Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Основы православной культуры


"Истоки" нравственности и духовности в наших школах

Недавно введенный в школах курс для учащихся 4 – 5 класса "Основы религиозных культур и светской этики", увы, не может быть признан комплексным и удовлетворяющим целям и задачам духовно-нравственного воспитания школьников.

Предлагаем презентацию школьной программы "Социокультурные истоки" ("Истоки"), которая давно прошла стадию экспериментальной "обкатки", обладает комплексностью, рассчитана на все 11 лет обучения в школе, является методически универсальной, не требует разделения учащихся на православных, неправославных и детей как бы "атеистов".

Рассказывает старший научный сотрудник Томского института повышения квалификации работников образования Олег Александрович Котиков.

***

В посланиях Президента России Федеральному собранию было подчеркнуто: "Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность <...> общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений".

Авторы программы "Социокультурные истоки" (И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда) еще 17 лет назад были уверены в том, что Россия приближается к тому времени, когда приоритетным для образования будет духовно-нравственное направление.

***

Читать также по теме:

***

Истоковедение

Главной целью программы "Истоки" является формирование школы, у которой важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание человека, способного сохранять и приумножать духовно-культурный опыт России.

Программа "Истоки" способствует решению ряда важнейших задач:

- развитию духовно-нравственных основ образования;

- интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;

- формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, его родителями и педагогами духовного смысла служения России;

- приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам;

- укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.

Цели Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России государственного образовательного стандарта и программы "Истоки" практически совпадают.

Программа "Истоки" нацелена на создание необходимых условий для развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства, и привносит в образование духовно-нравственное развитие на основе отечественных (!) традиций.

В "Истоках" сердцевину содержания составляют вечные ценности, передаваемые народом из поколения в поколение. Приведем пример обращения к таким ценностям, как "семья" и "род". Сначала они представлены на уровне одного человека: что значит лично для тебя семья, род. Ребенок подрастает, и эти категории рассматриваются на уровне микросоциума: что значит семья для села, для города; затем размышления на уровне России и цивилизации: что значит семья для Отечества, для цивилизации. Эти 4 уровня - от индивидуального до цивилизационного восприятия - представлены в "Истоках" по мере развития учебного и образовательного материала.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены следующие базовые национальные ценности:

- Патриотизм;

- Социальная солидарность;

- Гражданственность;

- Семья;

- Труд и творчество;

- Наука;

- Традиционные российские религии;

- Искусство и литература;

- Природа;

 - Человечество.

Все эти базовые ценности раскрываются в содержании программы "Истоки" для общеобразовательной школы.

Программа "Истоки" создает условия для организации воспитательного пространства по трем основным направлениям:

- социокультурный подход, направленный на развитие личности ребенка,

- становление у него духовно-нравственного стержня, укрепление семьи, на развитие системы духовно-нравственных ценностей;

 - на применение педагогических методик, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием; привнесение в содержание образования систему категорий и понятий духовно-нравственного характера.

Реализация курса предполагает активное взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания. Кроме того, "Истоки" соединяют дошкольное образование (есть соответствующий курс для детских садов).

Положительная сторона "Истоков" состоит и в том, что они могут быть представлены и в урочной, и во внеурочной деятельности, причем как в виде целостной системы, так и в виде ее отдельных компонентов.

В процессе многолетней (!) практической реализации программы создан и продолжает пополняться и развиваться учебно-методический комплекс программы, включающий в себя концепции, программное обеспечение, учебные пособия, методические разработки, педагогические технологии, рабочие тетради, книги для развития, необходимую нормативную базу.

Все это создает необходимые условия для внедрения программы "Истоков" в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения.

В 2002 г. программа рекомендована Министерством образования РФ для использования в учебно-воспитательном процессе в учреждениях общего образования. Весь учебный комплект программы "Истоки" получил гриф Министерства образования РФ "Допущено Министерством образования РФ".

В Томской области 9 школ используют эту программу в учебной и внеучебной деятельности. Большинство из них работают в рамках сетевой экспериментальной площадки ТОИПКРО. Наиболее активными являются гимназия "Томь", школа № 43 г.Томска, Зональненская и Малиновская школы Томского района.

Многие школы выражают заинтересованность в ознакомлении с УМК "Социокультурные истоки" (Информация о программе доступна на сайте ТОИПКРО http://www.edu.tomsk.ru в папке "Подразделения/Кафедра педагогики и психологии").

Распространение и внедрение программы "Истоки" стало возможным благодаря систематической поддержке Томской епархии РПЦ, митрополита Томского и Асиновского Ростислава, настоятелей ряда приходов. Часть школ были обеспечены учебно-методическими материалами с помощью Благотворительного фонда Сергия Радонежского и приходов Томской епархии, депутатов и спонсоров. Другие школы приобрели учебники самостоятельно.

На обучающих семинарах ТОИПКРО учителя светских и воскресных школ знакомятся с программой "Истоки". Как правило, семинары проводят методисты Образовательного центра "Истоки" (г. Вологда), где накоплен многолетний опыт работы с программой. Из отзывов участников семинаров:

Азбука истоков

"Очень ценно, что в программе детально разработаны все ее части: от целей и задач программы в целом до конкретных разработок занятий. Есть богатый инструментарий. А учебники имеют простые доступные тексты";

"Думаю, эта программа может помочь в возрождении Руси! В спасении народного духа России!";

"Программа важная – главней предметов всех! Программа нужная – с высокой мотивацией на добро и доброжелательность, и на добролюбие!";

"Программа актуальна в современном обществе потребления и всеобщего хаоса";

"Поняла, что нам нужно что-то перестроить в своей семье, передумать воспитание детей (пока не поздно!)";

"Я увидела принципиально новый подход к воспитанию и образованию";

"Я узнала, как правильно учить детей быть счастливыми!";

"Все знания, которые были у меня, повернулись в "новом" свете";

"Многое в душе стало понятней";

"Сердечное спасибо! Земной поклон! Хорошо, что есть такие люди, воистину – люди добрые, радеющие за воспитание души русского человека!";

"Низкий поклон авторам учебников, учителям, накопившим богатейший опыт работы по программе, методистам, так щедро и профессионально делящихся этим опытом";

 "Большое спасибо Высокопреосвященнейшему владыке Томскому и Асиновскому Ростиславу за предоставленную нам возможность воспринять замечательную программу духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"!".

Каждый год в рамках Макариевских и Кирилло-Мефодиевских чтений проводятся секции учителей, работающих по программе "Социокультурные истоки". Опыт работы, представляемый участниками, убеждает, что знакомство с истоками народной духовности и нравственности помогает детям обрести в душе стержень, который станет надежной опорой в грядущих житейских испытаниях.

Поэтому, друзья, прошу Вас через Попечительские и Управляющие советы, школьные собрания, родительские комитеты активно представлять преимущества "Истоков" и внедрять программу в школах Томской области.

Справки по тел: 8-903-915-0539. E-mail: ole74@yandex.ru

Издательский дом "Истоки" - www.istoky-co.ru

Олег Котиков

Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 12.03.2014.

 

В статье использованы материалы публикации "Рекомендации по применению программы "Социокультурные истоки" в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. - М.: Издательский дом "Истоки", 2010. - 160 с.

 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru