорождение", "Введение в журналистику и Школьный журнал", "Исследовательский дебют".

2.3. Организуется участие детей во внешних образовательных событиях православной направленности: конкурсы, фестивали, исследовательские конференции, на которых дети представляют свои тексты, защищают исследования. Приоритетом в нашей деятельности является написание исследований по Евангельским притчам. Моими учащимися успешно защищены исследования по Притчам, которые опубликованы в журнале "Воскресные чтения": "Притча о сеятеле" (№ 1, стр. 96 – 97), "Притча о немилосердном должнике" (№ 3, стр. 129 -136), "Притча о милосердном самарянине" (№ 2, стр. 126 – 128), "Притча о блудном сыне" (№ 1, стр. 71 – 80); "Притча о заблудшей овце" и "Притча о потерянной драхме" - войдут в следующий номер журнала. Последнее исследование в виде статьи педагога опубликовано в Международном электронном научно-образовательном журнале "Медиа. Информация. Коммуникация" № 5 http://www.mic.org.ru/index.php/5-nomer-2013/167-aspekty-interpretatsii-evangelskikh-pritch-kak-opredelyayushchie-mediapovedenie-sovremennogo-podro"). Статья "Аспекты интерпретации Евангельских притч как определяющие медиаповедение современного подростка".

2.4. Систематически и целенаправленно педагог находит способы, приемы воспитания духовности и нравственности, медиакоммуникативной грамотности в учащихся и в урочном пространстве. Подробная статья педагога опубликована в сборнике Томской Епархии по результатам Кирилло-Мефодиевских чтений, 2013 год, стр. 121 - 126 (сайт чтений http://chtenia.ru/wpcontent/uploads/sites/2852/2013/02/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA-2013.pdf").

Статья об уроке литературы, на котором изучался рассказ А.П.Чехова "Студент" - в Приложении № 5.

2.5. В ходе реализации программы организуются особые коммуникативные пространства, которые способствуют появлению детских текстов, отражающих высокую духовную и нравственную позицию юных авторов:

- Опыт проведения педагогом мастер-классов "Медиакоммуникативная школа" и "Текстотворчество" на Областных Молодежных Форумах обобщен в педагогическом проекте;

- Олимпиада по журналистике "Информационная этика" в рамках Макариевских чтений (журнал "Воскресные чтения" № 2, стр. 58 – 86; № 3, стр. 50 – 100);

Технология реализации события:

- Олимпиада "Информационная этика" - конкурс по журналистике в рамках Кирилло-Мефодиевских чтений ("Воскресные чтения" № 1 стр. 108 – 114; "ВЧ" № 2 стр. 114 – 125; "ВЧ" № 3 стр. 13 – 42). Полученные тексты публикуются в журнале "Воскресные чтения".

2.6. Детский пресс-центр освещает события в рамках Дней славянской письменности и культуры. Вся информация есть на сайте чтений

1. "Работу чтений освещают юные журналисты" http://chtenia.ru/2013/05/18/rabotu-chtenij-osveshhayut-yunye-zhurnalisty/#more-1223"

2. Подведение итогов, награждение по результатам конкурса http://chtenia.ru/2013/05/29/pobedila-druzhba/#more-1359"

Тексты юнкоров, освещавших события Кирилло-Мефодиевских чтений в Томске, опубликованы на сайте чтений:

"Да будет бал" http://chtenia.ru/2013/05/25/da-budet-bal"

"Духовный праздник в Северске" http://chtenia.ru/2013/05/22/duxovnyj-prazdnik-v-severske/"

"Молодежный бал" http://chtenia.ru/2013/05/21/molodezhnyj-bal/"

"Страна, которой мы не знали" http://chtenia.ru/2013/05/20/strana-kotoroj-my-ne-znali/"

"Наши духовные ценности" http://chtenia.ru/2013/05/18/nashi-duxovnye-cennosti/"

"Открытый разговор с Александром Галибиным" http://chtenia.ru/2013/05/17/otkrytyj-razgovor-s-aleksandrom-galibinym/" – материалы с сайта чтений и результаты конкурса в приложении № 11.

Все материалы будут опубликованы в следующем номере (№ 4) Культурно-просветительского журнала "Воскресные чтения".

Материалы размещаются и на сайте социального партнера в разделе "Рубрику ведет!" http://russia.tomsk.ru/rubrika/informpotok/"

3. Возможность самовыражения учащихся, выбор форм участия в проекте реализуется через проведение событий, участие в конкурсах, написание текстов по результатам проведенных событий и устное представление своих текстов перед общественностью и родителями в форме "Устного журнала". Защита проекта "Культурно-просветительский журнал "Воскресные чтения" учащимися на Областной Научно-практической конференции "Шаг в будущее".

Учащиеся свободны в выборе формы деятельности, в использовании жанров: написание исследований на тему "Евангельские притчи в истории и современности"; написание эссе, прозы или лирических произведений, журналистских текстов. Темы для своих текстов дети выбирают исходя из личного интереса. При освещении событий на мероприятиях умеют встраиваться в работу любой секции, делают фоторепортажи, видеосъемку, интервьюируют. Несут персональную ответственность за конечный результат в виде статьи или издательского проекта.

***

Презентации "Устного журнала" собирают от 50 до 100 слушателей, среди которых не только педагоги, дети, но и их родители. Это позитивно сказывается на отношении общественности к новому курсу ( "Воскресные чтения" № 3, стр. 166 – 167). Дети, авторы журнала, читают свои тексты на духовно-нравственные темы, учатся оценивать события с позиций высокой духовности и нравственности, которые изначально заложены в Православной культуре. Таким образом, проект Культурно-просветительский журнал "Воскресные чтения" становится уникальным инструментом воздействия на сознание и души родителей. Постоянными участниками "Устного журнала" являются настоятели Северских Храмов. Они, как и учителя, родителя, являются слушателями, добрыми наставниками. Встречи проходят в дружеской обстановке, формируют позитивное общественное мнение о роли русской Православной Церкви в социуме, потому что эти встречи отличаются не проповедями, к которым, к сожалению, отношение в современном обществе неоднозначное. Выступления детей способствуют возрождению души родителей, потому что эти встречи проникнуты необыкновенной высокой духовностью.

4. Интеграция разнообразных знаний по истории, литературе, православной культуре, их актуализация, системность работы реализовались в метапредметный издательский проект Культурно – просветительский журнал "Воскресные чтения", где происходит не только смешение жанров, дети учатся оценивать описываемые события с высоких этических позиций добра и зла. В основе проекта лежит авторская концепция педагога В.А.Куренковой "Конвергенция в педагогической практике: взаимопроникновение технологий исследования, текстотворчества и журналистики на основе духовности и нравственности". В журнале "Воскресные чтения" № 2 на стр. 152 – 153 опубликован отзыв на концепцию "Конвергенция". Рефлексия деятельности педагога.

Интеграция знаний является ключевым моментом проекта, так как является синонимом слову "конвергенция: взаимопроникновение".

Русской литературе всегда была свойственна духовность как связь с Высшим началом, тем более это характерно для древнерусской литературы. В программу включено замечательное произведение о Петре и Февронии Муромских, праведная жизнь которых и истинная любовь являются чуть ли не единственным примером в духовной литературе Жития супружеской четы.

Коллега в разговоре сказала, что преподает, анализирует это произведение просто как жанр повести, не задумываясь о Святости героев, в честь которых по всей России установлены памятники, а 8 июля празднуется День Семьи, любви и верности. Католические праздники (День Святого Валентина) мы знаем, а исконно русские забыли.

Возможно, наличие такого журнала будет способствовать более глубокому осмыслению литературы и истории России не только школьниками, но и педагогами. И основная цель проекта – воспитание культурного читателя – будет достигнута, когда все начнут "читать духовными глазами" (А.С.Пушкин). Возможно это при осмыслении, что литература наш культурный код, а Евангелие наш духовный код.

Когда детей учишь истолкованию событий с позиций духовности и нравственности, то за основу берутся заповеди. И ребенку легко анализировать текст, объясняя поступки героев именно с этих позиций. В художественном тексте существует такой уровень анализа, как пафос (авторская оценка на уровне эмоций). Любой писатель воздействует на читателя. Но и писатели разные. У них разные мировоззрения, они могут вызвать сопереживание к любому герою, объяснить любой поступок, даже отрицательный. Ребенок получает из художественных текстов знания о самих себе (этим они и интересны), вырабатывает собственную модель поведения. И дальше наступает уровень ответственности педагога, как научить интерпретировать эти произведения с позиций высокой духовности и нравственности. Как проложить тропу, которая может стать дорогой? Система педагогических действий литератора как проводника ребенка в мистерии духовных соблазнов - актуальнейшая сегодня, пока литература еще остается обязательным компонентом стандарта.

Наш опыт систематической и целенаправленной деятельности в этом направлении дает свои результаты. Однажды в 8 классе при изучении рассказа И.Бунина "Кавказ" ребенок сказал: "А давайте напишем сочинение на тему "Не возжелай жены ближнего своего". Такое предложение помогло нам выйти из тупика: как анализировать рассказ, где изображен любовный треугольник, а муж с горя застрелился.

5. О возможности использования работы и её результатов в педагогической практике рассказывает Л.М. Вершинина - педагог, который принимает активное участие в событиях, организованных литературным редактором и автором проекта В.А.Куренковой (стр.154 – 155 журнала "ВЧ" № 2):

"Возможно, журнал "Воскресные чтения" покажет педагогам пути и способы доведения своей деятельности до реализации конкретного издательского проекта.

Автором проекта была разработана модель взаимодействия с педагогами, преподающими новый курс. Совместно с Северскими Храмами дважды организованы и проведены такие мероприятия, как Городской конкурс "Мой лучший урок по основам Православной культуры", материалы уроков опубликованы в журнале "Воскресные чтения" № 1, стр.114 – 117 и № 2 стр.88 – 102."

***

Ресурсное обеспечение работы:

Кадровое

Каждый учитель-словесник работает с категориями духовности и нравственности, формирует в учащихся коммуникативные компетенции в рамках урока литературы и русского языка (в ЕГЭ задание С со свободно конструируемым ответом выводит учащихся на умение сформулировать проблему, реконструировать авторскую систему ценностей, высказать свое отношение к авторской позиции и подобрать аргументы из литературы и жизни). У всех педагогов учащиеся пишут сочинения, стилизации, эссе, рефлексии т.д. Многие учителя русского языка и литературы курируют издательские проекты в школах. Проблема в том, что данные компетенции не доводятся до реализации конкретного проекта, который эти тексты может сделать публичными. Осознание педагогами понятия "Конвергенция" как инновационной технологии способствует формированию медиаграмотной личности, способной в широком спектре медиапредложений и медиаобразов отличать добро от зла. Но самое главное, что данная технология целенаправленно работает на основную цель образования – сформировать образ человека соответственно его первоначальному созданию по образу и подобию Божиему.

Материально-техническое обеспечение не требует особых затрат. Если нет возможности оплачивать услуги типографии, то все издательские проекты могут быть расположены на сайтах школы, социальных партнеров и т.д.

Культурно-просветительский журнал "Воскресные чтения" бесплатно можно скачать или посмотреть электронную версию на трех сайтах:

Общественное движение "Россия"  - www.russia.tomsk.ru

Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru/opk/opk_sunday_reading.htm

Сайт Северского Храма Иконы Владимирской Божией Матери http://hramseversk.ru/?page_id=640"

Методическое обеспечение

Структура и содержание программы:

Представлено развернутое содержание модулей, свободно избираемых учащимися, и планируемое время их освоения, которое ежемесячно подкрепляется образовательным событием, общим для всех модулей.

Результативность работы:

 - разработан инструментарий оценивания текстов в виде экспертных листов, а также рейтинговой системы оценивания в процессе регулярных занятий в медиакоммуникативной школе;

- разработаны КИМы для всех модулей программы;

- прописаны образовательные технологии;

- образовательные технологии;

Организация образовательной деятельности через инновационные образовательные технологии – это система мероприятий, которая включает в себя:

- разработку подходов к организации деятельности,

- определение цели и задач,

- поиск решений для возможных проблем,

- разработку системы мониторинга и обратной связи

- поиск, отбор и мотивацию всех участников и партнеров.

Главные принципы, которыми мы руководствуемся при контроле за этим процессом:

- для обучающегося работа естественна, как отдых или игра;

- используемые технологии призваны обеспечить самоорганизацию и самоконтроль;

- все, кто участвует в процессе, являются партнерами, а не начальниками и подчиненными;

- непрерывно повышается собственный уровень образования.

Разумеется, главная ставка делается на повышение мотивации к развитию таких личностных качеств, как компетентность, коммуникабельность, высокая мотивация.

Мы считаем, что процесс работы с детьми и сама организация деятельности должны быть направлены на будущее, в соответствии с предполагаемыми требованиями, которые могут быть выставлены для людей в ближайшие пять-десять лет. Исходя из этого, выделяются основные императивы мышления обучающихся, которые помогут им в самореализации:

- стремление к развитию, которое поможет удовлетворять духовные запросы для творчества;

- понимание компенсации нехватки информации и постоянное заполнение пробелов в знаниях;

- познавательная адаптивность, т.е. осознание и деятельность оперативной переподготовки, при изменении ситуации;

- постоянное самообразование, как целенаправленная позитивная деятельность.

Таким образом, нами отобраны следующие технологии:

- технологии текстотворчества;

- технологии журналистские;

- технологии исследовательские";

Создание инновационной технологии через взаимопроникновение перечисленных - "Конвергенции".

Выбор обусловлен очень просто – не все дети могут и будут писать исследования, не все захотят делать презентации, доклады и быть журналистами и писателями, но работать все равно надо со всеми – ради определения возможных траекторий деятельности, индивидуального сопровождения и рекомендаций для саморазвития.

С помощью данных технологий возможно управление тремя слоями деятельности – занятия с пока не определившимися; с теми, кто уже сделал профессиональный выбор. И группа участников, прошедших всю систему, активно действующими в вузовской среде в направлении реализации собственных проектов и готовыми быть наставниками для двух предыдущих категорий (развивается система кураторства).

Краткая суть наших представлений об инновационной технологии

"Конвергенция"

Технология "Конвергенция: взаимопроникновение технологий журналистики, текстотворчества и исследования" появилась в результате соединения, казалось бы, не соединимых фрагментов аудиторной и внеаудиторной занятости учащихся. Это произошло в результате многолетней деятельности педагога по курированию издательских проектов и полностью соответствует современным ФГОС.

В основе технологии конвергенции лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, а также проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся.

Через организацию игры в писателей, журналистов и исследователей формируется компетентностный подход к работе с текстами. Коммуникативные компетенции признаны ключевыми и в подготовке к ЕГЭ (задание С со свободно конструируемым ответом).

Составляющей частью концепции является развитие у обучающихся духовности и нравственности через умение не только выделять в информационном носителе главное, но и оценивать события с позиций высокой духовности и нравственности.

Концепция решает проблемы взаимосвязи основных понятий системы медиаобразования. Технология реализации концепции способствует обучению детей в реалиях информационного общества не только выделять главное в информационном шуме, но и интерпретировать события с позиций духовности и нравственности, отличать добро от зла.

Технология "Конвергенция: взаимопроникновение" развивает компетенции:

- умение работать с разнообразной, объемной, незнакомой информацией;

- умение видеть проблему и способность решать ее с помощью журнальной публицистики;

- коммуникативные навыки;

- организованность и самодисциплина, умение доводить дело до результата;

- свободное владение нормами русского языка.

I. Рефлексия деятельности, в результате которой появилась авторская концепция "Конвергенция в педагогической практике".

В современных СМИ мы все чаще встречаем термин конвергенция: взаимопроникновение. Авторы смешивают жанры, ищут новые формы. В педагогической практике такое явление описано и опробовано впервые.

1. В течение 10 лет я занималась организацией деятельности детского пресс-центра в школе. Также была руководителем исследовательских работ школьников по литературе и организовывала в рамках Областного Молодежного Форума "Новое поколение: кадровый резерв XXI века" работу секции "Я Автор". В результате столь разноплановой деятельности объективно произошло соединение этих трех направлений: взаимопроникновение технологий журналистики, текстотворчества и исследования".

2. Как учитель русского языка и литературы, постоянно работающий с категориями духовности и нравственности, заинтересовалась ранее мало изученным пластом православной культуры в русской литературе. На вопрос: "Кто хочет изучать библейские мотивы в русской литературе?" Отозвался один ученик, пятиклассник. Имея большой опыт по сопровождению детской творческой инициативы в написании исследований на литературную тему, я несколько растерялась. Что можно исследовать с таким маленьким ребенком? Ребенка интересовала проблема: "Почему Иисус говорил притчами". Исследовали три притчи: "О сеятеле", "О немилосердном должнике" и "О милосердном самарянине". Работа получила общественное признание и стала победителем Областного этапа Всероссийского конкурса "Первые шаги в науке".

3. В период написания работы вели просветительскую деятельность среди учащихся школы, города и области (Летний лагерь "Томская застава", День "Знаний" в Асино, Областной Молодежный Форум "Новое поколение: кадровый ресурс 21 века"). Дети задавали вопросы, высказывали суждения, продвигали в исследовании юного автора. Например, на вопрос: "Что тебе дало это исследование?" Ребенок ответил: "Раньше я жил по ветхозаветному закону: Око за око. А сейчас живу по Евангелию: "Возлюби ближнего своего…"

4. Многие из моих учеников высказали желание поддержать Федора Болтовского, так зовут мальчика, занимающегося исследованием притч. Но исследовательский дар требует очень кропотливой деятельности, а вот написать рефлексию, эссе на духовно-нравственную тему по силам любому ребенку. Так вышли на новый проект "Православное эссе: аспект духовности и нравственности", тем более что следующее исследование Федора было посвящено "Притче о блудном сыне". Детей заинтересовало высказывание Кураева, разработавшего новый курс "ОРК и СЭ", модуль ОПК: "Дети и без нашей помощи станут блудными. Наша задача, чтобы они вернулись". Учащиеся с 5 по 11 класс писали эссе на духовно-нравственные темы. Более 100 работ, достойных внимания, оказались на руках педагога. И тогда наступил следующий этап: создание культурно-просветительского журнала для детей, их родителей и учителей "Воскресные чтения", где эти тексты могут быть опубликованы.

5. После выхода в свет первого номера журнала, тираж которого был ограничен в силу дорогостоящих услуг типографии, мы "пошли в народ" с проектом "Устный журнал". Проводили презентации, которые собирали от 50 до 100 слушателей. Дети – авторы журнала, читали свои тексты на духовно-нравственные темы, учились оценивать события с позиций высокой духовности, заложенной в православной культуре.

6. Затем пришло осознание, что журнал может стать открытой медиа-коммуникативной площадкой и для всех педагогов Северска, Томска и области. Мы стали встраиваться в проведение областных событий: "Кирилло-Мефодиевские чтения", "Макариевские чтения", "Рождественская выставка". Информация есть на сайте Томской Епархии.

7. Учащиеся стали активными участниками Областных, Всероссийских и Международных конкурсов православной направленности. Лучшие тексты также опубликованы в журнале "Воскресные чтения".

8. В рамках областных событий: Макариевские чтения и Кирилло-Мефодиевские чтения мы придумали и провели журналистские события: Олимпиада "Информационная этика" (в 2011 и в 2012 г.) и конкурс журналистских статей по освещению мероприятий XXIII Кирилло-Мефодиевских чтений, посвященных 1150-летию славянской письменности и культуры (2013 год). Вся информация, включая детские статьи, есть на сайте чтений

http://chtenia.ru/2013/05/18/rabotu-chtenij-osveshhayut-yunye-zhurnalisty/#more-1223"

http://chtenia.ru/2013/05/29/pobedila-druzhba/#more-1359"

Результатом такой деятельности стал культурно-просветительский журнал-альманах "Воскресные чтения", который является открытой медиакоммуникативной площадкой и для педагогов, преподающих курс ОРК и СЭ (модуль Основы православной культуры), и для учителей русского языка и литературы всей Томской области.

В результате соединения, казалось бы, несоединимых фрагментов деятельности получился инновационный продукт – издательский проект Культурно-просветительский журнал – альманах "Воскресные чтения".

"Все известные мне формы Вашей работы я считаю реальными инновациями не ради новизны, а ради результата. Идея, уровень работ, весь проект и прекрасный Ваш журнал вызывают у всех моих знакомых уважительное одобрение и признание. Очень прошу расписать педагогический процесс. Вы затрагиваете самые живые темы и струны! Сегодня время разрушения смыслов и замены содержания формой. Детей стремятся не допустить к Истине, выбрасывая красивые обманки в ложных направлениях. Вы же прокладываете тропу, которая может стать дорогой. Система педагогических действий литератора как проводника ребенка в мистерии духовных соблазнов - актуальнейшая сегодня, пока литература еще остается обязательным компонентом стандарта. Помощи Божией!" - Олег Александрович Котиков, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО.

***

Приемы работы с Евангельскими притчами, направленные на формирование духовности и нравственности на уроках литературы и русского языка

Актуальность и необходимость разъяснения детям понятий духовности и нравственности обусловлены особенностями современной социокультурной ситуации. Распадение в обществе духовной составляющей и возрастание прагматизма приводит к искаженному формированию мировоззрения детей. Сегодня все констатируют со спокойной совестью, что современная молодежь - прагматики. Зачем читать художественные тексты, если сочинение как экзамен отменили? А ведь русская литература всегда была в школьном цикле единственным предметом, где ведется разговор о нравственных и духовных ценностях.

В то же время возрастает персональная ответственность каждого учащегося за успешную сдачу ЕГЭ по русскому языку, где самым трудным является задание "С" со свободно конструируемым ответом, в котором необходимо привести два примера из художественной литературы. Знание Евангельских притч поможет ребенку не только успешно решить данную задачу, но и привнесет дополнительный балл при оценивании работы за высокую нравственную позицию автора. Притчи по объему невелики, и прочитать их не составит труда. К любому тексту, данному на экзамене, можно подобрать притчу, отражающую авторскую мысль. Например, анализируем текст современной писательницы Инны Кабыш "Так говорил Вася Пупкин" и через внимание к авторскому слову выходим на Евангельские мотивы. Знаком присутствия библейской семантики становится символический смысл имени Павел (Апостол Павел "обращал в веру христианскую язычников, проповедуя им Благую Весть").

В рассказе Библейская семантика присутствует на двух уровнях: на уровне текста есть ссылка на Апостола Павла (имя главного героя Павел – "маленький"); и на уровне метатекста: прибаутка, введенная в основной текст ("из-за леса из-за гор…"), отсылает нас к мифологической, дохристианской языческой эпохе. Метатекстуальный уровень рассказа формируется здесь через актуализацию сакрального метасюжета, связанного с отсылкой к Евангелию (слова Иисуса о Царствии Небесном) и к образу ребенка и с раскрытием семантики его имени "Егор", восходящей к дохристианской, языческой культуре и означающей "земледелец".

О ребенке как о прообразе Царства Небесного на земле см. в Евангелии от Матфея, 18:1 – 4: "В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: "Кто больше в Царствии небесном?". Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном". Таким образом, опираясь на практические знания учащихся, учитель способствует воскрешению духовности через чтение Новозаветных текстов.

На уроках литературы учитель всегда может найти способы донесения до детей знаний о Боге и вере. Так в программе по развитию речи в 8 классе есть тема "Описание памятника архитектуры". Можно, конечно, описать собор Василия Блаженного, изображение которого есть в учебнике русского языка. Я предложила составить такое описание по личным наблюдениям после посещения учащимися одного из православных храмов города Томска. Дети с удовольствием посетили храмы Томской епархии и написали свои сочинения. Известно, что педагогу зачастую не всегда хватает знаний по устройству храма как отражению средствами архитектуры христианской картины мира, а также сведений по интерпретации притч в православном ключе. И кто знает, может, указав ребенку дорогу к Храму, мы поможем найти ему и духовного наставника.

Важно отметить, что учитель-словесник профессионально занимается проблемой изучения художественных текстов как в герменевтическом (интерпретационном), так и в аксиологическом (ценностном) аспекте. Но без специальных знаний авторитетных православных источников любые интерпретации оказываются относительными. На уроках литературы мы часто используем один из продуктивных методов прочтения и интерпретации текста читателем – рецептивный. Он связан с первым непосредственным восприятием учащимися текста притч. Этот жанр, как указано в "Полном православном богословском энциклопедическом словаре", воспринимается как "образная форма выражения мыслей; евреи под нею разумели всякую форму выражения, в которой отвлеченная мысль облекалась в образ или сравнение; позже притча развилась в целый рассказ". Дети прописывают свое первое понимание, а затем оно вводится учителем в определенный культурологический контекст, благодаря которому удается проследить, как расширилось это первое восприятие-прочтение.

Следующий шаг - обсуждение результатов работы. В ходе работы выясняется, что смысл притчи становится понятен не сразу - нужно хорошо подумать, чтобы добраться до ее сакрального смысла. Чтение дополнительной литературы помогает глубже понять смысл историй, рассказанных Христом. При анализе притч становится ясно, что при их рассмотрении нужно учитывать некоторые аспекты. С одной стороны, притча включает в себя не только поверхностный, легко считываемый смысл, но и несколько пластов смысла глубинного. Притча – это всегда многоуровневый диалог со слушателем и читателем. И самое важное действие на слушателя притча оказывает не в тот момент, когда она рассказывается, а уже после завершения истории, в момент ее осмысления человеком. С другой стороны, важно учитывать, что в христианских притчах главные герои (система персонажей) представлены предельно обобщенно. Создателя притчи интересует не характер конкретного героя, а определенный набор нравственных качеств, его мировоззрение, выявляемые ситуацией.

Благодаря своей эстетической природе, притча, как и миф, обладает этиологической (объяснительной) и полисемантической структурой, метафорически воспроизводящей основные категории религиозной картины мира в сознании слушателя. И не случайно, когда ученики Христа спросили, почему он говорит притчами, Учитель ответил: "Потому говорю им притчами, что они, видя не видят, и слыша не слышат и не разумеют" (Евангелие от Матфея, 13:13). Священное писание хранит в себе сокровенный смысл, называемый Истиной. Притчи помогают ее постичь. Они облекают истину в общедоступные образы, легче проникают в сознание человека, смягчают ожесточение предубежденных, привлекают внимание человека к вещам, на которые он обычно не обращает внимание. Очень важно для понимания глубинной сути притчи знание культурно-исторических контекстов, ведь условия жизни в современных городах сильно отличаются от Иудео-Палестинской культуры времен Иисуса Христа.

Смысл притчи, расшифровка ее символов в большой степени зависит от духовного уровня воспринимающего. В древности учителя судили о состоянии духа, ума и сердца ученика по тому, как он понял притчу. Если человек научится понимать символический язык библейских текстов, ему проще будет понять смысл художественных текстов. Как известно, каждое произведение имеет свой сюжет. Библия же, вобрав в себя многовековый опыт человечества, становится универсальным источником многочисленных архетипов и археосюжетов всей мировой культуры.

Уроки по изучению Библии в школе вписываются в традиции религиозно-философского направления в современном литературоведении. Например, при изучении "Стихотворений в прозе" И. С. Тургенева один из вопросов в методической литературе связан с жанровой прродой этого авторского цикла. Учащимся предлагается выделить жанровые черты басни и притчи в этом произведении. Прочитав и проанализировав стихотворения в прозе "Близнецы", "Два богача", "Христос", "Повесить его", мы выделили в них такие элементы притчи, как наличие философской проблематики, символической образности, многослойности смысла, дидактических элементов. Например, стихотворение "Близнецы" обращает нас сразу к двум притчам из Евангелия: "О немилосердном должнике" и "О милосердном самарянине". Вывод, который можно сделать при изучении этих притч и "Стихотворений в прозе" И. С. Тургенева, связан с тем, что все мы созданы по образу и подобию Божьему. Необходимо воспринимать другого человека как образ Божий и глядеть на него, как на самого себя.

Иногда рамок урока недостаточно для углубленного рассмотрения нравственных и духовных проблем, с которыми сталкивается сегодня современная личность, и тогда детям предлагается написать исследование. Очень важно выявить мотивацию конкретного ребенка к теме данного исследования, главная цель которого заключается в знакомстве учащихся с Евангельскими притчами и приобщении к высшим духовным ценностям как можно большего количества детей. Мы читаем с детьми притчи, отслеживаем первое восприятие, вводим культурологические элементы анализа, а затем уже дети в письменной форме пытаются отрефлексировать процесс изменения и расширения своего первого восприятия.

Значимость этих действий заключается в том, что под руководством педагога научно-исследовательскую работу осуществляет ребенок. После прочтения Евангельских притч, мы остановились на трех из них: это "Притча о сеятеле", "Притча о немилосердном должнике" и "Притча о милосердном самарянине". Прочитав эти притчи, прокомментировав их в религиозно-философском аспекте, изучив дополнительную литературу, учащиеся затем самостоятельно провели серию уроков в 7-х классах на эту тему. Семиклассники активно задавали вопросы, высказывали собственные суждения, писали о своих впечатлениях после этого урока.

А потом наступил новый уровень осмысления притчи. Мы вспомнили молитву, которую должен знать каждый. Помните поговорку: "Знать, как Отче наш"? Оказалось, что многие ее знают. Прочитали хором. Эта молитва, по выражению С. С. Аверинцева, раскрывает "жизнь человека перед лицом Бога", представляя ее в единстве слова и поступка. Одна девочка вспомнила, что иногда вместо слов "долги" ("И остави нам долги наши, якоже и мы оставляет должником нашим") произносят "грехи наши". Вспомнили заповеди: "Не убий", "Не укради", а также говорили о таких человеческих грехах, как обида и гордыня.

Иносказательный смысл притчи "О немилосердном должнике" мы поняли, когда задались вопросом, а кто такой царь в притче? Сопоставили два текста: притчи и молитвы "Отче наш". Ветхозаветный Бог-Отец строгий, он карает, а сын его Иисус Христос добрый, милосердный, он прощает. Притчами говорил Иисус, потому что он любил людей. И учил их с любовью относиться друг к другу. Как можешь ты любить Бога, которого не видишь, если не любишь и не можешь простить того, кого видишь, кто рядом с тобой? Значит, эта притча и о любви к Богу, и о любви к людям.

Мы задались вопросом, почему по телевидению показывают преступников, совершивших страшные грехи, с Библией в руках и в православных Храмах? Почему существует мнение, что эти великие грешники ближе к Богу, чем обычные люди? Да потому, что Бог прощает их, но для этого нужно искреннее раскаяние в содеянном. И мы поняли, почему эти люди любят Бога, может быть, больше тех, кто не преступал черту закона. Они - великие грешники, значит, их долг подобен тем 6 миллионам в притче, которые невозможно отдать. А когда мы будем больше благодарны: если нам простили 100 рублей или 6 миллионов? Конечно, параллель получилась очень жесткая. Это вовсе не значит, что для того, чтобы полюбить Бога, надо совершить преступление. Мы люди слабые и грешные. И если каждый заглянет себе в душу, то там найдется очень много обид и неправедных поступков и мыслей. Одним словом, грехов. Именно эти грехи-долги и прощает нам Бог ( в притче синоним - царь). И это дает людям ощущение счастья и внутренней свободы. Наша православная религия - это религия счастья и любви. Именно любовь к людям, умение прощать делают нас счастливыми. На эти мысли, в частности, вывела нас реплика ученицы, которая сказала, что Бог может простить, а люди не простят. Но если люди с раннего детства поймут, что надо с любовью и милосердием относиться к ближнему, тогда и преступников не будет.

Основной вывод, сделанный детьми, сводится к следующему: все притчи, о которых мы говорили, есть иллюстрация к основной заповеди Христа – "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Евангелие от Матфея, 22:37-39). Изменись сам, и тогда изменится мир вокруг тебя. Не случайно все религиозные тексты "воплощают в себе всеирный язык для выражения различных религиозных движений души верующей".

Христианство – это не насилие над личностью. Господь дает право выбора, и по пути, указанному Христом, идешь сам. При наличии нашей свободной воли Господь готов изменить наше сердце, сделать его "благодатным черноземом". Царствие Божие внутри нас. Думай, выбирай – путь указан.

Однажды у юного исследователя одноклассники спросили: "А что тебе дало исследование притч?" Ответ ребенка мне запомнился: "Раньше я руководствовался принципом "Око за око". Работа с притчами научила меня с любовью и милосердием относиться к людям. "Возлюби ближнего своего".

В заключение хотелось бы сказать о том, что перечисленные подходы к работе с текстами на уроках русского языка и литературы помогают органично передавать знания, способствующие нравственному и духовному становлению личности ребенка. По итогам проделанной работы дети написали большое количество текстов, что способствовало реализации проекта культурно-просветительского журнала "Воскресные чтения".

Несомненным условием подготовки для школы творчески мыслящего, эрудированного учителя является его историко-педагогическое образование, которое предполагает среди прочих, глубокое знакомство с древнейшей книгой человечества – Библией, представляющей до сих пор непознанную педагогическую ценность.

Знание этой книги особенно необходимо для понимания литературы и искусства, наиболее часто обращающихся к многочисленным библейским сюжетам и образам. Легенды о сотворении мира, об изгнании Адама и Евы из Рая, о Каине и Авеле, миф о Всемирном потопе и Ноевом Ковчеге, сказание о строительстве Вавилонской башни, полная драматизма история Иосифа и его братьев, "Притча о блудном сыне", о воскрешении Лазаря, Тайная вечеря – эти и многие другие Библейские сюжеты вдохновляли художников слова и интерпретировались в их произведениях. Выразительный и богатый язык, яркие образы, глубина мысли – вот характерные особенности Библии как литературного памятника, представления о котором учащиеся должны получить из школьного курса литературы. Неслучайно Ф.М. Достоевский отметил: "Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества".

Огромным воспитательным потенциалом обладают Евангельские притчи как аллегории, в которых читатель или слушатель должен узнать себя. Притчи – это не просто житейские иллюстрации некоторых нравственных истин, а это обращение к совести человека.

Как учитель литературы, профессионально занимающийся интерпретацией художественных текстов, на определенном этапе своего развития я поняла, что литература – наш культурный код, а Библия – наш духовный код. Тем более что раньше литература показывала, как человек старается победить грех, а сейчас демонстрирует, как грех победил человека.

У каждого писателя своя правда, а задача читателя – понять авторскую систему ценностей, реконструировать авторскую модель мира. Но истина – одна. И найти ее можно в текстах Евангелия.

Необходимость таких поисков была обусловлена еще и тем, что введение ЕГЭ в школах предполагает решение самого трудного задания С со свободно-конструируемым ответом, где учащийся должен дать оценку авторской позиции с учетом своей высокой нравственной позиции. Формирование такой нравственной позиции учащихся и привело меня как учителя русского языка и литературы к мысли о необходимости более глубокого изучения Евангельских притч.

Современные дети не всегда слышат слово учителя. А вот мнение одноклассника может быть значимо. Поэтому первой задачей является выявление такого ребенка, которому интересно исследование Библейских мотивов в русской литературе. И такой ребенок из пятидесяти обучающихся, как правило, находится.

Следующий шаг – дать ребенку возможность исследовать тот вопрос, на который он не может найти ответ и его это мучает. Именно с такого вопроса ребенка: "Почему Иисус говорил притчами?" И началось наше движение в этом направлении. Главное, уловить момент возникновения личного интереса у отдельного ребенка. А затем, проводя учащегося через необходимые этапы написания исследования (консультации, методологические семинары, предзащита), где другие дети выступают в роли слушателей, экспертов, задают вопросы, высказывают суждения – я достигаю самого главного педагогического эффекта. Устами младенца глаголет истина, что адекватно воспринимается детьми-слушателями, у которых возникает устойчивый интерес к теме. Они не только начинают задумываться над вечными проблемами добра и зла, но выражают желания помочь юному исследователю. Но в силу того, что написание исследования - это очень кропотливый труд, а интерес некоторых детей мимолетен, я использую такой прием, как написание эссе (размышления по поводу заинтересовавшей проблемы). Эти тексты опубликовываются в нашем издательском проекте Культурно-просветительском журнале "Воскресные чтения". И у детей появляется устойчивый интерес в результате того, что они видят свои тексты, показывают их общественности, получают признание, самореализуются.

Так в моей педагогической практике происходит процесс конвергенции: взаимопроникновения исследовательских, авторских (текстотворчество) и журналистских технологий.

В качестве иллюстрации привожу опыт написания последнего исследования по Евангельским притчам.

Однажды на уроке литературы при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", мы вышли на мотив Притчи "Возвращение блудного сына". Ученица 7 класса Мария Касьянова продемонстрировала хорошее знание Евангельских текстов. Но вопросы, возникшие у одноклассников, не знакомых с текстом Библии, предполагали поиски ответов. Маша сама выбрала для анализа "Притчу о блудной овце" и "Притчу о потерянной драхме".

В результате проделанной работы ученица освоила следующую культуру деятельности.

Во-первых, изучила имеющиеся интерпретации притч в Богословской литературе. Систематизировала и обобщила данную информацию и включила ее в свое исследование в виде реферативной части, где подробно раскрывается, как этот вопрос уже изучен.

В текст исследования также введен исторический контекст, который позволяет на культурологическом уровне осмыслить особенности быта простого израильского народа. На понятном языке Маша объясняет основные понятия, связанные с культурой и жизнью той эпохи (драхма, кто такой пастух, почему появляется женщина как персонаж в "Притче о потерянной драхме" и так далее).

Следующий шаг собственно исследования – сопоставительный анализ притч. Маша грамотно выделила основания для сравнения. Для решения этой задачи она использовала алгоритм, который мы постоянно применяем на уроках литературы при работе с текстами:

Автор как создатель текста:

Художественное пространство.

Художественное время.

Фабула – сюжет.

Система персонажей, герои.

Коллизии

Автор как участник:

Темы, проблемы, мотивы.

Пафос.

Каждый уровень анализа заканчивается промежуточными выводами. В результате такой кропотливой работы выявились интересные наблюдения над деталями, которыми отличаются Притчи в Евангелиях от Матфея и от Луки. Также было замечено, что "Притча о заблудшей овце" есть только в двух из четырех Евангелий. А "Притча о потерянной драхме" только в одном Евангелии от Луки. Естественно, появился вопрос "Почему?" В поисках ответа на этот вопрос был расширен контекст и сделан вывод о необходимости учитывать исходную ситуацию: к кому эти притчи обращены. В результате были сделаны уникальные выводы о том, что в Евангелии от Матфея Иисус Христос обращается к ученикам и отвечает на вопрос: "Как войти в Царствие Небесное". Причем, образ овцы соотносится с образом ребенка ( и уже в самой притче есть эпитет "малых"). Разговаривая с учениками на понятном для них языке, Иисус Христос в качестве объяснения приводит всего один аргумент, потому что ученики Его – это единомышленники.

Но в Евангелии от Луки образ овцы есть символ грешника, потому что данной притче предшествует иная исходная ситуация, связанная с непониманием Фарисеями поведения Иисуса, который обедает и разговаривает с грешниками. И для объяснения Иисусу понадобилось усилить доказательную базу. С этой целью Он использует уже не один, а три аргумента: "Притча о заблудшей овце", "Притча о потерянной драхме" и "Притча о блудном сыне". Подобных выводов мы не встречали в ранее изученной литературе.

Ценность исследования Марии Касьяновой заключается и в том, что основной целью данной работы являются наблюдения над изменением в понимании притч одноклассниками. После введения исторического и культурологического контекстов расширились интерпретация и понимание Евангельских текстов учащимися. Пришло осознание, почему ради спасения одного грешника можно оставить девяносто девять праведников.

Работа учащейся седьмого класса хорошо структурирована, выполнена в соответствии с логикой исследования: выявлена проблема, сформулирована и доказана гипотеза. Грамотно используются методы научного исследования (анализ, сопоставление, синтез, абстрагирование). Интересным является использование рецептивного метода, основанного на первом восприятии притч учащимися.

***

Отзывы детей после урока

"Я рада, что Маша взялась за эту тему и объяснила ее нам" (Пасевина Анастасия)

"Маша рассказывала нам о двух притчах. Первая "Притча о заблудшей овце"; вторая – "Притча о потерянной драхме". Интересно, что только в двух Евангелиях они были изложены. И в каждом по-разному. Например, художественное пространство. В одном случае овца потерялась в горах, а в Евангелии от Луки овцу потерял пастух в пустыне. А затем, когда нашел ее, на плечах принес и созвал друзей, и все вместе радовались. Но смысл схож в обеих притчах: ради одного грешника бросишь 99 невинных ангелов. Маша давала объяснение, почему горы (в горах можно заблудиться, как в этом мире). Пустыня – символ души, в которой пусто и темно, как у многих. Маша зачитывала строки А.С.Пушкина. Я поддерживаю основную мысль этих притч и считаю, что нужно каждому дать шанс, вне зависимости от того, насколько сильно согрешил человек.

Я считаю, что у Маши получилось интересное исследование. Даже я, ничего не понимающая в этом, смогла понять основной смысл. Я от всей души желаю Маше удачи" (Куценко Вероника, 7 Б)

"Исследование Маши было грандиозным. Оно содержит много умных слов и поучительный смысл. Я понял, что не стоит забывать об одном грешнике, даже если придется оставить праведников" (Бакланов Андрей).

Сегодня мы два урока обсуждали исследование Маши. Раньше в притчах нам было понятно не все. Но после того, как Маша сделала сопоставительный анализ притч, я стала понимать их общий смысл. Я узнала, что о них думали великие люди. Маша и для себя, и для нас открыла много нового. Я считаю, что Маша молодец. Она взяла тему, которая очень важна и интересна не только для нее, но и для нас. Она говорит осмысленно и со знанием информации. Она действительно молодец (Масловская Лиза)

 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru