Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о помощи нашему проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Основы православной культуры


Надежды и реалии курса "Основы религиозных культур и светской этики" в школе

Интервью с Натальей Викторовной Кулешовой, педагогом-психологом высшей категории, преподавателем курса "Основы религиозных культур и светской этики" МАОУ СОШ № 58 г. Томска, сотрудником отдела развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья ТОИПКРО.

Интервью с Натальей Викторовной Кулешовой , педагогом-психологом высшей категории, преподавателем курса "Основы религиозных культур и светской этики" МАОУ СОШ № 58 г. Томска, сотрудником отдела развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья ТОИПКРО.

***

- Курс "Основы религиозных культур и светской этики" оправдал свои надежды в возможности воспитания нравственности школьников, толк-то есть какой-нибудь от него?

- Во-первых, курс внес свои положительные изменения в отношении педагогов к религиозности и религиоведению как научной дисциплине.

Во-вторых, практически полностью снялись страхи и страшилки отдельных воинствующих педагогов, атеистов и журналистов, которые "пророчествовали", что религия разделит школьников, и начнутся религиозные конфликты. Данные предположения не оправдались, на протяжении 4 лет апробации курса ничего подобного не произошло.

В-третьих, стало очевидным, что предмет для детей оказался интересен (при адекватном преподавании, конечно). Не могу сказать, что он стал интересен родителям, но детьми он оказался востребован. Как-то заболела, уроки отменили, ученики искреннее сожалели: "Лучше бы религия была, жалко, что её отменили!"

И это не только потому, что на уроках не ставят оценки. Предмет предполагает живое общение ребенка и взрослого о насущных человеческих проблемах и взаимоотношениях. На сегодняшний день в большинстве семей этого весьма не хватает, кроме того часто отсутствует систематическое здоровое нравственное воспитание.

Интересна "религия" и тем, что школьники получают возможность оценить происходящее в их жизни в другой системе нравственно-духовных координат. Они также получают возможность обнаружить свои. слабости и определить реальные способности. Вот на уроке мы хорошо поговорили о милосердии, и все дети подтвердили и согласились, как это нужно и важно. Объявляю - завтра идем помогать… Осталось два человека из сорока.

Что же касается надежд на реальное духовно-нравственное преображение школьников, то этого, увы, не происходит.

- Почему?

- Можно ли привить ребенку высокое духовно-нравственное поведение в школе за 40 часов?! Курс, перед которым ставиться духовно-нравственное воспитание детей, должен пронизывать всю школу с 1-ого по 11-й классы и быть комплексным. Содержание комплексного учебного курса ОРКиСЭ,  должно перекликаться с тем, что преподают на уроках литературы, истории, обществоведения и т.п. Сейчас это происходит на энтузиазме отдельных учителей указанных предметов, а должно быть закреплено в учебных программах, учебно-методических комплексах и учебниках.

Успех нравственного воспитания также не в последнюю очередь зависит от нравственной позиции и личности учителя, его духовная холодность и лицемерие может погубить все усилия курса.

- Могу добавить от себя, что серьезная ущербность курса ОРКиСЭ – отсутствие практики доброделания у школьников. У Вас есть такая практика? Что нужно ввести из практических занятий в курс ОРКиСЭ в будущем или уже возможно уже сейчас вводить?

- Учебно-методически закрепленной практики нет. Пока все происходит по инициативе и возможностям учителя. А практика должна быть. Если мы учим ребенка ответственности, то он должен ее продемонстрировать хотя бы в течение недели. На уроке, посвященном совести и ответственности, дети писали в тетради: "На неделю беру на себя обязательство и посмотрю, как я его выполню". В итоге, когда мы через неделю подвели опыт их "ответственности",  многие сказали, что это настолько тяжело, что некоторых из них хватило лишь на один день! Не обходится и без курьезов. На родительском собрании одна мама говорит: "Я не знаю, что думать, мне ребенок  кофе в постель принес!". Ее сын рассудил проявить ответственность и заботу таким образом. Внешне эффектно и приятно, но… Это  может стать темой для размышления, почему дети не выбирают выносить каждый день мусор, мыть посуду, полу, ходить в магазин или т.д.

Вручение наград победителям школьного областного фестиваля "Пасхальная радость", ежегодно проводимого в СОШ № 58.

Вручение наград победителям школьного областного фестиваля "Пасхальная радость" в 2014 году, ежегодно проводимого в СОШ № 58.

- Собственно именно добрые дела, помощь ближним - показатель правильной веры человека: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5:16). Ни пятерки по знанию заповедей и Писания, ни частота посещения храма даст нам наследие Царства Небесного – и то и другое имели книжники и фарисеи, которым Господь многократно говорил "Горе вам!" (Мф. 23), а добрые дела: "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25:31-36).

- Да, практика милосердия не должна быть формальной.

- А какая она должна быть в школе?

- Конкретная! Надо пойти и помочь!

- Кому? Вот давайте конкретно, куда можно пойти, чтобы ребенок мог реально позаботься о ком-то и неоднократно?

- Многие дети у нас посещали приют для животных. Мы делаем подарки для детей-сирот, воспитанников интернатов и т.д. А конкретная практика, в рамках предмета, например, как лабораторные работы по физике, химии, действительно отсутствует...

***

Читайте также по теме:

***

- Что можно тогда сделать? Ну, животное-то - оно животное, на ОРКиСЭ речь идет о нравственном поведении людей между собой и Богом.

- Да, о людях… Я не знаю твердо, как реализовывать практику делания доброго людям. Пока нет выхода нравственной практики за пределы школы. Помочь другу, помочь уборщице, хотя бы тем, что не сорить в школе; не сквернословить, не курить.

- За четыре года, как улучшились взаимоотношения с родителями в контексте курса ОРКиСЭ. Если дома мертво, о каком рождении здравого духа у ребенка можно говорить после 40 часов в школе?

- Да, основы настоящего нравственного поведения закладывается и укрепляется в семье. Именно семья формирует у ребенка внутренний стержень, который становится основой нравственности и сопровождает его по жизни. И если этот стержень есть, то он удерживает ребенка и укрепляет его нравственные идеалы вопреки обстоятельствам и ситуациям, которые пытаются его согнуть.

Успешность курса ОРКиСЭ – учитель, учебник и родители. Однако не продумана реальная система работы учителя с родителями в постоянном режиме в течение всего учебного года, поэтому нет серьезных подвижек во взаимодействии с родителями. На родительских собраниях о курсе рассказывается с просветительской и познавательной точки зрения, да и все...

- На методических совещаниях, курсах повышения квалификации  ставится вопрос о том, что делать с родителями? Так, чтобы родители тоже были задействованы и оказывали определенное влияние на детей конкретно к каждому уроку?

- Ох, каждый урок - это мечта. Хотя бы раз в месяц или четверть… Это связано еще и с тем, что родителей, с которыми как-то можно взаимодействовать не более половины, остальные погружены в зарабатывание денег и свои проблемы. Это печально, между тем первое место, где ребенок может пройти практику по модулям ОРКиСЭ, – это семья…

- Как меняется выбор родителей по модулям ОРКиСЭ?

- У нас в школе в отношении выбора модуля "Основы православной культуры"  - позитивно. В прошлом году около 70 % родителей выбрали для своих детей православную культуру.

- А что выбирают родители-сектанты?

- Мы такую статистику не ведем, для школы родитель это просто родитель ребенка и выяснение вероисповедования считается некорректным… Но чаще всего сомневающиеся родители выбирают Светскую этику…

- Новые учебники, новых авторов в глаза видели? Работали по ним?

- На Рождественских чтениях в Москве видела на выставке. Школы по-прежнему работают с первым комплектом учебников издательства "Просвещение". В принципе они меня пока устраивают.

- Итак, Наталья Викторовна, давайте подведем итоги четырехлетнего преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики"…

- Главный плюс курса: и среди преподавателей, и в светском обществе прошли иррациональные страхи, началось понимание необходимости появления религиозной культуры в школе как альтернативы "светской нравственности", базовые "ценности" которой меняются каждые десять лет. Практика показала живой интерес детей к курсу. Но если все останется по-прежнему, то реального духовно-нравственного воспитания детей не получится. По моему мнению, ОРКиСЭ должен преподаваться с 1-го до 11-го класса, и при этом нам нужно перейти на более тесное взаимоотношение с родителями. И, наконец, должен положительно решиться вопрос с практикой доброделания школьников после уроков курса, возможно в рамках внеурочной деятельности. Не зря же сказано: "Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак.2:26).

Беседовал Максим Степаненко,

сотрудник Миссионерского отдела

Томской епархии Русской Православной Церкви

Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 01.09.2014.

 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru