Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о помощи нашему проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Оккультизм и псевдооздоровительные практики


Послание Русского заграничного церковного собора о спиритизме, магнетизме, теософии и прочих оккультных вымыслах

Соборное осуждение теософии и оккультизма в 1922 году

До Собора со всех сторон доходят сетования о том, что люди погрузились в темныя средневековыя, а вернее, древне-языческия суеверия; в истинах Евангелия, в священных догматах Православной Веры готовы сомневаться, и склоняют уши и сердца свои к нелепым басням древне-языческой религии Индии и новым вымыслам праздных фокусников. О сем пишет Св. Апостол Павел к Тимофею: "будет время, когда здраваго учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят слух и обратят к басням" (2 Тим. 4:2-3). Самому Тимофею Апостол дал такое повеление: "негодных же и бабьих басней отвращайся, а упражняй себя в благочестии" (1Тим.4:7).

Николай Рерих

Николай Рерих

Почему же эти басни и теперь полюбились христианам? - правда не истинным христианам, - но колеблющимся. - Не будем пояснять, почему люди вообще колеблются в вере, но укажем на причину усиления суеверий в настоящем беженском положении русских эмигрантов. Суеверия умножаются при напряженном ожидании дальнейшей неизвестной участи нашей человеческой жизни; когда исходы ея невозможно предусмотреть разумным способом. Так, земледельцы, которых благополучие зависит от урожая, а урожай от неизвестной заранее летней погоды, стараются непременно предугадывать ее, и нет конца относящимся сюда разным повериям иногда смешным, а по большей части совершенно неосновательным. Семейная жизнь людей, особенно женщин, зависит главным образом от счастливаго или неудачнаго брака их с женихами, часто мало еще знакомыми невесте и ея родителям!.. И вот, то событие, которым определяется жизнь молодой четы, т. е. свадьба, соединяется со множеством суеверий, как в деревенских кругах, так и в интеллигентных. Точно также окружены суевериями путешествия, мореплавание, азартныя игры, экзамены, эпидемии, выступления на войну, смелыя торговыя предприятия и т. п.

Не могут люди разумно предусмотреть будущих судеб своих при подобных волнующих обстоятельствах, а узнать что-нибудь непременно желают, и вот, для утешения себя обращаются к "басням", как выражается Св. Апостол Павел. А так как на всякой человеческой слабости легко могут нажиться недобросовестные корыстолюбцы, то и вокруг человеческой склонности к суевериям уже давно начали вырастать целые полки волшебников, ложных пророков, медиумов, магнетизеров, оккультистов, теософов, хлыстов и всяких других обманщиков, не желающих зарабатывать себе хлеб честным трудом, но обманами простодушных ближних. Обманы эти, конечно, приходится им облекать в модныя и приятныя для современнаго поколения формы.

Так, лет 50 тому назад, отвергали у нас и философию, и историю и, конечно, Откровение Божие и богословие, а признавали только "опытное знание" - опыты физические и, вообще, "естественно-научные", тогда появились спириты, которые облекали свои обманы и поверия своих жертв в формы как бы самых точных физических опытов: заставляли вертеть столик, выстукивать ответы ножками мебели или чайными блюдцами, и так дурачили легкомысленную публику.

Прошло затем время огульнаго отрицания творческаго разума в людях и сердечных откровений; пошла мода на философию и мистицизм, русским людям надоело слепое поклонение западно-европейской моде и жизни; стали интересоваться жизнью древняго Востока. Тогда сейчас же появились иного рода обольстители: необуддисты, теософы, магнетизеры, оккультисты; они стараются доказывать, будто учение древних индийских язычников не только ничем не ниже учения Христова Евангелия, но во многом даже выше его; они пользуются естественным стремлением осиротелых душ сохранять общение с умершими родными и друзьями, но вместо указанных Богом молитв об упокоении их душ и благодеяний в их память, они распространяют языческое суеверие о переселении душ из одного тела в другое и тем устанавливают самое легкое отношение к прелюбодеянию и даже к самоубийству, отрицая учете Евангелия о вечном осуждении нераскаянных и заменяя его баснями о более продолжительном только переселении для тяжких грешников.

Так опора всех этих суеверий в человеческом себялюбии и лености; и, конечно, никакое образование, никакая ученость не может оградить человека от подобных лукавых суеверий, потому что к его услугам сейчас же появляются составленныя лжецами брошюры, и даже самыя суеверия эти названы науками: оккультическими, теософическими и т. п., как в средние века были, кроме химии и астрономии, еще алхимия и астрология.

Но особенно тяжко бывает слышать от некоторых жертв подобных заблуждений такия речи: "Я и в Бога уверовал благодаря спиритизму, который убедил меня в бытии сверхчувственнаго Mира". Что надо говорить им на это? Такой веры Богу не нужно, и она не спасительна. Bера в Бога, Который находится в распоряжении фокусников, Который подчиняется вертящимся столам и высылает души умерших дурачащимся праздным людям: такая вера едва ли лучше неверия (ибо последнее не бывает продолжительно), но также противна Господу, как и вера в Ваала и Астарту, в Венеру и Юпитера, покровительствовавших человеческим страстям и усыплявших их совесть. О такой вере вот что пишет Св. Апостол Петр во втором послании: "лучше бы им не познать пути правды, нежели познав возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину и вымытая свинья идет валяться в грязи" (2Пет.2:22)

Теперь приведем слова Св. Библии и Св. Церкви, прямо направленныя против суеверий, во всем подобных современным лжеучениям и повериям. Вот что изрек Господь чрез Моисея: "не обращайтесь к вызывающим мертвых и к волшебникам, не ходите и не доводите себя до осквернения от них (Лев. 19:31). Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадалка, ворожея, чародей, обаятель, вызывающей духов, волшебники и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок перед  Господом всякий, делающий это, и за сии то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего (Втор. 18:10-12). Подобное же говорил Господь чрез пророка Исайю: "Когда скажут вам обратитесь к вызывателям умерших, к чародеям, к шептунам и чревовещателям, тогда отвечайте - не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению." (Ис. 8:19-20)

Спириты и теософы любят повествование о вызове Аэндорской волшебницей тени Самуила. Да, в священной истории было два случая, когда Господь даже чрез суеверия людей открывал Свою волю. Так, Он открыл и Христово Рождество чрез персидских магов, так что "звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися солнцу правды"; но волхвам-язычникам не знавшим истиннаго Бога, их гадания, конечно, не были поставлены в вину, а что постигло Саула, за то, что он, праведно изгнавший из Иудеи всех волшебников и гадателей (1Царств. 28:3), потом в час смертельной опасности обратился к волшебству? Об этом не любят говорить спириты и оккультисты, да, впрочем, они и сами обыкновенно не знают, - а вот что говорит Св. Библия: "Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал перед Господом, за то, что не соблюдал слова Господни и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он умертвил его и передал царство Давиду, сыну Ессееву (1Пар. 10:13-14). За такие же грехи был отвергнут Богом и позднейший царь Манассия, который ворожил и завел вызывателей мертвецов и волшебников (1Цар. 21:6). - Много тяжких грехов было за Саулом, но ни одним из них он так не прогневал Господа, как своим спиритическим покушением. Пусть же не говорят спириты, оккультисты и теософы, будто в их повериях и деяниях нет ничего погрешительнаго. Саулов грех был во всем подобен греху тех наших беженцев, которые занимаются оккультизмом. Так же, как они, он в тяжелую годину, пред лицом неизвестности, в угнетении и страхе за будущее обратился к вызывателям умерших и за то пострадали и семья, и весь род его.

К стыду России, те сыны ея, которые считают себя образованными, в большинстве почти вовсе не ознакомлены с наиболее ценной на земле книгою - со Св. Библией; но они еще менее знакомы с законоположениями той Церкви, к которой они себя причисляют, и даже по большей части не знают, что именно разумеется под этими законоположениями, которыми утвержден и самый состав Св. Библии и осуждены все подложныя евангелия и подложныя послания. Законоположения церковныя, т. е. законы Св. Духа, открытые человечеству чрез Вселенские Соборы, изложены в сравнительно небольшой книге, носящей название: Книга Правил Св. Апостол и Св. Вселенских и поместных Соборов (утвержденных Соборами Вселенскими) и Св. Отец (утвержденных также VI и VII Вселенскими Соборами). Предки наши, если были мало-мальски грамотны, знали эту книгу так же хорошо, как воины знают воинский устав, но наши современники в большинстве даже не знают о существовании такой книги, которую до революции можно было приобрести за 60 копеек в любой лавке с продажей книг  духовнаго содержания.

…неведении Божественных правил, или канонов, то, конечно, едва ли бы кто решился связываться с медиумами, оккультистами и т. п. обманщиками.

Итак, вот что постановил о волшебствах разнаго рода Шестой Вселенский Собор (правило 61): "Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам или другим подобным, дабы узнати от них, что восхотят им открыть, - согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадание о счастии, о судьбе, о родословии и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов; закосневающих же в сем и не отвергающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем извергати из церкви, как и священныя правила повелевают. Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет Апостол. Или кое сложение Церкви Божией со идолы? Или кая часть верному с неверным? Кое же, согласие Христа со велиаром?" (2 Кор. 6:14-16).

Святаго Анкирскаго Собора правило 24: "Волхвующие и последующие языческим обычаям, или вводящие некиих в дом свой, ради изыскания волшебств или ради очищения, да подвергаются правилу шестилетняго покаяния, по степеням установленным: три лета припадания и два лета молитвы без приобщения Св. Таин".

Св. Василия Великаго правило 65: "Покаявшиеся в волшебстве, или в отравлении, да проведет в покаянии время положенное для убийцы с распределением сообразным тому, как сам себя обличил в каждом грехе".

Правило 72: "Предавший себя волхвователям или неким подобным, да будет епитимией столько же времени, сколько убийца" (Ср. Вас. Вел. 7, 81-83) (Григория Нисскаго 3).

Итак, видите, каким тяжким грехом почитает Господь всякаго рода волшебство. Грех этот не становится меньшим от того, что его называют новым именем - спиритизмом, магнетизмом, теософией - или прикрывают вновь выдуманными суеверными терминами - астральныя тела, оккультныя силы и т. п., как и преступление детоубийства не облегчится на суде Божием тем, что его называют абортом (Напоминаем правило Василия Великаго (2-ое, 8-ое), по коему вытравление плода наказывается так же, как детоубийство) или безчеловечное избиение беззащитнаго товарища - от того, что его называют теперь активным бойкотом, - или грабеж, хотя бы он и назывался экспроприацией.

Если же скажут нам в оправдание волшебства: что же нам делать, когда душа измучилась мыслью об оставшихся в Советской России родных, быть может, томящихся в тюрьме или зверски замученных? Если мы сами измучились на чужбине вдали от родины и не можем не пытаться узнать что либо о времени нашего возвращения? Если терпению нашему приходит конец? Если мы не можем более томиться в неизвестности? - Ответ на это самый простой: - Ведь и при спиритических средствах ничего не узнаете, и сами серьезно им не верите, а прибегаете к ним лишь как к временному самообману, после котораго еще печальнее бывает возвращаться к печальной действительности, как после тяжкаго похмелья.

Не здесь, возлюбленные соотечественники и соотечественницы, исцеление от облежащих нас скорбей, а в молитве, в покаянии, в призывании Божественнаго милосердия, в обречении себя на полную покорность воле Божией, в убеждении, что всякое зло может произойти только по нашей злой воле, а все страдания, независящия от нея, посылаются нам от Бога для нашего блага, для нашего вразумления. Вот почему и все молитвенныя прошения наши, излагаемыя в церковных ектениях, заканчиваются изъявлениями такой же покорности Господу, даст ли Он нам просимое или нет. К такому настроению воли призывает вас Церковный Собор, и сими словами заканчиваем мы свое послание: "Пресвятую Богородицу со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим".

Председатель Собора Антоний, Митрополит Киевский и Галицкий.

 

Церковные ведомости издаваемыя при высшем русском церковном управлении Заграницей . 1(14)- 15(28) августа 1922 г. Сремски Карловцы.

Приведено по фотокопии с

www.diocesedegeneve.net

 

К сожалению, в этом источнике отсутствует одна из страниц газеты с текстом Послания. Должен сказать, что в паре зарубежных библиотек из подшивки газеты были вырваны именно страницы с этим посланием (например, в библиотеке Университета в Хельсински).

Протодиакон Андрей Кураев - Живой журнал - 23.09.2010.

 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru