Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о помощи нашему проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Основы православной культуры


Новый школьный предмет: религиозная пропаганда или воспитание нравственности?

В скором будущем родителям придется выбирать для своего ребенка новый школьный предмет "Основы религиозных культур и светской этики". Выбирать потому, что в предмет включено шесть независимых направлений – "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Кто-то называет это протаскиванием религиозной пропаганды в школу, кто-то – спасением от наступающей нравственной катастрофы, когда волна наркомании, преступности захлестнула нашу молодежь. Что же на самом деле несет в себе новый предмет?

О духовно-нравственном состоянии современных школьников и системе их ценностей, положительном преимуществе курса "Основы православной культуры" рассказывает Анастасия Николаевна Кошечко, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Томского государственного педагогического университета, доцент кафедры гуманитарного образования ТОИПКРО, тренер преподавателей по курсу ОРКиСЭ.В этом году с апреля предмет "Основы религиозных культур и светской этики" впервые "пробуют на вкус" в школах 19-ти регионов страны (для детей 4-5 классов). В Сибирском округе в это число входит Новосибирская, Томская области и Красноярский край. Если эксперимент закончится удачно, через два года новый предмет будет введен повсеместно, в том числе и в школах Кемеровской области. Чем это "грозит" школьному образованию? Мы беседуем с тренером-преподавателем курса "Основы религиозной культуры и светской этики", кандидатом филологических наук Анастасией Кошечко. "Тренер" означает, что Анастасия Николаевна прошла курсы в Московской академии повышения квалификации и теперь может сама готовить преподавателей нового предмета.

- Анастасия Николаевна, почему возникла необходимость такого глубокого изучения религиозных культур в школе?

- Прежде всего, я хотела бы подчеркнуть, что предмет "Основы религиозных культур и светской этики" - это не пропаганда религии в школе. Министерством образования и науки разработан светский предмет для светских детей, который помогает глубже понять свою национальную культуру и воспитывает нравственные ценности. Кстати, в разработке курса принимала участие поликонфессиональная группа: в нее входили представители всех традиционных религий России. Когда готовились учебники – вся группа проверяла точность и корректность формулировок, чтобы никого не обидеть. Таким образом был снят момент напряженности.

Рождение этого предмета – требование времени. Наши дети отчетливо ощущают, что идет деформация ценностей. Ужасает статистика разводов, наркомании, преступлений в молодежной и подростковой среде. Кроме того, по мысли одного из создателей предмета, Россия становится цивилизацией кочевников: мы теряем свои единые культурные корни. И еще один важный момент – в современном обществе существует большое количество субкультур и контркультур, которые несут разрушительную идеологию. Тут вред и для психического здоровья, и для моральных устоев, и для семейных ценностей. Если ребенок не имеет четких духовных ориентиров – он может легко попасть под плохое влияние.

Критики курса говорили: вы пытаетесь внедрить в школу религиозное образование. Это не так. Религиозное образование – другая сфера, где участвуют представители религиозных структур. А в данном случае участвует компетентный светский преподаватель.

- Что общего между изучением какой-либо религиозной культуры и нравственностью?

- Во-первых,  у всех шести модулей совершенно одинаковы первый и последний уроки. Все дети сначала проходят тему "Россия – наша Родина", и в заключение – тоже единая тема "Диалог культур во имя гражданского мира и согласия". На общий урок собираются дети, которые изучали разные модули, разные религиозные культуры. Учитель вместе с учениками приходит к выводу, что, несмотря на различия, нас объединяет одна страна. И мы знакомим детей со сложным, но очень нужным термином – толерантность. В нашем многонациональном мире мы должны жить в мире и согласии. Это значит – понимать и уважать не только свою культуру, но и чужую: "Я уважаю твою точку зрения. Это не значит, что я отказываюсь от своей. Я уважаю твое право быть другим, непохожим на меня. И это не мешает мне общаться с тобой и дружить". Понимание этих простых истин очень важно для формирования нормальной атмосферы в детском коллективе. Дети учатся бережно относиться к своим и чужим культурным и религиозным традициям.

Кроме того, каждая религиозная культура преподается прежде всего как сокровищница нравственной мудрости. Что такое хорошо и что такое плохо – этические ценности совпадают во всех религиозных мировоззрениях. Ведь ни одна из них не учит, например, разрушению семьи. Для всех религиозных культур абсолютными ценностями являются Родина, долг, честь, совесть, верность и т.д.

- И все же есть народная мудрость – каждый кулик свое болото хвалит. Не получится ли, что религиозно убежденный учитель вместо знакомства со своей культурой будет ее навязывать? Что с точки зрения своей культуры ребенок начнет негативно оценивать другую?

- Задача предмета "Основы религиозных культур и светской этики" в том и состоит, чтобы показать, что нет плохих или хороших культур. Требование к преподавателю очень жесткие: не должно быть никакого предвзятого отношения к разным мировоззрениям, тем более критики традиционных для России религиозных культур. Не должно быть самоидентификации по религиозному признаку, например, "мы – православные". Учитель может говорить "мы" только  двух случаях: "мы - люди" и "мы - граждане России".

Педагог не имеет права призывать ребенка к тому, что он должен поступать так-то и так-то.  Он может употреблять только такие формулировки: "христиане считают, что…", или "буддисты считают, что…" Тем более запрещено на занятиях призывать к совершению каких-либо религиозных действий (например, к молитве) и т.д.

Могут быть призывы, направленные на познавательную деятельность: "давайте подумаем", "давайте порассуждаем". Императивы могут быть нравственные, например, призыв к честности в отношениях друг с другом. Но ребенок на этом уроке имеет право не соглашаться с тем, что ему говорят, высказывать собственную точку зрения, что поможет ему лучше понять самого себя.

Очень важно, на уроках по новому предмету не ставят оценки. Задумайтесь, как можно оценить уровень духовности ученика? Это совсем не дело школы. Есть система поощрений для детей. Поощряются все, кто активно участвует в работе на уроке, в обсуждении вопросов. Учитель имеет возможность поощрить каждого ученика пусть даже за незначительное (на первый взгляд!) познавательное, творческое, нравственное усилие.

- Как дети сами воспринимают новый предмет? Название у него довольно "скучное" для подростка.

- 16 июня 2010 года в Томске прошла конференция по предварительным итогам эксперимента. Были приглашены представители всех религиозных конфессий, представители Московской академии повышения квалификации, Департамента общего образования, администрации Томска, преподаватели вузов и школ города Томска и Томской области. Преподаватели предмета рассказывали о своем первом опыте. Общий результат – дети с большим интересом изучают "Основы религиозных культур и светской этики". Ведь главный принцип курса – это не отстраненный сухой рассказ об абстрактных понятиях, а рассказ… о самом ребенке. Курс знакомит детей с самими собой, с собственной личностью. На уроках постоянно идет обсуждение различных этических ситуаций. Курс учит тому, как знания можно применить на практике, то есть, в какой-то мере, мы можем говорить и о вполне прагматических цеях изучения этого предмет. Например, как выстроить отношения с одноклассниками. Ребенок часто не может откровенно поговорить об этом с родителями. А у него каждый день появляются насущные вопросы. Например, как вести себя, если тебя обидели. Как поступать, если кого-то обидел ты и тебя это мучает. Как быть, если тебе нравится девочка и т.д. Все дети проходят через это.

Учитель не выкладывает готовое содержание, а призывает детей к активному осмыслению материала урока. Часто ли мы, взрослые, анализируем свои поступки с точки зрения их соответствия нравственным нормам? К сожалению, обычно мы поступаем так, как проще, легче, удобнее. И не утруждаем себя этической оценкой своих действий. Поэтому курс и построен таким образом, что его изучает не только ребенок, а фактически вся семья. Есть по предмету специальная "Книга для родителей". Дети, например, получают задание – узнать  у родителей, какие добрые традиции существуют в семье. Если нет родителей – это может быть любой другой взрослый, значимый для ребенка. И такой разговор устанавливает совершенно другой диалог между родителями и детьми, появляется связующая ниточка между духовным и культурным опытом разных поколений.

- Почему выбран именно такой возраст школьников (10-11 лет) для преподавания нового предмета?

- Возраст выбран неслучайно. Это переход в подростковый период, когда обостряются все ценностные вопросы. Идет активное познание самого себя. Рушатся все детские авторитеты. Очень актуальными для подростка становятся попытки понять себя и мир. Многие учителя на конференции говорили: урок закончился, а дети не расходятся. Им хочется еще поговорить, задавать вопросы. Иногда дети на этих уроках рисуют. И учитель не запрещает: рисование здесь – момент осмысления себя, момент личностного, интеллектуального развития. 

Конечная цель  предмета "Основы религиозных культур и светской этики" - формирование осознанного нравственного поведения: я понимаю, почему я поступаю так, а не иначе. В учебнике А. Кураева по модулю "Основы православной культуры" описывается случай в Ногинске-9, когда мальчик ценой жизни спас свою сестру. Он не побоялся вступить в схватку с взрослым мужчиной. По сути, он уже – защитник Отечества. Почему он так поступил? Он уже сформирован как личность, он уже мужчина, несмотря на то, что ему было восемь лет.

- С этикой все понятно. А как не абстрактно говорить о религии?

- У каждой религиозной культуры существует свой сценарий жизни, поведения в типичных обстоятельствах. Например, каждая культура учит особому отношению к болезни.  В православной культуре, например, болезнь может быть особым ценным периодом, когда человек получает возможность спокойно разобраться в себе, в своих ошибках, в конце концов, искупить свои грехи.  То есть болезнь может быть благом, ступенью духовного роста по мере приближения к вечной жизни. Взрослые подчас много говорят детям об умении "вертеться в жизни", но жизнь постоянно ставит нас в такие ситуации, где умение "вертеться" не срабатывает. В болезни человек вспоминает, что он смертен и что у него есть душа, которая тоже страдает.

У разных народов есть особое отношение к старости, своя культура старения. Есть своя культура создания семьи. Культура праздников. Все это не абстракции. И мы говорим с ребятами о том, как определенные религиозные убеждения помогают в решении практических жизненных вопросов.

Наша история и культура - это не что-то абстрактное, что когда-то было. Это происходит здесь и сейчас. Люди разных культур живут согласно своим убеждениям. И, повторю еще раз, наша задача, чтобы ребенок понял, мы – разные, но нас объединяет одна страна – Россия.

Вопросы задавал Вадим Акентьев

Газета "Юрга" №41 (5304) – 13.10.2010.

***

Читайте также по теме:

 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru