Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыНовоеСоцсетиПоиск


Оккультизм и псевдооздоровительные практики


Приключения блудного оккультиста. Вальдорфская школа

Книга Яны Завацкой о её пребывание в различных оккультных сектах: "Роза мира", "Анастасия" Владимира Мегре, об её увлечениях вальдорфской педагогикой, целительством и т.п.

Вальдорфская школа

Содержание

Часть третья. Вальдорфская школа

Рудольф Штайнер - ученик и последователь Блаватской, основатель собственного учения - Антропософии, был, как сейчас сказали бы, контактёром. Причём, контактёром весьма талантливым. Круче, чем Мегре. Во всяком случае, он получил от своих астральных учителей целую собственную философскую систему. И ещё - новую систему образования. На основе откровений Штайнера были созданы в 20-е годы первые антропософские школы. Вся педагогика в них основана на той информации, которую Штайнер получил от "духов". По сей день вальдорфские школы существуют по всему миру, наверное, особенно развита эта система в Германии - Родина Штайнера, как-никак. Да ещё Пфальц, юг Германии - здесь самые штайнеровские места. Сейчас вальдорфская педагогика начинает проникать и в Россию. Правда, всё не так ужасно, как может показаться. Если бы детей в этих школах продолжали учить только за счёт откровений духов, школы давно прекратили бы своё существование. На Западе государство довольно жёсткое, и здесь не так просто вешать людям лапшу на уши, как, к сожалению, в нынешней России. Но в нынешних вальдорфских школах существуют ещё просто опытные (за 80 лет опыта!) наработки, методики, поэтому кое в чём эти школы даже выгодно отличаются от обычных. Но только кое в чём. По правде сказать, Штайнера я не читала. Просто не могу. Хотя одолела в своё время "Тайную доктрину". Но даже "Тайная доктрина" - верх ясности и простоты в сравнении со штайнеровскими писаниями.

Рудольф Штайнер

Рудольф Штайнер

1. Как ни удивительно, но эта история - правдива, за исключением того, что Иисус был евреем. - Д.Б.

2. Вот тут автор попала абсолютно в десятку! Чем больше последователей, тем больше денежек они принесут "учителю". Кстати, христианство практически ничем не отличается от всех остальных "духовных" учений. Разве что, числом обманутых, ну и доходами, конечно. - Д.Б.

Я много раз начинала читать его книги, в оригинале, и в переводе (всё же, надо ознакомиться с философией школы, где учится мой сын). И каждый раз засыпала после нескольких страниц. Ну, невозможно это читать!

Однако, я знаю доктрину Штайнера в общих чертах, по пересказам и изложениям. Никто, думаю, не будет спорить с тем, что доктрина эта оккультная. Причину, по которой мы отдали ребёнка в вальдорфскую школу, я излагала выше - отставание его в речи, а также полное неумение рисовать, вообще "левополушарное развитие": умел прекрасно читать, считать, с компьютером - на "ты" без всякого обучения, а вот мастерить или рисовать - только из-под палки. Не любит и не умеет. Маленькие классы, индивидуальный подход... ну и, наконец - мы сами были тогда эзотериками и ценили "духовность".

При первом знакомстве, вальдорфская школа просто потрясает. В этой школе часто проводятся концерты для родителей, показательные уроки, вообще - они любят себя демонстрировать.

Когда я увидела впервые такой концерт, он вполне меня воодушевил. Дети разных возрастов хором читали вслух стихи по-английски и по-французски, пели песни на разных же языках, младшие более-менее стройно дудели на флейтах, средние и старшие классы играли на струнных - несколько фальшиво, но всё же, играли что-то там. Демонстрировали эуритмию - медленные движения под музыку. Кроме того, очень привлекала программа для первого класса, включающая английский и французский языки, музыку, эуритмию, ручной труд (где дети учатся вязать!), рисование, спорт.

Учительница охотно приглашала родителей на уроки - посидите, посмотрите. Вообще характерной особенностью школы является очень тесный контакт с родителями. Собеседование с нами при приёме ребенка в школу длилось часа два. Школа - частная, платная. Всем родителям подробно объясняют, почему школа принципиально отказалась от всякой помощи государства (мы не хотим зависеть от этого ужасного государства! Мы хотим воспитывать детей по-своему!) Но, кроме платы за учёбу, от родителей требуется ещё очень и очень многое.

Надо сказать, мы были очень недобросовестными родителями, на меня часто вообще смотрели, как на матькукушку, которой плевать на ребёнка. Добросовестные родители проводят в школе ежедневно по несколько часов. Они посещают все школьные мероприятия, ежемесячно - общешкольный концерт, участвуют в "рабочих группах", короче говоря - несут очень мощную общественную нагрузку по школе. Это при том, что у всех антропософских родителей от 4-х до 10 и более детей. Так вот я, при своей недобросовестности, всего лишь должна была ежемесячно посещать родительские собрания, участвовать в мытье и ремонте школы (в этом году меня просто обязали еженедельно мыть школьную кухню), работе в саду, являться на многочисленные общешкольные мероприятия и беседы с учительницей. От этого отказаться уже невозможно.

Для настоящих родителей-антропософов ещё постоянно проводятся семинары, лекции по воспитанию, лекции по антропософии, всевозможные курсы, ещё существует детский кукольный театр (мы одно время туда ходили с младшей) и прочее, и прочее... Кроме этого, учительница за год дважды посещала нашу квартиру, и ещё раз нас посетила учительница труда. И два раза нас вызывали на личную беседу. Всё это преследует одну цель, которую учительница (фрау Николай) высказала вполне откровенно:

- Обстановка для ребёнка дома и в школе не должна различаться. Дома вы должны создать ребёнку похожую обстановку, чтобы в школе он не погружался в совершенно новый, чужой ему мир. У большинства родителей она и не отличается от школьной! Присмотревшись, мы поняли, что все родители в нашем классе - сами антропософы и чаще всего - питомцы точно таких же антропософских школ.

***

Читайте также по теме:

***

Кстати, поэтому часть из них не имеет нормального для немцев образования - после такой школы не так-то легко поступить в обычное учебное заведение. Но это им и не нужно! Они живут совсем другим. Я была в домах нескольких школьных приятелей сына. Обстановка в них резко отличается от обычной.

Отсутствие телевизоров, компьютеров, радио. Только натуральная деревянная мебель, натуральный пол и ковры, никаких обычных для квартиры безделушек. Украшения в основном самодельные, причём, узнаваемо типичные. К примеру, скрученные из ваты ангелочки или голубки. У детей игрушки - только деревянные, соломенные, сшитые из тканей куклы и т.п. Только из натуральных материалов (остаётся только удивляться, как это антропософы не отказываются от стиральных машин и современных кухонь). Точно такую же обстановку вы увидите в любом кабинете Heilpraktiker - целителя (в Германии это официально существующая профессия). Такая же обстановка и в школе. Детям в принципе запрещены любые механизмы, даже магнитофон и радио, не говоря о компьютере, нежелательны пластмассовые и механические игрушки. И это в Германии, потребительском рае...

Я и сама никогда не смотрю телевизор и против того, чтобы дети бесконтрольно пользовались компьютером. Тем более, это вредно для нашего сына. Мы даже, с некоторым облегчением, отказались от телевизора и выкинули все компьютерные игры. Но, от нормальных игрушек мы так и не отказались... увы... И вообще, конечно, обстановка у нас дома не очень "духовная". Недостаточно духовная для этой школы. В антропософских семьях, как я уже говорила, детей много.

Это для Германии просто нонсенс - при здешней-то низкой рождаемости. Для нашей школы типичны семьи с 4-мя, с 6 детьми, а бывает, что их 13. При этом, как ни странно, очень крепкими такие семьи не назовёшь. Конфликтов много. В нашем классе учится мальчик, мать которого оставила четверых своих детей, родила пятого от другого мужчины и уехала с этим ребёнком в Ирландию. Дети остались с отцом, который тут же нашёл другую женщину - тоже антропософку, разведённую, со своими двумя детьми. Я ходила с дочкой одно время в группу для малышей. Нас было пять мам, в основном, начинающие антропософки (по 1-2 ребёнка). Так вот, из пяти было две одинокие мамы и одна, как раз, разводилась.

Всё это вполне закономерно - антропософия, как и любое другое эзотерическое учение, отнюдь не настраивает человека на сохранение семейных уз. Наоборот - человек настроен добиваться любой ценой (и ценой детских трагедий и слёз) Настоящей Любви и Свободы. Почему же эти люди заводят, в отличие от обычных немцев, по много детей? Я думаю, их основным интересом в жизни является антропософское воспитание. Не воспитание для детей, а дети - для воспитания. То есть, детей рожают именно с целью дать им вот такое особое, духовное воспитание. В свою очередь, эти дети (те из них, кто будет хорошо воспитан) пойдут тем же путём.

По крайней мере, такое впечатление складывается из общения с этими семьями. Поскольку наша семья, даже будучи "эзотерической", всё же, сильно отличалась от других семей в этой школе, мы постоянно ощущали некоторое давление. Учительница настойчиво рекомендовала нам, чтобы мы звонили ей, желательно ежедневно, и задавали вопросы по воспитанию. Постоянно советовала пойти на то или другое антропософское мероприятие (это по её троекратному назойливому требованию я, в конце концов, начала ходить с дочкой на курс для малышей. Даже отказаться было неловко - она выставляла это так, как будто я совершенно не забочусь о детях). Как проходят сами родительские собрания?

На последнем, к примеру, мы вначале полчаса занимались "медитативным письмом" - переписывали красивым почерком изречение Рудольфа Штайнера. Учительница обязательно читает короткую лекцию по воспитанию. Наш сын, как все дети в Германии, к сожалению, увлечён этими жуткими монстрами - покемонами. Причём, компьютера у него не было, но он достал где-то детские журналы, выучил всех покемонов наизусть... Родственники подарили ему календарь с покемонами, и он повесил этот календарь у себя в детской. Учительница, конечно, это увидела и потом в школе от него требовала, чтобы он этот календарь снял.

Специально подарила нам картину (полуабстрактную, с неким ангелом), чтобы мы повесили её вместо календаря. Сын в свои семь лет ещё не научился врать, и делился со мной мучительными сомнениями: "Я не хочу снимать календарь, а фрау Николай меня спросит опять, снял ли я его..." К счастью, фрау Николай об этом календаре вскоре забыла. Мне не нравятся эти покемоны, но я считаю, что уж совсем зверского давления на ребёнка быть не должно. Я стараюсь увлечь его чем-то более полезным. Отец вырезал вместе с ним "Пикачу" из фанеры... а дочке подарили плюшевого "Пикачу", и она его кормит, возит в коляске и укладывает спать. В конце концов, у нас тоже был Чебурашка... Если это в меру, я не считаю нужным идти на принципиальный конфликт с ребёнком. Но дело даже не в этом - по этому поводу могут быть разные мнения.

Дело в том, что школа активно вмешивается в семейное воспитание и оказывает давление на родителей. Либо родители должны во всём слушаться учителей и не имеют права на своё мнение, либо ребёнок неизбежно чувствует разницу между семьёй и школой и начинает школу тихо ненавидеть (как и произошло в нашем случае).

Можно сказать, что мы внушили ему эту ненависть... нет, она у него возникла ещё тогда, когда мы были от школы в восторге. Вообще с покемонами были и другие истории. Сын очень просил зонтик с "Пикачу", и мы подарили ему такой зонтик на день рождения. И вот, пошёл дождь, и я дала ему в школу этот зонтик. Так сын закатил истерику - ни за что не возьму, фрау Николай будет ругаться. "Но ты же поставишь его в уголке в раздевалке, она и не увидит" - "Нет, она всё равно увидит! Она всё знает!" Пришлось надеть ему дождевую накидку. Он ни за что не соглашается надеть в школу даже носки с маленькой фигуркой покемона - хотя носки-то уж учительница никак не станет разглядывать. А недавно случайно сунул в карман своего фанерного "Пикачу", и придя из школы, сказал: "Какой ужас, я забыл вынуть "Пикачу" и принёс его в школу. Но к счастью, никто не заметил! Слава Богу!" Причём с такой интонацией ужаса в голосе... Притом, заметьте - это не "отучение" ребёнка от покемонов. Дома он по-прежнему обожает все эти вещи. Он просто научился скрывать и лгать - в школе.

У других детей ситуация ещё серьёзнее. К Кристику часто ходят школьные друзья. Недавно пришёл его приятель Маркус, они закрылись в детской и тихо сидели несколько часов. Мельком я увидела, что они играют на маленьком компьютере "Гэйм-бой". - Откуда у вас гейм-бой? - спросила я сына, когда Маркус ушёл. - Ой, мама, только не говори ничего родителям Маркуса! Он взял этот компьютер у своего друга и пришёл поиграть ко мне. Дома ему нельзя играть... Заметьте, Маркусу 7 лет! Если в этом возрасте у него такие секреты от родителей, то, что будет в 13? В 17? Постепенно я поняла, что в школе все дети, по крайней мере, мальчики, очень даже интересуются и компьютерами, и телевизором, и покемонами - но умело скрывают это от родителей и учителей. Мой сын хоть дома может быть искренним, а у них и дома - сплошное супервоспитание.

Это всё хорошо, но ведь, дети просто учатся лгать, быть неискренними, притворяться, что их безумно интересуют антропософские сказки и совершенно не волнуют соблазны окружающего мира... Тогда как, на самом деле, всё обстоит совершенно иначе! Воспитание в школе - очень авторитарное. Как я поняла, это принцип вальдорфской школы: учитель - высший авторитет. Причём, у нас учительница очень хорошая, все говорят, что нам повезло. Вначале мне нравилась эта авторитарность и строгость. Потому что в обычных немецких школах - другая крайность, дети часто учителю садятся на шею. При таких условиях ничему не научишься. Но потом мне стало всё чаще казаться, что фрау Николай несколько перебарщивает.

К примеру, мой сын не мог закрыть футляр для флейты. Она выставила его из класса и велела не возвращаться, пока он сам не закроет футляр. В классе постоянно призывала высмеивать моего сына за то, что у него что-то не получается.

К счастью, мой Кристик обладает большим запасом добродушия, его мало волнуют насмешки, да и дети его любят и не относятся к нему зло. Если бы он умел обижаться, как нормальные дети, не знаю, во что бы это вылилось... Думаю, нормального ребёнка (какой была я, к примеру) таким обращением можно просто сломать.

Как проходят уроки в вальдорфской школе? С утра всегда - "основное занятие" - это и чтение, и письмо, и рисование, и лепка, и математика. Два часа. Потом - "предметы" (языки, музыка, эуритмия, труд...) Я была несколько раз на "основном занятии". Первый раз мне даже понравилось (я тогда была очень положительно настроена в отношении этой школы). На уроке невозможно отвлечься ни на секунду. "Основное занятие" начинается с зажигания свечки и изречения Рудольфа Штайнера. И потом - всё по минутам: сели, достали тетради, переписываем букву "А", пять минут, тетради убрали, достали листы и краски, рисуем. Пять минут.

Встали, зарядка, скандирование вслух цифр от одного до десяти. Сели, достали воск, пять минут лепим.

Встали, пошли по классу цепочкой, скандируем стихотворение хором.

Сели, поём песню.

Команда: "Питьевая пауза" - все достали одинаковые бутылочки, отвинтили крышечки, попили сок или чай, завинтили крышечки, убрали бутылочки.

В десять часов команда: "Пауза на завтрак!" - все постелили салфеточки, достали завтрак, общая молитва "Матери-Земле", поели. Вначале всё это смотрится даже мило. Правда, такое ощущение, что дети работают, как заведённые. Но, по сравнению с нашими школами, где пол-урока можно было бездельничать... может, это и лучше. Однако, у детей растёт нервное напряжение.

К весне у Кристиана начал болеть живот. С утра, без связи с едой. Причём, он не симулировал - если оставался дома, то действительно лежал в постели, не пытался встать и начать прыгать. Если я его всё же отправляла в школу, учительница посылала его назад. Врач полностью его обследовал, УЗИ, все анализы - ничего нет. "Это нервное напряжение", - объяснил он. И учительница тоже подтвердила: "Да. В нашей школе такое часто бывает. Дети перенапрягаются".

К концу первого класса, видя, что попытки вовлечения нас в антропософскую атмосферу не удаются, учительница перешла к более решительным действиям. Она провела с нами беседу следующего содержания. Ваш сын - больной ребёнок, который никогда не станет нормальным. Он никогда не сможет учиться в нормальной школе. Это большое счастье, что вы попали в нашу школу. Эта Германия, этот ужасный сумасшедший окружающий мир - о, я понимаю, что для вас он тоже чужой (как для эмигрантов)... наша школа - это оазис в современном безумном мире. Если вы хотите добра своему ребёнку, вы должны выполнять все наши указания. К сожалению, ваш сын работает только в школе, а дома он расслабляется. Он ни минуты не должен быть предоставлен самому себе. Не позволяйте ему играть, во что он хочет, тем более - в одиночестве! Вы должны всё время его занимать чем-то полезным, чтобы у него не было ни одной свободной минуты...

- Но ведь, у него и так живот болит от напряжения! - попыталась я возразить.

Тщетно! Учительница проигнорировала мой вопрос.

- Он должен выполнять поручения по дому, выносить мусор, убирать, мыть, готовить. Давайте ему задания - нарисовать что-то, слепить, смастерить. До самого укладывания в постель вы должны с ним заниматься. Конечно, это трудно! - вздохнула учительница, - Редкие родители на такое способны. Сейчас, в современном мире не модно заниматься детьми. Жить ради детей...

Когда мы вышли из школы, волосы у моего мужа стояли дыбом. Он впал в полное отчаяние. К счастью, я тогда уже рассталась с эзотерическими иллюзиями, и к словам учительницы отнеслась с прохладцей. А было от чего впасть в отчаяние! Я пересказала только содержание речи, но не интонации, и не языковые нюансы (говорилось всё же, по-немецки). Но даже и по содержанию видно: - "Наша замечательная школа" противопоставляется "этому безумному миру".

- Запугивание: ваш ребёнок больной и не способен учиться в нормальной школе (в тот момент, когда ребёнка уже очень трудно назвать больным, когда он именно уже стал нормальным по общему признанию).

- Вы должны... перечисляются невыполнимые требования. Не потому, что не модно, а потому, что у меня нет домработницы, которая за меня бы готовила и проч., пока я всё время посвящаю детям. Ведь я ещё и работала, хоть и 6 часов в день. И ещё более серьёзная причина - сын и так перенапрягается в школе.

- Внушение чувства вины: вы не посвящаете всю свою жизнь ребёнку, вы не делаете всего возможного для его развития (на самом деле, я ежедневно занимаюсь с ним музыкой, русским, а теперь - и по школьной программе, это всего час-полтора, плюс уроки - и это уже очень тяжело для ребёнка). Это вы виноваты в том, что ваш ребёнок - больной.

- Внушение чувства полной зависимости от школы. Повторяю, я слушала учительницу, уже понимая всё про эти пять пунктов. С иронией. И постаралась успокоить мужа. Наш сын действительно стал лучше за этот год. Он стал говорить лучше, чем раньше. Учительница, при каждой встрече, старалась подчеркнуть, что это - исключительно заслуга их школы. Но, если подумать...

Кристик начал говорить в пять лет. Лет с четырёх мы ходили к логопеду, на эрготерапию, на музыку. С пяти до шести лет он сделал значительный прогресс в речи (нормальный ребёнок делает такой прогресс с года до двух). От отдельных слов он перешёл к речи предложениями. С шести до семи лет, учась в спецшколе, он практически стал говорить, как любой нормальный ребёнок. Страдало ещё только понимание длинных, сложных текстов.

С семи до восьми лет, учась в вальдорфской школе, он ещё улучшил свою речь, обогатил словарный запас, стал говорить правильно грамматически. Но, кто сказал, что, если бы Кристик продолжал учиться в спецшколе или пошёл бы в обычную, не вальдорфскую, он не сделал бы ещё больших успехов в речи? Тем более, специальные занятия с ним мы больше не проводили. Да и можно ли тут однозначно говорить о его "ненормальности"?

Конечно, это неправильное развитие, нарушение есть. Но интеллект у него проверяли ещё в 4 года по неречевым тестам, и он оказался на уровне 7-летнего. В конце концов, Эйнштейн тоже до восьми лет не разговаривал. Возможно, что и его считали "ненормальным". Отдельно о врачах. Учительница сразу отправила Кристика к школьному врачу - а этот врач (я даже не знаю, врач ли он по образованию), естественно, тоже антропософ. Он перенаправил нас к коллеге - женщине, с дипломом врача, но лечащей исключительно гомеопатией и "натуральными методами". У Кристика астма, правда, сейчас уже практически сошедшая на нет. Что-то нам эта врач выписывала, мы принимали, но никакого эффекта я не заметила. В конце концов, мы на это дело плюнули и пошли к обычному врачу.

Учительница, узнав об этом, отозвалась с неодобрением о моём решении. Но, когда речь идёт о здоровье ребёнка, я не могу рисковать... Обычный врач, по крайней мере, не удовлетворился жалобой "живот болит" и поверхностным осмотром (что меня возмутило... я имею некоторое представление о том, что может скрываться под болью в животе), а сделал, как положено, все анализы и инструментальные обследования. Однако, факт остаётся фактом - дети, учащиеся в школе, и лечатся у врачей или целителей соответствующего направления. Это у них принято... В школе царит совершенно особая атмосфера, и именно она особенно привлекает людей. Это непередаваемая атмосфера домашнего уюта. В школе сразу чувствуешь себя "своим"...

Правда, когда мы решили переводить ребёнка в другую школу, это же чувство обернулось против меня. Так же, как приятно было чувствовать себя "своей" - так же я теперь ощущаю себя предательницей и матерью-кукушкой, которая пренебрегла интересами своего ребёнка, бросила своих лучших друзей, которые интересуются ребёнком, больше, чем я сама. Нет, мне ничего не сказали. Разве что, обращение несколько изменилось, стало сухим и официальным, безразличным. Но чувство такое возникает.

Об эффективности вальдорфского образования

Я знала и раньше, что дипломы частных школ в Германии не признаются. То есть, чтобы получить обычный диплом, позволяющий поступить хоть в какое-нибудь учебное заведение дальше (хоть на слесаря), мой сын должен будет пересдать кучу экзаменов. Правда, я подумала уже о том, что если в 7 лет я могу заставить его заниматься, то будет ли у меня такой же контроль над ним в 18 лет? В этом возрасте дети зачастую уходят из дома, и тут никакая полиция не поможет. Так хоть у него был бы нормальный диплом! Но я утешала себя тем, что после 4-го класса отдам его в обычную школу. Зато, думала я, при таких напряжённых занятиях дети чему-то учатся! И языки... И вязание... и флейта. И общее развитие! К концу первого класса я поняла, что изучение языков в школе ограничивается только заучиванием наизусть, без понимания смысла каждого слова, нескольких стихов. Ну и отдельные слова, которые забываются мгновенно.

Ребёнок, за год учёбы (уже почти полтора года, собственно), не научился отвечать по-английски на вопросы: What is your name? Do you speak Englisch? - не говоря о более сложных. Сам не может составить фразу даже из двух слов.

По-французски я проверить его не могу, но, похоже, положение ещё хуже, чем с английским. То же и с рисованием. Сначала у меня был шок, когда я увидела, что мой сын вообще рисует!

Нормальные детские картинки, цветными карандашами. До сих пор он упорно калякал страшные фигуры ручкой и подписывал под ними названия. Но этим дело и ограничилось - причём, рисует он только в школе, а дома - всё по-старому. А в школе они рисуют по команде: нарисовали солнышко... небо... травку.... цветочек. Но мастерство от этого не растёт. Вот вязать они действительно учатся.

За полтора года связали футляр для флейты. Это нормально для маленького ребёнка, а для моего Кристика - вообще подвиг. Но, с другой стороны... на Западе сейчас вязание - это экзотическое хобби. Зачем вязать, когда в магазине всё дешевле? (нитки дороже обойдутся). А, что касается пользы вязания для общего развития... это сомнительно.

Я знаю массу девочек, которые вязали лет с четырёх (в СССР это было нормально, вязать умели все, я тоже умею, к примеру), но при этом вырастали, мягко говоря, совершенно не интеллектуалками. Нет, я обеими руками за это полезное занятие. Но если мальчик не очень интересуется ручным трудом, даже ненавидит его изо всех сил, если точнее; может быть, в наше компьютерное время и не стоит его заставлять? Нехорошо, конечно, у сына вообще развитие несколько однобокое, но ведь, не могут быть все люди "гармонично-усреднёнными". Он и музыкой занимается, и читает охотно... Заключительный концерт в прошлом году я смотрела уже другими глазами.

Понимаете, когда второклассники хором читают стихотворение по-английски, это впечатляет. Такое ощущение, что они действительно знают язык. Но, когда тебе известно, что язык они не знают, а стихотворение это долбят уже полгода ежедневно, к тому же, хором... Впечатление уже другое.

Эуритмия... Когда ты видишь, как почти взрослые юноши и девушки, хуже того - даже сами учителя - одетые в разноцветные балахоны - с энтузиазмом делают под музыку движения, очень похожие на советский стандартный комплекс утренней гимнастики, только куда примитивнее... От этого становится тоскливо и грустно. "Струнный оркестр" - дети садятся со скрипками и виолончелями и в унисон играют какую-нибудь пьесу, причём, половина из них жутко фальшивит. Всё это называется "развитием творческих способностей". Но, что же в этом плохого? - скажете вы. Ну, пусть они не делают из детей ни музыкантов, ни полиглотов, но ведь, всё же, это школа... ведь, чему-то там учат. Чему-то учат. Сейчас мы переводим сына в обычную государственную школу. Хорошо, что я догадалась заранее взять программу! В нашей школе дети до сих пор пишут большими печатными буквами на альбомных листах.

Трое из класса ещё не умеют читать. В обычной школе давно уже пишут в нормальных тетрадях обычные тексты, разумеется, прописью. К счастью, с чтением у сына проблем нет, но школа здесь ни при чём, он умел это и раньше (за что нам уже попало от учительницы: "Я думаю, проблемы вашего сына ещё связаны с тем, что он уже в таком маленьком возрасте должен был читать!" - "Но мы же его не заставляли... он сам проявлял интерес", - "Всё равно, не надо было учить!")

С математикой - тоже прокол. В обычной школе проходят сложение и вычитание до ста, счёт денег, умножение начали. В этой школе они пока складывают и вычитают только до двадцати, причём - на каштанах. Берут мешочек с каштанами и считают их по одному... И это - только основные предметы! Сейчас я ежедневно занимаюсь с сыном по полтора часа, чтобы хоть как-то подогнать его к обычной школе. А что там с дополнительными предметами - даже не представляю. Надо ли говорить, что у них ещё не было ни одного урока религии (а в обычной школе - с самого начала). Вся надежда на то, что сын давно сам прочёл "Детскую Библию".

Между прочим, учительница настоятельно несколько раз советовала и дочь отдать в вальдорфский садик. Но мне очень нравится обычный садик, в который она ходит... а, как это объяснить? Я сказала: "Понимаете, я работаю до двух, а ваш садик только до двенадцати, обычный же - тоже до двух". Учительница протянула: "А... ну, конечно, вам это удобнее". Я почувствовала себя крайне неловко - жертвую ребёнком ради своего удобства.

 "Понимаете, дети, после вальдорфского садика, гораздо лучше, чем ваш сын, развиты, это сразу заметно"... (хотя я предупреждала, что мой сын - необычный ребёнок, и развитие у него не такое, как у всех). Посмотрев на этих детей, я поняла, в чём заключается это "высокое развитие". Особенно у тех из них, кто родился младшим в антропософской семье. Они все уже умеют, придя в первый класс, именно то, чем будут заниматься и в школе. Им знакомы эти "шпрухи", повторяемые хором, они неплохо рисуют именно в особом, вальдорфском стиле, умеют мастерить голубков из ваты, некоторые уже пробовали играть на флейте... у них и движения заученные, и дисциплина.

То есть, в вальдорфской школе действительно учат и готовят очень хорошо, просто блестяще... но учат именно тем действиям, которые в антропософской системе считаются важными. Например, эуритмии - идиотские довольно-таки движения под музыку (лучше бы учили нормальные народные танцы). Пиликанию кое-как на скрипке (при этом, полный запрет на слушание музыки через проигрыватель - даже классики, соответственно, полное отсутствие музыкальной культуры). Особым, вальдорфским поделкам и рисованию (которое заключается в размазывании по листу красок с красивыми переливами). После этой школы ученик сможет стать блестящим антропософом-воспитателем. Но это и всё... Если он неглуп, он ещё сможет самостоятельно подучиться и получить какую-нибудь полезную профессию.

Несколько зарисовок с натуры

В обычном садике, мать шестилетней девочки. "Моя дочь ни за что не пойдёт в эту вальдорфскую школу. Вы что - это же секта! Я не хочу, чтобы моя дочь отделялась от общества!" Ненависть к окружающему миру. Из школьной газеты. "Вы не должны думать: почему этот мир так ужасно относится к нам, вальдорфцам, и не может даже поставить знак ограничения скорости для машин возле нашей школы... Вы должны думать, что вы лично можете сделать для обеспечения безопасности движения". Коллега-немец - моему мужу: "Но ты понимаешь, что вальдорфская школа - это секта? Эти люди не участвуют в жизни общества, они сами по себе... У нас это все знают".

Комментарий нашего пастора: "Это сомнительное заведение. Философия у них, мягко говоря, странная. Они верят в перевоплощение. Кроме того, я часто сталкивался с фактами, что учителя оказывают давление на людей, запрет на телевизоры в семьях - я сам не в восторге от телевидения, но запрета и давления быть не должно. Это свободный выбор". Мы с дочерью несколько раз посещали группу для малышей. Там было семеро детей, включая моих (сына я брала с собой), пять мам и воспитательница. Дети играли, а мы занимались поделками, потом организовывали игры для детей и маленький кукольный театр. Так вот, у меня создалось чёткое ощущение, что дети ненавидят эти игры. Только мои играли с охотой и с удовольствием смотрели мини-спектакль. Всех остальных матери силой удерживали на местах, то и дело поворачивали голову детей в сторону представления. То же с играми - воспитательница надрывалась, пытаясь хотя бы поставить детей (2-4 лет) в круг. Они всё время рвались "на волю". Самые маленькие то и дело орали благим матом. Иногда без всякого повода.

Моя дочь, которая иногда мне кажется маленьким чертёнком, по сравнению с этими детьми выглядела самой воспитанной и умненькой (о сыне я не говорю, он всё же, старше). Все присутствовавшие мамы - антропософки. Между прочим, поговорить с ними интересно, куда интереснее, чем со средней немкой. Люди - духовные, хоть чем-то в жизни интересуются...

Наблюдая за этими малышами, так и рвущимися от воспитательного рвения своих мам, я поняла, что эти дети инстинктивно ещё пытаются как-то сохранить свою индивидуальность. К школе они привыкнут к скандированию хором и совместным действиям по команде. И станут очень послушными и удобными...

Один из друзей сына - как раз тот мальчик, мать которого уехала в Ирландию. Он живёт неподалёку от нас и иногда ходит к нам в гости. У детей в этой семье (четверо детей отца и двое - мачехи) даже имена очень оригинальные. Например, этого мальчика зовут Финбер, его сестру - Саломея. Когда Финбер пришёл к нам впервые, я поразилась тому, что он совсем не играл. Он деловито пересмотрел все игрушки сына. Потом мы пошли гулять. На площадке Финбер сел на лавочку и не двигался. "Давайте поиграем в прятки", - предложила я, как обычно. Финбер посмотрел на меня со взрослой усмешкой, как на круглую дуру, и вежливо покачал головой. У меня было полное впечатление, что я предложила поиграть юноше лет 18, как минимум.

Потом Финбер уединился с Кристиком и о чём-то поговорил. Кристик подошёл ко мне: "Мама, дай денег, мы пойдём и купим конфет". У меня была только двухмарочная монета. Я дала детям. Они ушли в магазин, накупили конфет. Финбер отправился домой. На следующий день позвонила его разгневанная мачеха: "Вы с ума сошли? Зачем вы дали детям две марки? Им бы десять пфенигов хватило! Я думала, Финбер украл их из моего кошелька, потому что у меня пропало две марки". Мне было очень неловко. Я просто не могу представить таких отношений с детьми, что 7-летний ребёнок может украсть деньги из кошелька матери (да я бы, если честно, пропажи 2-х марок просто не заметила... мы, конечно, богаче семьи Финбера, хотя дом и машина у них лучше наших - но у них 6 детей, а у нас только 2).

И что две марки - это так безумно много... конечно, можно купить одну жвачку и на 10 пфенигов, и если бы у меня оказалась в кармане меньшая монета, я бы им дала. Но я не вижу трагедии и в двух марках. Но больше всего меня поразило серьёзное, недетское выражение лица Финбера. То, что он ни разу с Кристиком не играл по-настоящему (другие дети, скажем ради справедливости, всё же, играют). Он даже не очень интересовался игрушками (а ведь, у него дома таких нет). Его интересы - очень взрослые: куда-то пойти, поехать на велосипеде, что-то купить... В последнее время, когда мы разрешили сыну играть на компьютере, Финбер стоял сзади него и жадно смотрел. Сам он боится прикасаться даже к клавиатуре. Собственно, другом Кристика он так и не стал, Кристик неоднократно говорил, что не любит Финбера, и сам ни разу не согласился пойти к нему в гости. Финбер лучше всех в классе играет на флейте и рисует. Его отец - вальдорфский преподаватель в этой же школе. В семье он по счёту пятый ребёнок.

О религии в вальдорфской школе

Тут я не так уж много могу сказать. В первом классе никаких специальных занятий по религии нет. Только нас, родителей, всё время призывали ходить на лекции по антропософии, и регулярно всучивали антропософский журнал.

Во втором классе начались занятия религией (то есть, понятно, антропософской теорией), во внеурочное время, но мой сын туда не ходит. Я сказала в школе, что он будет заниматься в церкви, с детьми из обычной школы, которые готовятся к первому причастию. В школе это проглотили - но вообще-то, мой сын единственный, кто ходит в церковь.

Все остальные получают религиозные знания из рук антропософов. Некоторые моменты, конечно, уже настораживают. Молитва перед едой - Матери-Земле. Явный культ ангелов. Я рассказывала детям о Боге, и Кристик тут же перебил: "А я больше люблю ангелов". Однажды он рассказал мне: "Я видел ночью ангела... он стоял возле кровати, такой зелёный..." У меня возникло подозрение, что в школе им советуют "видеть". Конечно, я не могу этого утверждать. Но и само по себе это видение у сына возникнуть не могло.

Я предложила ему в следующий раз, если он увидит кого-нибудь, спросить, от Бога ли этот дух, знает ли он, кто такой Иисус Христос (хотя, как показывает практика, этого далеко недостаточно в наше время). К счастью, больше никаких видений у сына не было. Вообще, если дочь (которая ходит со мной в церковь) всё время расспрашивает о Боге, то все интересы сына направлены на ангелов.

О Христе он толком ничего не знает, зато всё знает про Архангелов Гавриила и Михаила (всё - это какие-то сомнительные небиблейские легенды, которые им рассказывают в школе). В детской группе праздновали день рождения моей дочери (4 года). Воспитательница рассказала: "4 года назад к маме прилетела крошечная звёздочка и сказала: "Меня зовут Алина". И превратилась в хорошенькую девочку".

Потом я узнала, что это обычная антропософская легенда. Всё это хорошо, но маленькие дети и так с большим трудом умеют отделять выдумку от действительности. Для нас это звучит мило, а дети и в самом деле в это верят. Антропософского ребёнка постоянно окружают ведьмы, гномы, домовые, волшебники, феи, ангелы... Это реальность, в которой он живёт. Учительница сына, узнав, что мы едем в Россию, сказала: "О, это замечательно! В России совсем особенные ведьмы!" Сын все допытывался у меня, где же ведьмы. Да нет никаких ведьм в России! - сказала я ему в сердцах.

Словом, ребёнка настраивают на общение с самыми разными духовными существами... и практически ничего не говорят о Боге. Разве что, в самых общих словах. Бог там, где-то далеко, Он нас сотворил, но в нашей жизни он как бы и не присутствует. В самом начале учительница нам объясняла: "Мы стараемся обставлять урок похристиански". "По-христиански" - это значит зажигать свечи и читать изречения Штайнера. Ой, там ещё копия Сикстинской Мадонны на стене вывешена! Обычные христианские праздники - день Св. Мартина, Пасха, даже Рождество - в школе не отмечаются никак. К счастью, Господь помог нам избавиться от этого наваждения. Нет ничего дороже для родителей, чем жизнь и счастье собственного ребёнка. Так хочется, чтобы он получил особенно хорошее образование, хочется дать ему что-то необычное в жизни...

И вот, пользуясь этим естественным родительским чувством, антропософы зазывают людей в свои школы. Теперь ещё и в России.

Но, если в Германии антропософия занимает давно отдельную нишу, люди из этой секты отделены от окружающего мира, и "нормальные" дети крайне редко попадают в такие школы, то в России нет антропософской традиции, и в эти школы набирают обычных детей. Даже если родители не являются христианами, даже если они сами эзотерики, я советовала бы всем очень хорошо подумать, прежде чем отдавать ребёнка именно в вальдорфскую школу. Учитывая всё вышеизложенное.

Яна Завацкая

Ставрос

 

 
Читайте другие материалы раздела "Оккультизм и духовно опасные псевдооздоровительные практики"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2020

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Рейтинг@Mail.ru